Military Review

Philosopher of Terror. 14 June 190 was born the revolutionary theorist Peter Lavrov

7
Few people remember that before 1991, Furshtatskaya Street in St. Petersburg bore the name of Peter Lavrov, the famous Russian philosopher and politician of the last century. History his life, and most importantly, what his sermons and compositions for the Russian people eventually turned out to be quite instructive for today, when again in our society the calls for "radical changes" began to sound.


Looking at the portrait of this handsome gentleman with a broad beard, a nobleman and professor, an artillery colonel who loved to compose in his spare time, it is hard to imagine that it was Peter Lavrovich Lavrov who called for and demanded:

Stand, brothers, everywhere at once, -
From the Dnieper to the White Sea,
And the Volga region, and the distant Caucasus -
On thieves, on dogs - on the rich
And the evil vampire king.
Beat them and destroy the damned
Light up the best life of the dawn!


Even more, we will probably be surprised that these furious lines are taken not simply from the poem of an elderly professor. This is a quotation from the famous “Working Marseillaise”, composed by Peter Lavrov, which was immediately used in Russia as a national anthem immediately after the February Revolution. “Let us renounce the old world, shake off the dust of our feet!” - exalted young ladies, workers, students, and soldiers deserting from the front were enthusiastically singing on the streets of Petrograd.

Later, all of them, probably, were also very surprised when this “bloodless revolution” turned into one of the most ferocious dictatorships in the history of mankind.

Although what was surprising if the hymn, which they themselves sang happily, was calls for a massacre.

The future revolutionary philosopher was born in Melekhovo, Pskov province, in the family of a retired colonel of artillery, a personal friend of the famous A. Arakcheev, known for his devotion to the emperor. In childhood, Lavrov received an excellent home education, well mastered French and German. Having matured, he entered the artillery school in St. Petersburg, where he was considered the best student of academician M. Ostrogradsky, showed exceptional abilities to mathematics. His career continued as a teacher at the St. Petersburg Mikhailovsky Artillery Academy and the Konstantinovsky Military School. During the Crimean War, Lavrov was in the army, however, as he himself later admitted, he "did not participate in any military actions." Soon he married a beautiful woman, a widow with two children in her arms, of German origin. The father, having learned about mesalliance, became angry and deprived his son of material support. For the already large colonel and professor with a decent salary, accustomed to a wealthy life, this turned out to be a blow. I had to earn money by writing articles for magazines and tutoring to support a large family. However, soon the death of his father and older brother made Lavrov completely wealthy man.

However, it was at this time that he began to read out to Herzen, became close to Chernyshevsky. Then came his first book, Essays on Practical Philosophy, in which Lavrov argued that "the moral personality inevitably conflicts with an unjust society." He himself did not openly "urge Rus to the ax," as Herzen did. However, proximity to the revolutionaries led to the fact that after the assassination of Karakozov against Alexander II, Lavrov was arrested, found guilty of “spreading harmful ideas” and sentenced to exile in Vologda province, where he lived from 1867 to 1870 a year.

It is unlikely that Lavrov at that time assumed that when his political associates would come to power later, they would immediately put him against the wall for spreading “harmful ideas”.
And not only for distribution, but simply for being a professor or a former royal colonel.

In exile, Pyotr Lavrovich did not work chained to a wheelbarrow, but, using his leisure, wrote his most famous work, Historical Letters. They contained a passionate appeal for young people, for all “critically thinking” and “energetically striving for truth individuals”, to understand “the tasks of the historical moment and the needs of the people” to immediately start “creating history and fighting against the old world”, which opinion, mired in lies and injustice.

However, he himself did not fight for these ideals in Russia, but fled from exile to Paris, where he joined the First International, went to London, where he met Marx and Engels, and soon began to edit the revolutionary newspaper “Forward!” this newspaper was published his "New Song", which was later dubbed the "Working Marseillaise." However, this song was by no means the only one in which Lavrov called for the destruction of the "villains of the damned." One of his other poems was called “The Song of Hate”:

Let in the heart of all, in whom the heart beats with passion,
Only hate reigns heat.
Ready fire; there is enough wood
So that the whole world kindle the holy fire!
Break the enemies without getting tired,
Razite boldly hand.
And you will be the kind of holy hatred
Sacred than holy love!


In Paris, Lavrov, perfectly fluent in French, immediately felt like a fish in water.

When, in 1871, power passed into the hands of the Paris Commune, the emigrant from Russia was delighted and warmly welcomed this great, as he thought, event.

He tirelessly went to rallies, spoke in the squares, urging the workers of the French capital to a decisive struggle. Even he himself, as he later wrote in his memoirs, traveled to the suburbs, from where the communards sacked products. At that time in Paris, as always happens during all the coups, a terrible famine reigned. Parisians even ate all giraffes, chamois and other inhabitants of the zoological garden, hunted for cats and rats.

But Lavrov did not notice this, stating that only working people can realize "great ideals of a better and happy life." He did not even notice how, on the orders of the Communards, several hundred hostages were taken, and then dozens of innocent citizens, including the Archbishop of Darbuis in Paris, were shot. Well, and when later revolutionaries seized power in Russia, then terror and executions became the norm.

The eminent publicist Mikhail Katkov warned long before 1917 what dangers the theory and propaganda activity of Russian intellectuals, philosophers and theorists who, like Lavrov and Herzen, having taken refuge abroad, furiously denounced their own country and called for the destruction of existing in Russia, could pose dangers orders.

“Our barbarism is in our foreign intelligentsia,” said Katkov. “True barbarism walks with us not in a gray army cap, but more in a tail coat and even in white gloves.”

And also: “Our intelligentsia gets out of its way to show itself as less as possible Russian, believing that this is Europeanism. But the European intelligentsia does not think so. European powers, on the contrary, only care about their interests and do not think much about Europe. ”

After the defeat of the Paris Commune, Lavrov did not end up in prison, but was able to calmly live out his century in France, writing theoretical works, and printing a lot in Russia, despite the allegedly "ferocious royal censorship." In Paris, he died, and was buried in the cemetery of Montparnasse.

It is unlikely, of course, Lavrov, then understood what his passionate sermons of the “struggle against the old world” and the affairs of his followers would lead to, for which he should “beat and destroy the damned evildoers”. However, when a revolution broke out in Russia, after his death, and the disciples of the former professor, philosopher and retired colonel came to power, Alexander Blok, who was killed by its horrors, understood this. The great poet named “Worker Marseillaise” Lavrov among the “most nasty poems, rooted in the Russian heart”. “They cannot be torn apart except with blood,” the poet lamented.

With the blood of all the ideas and enthusiasm of Peter Lavrov before the revolution and turned around. Big blood.
Author:
Originator:
http://www.stoletie.ru/
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. inspection
    inspection 28 June 2013 09: 22 New
    0
    Given: We are wild and feudal.
    It is necessary: ​​Elite glad about Russia.
    Hence: Kose clearly need to educate the bar.
  2. gribnik777
    gribnik777 28 June 2013 09: 37 New
    +1
    Lavrov argued that "a moral person inevitably comes into conflict with an unjust society."

    Main question:"What is a fair society?"
    There can be no just society, in principle - this is utopia.
  3. deman73
    deman73 28 June 2013 11: 50 New
    +2
    the king - the priest was humane and this humanity ruined both himself and the empire with a bunch of people
  4. mithridate
    mithridate 28 June 2013 12: 30 New
    +1
    corrupting influence of the west
    1. Truth-lover
      Truth-lover 9 July 2013 12: 06 New
      0
      Corrupt influence to the west
  5. Odysseus
    Odysseus 28 June 2013 15: 07 New
    -2
    How cute the author defends oligarchic capitalism. It is not surprising that Narodnik Volodymyr Lavrov arouses such fierce hatred and fear in him. The author honestly fulfills his penny to protect the capital of his masters.
  6. omsbon
    omsbon 28 June 2013 19: 25 New
    +1
    Lavrov was arrested, convicted of “disseminating harmful ideas” and sentenced to exile in the Vologda province, where he lived from 1867 to 1870.

    Cool article "spreading harmful ideas", but the timing is too humane!

Философ террора. 14 июня 190 лет назад родился теоретик-революционер Петр Лавров

Философ террора. 14 июня 190 лет назад родился теоретик-революционер Петр ЛавровУже мало кто помнит, что до 1991 года Фурштатская улица в Петербурге носила имя Петра Лаврова - знаменитого русского философа и политика прошлого века. История его жизни, а главное то, чем обернулись в конечном итоге его проповеди и сочинения для русского народа, довольно поучительны и для сегодняшнего дня, когда снова в нашем обществе зазвучали призывы к «радикальным переменам».

Глядя на портрет этого благообразного господина с окладистой бородой, дворянина и профессора, полковника от артиллерии, любившего в свободное время посочинять, трудно представить, что именно Петр Лаврович Лавров еще задолго до «великого Октября» призывал и требовал:

Встанем, братья, повсюду зараз, -
От Днепра и до Белого моря,

И Поволжье, и дальний Кавказ -
На воров, на собак – на богатых
И на злого вампира царя.
Бей, губи их, злодеев проклятых,
Засвети лучшей жизни заря!


Еще больше мы, наверное, удивимся тому, что эти яростные строки взяты не просто из стихотворения пожилого профессора. Это - цитата из знаменитой «Рабочей марсельезы», сочиненной Петром Лавровым, которая сразу после Февральской революции некоторое время использовалась в России в качестве национального гимна. «Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног!» - восторженно распевали на улицах Петрограда экзальтированные барышни, рабочие, студенты и дезертировавшие с фронта солдаты.

Позднее все они, наверное, тоже были очень удивлены, когда эта «бескровная революция» обернулась одной из самых свирепых диктатур в истории человечества.

Хотя чему было удивляться, если в гимне, который они сами же радостно пели, были призывы к кровавой расправе.

Родился будущий революционер-философ в Мелехово Псковской губернии в семье полковника артиллерии в отставке, личного друга знаменитого А. Аракчеева, известного своей преданностью императору. В детстве Лавров получил прекрасное домашнее воспитание, хорошо овладел французским и немецким языками. Повзрослев, поступил в артиллерийское училище в Петербурге, где считался лучшим учеником академика М. Остроградского, проявил исключительные способности к математике. Карьера его продолжилась в качестве преподавателя в Петербургской Михайловской артиллерийской академии и Константиновском военном училище. Во время Крымской войны Лавров оказался в войсках, однако, как сам потом признавался, ему «ни в каких военных действиях участвовать не случилось». Вскоре он женился на красавице, вдове с двумя детьми на руках, немке по происхождению. Отец, узнав о мезальянсе, разгневался и лишил сына материальной поддержки. Для уже многодетного полковника и профессора с неплохим жалованьем, привыкшего к обеспеченной жизни, это оказалось ударом. Пришлось подрабатывать писанием статей для журналов и репетиторством, чтобы содержать большую семью. Впрочем, вскоре смерть отца и старшего брата сделала Лаврова вполне обеспеченным человеком.

Однако именно в это время он стал зачитываться Герценом, сблизился с Чернышевским. Затем вышла в свет его первая книга, «Очерки вопросов практической философии», где Лавров утверждал, что «нравственная личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом». Сам он открыто не «призывал Русь к топору», как это делал Герцен. Однако близость к революционерам привела к тому, что после покушения Каракозова на Александра II Лавров был арестован, признан виновным в «распространении вредных идей» и приговорен к ссылке в Вологодскую губернию, где жил с 1867 по 1870 год.

Вряд ли Лавров в то время предполагал, что когда его политические сотоварищи придут позднее к власти, то за распространение «вредных идей» будут сразу без разговоров ставить к стенке.
Да и не только за распространение, а просто за то, что профессор или бывший царский полковник.

В ссылке Петр Лаврович не трудился прикованным к тачке, а, пользуясь досугом, написал свое самое известное произведение – «Исторические письма». В них содержался страстный призыв к молодежи, ко всем «критически мыслящим» и «энергически стремящимся к правде личностям», понять «задачи исторического момента и потребности народа», незамедлительно приступить «к творению истории и борьбе против старого мира», который, по его мнению, погряз во лжи и несправедливости.

Сам, впрочем, он бороться за эти идеалы в России не стал, а бежал из ссылки в Париж, где вступил в I Интернационал, съездил в Лондон, где познакомился с Марксом и Энгельсом, и вскоре стал редактировать революционную газету «Вперед!» Именно в этой газете и была опубликована его «Новая песня», которую потом окрестили «Рабочей Марсельезой». Впрочем, эта песня была отнюдь не единственной, в которой Лавров призывал к уничтожению «злодеев проклятых». Одно из других его стихотворений так и называлось - «Песня ненависти»:

Пусть в сердце всех, в ком сердце страстью бьется,
Царит лишь ненависти жар.
Готов костер; довольно дров найдется,
Чтоб на весь мир разжечь святой пожар!
Разите же врагов, не уставая,
Разите смелою рукой.
И будет вам та ненависть святая
Священнее любви святой!


В Париже Лавров, прекрасно владея французским языком, сразу почувствовал себя, как рыба в воде.

Когда в 1871 году власть перешла в руки Парижской коммуны, эмигрант из России был в восторге и горячо приветствовал это великое, как он считал, событие.

Он без устали ходил на митинги, выступал на площадях, призывая рабочих французской столицы к решительной борьбе. Даже сам, как писал потом в воспоминаниях, ездил в пригороды, откуда возил коммунарам мешками продукты. В то время в Париже, как это всегда бывает во время всех переворотов, воцарился страшный голод. Парижане съели даже всех жирафов, серн и других обитателей зоологического сада, охотились за кошками и крысами.

Но Лавров ничего этого не замечал, заявляя, что только люди труда могут осуществить «великие идеалы о лучшей и счастливой жизни». Не заметил он и того, как по приказу коммунаров были взяты несколько сот заложников, а потом десятки ни в чем не повинных горожан, в том числе и парижский архиепископ Дарбуа, были расстреляны. Ну, а когда позднее революционеры захватили власть и в России, то террор и расстрелы стали уже нормой.

Выдающийся публицист Михаил Катков еще задолго до 1917 года предупреждал, какие опасности могут нести для России теории и пропагандистская активность русских интеллигентов, философов и теоретиков, которые, вроде Лаврова и Герцена, укрывшись за границей, яростно поносили собственную страну и призывали к уничтожению существовавших в России порядков.

«Наше варварство – в нашей иностранной интеллигенции, - заявил Катков. - Истинное варварство ходит у нас не в сером армяке, а больше во фраке и даже в белых перчатках».

И – еще: «Наша интеллигенция выбивается из сил показать себя как можно менее русской, полагая, что в этом-то и состоит европеизм. Но европейская интеллигенция так не мыслит. Европейские державы, напротив, только заботятся о своих интересах и немало не думают о Европе».

После поражения Парижской коммуны Лавров не оказался в тюрьме, а смог спокойно доживать свой век во Франции, занимаясь написанием теоретических трудов, причем печатая многое и в России, несмотря на будто бы «свирепую царскую цензуру». В Париже он и умер, и был похоронен на кладбище Монпарнас.

Вряд ли, конечно, Лавров, тогда понимал, к чему приведут его страстные проповеди «борьбы против старого мира» и дела его последующих единомышленников, ради чего и следует «бить и губить злодеев проклятых». Однако когда в России, уже после его смерти, грянула революция и к власти пришли ученики бывшего профессора, философа и отставного полковника, то это хорошо понял погибший от ее ужасов Александр Блок. «Рабочую марсельезу» Лаврова великий поэт назвал среди «прескверных стихов, корнями вросших в русское сердце». Их «не вырвешь иначе, как с кровью», - сокрушался поэт.

Кровью все идеи и восторги Петра Лаврова перед революциями и обернулись. Большой кровью.
Автор: Владимир Малышев
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. Проверка 28 июня 2013 09:22
    Дано: Мы диковаты и феодальны.
    Надо: Элиту радеющую об России.
    Отсюда: Козе понятно надо просвещать бар.
    Проверка
  2. gribnik777 28 июня 2013 09:37
    Лавров утверждал, что «нравственная личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом».

    Главный вопрос:"Что есть справедливое общество?"
    Справедливого общества в принципе быть не может - это утопия.
    gribnik777
  3. deman73 28 июня 2013 11:50
    царь - батюшка был гуманен и эта гуманность сгубила и его самого и империю с кучей народа
  4. митридат 28 июня 2013 12:30
    тлетворное влияние запада
    1. Правдолюбец 9 июля 2013 12:06
      Тлетворное влияние на запад
      Правдолюбец
  5. Одиссей 28 июня 2013 15:07
    Как мило автор защищает олигархический капитализм. Неудивительно,что народоволец Лавров вызывает у него такую лютую ненависть и страх.Автор честно отрабатывает свою копеечку охраняя капиталы своих хозяев.
  6. omsbon 28 июня 2013 19:25
    Лавров был арестован, признан виновным в «распространении вредных идей» и приговорен к ссылке в Вологодскую губернию, где жил с 1867 по 1870 год.

    Классная статья "распространение вредных идей", но сроки уж больно гуманные!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня