Строительство «Мистралей» и странные заявления чиновников

Последняя неделя оказалась богатой на новости о российско-французском контракте, подразумевающем поставку двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа Mistral. С разницей в несколько дней, а то и часов поступили несколько сообщений, рассказывающих о ходе строительства заказанной техники. При этом, как уже неоднократно случалось ранее, оглашенная информация стала поводом для продолжения давних споров о необходимости подобных кораблей.

Строительство «Мистралей» и странные заявления чиновников



Пожалуй, самой громкой новостью последней недели стали заявления заместителя министра обороны России Ю. Борисова. Чиновник из Минобороны объявил о срыве части проекта. По его словам, кормовая часть корпуса первого «Мистраля» для России будет строиться не на российских предприятиях, а во Франции. В качестве причины этого Борисов назвал нерасторопность работников судостроительного предприятия «Северная верфь» (г. Санкт-Петербург). Этот завод не успевает выполнить свои контрактные обязательства и поэтому сборку крупного агрегата доверят французским корабелам. Стоит отметить, это заявление было сделано в ходе авиасалона Ле-Бурже, проходившего недалеко от Парижа.

Известие о срыве сроков со стороны «Северной верфи» вызвало массу вопросов. В первую очередь по той причине, что строительство кормовой части корпуса будущего корабля «Владивосток» ведется на Балтийском заводе. По официальным сообщениям Объединенной судостроительной корпорации, в настоящее время завершаются все сборочные работы. Уже 26 июня установленную на специальный понтон корму спустят на воду, а в начале июля-месяца ее отправят во Францию. Конечно, при строительстве столь сложного агрегата были некоторые проблемы, но в итоге все удалось решить и конструкцию передадут французским строителям в соответствии с ранее запланированными сроками.

Дальнейшее строительство первого «Мистраля» для российского ВМФ будет выглядеть следующим образом. К началу осени на французской верфи в городе Сен-Назер корму соединят с остальным корпусом. На октябрь запланирован спуск корабля на воду. После этого продолжится монтаж некоторых систем и агрегатов, который планируется завершить в следующем 2014 году. В таком виде «Владивосток» передадут России, где его оснастят вооружением. Передача корабля военно-морскому флоту запланирована на 2014-2015. Таким образом, на все работы уйдет примерно 2-2,5 года, что может говорить о небольшом сокращении срока строительства УДК для России.

Трудно сказать, по какой причине появилась «сенсационная» новость, в которой упоминалось судостроительное предприятие «Северная верфь». Вероятно, заместитель министра обороны просто оговорился. Тем не менее, далее ситуация развивалась в соответствии с известным анекдотом про ложечки и осадок: настоящий изготовитель кормы «Владивостока» нашелся, но его производственные успехи все равно не могут заглушить недоумение от изначальной новости.

Необходимо отметить, Борисов рассказал не только о неких непонятных проблемах со строительством кормы первого корабля. Он также опроверг более ранние сообщения о технических проблемах «Мистралей» для российского флота. По словам замминистра обороны, все спекуляции на тему работоспособности техники в северных широтах или необходимых горюче-смазочных материалов не соответствуют действительности. Французские корабли полностью удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. Что касается применения подобных кораблей, то подобные вопросы стоит задавать командованию флота.

В тот же день, 18 июня, появилась очередная информация, касающаяся «Мистралей». На этот раз стало известно о начале строительства второго десантного корабля для нашей страны, получившего имя «Севастополь». Строительство этого УДК будет идти по уже отработанной схеме: большую часть конструкций соберут французы, а несколько секций изготовят рабочие Балтийского завода. По имеющимся данным, сразу после отправки кормовой части «Владивостока» во Францию петербуржские корабелы начнут сборку агрегатов «Севастополя». Передача флоту второго универсального десантного корабля состоится примерно через год после приемки «Владивостока». Оба корабля будут служить в составе Тихоокеанского флота. Ранее в некоторых источниках утверждалось, что новые корабли могут пополнить боевой состав Черноморского флота, но эта информация была опровергнута.

Буквально через пару дней после появления информации о срыве контрактных обязательств – 20 июня – на Балтийский завод приехал вице-премьер Д. Рогозин. Он лично осмотрел построенные конструкции и развеял все опасения. По его словам, корабль достроят в установленные сроки, а производственный процесс контролируется как российской, так и французской стороной. Такие заявления на самом высоком уровне выглядят обнадеживающе. Однако и на этот раз не обошлось без странностей. Так, средства массовой информации приводят слова Рогозина, согласно которым первый «Мистраль» будет принят на вооружение уже в октябре этого года. И снова, как в случае с Ю. Борисовым, возникают вопросы относительно сути такого высказывания.

Возможно, Рогозин просто перепутал флотские термины и на самом деле имел в виду спуск на воду, который состоится в октябре-месяце. В то же время, подобные ошибки, требующие отдельного объяснения, оставляют неоднозначное впечатление и не способствуют улучшению имиджа отдельных лиц и судостроения в целом. Тем более, обе оговорки за авторством высокопоставленных чиновников прозвучали в заявлениях на одну и ту же тему и в течение одной недели, что придает ситуации совершенно некрасивый вид.

И все же, несмотря на перепутанные заводы и этапы строительства корабля, российский военно-морской флот понемногу приближается к тому дню, когда в его состав войдет первый универсальный десантный корабль. У нашей страны до сих пор не было кораблей подобного класса и именно отсутствие готовых проектов, как известно, стало причиной подписания контракта с Францией. Изначально Россия планировала приобрести четыре УДК типа Mistral, но в конце прошлого года планы немного изменились. Согласно измененным планам российского Минобороны, наш ВМФ сперва получит только два корабля. По результатам первых лет их эксплуатации будет принято решение о необходимости покупки еще двух кораблей.

Примечательно, что и Ю. Борисов, и Д. Рогозин, комментируя строительство новых «Мистралей», единогласно высказались о необходимости подобного разделения серии. Оба высокопоставленных чиновника полагают, что целесообразность закупки третьего и четвертого кораблей должна быть определена позже, когда наша страна получит «Владивосток» и «Севастополь». При этом в госпрограмму перевооружения уже заложены траты на покупку всех четырех кораблей. Борисов также отметил, что Россия, в соответствии с достигнутыми договоренностями, может выбирать конкретный способ строительства. Третий и четвертый «Мистрали» могут строиться по имеющейся схеме (отдельные части корпуса строятся во Франции и в России, а после сборки достраиваются заводами обеих стран) либо только на российских предприятиях, или же не строиться вообще.

В результате, если отбросить все странные высказывания и т.п. сомнительные вещи, ситуация с УДК типа Mistral, строящимися для ВМФ России, в целом выглядит позитивно. Строительство первого корабля серии завершится в ближайшие месяцы и к тому времени развернутся полномасштабные работы над конструкциями второго. Пока нет никаких оснований сомневаться в соблюдении сроков завершения строительства и принятия кораблей в строй. Будем надеяться, нынешние проблемы с пониманием тех или иных заявлений так и останутся самым серьезным препятствием на пути международного проекта, а ВМФ России вовремя получит современные боевые корабли.








По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://armstass.su/
http://lenta.ru/
http://ntv.ru/
http://rus.ruvr.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти