Наталья Боде: война глазами женщины

Великая Отечественная война показала миру не только героев, она послужила катализатором и для многих творческих людей. Личные трагедии и переживания стали главным толчком для создания гениальных произведений искусства. И Наталья Боде – ярчайший тому пример. В ее фотографиях можно увидеть не саму войну, а жизнь на войне со всеми ее горестями, трудностями, дружбой, верностью, нежностью и даже юмором.

Военный фотокорреспондент – профессия тяжелая и опасная. Женщина-военный фотокорреспондент – явление уникальное и редкое в любой исторический период и в любой стране. Но, с точки зрения искусства, «женский взгляд» на подобные события дает возможность делать совершенно другие кадры, вкладывать в них другую эмоциональность, показывать настоящую правду жизни. Путь от Сталинграда до Берлина, отраженный в фотографиях, дает представление не о Войне, а о Жизни, о жизни в страшных и тяжелейших исторических условиях 1941-1945 гг. Фотографии передают не ненависть, не героический подвиг, а будничность военной обстановки, настоящие чувства – и жалость, и смятение, и напряженность, и печаль, а также счастье и нежность даже в столь непростое время, каким стала война для миллионов советских людей.

Жизнь Натальи Боде, как, впрочем, биография практически любого человека того времени, делится на две совершенно разные части: до войны и после. До войны все просто: родилась в 1914 году в Киеве, получила специальность «машиноведение», увлеклась фотографией и в 20 лет стала фотографом газеты «Коммунист». Вышла замуж за фотожурналиста Бориса Козюка, за 2 года до войны родила сына.


Что мечтала снимать 20-летняя Наталья, став фотографом: красивых женщин, парады и награждения, приезды в Киев видных членов партии, сборы урожаев и жанровые картинки сельской жизни? Кто знает… Очевидно лишь одно: она меньше всего хотела снимать те сцены войны, и делать те снимки, которые впоследствии будут признаны гениальными.

Когда читаешь воспоминания современников о Наталье Боде, в воображении вырисовывается интересный образ: всю войну она возит в своем вещмешке праздничное синее платье, чтобы надеть его в день Победы. Родители Натальи, спешно уезжая из Киева за несколько часов до его оккупации вместе с ее маленьким сыном, не забывают взять с собой флакон ее духов, и хранят его до самой встречи после войны. Эти и другие подобные моменты создают образ не «бойца», а очень трогательной и женственной девушки.

Однако война есть война, и жизнь Натальи после 22 июня 1941 года резко меняется. В первые же дни погибает ее муж, и Наталья, оставляя маленького сына родителям, уходит на фронт фотокорреспондентом.

Она работает во фронтовой газете «Красная Армия», проходит и запечатлевает крупнейшие военные операции на Юго-Западном фронте, весь путь нашей армии до Берлина. Практически все главные битвы и жизнь в тылу на Центральном, 1-м Белорусском и Юго-Западном фронтах отражены в ее работах. Ее фотографии печатались в «Красная Звезда», «Огонек», «Правда», даже в некоторых иностранных журналах.

Какова была цена ее снимков и в каких условиях они получались, прекрасно видно на примере ее известной фотографии тяжелого немецкого танка «Тигр». После поражения в Сталинградской битве командование противника сосредоточило все силы к «Курской дуге», отправив туда орудия последних, новейших разработок. Самые мощные танки – «Пантеры», легендарные «Тигры», самоходные «Фердинанды» – поражали воображение как военных, так и простых обывателей. В газетах не было ни одной фотографии подбитой немецкой техники такого уровня, и «Тигры» считались непобедимыми. И хотя советские солдаты вполне успешно выводили подобные танки из строя, фотографы физически не могли запечатлеть этого во время ведения боевых действий. До тех пор, пока газете «Красная Армия» не стало известно, что на нейтральной полосе остался «Тигр», подбитый советскими бойцами.

Необходимо было срочно сфотографировать «непобедимый» танк, выведенный из строя нашими солдатами и поместить фотографию на первой странице, развеяв миф о «непобедимости» немецкой техники. Наталья Боде вызвалась сама на это рискованное задание. Ей удалось подобраться нужному месту и заснять танк настолько близко, что пробоины в броне не оставляли сомнения в том, что легендарный «Тигр» уязвим. Цены подобных снимков были понятны и противоборствующей стороне, немцы немедленно открыли огонь. Только взрывная волна, сбившая с ног Наталью, уберегла ее от каких-либо серьезных ранений.

В свежем номере немедленно напечатали фотографию, которая стала известной на весь мир. Вот как описывал этот эпизод Лазарь Бортман, журналист и коллега Натальи:

«Я стоял с командиром дивизии на наблюдательном пункте. Впереди нас, в километре, на бугре, в нейтральной зоне, горели немецкие танки. Там и сям виднелись частые разрывы мин: гитлеровцы густо поливали из минометов всю площадь нейтральной зоны, чтобы помешать советским бойцам подорвать подбитые машины. И вдруг мы увидели, как из наших передовых окопов метнулись две фигурки и скрылись во ржи. Прошло полчаса, час. И вот перед нами появилась Наташа в сопровождении автоматчика. Ее синий комбинезон был изодран в клочья, локти и колени в крови — все расстояние до танков она преодолевала ползком.
— Есть первый снимок «тигра»! — торжествовала она. Потом лицо ее приняло брезгливое выражение, и она тихо добавила:
— Как противно переползать через мертвых немцев…».


На войне Наталья познакомилась со своим вторым мужем – Евгением Долматовским, известным поэтом того времени («Любимый город может спать спокойно») и сотрудником газеты «Правда», где в то время работала Боде. Вместе они прошли путь до конца войны. Однажды, уйдя на прогулку во время остановки редакционного поезда (редакция и типография газеты находилась в специально оборудованных вагонах), вернувшись, они увидели, что бомбежкой уничтожена большая часть состава. Погибли многие сотрудники редакции, уничтожена часть архива фотографий, личные вещи, среди которых находился и тот вещмешок, в котором лежало нарядное синее платье ко дню Победы.


В рабочей биографии Боде были задания, когда она одна преодолевала расстояние по лесу в 40 километров и спала в самодельном шалаше, но приносила восхитительные снимки. При этом Наталья, по воспоминаниям сотрудников редакции, была не только самоотверженным и целеустремленным профессионалом, но и человеком, глубоко переживавшим все то, что она увидела через объектив. Даже побывав во многих опасных ситуациях, связанных с ее профессией, и многое повидав, всякий раз после прибытия в только что освобожденный концлагерь она, потрясенная, не могла неделю что-либо есть.

После войны муж был против того, чтобы Наталья продолжала работать фотокорреспондентом. Да и она сама не хотела возвращаться к тому, что хоть как-то напоминало о войне. И хотя фотографии Боде становились все более и более известными, она получала награды и признание, большинство ее работ, не опубликованных в печатных изданиях, люди увидели только после ее смерти, после того, как ее дети достали негативы из большой коробки, которую фотограф хранила в самом дальнем углу и никому не позволяла открывать.

Современники описывают Наталью Боде как очень красивую женщину. Но фотографии, на которых она изображена, не позволяют даже дать оценку внешности, так как трудно обратить внимание на что-либо, кроме глаз, в которых отражается глубокая печаль от всего увиденного через объектив на войне. Может быть поэтому, несмотря на многочисленные награды за свои работы, Наталья Боде никогда не устаивала персональных выставок, не показывала свои архивы, и вообще старалась не говорить о той Войне и своих фотографиях.

Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
Наталья Боде: война глазами женщины
[center]

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Родич 24 июня 2013 07:44
    Спасибо за интересные фото о Великой Отечественной войне, некоторые увидел первый раз.
  2. biglow 24 июня 2013 10:23
    почаще надо выставки таких фотографий устраивать ,что бы не забывали
    biglow
  3. ЖОРЖ 24 июня 2013 10:30
    К сожалению это далеко не все фото ,которые мог бы выставить на обозрение .
  4. негусс 24 июня 2013 11:40
    Отличный материал, отличные фотографии. Главное не постановочные, чувствуется дыхание войны. Фотограф от Бога. Хотелось бы поближе познакомиться с ее творчеством
    негусс
    1. polly 24 июня 2013 15:42
      Какие люди,какие лица! Это счастье,что мы сегодня можем видеть такие фото.Спасибо автору за правду на них изображенную!
  5. Armavir 24 июня 2013 17:45
    что за сволочь поставила -1? как можно таким работам, этим всем людям кто на фотографии и ставить минус...
    1. Леха с ЗАТУЛИНКИ 24 июня 2013 17:57
      СНИМКИ новые очень интересные ну а минусы наверно ставят ПОТОМКИ ТЕХ КОГО НАШИ СОЛДАТЫ ВЗЯЛИ В ПЛЕН - ХЕ ХЕ ВЫСШАЯ РАСА.
      Леха с ЗАТУЛИНКИ
  6. RoTTor 24 июня 2013 18:41
    [b]Супер!!!! СПАСИБО!!! Замечательные снимки. К тому же не затёртые бесконечными публикациями, практически неизвестные. А сколько ещё таких героев-корреспондентов было?! Сохранить всё надо. А вот таких лиц уже не увидишь...[/b]
  7. МАГ 24 июня 2013 19:03
    Лица лица и как мало мы знаем ИХ войну и историю конкретно каждого из них.
  8. некромонгер 25 июня 2013 00:38
    спасибо за снимки,ждем продолжения

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня