Воздушное сражение на Кубани

Воздушное сражение развернувшееся в небе Кубани в апреле-июне 1943 года стало одним из крупнейших воздушных сражений Второй Мировой войны и было составной частью советского наступления на Кавказе. Данное сражение разбилось на несколько эпизодов и не прекращалось более двух месяцев. Обе стороны наращивали авиационное присутствие в регионе, поэтому борьба в воздухе была масштабной и жестокой. В некоторые дни в небе проходило до 50 воздушных боев с участием до 70 самолетов с каждой стороны. Одну из главных ролей в сражении сыграли советские истребители нового поколения. Впервые за все время Великой Отечественной войны, советские летчики навязали люфтваффе свою волю, активно мешали и противодействовали выполнению немцами своих боевых задач.

К середине апреля 43 года немцы сосредоточили на аэродромах Кубани и Крыма основные силы своего 4-го воздушного флота – около 820 самолетов. Дополнительно они могли привлекать еще около 200 бомбардировщиков с аэродромов на юге Украины. Всего 4 воздушный флот насчитывал более 1000 самолетов: 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. Для поддержки сюда были переброшены лучшие истребительные эскадры Германии: 3-я «Удет», 51-я «Мельдерс», 54-я «Зеленые сердца», вооруженные последними моделями истребителей Me-109 и Fw-190. Дополнительно на данном театре военных действий были использованы по одной истребительной эскадрилье Словакии, Хорватии и Румынии.

Советская сторона также не сидела, сложа руки, и уже 18 апреля начало переброску на Северо-Кавказский фронт 2-го бомбардировочного, 3-го истребительного и 2-го смешанного авиакорпусов, а также 282-й истребительной дивизии, доведя численность авиации до 900 машин, из которых 370 истребителей, 170 штурмовиков, 360 бомбардировщиков из них 195 ночных. Из них около 65% самолетов было новых типов: Ла-5, Як-1, Як-7Б, английские и американские бомбардировщики Б-3 и Б-20 а также истребители «Спитфайр» и «Аэрокобра». Сосредоточение такого количества самолетов на довольно ограниченном театре военных действий предопределило упорную и напряженную борьбу за господство в воздухе.


Всего в небе Кубани произошло три воздушных сражения. Первое из них началось 17 апреля 1943 года с попытки ликвидировать плацдарм в районе Мысхако. Для того чтобы сбросить десантников 18 армии в море противник привлек около 450 своих бомбардировщиков и 200 истребителей прикрытия. С советской стороны для противодействия немцам использовалось около 500 самолетов из них 100 бомбардировщиков. За один этот день немецкие летчики совершили около 1000 самолето-вылетов в данном районе. 20 апреля противник вновь попытался провести мощное наступление, но на этот раз советская авиация успела нанести упреждающий удар силами 60 бомбардировщиков и 30 истребителей прикрытия за полчаса до начала наступления, а еще через несколько минут новый удар группой в 100 самолетов, что сорвало планы немецкого командования.
Воздушное сражение на Кубани

Затем с 28 апреля по 10 мая развернулось воздушное сражение в небе над станицей Крымской. Об интенсивности этих боев может свидетельствовать тот факт, что за 3 часа наступления немецкая авиация совершила более 1500 самолето-вылетов.

Последние крупные воздушные сражения прошли в период с 26 мая по 7 июня в районе станиц Киевской и Молдаванской при прорыве «Голубой линии» немцев. На некоторое время немцам удалось захватить превосходство в воздухе, что сильно осложняло жизнь наступающим войскам. Ответной мерой противодействия стали атаки советской авиации на аэродромы немцев. С 26 мая по 7 июня ВВС РККА провели 845 самолето-вылетов по аэродромам гитлеровцев в Анапе, Керчи, Саки, Сарабуз и Тамани. Всего за время сражений в небе Кубани советская авиация произвела около 35 тысяч самолето-вылетов.

Потери

Если оценивать потери сторон, то по советским архивам ВВС РККА уничтожила весь немецкий 4-й флот, немцы же со своей стороны отчитались об уничтожении 1000 самолетов в воздушных боях и 300 сбитых зенитным огнем, т.е. даже больше, чем их было на данном участке фронта. Так что определить потери сторон можно лишь приблизительно, хотя то, что потери обеих сторон были огромны сомнениям не подлежит.

Скорее всего, потери советской стороны были выше, так как подготовке своих летчиков немцы уделяли больше внимания. Не подлежит сомнению, что с немецкой стороны на Кубани действовали лучшие летчики-истребители, летавшие в парах еще с 1939 года. Даже молодые немецкие летчики из пополнения имели налет около 200 часов, а по прибытии в боевые части должны были налетать еще около 100 часов, в прифронтовой полосе, выполняя задачи по охране аэродромов и изучая местность. Немцы исходили из того, что у русских больше и летчиков и самолетов, поэтому стремились беречь кадры.

С советской же стороны наряду с асами такими как: А. И. Покрышкин, А. Ф. Клубов, Г. Г. Голубев, В. И. Фадеев участвовали и выпускники летных школ с минимальным налетом, а также летчики, прибывшие с Дальнего Востока или других отдаленных округов, не имеющие боевого опыта. Но, даже несмотря на это, приблизительные потери летчиков-истребителей со стороны Германии составили 75 человек, а с учетом союзников около 135, что является половиной от общего числа имевшихся к началу сражения истребителей 4-го воздушного флота.

Лица сражения

Александр Покрышкин (6.03.1913 – 13.11.1985) – второй по результативности летчик стран Антигитлеровской коалиции, трижды герой Советского Союза. По официальным данным лично сбил 59 самолетов, скорее всего, сбил на порядок больше, так как из зачета выбыли победы 1941 года, сгоревшие вместе с архивами полка, а также вражеские машины, которые Покрышкин записывал на своих ведомых, стимулируя их таким образом.

Воздушное сражение на Кубани

"Аэрокобра" Покрышкина


В небе Кубани Покрышкин сбил по официальным данным 16 вражеских самолетов. В это время наш прославленный ас летал на американской «Аэрокобре». Здесь проходит несколько его выдающихся по результативности боев. Так 12 апреля над станицей Крымской Покрышкин сбивает 4 истребителя Me-109, позднее в этот же день он сбил еще 3 самолета, доведя число сбитых машин за день до 7, в истории советской авиации был лишь один подобный случай. Еще через несколько дней Покрышкин сбивает 3 Ju-87, а 28 апреля в составе 8 истребителей «Аэрокобра» разгоняет три девятки пикирующих бомбардировщиков Ju-87, лично уничтожив 5 из них.

Заслуги Покрышкина в сражении на Кубани были высоко оценены, и 24 апреля он получает свое перове звание Героя Советского Союза, а в июне очередное звание майора. Помимо советских наград в том же 1943 году Покрышкин был награжден американской медалью «За выдающиеся заслуги».

В большинстве боев Покрышкин в первую очередь старался сбить лидера, этот опыт он вынес из боев 1941-42 годов. Таким образом, часто уже в начале боя удавалось деморализовать противника. Некоторые историки приписывают ему создание новой техники воздушного боя вошедшей в историю, как «Кубанская этажерка».

Эрих Хартман (19.04.1922 – 20.09.1993) самый результативный немецкий летчик ас, считается самым результативным летчиком-истребителем за всю историю авиации. Хартман одержал 352 воздушных победы 345 из которых приходятся на советские самолеты, за свой небольшой рост и моложавый вид получил прозвище «Bubi» - малыш. Награжден Рыцарским крестом с бриллиантами, лишь 27 человек в рейхе имели подобную награду.

В сражение над Кубанью Хартман входил лишь начинающим пилотом, к концу апреля 1943 года у него на счету было 8 побед, и он стал ведущим пары. Точное количество самолетов сбитых летчиком на Кубани не известно, но на 7 июля 1943 года на его счету была уже 21 победа. Именно на Кубани молодой пилот, которому тогда было чуть за 20 начал оттачивать свои навыки воздушного боя, которые с лихвой окупились в дальнейшем.

Воздушное сражение на Кубани

Me-109 Хартмана


Всю война Хартман летал исключительно на истребителях Me-109 G и придерживался вполне определенной тактики – удара из засад. По словам Хартмана его никогда не заботили проблемы воздушного боя, он старался по возможности избегать схваток с истребителями. Хартман забирался как можно выше и по возможности атаковал противника со стороны солнца, в 90% случаев противник даже не понимал, что произошло. Летчик руководствовался вполне определенной формулой воздушного боя и оттачивал ее всю войну. Своим самым главным достижением Хартман считал то, что за время войны не потерял ни одного своего ведомого.

Заслуги Хартмана по достоинству были оценены и в Советском Союзе, где после войны он получил 25 лет лагерей за нанесение ущерба советской экономике в годы войны. Отсидев в советских лагерях почти 10 лет, в 1955 году Хартман вернулся на родину.
Автор: Юферев Сергей
Первоисточник: http://topwar.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://topwar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 4
  1. Denzel13 26 апреля 2012 00:58
    Еще один автор статьи начитавшийся Толивера и Констебля, либо их пересказчиков типа Зефирова.

    Просто так для примера:
    24.08.1944 года (понимаете в каком состоянии на тот момент была ситуация в воздухе и кто кому диктовал условия) - Хартман слетал с утра на охоту и по возвращении доложил, что у него уже не 290, а 296 сбитых самолетов. Что его ведомый видимо под присягой подтвердил, вернее расписался в специальной форме. После чего пообедал и снова полетел. За этим полетом следили по радиопереговорам и наш "супергерой" не подвел наговорил по радио еще 5 побед во втором вылете, т.е. 11 сбитых за 2 вылета в 1944 -ом!. Вернулся - ему цветы и т.д. и т.п., однако есть такой факт - в журнале боевых действий JG-52 стоит, что 24.08.1944 года Хартман сбил один Р-39. Один! Все!
    Еще есть вопросы по Хартману?
    Есть что продолжить.

    А по счетам немецких "экспертов", есть такие соображения. Очень советую по этому поводу почитать книгу Ю.Мухина "Асы и пропаганда". Если отбросить излишнюю, по моему субъективному мнению, политизированность, то остаются очень интересные факты:
    1) Попав на Восточный фронт немецкие "эксперты" начинали наращивать астрономические счета сбитых самолетов РККА.
    2) Попав после Восточного фронта на Западный, те же эксперты очень резко теряли активность, сбивая в 10-20 раз меньше за больший промежуток времени.
    Из вышесказанного напрашивается вывод, что англо-американские летчики были лучше подготовлены и немеким было труднее их сбивать.
    Но факт №3 - у лучшего аса Союзников, без учета РККА было 38 сбитых (вспоминаем сколько у нас было асов сбивших более 40), а в количественном отношении летчиков Союзников сбивших более 5 самолетов стран Оси было более чем в 10 раз меньше чем в РККА.
    Еще можно соотнести потери на Восточном фронте у немцев и на Западном. Зачастую немцы по своей отчетности "уничтожали" больше чем имелось на каком либо участке фронта наших самолетов. Взять хотя бы воздушное сражение над Голубой линией на Кубани в 1943 году. Все потому, что как мог немецкий летчик заполнить бланки отчетности на 9 -10 сбитых в одном бою американских бомбардировщиков в небе над Берлином, когда все видели, сколько их упало на самом деле, еще и с учетом сильнейшего зенитного прикрытия? Другое дело Восточный фронт - кто проверит сколько упало сбитых советских самолетов, особенно за линией фронта?
    И факт №4 - немецким летчикам давали крест на Восточном фронте за сбитие, в разное время войны, от 50 до 150 самолетов, а на Западном аналогичную награду получали за 10-15 самолетов (что, кстати соответствовало у нас ГСС). Тут опять можно применить вышеуказанный факт №3 относительно пилотов Союзников. Вобщем на Западном фронте с приписками было сложнее, т.к. навиду. И то система балов, а не гарантировано уничтоженых самолетов делала свое дело и там.

    Да, кстати, с цифрами о количестве самолетов с обеих сторон вышли ошибочки, причем основываясь даже не на наших источниках, внимательнее изучайте вопрос, прежде чем писать подобное. Здесь народ, который любит проверять те или иные соображения.
    Denzel13
  2. proExe 15 апреля 2013 23:06
    [quote=Denzel13]
    Еще один автор статьи начитавшийся Толивера и Констебля, либо их пересказчиков типа Зефирова.

    Просто так для примера:
    Еще есть вопросы по Хартману?
    Есть что продолжить.

    Да есть запись в журнале боевых вылетов и побед JG52 за 24.08.1944
    24.08.44 Ltn. Manfred Eberwein 1./JG 52 Yak-9 £ 11 336: at 3.200 m. 11.00 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 413
    24.08.44 Ltn. Anton Resch 3./JG 52 Il-2 m.H. £ 11 442: at 500 m. 11.10 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 447
    24.08.44 Ltn. Franz Schall 3./JG 52 Yak-9 £ 11 418: at 500 m. 11.12 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 448
    24.08.44 Ltn. Franz Schall 3./JG 52 Il-2 m.H. £ 11 755: at 400 m. 14.25 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 449
    24.08.44 Ltn. Anton Resch 3./JG 52 Il-2 m.H. £ 11 753: at 500 m. 14.26 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 450
    24.08.44 Ltn. Franz Schall 3./JG 52 Il-2 m.H. £ 11 764: at 500 m. 14.27 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 451
    24.08.44 Ltn. Anton Resch 3./JG 52 Il-2 m.H. £ 11 723: at 400 m. 14.28 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 452
    24.08.44 Fw. Adolf Nehrig 1./JG 52 Il-2 m.H. £ 11 333: at 500 m. 15.16 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 414
    24.08.44 Hptm. Adolf Borchers Stab I./JG 52 Il-2 m.H. £ 11 442: at 700 m. 15.24 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 145
    24.08.44 Fw. Adolf Nehrig 1./JG 52 Il-2 m.H. £ 11 415: at 600 m. 15.26 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 415
    24.08.44 Ltn. Manfred Eberwein 1./JG 52 Yak-9 £ 11 415: at 1.000 m. 16.36 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 416
    24.08.44 Ltn. Manfred Eberwein 1./JG 52 Yak-9 £ 11 277: at 1.500 m. 16.53 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 418
    24.08.44 Uffz. Wilhelm Maaßen 5./JG 52 Yak-7 £ 87 822: at 2.000 m. 08.27 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 832
    24.08.44 Oblt. Erich Hartmann 9./JG 52 LaGG £ 11 416: at 2.000 m. 13.18 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 962
    24.08.44 Oblt. Erich Hartmann 9./JG 52 LaGG £ 11 417: at 1.500 m. 13.15 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 961
    24.08.44 Oblt. Erich Hartmann 9./JG 52 LaGG £ 11 421: at 1.200 m. 13.19 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 963
    24.08.44 Oblt. Erich Hartmann 9./JG 52 LaGG £ 11 427: at 1.500 m. 13.25 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 964
    24.08.44 Oblt. Erich Hartmann 9./JG 52 LaGG £ 11 419: at 1.000 m. 13.27 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 965
    24.08.44 Oblt. Erich Hartmann 9./JG 52 LaGG-5 £ 11 335: at 1.500 m. 16.00 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 1064
    24.08.44 Oblt. Erich Hartmann 9./JG 52 LaGG-5 £ 11 363: at 1.200 m. 16.03 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 1065
    24.08.44 Oblt. Erich Hartmann 9./JG 52 LaGG £ 11 422: no height 16.20 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 1068
    24.08.44 Hptm. Diethelm Eichel-Streiber Stab III./JG 52 Il-2 m.H. £ 27 636: at 400 m. 16.17 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 186
    24.08.44 Oblt. Erich Hartmann 9./JG 52 Airacobra £ 11 441: at 1.000 m. 16.10 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 1067
    24.08.44 Oblt. Erich Hartmann 9./JG 52 Airacobra £ 11 447: at 1.200 m. 16.06 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 1066
    24.08.44 Oblt. Erich Hartmann 9./JG 52 Airacobra £ 11 443: at 3.000 m. 13.40 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 966
    24.08.44 Ltn. Karl Munz 1./JG 52 Yak-9 £ 11 419: at 500 m. 16.42 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 417
    Итого Хартман 11

    Теперь как я понимаю, что все это произошло в период Сандомирской операции, чтоб подтвердить или развеять миф о непобедимом JG 52, помогите найти журнал потерь 8 Воздушной Армии или отдельных ИАП 24.08.1944, а пока получаеться что Хартман сбил за 1 день 11 самолетов, причем не Аерокобр, 11 Аэрокобр у него записано в летной книжке, что на немецкую дотошность не похоже.

    Что скажите ???
    proExe
  3. Алекс 18 июня 2014 16:01
    Да лажа все эти немецкие приписки, всем уже всё и так давно известно. Жаль, что автор последнюю главу написал, без неё всё красивее было бы: Покрышкин - герой и ас, и говорить по этому поводу нечего; Хартман и иже с ним - просто шакалы, которые занимались банальным обманом (с 1943-го свободная охота уже умопомрачительных результатов не приносила, нашлось и противоядие, и летчики).
  4. Саня РуСский 17 ноября 2015 14:24
    "...Александр Покрышкин (6.03.1913 – 13.11.1985) – второй по результативности летчик стран Антигитлеровской коалиции, трижды герой Советского Союза. По официальным данным лично сбил 59 самолетов, скорее всего, сбил на порядок больше,..."ну автор ты загнул,на порядок больше это значит 590 самолетов,А. Покрышкин выдающийся летчик-истребитель, но писать такое ...слов нет , над нами же смеяться будут, надо быть правдивее, думаю сбитых у А.Покрышкина было сбитых около сотни, и это очень много , учитывая уровень немецких пилотов и техники.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня