Царский подарок

Царский подарокВ залах Оружейной палаты Московского Кремля всегда людно. Но больше всего посетителей задерживается обычно у огромной витрины, за зеркальными стеклами которой как будто выстроился целый полк воинов. Здесь и конные и пешие, простые ратники и воеводы. Все они в блестящей стальной броне и с оружием в руках. Тут островерхие шлемы, «зерцала» – нагрудники из больших, украшенных золотой насечкой пластин – и кольчуги.

Одна из кольчуг в этой витрине отличается от других тем, что на левой стороне ее груди укреплен небольшой, с пятикопеечную монету, медный позолоченный кружок, или «мишень», как называли такие кружки в древности. Вглядевшись внимательнее, можно прочесть на этой мишени выпуклую литую надпись: «Кнзя Петров Ивановича Шускгова».

Князь Шуйский! Знакомая фамилия! Ее носили еще лет четыреста назад именитые московские бояре, в прошлом – князья маленького удельного княжества со столицей в городе Шуе, входившего в состав великого княжества Суздальского. Один из Шуйских, Василий Иванович, впоследствии даже стал на короткое время московским царем.


Кажется, нет ничего удивительного, что в древней сокровищнице московских царей – Оружейной палате – хранится кольчуга одного из Шуйских, что она выглядит как новая: возможно, она не очень-то много употреблялась и за этой прекрасной и дорогой вещью, принадлежавшей к тому же царскому родственнику, всегда был заботливый уход (каждое колечко тщательно протирали и промазывали).

Но нет, благополучный вид этой вещи нас обманул. Кольчуга побывала в жестоких боях, много раз меняла владельцев и лишь по чистой случайности возвратилась в Москву и обрела спокойную жизнь музейного экспоната. Сделали ее действительно для одного из князей Шуйских – Петра Ивановича. Это был в свое время известный военачальник, участвовавший во многих походах, в том числе и в осаде Казани. Во время Ливонской войны он был одним из главных русских воевод, взял ряд городов, был воеводой в Полоцке. Но в 1564 году войска его были, как уже сказано, разбиты литовским гетманом Радзивиллом под городком Оршей, и сам Шуйский погиб в этом сражении. Тело убитого воеводы, по обычаям того времени, выменяли у врагов, чтобы похоронить с почестями на родине. Вот тогда-то, по-видимому, впервые попала в царские кладовые дорогая кольчуга Петра Ивановича Шуйского: ведь давно уже прошло то время, когда знатных воинов погребали вместе с их оружием.

Годы шли. И молодое Русское государство значительно расширило свои восточные пределы. В его состав вошла необъятная Сибирская земля. Этот подвиг совершил небольшой отряд казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем, победивший намного превосходившие его силы сибирского хана Кучума.

С вестью о победе над Кучумом в Москву прибыли люди от Ермака, Царь Иван Грозный на радостях «простил» казакам их прежние «вины» и пожелал даже одарить казаков из своей казны. Среди царских подарков, отправленных Ермаку в Сибирь, было две кольчуги, в том числе и кольчуга, некогда принадлежавшая князю Петру Ивановичу Шуйскому. Подарок этот, конечно, пришелся как раз кстати, и Ермак, продолжая свой трудный поход, носил обе кольчуги (одну поверх другой) и днем и ночью.

Ревела буря, дождь шумел;
Во мраке молния блистала,
И беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.
Товарищи его трудов,
Побед и громозвучной славы
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы.
«О, спите, спите, – мнил герой, —
Друзья, под бурею ревущей,
С рассветом глас раздастся мой,
На славу и на смерть зовущий».

Кто не знает этой народной песни! Слова ее – несколько измененная «Дума», которую написал около полутораста лет назад известный поэт Кондратий Рылеев. В песне поется о гибели Ермака. И в самом деле, Ермак погиб во время неожиданного ночного налета войск Кучума на лагерь русских, расположившихся на берегу Иртыша. Наверное, он пытался спастись, прыгнув с берега в стоявшую на реке лодку. Но тяжелые кольчуги, не раз оберегавшие его в бою, на этот раз стали причиной его гибели. Трудно даже очень сильному человеку, каким, вероятно, и был Ермак, далеко прыгнуть в полном вооружении, которое весило тогда (все вместе) пуда полтора-два. Еще труднее выплыть, если он не допрыгнул до лодки. А может быть, Ермак еще и был ранен; ведь и бежать и плыть ему пришлось, конечно, под градом вражеских стрел.


Наверное, мы так ничего бы и не узнали о том, как попала кольчуга Ермака обратно в Москву, если бы судьбой этой вещи не занялся известный историк Сергей Владимирович Бахрушин. Это он предположил, что именно та кольчуга, что хранится в Оружейной палате, была в числе царских подарков Ермаку. На такую мысль навела Бахрушина находка на старом городище Искере (бывшей столице Кучума) точно такой же литой медной позолоченной мишени с надписью: «Князя Петров Ивяновича Шусково». На оборотной стороне ее два штифта, которыми мишень прикреплялась некогда к кольчуге. Наверное, на кольчуге Шуйского было сначала две мишени, по одной на каждой стороне груди. Одна мишень так и осталась на своем месте до сегодняшнего дня, а другая оторвалась в Искере, столице Кучума. Но Искер был окончательно покинут населением в 1588 году. Значит, кольчуга побывала там раньше. А это могло произойти только в том случае, если после смерти первого владельца она принадлежала Ермаку и если тело Ермака было поднято со дна реки (разумеется, не для того, чтобы оказать ему воинские почести, а чтобы взять ценное оружие). Обе его кольчуги, конечно, захватили и привезли в столицу Кучума.

Ермак так прославился своими подвигами, что даже сибирские татары и калмыки считали его вооружение волшебным, приносящим удачу на войне. За одной из его кольчуг, которую Кучум подарил некоему мурзе Кайдаулу, тому давали десять семей рабов, пятьдесят верблюдов, пятьсот лошадей, двести быков и коров, тысячу овец.

А Кайдаул не продал кольчугу даже за такую цену.

Другая же кольчуга была, как видно, принесена в дар местному божеству (такой обычай – отдавать часть военной добычи в храмы – существовал в древности у многих народов мира). Кольчуга очутилась в остяцком святилище Белогорье, у впадения Иртыша в Обь. Там был в те времена знаменитый оракул. Как знать, может быть, враги, прежде чем напасть на отряд Ермака, советовались с этим оракулом своих соседей – остяков (или, как они сами себя называют, хантов), и богатый дар был обещанной благодарностью за удачное предсказание?

Но вскоре кольчуга была взята из святилища одним из остяцких князьков. Какое-то время эта броня находилась в его арсенале. Трудно сказать, была ли она захвачена ненцами (самоядью, как их называли тогда) или была им продана хантами, но только уже в 1646 году, более чем через полвека после гибели Ермака, русский отряд, направленный из городка Березова на усмирение восставших ненцев, захватил у них кольчугу, на которой оказалась мишень с именем Петра Ивановича Шуйского. Кольчугу отправили из Березова в Тобольск, а оттуда в Москву. И во второй раз водворилась она в царскую сокровищницу. Теперь уже надолго.

В многочисленных описях Оружейной палаты ей отведено почетное место. В описной книге 1687 года она значится под номером первым: «Колчуга на ней Мишен медная на мишени подпись: Боярина Князя Петра Ивановича Шуйского»…

«А по переписи… и по осмотру тоя колчуги против прежных переписных воружейной полате у переписи не объявилось», с тревогой записывал какой-то дьяк. Очевидно, тут произошла путаница, как можно судить по следующей записи, сделанной через пять лет: «А по нонешней переписи… и по осмотру та колчуга воружейной палате объявилась, цена тритцать рублей, а в прежней описной книге написана вторая». Тридцать рублей в то время были большие деньги.

В описи 1711 года кольчуга снова была «по осмотру на лице, а на ней явилось 2 мишени посеребрены». Так беспокоились дворцовые чиновники о старой кольчуге из года в год.

Вы видели, что эта такая благополучная с виду вещь на самом деле перенесла, пожалуй, больше приключений, чем какая-либо другая из описанных в нашей книге. Два знаменитых военачальника – родовитый боярин и простой казак – погибли в сражениях, имея на себе эту броню. Она побывала, наверное, в боях и под Казанью, и в Ливонии, и в Сибири. Ее хранили в арсеналах московских царей, сибирского хана, хантского князя, ненцев и даже в храме с оракулом.

Трудно даже представить себе, через сколько рук она прошла, сколько человеческих глаз смотрело на нее с восхищением, жадностью, надеждой, ненавистью!
Автор: Рабинович Михаил Григорьевич


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. Владимирец 26 июня 2013 08:26
    Получается, что хотя её ни разу не пробили (раз все её таскали по очереди, или чинили?), но вещица оказалась роковая и наряду с храбростью и славой приносила хозяину в конце концов смерть. Прямо мистика какая-то!
  2. Nayhas 26 июня 2013 08:40
    Г-н Рабинович наверняка понятия не имеет, что найти утонувшего в глубоководной реке с быстрым течением даже в нынешнее время с использованием водолазного оборудования крайне непростая задача, а уж в 16 веке вообще невыполнимая. Доспех достался татарам потому что Ермак был убит на суше, его убил копьём в шею татарин Кутугай, поэтому доспех и сохранился.
  3. ЖОРЖ 26 июня 2013 12:30
    Легендарная личность Ермак. Очень понравился одноимённый фильм с Виктором Степановым в главной роли.
    1. Marek Rozny 1 августа 2013 00:10
      Кстати, занятное замечание по этому фильму. Там есть "сибирский татарин"-кучумовец Карача, который убивает Ивана Кольцо. Короче выглядит заклятым вражиной. Настоящее имя Карачи - Кадыргали Касым-улы Жалаири (из казахского рода "жалайыр"), он служил Кучуму, потом, когда Кучума грохнули соперники, он стал служить казахскому хану Тауекелю и был послом в русских землях. Был "взят в плен" и доставлен в Москву, где ему пришлось служить уже русской власти.
      Пленили его любопытным образом. Летопись "Покорении Сибири":
      "...Летом 7096 (1588) году случилось князю Сейдяку (последний хан Сибири — Сеид-Ахмад) с салтаном Казачьей Орды (как я понимаю, имеется в виду казахский султан Ураз-Мухаммед) и с мурзой Карачею и с 500 человеками татар на берегу реки Иртыш забавляться ястребиной охотою… И понеже сие происходило в виду от города, то письменный голова Чулков тотчас о том увидал и послал к князю, чтобы его с товарищами просить к себе на обед, причем о мирных договорах советовать можно будет...".

      Ураз-Мухаммед также служил Борису Годунову и даже был командующим на крымском направлении. Погиб от рук Лже-Дмитрия (но за него отомстил Петр Урусов - бывший ордынец, также служивший русскому царю).

      Казахи воспринимают Карачу не как "убийцу Ивана Кольца", а как ученого. Его главный труд - "Джами ат-тауарих" ("Сборник летописей"), другое название — "Сказание об Ораз-Мухаммеде"). Там написано об истории Казахстана, тюрков, описывается жизнь в России и говорится о политиках того времени - Ураз-Мухаммеде и Борисе Годунове. В Казахстане его знают, как первого ученого, который писал не просто по-тюркски (или тем более по-арабски/персидски, как это было принято ранее), а именно по-казахски.
      Борис Годунов назначил Карачу одним из визирей (министров) Касимовского ханства при Уразе-Мухаммеде. Но об этом в фильме про Ермака уже конечно не говорится. Там дан иной образ - привычный лик "злобного татарина" )))
      Marek Rozny
  4. omsbon 26 июня 2013 12:56
    Если бы вещи умели говорить, то рассказ этой кольчуги был бы супер интересным!
  5. Konsmo 26 июня 2013 15:26
    Видел фильм документальный по поводу смерти Ермака.
    Там тоже излагают, что утонул и потом достали Ермака.У любой самой быстрой реки есть тихие заводи, и течение медленное. И по кольчугам (2 штуки) вышли предположительно на место, где похоронен Ермак. Показывали могилу рядом с мусульманским кладбищем.По одной из версий Ермак был из казахов, но православный.В фильме говорят об этой версии.Кстати сами казахи на 100 проц. уверены в этом. С одним общался на эту тему. Казахи глубоко в теме (неожиданно).
    Konsmo
    1. Karlsonn 26 июня 2013 16:39
      Цитата: Konsmo
      По одной из версий Ермак был из казахов, но православный.В фильме говорят об этой версии.Кстати сами казахи на 100 проц. уверены в этом. С одним общался на эту тему. Казахи глубоко в теме (неожиданно).


      ихние индийские и африканские слоны это наши мамонты, только измельчавшие и облысевшие.

      давайте еще спросим какой национальности был Ходжа Насреддин, надо только пивом с воблой запастись, --- срач гарантирую. bully
      1. Apologet.Ру 27 июня 2013 00:34
        Россия родина слонов...
      2. Андрей-001 27 июня 2013 00:55
        Цитата: Karlsonn
        давайте еще спросим какой национальности был Ходжа Насреддин

        Как это какой национальности - русским он был конечно angry Я сам и книжку читал и кино смотрел - он там по русски изъясняется так, что сразу видно - этот язык для него родной yes
      3. Marek Rozny 1 августа 2013 01:02
        Цитата: Karlsonn
        давайте еще спросим какой национальности был Ходжа Насреддин

        А че тут спорить - он был горожанин-среднеазиат. Значит или таджик, или сарт из таджиков, или узбек (сарт из бывших кочевников). Учитывая, что он стебался над муллами, он явно не таджик, а тюрк, поскольку тюрки обычно свободно могут обоср_ть священнослужителей (таджики более закостенелые в этом вопросе). Значит получается - тюркоязычный сарт-узбек (бывший кочевник). У казахов есть истории про Ходжу Насреддина, но чаще он фигурирует под именем Алдар-Косе ("Безбородый обманщик"). Это важная деталь, поскольку чаще всего у европеоидных таджиков борода растет густая, а у выходцев из кочевников чаще всего бороденка жидкая или вообще никакая (хотя и бородатых казахов хватает, но безбородых таджиков практически или совсем нет).
        Легкая задачка :)
        Marek Rozny
    2. Marek Rozny 1 августа 2013 00:49
      Цитата: Konsmo
      По одной из версий Ермак был из казахов, но православный.В фильме говорят об этой версии.Кстати сами казахи на 100 проц. уверены в этом. С одним общался на эту тему. Казахи глубоко в теме (неожиданно).

      Все верно. Казахи твердо убеждены, что Ермак - предатель, православный казах, который воевал против остальных казахов. У казахов это даже не предположение, а чаще всего железное убеждение. И это уже хрен его знает, сколько лет передается эта инфа. Кому как не казахам ("сибирские татары") знать, кто он такой. Вот Ивана Кольцо или московских бояр казахи не называют казахами, а вот именно самого Ермака называют обычно казахом-предателем.
      Правда, это редко когда говорится при русских. Потому что русские начинают сразу: "аааа, это наш! русский! герой! не сметь! не может быть, что он казах! я же кино видел про него! он там русский!" Бесполезно что-то говорить, потому что для русских - школьный учебник истории России - непреложная истина в последней инстанции. Особенно, когда его оппонентом выступает нерусский.
      Marek Rozny
  6. казах 26 июня 2013 20:48
    Есть версия что Ермак погиб не на Иртыше а на его притоке реке Белой это в районе нынешнего г Аксу ранее г Ермак там течение не слишком сильное так что могли впринципе и найти тело с казахами интересно на эту тему говорить помнят Ермака smile
  7. Sakolik 27 июня 2013 06:29
    Цитата: казах
    с казахами интересно на эту тему говорить помнят Ермака

    И очень не любят, город Ермак, переименовали в первую очередь.
    Sakolik
    1. Marek Rozny 31 июля 2013 13:49
      Казахи еще в советское время раздражались от этого названия. Поэтому действительно сразу после развала СССР, название "Ермак" убрали, а памятник ему демонтировали (щяс он в России находится).
      Для казахов Ермак - оккупант, напавший с бухты-барахты на Сибирское ханство, которое казахами считается одним из казахских ханств, учитывая, что сибирские татары и казахи Среднего жуза состоят из одних и тех же родов - аргыны, найманы, кипчаки, кереи и пр. Ну, и вообще львиная часть Сибирского ханства - это территория нынешнего Казахстана. Короче, для кого он - герой, а для кого - бандит.
      Marek Rozny

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня