Military Review

"Night hunter" from Torzhok. Secrets of the new Mi-28N

1

Fight at any time of the day and regardless of weather conditions, easily hitting targets at maximum range, while remaining inaccessible for enemy weapons. All these fighting qualities are being implemented today in the new Russian attack helicopter Mi-28H "Night Hunter" (according to the NATO Havoc - Ravager classification). Izvestia decided to find out how Russian pilots master the “hunter”. At the headquarters of the Air Force our request was answered: "Go to Torzhok and look."

The once quiet merchant Torzhok for our army is a legendary place. Here is one of the centers of combat use aviationin which pilots of helicopter squadrons improve their skills. Pilots who have fought in Tajikistan, Chechnya, Sudan, Chad, and Sierra Leone are taught not only how to fly rotorcraft in the most permissible modes, but also how to use them competently. Today, the center trains pilots of the Night Hunters.

Mi-8 at maximum speed "goes", dangling after the riverbed. Judging by the instruments, we are only three meters high, and although the cabin of the helicopter, in which we are sitting with Major Rustam Maydanov, is just a simulator and our flight is virtual, every now and then the head starts turning in turns. Immersion in reality is complete. The Mi-28H simulators are not in the center yet, so we are circling on the Mi-8. Having turned for the next mountain ledge, we jump out onto the bridge. The control stick goes slightly towards itself, and the helicopter easily jumps over an obstacle, immediately gaining a few tens of meters of height. Handle away from us - and we steeply go down to the water.

- Where are we flying? - blocking the noise of the engine, I ask the pilot.

“Imereti Bay, Sochi,” Rustam shouts, not looking up from the control. - At first, our guys all strove to fly along the coast, to look at the sanatoriums in which they rested. Did not draw ...

- Is Krasnaya Polyana present?

- Not. In its place only the mountains.

- Can you fly to Georgia? - I ask the pilot.

“They tried,” he smiles, “for Psou (the river separating Russia from Abkhazia. -“ Izvestia ”) again Sochi begins ... and the sea cannot reach it, it is infinite.

In confirmation of these words, Rustam turns the helicopter from the mountains to the sea, and we unexpectedly jump out onto the aircraft-carrying cruiser Admiral Kuznetsov off the coast. We fly closer to him, and, so that I can better examine the aircraft carrier, the pilot makes a spectacular turn over his deck, almost hitting the screws behind the “parked” Su-33. It cost. And we again go to the mountains to shoot at targets.

“The Mi-28H is a very squat car,” says Colonel Andrei Popov, head of the combat training center, sharing his impressions of the new helicopter.

He has Tajikistan behind him, the second Chechen campaign and Sierra Leone, where he flew the strike Mi-24. Now I scored more than 200 hours on the new Mi-28H.

- Only on it you can make a turn in 70 degrees, slide or dive at 60 degrees. And all this millimeter changes the position of the control knob. The machine is very sensitive and at the same time resistant to side wind. On Mi-24 all this was not, - says Popov.

Mi-28N began to develop as early as the 80s of the last century as our response to the American AH-64 Longbow Apache. However, due to political and economic troubles, this car hit the troops only in 2006 year. Since 2008-th began its development of pilot-instructors in Torzhok. In 2010, the army received a full-fledged Night Squadron squadron. Now the second is being formed. In Torzhok, the truly hot days: military exercises with the participation of Mi-28Н are replaced by training flights, classes on computer simulators alternate with "paper work". Colonel Popov’s desk is literally littered with notes and notes.

“The tester teaches the helicopter to fly,” says the colonel. - We - to fight. Our task is to turn all this into combat instructions for other pilots.

"Instructions" Popov writes based on personal experience.

“Previously, we considered Mi-28H capricious machines,” he reasons, because they did not know how to exploit them. - Now we are sure that there is no more perfect helicopter.

“But after all, one of your Mi-28Ns fell in the last year during exercises at the Gorokhovetsky training ground during practical shooting with high-precision missiles,” I’m trying to catch the colonel. - They say that the powder gas left by rockets hit the engines ...

“A helicopter, like a child, is constantly growing,” Popov replies philosophically. - The active operation of the Mi-28H of course reveals some shortcomings. And it is very good that the industry is very sensitive to our proposals. Every six months something changes in the helicopter, new equipment and equipment appear.

Of course, I knew that Andrei Popov was in that fallen helicopter. Only thanks to the design of the machine - the shock-absorbing chassis and the capsule in which there are pilots capable of withstanding the overload in 15 g - they were able to survive after the fall. As the colonel said, the pilots then got out of the emergency vehicle, even without bruises. About why the accident occurred, said nothing. Probably, the helicopter is really growing like a child, and you should not delve into the problems of growing up already passed. Moreover, the episode that led to the accident is a kind of “proprietary method” of the Mi-28H: the car hangs at a low altitude and firing from all kinds weapons on the enemy.

“From the point of view of day piloting, we didn’t invent anything fundamentally new compared to, say, the Mi-24,” says Andrei Popov. “But here the nightly use of the Mi-28H is truly new in our combat tactics. Before the Mi-28H, not a single helicopter could independently conduct full-fledged night-time combat operations.

According to him, the main task of the “Night Hunter” is to hover at a low altitude (“somewhere behind a fishing line”) and wait for target designation from ground units. Being at this time outside the zone of direct hostilities. Received a "tip" on the target - jumped out of the ambush, made a launch of high-precision missiles and again went into cover. All maneuvers at speeds up to 324 km per hour and at altitudes from five to 150 meters.

“The experience of modern military conflicts has shown that the helicopter has only 10 seconds to attack the target,” says Popov. - Then he will be surely shot down, despite the serious booking of the car. The onboard equipment Mi-28H guarantees the performance of a combat mission. At the same time, I don’t have to find and classify the goal myself. Her coordinates will be given to me from the ground or another helicopter. I just need to make a maneuver and shoot, - said Colonel Popov.

When you look at the Mi-28H outside and you see the big screws that fastened the car's casing, you immediately understand that it was created more than a dozen years ago. Modern planes and helicopters do not "rivet" that much. The modernity of the Mi-28H is, of course, inside: liquid crystal displays, radar stations and computers that perform most of the complex work. All this makes the Mi-28H the only helicopter in the world capable of both manual and automatic flying at a height of five meters with rounding of the terrain during the day and night, in adverse weather conditions.

“Many automated operations,” explains Popov. - I just need to put a "marker" on the display showing the target. The computer itself will calculate the distance to it, make corrections for the wind, the weather, lay the optimal route for reaching the target, taking into account the terrain.

For this it is responsible multifunctional radar "Crossbow". The station automatically warns of obstacles: detached trees and wires of power lines. As the pilots say, the "Crossbow" sees even a separate person at night at a distance of 500 meters, and looks at the terrain for several tens of kilometers. During the night flight, the pilot can use night-vision goggles and an aerobatic thermal station, which additionally give a picture in the dark both in the course of the vehicle’s flight and in the direction of the pilot’s head turning.

“At the Zapad-2009 exercises,” recalls the pilot, “we had to work in the rain and heavy smoke from the targets. Direct visibility did not exceed 1,5 km. But with the help of TV and teplokamer we were able to detect them at distances in 3 km and hit with guided missiles. On the Mi-24 this would be impossible. From it they shoot only at targets in direct visibility.

Flying in night-vision goggles for Russian helicopter pilots is a new thing. Actually they make the possibility of covert night use of the Mi-28H the main trump card of the car. As Popov says, today they are learning not only to hunt at night, but also work out the task of evacuating the wounded from the front line. In a very compact machine there is a small compartment in which, if necessary, you can transport a person.

- How to ensure secrecy when the engines of the car roar enough? - I ask the pilot.

“The helicopter is arranged in such a way that as long as you do not see it,” he explains, “it is absolutely impossible to understand which side it is in.” And here it is just very important that we can approach the goal, hiding behind the folds of the terrain. Until the last remaining invisible to the enemy.

In modern war, as experts say, it’s not the quantity that decides, but the quality of the weapons. Judging by how they learn to use the Mi-28H in Torzhok, this is exactly the case. In any case, the Russian Air Force received one of the most modern helicopters in the world.
Author:
Originator:
http://www.izvestia.ru/"rel =" nofollow ">http://www.izvestia.ru/
1 comment
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. MILITARY RF
    MILITARY RF 17 January 2012 15: 20
    +1
    Mi-28N main attack helicopter of the russian federation

"Ночной охотник" из Торжка. Секреты нового Ми-28Н

"Ночной охотник" из Торжка. Секреты нового Ми-28Н

Воевать в любое время суток и независимо от погодных условий, легко поражая цели на максимальной дальности, и при этом оставаться недосягаемым для средств поражения противника. Все эти боевые качества сегодня реализуются в новом российском ударном вертолете Ми-28Н "Ночной охотник" (по натовской классификации "Havoc" - "Опустошитель"). "Известия" решили узнать, как российские летчики осваивают "охотника". В штабе ВВС на нашу просьбу ответили: "Поезжайте в Торжок и смотрите".

Некогда тихий купеческий Торжок для нашей армии место легендарное. Здесь расположен один из центров боевого применения авиации, в котором повышают свою квалификацию пилоты вертолетных эскадрилий. Летчиков, за плечами которых боевые действия в Таджикистане, Чечне, Судане, Чаде и Сьерра-Леоне, учат не только пилотировать винтокрылые машины на максимально допустимых режимах, но и грамотно применять их в бою. Сегодня центр готовит пилотов "Ночных охотников".

Ми-8 на максимальной скорости "идет", петляя вслед за руслом реки. Судя по приборам, под нами всего три метра высоты, и хотя кабина вертолета, в которой мы сидим с майором Рустамом Майдановым, всего лишь тренажер и наш полет виртуальный, то и дело начинает кружиться голова на виражах. Погружение в реальность полное. Тренажеров Ми-28Н пока в центре нет, поэтому "кружим" на Ми-8. Повернув за очередной выступ горы, мы выскакиваем на мост. Ручка управления идет чуть на себя, и вертолет легко перескакивает препятствие, сразу же набирая несколько десятков метров высоты. Ручка от себя - и мы круто уходим вниз к воде.


- Где летаем-то? - перекрывая шум мотора, спрашиваю летчика.

- Имеретинская бухта, Сочи, - не отрываясь от управления, кричит Рустам. - Наши ребята первое время все норовили вдоль побережья полетать, поглядеть санатории, в которых отдыхали. Не нарисовали...

- А Красная Поляна присутствует?

- Нет. На ее месте только горы.

- А в Грузию можно перелететь? - спрашиваю летчика.

- Пробовали, - улыбается он, - за Псоу (река, отделяющая Россию от Абхазии. - "Известия") снова Сочи начинается... и морем на него не выйти, оно бесконечно.

В подтверждение этих слов Рустам разворачивает вертолет от гор к морю, и мы неожиданно выскакиваем на стоящий у побережья авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Подлетаем к нему поближе, и, чтобы я получше рассмотрел авианосец, пилот делает эффектный разворот над его палубой, чуть не задев винтами за "припаркованные" Су-33. Обошлось. И мы снова уходим в горы стрелять по целям.

- Ми-28Н - очень приземистая машина, - делится впечатлениями о новом вертолете начальник отдела боевой подготовки центра полковник Андрей Попов.

За его плечами Таджикистан, вторая чеченская кампания и Сьерра-Леоне, где он летал на ударном Ми-24. Теперь набрал более 200 часов на новеньком Ми-28Н.

- Только на нем можно сделать разворот в 70 градусов, горку или пикирование на 60 градусов. И все это миллиметровыми изменениями положения ручки управления. Машина очень чувствительная и при этом устойчивая к боковому, встречному ветру. На Ми-24 всего этого не было, - рассказывает Попов.

Ми-28Н начали разрабатывать еще в 80-х годах прошлого века как наш ответ американскому AH-64 Longbow Apache. Однако из-за политических и экономических передряг эта машина попала в войска только в 2006 году. С 2008-го началось ее освоение пилотами-инструкторами в Торжке. В 2010 году армия получила полноценную эскадрилью "Ночных охотников". Сейчас формируется вторая. В Торжке по-настоящему горячие дни: войсковые учения с участием Ми-28Н сменяются учебными полетами, занятия на компьютерных тренажерах чередуются с "бумажной работой". Стол полковника Попова буквально завален записями и конспектами.

- Испытатель учит вертолет летать, - говорит полковник. - Мы - воевать. Наша задача все это превратить в боевые наставления для других летчиков.

"Наставления" Попов пишет, опираясь на личный опыт.

- Раньше мы считали Ми-28Н капризными машинами, - рассуждает он, потому что не умели их эксплуатировать. - Теперь уверены, что более совершенного вертолета не существует.

- Но ведь в прошлом году на учениях на Гороховецком полигоне во время практической стрельбы высокоточными ракетами один из ваших Ми-28Н упал, - пытаюсь поймать полковника. - Говорят, что в двигатели попал пороховой газ, оставленный ракетами...

- Вертолет, как ребенок, постоянно растет, - философски отвечает Попов. - Активная эксплуатация Ми-28Н конечно же выявляет какие-то недочеты. И очень хорошо, что промышленность очень чутко реагирует на наши предложения. Каждые полгода в вертолете что-то меняется, появляются новая аппаратура, оборудование.

Я, конечно, знал, что Андрей Попов как раз и был в том упавшем вертолете. Только благодаря конструкции машины - ударопоглощающим шасси и капсуле, в которой находятся пилоты, способной выдержать перегрузку в 15 g, - они и смогли выжить после падения. Как рассказал полковник, летчики тогда выбрались из аварийной машины даже без синяков. О том, почему произошла авария, промолчал. Наверное, вертолет действительно растет, как ребенок, и не стоит копаться в уже пройденных проблемах взросления. Тем более что эпизод, приведший к аварии, - это своего рода "фирменный прием" Ми-28Н: машина зависает на малой высоте и ведет огонь из всех видов оружия по противнику.

- С точки зрения дневного пилотирования машины ничего принципиально нового по сравнению, скажем, с Ми-24 мы не изобрели, - рассказывает Андрей Попов. - Но вот ночное применение Ми-28Н - это действительно новое в нашей боевой тактике. До Ми-28Н у нас ни один вертолет не мог самостоятельно вести полноценные ночные боевые действия.

По его словам, главная задача "Ночного охотника" - зависнуть на небольшой высоте ("где-нибудь за леском") и ждать целеуказания от наземных подразделений. Находясь в это время вне зоны непосредственных боевых действий. Получил "наводку" на цель - выскочил из засады, произвел пуск высокоточных ракет и снова ушел в укрытие. Все маневры на скоростях до 324 км в час и на высотах от пяти до 150 метров.

- Опыт современных военных конфликтов показал, что у вертолета есть всего 10 секунд на атаку цели, - рассказывает Попов. - Потом его обязательно собьют, даже несмотря на серьезное бронирование машины. Бортовое оборудование Ми-28Н гарантирует выполнение боевой задачи. При этом мне не приходится самому искать и классифицировать цель. Ее координаты мне передадут с земли или другого вертолета. Мне надо только совершить маневр и выстрелить, - говорит полковник Попов.

Когда смотришь на Ми-28Н снаружи и видишь большие винты, которыми скрепляли обшивку машины, сразу понимаешь, что создавали его не один десяток лет назад. Современные самолеты и вертолеты так не "клепают". Современность Ми-28Н конечно же внутри: жидкокристаллические дисплеи, радиолокационные станции и компьютеры, выполняющие большую часть сложной работы. Все это делает Ми-28Н единственным вертолетом в мире, способным как в ручном, так и в автоматическом режиме лететь на высоте от пяти метров с огибанием рельефа местности днем и ночью, в сложных метеоусловиях.

- Многие операции автоматизированные, - поясняет Попов. - Мне надо только поставить "маркер" на дисплее, показывающем цель. Компьютер сам рассчитает расстояние до нее, внесет поправки на ветер, погоду, проложит оптимальный маршрут выхода на цель с учетом рельефа местности.

За это на нем отвечает многофункциональная РЛС "Арбалет". Станция в автоматическом режиме предупреждает о препятствиях: отдельно стоящих деревьях и проводах линий электропередачи. Как говорят летчики, "Арбалет" видит даже отдельно стоящего человека ночью на дистанции в 500 метров, а рельеф местности просматривает на несколько десятков километров. В ночном полете летчик может использовать очки ночного видения и пилотажную тепловизионную станцию, которые дополнительно дают картинку в темноте как по курсу полета машины, так и в направлении поворота головы пилота.

- На учениях "Запад-2009", - вспоминает пилот, - нам пришлось работать во время дождя и сильного задымления целей. Прямая видимость не превышала 1,5 км. Но с помощью теле- и теплокамер мы смогли их обнаруживать на дистанциях в 3 км и поразить с помощью управляемых ракет. На Ми-24 такое было бы невозможно. С него стреляют только по целям в прямой видимости.

Полет в очках ночного видения для российских вертолетчиков - вещь новая. Собственно они и делают возможность скрытного ночного применения Ми-28Н основным козырем машины. Как говорит Попов, сегодня они учатся не только охотиться ночью, но и отрабатывают задачи по эвакуации раненых с переднего края. В весьма компактной машине есть маленький отсек, в котором при необходимости можно перевезти человека.

- Как же обеспечить скрытность, когда двигатели машины достаточно сильно ревут? - спрашиваю летчика.

- Вертолет так устроен, что пока его не видишь, - объясняет он, - совершенно невозможно понять, в какой стороне он находится. И тут как раз очень важно, что мы можем подходить к цели, укрываясь за складками местности. До последнего оставаясь незаметными для противника.

В современной войне, как говорят специалисты, все решает не количество, а качество вооружения. Судя по тому, как учатся применять Ми-28Н в Торжке, это именно так. В любом случае, российские ВВС получили один из самых современных вертолетов в мире.
Автор: Дмитрий Литовкин
Первоисточник: http://www.izvestia.ru/" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.izvestia.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. ВОЕННЫЙ РФ 17 января 2012 15:20
    Ми-28Н главный ударный вертолёт рф
    ВОЕННЫЙ РФ

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня