Конструктивные уязвимости основной боевой машины АОИ «Меркава Mk.4». Окончание

Конструктивные уязвимости основной боевой машины АОИ «Меркава Mk.4». Окончание


В завершении материала о конструктивных уязвимостях «Меркавы Mk.4» представляется целесообразным рассмотреть возможности основной боевой машины АОИ по противостоянию танкам вероятных противников. Наличие такой функции соответствует базовому принципу отнесения какой-либо боевой машины к классу основных боевых танков.


Как уже было сказано, за всю свою военную карьеру, начиная с 1982 года, ни одна модификация «Меркавы» не столкнулась в боях с танками противника. Поэтому последствия такого противостояния можно оценить, исходя из технических особенностей танков с передним или задним расположением МТО, а также из природных особенностей Ближневосточного театра военных действий (ТВД), на которые была изначально ориентирована конструкция «Меркавы» по заявлениям разработчиков танка.

В качестве прототипа танка «Меркава» был использован опытный американский легкий танк Т92, разработанный в 1956 году и не пошедший в серию по результатам испытаний. Прототип отличался от всех ранее известных танков не только передним расположением МТО, но и наличием кормовой двери для входа/выхода экипажа. Кроме того, башня Т92 отличалась особой компактностью – размеры лафета, равного диаметру погона корпуса, превышали габариты самой башни, включающей в свой состав центральный каземат пушки и два отдельных бронеколпака командира танка и наводчика.

В соответствии с стандартным подходом к проектированию переднеприводных танков и с целью компенсации избыточного веса МТО и лобовой брони центр вращения башни Т92 был значительно смещен назад – на четверть длины опорной поверхности гусениц. Это позволило обеспечить равномерную нагрузку на все опорные катки гусеничного движителя.



Не имея собственного опыта конструирования бронетанковой техники и руководствуясь идеей И.Таля о приоритете защиты экипажа перед защитой машины, разработчики «Меркавы» некритично выбрали вышеуказанный легкий танк в качестве прототипа будущего основного боевого танка, проектный вес которого превышал вес Т92 в три раза, длина – почти вдвое.

Кроме увеличения веса и габаритов в проект были внесены ещё два отличия:
- высота корпуса была значительно увеличена, а видимая высота башни уменьшена;
- центр вращения башни был значительно передвинут вперед, его геометрическое место смещено назад от центра опорной поверхности гусениц всего лишь на семь процентов её длины.



Общая высота башни «Меркавы Mk.1» составляла большую величину - порядка 800 мм. Башня была утоплена в корпус так, что внутри боевого отделения вдоль погона образовался кольцевой выступ около 200 с лишним миллиметров, что значительно затрудняет работу заряжающего по выгрузке выстрелов из огнеупорных контейнеров, расположенных за выступом башни. Это решение (уменьшить высоту башни за счет увеличения высоты корпуса) было выбрано из представлений о том, что основной мишенью в танке является именно башня, что соответствовало статистике распределения попаданий в танки в начале 1970-х годов.



Сдвиг центра вращения башни ближе к центру опорной поверхности гусениц соответствовал ещё одной идеи И.Таля о расширении функциональности основного боевого танка и введении в его состав дополнительного отделения, предназначенного для запасного экипажа, пехотного десанта или эвакуации раненых с поля боя.

В результате неординарного выбора прототипа и неоднозначных конструкторских решений «Меркава» имеет ряд отличий от зарубежных основных боевых танков.
Высота её корпуса составляет 1860 мм, что на 300-400 мм превышает высоту корпуса танков «Абрамс» М1 (Египет), «Абрамс» М1 А2 SEP (Саудовская Аравия), Т-72 (Сирия) и Т-90С (Алжир).




При этом надо учитывать, что за 40 лет с начала разработки «Меркавы» значительно поменялась статистика попадания бронебойных снарядов в танки. Используя возросшую баллистику пушек и современные системы управления огнем теперь в основном целятся в корпус, а не в башню танка.



Габариты лба корпуса «Меркавы» составляют 2200 на 1330 мм, при этом высота верхней (ВЛД) и нижней (НЛД) деталей примерно равны между собой. Корпус и башня выполнены литыми с толщиной стенок 76 мм. Наклон лобовых поверхностей башни и НЛД составляет порядка 75 процентов. В последней модификации «Меркава Mk.4» башня, борта корпуса и НЛД дополнительно защищены навесными модулями композитной брони, представляющими собой несколько слоёв из металлических листов с керамическим или полимерным наполнителем.



Кроме лобовой детали толщиной 76 мм и накладного модуля толщиной примерно 100 мм, в защите лобовой проекции корпуса «Меркавы» участвуют 40-мм стальная перегородка между носовыми топливными баками и МТО, двигатель и трансмиссия, эквивалентные 60-мм стальной броне, и 20-мм стальная перегородка между МТО и боевым управлением.

Если сравнить степень защиты (отношение веса брони к заброневому объему) «Меркавы Mk.4» и её вероятных противников, то указанный показатель характеризуется следующими величинами:
Т-90С, вес брони 27,4 тонн, заброневой объем 11 куб.м, степень защиты 2,49;
«Абрамс» М1 А2 SEP, вес брони 37 тонн, заброневой объем 17,5 куб.м, степень защиты 2,10;
«Меркава Mk.4», вес брони 44 тонн, заброневой объем 22 куб.м, степень защиты 2,00.
Основные причины худшего показателя «Меркавы» - это большая высота корпуса для размещения внутри утопленной части башни и большая длина корпуса для устройства дополнительного отделения.

Защита наиболее обстреливаемой лобовой проекцией зарубежных танков достигает эквивалента 1000 и более мм стальной брони. Это достигается путем использования встроенной комбинированной брони c элементами из обедненного урана, как у «Абрамса» М1 А2 SEP



или встроенной комбинированной брони с внешней динамической защитой, как у Т-90С



Применение такого типа защиты, отличающейся большим весом, для «Меркавы» неприемлемо, поскольку центр тяжести машины и так смещен вперед за счет переднего МТО и отказа от сдвига назад башни. Но самый главный её недостаток кроется в более принципиальном обстоятельстве, заложенном ещё в момент выбора прототипа – в защиту танка включен блок двигателя с трансмиссией как таковой.

По опыту последней крупномасштабной военной операции – войны в Ираке 2003 года, где имели место танковые бои между противоборствующими сторонами, огневой контакт проходил на дистанции 2 и более километра. Именно на этом и большем расстоянии обеспечивается конструкционная защита лобовой проекции современных моделей основных боевых танков.

Анализ вооруженных конфликтов показывает, что на территориях с пустынно-равнинным характером рельефа, в широких долинах, расположенных между гор, в предгорьях при расположении на господствующих высотах (а именно этим рельефом отличается Израиль и соседние с ним страны) танки могут наблюдаться на дальностях до 3-4 км. Использование преимуществ местности при ведении боевых действий, к которым в том числе относится и занятие позиций, обеспечивающих максимальные сектора и дальности обзора, является одним из основных условий успешного ведения боя. Поэтому для приведенных выше типов местностей всегда будут возникать ситуации, когда есть возможность обнаружения и обстрела целей на больших дальностях.

В результате увеличения дальности огневого контакта «Меркава», изначально созданная под условия конкретного ТВД, оказывается в крайне невыгодной ситуации. – начиная с 2 и более км снаряды её пушки не пробивают лобовую броню зарубежных танков, при этом снаряды пушек её противников пробивают броню ВЛБ корпуса «Меркавы» на дистанции до 3 км, броню НЛД – на дистанции до 4 км.

Конечно, после пробития лобовой брони корпуса снаряды в лучшем случае застревают в двигателе или трансмиссии «Меркавы Mk.4», но последствия этого несравнимы с последствием застревания снарядов в лобовой броне «Абрамса» М1 А2 SEP или Т-90С. «Меркава» в отличие от своих вероятных противников, при этом не только теряет ход, но и утрачивает возможность вести автоматизированную стрельбу из пушки, поскольку генератор двигателя больше не вырабатывает электроэнергии, а мощности вспомогательной силовой установки и аккумуляторной батареи недостаточно для одновременного питания электроприводов башни и орудия, стабилизатора орудия, механизированной боеукладки, системы управления огнем и тепловизорных прицела и приборов наблюдения.

Конечно, экипаж танка может перейти на ручной привод башни и орудия, но этот означает снижение более чем на порядок скорострельности пушки, а также отказ от режима автосопровождения цели после её захвата системой управления огнем, что ставит неподвижную «Меркаву» с неработающим двигателем в заведомо невыгодное положение по сравнению с её противниками.

Завершая оценку приспособленности «Меркавы Mk.4» к местному ТВД необходимо упомянуть об одной природной особенности – большинство его грунтов с большей или меньшей несущей способности располагается на скальной основе, что дает возможность танкам с большим удельным давлением на грунт передвигаться без видимых усилий по грязи и песку. Это обусловлено простым обстоятельством – гусеницы в мягком или сыпучем поверхностном грунте пробивают колею до скального основания, после чего танк получает сцепление и возможность двигаться.



Ширина гусеницы "Меркавы Mk.4" равна 660 мм, длина опорной поверхности 4520 мм, площадь опоры 5,966 кв.м, среднее удельное давление на грунт составляет 1,17 кг/кв.см, по сравнению с 1,07 кг/кв.см у «Абрамс» М1 А2 SEP и 1 кгс/кв.см у Т-90С.
Примерно четверть площади Ближневосточного ТВД составляет зона пустынь с песчаными барханами – район Негев на территории Израиля и север Синайского полуострова на территории Египта. Эти районы с глубоким залеганием скальной основы являются танконедоступными для «Меркавы Mk.4», несмотря на то, что она вроде бы создавалась именно для местного ТВД в отличие хотя бы от одного из её потенциальных противников – Т-90С.

Как итог сказанному можно отметить фактическое сворачивание программы производства «Меркавы» на протяжении последних трех лет. В 2010 году танк, ранее секретный и «невыездной», был впервые представлен на международной парижской выставке Eurosatory с целью привлечения зарубежных партнеров для совместной разработки и продажи. В 2012 году правительство Израиля также впервые сделало предложение иностранному государству – Колумбии – о приобретении танков «Меркава». В мае 2013 года было объявлено о завершении действия государственного оборонного заказа на производство новых машин. Как ожидается, до конца года в оборонной промышленности Израиля, выпускающей танки, танковые орудия и комплектующие к ним, могут быть уволены до 7000 человек. Оставшиеся работники и производственные мощности будут переориентированы на ремонт и модернизацию ранее выпущенных машин.
Автор:
Андрей Васильев
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

122 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти