Швейцарский мини-шаттл SOAR

Швейцарская авиакомпания Swissair, осуществляя авиаперелеты по всему земному шару, на сегодняшний день является одним из крупнейших и надежных перевозчиков не только в Европе, но и в мире. При этом у Швейцарии никогда не было особых космических амбиций, однако не так давно, весной 2013 года эта страна решила выйти на рынок частной пилотируемой космонавтики. Уже в 2017 году швейцарцы собираются выйти за пределы атмосферы Земли, правда, решать эту задачу будет на Swissair, а созданное агентство Swiss Space Systems (S3), которое представило собственную программу по запуску небольших космических челноков, с помощью самолетов Airbus A300.

До этого времени Швейцария никогда не позиционировала себя в роли мировой космической державы. Данная тихая европейская страна, конечно, принимала посильное участие в космических инициативах других государств, но сама космические станции и ракеты за пределы Земли никогда не запускала. Так было до 2013 года, когда агентство S3 объявило о начале работ над собственной программой мини-шаттла. Данная программа предусматривает создание космического аппарата, который способен подниматься на высоту до 700 километров над поверхностью планеты. При этом данные полеты предлагается осуществлять не при помощи ракет-носителей, как это в свое время делали США (программа Space Shuttle) и СССР (программа «Буран»), а благодаря использованию обычных самолетов Airbus A300.

Уже сейчас можно говорить о том, что технический принцип швейцарцы позаимствовали у Virgin Galactic. Суть проекта заключается в запуске в небо большого самолета, к которому крепится гораздо менее массивный космический челнок. Самолет-носитель поднимает данный аппарат на определенную высоту, после чего челнок отделяется от самолета и продолжает полет уже самостоятельно. При совершении посадки, швейцарский мини-шаттл практически не использует свой двигатель – он просто парит в атмосфере, включая собственные реактивные турбины только для корректировки курса.


Швейцарский мини-шаттл SOAR

В апреле 2013 года компания Swiss Space Systems заявляла о том, что уже собрала 250 млн. евро на реализацию данного проекта. Строительство специального космопорта, который должен расположиться в уютном швейцарском городе Пейерн, начнется уже в 2013 году. Глава компании и бывший швейцарский астронавт Клод Николье отмечал, что целью проекта является предоставление доступа в космос всем тем, кто испытывает в этом потребность. Клод Николье подчеркнул, что Swiss Space Systems собирается демократизировать пусковые услуги, открыв данный рынок для клиентов из развивающихся государств, исследовательских лабораторий и университетов по всему миру.

Демократизировать космические запуски швейцарцы планируют благодаря оригинальной концепции. Запуск сверхбюджетных космических спутников должен как минимум в 4 раза снизить стоимость пусковых услуг для коммерческих аппаратов. В швейцарской компании отмечают, что они ведут проектирование мини-шаттла, который всего за 10 млн. швейцарских франков (или 10,5 млн. долларов) будет выводить на низкие околоземные орбиты небольшие космические спутники массой до четверти тонны.

На прошедшем в Париже юбилейном авиакосмическом салоне Ле-Бурже, созданная в марте 2013 года швейцарская компания Swiss Space Systems внесла в свой проект некоторые коррективы. Создаваемый швейцарскими конструкторами суборбитальный многоразовый челнок – SOAR (Suborbital Aircraft Reusable shuttle) можно будет использовать не только для проведения разного рода экспериментов в условиях микрогравитации, но и для перевозки людей.

Швейцарский мини-шаттл SOAR

Ранее данный проект предусматривал лишь осуществление запусков на околоземную орбиту различных негерметичных отсеков с научными экспериментальными целями – достаточно популярный сегодня сектор космонавтики. Многие организации и университеты миры вынуждены тратить значительные денежные средства на проведение своих научных экспериментов на МКС или специализированных спутниках. В то же время проект SOAR предусматривает осуществление суборбитальных стартов мини-шаттлов со «спины» модернизированного самолета A300, что существенно дешевле нынешних конкурентов.

В самом деле, до высоты в 10 километров швейцарский мини-шаттл добирается на обыкновенном самолете, после чего с применением жидкого топлива он достигает высоты в 80 километров, что обеспечивает ему подтверждение статуса суборбитальности. После этого спутник, который разворачивается с SOAR, запускает свой собственный ракетный двигатель (является аналогом 3-й ступени обычных ракетных систем), для того чтобы достичь настоящей околоземной орбиты. По словам швейцарских специалистов, данная система способна выводить на околоземную орбиту спутники массой до 250 кг. на высоту до 700 км – существенно выше высоты расположения МКС.

Вполне очевидно, что сравнительно небольшой и экономичный (до 80 километров система является полностью многоразовой, одноразовой выступает лишь ракетная ступень самого выводимого на орбиту спутника) полет требует существенно меньших затрат денежных средств, нежели обычный полностью ракетный запуск в космос на полностью одноразовом носителе. При этом необходимые параметры достигаются на временной промежуток, достаточный для реализации большого количества всевозможных экспериментов. К тому же в отличие от американских шаттлов, тепловые нагрузки на многоразовую часть челнока являются минимальными, так как она не поднимается выше 80 км., что сильно уменьшает вероятность прогара тепловой защиты корабля, что, по сути, в свое время поставило крест на этом типе космической техники.

Швейцарский мини-шаттл SOAR

Первый беспилотный мини-шаттл SOAR должен выйти на орбиту в 2017 году, сначала в опытных целях, а уже с 2018 года – в коммерческих. Представители швейцарской компании S3 пока что не уточняют срок первого полета шаттла с человеком на борту, но заявляют о том, что приложат все необходимые усилия для того, чтобы это произошло как можно скорее. Доступ к необходимым технологиям для разработки герметичной кабины шаттла швейцарцы получили ветераном аэрокосмической отрасли, подписав меморандум о сотрудничестве с Thales Alenia Space. Подписанное соглашение предусматривает совместную работу над созданием герметизируемого обитаемого модуля для SOAR.

Раннее компания Thales Alenia Space занималась созданием герметичных модулей для МКС, включая соединительные блоки «Гармонию» и «Спокойствие» (он же «Транквилити» и европейский исследовательский блок «Коламбус». Как сообщают представители данной компании, целью создания обитаемого модуля для SOAR является не столько вторжение на рынок космического туризма (хотя и вполне конкурентный), сколько разработка потенциальной возможности быстрого межконтинентального путешествия между существующими космопортами, которое по скорости в несколько раз превзойдет современную пассажирскую авиацию.

Источники информации:
-http://compulenta.computerra.ru/universe/explore/10007431/
-http://www.novate.ru/blogs/280313/22748/
-http://vpk.name/news/87445_shveicarskaya_kompaniyastartap_swiss_space_systems_obeshaet_deshevyie_kosmicheskie_zapuski.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Nayhas 28 июня 2013 07:17
    Ну дык можно пожелать им удачи, только вот сомнительно, что к 2017г. успеют...
    1. xetai9977 28 июня 2013 07:53
      Это очень важно для науки. Успехов им.
    2. w.ebdo.g 28 июня 2013 09:44
      Ничего нового не придумано в данном случае.
      это обычная трехступенчатая система с многоразовыми первыми двумя (самолет и челнок), а последняя ступень довывода - одноразовая.
      эта концепция была предложена еще в 60-е годы инженерами СССР.
      да и челнок очень напоминает наш военный вариант челнока (один в один с виду)
      что-то гейропейцы начали применять тактику китайцев - стараются украсть побольше интелектуальных наработок...
      так думаю.


      "спираль" совершила 5 полетов в 60-х годах


      w.ebdo.g
      1. svp67 28 июня 2013 10:11
        Только у нас разгонщик должен был разгоняться до 6М, и только потом отстыковывался "Лапоть" с ускорителем, а у них похоже обычный "дозвуковой" самолет...
  2. Фкенщь13 28 июня 2013 09:21
    Покрасили конечно красиво good
    Еще бы полетел так же.
  3. svp67 28 июня 2013 10:11
    Ну, что ж, хотелось бы узнать, что готов предложить "Росскосмос..."
  4. biglow 28 июня 2013 10:47
    просто было на бумаге ,но забыли про овраги laughing
    biglow
    1. biglow 28 июня 2013 18:30
      кто минусует поищите на сайте был фильм про создание Спирали ,там как раз расказано сколько было проблем при создании такой конструкции .Не все так просто как на картинках ,не факт что вообще что то так быстро получится
      biglow
  5. Евгений46 28 июня 2013 11:03
    а остальная Европа не будет возражать против пусков над её территорией?
    1. Cesar_001 28 июня 2013 16:39
      Если США химического оружия в челноке не обнаружит, то - нет, не будет.
  6. Bongo 28 июня 2013 12:20
    Уже существует и успешно летает "Space Ship One" Бёрта Рутана, так что швейцарцы опоздали.
  7. KononAV 1 июля 2013 13:36
    Минус поставил я! И не потому что мне статья не понравилась а потому что не пойдет это дело. Опыта нет у компании что повлечет большое количество проблем. Самолет носитель не подходящий, что будет с килем после воздействия на него работы ракетного двигателя. И смутно представляю как на высоте 80 км и порядочной скорости откроется грузовой люк и оттуда что то стартует. Короче затея бред. И было бы все так просто то наши или американцы, китайцы индусы итд уже бы использовали это! request
    KononAV
  8. Starover_Z 5 июля 2013 22:56
    Народ, а ведь они раскрутят это дело ! Он поднимается на суб-орбиту, ближний космос, 80 км! Далее по баллистике они будут забрасывать мини-спутники.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня