Память о войне выпиливают вместе с мозгами

Память о войне выпиливают вместе с мозгамиКогда сегодня под предлогом переоценки ценностей ли, в угоду новым хозяевам, покровителям, спонсорам, кураторам ли, легко и демонстративно оплевывается и уничтожается то, что вчера считалось святым, это называется «ничего святого». Еще совсем недавно в нашей стране, которая тогда была единой, память о Победе в Великой Отечественной войне и воинах, добывших эту Победу, считалась святой. Осквернение и уничтожение памятников воинам Великой Отечественной считалось немыслимым делом, кощунством.

Сегодня, в эпоху торжествующей свободы, в первую очередь – свободы от морально-нравственных самоограничений, уничтожение памяти и памятников становится делом привычным и обыденным. Одно время казалось, что вдохновители и «полководцы» сегодняшней параноидальной пропагандистской войны против советской истории пощадят воинов Великой Отечественной, сделают им исключение. Ведь Победа в Великой Отечественной – вне политики, это универсальная ценность высшего порядка, одна для всех, кто считает себя цивилизованными людьми. Воины Великой Отечественной, солдаты и генералы, - это, в том числе, наши с вами деды и прадеды, это те, кто воевал и умирал за нас с вами, за то, чтобы мы сегодня жили, за то, чтобы жили наши дети и внуки. Поэтому, казалось, что хоть эта-то тема на волне «разоблачения» и выворачивания наизнанку всего и вся останется неприкосновенной, хотя бы героев Великой Отечественной оставят в покое, память хотя бы об их подвиге сберегут и сохранят. Напрасная иллюзия. Наивно полагать, что те, кто задался целью вымарать черной краской всю историю советского периода, сохранят в виде исключения одно светлое пятно, раздражающе светлое пятно, бельмо на глазу у «маляров» от истории. Не сохранили, не пощадили, не сделали исключения. Память вымарывают, памятники оскверняют или сносят.

На днях в Ташкенте был демонтирован памятник Герою Советского Союза гвардии генерал-майору Сабиру Рахимову, единственному узбекскому генералу Великой Отечественной, погибшему в 1945-м и похороненному в Ташкенте (где он, по некоторым данным, и родился). Рахимов вступил в Красную Армию в 1922 году, служил в Туркестанском военном округе, командовал кавалерийскими подразделениями в боях с басмачами. Возможно, это ему и припомнили сегодня власти независимого Узбекистана, когда принимали решение о сносе памятника. А, может, сыграл свою роль тот факт, что Рахимов – не узбек, а казах по национальности. Хотя любому вменяемому, не лишенному совести человеку понятно, что Рахимов принадлежит узбекам в той же степени, что и казахам. Так же, как любой герой Великой Отечественной, вне зависимости от его национальности, в равной степени принадлежит всем народам бывшего СССР. Потому что они воевали за одну страну, за всех.


Рахимов воевал в составе Западного и Южного фронтов, в Белоруссии и на Смоленщине, под Ростовом и Таганрогом, на Дону и на Кубани, на Кавказе, в Восточной Пруссии и Восточной Померании. Был неоднократно ранен и контужен, награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова II степени и Кутузова II степени, орденом Красной Звезды. В марте 45-го в боях за город Данциг (ныне – польский Гданьск) Сабир Рахимов, тогда – командующий 37-й гвардейской стрелковой дивизией в составе 65-й армии, был смертельно ранен и умер в госпитале, не приходя в сознание. Звание Героя Советского Союза было присвоено ему посмертно в мае 1965 года. Именем Рахимова были названы станция ташкентского метро и один из районов узбекской столицы. В ноябре прошлого года станция метро была переименована в «Алмазар» (узб. Olmazor) - «Яблоневый сад». (Под таким названием, к слову говоря, в советском Узбекистане выпускали портвейн). В декабре та же участь постигла и район имени Сабира Рахимова. Стало понятно, что памятник генералу тоже обречен. И точно: вот теперь добрались и до него. Памятник сносили в присутствии сотрудников милиции и хокимията (городской администрации).

Это не первый случай уничтожения памятников героям войны в Узбекистане: в 2009 году в ташкентском Парке боевой славы были демонтированы монументы, установленные в 70-е годы в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне, в частности – памятник Защитнику Родины и бюсты, символизирующие различные рода войск. Кроме того, из Парка были вывезены образцы советской военной техники – «катюши», самолеты, танки и пушки. По словам источника в Министерстве обороны Узбекистана, памятники не соответствовали новому прочтению узбекской истории и не отражали «историю вооруженных сил республики и военного искусства народов Центральной Азии» (узбеки, обессмертившие свое имя в битвах Великой Отечественной, не отражают историю военного искусства узбекского народа – каково?!). В экспозиции Музея Вооруженных Сил Узбекистана, расположенного в том же парке, основное внимание теперь уделяется, в частности, эпохе Тамерлана. Эпоха Великой Победы в величайшей в истории человечества войне старательно стирается из памяти потомков.

Так же, как это происходит и в других республиках бывшего СССР. В Грузии взрывают мемориал Победы в Кутаиси. В Эстонии переносят Бронзового солдата из центра Таллина. По всей Прибалтике оскверняют памятники советским воинам и их могилы. И кое-где на Украине. И в России тоже. То, что вчера казалось немыслимым, стало нормой. При уничтожении личности, народа, государства во главу угла всегда ставится уничтожение памяти и сложившихся представлений о святых вещах. Уничтожение границ и институтов власти – вторично, это лишь следствие. Первопричина – это принцип «Ничего святого и вечного», принимаемый на веру, подменяющий веру, становящийся оружием для разрушения и саморазрушения. Именно это саморазрушение и происходит сегодня на пространстве бывшего СССР, в том числе – через уничтожение памятников воинам Великой Отечественной.

Иногда этот процесс уничтожения собственной памяти и собственных святынь сопровождается одновременным чествованием тех, кого советские воины победили, - гитлеровцев и их союзников. Как, например, в Прибалтике, где маршируют ветераны эсэсовских легионов и где запрещают демонстрировать советские военные награды. Как, например, на Украине, где прославляют деятелей ОУН-УПА. Как, например, в Молдавии, где одной из улиц в пригороде Кишинева присваивается имя маршала Антонеску. Иногда памятники уничтожают по причинам их «неэстетичности» и «архаичности», мешающей новой жизни – как, например, в случае с упомянутым мемориалом в Кутаиси, который взорвали, дабы высвободить место для нового здания парламента. Иногда никакой политики и эстетики нет, а есть сугубо экономические интересы – как, например, в случае с разрытыми могилами советских летчиков в Химках, которые разрыли то ли ради строительства торговых и офисных центров, то ли ради расширения Ленинградского шоссе. Иногда тема Великой Отечественной используется для того, чтобы чисто поржать, – как, например, в «комедии» «Гитлер капут!», создатели которой предлагают зрителям поржать над сценами, связанными с расстрелами и концлагерями.

Но наиболее часто уничтожение и осквернение памяти о Великой Отечественной и ее героях, конечно, происходит на волне борьбы с наследием советского режима, под предлогом «возвращения к своим историческим корням». Это модно и звучит красиво. Только мне непонятно, как можно возвращаться к «корням», отпиливая при этом огромную часть «ствола», неотъемлемую часть того, что называется твоей историей? В итоге получится возвращение не к «корням», а - к «пням» и «корягам». К изуродованной истории и памяти, к изуродованным мозгам и душам, из которых «выпилили» изрядный кусок. Как у Булгакова: «Разруха в головах».

Примечательно, что в западных странах сохраняется трепетное и уважительное отношение к памятникам советским воинам – в той же Германии, в частности. При том, что эти памятники напрямую ассоциируются с СССР – врагом Германии во Второй Мировой войне, врагом Запада в «холодной войне». Но память о павших в борьбе с фашизмом, тем не менее, хранится на Западе бережно. Совсем иная картина – в странах бывшего СССР и Восточной Европы, которые отчаянно пытаются составить Западу компанию в клубе «цивилизованных господ и настоящих джентльменов». Не понимая, что впавшим в беспамятство – место в клинике, а не в обществе приличных людей. Не понимая, что на принципе «Ничего святого» ничего вечного и прочного не построить. Сколько ни пыхти и ни сноси.
Автор: Игорь Чебыкин
Первоисточник: http://news.km.ru/pamyat-o-voine-vypilivay...meste-s-mozgami" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://news.km.ru/pamyat-o-voine-vypilivay...meste-s-mozgami


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. Reptiloid 8 сентября 2015 23:05
    Большое спасибо.Непонятны мне эти 00000?Сегодня были 2 статьи на эту тему,на днях "Незабытая Война". Совсем по другому реагируют люди.Большое спасибо!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня