Military Review

"Assault tank": SAU Sturmpanzer II

7
By the fall of 1941, the German army was faced with problems regarding the use of armored vehicles. Available Tanks and assault guns worked well during constant offensives, but over time their characteristics became insufficient to carry out some tasks. Moving along foreign territory on the Eastern and North African fronts, the Germans more and more often came across a well-trained layered defense. The 75 mm guns of tanks and self-propelled guns ceased to cope with some fortifications, which is why the Wehrmacht needed new types of equipment with high firepower and sufficient mobility.




The troops had a small number of “assault tanks” 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.KpfW.I Ausf B ohne Aufbau, also known as Sturmpanzer I Bison. However, these combat vehicles had not only high firepower, but also a lot of design flaws. For this reason, by the end of 41, the command of the German army was drawn up for the creation of a new self-propelled artillery unit, armed with an 150 caliber millimeter gun and without the disadvantages of the previous vehicle of similar purpose.

It is worth noting, the company Alkett still in 1940 year began research on this topic. The fact is that the PzKpfw I tank, which was already outdated by that time, was used as a base for self-propelled guns of the Sturmpanzer I. It was proposed to use the PzKpfw II tank chassis as a solution to the current problem. These tanks were a bit newer and more perfect than the previous ones, and besides, the troops had a sufficient number of them, which in the long term would have made it possible to quickly establish a massive retrofit in the ACS. In the summer of 40-th at the factory of the company "Alkett" collected the first copy of the promising self-propelled guns.

From the base tank removed the tower and part of the roof. In place of the cleaned units installed an open armored wheelhouse and devices for mounting the gun. As weapons for the new SAU, we chose the sIG 150 infantry howitzer tested on the previous "assault tank" 33-mm infantry howitzer. The power plant has not undergone any changes - its foundation was still the six-cylinder Maybach HL62TRM engine with 140 horsepower. By the autumn of 1940, the main work on fine-tuning this version of the ACS was completed and in October it was tested at the test site. As the firing showed, the PzKpfw II tank chassis was too weak for a powerful 150-mm gun. In addition, the cutting house self-propelled turned out not enough volume - the crew was difficult to work in it.

It took several months to correct the identified deficiencies. A new prototype came out of the workshop only in February 1941 of the year. After the upgrade, the design became much more complicated. Initially, Alkett engineers wanted to ensure the possibility of converting tanks into self-propelled guns in the conditions of combat workshops. But the improvement of the project noticeably complicated this process. First of all, the reason for this was the updated design of the armored hull. To enhance the chassis, we had to introduce an additional pair of road wheels into it, which led to an extension of the casing by approximately 700 mm (according to other data, at 600-650). In addition, remembering the awkward fighting compartment of the first prototype, the body was expanded to 320 mm. The design of the armored shell and some other small details were also changed.



In February, 41 began construction of the first prototype of the updated self-propelled gun, but the work was completed only at the beginning of summer. SAU Sturmpanzer II had a combat mass of about 12 tons, but it was equipped with the old 140-strong engine. A relatively low armored cabin was mounted on the roof of the hull, in the front sheet of which there was a window for the sIG 33 gun. The thickness of the cutting armor varied from 30 mm in the frontal part to 5 mm on the sides and stern. For self-defense, ACS was equipped with one MG34 machine gun. The installation system of the gun made it possible to direct it horizontally within a sector of width 10 ° and, according to different sources, to 60-70 ° in a vertical plane. In the fighting compartment were jobs of three crew members. In the styling fit only 10 shells. Such a small ammunition was planned to compensate for the appropriate tactics of use.

Until the end of 1941, the German industry could not even produce a pre-production batch of 12 machines. By this time, only seven Sturmpanzer II self-propelled guns were ready, the other five were assembled in the next 42 year. The machine does not fully satisfy the customer. Large firepower allowed to effectively attack the technique and strengthen the enemy, but a weak booking accordingly affected the real capabilities of the machine. However, the pre-production lot was sent to the troops under the official designation 15cm sIG 33 auf Fahrgestell PzKpfw II. As a “testing ground” for military tests, North Africa was chosen, where self-propelled guns went in the early spring of 1942 as part of the 707 and 708 mouth of the heavy infantry artillery.

During operation in the African Corps, all claims to the new "assault tank" were confirmed. Weak booking did not allow to use it in some combat formations with tanks. In addition, in African conditions, the engine was extremely poor. All these disadvantages outweighed the advantages of a large-caliber gun. As a result, the inherent flaws of self-propelled guns in combination with the climate of North Africa led to the fact that by the end of 1942, only a few combat vehicles remained in the ranks. The rest of the Sturmpanzer II was idle due to the lack of spare parts or because it was impossible to recover. In this case, the entire ACS was used as a source of spare parts for equipment still suitable for operation.

"Assault tank": SAU Sturmpanzer II


In May, the 1943 of the year, when the African corps capitulated, there was only one self-propelled gun on the move, which was taken by the British as a trophy. During the offensive, the British army managed to capture six more “assault tanks”, dismantled for parts. After making a pre-production batch of 12 SAU machines, the 15cm sIG 33 auf Fahrgestell PzKpfw II was not built or used. The results of its operation were taken into account in the following projects of similar equipment.

The further fate of one of the self-propelled guns captured by the British is interesting. After the end of the Second World War, one copy was transferred to Egypt. Most likely, it was the only self-propelled self-propelled gun left for the Germans, but there is a version about restoring several semi-disassembled cars. Regardless of the exact number, the fate of the captured Sturmpanzer II, replenished the fleet of vehicles of the Egyptian army, was unenviable. The last car was destroyed in 1948 year, during the Arab-Israeli war.








On the materials of the sites:
http://weapon.df.ru/
http://achtungpanzer.eu/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://panzernet.net/
Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. omsbon
    omsbon 24 June 2013 10: 30
    12
    The Germans created many samples of different weapons, good and not very good, but at the Branderburg Gate my grandfather photographed his SU-76.
    1. bazilio
      bazilio 24 June 2013 13: 40
      +6
      Quote: omsbon
      but at the Branderburg Gate my grandfather photographed his SU-76.


      Thanks to both your grandfather and all other veterans for the victory and for similar memorable photos.
  2. Denis
    Denis 24 June 2013 12: 11
    +3
    In stacks fit only 10 shells. It was planned to compensate for such a small ammunition with appropriate tactics
    And more about the corresponding tactics of a word, what was it like?
    Weak reservation did not allow using it in the same battle formations with tanks
    Is the name of the assault tank too loud then?
    Whole self-propelled guns were used as a source of spare parts for equipment still suitable for operation
    And this is a natural result
  3. bazilio
    bazilio 24 June 2013 13: 43
    +3
    Thanks to the author for the article. Previously, I did not know or did not pay attention to this navigator.
    As a model, it has been morally obsolete since its inception. As an assault gun, a bad instance, like self-propelled guns for firing from prepared positions, it can also be normal. An open cabin with a small armored shield for an assault gun does not definitely roll.
  4. svp67
    svp67 26 June 2013 20: 04
    +1
    Weapon "BLITZKRIGA"
  5. Alex
    Alex 9 September 2013 21: 11
    +2
    As always - we collect cubes "from what was". Apparently, the smallness of the material is a reflection of the combat "value" of this development. Nevertheless, the author "+" and thanks.
  6. bulat
    bulat 4 September 2015 18: 25
    0
    Direct fire is always more accurate than fire from closed positions. But there was no resistance to fire from the VET.

«Штурмовой танк»: САУ Sturmpanzer II

К осени 1941 года немецкая армия столкнулась с проблемами, касавшимися применения бронетехники. Имеющиеся танки и штурмовые орудия хорошо зарекомендовали себя во время постоянных наступлений, но со временем их характеристики стали недостаточными для выполнения некоторых задач. Продвигаясь по чужой территории на Восточном и Североафриканском фронтах, немцы все чаще и чаще наталкивались на хорошо подготовленную эшелонированную оборону. 75-мм пушки танков и самоходок перестали справляться с некоторыми укреплениями, из-за чего Вермахту понадобились новые виды техники с высокой огневой мощью и достаточной мобильностью.

«Штурмовой танк»: САУ Sturmpanzer II


В войсках имелось небольшое количество «штурмовых танков» 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.KpfW.I Ausf B ohne Aufbau, также известных под названием Sturmpanzer I Bison. Однако эти боевые машины имели не только высокую огневую мощь, но и массу недостатков конструктивного характера. По этой причине командование немецкой армии к концу 41-го года составило техническое задание на создание новой самоходной артиллерийской установки, вооруженной орудием калибра 150 миллиметров и не имеющей недостатков предыдущей машины аналогичного назначения.


Стоит отметить, фирма Alkett еще в 1940 году начала исследования по этой тематике. Дело в том, что в качестве базы для самоходки Sturmpanzer I использовалось шасси уже устаревшего к тому времени танка PzKpfw I. В качестве решения сложившейся проблемы было предложено использовать шасси танка PzKpfw II. Эти танки были немного новее и совершеннее предыдущих, а кроме того, в войсках имелось достаточное их количество, что в перспективе позволило бы быстро наладить массовое переоборудование в САУ. Летом 40-го на заводе фирмы «Алкетт» собрали первый экземпляр перспективной самоходки.

С базового танка сняли башню и часть крыши. На место убранных агрегатов установили открытую бронированную рубку и устройства для крепления пушки. В качестве оружия для новой САУ выбрали проверенную на предыдущем «штурмовом танке» 150-мм пехотную гаубицу sIG 33. Силовая установка не претерпела никаких изменений – ее основой по-прежнему был шестицилиндровый двигатель Maybach HL62TRM мощностью 140 лошадиных сил. К осени 1940 года завершились основные работы по доводке этой версии САУ и в октябре ее испытали на полигоне. Как показали стрельбы, шасси танка PzKpfw II было слишком слабым для мощного 150-мм орудия. Кроме того, рубка самоходки получилась недостаточно объемной – экипажу было трудно работать в ней.

На исправление выявленных недостатков ушло несколько месяцев. Новый прототип вышел из цеха лишь в феврале 1941 года. После обновления конструкция заметно усложнилась. Изначально инженеры Alkett хотели обеспечить возможность переоборудования танков в САУ в условиях строевых мастерских. Но совершенствование проекта заметно усложнило этот процесс. Прежде всего причиной этого стала обновленная конструкция бронекорпуса. Для усиления ходовой части пришлось ввести в нее дополнительную пару опорных катков, что привело к удлинению корпуса примерно на 700 мм (по другим данным, на 600-650). Кроме того, помня о неудобном боевом отделении первого прототипа, корпус расширили на 320 мм. Также изменениям подверглась конструкция бронерубки и некоторые другие небольшие детали.

«Штурмовой танк»: САУ Sturmpanzer II


В феврале 41-го началось строительство первого прототипа обновленной самоходки, но работы завершились только в начале лета. САУ Sturmpanzer II имела боевую массу около 12 тонн, но при этом оснащалась старым 140-сильным двигателем. На крыше корпуса смонтировали относительно невысокую бронированную рубку, в переднем листе которой имелось окно для орудия sIG 33. Толщина брони рубки варьировалась от 30 мм в лобовой части до 5 мм на бортах и корме. Для самообороны САУ оснастили одним пулеметом MG34. Система монтажа орудия позволяла наводить его в пределах сектора шириной 10° по горизонтали и поднимать, согласно разным источникам, на 60-70° в вертикальной плоскости. В боевом отделении находились рабочие места трех членов экипажа. В укладках умещалось лишь 10 снарядов. Столь малый боекомплект планировалось компенсировать соответствующей тактикой применения.

До конца 1941 года немецкая промышленность не смогла произвести даже предсерийную партию из 12 машин. К этому моменту было готово лишь семь самоходок Sturmpanzer II, остальные пять собрали в следующем 42-м году. Машина не в полной мере удовлетворила заказчика. Большая огневая мощь позволяла эффективно атаковать технику и укрепления противника, но слабое бронирование соответствующим образом сказывалось на реальных возможностях машины. Тем не менее, предсерийную партию отправили в войска под официальным обозначением 15cm sIG 33 auf Fahrgestell PzKpfw II. В качестве «полигона» для войсковых испытаний выбрали Северную Африку, куда самоходки отправились в начале весны 1942 года в составе 707-й и 708-й рот тяжелой пехотной артиллерии.

Во время эксплуатации в Африканском корпусе все претензии к новому «штурмовому танку» подтвердились. Слабое бронирование не позволяло использовать его в одних боевых порядках с танками. Кроме того, в африканских условиях крайне плохо проявил себя слабый двигатель. Все эти недостатки с лихвой перевешивали преимущества крупнокалиберного орудия. В итоге врожденные недостатки самоходки в сочетании с климатом Северной Африки привели к тому, что к концу 1942 года в строю осталось всего несколько боевых машин. Остальные Sturmpanzer II простаивали из-за отсутствия запчастей или ввиду невозможности восстановления. Целые САУ при этом использовались в качестве источника запчастей для техники, еще пригодной для эксплуатации.

«Штурмовой танк»: САУ Sturmpanzer II


В мае 1943 года, когда Африканский корпус капитулировал, на ходу оставалась всего одна самоходка, которая в качестве трофея досталась британцам. В ходе наступления английской армии удалось захватить еще шесть «штурмовых танков», разобранных на запчасти. После изготовления предсерийной партии из 12 машин САУ 15cm sIG 33 auf Fahrgestell PzKpfw II не строилась и не использовалась. Результаты ее эксплуатации были учтены в следующих проектах подобной техники.

Интересна дальнейшая судьба одной из САУ, захваченных англичанами. После окончания Второй Мировой войны один экземпляр был передан Египту. Скорее всего, это была единственная остававшаяся у немцев пригодная к эксплуатации самоходка, но существует версия о восстановлении нескольких полуразобранных машин. Вне зависимости от точного количества, судьба трофейных Sturmpanzer II, пополнивших парк техники египетской армии, оказалась незавидной. Последняя машина была уничтожена в 1948 году, во время арабо-израильской войны.

«Штурмовой танк»: САУ Sturmpanzer II
«Штурмовой танк»: САУ Sturmpanzer II
«Штурмовой танк»: САУ Sturmpanzer II
«Штурмовой танк»: САУ Sturmpanzer II
«Штурмовой танк»: САУ Sturmpanzer II
«Штурмовой танк»: САУ Sturmpanzer II


По материалам сайтов:
http://weapon.df.ru/
http://achtungpanzer.eu/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://panzernet.net/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. omsbon 24 июня 2013 10:30
    Немцы создали много образцов разного оружия хорошего и не очень, но у Брандербургских ворот мой дед сфотографировал свою СУ-76.
    1. bazilio 24 июня 2013 13:40
      Цитата: omsbon
      но у Брандербургских ворот мой дед сфотографировал свою СУ-76.


      спасибо и вашему деду и всем остальным ветеранам за победу и за подобные памятные фотографии.
  2. Денис 24 июня 2013 12:11
    В укладках умещалось лишь 10 снарядов. Столь малый боекомплект планировалось компенсировать соответствующей тактикой применения
    И больше про соответствую тактику ни слова,какой она была?
    Слабое бронирование не позволяло использовать его в одних боевых порядках с танками
    Не слишком ли тогда громкое название-штурмовой танк?
    Целые САУ при этом использовались в качестве источника запчастей для техники, еще пригодной для эксплуатации
    А это уже закономерный итог
  3. bazilio 24 июня 2013 13:43
    Автору спасибо за статью. Раньше я не знал или не обращал внимания на этот штурпанцер.
    Как образец он с момента появления был морально устаревшим. Как штурмовое орудие- плохой экземпляр, как САУ для стрельбы с подготовленных позиций может еще и нормально. Открытая рубка с пизким бронещитком для штурмового орудия- однозначно не катит.
  4. svp67 26 июня 2013 20:04
    Оружие "БЛИЦКРИГА"
  5. Алекс 9 сентября 2013 21:11
    Как всегда - собираем кубики "из то, что было". Видимо, малость материала - отражение боевой "ценности" данной разработки. Тем не менееЮ автору "+" и спасибо.
  6. bulat 4 сентября 2015 18:25
    Стрельба прямой наводкой всегда точнее огня с закрытых позиций.Но именно стойкости к огню ПТО не было.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня