Россия чтит своего конструктора № 1

Россия чтит своего конструктора № 1Итак, вступил в свои права 2011 год, еще в минувшем июле объявленный президентом России Дмитрием Медведевым Годом российской космонавтики. А 11 января премьер Владимир Путин специально приехал в Центр управления космических полетов в подмосковном городе Королеве, чтобы провести заседание оргкомитета по празднованию полувекового юбилея пилотируемой космонавтики.

Говоря о задачах оргкомитета, глава правительства обратил внимание на необходимость поощрения людей, занятых в ракетно-космической отрасли. «В прошлом году была учреждена медаль «За заслуги в освоении Космоса». Предлагаю подумать и о других формах государственного поощрения тех людей, которые вносят существенный вклад в развитие отечественной космонавтики», - сказал Путин. Он также отметил, что все, что связано с космосом и его освоением является «российским национальным брендом».

И действительно, так уж не случайно, наверное, совпало, что это выступление Владимира Путина произошло как раз накануне 12 января - дня рождения Сергея Павловича Королева, великого конструктора космических ракет, чьим, кстати, именем и назван город, где расположен сегодня Центр управления космических полетов.


Сергей Королев родился 12 января 1907 года в городе Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королева и его супруги Марии Николаевны Москаленко. Ещё в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1922-1924 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

В 1921 познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет - как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 лет - как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 года в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королев за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ).

За время учебы в МВТУ С.П. Королев уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им и построенные летательные аппараты - планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета, - показали незаурядные способности Королева как авиационного конструктора. Однако его особенно увлекали полеты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 года С.П. Королев и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф.А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима новой общественной организации - Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В апреле 1932 года она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостные баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

В 1933 году на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) основывается Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И.Т. Клейменова. С.П. Королев назначается его заместителем. Однако расхождения во взглядах с руководителями ГДЛ на перспективы развития ракетной техники заставляют Королева перейти на творческую инженерную работу, и ему как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов в 1936 году удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную - 217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную - 212 с жидкостным ракетным двигателем.

В 1938 году по ложному обвинению Королев был арестован. По некоторым данным, во время допросов ему сломали челюсть. Автором этой версии является журналист Я. Голованов. Однако в своей книге он подчеркивает, что это только версия: «В феврале 1988 года я беседовал с членом-корреспондентом Академии наук СССР Ефуни. Сергей Наумович рассказывал мне об операции 1966 года, во время которой Сергей Павлович умер. Сам Ефуни принимал участие в ней лишь на определенном этапе, но, будучи в то время ведущим анестезиологом 4-го Главного управления Минздрава СССР, он знал все подробности этого трагического события.

Анестезиолог Юрий Ильич Савинов столкнулся с непредвиденным обстоятельством, - рассказывал Сергей Наумович. - Для того, чтобы дать наркоз, надо было ввести трубку, а Королев не мог широко открыть рот. У него были переломы двух челюстей…» Тем не менее, Голованов даже называет фамилии следователей, избивавших Королева, - Шестаков и Быков, но все же уточняет, что у него нет документально подтвержденных доказательств их вины.

Хотя Королеву инкриминировалась статья, под которую в те годы многие попадали под расстрел, он «отделался», если так можно сказать, приговором на 10 лет заключения (плюс еще пять поражения в гражданских правах). Целый год он провел в Бутырской тюрьме, позже успел побывать и на Колыме, и во Владивостокских лагерях. Но в 1940 году, вторично осужденный в Москве Особым совещанием НКВД, он был переведен в Центральное конструкторское бюро (за номером 29) НКВД СССР, которым руководил выдающийся авиаконструктор Андрей Туполев, в то время также заключенный.

Разумеется, и у Королева, и у Туполева, да, наверное, у большинства их коллег по ЦКБ-29 было достаточно оснований, чтобы обижаться на Советскую власть. Тем не менее, угроза самому существованию страны из-за вражеской агрессии заставила их всех плодотворно трудиться на благо обороны своего Отечества. Сергей Королев к примеру, принимал активное участие в создании и производстве фронтового бомбардировщика Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.

Это послужило поводом для перевода Королева в 1942 году в другую организацию такого же лагерного типа — ОКБ НКВД СССР при Казанском авиазаводе №16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Там Королев со свойственным ему энтузиазмом отдается идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины пробега самолета при взлете и повышения скоростных и динамических характеристик самолетов во время воздушного боя.

13 мая 1946 года было принято решение о создании в СССР отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В соответствии с этим же постановлением предусматривалось объединение всех групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного вооружения «Фау-2» в единый научно-исследовательский институт «Нордхаузен», директором которого был назначен генерал-майор Л.М. Гайдуков, а главным инженером-техническим руководителем - С.П. Королев. В Германии Сергей Павлович не только изучает немецкую ракету «Фау-2», но и проектирует более совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км.

Вскоре все советские специалисты возвращаются в Советский Союз в научно-исследовательские институты и опытно-конструкторские бюро, созданные согласно упомянутому майскому постановлению правительства. В августе 1946 года С.П. Королев был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела №3 НИИ-88 по их разработке.

Первой задачей, поставленной правительством перед Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты «Фау-2» из отечественных материалов. Но уже в 1947 году выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у «Фау-2», дальностью полёта: до 3000 км. В 1948 году Королёв начинает лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога «Фау-2») и в 1950 году успешно сдаёт её на вооружение.

В течение одного только 1954 года Королев одновременно работает над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), заканчивает работу над Р-5 и намечает пять разных её модификаций, завершает сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М с ядерным боевым зарядом. Идут полным ходом работы по Р-11 и её морскому варианту Р-11ФМ, и всё более ясные черты приобретает межконтинентальная Р-7.

На основе Р-11 Королев разработал и сдал на вооружение в 1957 году стратегическую ракету Р-11М с ядерной боевой частью, транспортируемую в заправленном виде на танковом шасси. Серьезно модифицировав эту ракету, он приспособил ее для вооружения подводных лодок (ПЛ) как Р-11ФМ. Изменения были более чем серьезные, так как делалась новая система управления и прицеливания, а также обеспечивалась возможность ведения стрельбы при довольно сильном волнении моря с надводного положения ПЛ, т.е. при сильной качке. Таким образом, Сергей Павлович создал первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива мобильного наземного и морского базирования и явился первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

Окончательную доводку ракеты Р-11ФМ он передал в Златоуст, в СКБ-385, откомандировав туда из своего ОКБ-1 молодого талантливого ведущего конструктора В.П. Макеева вместе с квалифицированными проектантами и конструкторами, заложив тем самым основу для создания уникального центра по разработке баллистических ракет морского базирования.

По теме Н-3 были проведены серьезные проектные исследования, в ходе которых была доказана принципиальная возможность разработки ракет с большой дальностью полета вплоть до межконтинентальной в рамках двухступенчатой схемы. На основании результатов данных исследований согласно постановлению правительства в НИИ-88 были начаты две научно-исследовательские работы под руководством Королева с целью определения облика и параметров межконтинентальных ракет баллистического и крылатого типов (темы Т-1 и Т-2) с необходимым экспериментальным подтверждением проблемных конструктивных решении.

Исследования по теме Т-1 переросли в опытно-конструкторскую работу под руководством Королева, связанную с созданием первой двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-7 пакетной схемы, которая и в настоящее время удивляет своими оригинальными конструктивными решениями, простотой исполнения, высокой надежностью и экономичностью. Ракета Р-7 совершила первый успешный полет в августе 1957 года.

В результате исследовании по теме Т-2 была показана возможность разработки двухступенчатой межконтинентальной крылатой ракеты, первая ступень которой была чисто ракетной и выводила вторую ступень - крылатую ракету - на высоту 23-25 км. Крылатая ступень с помощью прямоточного воздушно-ракетного двигателя продолжала полет на этих высотах со скоростью 3 М и наводилась на цель с помощью астронавигационной системы управления, работоспособной и в дневное время.

Учитывая важность создания такого оружия, правительство приняло решение начать опытно-конструкторские работы и силами Министерства авиационной промышленности (МАП) (главные конструкторы С.А. Лавочкин и В.М. Мясищев). Проектные материалы по теме Т-2 были переданы в МАП, туда же были переведены некоторые специалисты и подразделение, занимавшееся проектированием астронавигационной системы управления.

Первая межконтинентальная ракета Р-7, несмотря на множество новых проектных и конструкторских проблем, была создана в рекордно короткие сроки и сдана на вооружение в 1960 году.

В дальнейшем С.П. Королев разрабатывает более совершенную компактную двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-9 (в качестве окислителя используется переохлажденный жидкий кислород) и сдает ее (шахтный вариант Р-9А) на вооружение в 1962 году. Позже параллельно с работами над важными космическими системами Сергей Павлович начал первым в стране разрабатывать твердотопливную межконтинентальную ракету РТ-2, которая была сдана на вооружение уже после его смерти. На этом ОКБ-1 Королева перестало заниматься боевой ракетной тематикой и сосредоточило свои силы на создании приоритетных космических систем и уникальных ракет-носителей.

Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, Королев, как сейчас видно, стремился к большему - к покорению космического пространства и космическим полетам человека. С этой целью Сергей Павлович еще в 1949 году совместно с учеными АН СССР начал исследования с использованием модификаций ракеты Р-1А путем их регулярных вертикальных запусков на высоты до 100 км, а затем с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5 на высоты 200 и 500 км соответственно. Целью этих полетов были изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а также отработка средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из космоса - было произведено около семи десятков таких пусков. Этим Сергей Павлович заблаговременно заложил серьезные основы для штурма космоса человеком.

В 1955 году еще задолго до летных испытаний ракеты Р-7 С.П. Королев, М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов выходят в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддерживает эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается С.П. Королев. И уже 4 октября 1957 года С.П. Королев запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли - и слово «спутник» с тех пор, одно из немногих русских слов , известных во всем мире, не нуждающемся в переводе.

Но 12 апреля 1961 года состоялось событие, еще более великое в истории человечества - первый человек, советский космонавт Юрий Гагарин совершил космический полет на околоземной орбите! И создателем пилотируемого Гагариным корабля «Восток» был, конечно же, Сергей Павлович Королев.

Действительно, первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия. Но уже 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершен второй космический полет, который длился одни сутки. Затем, с 11 по 12 августа 1962 года последовал совместный полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А.Н. Николаевым и П.Р. Поповичем, между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год - с 14 по 16 июня - совместный полет космонавтов В.Ф. Быковского и В.В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» изучается возможность полета в космосе женщины. За ними -с 12 по 13 октября 1964 года -в космосе экипаж из трех человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 года во время полета на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А.А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полетов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой долговременной орбитальной станции (ДОС). Ее прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полета предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».

Для реализации пилотируемых полетов и запусков автоматических космических станций С.П. Королёв разрабатывает на базе боевой ракеты семейство совершенных трехступенчатых и четырехступенчатых носителей.

Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй - для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий - с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны. В дальнейшем Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).

Сергей Павлович, верный своему принципу привлекать к реализации своих идей другие организации, поручает доработку этого аппарата своему соратнику, выходцу из НИИ-88, возглавившему в 1965 году ОКБ им. С.А. Лавочкина, главному конструктору Г.Н. Бабакину. В 1966 году станция «Луна-9» передала впервые в мире панораму поверхности Луны. Королев не стал свидетелем этого триумфа. Но дело его попало в надежные руки: ОКБ им. С.А. Лавочкина превратилось в крупнейший центр по разработке космических автоматических аппаратов для изучения Луны, Венеры, Марса, кометы Галлея, спутника Марса Фобоса и проведения астрофизических исследований.

Еще в процессе создания космического корабля «Восток» Королёв начал разработку на его конструктивной основе первого отечественного спутника-фоторазведчика «Зенит» для Министерства обороны. Сергей Павлович создал два типа подобных спутников для детальной и обзорной разведки, которые начали эксплуатироваться в 1962-1963 гг., и передал это важное направление космической деятельности одному из своих учеников, главному конструктору Д.И. Козлову в Самарский филиал ОКБ-1 (теперь - Центральное специализированное КБ - ЦСКБ), где оно нашло достойное продолжение. В настоящее время ЦСКБ - крупный космический центр по разработке спутников для зондирования земной поверхности в интересах обороны, народного хозяйства и науки, а также по совершенствованию носителей на основе ракеты Р-7.

Сергей Королёв дал начало развитию и другого важного направления использования спутников. Он разработал первый отечественный спутник связи и телевещания «Молния-1», функционирующий на высокоэллиптической орбите. Данное направление Королёв передал в Красноярский филиал ОКБ-1 своему ученику - главному конструктору М.Ф. Решетневу, заложив тем самым основу для рождения крупнейшего центра страны по разработке различных космических систем связи, телевещания, навигации и геодезии.

Ещё в середине 1950-х годов Королёв вынашивал идеи запуска человека на Луну. Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке Н.С. Хрущёва. Однако эта программа так и не была реализована. Возникали и трения с различными ведомствами. Основной заказчик - Министерство обороны СССР - не проявляло особого энтузиазма по данному вопросу, да и новое партийное руководство во главе с Леонидом Брежневым считало эти проекты весьма затратными и не дающими непосредственной практической пользы. Конечно, со временем, наверное, Сергей Павлович сумел бы убедить Леонида Ильича в необходимости реализации отечественной лунной программы. Но 14 января 1966 года (спустя два дня после своего 59-летнего дня рождения), в ходе тяжелой операции по удалению саркомы кишечника Сергей Павлович Королев скончался.

За свои заслуги перед страной Сергей Королев был дважды удостоен звания Героя Социалистического труда. Вскоре после его смерти, в 1966 году, Академия наук СССР учредила золотую медаль имени С.П. Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Позднее были учреждены стипендии имени С.П. Королёва для студентов высших учебных заведений. В Житомире (Украина), Москве (РФ), на Байконуре (Казахстан), в других городах сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи. Его имя носят Самарский государственный аэрокосмический университет, улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, талассоид на Луне.

И все-таки, наверное, даже этого мало, чтобы действительно, по всей мере заслуг, воздать дань памяти такому великому человеку.
Автор: Хрусталев Максим
Первоисточник: http://news.km.ru/rossiya-chtit-svoego-konstruktora-nomer-1" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://news.km.ru/rossiya-chtit-svoego-konstruktora-nomer-1


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня