Странствующий цирк Розариуса

На любой войне воющие стороны захватывают различные трофеи. Точно также было и с различными самолетами во время Второй мировой войны. Неприятельская техника, найденная или захваченная, тщательно и скрупулезно изучалась, подвергалась различным испытаниям. Воющие стороны старались найти в самолетах друг друга сильные и слабые стороны, наиболее уязвимые места. Захваченные самолеты представляли собой особенно ценный трофей – ведь их можно было использовать и для обучения пилотов, и для проведения разного рода диверсионных операций.

Одним из немецких достижений времен Второй мировой войны стало создание так называемого «Странствующего цирка Розариуса». Под таким достаточно странным названием скрывалась эскадрилья, в которой были собраны все способные подняться в небо захваченные истребители союзников, которые немцам удалось найти целыми или незначительно поврежденными. Данный «цирк» перемещался от одной воинской части к другой вдоль всего Восточного и Западного фронта для того, чтобы познакомить немецких летчиков с техникой союзников. Ведущие летчики могли самостоятельно совершить полеты на захваченных вражеских самолетах, оценить их боевые и летные качества. Благодаря этому «странствующий цирк Розариуса» принес Германии большую пользу.

Так получилось, что все захваченные истребители союзников передавались «цирку Розариуса». Официально данное подразделение носило название 2-й эскадрильи экспериментального центра Верховного командования Люфтваффе, командовал им опытный летчик-испытатель, капитан Т. Розариус, именно его имя и закрепилось за подразделением. Первоначально «цирк» дислоцировался в Гетгингене. Основной задачей подразделения Розариуса был облет трофейных истребителей, доскональное изучение их недостатков и достоинств, выработка лучшей тактики борьбы с ними. Все попавшие в эскадрилью самолеты перекрашивались. На истребителях обычно был изображен полный комплект обозначений Люфтваффе, включая свастики, расположенные на вертикальном оперении.


Странствующий цирк Розариуса
Захваченный ЛА-5ФН

«Передвижной цирк Розариуса» перелетал на своих самолетах в строевые части, проводил их демонстрацию на земле и в воздухе, организовывал учебные бои. Опытных немецких летчиков тщательно инструктировали и давали возможность самим совершить полета на истребителях противника. Интересно, что с американскими истребителями немцы дали возможность познакомиться и своим союзникам – венграм. В апреле 1945 года, когда американские войска подошли к Геттингену, «цирк» передислоцировался подальше – на аэродром Швангау. К завершению Второй мировой войны в коллекции авиации «цирка Розариуса» имелись 4 истребителя «Мустанг», 3 «Спитфайра» (все разные), 3 «Тандерболта», по два «Темпеста», «Тайфуна» и «Москито», а также учебный «Гарвард» и 3 советских истребителя, среди которых были – ЛаГГ-3, Як-3 и Як-9.

Идея формирования специальных подразделений, которые были бы вооружены трофейной авиационной техникой или техникой потенциального противника, не является, чем-то новым, возникшим в годы Второй мировой войны. Понятно, что любой самолет (орудие, танк, корабль), оказавшийся по ту сторону фронта, в первую очередь становится объектом пристального внимания конструкторов и ученых противника. Однако дальнейшая судьба захваченного трофея зависит уже от его боевых характеристик. К примеру, во время Первой мировой войны немцам удалось скопировать и наладить серийное производство удачного французского истребителя «Ньюпор-11», а немецкий разведчик «Альбатрос» в свою очередь в Российской империи стал «Лебедем».

Разбив французскую армию в блицкриге 1940 года, те же немцы успешно решили проблему учебно-боевых самолетов, конфисковав для этих целей технику поверженного противника. Позднее, в ходе Второй мировой войны, в руки испытателей Люфтваффе начали попадать самолеты всех воюющих государств в более-менее значимых количествах. Со временем в Германии скопилась приличная коллекция из английских, советских и американских самолетов. Так, к примеру, тяжелые четырехмоторные бомбардировщики союзников (в основном замечательные американские В-17 «Летающая крепость» и В-24 «Либерейтор») немцы свели в особую эскадру, которая получила обозначение Kampfgeschwader-200. Командование 200-й эскадрой осуществлял опытный мастер проведения воздушных спецопераций подполковника Теодор Ровель. Данная эскадра выполняла самые разные задания, в том числе дальней разведки и доставки агентов на территорию Северной Африки и Британские острова.

Захваченный английский Spitfire

С истребителями в Германии поступили несколько иначе. После проведения дотошных испытаний и снятия всех летно-технических характеристик пригодные к полетам истребители в 1943 году были переданы испытательному спецподразделению Versuchsverband der OKL, которое получило большую известность под именем «Странствующий цирк Розариуса». Данное подразделение занималось демонстрацией истребителей союзников немецким пилотам. В разное время в «цирке» присутствовали все наиболее опасные воздушные «хищники» союзных войск. В нем имелся полный «зверинец» англо-американских истребителей, а в конце войны его пополнили советские Як-3 и Ла-5ФН. Кочуя по аэродромам, «циркачи» давали пилотам Люфтваффе потренироваться в воздушных боях в полигонных условиях. Что-то вроде поединка на реальных, хоть и затупленных клинках.

Четырехмоторные тяжелые бомбардировщики союзников, сведенные немцами в особую воздушную эскадру Kampfgeschwader-200, в Люфтваффе проходил под обозначением DO-200. Такое название самолеты получили, потому что их ремонт и поставку комплектующих для них, а также замену стрелкового вооружения на более мощное производила фирма Дорнье. К середине 1944 года в Люфтваффе уже насчитывалось порядка 40 полностью укомплектованных и технически исправных захваченных американских бомбардировщиков.

По своей сути это были первые в истории «ганшипы». Самолеты из состава 200-й эскадры выполняли функции самолетов-разведчиков, бомбардировщиков, принимали участие в тренировках и обучении войск ПВО, но чаще всего их применяли, как истребители-«ганшипы». Очень часто эмблемы, маркировки и опознавательные знаки с трофеев не удалялись, а лишь немного подправлялись. Тактика действий данных самолетов была следующей: либо при достаточной облачности самолеты DO-200 аккуратно выныривали из-за прикрытия облаков и пристраивались к строю американских В-17, после чего разом по команде из мощного стрелково-пушечного вооружения начинали их планомерно уничтожать; либо DO-200 прикидывались подбитыми самолетами, на борту зажигались специальные дымовые шашки, выключался 1 двигатель и т.д., тогда их под охранение брали 4-6 бомбардировщиков В-17, которые либо становились легкой добычей истребителей ПВО Люфтваффе, либо также расстреливались DO-200.

Захваченный американский P-47

После ряда подобных инцидентов в USAAF были даны очень жесткие директивы, которые предписывали экипажам «летающих крепостей» открывать огонь на поражение по всем, пристраивающимся В-17, если невозможно было исключить их «немецкое» происхождение. Часто это вело к тому, что американские летчики открывали огонь по своим же самолетам, сбивая и повреждая их. Подобная ситуация повторялась и с В-24, правда их на вооружении Люфтваффе было гораздо меньше.

Если же говорить об СССР, то можно отметить, что и в Советском Союзе техника противника подвергалась детальному изучению. Первый истребитель Messerschmitt-109 в СССР поступил из Испании в 1938 году, оттуда же в нашу страну был доставлен новейший на тот момент немецкий бомбардировщик Heinkel-111. В Летно-испытательном институте ВВС, расположенном в подмосковном Жуковском, в предвоенное время, а также во время войны успели побывать самолеты основных типов почти всех воюющих государств. Но опыт, полученный при их изучении, по большей части использовался в промышленности.

Конечно, при захвате вражеских самолетов на фронте, они изучались летчиками на месте, иногда совершались даже разведывательные полеты или воздушные бои, но такие события носили единичный характер. В лучшем случае до советских летчиков доходили обобщенные указания и рекомендации по борьбе с тем или иным самолетом врага. В этом плане немецкий «Странствующий цирк Розариуса», равно как и специальная 200-я эскадра были по-настоящему уникальными подразделениями.

Источники информации:
-http://vz.ru/society/2006/11/19/57727.html
-http://pro-samolet.ru/samolet-usa/63-istrebiteli/247-istrebitel-p-51-mustang?start=7
-http://mywebs.su/blog/188.html
-http://reibert.info
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

35 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Dima190579
    Dima190579 27 июня 2013 08:54
    +4
    Что танк что автомат и что трофейное оружие всегда найдет применение на войне.
    1. Karlsonn Офлайн
      Karlsonn (Karlsonn , для друзей - Алексей.) 27 июня 2013 16:39
      +2
      Так точно!


      Кстати, во время войны за независимость в 1948 израильские летчики сражались на Messerschmitt Bf 109G-14. 25 самолетов было закуплено в Чехословакии.
      1. laurbalaur
        laurbalaur 27 июня 2013 17:21
        +6
        Ну если быть предельно точным то Израиль использовал чешские Avia S-199 , с более слабым мотором и соответственно ,характеристиками ! hi
        1. Karlsonn Офлайн
          Karlsonn (Karlsonn , для друзей - Алексей.) 27 июня 2013 22:17
          0
          Цитата: laurbalaur
          Ну если быть предельно точным то Израиль использовал чешские Avia S-199 , с более слабым мотором и соответственно ,характеристиками !


          Если честно я за это - не знаю. feel
          В коллекции фотка лежала вместе с описанием достаточно давно, по причине редкости цветных фото тех лет.
          Таки продал за что купил.
          Вам - спасибо , "+" и добавка к рейтингу за исправления моей ошибки. drinks
          1. Argon Офлайн
            Argon (Сергей Владимирович) 27 июня 2013 23:39
            +1
            К стати на вашем фото именно чехословакская машина,о которой писал laurbalaur.
        2. stoqn477 Офлайн
          stoqn477 (Стоян Иванов) 28 июня 2013 00:00
          +1
          У нас в стране есть поговорка: Если рыбы не является рыба и рак. Насколько я знаю, что никто изначально не хотел продать самолеты в Израиль. Только чехов. Лучше самолет со слабым двигателем, чем нет.
          1. 3дюйма.
            3дюйма. 28 июня 2013 10:43
            +1
            звучит поговорка так.на безрыбье-и рак рыба.
        3. berimor
          berimor 28 июня 2013 21:21
          0
          Молодец, сынок!
  2. Den 11 Офлайн
    Den 11 (Денис) 27 июня 2013 10:28
    +3
    Из воспоминаний Адольфа Галланда:"Одним из наших достижений стал так называемый"Передвижной цирк Розариуса",эскадрилья,в которой были собраны все годные к полёту захваченные самолёты противника,которые нам удалось найти.Она перемещалась от части к части вдоль всего Восточного фронта для того,что бы ознакомить наших лётчиков с вражеской техникой.Ведущие лётчики могли сами полетать на вражеских самолётах,и благодаря этому мы обнаружили для себя что наша техника по лётным качествам обычно выше вражеской.Цирк принёс огромную пользу." B-17
    1. Den 11 Офлайн
      Den 11 (Денис) 27 июня 2013 10:35
      +4
      3 пары Спитфайров
      1. Fitter65 Офлайн
        Fitter65 (Александр.) 27 июня 2013 17:12
        -1
        Не,это или две тройки,или одна шестёрка- на три пары не тянет.Хотя если судить по трём ближним,то это всё-же две тройки.
        1. Чёрный Полковник (Базилевс) 1 июля 2013 12:40
          0
          Немцы летали парами.
    2. Karlsonn Офлайн
      Karlsonn (Karlsonn , для друзей - Алексей.) 27 июня 2013 16:36
      +1
      На фото:

      Трофейные немецкие истребители-бомбардировщики Фокке-Вульф Fw 190D-9 на службе в авиации Балтийского флота 1945 год. Если не ошибаюсь семь штук их было на вооружении авиации КБФ.
  3. ЛЕВА Офлайн
    ЛЕВА (Лева) 27 июня 2013 11:19
    +2
    На снимке не Р47. "Кувшин" больше, пропеллер имеет четыре лопасти, вооружение в крльях, а не над двигателем. Это Р 40 Кертис
    1. Den 11 Офлайн
      Den 11 (Денис) 27 июня 2013 11:32
      +1
      Автор ошибся,конечно это P-40!А вот и P-47
      1. Chicot 1 Офлайн
        Chicot 1 (Василий) 27 июня 2013 14:12
        +1
        Цитата: Den 11
        А вот и P-47

        Проекции "Тандерболт" P-47B
      2. Argon Офлайн
        Argon (Сергей Владимирович) 27 июня 2013 15:12
        +4
        Вот отметились,-два специалиста,Леве,а оссобенно"Эксперту"Den11,к вашему сведению на снимке в статье P-36 Hawk,вероятней всего из состава французких ВВС.В целом,конечно данное подразделение представляло собой пример,практичного и полезного использования трофейной техники,что в общем то не удивительно при основательном подходе немцев к воздушному бою,его теории и практической состовляющей.В статье мне не понравилось освещение использование трофеев в ВВС РККА.Даже не упомянута т.н."школа ассов" в подмосковье где по мимо теории,проводились даже групповые бои(учебные конечно)с немецкими машинами.На мой взгляд,это было более рационально,чем поступали немцы с учетом определенных трудностей возникающих при эксплуатации трофеев,я имею в виду сам принцип,нужные пилоты направлялись в учебный центр,а не таскать весь этот (правда,что)цирк по фронтам,рискуя попасть под огонь своих.Так же не вспомнил автор о Полках Авиационных Разведчиков(именно ОПАР(Ф) не ОРАП)в состав которых как правило,входили трофейные машины.Думаю союзники тоже имели подобные формерования,было бы любопытно узнать.
        1. viktorR Офлайн
          viktorR (Виктор) 27 июня 2013 18:50
          0
          Конечно Р36, У сороковки двигатель не воздушного охлаждения! Поторопились вобщем все)
      3. Black_Dead
        Black_Dead 12 февраля 2014 23:08
        +1
        Это не Р-40 и не Р-47. На фотографии Цуртисс Curtiss P-36 Hawk , один из захваченных в войне против Франции. Французы купили определённое количество этих истребителей у США, и они неплохо себя показали в воздушных боях против своего основного противника Bf-109...
    2. Black_Dead
      Black_Dead 12 февраля 2014 23:11
      0
      Это не Р-40 и не Р-47. На фотографии Цуртисс Curtiss P-36 Hawk , один из захваченных в войне против Франции. Французы купили определённое количество этих истребителей у США, и они неплохо себя показали в воздушных боях против своего основного противника Bf-109...
  4. Chicot 1 Офлайн
    Chicot 1 (Василий) 27 июня 2013 13:35
    +3
    Очень практичный и оправданный подход к делу...
  5. Den 11 Офлайн
    Den 11 (Денис) 27 июня 2013 14:33
    -4
    Ещё один P-40.По-ходу где-то в Африке
    1. stoqn477 Офлайн
      stoqn477 (Стоян Иванов) 27 июня 2013 14:36
      +6
      Извините, но я уверен, что это был "Hawker Hurricane"

      http://en.wikipedia.org/wiki/Hawker_Hurricane
      1. Den 11 Офлайн
        Den 11 (Денис) 27 июня 2013 14:58
        +1
        Вы правы.Поторопился.Это Харрикейн.
  6. Den 11 Офлайн
    Den 11 (Денис) 27 июня 2013 15:11
    +2
    Неизвестно по каким причинам(может и по идейным),но был такой амерский лейтенант Монти,который перегнал итальяшкам Lockheed F-5E Lightning (разведывательный вариант,построенный на базе P-38).Макаронники передали его Гансам.
  7. Fitter65 Офлайн
    Fitter65 (Александр.) 27 июня 2013 15:23
    +2
    Цитата: Den 11
    Автор ошибся,конечно это P-40!А вот и P-47

    Вообще-то это Хоук-75,фирмы Кертисс,доставшийся от французских ВВС.Он же Р-36 в американской армии,А Р-40-это уже-Томахоук,киттихоук и Уортхок-смотря от модификации...
  8. Fitter65 Офлайн
    Fitter65 (Александр.) 27 июня 2013 15:28
    +1
    Цитата: Den 11
    Ещё один P-40.По-ходу где-то в Африке

    Да,уважаемый вы действительно большой знаток авиации,можете с лёту и тип самолёта сказать,и по А.И.Покрышкину проехаться.Уважух-ха-ха.
  9. RoadRunner
    RoadRunner 27 июня 2013 15:52
    +2
    Автор - молодец,очень интересная статья.
  10. Fitter65 Офлайн
    Fitter65 (Александр.) 27 июня 2013 16:57
    +1
    Цитата: Karlsonn

    Кстати, во время войны за независимость в 1948 израильские летчики сражались на Messerschmitt Bf 109G-14. 25 самолетов было закуплено в Чехословакии.

    Вернее это их фюзеляжи с двигателями ЮМО...У чехов,если мне память не изменяет,он обзывался С-199"Мул",история создания данного аппарата интересна.Да и поставки его в Израиль тоже.
    1. Karlsonn Офлайн
      Karlsonn (Karlsonn , для друзей - Алексей.) 27 июня 2013 22:20
      0
      Цитата: Fitter65
      Вернее это их фюзеляжи с двигателями ЮМО...У чехов,если мне память не изменяет,он обзывался С-199"Мул",история создания данного аппарата интересна


      и Вам - спасибо, "+" и добавка к рейтингу за исправления моей ошибки. drinks
  11. Fitter65 Офлайн
    Fitter65 (Александр.) 27 июня 2013 17:00
    +1
    Цитата: Karlsonn
    Трофейные немецкие истребители-бомбардировщики Фокке-Вульф Fw 190D-9 на службе в авиации Балтийского флота 1945 год. Если не ошибаюсь семь штук их было на вооружении авиации КБФ.

    Ошибаетесь.Испытываться они испытывались,но на"службе" не стояли...Да и был он просто истебителем.То что он мог брать бомбы это не делало его бомбардировщиком.Ла-5/7 тоже несли бомбы...
    1. stoqn477 Офлайн
      stoqn477 (Стоян Иванов) 27 июня 2013 17:17
      0
      "Советские ВВС захватили несколько самолётов «Fw-190» серий A и D. Все самолёты находились в составе Балтийского флота и использовались в тренировочных и учебных целях."
      Это написано в вашей версии Википедии. Действительно, надежность Википедии не всегда уровню.Если что-то написано где-то на цели, я хотел бы прочитать его.

      https://ru.wikipedia.org/wiki/Focke-Wulf_Fw_190_Wurger
    2. Karlsonn Офлайн
      Karlsonn (Karlsonn , для друзей - Алексей.) 27 июня 2013 22:35
      +1
      Цитата: Fitter65
      .Да и был он просто истебителем.То что он мог брать бомбы это не делало его бомбардировщиком.Ла-5/7 тоже несли бомбы...


      Согласен.

      Цитата: Fitter65
      Ошибаетесь.Испытываться они испытывались,но на"службе" не стояли..


      Да, два раза подряд сесть в лужу за день, еще в одном релизе crying feel давно такого не было.

      Полез искать где я так оплошал и вот, что нашел:

      - есть мнение, что это «Доры» из Люберецкой школы воздушного боя.
      Вот воспоминания летчика Тихомирова Владимир Алексеевич из книги «Я воевал на истребителе» А. Драбкина:
      ...Кстати, когда мы перелетели в Мариенбург, то встретили там на аэродроме группу трофейных "фокке-вульфов", штук двадцать, наверное. В этом городе располагался ремонтный завод, где немцы переделывали свои "фоккеры": снимали двигатели воздушного охлаждения и ставили водяное, а для соблюдения центровки вставляли секцию в фюзеляж перед хвостом. На самолеты нанесли наши звезды, и потом группа армейских летчиков перегнала их в Люберецкую школу воздушного боя. Полетать на них не довелось, а разговоры, что "фоккеры" стояли на вооружении ВВС КБФ после войны, - ерунда. Я служил тогда на Балтике - была дивизия на "Лавочкиных": Ла-9 и Ла-11, и дивизия на "Яках", - никаких "фокке-вульфов" на Балтике не было...

      http://iremember.ru/letchiki-istrebiteli/tikhomirov-vladimir-alekseevich/stranit
      sa-5.html

      Прошу прощения, что невольно ввел в заблуждение. hi
      1. Fitter65 Офлайн
        Fitter65 (Александр.) 28 июня 2013 00:56
        +1
        Бывает,в своё время (лет 20 назад)я тоже сначала слышал,потом даже считал что так и было...
  12. митридат Офлайн
    митридат 28 июня 2013 02:13
    0
    статья интересная
  13. Чёрный Полковник (Базилевс) 1 июля 2013 12:45
    0
    Статья интересная.+
    Остроумное боевое применение трофейной технике придумали немцы, особенно тактика интересна.
Картина дня