Прототипы танка «Армата»

Прототипы танка «Армата»


В конце сентября с.г. на XI Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов в Нижнем Тагиле REA-2013 состоится закрытый показ полномасштабного макета перспективного танка "Армата". Разработчиком танка является Конструкторское бюро ОАО «Уралвагонзавод». Проектные работы ведутся с 2011 года. Плановый срок постановки на вооружение – 2015 год.


Новейшая разработка «Уралвагонзавода» (УВЗ) – танк «Армата» – не будет представлена на предстоящей в сентябре выставке в Нижнем Тагиле в связи с секретностью этой разработки. Об этом на совещании в правительстве, посвященном организации этой выставки, заявил информационным агентствам генеральный директор УВЗ Олег Сиенко.

Редакция "ВО"


Согласно сообщениям представителей Минобороны России, «Армата» будет иметь вес до 50 тонн, ходовую часть с шестью опорными катками и гладкоствольную пушку калибра 125 мм с дистанционным управлением. Компоновка корпуса классическая – носовое отделение управления, центральное боевое отделение и кормовое моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж размещен в отделении управления в особо защищенном модуле, отделенном бронеперегородкой от необитаемых боевого отделения и башни. На танке будут установлены тандемная динамическая защита нового поколения «Малахит» и комплекс активной защиты «Афганит» с радиолокаторами миллиметрового диапазона.

Несмотря на новизну проекта новой бронетанковой платформы, у «Арматы» имеются исторические прототипы.



В первую очередь - это один из вариантов опытного танка «Объект 292», разработанный в Конструкторском бюро Кировского завода в 1991 году. Экипаж из трех человек размещался в носовом бронированном модуле. В качестве вооружения была применена пушка, установленная в казематной башне над необитаемым боевым отделением. Выстрелы в карусельном автомате заряжания располагались в вертикальном положении. В отличии от проекта «Армата» в опытном танке были использованы ходовая часть с семью парами опорных катков и нарезная пушка калибра 152 мм. Расчетный вес «Объекта 292» составлял порядка 60 тонн.



Во вторую очередь - это опытный танк «Объект 187», разработанный в Конструкторском бюро Уралвагонзавода в 1988 году. В отличие от базовой модели Т-72 он имел удлиненный корпус при сохранении конструкции ходовой части с шестью парами опорных катков, что помогло значительно увеличить объем отделения управления, разместить приборы наблюдения механика-водителя на крыше корпуса и ликвидировать ослабленную зону бронирования в верхней лобовой детали.



Длина корпуса без надгусеничных полок равнялась 7,2 метра, ширина – 2,17 метра. Габаритная ширина танка без бортовых экранов составила 3,12 метра.
В качестве основного двигателя был использован Х-образный дизель А-85-2 мощностью 1200 л.с., что вместе с удлинением опорной поверхности гусениц позволило увеличить боевой вес танка до 50 тонн при сохранении высокого уровня энерговооруженности и относительно низкого давления на грунт. В трансмиссии была использована гидравлическая объемная передача. Калибр гладкоствольной пушки 2А66 составлял 125 мм, выстрелы в карусельном автомате заряжания располагались в горизонтальном положении.

«Объект 187», также как и «Армата», должен был стать базой для выпуска полного набора машин единой бронетанковой платформы – тяжелой БМП, самоходной артиллерийской установки, БРЭМ, инженерной машины, самоходного зенитного комплекса, машины материально-технического снабжения и т.д.

В третью очередь – это эскизный проект танка с необитаемым боевым отделением и казематной башней, разработанный в 2007 году в Конструкторским бюро ОАО «Уралвагонзавод». Рисунок эскиза вынесен в заголовок настоящей статьи. Он сочетает в себе конструктивные решения «Объекта 292» в части башни и размещения экипажа с конструктивными решениями «Объекта 187» в части шасси и вооружения.


Единственно, что не представлено на эскизе – это навесные модули композитной брони по обе стороны от каземата башни (по типу бронирования башни танка «Меркава Mk.4»). Как представляется, именно так будет выглядеть будущий танк «Армата».

В отличие от общей компоновки танка «Армата» его вооружение и основное оборудование представлено не прототипами, а полностью отработанными образцами.
В первую очередь это дизельный двигатель А-82-2 производства Челябинского тракторного завода. Семейство Х-образных четырехтактных дизелей водяного охлаждения под титулом 2В начала разрабатываться в начале 1970-х годов. Мощность двигателей варьировалась от 300 л.с. (4 цилиндра) до 1600 л.с. (16 цилиндров). Последний двигатель 2В-16-2 в варианте с пониженной до 1200 л.с. мощностью планировали установить на новый танк Т-80. Двигатель 2В-16-2 был включен в состав единого моноблока - моторно-трансмиссионной установки МТУ-2, состоявшей из дизеля, гидродинамической трансмиссии, электрогидравлической системы управления, систему охлаждения и воздушных фильтров. Моноблок занимал объем в 3,6 кубических метров. В ходе проверки ремонтопригодности Т-80 бригада из четырех человек смогла заменить моноблок за 65 минут.



Однако руководством Советских Вооруженных сил было принято волевое решение о запуске в серию Т-80 с газотурбинным двигателем, который на тот момент представлялся более перспективным.

В 1988 году дизель 2В-16-2 и установку МТУ-2 рекомендовали к серийному производству и использовали в составе опытного танка «Объект 187», после чего вся документация ушла в архив. В 1990-х годах Министерство обороны России предприняло попытку сохранить семейство Х-образных дизелей. Челябинскому тракторному заводу заказали модернизацию унифицированной силовой установки. В результате был создан уникальный 12-цилиндровый двигатель с заводским обозначением 12Н360 (12ЧН15/16), оснащенный газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Максимальная мощность двигателя составляет 1500 л.с. при 2000 оборотов в минуту и массе 1550 кг, Габариты 12Н360 -: длина 81,3 см, ширина 130 см, высота 82 см.



Особого внимания заслуживает малая длина двигателя, впервые в практике отечественного танкостроения позволяющая разместить топливный бак внутри моторно-транспортного отделения по примеру танка «Леопард-2», полностью ликвидировав опасность возгорания топлива в обитаемом отделении управления.
Также значительный интерес представляет новая 125-мм гладкоствольная пушка увеличенной баллистики 2А82 разработки ОАО «Завод № 9». Пушка обладает удлиненным стволом и увеличенной зарядной каморой, что позволяет эффективно использовать перспективные бронебойные оперенные подкалиберные снаряды повышенного могущества с урановым сердечником типа «Свинец-2». Дульная энергия пушки находится на уровне дульной энергии 120-мм пушки Rheinmetall L55, устанавливаемой на последнюю модификацию танка «Абрамс» М1 А2 SEP.



Созданный для А282 новый карусельный автомат заряжания практически сохранил габариты прежнего, применяемого вместе с пушкой 2А46 в танках Т-72 и Т-90.
В качестве системы управления огнем танковой пушки на опытном образце танка «Армата» будет применена СУО «Калина» (установленная на танке Т-90МС) производства белорусского ОАО «Пеленг», включающая в свой состав многоспектральные панорамный прибор наблюдения командира ПАН «Соколиный глаз» и комбинированный прицел наводчика ПНМ «Сосна-У», цифровой баллистический вычислитель и комплект датчиков условий стрельбы, обеспечивающие дальность поражения целей прямым выстрелом до 7 км в любое время суток в условиях тумана, пылевых и дымовых завес.



СУО «Калина» интегрирована в автоматизированную систему управления танкового батальона. К СУО подключена аппаратура системы постановки аэрозольных и дымовых завес и аппаратура автоматического опознавания «свой-чужой». Информационный обмен осуществляется по мультиплексному каналу согласно протоколу ГОСТ Р 52070-2003 (российский аналог американского военного стандарта MIL-STD-1553) в реальном режиме времени.



Важнейшее отличие СУО «Калина» от предыдущих отечественных разработок в этой области – это возможность автосопровождения цели после её выбора командиром и захвата компьютерной системой вплоть до момента производства выстрела (реализация для одного члена экипажа совмещенной функции «охотник-стрелок»).



Кроме того, наличие большого количества тепловизорных камер, подключенных к СУО, обеспечивает для всех членов экипажа всеракурсную обзорность из танка в режиме технического зрения.



Численность экипажа танка является одним из главных параметров, определяющих заброневой объем и, следовательно, степень защиты танка (отношение веса брони к заброневому объему). В настоящий момент по этому параметру лидирует танк Т-90 (11 куб.м), средний показатель у танка «Абрамс» М1 А2 SEP (18 куб.м), на последнем месте находится танк «Меркава Mk.4» (22 куб.м). От степени защиты прямо зависит выживаемость танка на поле боя.

Использование автомата заряжания на советских танках Т-64, Т-72 и Т-80 позволило отказаться от наличия заряжающего в составе экипажа. Переход к необитаемому боевому отделению в сочетании с автоматом сопровождения цели позволяет дополнительно отказаться от наводчика, что позволит сократить объем отделения управления при наращивании всесторонней защиты бронированной капсулы экипажа. Следствием этого должно стать также изменение в организационно-штатном составе танковых подразделений (по аналогии с авиацией) за счет увеличения численности военнослужащих и техники, обеспечивающих обслуживание, ремонт и эвакуацию танков, а также их снабжение боеприпасами и топливом.

Другим необходимым решением должно стать включение в перспективное СУО танка «Армата» автоматизированного комплекса поиска и обнаружения целей, состоящего из приборов с радиолокационным, тепловизионным, лазерным и акустическим каналами, использующими демаскирующие признаки целей (перемещение на местности, естественное излучение тепла, работу лазерных и инфракрасных приборов, вспышка и звук выстрела, шум двигателя и ходовой части). Такой комплекс сможет обработать и передать на дисплей командира необходимую информацию для принятия решения на поражение цели с последующим автоматическим сопровождением цели, заряжанием пушки и наведением ее на цель со всеми необходимыми поправками условий стрельбы.

Источник информации:
Ю.М. Апухтин, А.И. Мазуренко, Е.А. Морозов, П.И. Назаренко. Проблема сокращения численности экипажа основного танка. «Вестник бронетанковой техники", № 6 за 1980 г.
Автор:
Андрей Васильев
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

108 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти