Military Review

Natalia Bode: War through the eyes of a woman

9
The Great Patriotic War showed the world not only heroes, it served as a catalyst for many creative people. Personal tragedies and experiences were the main impetus for the creation of brilliant works of art. And Natalia Bode is the clearest example. In her photographs you can see not the war itself, but life in a war with all its sorrows, difficulties, friendship, loyalty, tenderness and even humor.


A military photojournalist is a difficult and dangerous profession. A female military photojournalist is a unique and rare phenomenon in any historical period and in any country. But, from the point of view of art, the “feminine look” at such events makes it possible to take completely different shots, invest different emotionality in them, and show the real truth of life. The path from Stalingrad to Berlin, reflected in the photographs, gives an idea not of War, but of Life, of life in the terrible and difficult historical conditions of 1941-1945. Photos convey not hatred, not heroic deed, but the everydayness of the military situation, real feelings - and pity, and confusion, and tension, and sadness, as well as happiness and tenderness, even in such a difficult time as the war became for millions of Soviet people.

The life of Natalia Bode, as, however, the biography of almost any person of that time, is divided into two completely different parts: before the war and after. Before the war, everything was simple: she was born in 1914 in Kiev, received a degree in machine science, became interested in photography, and in 20 years became a photographer for the newspaper Kommunist. Married photojournalist Boris Kozyuk, 2, before the war, gave birth to a son.

What did 20-year-old Natalya dream of when she became a photographer: beautiful women, parades and awards, visits to Kiev by prominent party members, harvests and genre pictures of rural life? Who knows ... Obviously only one thing: she least wanted to shoot those scenes of the war, and to make those pictures that would later be recognized as genius.

When you read the memoirs of contemporaries about Natalia Bode, an interesting image emerges in your imagination: she carries the entire blue holiday dress in her duffel to wear it on Victory Day. Natalia's parents, hastily leaving Kiev a few hours before its occupation, along with her young son, do not forget to take a bottle of her perfume with them, and keep it until the very meeting after the war. These and other similar moments create an image not of a “fighter”, but a very touching and feminine girl.

However, war is war, and Natalya’s life after 22 June 1941 has changed dramatically. In the very first days, her husband dies, and Natalya, leaving her little son to her parents, goes to the front as a photojournalist.

She works in the front-line newspaper Krasnaya Armiya, runs and captures the largest military operations on the South-Western Front, all the way of our army to Berlin. Almost all the major battles and life in the rear on the Central, 1-m Belarussian and South-Western Fronts are reflected in her works. Her photographs were printed in “Red Star”, “Spark”, “Truth”, even in some foreign magazines.

What was the price of her pictures and in what conditions they were obtained is clearly seen in the example of her famous photograph of heavy German tank "Tiger". After the defeat in the Battle of Stalingrad, the enemy command concentrated all its forces on the Kursk Bulge, sending the guns of the latest and latest developments there. The most powerful tanks - “Panthers”, the legendary “Tigers”, self-propelled “Ferdinands” - struck the imagination of both military and ordinary inhabitants. There was not a single photograph in the newspapers of the wrecked German technology of this level, and the Tigers were considered invincible. And although Soviet soldiers quite successfully disabled such tanks, photographers physically could not capture this during the war. Until the newspaper "Red Army" did not know that in the neutral zone remained "Tiger", knocked out by Soviet soldiers.

It was necessary to urgently photograph the “invincible” tank, put out of action by our soldiers, and place a photo on the front page, dispelling the myth of the “invincibility” of German technology. Natalia Bode volunteered for this risky task. She managed to get to the right place and shoot the tank so close that the holes in the armor did not leave any doubt that the legendary "Tiger" was vulnerable. The prices of such pictures were clear and the opposing side, the Germans immediately opened fire. Only the blast wave that knocked Natalia off her feet saved her from any serious injuries.

In the new issue they immediately printed a photo, which became known to the whole world. This is how Lazar Bortman, journalist and colleague of Natalia described this episode:

“I stood with the division commander at the observation post. Ahead of us, a kilometer away, on a hill, in the neutral zone, German tanks were burning. Frequent mines were seen here and there: the Nazis poured the entire area of ​​the neutral zone with mortars to prevent the Soviet fighters from undermining the damaged vehicles. And suddenly we saw two figures darted out of our advanced trenches and disappeared into the rye. Half an hour passed, an hour. And now Natasha appeared before us, accompanied by a machine gunner. Her blue jumpsuit was torn to shreds, elbows and knees in the blood - she had to crawl all the distance to the tanks.
- There is the first shot of the "tiger"! - she triumphed. Then her face took a squeamish expression, and she quietly added:
“How disgusting to crawl through the dead Germans ...”


During the war, Natalya met her second husband, Yevgeny Dolmatovsky, a famous poet of the time (“Favorite city can sleep in peace”) and an employee of the Pravda newspaper, where Bode worked at that time. Together, they went all the way to the end of the war. One day, having gone for a walk while stopping the editorial train (the newspaper’s editorial and printing house was in specially equipped cars), when they returned, they saw that most of the train had been destroyed by bombing. Many editorial staff members died, a part of the photo archive was destroyed, and personal belongings, among which was the duffel bag that contained an elegant blue dress for Victory Day.


In the working biography of Bode, there were tasks when she alone covered the distance in the forest 40 kilometers and slept in a makeshift hut, but brought amazing pictures. At the same time, Natalya, according to the memoirs of the editorial staff, was not only a dedicated and purposeful professional, but also a person who deeply experienced all that she saw through the lens. Even after having been in many dangerous situations related to her profession, and having seen a lot, every time after arriving at the newly liberated concentration camp, she, shocked, could not eat anything for a week.

After the war, my husband was opposed to Natalya continuing to work as a photojournalist. And she herself did not want to go back to the fact that at least somehow reminded of the war. And although Bode’s photographs became more and more famous, she received awards and recognition, most of her works, not published in print, people saw only after her death, after her children took out the negatives from the big box that the photographer kept in the farthest corner and did not allow anyone to open.

Contemporaries describe Natalia Bode as a very beautiful woman. But the photographs in which she is depicted do not even make it possible to assess the appearance, since it is difficult to pay attention to anything other than the eyes, which reflect the deep sadness of everything seen through the lens in a war. Maybe that is why, despite numerous awards for her works, Natalia Bode never tired of personal exhibitions, did not show her archives, and generally tried not to talk about that War and her photos.











































































[Center]
Author:
Originator:
http://www.womanontop.ru/2012/07/natalya-bode-mirovaya-tragediya-skvoz-zhizn-i-obektiv/
Photos used:
Natalia Bode
Articles from this series:
Natalia Bode: War through the eyes of a woman
Natalia Bode: Continuation of 1
Natalia Bode: Continuation of 2
Natalia Bode. Final photo selection of works
9 comments
Ad

Our projects are looking for authors in the news and analytical departments. Requirements for applicants: literacy, responsibility, efficiency, inexhaustible creative energy, experience in copywriting or journalism, the ability to quickly analyze text and check facts, write concisely and interestingly on political and economic topics. The work is paid. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Kinsman
    Kinsman 24 June 2013 07: 44 New
    +4
    Thanks for the interesting photos about the Great Patriotic War, I saw some for the first time.
  2. biglow
    biglow 24 June 2013 10: 23 New
    +5
    more often it is necessary to arrange exhibitions of such photographs so that they would not forget
  3. George
    24 June 2013 10: 30 New
    +2
    Unfortunately, this is not all the photos that could be put on display.
  4. naguss
    naguss 24 June 2013 11: 40 New
    +2
    Great stuff, great photos. The main thing is not staged, the breath of war is felt. Photographer from God. I would like to get acquainted with her work
    1. polly
      polly 24 June 2013 15: 42 New
      +2
      What people, what faces! It is fortunate that today we can see such photos. Thanks to the author for the truth depicted on them!
  5. Armavir
    Armavir 24 June 2013 17: 45 New
    +2
    what kind of bastard set -1? how can such works, to all those who are in the photograph and put a minus ...
    1. Lech from ZATULINKI
      Lech from ZATULINKI 24 June 2013 17: 57 New
      0
      PICTURES are very interesting new ones, and probably put the DECREASES OF THOSE OUR SOLDIERS TAKE IN POW - HE XH HIGHER RACE.
  6. RoTTor
    RoTTor 24 June 2013 18: 41 New
    0
    [b]Super!!!! THANK!!! Wonderful shots. In addition, not obscured by endless publications, almost unknown. And how many more such correspondent heroes were there ?! You need to save everything. But such faces you will not see ... [/ b]
  7. MAG
    MAG 24 June 2013 19: 03 New
    +1
    The faces of the faces and how little we know THEIR war and the history of each of them specifically.
  8. nekromonger
    nekromonger 25 June 2013 00: 38 New
    0
    thanks for the pictures, we are waiting for the continuation

Наталья Боде: война глазами женщины

Великая Отечественная война показала миру не только героев, она послужила катализатором и для многих творческих людей. Личные трагедии и переживания стали главным толчком для создания гениальных произведений искусства. И Наталья Боде – ярчайший тому пример. В ее фотографиях можно увидеть не саму войну, а жизнь на войне со всеми ее горестями, трудностями, дружбой, верностью, нежностью и даже юмором.

Военный фотокорреспондент – профессия тяжелая и опасная. Женщина-военный фотокорреспондент – явление уникальное и редкое в любой исторический период и в любой стране. Но, с точки зрения искусства, «женский взгляд» на подобные события дает возможность делать совершенно другие кадры, вкладывать в них другую эмоциональность, показывать настоящую правду жизни. Путь от Сталинграда до Берлина, отраженный в фотографиях, дает представление не о Войне, а о Жизни, о жизни в страшных и тяжелейших исторических условиях 1941-1945 гг. Фотографии передают не ненависть, не героический подвиг, а будничность военной обстановки, настоящие чувства – и жалость, и смятение, и напряженность, и печаль, а также счастье и нежность даже в столь непростое время, каким стала война для миллионов советских людей.

Жизнь Натальи Боде, как, впрочем, биография практически любого человека того времени, делится на две совершенно разные части: до войны и после. До войны все просто: родилась в 1914 году в Киеве, получила специальность «машиноведение», увлеклась фотографией и в 20 лет стала фотографом газеты «Коммунист». Вышла замуж за фотожурналиста Бориса Козюка, за 2 года до войны родила сына.


Что мечтала снимать 20-летняя Наталья, став фотографом: красивых женщин, парады и награждения, приезды в Киев видных членов партии, сборы урожаев и жанровые картинки сельской жизни? Кто знает… Очевидно лишь одно: она меньше всего хотела снимать те сцены войны, и делать те снимки, которые впоследствии будут признаны гениальными.

Когда читаешь воспоминания современников о Наталье Боде, в воображении вырисовывается интересный образ: всю войну она возит в своем вещмешке праздничное синее платье, чтобы надеть его в день Победы. Родители Натальи, спешно уезжая из Киева за несколько часов до его оккупации вместе с ее маленьким сыном, не забывают взять с собой флакон ее духов, и хранят его до самой встречи после войны. Эти и другие подобные моменты создают образ не «бойца», а очень трогательной и женственной девушки.

Однако война есть война, и жизнь Натальи после 22 июня 1941 года резко меняется. В первые же дни погибает ее муж, и Наталья, оставляя маленького сына родителям, уходит на фронт фотокорреспондентом.

Она работает во фронтовой газете «Красная Армия», проходит и запечатлевает крупнейшие военные операции на Юго-Западном фронте, весь путь нашей армии до Берлина. Практически все главные битвы и жизнь в тылу на Центральном, 1-м Белорусском и Юго-Западном фронтах отражены в ее работах. Ее фотографии печатались в «Красная Звезда», «Огонек», «Правда», даже в некоторых иностранных журналах.

Какова была цена ее снимков и в каких условиях они получались, прекрасно видно на примере ее известной фотографии тяжелого немецкого танка «Тигр». После поражения в Сталинградской битве командование противника сосредоточило все силы к «Курской дуге», отправив туда орудия последних, новейших разработок. Самые мощные танки – «Пантеры», легендарные «Тигры», самоходные «Фердинанды» – поражали воображение как военных, так и простых обывателей. В газетах не было ни одной фотографии подбитой немецкой техники такого уровня, и «Тигры» считались непобедимыми. И хотя советские солдаты вполне успешно выводили подобные танки из строя, фотографы физически не могли запечатлеть этого во время ведения боевых действий. До тех пор, пока газете «Красная Армия» не стало известно, что на нейтральной полосе остался «Тигр», подбитый советскими бойцами.

Необходимо было срочно сфотографировать «непобедимый» танк, выведенный из строя нашими солдатами и поместить фотографию на первой странице, развеяв миф о «непобедимости» немецкой техники. Наталья Боде вызвалась сама на это рискованное задание. Ей удалось подобраться нужному месту и заснять танк настолько близко, что пробоины в броне не оставляли сомнения в том, что легендарный «Тигр» уязвим. Цены подобных снимков были понятны и противоборствующей стороне, немцы немедленно открыли огонь. Только взрывная волна, сбившая с ног Наталью, уберегла ее от каких-либо серьезных ранений.

В свежем номере немедленно напечатали фотографию, которая стала известной на весь мир. Вот как описывал этот эпизод Лазарь Бортман, журналист и коллега Натальи:

«Я стоял с командиром дивизии на наблюдательном пункте. Впереди нас, в километре, на бугре, в нейтральной зоне, горели немецкие танки. Там и сям виднелись частые разрывы мин: гитлеровцы густо поливали из минометов всю площадь нейтральной зоны, чтобы помешать советским бойцам подорвать подбитые машины. И вдруг мы увидели, как из наших передовых окопов метнулись две фигурки и скрылись во ржи. Прошло полчаса, час. И вот перед нами появилась Наташа в сопровождении автоматчика. Ее синий комбинезон был изодран в клочья, локти и колени в крови — все расстояние до танков она преодолевала ползком.
— Есть первый снимок «тигра»! — торжествовала она. Потом лицо ее приняло брезгливое выражение, и она тихо добавила:
— Как противно переползать через мертвых немцев…».


На войне Наталья познакомилась со своим вторым мужем – Евгением Долматовским, известным поэтом того времени («Любимый город может спать спокойно») и сотрудником газеты «Правда», где в то время работала Боде. Вместе они прошли путь до конца войны. Однажды, уйдя на прогулку во время остановки редакционного поезда (редакция и типография газеты находилась в специально оборудованных вагонах), вернувшись, они увидели, что бомбежкой уничтожена большая часть состава. Погибли многие сотрудники редакции, уничтожена часть архива фотографий, личные вещи, среди которых находился и тот вещмешок, в котором лежало нарядное синее платье ко дню Победы.


В рабочей биографии Боде были задания, когда она одна преодолевала расстояние по лесу в 40 километров и спала в самодельном шалаше, но приносила восхитительные снимки. При этом Наталья, по воспоминаниям сотрудников редакции, была не только самоотверженным и целеустремленным профессионалом, но и человеком, глубоко переживавшим все то, что она увидела через объектив. Даже побывав во многих опасных ситуациях, связанных с ее профессией, и многое повидав, всякий раз после прибытия в только что освобожденный концлагерь она, потрясенная, не могла неделю что-либо есть.

После войны муж был против того, чтобы Наталья продолжала работать фотокорреспондентом. Да и она сама не хотела возвращаться к тому, что хоть как-то напоминало о войне. И хотя фотографии Боде становились все более и более известными, она получала награды и признание, большинство ее работ, не опубликованных в печатных изданиях, люди увидели только после ее смерти, после того, как ее дети достали негативы из большой коробки, которую фотограф хранила в самом дальнем углу и никому не позволяла открывать.

Современники описывают Наталью Боде как очень красивую женщину. Но фотографии, на которых она изображена, не позволяют даже дать оценку внешности, так как трудно обратить внимание на что-либо, кроме глаз, в которых отражается глубокая печаль от всего увиденного через объектив на войне. Может быть поэтому, несмотря на многочисленные награды за свои работы, Наталья Боде никогда не устаивала персональных выставок, не показывала свои архивы, и вообще старалась не говорить о той Войне и своих фотографиях.

Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
[center]

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Родич 24 июня 2013 07:44
    Спасибо за интересные фото о Великой Отечественной войне, некоторые увидел первый раз.
  2. biglow 24 июня 2013 10:23
    почаще надо выставки таких фотографий устраивать ,что бы не забывали
    biglow
  3. ЖОРЖ 24 июня 2013 10:30
    К сожалению это далеко не все фото ,которые мог бы выставить на обозрение .
  4. негусс 24 июня 2013 11:40
    Отличный материал, отличные фотографии. Главное не постановочные, чувствуется дыхание войны. Фотограф от Бога. Хотелось бы поближе познакомиться с ее творчеством
    негусс
    1. polly 24 июня 2013 15:42
      Какие люди,какие лица! Это счастье,что мы сегодня можем видеть такие фото.Спасибо автору за правду на них изображенную!
  5. Armavir 24 июня 2013 17:45
    что за сволочь поставила -1? как можно таким работам, этим всем людям кто на фотографии и ставить минус...
    1. Леха с ЗАТУЛИНКИ 24 июня 2013 17:57
      СНИМКИ новые очень интересные ну а минусы наверно ставят ПОТОМКИ ТЕХ КОГО НАШИ СОЛДАТЫ ВЗЯЛИ В ПЛЕН - ХЕ ХЕ ВЫСШАЯ РАСА.
      Леха с ЗАТУЛИНКИ
  6. RoTTor 24 июня 2013 18:41
    [b]Супер!!!! СПАСИБО!!! Замечательные снимки. К тому же не затёртые бесконечными публикациями, практически неизвестные. А сколько ещё таких героев-корреспондентов было?! Сохранить всё надо. А вот таких лиц уже не увидишь...[/b]
  7. МАГ 24 июня 2013 19:03
    Лица лица и как мало мы знаем ИХ войну и историю конкретно каждого из них.
  8. некромонгер 25 июня 2013 00:38
    спасибо за снимки,ждем продолжения

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня