По туркменским рельсам побегут поезда в Таджикистан

5 июня 2013 года в Лебапском велаяте (область на востоке Туркменистана) состоялась церемония закладки железной дороги Туркменистан – Афганистан – Таджикистан, пишет Turkmenistan.ru. После прибытия в аэропорт Туркменабата главы трёх государств — президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, президент Исламской Республики Афганистан Хамид Карзай и президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон — провели встречу, на которой отметили важность магистрали для процветания региона.

По туркменским рельсам побегут поезда в Таджикистан


Затем на станции Атамурат главы трёх государств подписали послание, адресованное потомкам, и поместили его в капсулу. Уложив первые лопаты бетона, они дали старт строительству новой железной дороги. В их присутствии, сообщает Turkmenistan.ru, были уложены первые рельсы участка магистрали Атамурат – Имамназар – Акина – Андхой протяжённостью 123 км.


Avesta.tj со ссылкой на Turkmenistan.ru позднее сообщила, что президент Туркменистана подписал постановление, согласно которому туркменский участок транснациональной железной дороги Туркменистан – Афганистан – Таджикистан построит министерство железнодорожного транспорта Туркменистана. Документом предписано начать строительные работы в июне 2013 г. и сдать объекты с полной готовностью к эксплуатации в июне 2015 г.

О строительстве железной дороги Туркменистан – Афганистан – Таджикистан высказался 5 июня президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Его слова приводит «Ховар».

Президент отметил стратегическое значение дороги, выражающееся как во взаимном сближении стран и народов, так и «в решении целого ряда региональных вопросов экономического, инфраструктурного, социального и гуманитарного характера». По его словам, сеть автомобильных и железных дорог «представляет собой не что иное, как реальное возрождение Великого шёлкового пути».

Вдоль новой железной дороги, отметил Рахмон, появятся новые предприятия, что «будет способствовать освоению и обустройству новых территорий, улучшению жизни местных жителей». Президент заявил, что «Таджикистан, как Туркменистан и Афганистан, является твёрдым сторонником полноценного и результативного регионального сотрудничества».

Павел Громский («Росбалт»), пишет, что Туркменистан получит доходы и от обслуживания новой магистрали, и от транзита таджикских грузов по 1000-километровому участку своей железной дороги, идущей по восточному берегу Каспия до границы с Казахстаном. Афганистану магистраль поможет развить собственную железнодорожную сеть. Таджикистан получит железнодорожный выход на Туркмению, а через него — либо на север в Казахстан и Россию, либо на юг в Иран (минуя Узбекистан).

Но вот Ташкент, отмечает аналитик, «потеряет и доходы от транзита в Таджикистан, и значительную часть влияния на эту страну».

Летом прошлого года Узбекистан покинул ОДКБ, а в мае текущего года президент Ислам Каримов торжественно заявил об открытии в Ташкенте официального офиса НАТО.

«И тут главный хлопкороб Средней Азии, воспринимающий как личный вызов любое укрепление позиций соседей, может легко вспомнить о своей давней дружбе с афганским генералом Дустумом. Последний является, по сути, генерал-губернатором северных территорий Афганистана, где как раз и пройдёт та самая железная дорога из Туркмении в Таджикистан. Территории эти, кстати, населены преимущественно этническими узбеками, часть которых настроена весьма радикально и имеет богатый диверсионный опыт».


Сценарий явно алармистский. Что касается западного одобрения проекта, в частности, американского, то оно было получено. 27 июня Turkmenistan.ru сообщил, что Гурбангулы Бердымухамедов принял помощника госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Роберта Блэйка. Американский дипломат передал главе туркменского государства послание от Джона Керри с пожеланиями счастья, здоровья и успехов в государственной деятельности.

Особая благодарность Гурбангулы Бердымухамедову была выражена за поддержку Афганистану, в т. ч. за инициативы по строительству газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ), прокладку транснационального транспортного коридора «Север – Юг» и железной дороги Туркменистан – Афганистан – Таджикистан.

Аналитик Сергей Медреа («CACIanalyst»; перевод — Inozpress.kg) выделяет несколько преимуществ названного железнодорожного проекта, указывая между прочим, как могут по-добрососедски влиться в него узбеки.

С реализацией проекта увеличатся инвестиции и товарооборот между странами в регионе. Откроются широкие рынки для местной продукции, что увеличит объёмы экспорта и импорта: ведь железная дорога свяжет страны Центральной Азии через Афганистан с рынками Пакистана и Индии. Разумеется, проект создаст рабочие места. В долгосрочном же плане вырастет значение Афганистана как транзитной страны. В итоге новая экономическая интеграция поспособствует региональной безопасности.

Между тем, отмечает автор, сохраняются и сомнения относительно реализации проекта. Тревогу вызывает, например, афганская политическая ситуация. Существует риск возобновления войны, незаконного оборота наркотиков и распространения экстремистских религиозных движений.

Что касается Таджикистана, то он получит выгоду в виде преодоления имеющегося сегодня транспортного тупика и зависимости от узбекских железных дорог при перевозке транзитных грузов. Узбекистан, отмечает аналитик, блокирует общий с советских времён железнодорожный транзит. Отношения между двумя странами остаются напряжёнными. Но теперь железная дорога обойдёт Сурхандарьинскую область Узбекистана и свяжет Таджикистан с Туркменистаном напрямую. Это позволит Таджикистану импортировать нефтепродукты и другие товары без препятствий.

Далее С. Медреа отмечает, что Узбекистан в 2011 г. построил афганский сегмент железнодорожной ветки, соединяющий Хайратон с Мазари-Шарифом и идущий дальше в Акина. Узбекистан также рассматривает возможность расширения строительства существующей линии до нового маршрута Туркменистан – Афганистан – Таджикистан. Это ещё раз подтверждает взаимосвязь между странами Средней Азии, пишет аналитик, несмотря на их сложные двусторонние отношения.

Общая стоимость запланированного 400-километрового железнодорожного проекта составляет ориентировочно 1,5-2 млрд. долларов. Движущая сила проекта — богатый газом Туркменистан, а вот Таджикистану и Афганистану придётся искать дополнительное финансирование. Очевидные источники финансирования — Азиатский банк развития, Исламский банк развития и Япония. Страны также могут запросить финансирование проекта из Китая, который выиграет от появления нового железнодорожного доступа для добычи природных ресурсов в Афганистане и от более короткого пути на рынки Средней Азии, отмечает аналитик.

Таким образом, новый магистральный проект послужит не только экономическому развитию стран Центральной Азии, но и явится основой для укрепления добрососедских отношений.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. Ruslan67 28 июня 2013 07:19
    Ишаки и верблюды это багаж или дети? what wassat
    1. бывалый 28 июня 2013 09:14
      Американский дипломат передал главе туркменского государства послание от Джона Керри с пожеланиями счастья, здоровья и успехов в государственной деятельности.

      Откроются широкие рынки для местной продукции, что увеличит объёмы экспорта и импорта:

      Это позволит Таджикистану импортировать нефтепродукты и другие товары без препятствий.

      Ну как бы больше можно было ничего и не писать. winked
      1. dustycat 28 июня 2013 19:02
        А Китай где? Индия и Иран вообще мельком упомянуты.
        Он в этом проекте на 60% своими юанями участвует.
        Без него ни один бульдозер не завелся бы.
        Гвоздей в лопатах для бетона не было бы.
        Это ж часть трансазиатской трассы Китай-Ближний Восток-Африка.
        Что толку с соизволения Госдепа США? За ним ни копейки.
        Тут вторая(будущая первая) экономика мира заинтересована.
        Еще 30% Индия дает и еще 10% Иран.
        А от транзитных стран только руки и земельные участки.
    2. Улисс 28 июня 2013 10:44
      Всем довольны таджикские железнодорожники в поствленных им Россией локомотивах.
      Жалуются только, что ишаки с верблюдами шибко устают их таскать.
      Тяжёлые очень. wassat
  2. Strashila 28 июня 2013 07:36
    Да... тяжело на ишаках наркоту таскать, не справляются... запустим вагонами.
  3. krasin 28 июня 2013 07:36
    Это позволит Таджикистану импортировать нефтепродукты и другие товары без препятствий.

    Понятие "другие товары"-растяжимое, это как раз те нежелательные товары, которые будут попадать и в Россию.belay
    1. Капитан Врунгель 28 июня 2013 07:57
      Богатый народ туркмены. Вокруг необозримые залежи песка, а они по-старинке, рельсы на дорогостоящие, завозные деревянные шпалы укладывают.
      Капитан Врунгель
      1. tomas.09 28 июня 2013 11:58
        Шпалы на будующее. Построят дорогу, а потом шпалами местные будут свои сакли отапливать!!!
  4. Стас 28 июня 2013 07:51
    Надо полагать поток наркоты из Авгана пойдет с новой силой, уже и по рельсам.
  5. darksoul 28 июня 2013 08:40
    Не есть хорошие новости, я бы вообще жд ветку с этими друзьями перекрыл или такой жесткий контроль и досмотр вел чтобы поезд по винтикам на границе разбирали
    1. omsbon 28 июня 2013 11:11
      Цитата: darksoul
      такой жесткий контроль и досмотр вел чтобы поезд по винтикам на границе разбирали

      Не только поезд, но и каждого пассажира! Я не имею ввиду разборку таджиков, речь о тотальной проверке, включая желудок, всех едущих в поезде!
  6. патрон 28 июня 2013 08:47
    По туркменским рельсам побегут наркопоезда из Таджикистана
    патрон
    1. Источник Света 28 июня 2013 14:11
      Цитата: патрон
      По туркменским рельсам побегут наркопоезда из Таджикистана

      Из Афганистана.
  7. GUR 28 июня 2013 09:35
    Да расцветет буйным маком такое сотрудничество.Думаю наличие наших погранцов делается теперь абсурдным.
    GUR
  8. профессор 28 июня 2013 09:55
    Ув. Автор, карту будущего маршрута не помешало бы в статье указать. hi
    1. НЕМО 2 июля 2013 14:33
      Цитата: профессор
      карту будущего маршрута не помешало бы в статье указать.
  9. Daler 28 июня 2013 10:23
    Непонятно, почему от Таджикистана наркотики пойдут в Россию? Когда маршрут Туркменистан-АФГАНИСТАН-Таджикистан. Накуя отправлять из Афганистана в Таджикистана, а потом по той же дороге, обратно Таджикистан-Афганистан- ну и т.д и т.п. Ваша ненависть по отношению к нам непонятно.
    Наркотики не прошли бы, если честно работали бы спец. службы ваши, и пограничники. В Таджикистане, никто героин и подобную нечисть не производит, это все лаборатории в Афганистане. Так что, если это дорога будет, то Таджикистан автоматом вылетит из списка транспортировочных стран.
    Daler
    1. Дмитрий 2246 28 июня 2013 11:30
      Согласен с Вами и сама дорога первый индустриальный проект. Узбеки соседей плющат, но выгоду никогда не упустят.
  10. семург 28 июня 2013 10:37
    Таджикистан и Туркмения хотят в обход Узбекистана линию ж.д проложить т.как Узбекистан выкручивал руки пользуясь что единственная ж.д проходила через Узбекистан.И еше момент если проложить ж.д чуть далее в Китай получится транзит Китай-Таджикистан-Туркмения-Иран ,что для Китая важно кроме морского будет сухопутный выход в Иран.На счет трафика наркоты он и так существует и с ним не очень борются т.как крыша у них крепка,а ту мелочь которую показывают что поймали это для отчетности,по мне чем больше дорог тем лучше у людей работа и меньше рисков транзитным товарам.
    1. Денис 28 июня 2013 22:49
      Цитата: семург
      если проложить ж.д чуть далее в Китай
      Фантазии ... Ж.д. по Памиру?
      В СССР спецов или финансов не хватило? Автодороги,причём крайне сложные,дорогие в прокладке и редкие,не круглый год функционируют,зимой перевалы закрыты
      1. KG_patriot_last 30 июня 2013 19:54
        проекту хотели подключить Кыргызскую Республику и это выглядело бы как:
        Кыргызстан-Китай-Таджикистан-Туркменистон-
        Иран

        Но ТС нам мешает сказать твердое да или нет. Ж/д в Китай позводилило бы Средней Азии резко увеличить свой экономический уровень и в конечном счете это это привело бы к занятости и возможно усилению центральной власти и отказу от арабизма.

        Для Кыргызской Республики тоже нужна ж/д дорога которая свяжет Юг-Север. Тогда и узбеки в стороне не останутся и будут довольны этим проектом!

        А автодорога Уйгурстан-Кыргызстан-Узбекистан, Таджикистон сейчас единственная артерия для таджиков... Работает почти круглый год...
  11. misham 28 июня 2013 12:52
    Больше маршрутов (дорог и трубопроводов) хороших и разных. Главное вовлечь Афганистан в мировую экономику. Войне уже больше 30лет. Кроме наркоты Афган ничего не экспортирует. Транзит грузов и энергоресурсов может стать хребтом афганской экономики. Со временем опираясь на транспортную инфраструктуру россияне и китайцы смогут заняться освоением и переработкой полезных ископаемых в самом Афгане. Все войны когда нибудь заканчиваются мирную жизнь надо потихоньку налаживать
    misham
  12. nnz226 28 июня 2013 13:18
    Да уж! Идёт себе поезд из Душанбе в Москву, через Афган. Везёт арбайтеров. Тормозят его в Афгане (в стиле нашей гражданской войны) душманы, но не грабят, а наоборот, набивают героином, заставляя и глотать пакетики пассажиров и прятать в тайники проводников. То-то потом на границе Таможенного союза работы будет погранцам и таможенникам!!!
  13. Adilhan_kz 28 июня 2013 13:54
    Туркмены в этом году в плотную занялись железными дорогами. Что в принципе, является основой для укрепления добрососедских отношений.
    Adilhan_kz
  14. knn54 28 июня 2013 17:04
    «Новый Шелковый путь» Хиллари Клинтон-в жизнь?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня