По туркменским рельсам побегут поезда в Таджикистан
Затем на станции Атамурат главы трёх государств подписали послание, адресованное потомкам, и поместили его в капсулу. Уложив первые лопаты бетона, они дали старт строительству новой железной дороги. В их присутствии, сообщает Turkmenistan.ru, были уложены первые рельсы участка магистрали Атамурат – Имамназар – Акина – Андхой протяжённостью 123 км.
Avesta.tj со ссылкой на Turkmenistan.ru позднее сообщила, что президент Туркменистана подписал постановление, согласно которому туркменский участок транснациональной железной дороги Туркменистан – Афганистан – Таджикистан построит министерство железнодорожного транспорта Туркменистана. Документом предписано начать строительные работы в июне 2013 г. и сдать объекты с полной готовностью к эксплуатации в июне 2015 г.
О строительстве железной дороги Туркменистан – Афганистан – Таджикистан высказался 5 июня президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Его слова приводит «Ховар».
Президент отметил стратегическое значение дороги, выражающееся как во взаимном сближении стран и народов, так и «в решении целого ряда региональных вопросов экономического, инфраструктурного, социального и гуманитарного характера». По его словам, сеть автомобильных и железных дорог «представляет собой не что иное, как реальное возрождение Великого шёлкового пути».
Вдоль новой железной дороги, отметил Рахмон, появятся новые предприятия, что «будет способствовать освоению и обустройству новых территорий, улучшению жизни местных жителей». Президент заявил, что «Таджикистан, как Туркменистан и Афганистан, является твёрдым сторонником полноценного и результативного регионального сотрудничества».
Павел Громский («Росбалт»), пишет, что Туркменистан получит доходы и от обслуживания новой магистрали, и от транзита таджикских грузов по 1000-километровому участку своей железной дороги, идущей по восточному берегу Каспия до границы с Казахстаном. Афганистану магистраль поможет развить собственную железнодорожную сеть. Таджикистан получит железнодорожный выход на Туркмению, а через него — либо на север в Казахстан и Россию, либо на юг в Иран (минуя Узбекистан).
Но вот Ташкент, отмечает аналитик, «потеряет и доходы от транзита в Таджикистан, и значительную часть влияния на эту страну».
Летом прошлого года Узбекистан покинул ОДКБ, а в мае текущего года президент Ислам Каримов торжественно заявил об открытии в Ташкенте официального офиса НАТО.
Сценарий явно алармистский. Что касается западного одобрения проекта, в частности, американского, то оно было получено. 27 июня Turkmenistan.ru сообщил, что Гурбангулы Бердымухамедов принял помощника госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Роберта Блэйка. Американский дипломат передал главе туркменского государства послание от Джона Керри с пожеланиями счастья, здоровья и успехов в государственной деятельности.
Особая благодарность Гурбангулы Бердымухамедову была выражена за поддержку Афганистану, в т. ч. за инициативы по строительству газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ), прокладку транснационального транспортного коридора «Север – Юг» и железной дороги Туркменистан – Афганистан – Таджикистан.
Аналитик Сергей Медреа («CACIanalyst»; перевод — Inozpress.kg) выделяет несколько преимуществ названного железнодорожного проекта, указывая между прочим, как могут по-добрососедски влиться в него узбеки.
С реализацией проекта увеличатся инвестиции и товарооборот между странами в регионе. Откроются широкие рынки для местной продукции, что увеличит объёмы экспорта и импорта: ведь железная дорога свяжет страны Центральной Азии через Афганистан с рынками Пакистана и Индии. Разумеется, проект создаст рабочие места. В долгосрочном же плане вырастет значение Афганистана как транзитной страны. В итоге новая экономическая интеграция поспособствует региональной безопасности.
Между тем, отмечает автор, сохраняются и сомнения относительно реализации проекта. Тревогу вызывает, например, афганская политическая ситуация. Существует риск возобновления войны, незаконного оборота наркотиков и распространения экстремистских религиозных движений.
Что касается Таджикистана, то он получит выгоду в виде преодоления имеющегося сегодня транспортного тупика и зависимости от узбекских железных дорог при перевозке транзитных грузов. Узбекистан, отмечает аналитик, блокирует общий с советских времён железнодорожный транзит. Отношения между двумя странами остаются напряжёнными. Но теперь железная дорога обойдёт Сурхандарьинскую область Узбекистана и свяжет Таджикистан с Туркменистаном напрямую. Это позволит Таджикистану импортировать нефтепродукты и другие товары без препятствий.
Далее С. Медреа отмечает, что Узбекистан в 2011 г. построил афганский сегмент железнодорожной ветки, соединяющий Хайратон с Мазари-Шарифом и идущий дальше в Акина. Узбекистан также рассматривает возможность расширения строительства существующей линии до нового маршрута Туркменистан – Афганистан – Таджикистан. Это ещё раз подтверждает взаимосвязь между странами Средней Азии, пишет аналитик, несмотря на их сложные двусторонние отношения.
Общая стоимость запланированного 400-километрового железнодорожного проекта составляет ориентировочно 1,5-2 млрд. долларов. Движущая сила проекта — богатый газом Туркменистан, а вот Таджикистану и Афганистану придётся искать дополнительное финансирование. Очевидные источники финансирования — Азиатский банк развития, Исламский банк развития и Япония. Страны также могут запросить финансирование проекта из Китая, который выиграет от появления нового железнодорожного доступа для добычи природных ресурсов в Афганистане и от более короткого пути на рынки Средней Азии, отмечает аналитик.
Таким образом, новый магистральный проект послужит не только экономическому развитию стран Центральной Азии, но и явится основой для укрепления добрососедских отношений.
— специально для topwar.ru
Информация