Стояние на Ниле. В Африке начинается борьба за водные ресурсы
Войны за воду, как стратегический ресурс, постепенно становятся политической реальностью. Государства, расположенные в верховьях этой второй величайшей реки мира стали оспаривать доминирующее положение Египта на Ниле. Пользуясь нестабильностью ситуации в Египте, который десятилетиями контролировал главную водную артерию Африки, шесть африканских государств во главе с Эфиопией приняли решение о реализации ирригационных и гидроэнергетических проектов без ведома египетского правительства. А Египет выразил готовность отстаивать свои интересы на Ниле любыми средствами, вплоть до военных.
Река Нил
Нил – это одна из двух величайших по протяжённости рек в мире. В 2013 году учёные установили, что самая длинная речная система у Амазонки - 6992 километра, у Нила - 6852 километра. Нил имеет огромное значение для населения стран, где он протекает. Бассейн реки Нил делят 12 стран – Бурунди, Египет, Кения, Конго, Руанда, Судан, Южный Судан, Танзания, Уганда, Центрально-Африканская Республика, Эритрея и Эфиопия. Водные ресурсы Нила с древних времен использовались для орошения и прочих нужд. Особенно огромную роль, ещё с древнейших времен, Нил играет в Египте. Это единственная река Северной Африки, которая проходит через пустыню Сахару и доходит до Средиземного моря.
Она является источником жизни для Египта, где большая часть страны лежит в поясе пустынь. Дельта и долина Нила занимают лишь 5.5 % от общей территории Египта, но здесь живут 97-99% населения и это важнейший регион страны. Здесь расположены крупнейшие города и промышленные центры - Хартум, Асуан, Луксор (Фивы), агломерация Каир-Гиза, Александрия. С учётом быстрого роста населения – в Египте уже более 85 млн. человек (данные 2013 года), проблема водоснабжения населения и обеспечения водой сельского хозяйства – это вопрос жизни и смерти для страны.
География Египта.
Однако население растет и в других странах расположенных в бассейне реки, как и стремление использовать сток воды для развития сельского хозяйства, в промышленных целях и для сооружения ГЭС. В частности, население Эфиопии с 55 млн. в 1995 году выросло до 93,8 млн. человек в 2013 году; Уганды с 21,3 млн. человек в 1995 году до 34 млн. в 2013 году. Рост населения и необходимость изъятия воды на нужды продовольственного обеспечения населения (большинство стран расположенных в верховьях Нила – это преимущественно бедные, аграрные страны), увеличивают напряженность водной ситуации в бассейне реки Нил. В результате возникает ситуация, когда экономическое развитие расположенных выше по течению реки стран создает в угрозу стратегическим интересам Египта.
До настоящего времени начало военного конфликта сдерживал также фактор военно-технического и политического превосходства Египта. Египет по вооружению является лидирующей державой региона. К тому же Египет ходил в союзниках у ведущих сверхдержав планеты – сначала у СССР, затем у США. Соседи Египта по Нилу не имели соответствующих ресурсов для решения вопроса силовыми методами или методом политического давления, когда слова дипломатов подтверждают пушки. Да и в настоящее время вооруженные силы Египта обладают подавляющим превосходством: более 300 тыс. человек в сухопутных войсках (включая 8 механизированных и 4 танковых дивизии), свыше 3,7 тыс. танков, свыше 5,5 тыс. различных бронемашин, около 1, 5 тыс. буксируемых и самоходных гаубиц, РСЗО, более 700 боевых, учебно-боевых и транспортных самолетов (включая более 200 F-16 различных модификаций американского и турецкого производства), около 250 вертолетов. На вооружении ВМС: 8 фрегатов, 2 корвета, 4 субмарины, более 20 ракетных катеров и т. д. Для сравнения, общая численность вооружённых сил Эфиопии – более 130 тыс. человек, на вооружении сухопутных войск - 246 танков, 450 бронемашин, около 450 буксируемых орудий полевой артиллерии и РСЗО. На вооружении ВВС около 130 самолетов и вертолетов (самые современные машины – 11 многоцелевых истребителей Су-27). Но проблема в том, что Египет с начала 2011 года вошел в революционную полосу, которая не лучшим образом сказывается на единстве общества, его экономике, общей обороноспособности. Есть даже угроза гражданской войны и развала государства.
Кроме того, очевиден несправедливый характер соглашений, которые касаются водных ресурсов реки Нил. Так, доля стока притоков реки Нил в Эфиопии составляет около 85-86 %, а государство использует только около 1 % стока Нила. Большую часть стоков Нила поделили между собой Египет и Судан: по соглашению 1959 года, Хартуму доставалось четверть стока, остальное принадлежало Каиру.
Заключение ряда «водных» договоров в Африке, которые включают бассейн Нила, относится ещё к временам, когда на континенте господствовала Великобритания и другие колониальные державы. Главную роль в заключение этих соглашений сыграла Великобритания. 15 апреля 1891 г. было заключено англо-итальянское соглашение. Италия дала гарантию, что не будет осуществлять на реке Атбара (правый приток Нила, проходит по территории Судана и Эфиопии) ирригационные работы, которые могут повлиять на сток Нила. 15 мая 1902 г. было заключено соглашение между Великобританией и Эфиопией. Эфиопия взяла на себя обязательство не строить сооружений уменьшающих сток воды у Голубого Нила, озера Тан, или реки Собат (правый приток реки Белый Нил). Эфиопия могла начать такое строительство только с согласия правительство Великобритании и Судана. Это соглашение стало в дальнейшем одним из наиболее оспариваемых, особенно со стороны Эфиопии. С другой стороны, Судан, ссылаясь на это соглашение, требовал от Аддис-Абебы не использовать воды Нила без его разрешения. Хартум поддерживал Каир, который не скрывал своего намерения применить военную силу в противном случае.
9 мая 1906 г. Англия и Конго заключили соглашение. Оно касалось работ в бассейнах рек Семлики, что могло уменьшить объем воды, втекающей в озеро Альберта (из озера вытекает р. Альберт-Нил). От имени Конго данное Соглашение подписала Бельгия, оно было выгодно только для водопользователей нижнего течения реки Нил – Судана и Египта, являясь дискриминационным для жителей Конго. 13 декабря 1906 г. было подписано соглашение между Англией, Францией и Италией, оно было направлено на защиту интересов Великобритании и Египта в бассейне реки Нил. Суверенное право Эфиопии на использование собственных вод было проигнорировано. Эфиопия отказалась признать это соглашение, но уровень её военно-политического влияния не позволял отстоять или восстановить свои права на использование вод реки Нил. В 1925 г. Великобритания и Италия обменялись нотам, которые касались озера Тан. Итальянское правительство признало приоритетные права Египта и Судана. Работы на главных водах Синего Нила и Белого Нила и их притоках, которые могли заметно изменить сток вод в Большой Нил, были запрещены. Эфиопия выразила протест.
7 мая 1929 г. было заключено соглашение между Египтом и Англо-Египетским Суданом. Египет и Судан используют, соответственно, 48 км3/год и 4 км3/год стока реки Нил; в сухой период года (20 января-15 июля) сток Нила сохранялся для Египта; за Египтом оставалось право контролировать сток реки Нил в государствах, расположенных в верховьях реки; Египет получил право осуществлять проекты, связанные с рекой, без консультаций со странами расположенными выше по реке; Египет оставил за собой право наложить запрет на любой проект, который негативно затронет его интересы на Ниле. В результате Египет получал полный контроль Нилом в течение сухого сезона, когда вода больше всего необходима для орошения земель сельскохозяйственного назначения. Количество вод Нила для Судана было ограничено, а другим прибрежным государствам доля стока вообще не предусматривалась. Решающую роль в этих дискриминационных соглашениях играла Англия, которая одновременно выступала в роли судьи и представителя своих колониальных территорий, поддерживая Египет в ущерб другим территориям.
Соглашение 1929 года стало основой для соглашения 1959 года между Египтом и Суданом. В 1956 г. Судан получил независимость и хотел изменить положения ранее подписанных соглашений, которые считал несправедливыми. Он претендовал на 44 км3 вод Нила для орошения 2.22 млн. га. А Египет планировал построить Асуанскую плотину, чтобы поставить под контроль весь сток реки. Перед началом реализации этого проекта египетское правительство хотело получить гарантии Судана и международное признание. После переговоров, Судан и Египет, которые были потребителями вод, а не «вкладчиками» в сток Нила, и не приглашали к переговорам другие страны, не получили их согласия, подписали соглашение 1959 года. Средний годовой сток Нила делился между Суданом и Египтом в объемах 18.5 км3 и 55.5 км3, соответственно. Около 10 км3 были определены как ежегодные потери воды вследствие испарения и других факторов. Хартум получал право проводить работы направленные на увеличение стока и предотвращение потерь воды в болотах Садда в бассейне Белого Нила. Стоимость и выгода таких проектов должны быть равно разделены между странами. Каир получал право на строительство Асуанской плотины, которая способна сохранить объем ежегодного стока реки Нил полностью. Судан получал право строить ирригационные и гидротехнические сооружения на Голубом Ниле в пределах его доли. Это соглашение было несправедливым по отношению к другим прибрежным государствам и обусловило негативный климат для развития прибрежного сотрудничества в бассейне Нила в будущем.
В дальнейшем Египет и Судан имели некоторые разногласия в отношении использования стока Нила. Но действовали в тандеме, когда дело касалось третьей стороны в рассмотрение водных вопросов. Судан предлагает пересмотреть соглашение 1959 года для повышения своей водной квоты до 23 км3/год. Проблему доступа Египта к водам Нила осложнил процесс развала Судана и появления на карте мира Южного Судана. Каир старался навести мосты с Югом, участвуя в реализации нескольких проектов по развитию социально-экономической инфраструктуры.
Надо также отметить, что постепенно в верховьях реки складываются союзы направленные против монополии Египта. В 2001 году напряженность возникла между Кенией, Угандой и Танзанией, с одной стороны, и Египтом, с другой. Кения, Уганда и Танзания вступили против соглашения 1929 года, которое отказывало им в использовании воды озера Виктория для орошения. А Эфиопии было отказано в дополнительном использовании вод реки Нил, хотя в пределах этой страны находится большая часть реки (Эфиопия контролирует 85 % истоков Нила). Соглашение 1929 года являлись кабальными для других государств бассейна реки Нил, запрещая строить сооружения и осуществлять проекты, которые могут привести к уменьшению водного стока в Египет.
Конфликт Египта и Эфиопии
Эфиопия вступила за установление фиксированной водной квоты для каждого государства бассейна Нила. Египет был вынужден лавировать, с одной стороны, выражая готовность углублять сотрудничество в бассейне Нила, с другой стороны, выступая за сохранение «статус-кво». В случае неуступчивости соседей, Египет не раз выражал готовность применить силу. Так, в 1999 году египетское правительство пригрозило применить военную силу, если Эфиопия будет злоупотреблять своим положением в верховьях Нила. Одновременно Каир мешал получению Эфиопией зарубежной помощи для реализации гидротехнических проектов в верховьях реки. Ещё в 1990 году, когда Аддис-Абеба планировала начать строительство плотины на Ниле, Каир надавил на Африканский Банк Развития, и тот отказался выделить кредит. Эфиопии пришлось отказаться от проекта. В то же время, эфиопское правительство не отказалось от замыслов в будущем тратить на нужды своего сельского хозяйства до 16 % водных ресурсов Голубого Нила, а он в сезон дождей составляет 60 % стока Нила.
В конце мая 2013 года появилось сообщение о том, что Эфиопия начинает отвод вод Голубого Нила для сооружения плотины гидроэлектростанции Grand Ethiopian Renaissance Dam («Великая Дамба Эфиопского Возрождения»), которая должна стать мощнейшей на Африканском континенте. Расположенные ниже по течению реки Египет и Судан выразили протест. Аддис-Абеба обнародовала проект строительства гидроэлектростанции в верховьях Голубого Нила, около границы с Суданом в 2011 году. Весьма символично, что о проекте объявили через несколько недель после свержения египетского президента Х. Мубарака. Стоимость проекта оценивают в 4,8 млрд. долларов, проектная мощность ГЭС — 6 тыс. мегаватт, высота сооружения – 170 метров, а длина - 1,8 км. Строительство ведет итальянская компания Salini Costruttori. В настоящее время проект реализован, по данным СМИ, на 21%. Отвод реки из русла необходим, так как плотину сооружают посередине реки. После завершения работ реку снова пустят по природному руслу. По словам министра энергетики Эфиопии Алемайеху Тегену, реализации этого проекта не принесет вреда никакой стране.
Каир и Хартум выразили опасение, что строительство плотины существенно уменьшит водозабор, что может вызвать засуху и продовольственную катастрофу. Египетское правительство стало требовать остановки возведения плотины, так как она «может угрожать водной безопасности Египта». В египетской прессе поднялась большая шумиха, некоторые египетские эксперты и политики стали озвучивать идеи «бомбардировки плотины», или поддержки эфиопских повстанцев. 10 июня египетский президент Мухаммед Мурси во время проведения Национальной конференции за сохранение права Республики Египт на водные ресурсы Нила сообщил, что Каир рассматривает все сценарии для разрешения угрозы, которую несет возведении плотины в Эфиопии. Президент заявил, что Египет не позволит никому угрожать его водной безопасности. «Если Нил уменьшится даже на каплю, то ее заменит наша кровь», — сказал М. Мурси и призвал все политические силы в стране прекратить споры и объединиться перед общей угрозой.
Эфиопский премьер Хайлемариам Десалень назвал угрозы египетского президента пустыми словами, заверив общественность, что «никто и ничто не остановит строительство ГЭС». Через несколько дней эфиопский парламент ратифицировал новое рамочное соглашение, которое касалось использования бассейна реки Нил. Этот документ кроме Эфиопии, подписали ещё пять государств - Кения, Уганда, Бурунди, Танзания и Руанда. Эритрея стала наблюдателем. Готовность присоединиться к этому соглашению выразили Демократическая Республика Конго и Южный Судан. Проект сооружения ГЭС Эфиопией выгоден соседним странам, так как Аддис-Абеба выразила готовность восполнить недостаток электроэнергии в этих государствах. В результате Египту и Судану брошен вызов, их монопольное положение уходит в прошлое.
Глава египетского МИДа Мохаммед Камель Амр посетил Эфиопию с внеплановым визитом. Переговоры велись по поводу строительства ГЭС. Глава МИД Египта высказал своему коллеге Тедросу Гебреисусу основную претензию Каира: Аддис-Абеба до сих пор не представила данные по плотине египетским специалистам профильной комиссии. Хотя по соглашениям 1929 и 1959 гг. Египет и Судан контролируют сток вод Нила и все гидротехнические работы, должны быть не только одобрены Каиром и Хартумом, но и осуществляться под контролем совместной египетско-суданской технической комиссии. Однако этот визит не принес видимых результатов.
Что это значит?
- Мир может стать свидетелем нового типа конфликта - войны за воду. И этот конфликт неизбежно примет самый ожесточенный и кровавый характер, т. к. стоит вопрос о выживании десятков миллионов людей.
- Создан ещё один очаг нестабильности на планете. Необходимо помнить, что эту мину замедленного действия заложила Великобритания. Этот конфликт хорошо вписывается в стратегию превращения огромного региона от Центральной Африки до границ России, Китая и Индии в море огня.
- Регион раскалывается на фронта: с одной стороны – арабские, мусульманские страны Судан и Египет, с другой – преимущественно христианские страны (со значительной мусульманской общиной) Эфиопия, Южный Судан, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Танзания, Демократическая Республика Конго.
- Египетская элита (как военное крыло, так и сторонники исламизации государства) получила отличный повод для «выпуска пара», сброса пассинарности миллионов молодых египтян. Чем больше перемелет военная мясорубка жизней, тем лучше для Египта. Иначе внутренняя нестабильность может привести к внутреннему взрыву, гражданской войне и развалу страны. Другой сценарий внешнего конфликта – война с Израилем, слишком опасен. Египетская пресса уже полна воинственных заявлений о возможной военной интервенции в Эфиопию, воздушных ударов по ГЭС. Правда, на войну нужны деньги и немалые, которых нет у Каира. Но строители халифата – Катар и Саудовская Аравия, могут их выделить. Заместитель министра обороны королевства Саудовской Аравии принц Халид бин Султан во время официального визита в Египет уже обрушился с уничтожающей критикой на Эфиопию. По словам принца, если уже построенная дамба по какой-то причине рухнет, то будет затоплен Хартум. «Великая Дамба Эфиопского Возрождения», по словам высокопоставленного саудита, прямая угроза национальной безопасности Судана и Египта.
Что может предпринять Египет?
В настоящее время Каир пытается оказать дипломатическое давление на Эфиопию. Но без видимого успеха. Реализация этого проекта может резко повысить статус Эфиопии в регионе. Аддис-Абеба считает ГЭС «воротами в будущее». Станция позволит Эфиопии не только решить свои проблемы с электроэнергией, развивать промышленность и сельское хозяйство, но и продавать электричество соседним странам, которые испытывают хроническую нехватку этого ресурса. ГЭС, с политической точки зрения, даст Эфиопии рычаг давления на соседние страны, что уже ощутили на себе Египет и Судан. Поэтому эффективность политических мер Каира представляется сомнительной.
В Египте озвучена идея поддержки вооруженных мятежников на эфиопской территории. У Хартума и Каира уже есть успешный опыт таких действий. В 1970-1980-е годы Египет, а позднее Судан активно поддерживали Народный Фронт Освобождения Эритреи. Это привело к развалу Эфиопии и появлению государства Эритрея. Этот вариант вполне реализуем, так как в настоящее время против правительства Эфиопии воюют несколько оппозиционных групп. Они уже пытаются объединить усилия для свержения законного правительства. Плацдармом для оказания помощи повстанцам может стать Эритрея. Эфиопия это христианское государство, но мусульмане составляют более 30% населения. Радикальные исламисты имеют хорошую социальную базу.
Кроме того, существует возможность прямого военного столкновения Египта и Эфиопии. Здесь есть два сценария – ограниченное вмешательство, в виде воздушного удара по дамбе; и полномасштабная интервенция (здесь необходима полная поддержка Судана). При военной интервенции с целью свержения существующего в Эфиопии режима, возможно включение в войну и других соседних государств.
Информация