Художник из разведки

Художник из разведки20 июня исполнилось 100 лет со дня рождения Павла Георгиевича Громушкина – художника-портретиста, заслуженного работника культуры. Не только своими художественными произведениями известен Громушкин – долгие годы многие советские разведчики работали за рубежом нашей Родины по легендам и документам, которые он им готовил.

ПОЧТИ 70 ЛЕТ Павел Георгиевич прослужил во внешней разведке, и путь его в эту службу был необычным. На первый взгляд биография самая что ни на есть рядовая, как и у многих из его поколения: родился он в 1913 году в крестьянской семье в подмосковном селе Молоди. Отец Павла был иконописцем. В конце 20-х годов прошлого столетия семья перебралась в Москву, в Марьину Рощу. Как все дети того времени, Павел состоял в пионерском отряде – при типографии «Рабочей газеты».

Из воспоминаний П.Г. Громушкина: «Уже тогда я всё время что-то рисовал, оформлял, мои тетрадки с рисунками всегда были на выставках. И вот однажды директор этой типографии увидел мои работы. Они ему очень понравились, и он пригласил меня учеником хромолитографа в «Рабочую газету». Мне тогда было 14 лет, и так как я всегда мечтал стать настоящим художником, то, естественно, согласился».


Художник из разведкиРабота в типографии была интересной. На 1920–1930-е годы пришёлся расцвет советской карикатуры и жанрового рисунка. Цех, где трудился Павел, готовил материалы для печати журналов «Крокодил», «Огонёк», «Мурзилка». Он часто по работе встречался со знаменитыми Кукрыниксами, Ефимовым, Роговым и другими известными художниками. Он и сам пробовал проявить себя, пока, правда, только в стенгазете. Рисовать стремится по науке, поэтому систематически посещает кружок изобразительного искусства в Доме культуры, где преподавали Кукрыниксы, ходит на выставки, присматривается к работам профессионалов. В это же время он поступает в Полиграфический институт на заочное отделение художественно-графического факультета. На службе в типографии дела идут тоже неплохо, Павел Георгиевич дорос до начальника цеха.

Из воспоминаний П.Г. Громушкина: Там мне было всё ясно, я знал всё производство до мелочей. От нашей работы во многом зависел своевременный выход журналов и, главное, качество печатной продукции. То был чётко отлаженный и хорошо понятный мне мир. Про себя я называл его «моя Правда».
В типографии «Правда» Громушкин проработал около десяти лет. Казалось, его будущее предопределено, но вот во второй половине 1930-х годов судьба делает крутой вираж – Громушкина неожиданно вызывают на Лубянку.

Ему предложили работу во внешней разведке, хорошую зарплату и перспективы служебного роста. Перед началом работы Павел Георгиевич, как и все новобранцы, предстал перед Берией. Он вспоминал позже, что Берию заинтересовало место его жительства: «Где ты живёшь? – «В Марьиной Роще». – «А с фальшивомонетчиками знаком? – последовал неожиданный вопрос. «Нет», – ответил Громушкин. «Плохо!» – отрезал Берия. Почему отсутствие знакомств среди фальшивомонетчиков отрицательно характеризует человека, Громушкин не понял. Но на работу его всё равно взяли. В 1938 году Павел Георгиевич был зачислен штатным сотрудником советской внешней разведки.

Из воспоминаний П.Г. Громушкина: В 1938 году я был зачислен штатным сотрудником подразделения внешней разведки НКВД-ИНО. Очутился словно на другой планете или в другом измерении. Впечатление усиливалось ещё и тем, что сохранялась полная неизвестность: зачем я, собственно, тут понадобился? Каким конкретным делом буду заниматься? Однако постепенно передо мной открылся этот неведомый и захватывающий мир. То был мир разведки. Разведка была и остаётся неотъемлемой частью государственного аппарата; она в состоянии решать серьёзные задачи по обеспечению безопасности страны. Сила полезная и незаменимая…»

Художник из разведкиКАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ талант и навыки рисовальщика привели Павла в отдел, который занимался изготовлением документов для работы наших разведчиков за границей. Это спецподразделение было создано по инициативе Наума Эйтингона, а возглавлял его в то время австриец – коммунист Георг Миллер, удивительно умный, обширных познаний человек и профессионал-разведчик. Учиться Павлу пришлось быстро. Вскоре Громушкину стали доверять самостоятельно выполнять задания. Сначала простые, а потом и более сложные. В этом же отделе в то время работал Вильям Фишер, вошедший в историю разведки под именем Рудольфа Абеля. Как и Громушкин, он увлекался живописью и рисовал всю жизнь. Вильям и Павел стали друзьями. Впоследствии Павел Георгиевич создаст несколько портретов Абеля. Все они проникнуты глубоким уважением к легендарному разведчику.

В 1941 году Громушкина направляют в первую загранкомандировку в Болгарию для выполнения специального задания. Одна из наиболее сложных операций, в которой принимал участие Громушкин, была связана с военным блоком стран оси Берлин – Рим – Токио. Именно в Болгарии находился ценнейший источник информации, через которого советская разведка получала сведения о планах и конкретных шагах этого блока.

Особенность работы с ним была в том, что источник доверял только одному человеку – Василию Ивановичу Пудину. Всю связанную с этим деятельность поручалось обеспечивать группе разведчиков, в том числе и Громушкину. Полученная информация была необходима нашему командованию для принятия важных стратегических решений. Операция прошла успешно.

В апреле 1942 года, по возвращении из Болгарии, Павел Георгиевич включается в работу по организации и координации партизанского движения. Стихийные действия местного населения против оккупантов нужно было в спешном порядке перевести на рельсы планомерной вооружённой борьбы, а бойцов обучить, снабдить связью, оружием и хорошо подготовленными командирами. Именно эту задачу решали Павел Георгиевич и его коллеги.

Художник из разведкиВО ВРЕМЯ войны его основной работой было изготовление немецких документов для нужд партизан. Громушкин вспоминал, что подделать «аусвайсы» было не слишком сложно, хотя над некоторыми бумагами приходилось «попотеть». Так, он готовил документы на имя Пауля Зиберта для легендарного Николая Кузнецова. В случае с Кузнецовым была проведена долгая и кропотливая работа. Искали для него такую «легенду», чтобы невозможно было в ней усомниться.

В ходе битвы под Москвой наши захватили полковые немецкие документы. Там было дело некоего Пауля Зиберта. Он подходил идеально – не было родных, никто не мог случайно узнать. Громушкин использовал настоящий военный билет Зиберта, вклеил туда фотографию нашего Кузнецова. Потом сделал Кузнецову шофёрское и наградное удостоверения.

«Сделать немецкие документы было несложно, – рассказывал Павел Георгиевич. – Правда, бумага для их документов использовалась очень хорошая, но у нас она была. Отличие же немецких документов от наших было в том, что они очень педантичные. В военном билете записано всё – от выдачи портянок до награждения. Причём в каждой графе стоит печать с датой, а там, где должна быть роспись, – печать с указанием звания. Чтобы не проколоться, мы изучали все трофейные документы. Например, у военных билетов солдат сухопутных войск обложка была коричневая, у войск СС – серая, со значком SS. Да и форма отличалась: например окантовка погон у пехотинцев была белой, у саперов – чёрной, у артиллеристов – красной, у связистов – ядовито-лимонной».

Во многом благодаря «железным» документам Кузнецову удавалось успешно работать, добывая бесценные сведения. Именно он узнал о расположении ставки Гитлера под Винницей, первым сообщил о готовящемся покушении на Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране. Документы Николая Кузнецова проверяли более 100 раз, и ни разу сработанные Громушкиным бумаги у немцев не вызвали подозрения. Позднее Громушкин написал портрет своего товарища Николая Кузнецова.

После войны для выполнения различного рода заданий Павел Георгиевич объездил практически весь мир, но говорить об этом периоде его жизни ещё не пришло время.

В 1979 ГОДУ полковник Громушкин вышел в отставку. Но, как известно, бывших разведчиков не бывает, и даже после ухода на пенсию он работал: консультировал, писал учебные пособия, встречался с молодыми сотрудниками внешней разведки, предавая им свой многолетний бесценный опыт. Таким образом, можно считать, что в общей сложности Павел Георгиевич был в строю почти 70 лет, до последнего дня своей жизни.

Его вклад в дело обеспечения безопасности Родины был отмечен многими орденами и медалями, среди которых орден Красного Знамени, три ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, два ордена «Знак Почёта». За профессиональные заслуги Павел Георгиевич был награждён знаком «Почётный сотрудник госбезопасности», наградой, особо почитаемой разведчиками.

Несмотря на работу в разведке, Павел Георгиевич не переставал рисовать.

Из воспоминаний П.Г. Громушкина: «Когда выпадало время, охотно брался за карандаш или кисти, старался не растерять свой дар. Самостоятельно постигал тайны художника-портретиста. Учился, как выразить индивидуальность, характер избранной натуры, как проникнуть в тайное тайных человека. Понемногу определялись мои творческие наклонности, накапливался арсенал приёмов и средств работы».

Сначала это были портреты родных ему людей: жены, дочери, внуков. У художника есть и прекрасные пейзажи, и портреты известных людей. Юрий Гагарин, Юрий Никулин, Лев Толстой, Александр Пушкин, Че Гевара – герои его художественных полотен. Портреты выдающихся людей побывали на Международной космической станции и вернулись на Землю с бортовой печатью МКС.

А потом Павел Георгиевич решил оставить память о тех людях, с которыми его связывали дружба и работа в разведке.

Художник из разведкиИз воспоминаний П.Г. Громушкина: «Мне хотелось увековечить на портретах тех людей, кто отдавал разведке всего себя, свою молодость и свою жизнь. Поверьте, они были достойны того ещё при жизни. Проходят отпущенные каждому из нас годы, кончаются жизненные силы, однако память цепко сохраняет то, что оставило глубокий след – и не только в личной жизни, но и в истории державы».

Так возникла целая галерея портретов героев-разведчиков: Вильям Фишер, Конон Молодый, Исхак Ахмеров, Иосиф Григулевич, Дмитрий Быстролётов, Питер и Хелен Крогеры, Василий и Елизавета Зарубины, Ашот и Кира Акопян, Галина и Михаил Фёдоровы.

В 1987 году за серию портретов разведчиков Громушкин был удостоен звания заслуженного работника культуры РСФСР.

Павел Георгиевич, выйдя в отставку, занимался и активной общественной работой. Встречался с учениками различных московских школ. Его рассказы о разведке и разведчиках ребята помнят и по сей день. Так, в 2007 году в Государственном учреждении «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Красносельский» он помог учащимся организовать постоянно действующую экспозицию, посвящённую истории Службы внешней разведки России.

С НЕИЗМЕННЫМ успехом проходили и выставки художественных работ Павла Георгиевича. В феврале 2008 года в Центральном Доме журналиста на Никитском бульваре была организована его выставка «Портреты, люди, судьбы». Автор приурочил экспозицию к 95-летнему юбилею и 70-летию работы в разведке. Он был полон творческих планов.

Но, к сожалению, эта выставка стала последней в жизни художника. Сердце его остановилось 16 мая 2008 года, за месяц до юбилейной даты.
…Вот уже пять лет нет с нами Павла Георгиевича, но для соратников и тех, кто его знал, он навсегда останется в памяти прекрасным человеком, преданным и надёжным товарищем, замечательным художником и высочайшим профессионалом-разведчиком.

На снимке: П.Г. Громушкин на выставке в Центральном Доме журналиста, 23 февраля 2008 года.
Автор: Виталий Коротков
Первоисточник: http://redstar.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. omsbon 1 июля 2013 11:41
    Какая яркая жизнь! Профессионал высочайшего класса!
    Верно говорят, что талантливый человек талантлив во всем!
    Светлая память и вечный покой, замечательному человеку Петру Георгиевичу Громушкину!
  2. Hemi Cuda 1 июля 2013 12:21
    Знатный дядька и портреты хорошие.
  3. sokrat-71 1 июля 2013 20:43
    Яркая судьба незаурядного человека. Вечная память!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня