Российский Танкоград

Перепрофилированный по велению военного времени Уралвагонзавод стал современным бронетанковым холдингом

Нижнетагильский Уралвагонзавод – головное предприятие научно-производственной корпорации УВЗ. Построенный в 1936 году как главный производитель грузового подвижного состава для железных дорог страны, Уральский вагоностроительный в полной мере оправдал свое название. Однако это крупнейшее в мире по объемам производства и технологическим площадям предприятие больше известно как создатель военной техники, прежде всего танков.

С 11 октября 1936 года, когда с конвейера УВЗ сошли первые грузовые полувагоны, по настоящее время на предприятии произведено более миллиона вагонов. В 2012 году Уралвагонзавод выпустил почти 28 тысяч изделий подвижного состава, что является наивысшим достижением не только российского, но и мирового вагоностроения. За годы деятельности нижнетагильского предприятия здесь помимо вагонов было освоено множество другой продукции – криогенной, дорожно-строительной, нефтегазовой. Но все же в историю страны и мира Уралвагонзавод в первую очередь вошел как Танкоград. 100 тысяч танков выпустило нижнетагильское предприятие начиная с 1941 года – и это непревзойденный мировой рекорд. Сегодня Уралвагонзавод остается единственным отечественным предприятием, способным серийно выпускать танки и боевые и инженерные машины на их базе.


Легендарная «тридцатьчетверка»

Танкоградом Уральский вагоностроительный стал с началом Великой Отечественной войны. К октябрю 1941 года на площадку УВЗ были эвакуированы полностью или частично 13 предприятий. Наиболее крупными из них являлись Харьковский завод № 183 имени Коминтерна, Московский станкостроительный завод имени Орджоникидзе, Орджоникидзеградский сталелитейный завод и бронекорпусное производство Мариупольского завода имени Ильича. Соединением всех этих заводов и людей, а точнее сказать, их слиянием, сплавом на уральской земле и был образован один из самых мощных и совершенных оборонных заводов мира, где помимо «тридцатьчетверок» выпускались авиабомбы, артиллерийские артпередки, детали для реактивных самоходных установок «катюша», бронекорпуса для самолетов. Но все же в историю Великой Отечественной Нижний Тагил навсегда вошел как крупнейший в мире центр производства самого важного оружия эпохи – танков, знаменитых «тридцатьчетверок».

Т-34 – лучший танк Второй мировой. Это было признано как союзниками, так и главными противниками в той войне – генералами вермахта. Он впервые в мире вобрал в себя качества машины, полностью отвечающей требованиям боевой обстановки. При оптимальном сочетании огневой мощи, защищенности и подвижности «тридцатьчетверку» отличали максимально возможная простота конструкции, надежность, технологичность и высокая ремонтопригодность в полевых условиях.

С 1940 по 1945 год шесть советских заводов выпустили 58 681 «тридцатьчетверку». Это абсолютный, никем и никогда не побитый рекорд в мировом танкостроении. Причем больше половины, а именно 30 627 танков Советской армии дал один завод – № 183. Из них 28 952 танка были сделаны после перемещения этого предприятия из Харькова в Нижний Тагил, на площадку Уральского вагоностроительного завода. Практически каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера нижнетагильского предприятия.

Эвакуация танкового завода в Нижний Тагил никоим образом не может считаться случайным решением суматошного военного времени. Уже в середине 1940 года правительственная комиссия искала предприятие-дублер для массового производства танков Т-34 в военный период. Первоначальный выбор пал на Сталинградский тракторный завод, где в конце того же года началась сборка боевых машин. Однако Генеральный штаб Красной армии и Наркомат среднего машиностроения, возглавляемый будущим наркомом танковой промышленности Вячеславом Малышевым, полагали СТЗ недостаточно мощным и настояли на утверждении в качестве основного дублера Уральский вагоностроительный завод.

К началу Великой Отечественной войны Уралвагонзавод в своем развитии находился на подъеме, освоил сложнейшие технологии крупносерийного конвейера, что являлось наивысшей формой поточной организации крупного промышленного производства. УВЗ уже располагал мощными металлургическим и штамповочным переделами, а также сильным энергетическим хозяйством и большими площадями сборочных цехов. Все это по проекту еще незавершенного завода могло быть существенно расширено. Для создания подобных мощностей в другом месте потребовалось бы не менее восьми – десяти лет.

Приведем строки из письма представителя Госплана Кравцова в СНК от 2 февраля 1940 года: «Уралвагонзавод – это завод-красавец. Выстроенные корпуса требуют только некоторого дооборудования и небольших доделок. Этот завод самый верный и надежный резерв вагоностроительной промышленности».

Было привезено и установлено более трех тысяч единиц оборудования, эвакуированы около 70 тысяч человек. В кратчайшие сроки, всего за два месяца производственные мощности тагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков. Уже 18 декабря 1941-го с первого в мире танкового конвейера сошел танк Т-34-76, а к концу года первый эшелон из 25 машин ушел на фронт.

Российский ТанкоградКонструкторам и технологам пришлось усовершенствовать многие узлы и детали исходя из возможностей УТЗ и учитывая нехватку квалифицированных кадров. В течение военного периода КБ Уральского танкового завода успешно исполняло роль головного предприятия по совершенствованию конструкции «тридцатьчетверки». Целый ряд узлов, деталей и даже механизмов конструкторскому бюро приходилось разрабатывать в нескольких вариантах с учетом технических возможностей того или иного завода.

Была проделана гигантская работа по повышению боевых характеристик Т-34. В 1942 году разработан и запущен в серийное производство огнеметный вариант танка ОТ-34. Активное применение немцами на Курской дуге в июле 1943-го новых танков «Тигр» и «Пантера» вынудило отечественных конструкторов резко активизировать работу по оснащению образцов бронетехники, в том числе танков, более мощным вооружением. В итоге после нескольких месяцев напряженной работы была создана новая модификация «тридцатьчетверки» – танк Т-34-85, который в январе 1944 года был принят на вооружение, а спустя два месяца стал сходить с конвейера УТЗ.

Для наращивания выпуска танков в производство внедрялись самые прогрессивные для того времени технологии. Мощное металлургическое производство Уралвагонзавода позволило быстро освоить выплавку танковых сталей и массовую отливку необходимых деталей – от массивных башен до бесчисленных гусеничных траков. С 15 августа 1942 года на Уральском танковом заводе была внедрена отливка башен в сырые формы, изготовленные методом машинной формовки. Данная технология позволила увеличить выпуск башенных отливок с пяти-шести штук в сутки в конце 1941-го до 40 в конце 1942-го. Тем самым окончательно решилась проблема качества и количества выпускаемых башен. Если до этого УТЗ вынужден был получать башни с Уралмаша (Екатеринбург), то отныне тагильчане сами стали поставлять башни танка Т-34 другим заводам.

В течение 1942–1943 годов эвакуированные на завод специалисты Киевского института электросварки под руководством Евгения Оскаровича Патона совместно с работниками бронекорпусного отдела УТЗ создали целый комплекс автоматов разного типа и назначения. Внедрение в производство автоматической сварки бронекорпусов не только улучшило качество сварных швов, но и в пять раз повысило производительность труда, сэкономило 42 процента электроэнергии.

Основные же трудности были связаны с созданием механосборочного и бронекорпусного поточно-конвейерных производств. В начале 1942 года во всех цехах началась кропотливая работа по расчленению производственных операций на простейшие составляющие, доступные для необученных работников. Вслед за этим было проведено «выстраивание» оборудования в порядке последовательности операций, то есть в виде поточных линий. Одновременно большое внимание уделялось отладке новых и уже существующих линий на определенный ритм, обеспечивающий выполнение плановых заданий. Первые из них появились в цехах в том же году. К концу войны на заводе было организовано 150 поточных линий по изготовлению танковых узлов и деталей и впервые в мире внедрена поточно-конвейерная сборка танков Т-34.

Если для механической обработки деталей и узлов создавались поточные линии, то на сборке царствовал конвейер. С мая 1942-го с него через каждые 30 минут сходил танк Т-34. Ежесуточно Уральский танковый завод отправлял на фронт эшелон боевых машин. Аналогичный конвейер с 1 июня 1942 года вступил в промышленную эксплуатацию в бронекорпусном производстве. В целом масштабы применения на заводе в военное время поточных линий и различных конвейеров не имеют аналогов в мировом танкостроении.

Благодаря конвейерному производству, доступности его каждому малоквалифицированному работнику, простоте конструкции танка Т-34, что позволило наладить его производство в огромном количестве, один-единственный завод в выпуске массовых средних танков превзошел всю промышленность Германии и подвластных ей стран Западной Европы.

Система Наркомата танковой промышленности СССР в целом и Уральский танковый завод № 183 в частности продемонстрировали в годы Великой Отечественной войны более высокий уровень технологий и организации производства, чем считающееся непревзойденным машиностроение Германии. Руководство советской промышленности, отечественные ученые и инженеры лучше использовали имевшиеся в их распоряжении довольно скудные материальные и кадровые ресурсы и создали более эффективное крупносерийное производство боевой техники.

Уже после окончания войны главный конструктор Уральского танкового завода Александр Морозов напишет следующие строки: «В отличие от сторонников всяких заумных решений мы исходили из того, что конструкция должна быть проста, не иметь ничего лишнего, случайного и надуманного. Сделать сложную машину, конечно, всегда легче, чем простую, которая далеко не каждому конструктору по плечу... Конструктивная простота танка Т-34 дала возможность в самый тяжелый для Родины момент не только иметь танки, но иметь их много, намного больше, чем имел противник. Дала возможность быстро организовать производство боевых машин на многих заводах страны, прежде не выпускавших подобной техники, силами людей, которые о танках ранее знали только понаслышке».

За организацию массового производства танков, самоотверженный труд рабочих и конструкторов, их огромный вклад в Великую Победу Уралвагонзавод был награжден орденом Трудового Красного Знамени в 1942 и 1943 годах и орденом Отечественной войны I степени в 1945 году.

Звездные бега «семьдесятдвойки»

Накопленный в военное время огромный опыт массового поточно-конвейерного производства позволил легко и быстро восстановить выпуск грузовых вагонов. Но в то же время вернувший свое прежнее название Уралвагонзавод не просто сохранил статус крупнейшего танкового завода мира, но и превратился в законодателя «танковых мод». Среди предприятий, выпускавших боевые машины до и во время войны, Уральский танковый продемонстрировал наибольшую эффективность. Принципы поточного производства предприятия как нельзя лучше подошли к технологиям массового выпуска танков. Поэтому правительственное решение о сохранении в Нижнем Тагиле танкостроения и после завершения военных действий было вполне обоснованным. В сохраненном и тщательно оберегаемом конструкторском бюро под руководством сначала Александра Морозова, а с 1953 года Леонида Карцева были созданы все серийно выпускавшиеся в послевоенный период советские средние танки. И каждая новая модель относилась к числу сильнейших в мире, сочетала новейшие технические решения с традиционной надежностью.

Российский ТанкоградВ конце 40-х годов на конвейер ставится танк Т-54. Он появился на свет в результате обобщения опыта сражений 1941–1945 годов и был вооружен самой мощной для того времени пушкой калибра 100 миллиметров. Оснащенные танками Т-54 многочисленные советские дивизии в 50-х годах являлись стратегическим фактором, компенсирующим временное отставание нашей страны в ядерных вооружениях. В течение десяти лет абсолютное превосходство «пятьдесятчетверок» над своими противниками – танками стран НАТО – не давало холодной войне перерасти в третью мировую.

С 1959 года Уралвагонзавод приступил к серийному выпуску среднего танка Т-55 – первого в мире танка, оснащенного комплексной системой противорадиационной защиты, позволяющей действовать на зараженной после ядерного удара местности. Высочайшая надежность, простота и боевая эффективность этой машины сделали танк Т-55 самым массовым танком мира в 60–70-х годах.

В начале 60-х принят на вооружение танк Т-62 производства Уралвагонзавода. Он первый в мире был оснащен гладкоствольным орудием с высокой начальной скоростью бронебойно-подкалиберного снаряда. Защита, способная устоять под ударом такого БПС, появилась на основных танках НАТО лишь в 80-х годах.

В конце 60-х – начале 70-х Уралвагонзавод по заданию Министерства оборонной промышленности, как и два других предприятия – Харьковский завод транспортного машиностроения и КБ Кировского завода в Ленинграде, получил задание на разработку массового танка нового поколения, сочетающего в себе огневую мощь, броневую защиту тяжелых машин и подвижность средних. В результате армия получила три танка Т-72, Т-64А и Т-80, каждый из которых соответствовал требованиям современного боя, а их характеристики с очередной модификацией становились более могущественными. Все они претендовали на звание основного танка Советской армии.

Решить спор должны были испытания, которые в итоге растянулись на целое десятилетие. Проходили они в различных регионах страны и в тяжелейших условиях эксплуатации. При сравнении танков Т-64А и Т-72 стало ясно, что тагильская машина имеет более надежные двигатель и ходовую часть. Подвижность «по паспорту» была примерно равной, но во время пробегов «семьдесятдвойка» неизменно превосходила Т-64А. Внешне более грубая и массивная ходовая часть Т-72 оказалась надежнее элегантной конструкции харьковского танка, узлы которой часто выходили из строя.

Вскоре к испытуемым присоединился танк Т-80, которому мощная турбина позволяла развивать невиданную скорость. На равнинных дорогах ему не было равных. Но на горных и степных трассах неизменно господствовала «семьдесятдвойка». Наводчики уральских танков нередко превосходили своих соперников по количеству подбитых мишеней и точности попадания. Системы управления огнем танков Т-80Б и Т-64Б были сложны в использовании в отличие от простого и удобного прицела Т-72. Таким образом тагильская «семьдесятдвойка» выиграла испытания и стала впоследствии самым массовым воюющим танком современности. Сегодня различные модификации Т-72 состоят на вооружении армий более чем 40 государств мира.

Тагильские специалисты начали улучшать Т-72 – тогда еще опытный образец «объект 172М» – сразу после его появления на свет в 1970 году. Новые модификации разрабатывались путем тщательного отбора наиболее удачных решений, как конструктивных, так и технологических. А их правильность проверялась на полигоне, испытательных маршах и боях. Армия на протяжении двух десятилетий получала серийные танки Т-72А, Т-72Б и созданные на их основе инженерные машины – мостоукладчик МТУ-72 и бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-1. Модернизация «семьдесятдвойки» ведется и по сей день.

Идеальное сочетание стоимости и эффективности вместе с почти неисчерпаемыми резервами модернизации сделали «семьдесятдвойку» настоящей звездой на полях сражений. За разработку и освоение производства танка Т-72 Уралвагонзавод был награжден орденом Ленина (1970) и орденом Октябрьской Революции (1976), а Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения в 1986 году – орденом Октябрьской Революции.

Летающий Т-90

Кризис и распад Советского Союза крайне тяжело отразились на Уралвагонзаводе, как и на многих других крупных предприятиях страны. В лице государства исчез постоянный потребитель военной техники и изделий подвижного состава, а место на мировом рынке нужно было еще завоевать. Несмотря ни на что, нижнетагильское предприятие не просто сохранило свою целостность, но и сберегло уникальный технологический комплекс и основную часть высококвалифицированного коллектива.

Освоение гражданской продукции, изучение рыночных искусств, повседневные труды и заботы, связанные с элементарным выживанием, не принизили оборонную значимость Уралвагонзавода. Конечно, невероятные объемы производства танков ушли в прошлое, но тагильские боевые машины остались важнейшим мировым военно-политическим фактором. Чтобы сохранить специалистов, а следовательно, и производственный потенциал, Уралвагонзаводу пришлось приложить немало усилий в поиске дополнительных заказов на бронетанковую технику. В течение 90-х завод занимался восстановлением старых танков, так как оказалось, что производитель способен обеспечить качество восстановительных работ несравнимо более высокое, чем армейские танкоремонтные предприятия. Большое подспорье – изготовление запасных частей для ранее проданных танков. Однако главным достижением конструкторов Уралвагонзавода в 90-е годы стало производство основного боевого танка Российской армии на сегодня Т-90 и продажа его экспортного варианта – Т-90С за рубеж.

Ракетно-пушечный танк Т-90 был создан на основе огромного опыта многолетней войсковой эксплуатации и применения танков типа Т-72 в различных странах мира в реальных условиях современного боя, а также результатов их испытаний в самых жестких климатических условиях. Т-90 и его экспортный вариант – Т-90С максимально приспособлены для ведения боевых действий в любое время суток и в экстремальных ситуациях. Комплекс управляемого вооружения позволяет вести стрельбу с места и с ходу по неподвижным и движущимся целям на дальностях до 5000 метров, а благодаря тепловизионному прицелу «ЭССА» с камерой 2-го поколения дальность прицельной стрельбы ночью составляет не менее 3500 метров. Для танков серии Т-90 характерна высокая надежность конструкции всех узлов, агрегатов и комплексов, они просты в эксплуатации, а затраты на подготовку экипажа и специалистов минимизированы. Четырехтактный турбопоршневой дизельный двигатель мощностью 1000 лошадиных сил и экономичная силовая установка обеспечивают высокую подвижность и маневренность вне зависимости от дорожных условий.

Т-90 был представлен на государственные полигонные испытания еще в январе 1989 года, но из-за неоднозначной политической ситуации только в октябре 1992-го вышло постановление о принятии его на вооружение и о разрешении продажи экспортного варианта Т-90С. Тагильская машина была высоко оценена как отечественными, так и зарубежными специалистами. На испытаниях в Индии летом 1999 года три танка Т-90С показали такую выносливость, которую вряд ли продемонстрирует какая-либо другая машина в мире. В пустыне при дневной температуре воздуха до 53 градусов и ночной около 30 градусов, почти при полном отсутствии дорог каждый тагильский танк прошел более двух тысяч километров. Индийские военные высоко оценили результаты испытаний, и большим достижением для Уралвагонзавода стало подписание контракта на поставку крупной партии танков Т-90С в Индию. С Министерством обороны Индии УВЗ сотрудничает уже много лет. До настоящего времени Уралвагонзаводом осуществляется оказание содействия в лицензионном производстве поставленных крупных сборок изделий Т-90С и их гарантийное сопровождение в войсках.

Опыт создания и серийного производства танка Т-90С привел к появлению и принятию на вооружение Российской армии улучшенной модификации Т-90 – танка Т-90А. Помимо работ по совершенствованию Т-90А Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения также продолжало модернизацию старых танков и разработку новых инженерных машин на его базе. Были созданы инженерная машина разграждения ИМР-3М, предназначенная для очистки пути войскам через зоны сильных разрушений, а также через минные заграждения, боевая машина разминирования БМР-ЗМ, способная проводить танковые части по минным полям под обстрелом противника.

Стремление Уралвагонзавода к выходу на мировой рынок привело к тому, что в Нижнем Тагиле стали проводить собственные выставки вооружений. С 1999 года на полигоне Нижнетагильского института испытания металлов в поселке Старатель ежегодно проходят выставки не только вооружений и военной техники, но и технических средств обороны и защиты, которые неизменно собирают все больше предприятий-участников и привлекают внимание первых лиц государств, отечественных и иностранных специалистов и потенциальных покупателей. В 2000-м на выставке впервые была предемонстрирована широкой публике боевая машина огневой поддержки «Терминатор» – новейший образец вооружения, аналогов которого в мире нет. В 2011 году представлен модернизированный Т-90С – следующий шаг в развитии отечественного танкостроения, по сути, несмотря на название, являющийся абсолютно новой боевой машиной. Сегодня Уралвагонзавод в составе корпорации УВЗ – один из основных исполнителей федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года».
Автор: Елена Горинова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. Canep 27 июня 2013 08:57
    Тагил рулит!!! Там даже снег убирают инженерными машинами на танковом шасси (похоже на ИМР но без стрелы):
    1. Geisenberg 27 июня 2013 14:56
      Цитата: Canep
      Тагил рулит!!! Там даже снег убирают инженерными машинами на танковом шасси (похоже на ИМР но без стрелы)


      Красотища ! Главное ребята смелые, не побоялись хорошие дела делать. laughing
      1. Александр Д. 28 июня 2013 01:42
        Цитата: Geisenberg
        Цитата: Canep
        Тагил рулит!!! Там даже снег убирают инженерными машинами на танковом шасси (похоже на ИМР но без стрелы)


        Красотища ! Главное ребята смелые, не побоялись хорошие дела делать. laughing

        Особенно про их хорошие дела интересно смотреть следующий ролик



        Дедушка, а дедушка, а правда что Т-34 разработали в Нижне Тагиле?! negative
        Александр Д.
  2. Boris55 27 июня 2013 09:14
    34 на пьедестале перед проходной на УВЗ рабочая, каждый год на 9 мая колонну демонстрантов возглавляет.
    1. Geisenberg 27 июня 2013 14:57
      Цитата: Boris55
      34 на пьедестале перед проходной на УВЗ рабочая, каждый год на 9 мая колонну демонстрантов возглавляет.


      Да, на пьедесталах они практически все рабочие. Их туда своим ходом заводят. Другое дело, что потом за ними никто не следит и они приходят в негодное состояние ...
  3. Kars 27 июня 2013 10:04
    Да скоро его обещают приватизировать.И становитса понятна накачка его гос деньгами.
    1. Lazer 27 июня 2013 23:19
      Если что, УВЗ является акционерным обществом (ОАО). Как приватизировать то, что и так приватизировано.
      1. Kars 27 июня 2013 23:24
        Цитата: Lazer
        . Как приватизировать то, что и так приватизировано.

        Государственый пакет акций?или его нет?

        ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“ имени Ф. Э. Дзержинского» — российская корпорация, занимающаяся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. В корпорацию входят научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и производственные предприятия. Головное предприятие — завод «Уралвагонзавод», расположенный в Нижнем Тагиле Свердловской области. 100 процентов акций корпорации принадлежат государству



        Ищем идеального инвестора! Олег Сиенко рассказал о приватизации УВЗ. «Масштабы нашего производства находятся за гранью понимания»

        31.05.2013 14:58

        http://ura.ru/content/svrd/31-05-2013/news/1052158691.html бла бла бла
  4. revnagan 27 июня 2013 10:57
    Ну вот до сих пор не могу понять-ведь перый "Тигр" наши захватили ещё в 1942 году.Неужто не было ясно, с чем нашим танкистам придётся столкнуться в ближайшее время, что 76мм орудие стало не еффективно?Почему же Т-34-85 попали в армию только в 1944?
    1. Папакико 27 июня 2013 12:58
      Цитата: revnagan
      Почему же Т-34-85 попали в армию только в 1944

      Причин не одна а консистенция из нескольких.
      Вы посмотрите по скольку лет всё разрабатывается, а тогда была война.
      Тигры и Пантеры тоже не один месяц разрабатывали.
    2. sscha 27 июня 2013 16:26
      Т-34/85 в войска поступили в январе 44 г. hi
      Кто хочет посмотреть фото с Вагонки из музея - наберите на яндексе в поисковой строке в разделе ФОТКИ:dvurech2011
      Приятного просмотра! hi
    3. Александр Д. 28 июня 2013 01:38
      Цитата: revnagan
      Ну вот до сих пор не могу понять-ведь перый "Тигр" наши захватили ещё в 1942 году.Неужто не было ясно, с чем нашим танкистам придётся столкнуться в ближайшее время, что 76мм орудие стало не еффективно?Почему же Т-34-85 попали в армию только в 1944?

      Вообще-то первые тигры вступили в бой только в 1943г.
      Александр Д.
      1. Громобой 28 июня 2013 01:56
        Под Ленинградом осенью 1942г.---разве это вымысел?
  5. Marssik 27 июня 2013 12:27
    Ага щас еле еле выкатывается один т 90 с раз в 4 месяца из ворот на платформе ,вот они темпы армейского перевооружения
  6. vadson 27 июня 2013 21:56
    был в тагиле пару лет назад, по ихним дорогам в городе только на танках и ездить, к сожелению
    1. I am a Russian 6 июля 2013 18:03
      Цитата: vadson
      был в тагиле пару лет назад, по ихним дорогам в городе только на танках и ездить, к сожелению


      не только в Тагиле плохие дороги

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня