Сербские бронетранспортеры «Лазар»

28
С 25 по 28 июня в Белграде работал салон вооружений и военной техники Partner 2013. На мероприятии демонстрировалось множество проектов, созданных в разных странах. Среди прочих в павильоне выставки присутствовал новый бронетранспортер собственной сербской разработки. Государственное объединение «Југоимпорт СДПР» представило бронемашину «Лазар 2». В феврале этого года на выставке IDEX-2013 в Абу-Даби (ОАЭ) уже демонстрировались различные материалы по этому бронетранспортеру, но «премьера» первого прототипа оказалась припасена для домашнего мероприятия. Бронетранспортер «Лазар 2» является дальнейшим развитием предыдущего проекта «Лазар БВТ», впервые показанного несколько лет назад. Новый бронетранспортер продолжает линейку сербской военной техники и, как и его предшественник, имеет несколько интересных особенностей.

«Лазар БВТ»

В 2008 году организация «Југоимпорт СДПР» представила свой проект «Лазар БВТ». Новый бронетранспортер назвали в честь князя Лазаря Хребеляновича, правившего Сербией в XIV веке. Перед началом разработки нового типа техники сербские военные и промышленники пришли к выводу о необходимости создания собственного проекта, поскольку он мог бы хорошо повлиять на состояние промышленности страны, а также улучшить ее обороноспособность. При определении облика будущего бронетранспортера инженеры «Југоимпорт СДПР» решили совместить несколько последних тенденций в области легкой бронетехники. Предполагалось, что «Лазар БВТ» сможет стать основой для нескольких типов боевых и вспомогательных машин, а также получит комплекс мер защиты, свойственный технике класса MRAP. В качестве сферы применения перспективного БТР виделось патрулирование в городских условиях, а также сопровождение конвоев. Это оказало большое влияние на окончательный облик машины.



В качестве базы для нового бронетранспортера первоначально выбрали шасси грузовика TAM-150. Однако в ходе конструкторских работ выяснилось, что характеристики такой ходовой части будут недостаточными для выполнения поставленных требований. Шасси базового грузового автомобиля значительно переработали. В итоге БТР «Лазар БВТ» получил восьмиколесную полноприводную ходовую часть с гидравлической подвеской.

На глубоко модернизированном шасси грузовика установили оригинальный бронированный корпус с достаточно хорошими показателями защиты. Собственная броня боевой машины обеспечивает защиту уровня III по стандарту STANAG 4569 и выдерживает попадание бронебойной пули патрона 7,62х51 мм НАТО. На бронированном корпусе могут быть установлены дополнительные модули защиты, отвечающие, как утверждается, пятому уровню стандарта (попадание 25-мм бронебойного снаряда). Также неоднократно упоминалось о возможности монтажа дополнительных средств, таких как противокумулятивные решетки и системы динамической защиты. Их применение при определенных обстоятельствах может защитить «Лазар БВТ» и от противотанковых гранатометов. Характерное V-образное днище новой боевой машины обеспечивало защиту экипажа и десанта от взрывной волны шестикилограммового заряда тротила, подорвавшегося под колесом.

В передней части бронированного корпуса БТР «Лазар БВТ» размещен дизельный двигатель мощностью 440 лошадиных сил. Эта силовая установка позволяет 16-тонной машине разгоняться на шоссе до 90 км/ч и преодолевать на одной заправке топливом до 600 километров. При монтаже полного набора модулей дополнительного бронирования эти показатели заметно уменьшаются, но это почти не влияет на общие возможности машины, поскольку дополнительные панели рекомендуются для использования в городских условиях, где высокая скорость передвижения почти не нужна.



Сразу за двигателем размещены рабочие места механика-водителя и командира. Для наблюдения за местностью водитель и командир располагают крупными передними окнами. Их бронестекла обеспечивают защиту третьего уровня по стандарту НАТО. Садиться в бронемашину и покидать ее командир и водитель могут как через десантное отделение, так и через индивидуальные двери на бортах. Последние расположены рядом с сиденьями и открываются поворотом вперед. Уровень защиты дверей соответствует показателям всего бронекорпуса, а стекла немного слабее лобовых – уровень II по STANAG 4569. Из аналогичного бронестекла изготовляются 12 окон десантного отделения: по пять на бортах и два на задних дверях.

За отделением управления с рабочими местами водителя и командира на бронетранспортере «Лазар БВТ» располагается объем, предназначенный для установки боевого модуля и рабочего места стрелка-оператора вооружений. Предложенные проектом варианты вооружения монтируются в поворотной башне и в некоторых случаях оснащаются дистанционным управлением. В качестве вооружения бронетранспортера предлагаются пулеметы калибра 7,62 и 12,7 миллиметров, 30-мм автоматический гранатомет, 20-мм автоматическая пушка или пусковая установка для противотанковых ракет. Также предусмотрены дымовые гранатометы.



В задней части бронекорпуса машины имеется просторное десантное отделение, занимающее примерно половину от общей длины. В нем предусмотрены десять мест для десанта. Интересной особенностью БТР «Лазар БВТ» стало их расположение: бойцы должны сидеть в два ряда, лицом к бортам. Такая компоновка десантного отделения нехарактерна для бронированных машин класса MRAP, однако позволяет солдатам вести огонь из личного оружия через амбразуры в бортах. Прикрываемые задвижками бойницы располагаются прямо под окнами для наблюдения. Для посадки и высадки на кормовом листе бронекорпуса имеются две двери, разделенные стойкой. Снаружи корпуса, под дверью предусмотрены подножки.

Бронетранспортер «Лазар БВТ» оснащается системами связи и спутниковой навигации, фильтро-вентиляционной установкой и рядом другого оборудования. При необходимости машина может получить набор видеонаблюдения за местностью.

Серийное строительство первой машины линейки «Лазар» началось в 2008 году, после чего сербские вооруженные силы получили некоторое количество таких бронетранспортеров. Вскоре свое желание приобрести эти машины выразил Ирак, но уже в 2009 году все переговоры прекратились. Согласно некоторым источникам, в прошлом году Сербия отправила несколько бронетранспортеров «Лазар БВТ» в Бангладеш, но точное их количество и сумма контракта неизвестны.

«Лазар 2»

Дальнейшее развитие проекта «Лазар БВТ» в итоге привело к появлению прототипа «Лазар 2», демонстрировавшегося несколько дней назад на выставке Partner 2013. Как сообщается, первый образец нового бронетранспортера был собран на недавно открытом заводе Complex Battle System в городе Велика Плана. В дальнейшем, вероятно, это же предприятие займется серийной сборкой.



Общие элементы облика и конструкции нового бронетранспортера «Лазар 2» в основном соответствуют базовой машине. При этом бронированный корпус обновленного варианта длиннее на несколько сантиметров (его длина равняется 7400 мм) и заметно шире (2,75 м против 2,4 м). Увеличилась и боевая масса – теперь она равна 24 тоннам. Для компенсации выросшего веса инженерам «Југоимпорт СДПР» пришлось оснастить бронетранспортер новым двигателем мощностью 480 л.с. Обновление силовой установки позволило не только сохранить на прежнем уровне ходовые качества, но и немного их улучшить. Так, «Лазар 2» разгоняется на шоссе до 95-100 километров в час, а запас хода вырос до 800 км. Вместимость бронетранспортера осталась прежней – собственный экипаж машины из трех человек и десять десантников.

Испытания первого бронетранспортера «Лазар БВТ» показали, что его защита при определенных обстоятельствах может быть недостаточной. По этой причине «Лазар 2» несет более мощную броню, соответствующую уровню IV стандарта STANAG 4569. Кроме того, значительной доработке подверглась лобовая часть машины. Вместо наклоненной лобового листа со стеклами на новом бронетранспортере установлена плита большей толщины и с меньшим количеством технологических отверстий. Теперь вместо лобового стекла водителя имеется броневой люк с наблюдательными приборами. То же самое касается и рабочего места командира.

Демонстрировавшийся на выставке образец нес новую орудийную башню, разработанную компанией «Застава». Боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой, созданной той же фирмой, может изготавливаться как в обитаемом варианте, так и в версии с дистанционным управлением. Также на башне можно монтировать пулемет калибра 7,62 миллиметра и пусковую установку для противотанковых ракет. Десантное отделение боевой машины не претерпело никаких значительных изменений, помимо оснащения внутренней поверхности бортов противоосколочным подбоем. Внутри десантного отделения по-прежнему могут ехать десять бойцов с оружием.

Изменен состав радиоэлектронного оборудования. На бронетранспортере «Лазар 2» используются радиостанция, спутниковый навигатор и т.п. новых моделей. Также, ввиду изменения лобовой части, перекомпонована приборная доска водителя. Часть приборов теперь располагается немного выше по сравнению с предыдущей моделью бронетранспортера.

В первый же день выставки Partner 2013 сербский министр обороны А. Вучич рассказал, что уже подписан контракт на поставку трех БТР «Лазар 2» Пакистану. Согласно некоторым источникам, после этого пакистанские военные приобретут еще дюжину бронемашин. Также упоминается, что Пакистан в свое время взял на себя часть финансирования программы разработки новой машины. Как сообщает сербская пресса, свой интерес к новому бронетранспортеру проявляют и другие страны третьего мира, но на данный момент подписан лишь один контракт – с Пакистаном.






Сербские бронетранспортеры «Лазар»



По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://yugoimport.com/
http://armyrecognition.com/
http://bmpd.livejournal.com/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    2 июля 2013 08:03
    Выглядит неплохо.....
  2. Akim
    +5
    2 июля 2013 08:25
    Можно было бы назвать Lazar-II полноценным колесным БТР(БМП). Но смущают стекла. А они очень ослабляют бортовые и задние проекции.
    1. +4
      2 июля 2013 10:19
      Согласен. Много технологических "упрощений" машина не для вооружённых сил, а скорее для ВВ.
      Видно машина не плавает.
      Броня при таком весе сплошной вопрос.
      До уровня украинских машин явно не дотягивает, если только ценой.
      1. Akim
        +1
        2 июля 2013 18:45
        Цитата: Дмитрий 2246
        Много технологических "упрощений" машина не для вооружённых сил, а скорее для ВВ.

        У них нет аналога внутренним войскам, а для полиции такого бронетранспортера и набора вооружения много. Получается "перекаченный" МРАП. Если перенести на украинские реалии и дальше на Европу, тут КПВТ с железок ВВ снимают. Единственный раз за последние 10 лет применяли его против банды Дикаева ( и то у военных пришлось пулемет просить).
    2. TIT
      +1
      2 июля 2013 20:25
      Цитата: Akim
      Но смущают стекла. А они очень ослабляют бортовые и задние проекции.


      да хватит к стеклам то всё придератся , как то попадались фото тигра после обстрела боевиков двери все на вылет, а на окнах только звездочки (только очень большие )
      1. +1
        2 июля 2013 20:43
        Цитата: TIT
        да хватит к стеклам то всё придератся , как то попадались фото тигра после обстрела боевиков двери все на вылет, а на окнах только звездочки (только очень большие )

        Видел это фото. Машина стояла с открытыми дверями и внутрь залетела граната с РПГ. Уехала своим ходом.
        О других случаях где "Тигр" себя как то показал в боевой обстановке не слышал.
        1. TIT
          +1
          2 июля 2013 21:32
          типа эти фто
          1. TIT
            0
            2 июля 2013 21:34
            № 2...............
            1. TIT
              +1
              2 июля 2013 21:38
              и вот ему вдогонку в заднюю дверь досталось
    3. Комментарий был удален.
    4. Комментарий был удален.
    5. Комментарий был удален.
    6. +1
      2 июля 2013 23:29
      Цитата: Akim
      Можно было бы назвать Lazar-II полноценным колесным БТР(БМП). Но смущают стекла.


      А меня смущает отсутствие информации от производителя.
      Я задаю себе банальный вопрос: "А был ли мальчик?"

      Кто-нибудь пытался сравнивать Lazar 1 и Lazar 2?
      Сколько фото и видео я не пересмотрел - разница только в цвете и вооружении.
      В результате поиска нашел отчет Yugoimport - SDPR за 2013 год: 124 страницы.
      А там - наброски концепта Lazar 2 8x8 Multi-rolle Armored Vehicle.



      Картинку еле пропихнул.
      Можете скачать отчет тут, на странице 37 Лазар-1, на 38-й странице Лазар-2:
      http://www.yugoimport.com/slike/yreport.pdf

      Сдается мне, что на выставке почтенной публике подсунули старый БТР под видом нового.
      А для пущего эффекта устроили торжественное снятие покрывала.
      Повторили сцену из фильма Такси-2: японского министра завели в ангар и показали бронированный Пежо.

      1. Комментарий был удален.
      2. Akim
        0
        3 июля 2013 13:32
        Он так идет по косогору. аж страшно становится. МостЫ не защищенЫ по МРАПовскому. Недоделали БТР.
        1. +1
          3 июля 2013 17:20
          Цитата: Akim
          МостЫ не защищенЫ по МРАПовскому. Недоделали БТР.

          Да потому что это все тот же LAZAR BTR-SR-8808: модель 2008 года.
          Не только тот же шасси от грузовика TAM-150, но и бронекорпус оставили без изменений.
  3. Р.Р.А.Ч-Ж
    0
    2 июля 2013 08:36
    А не слишком ли он высокий?По моему он будет лёгкой мишенью...
  4. duke
    +3
    2 июля 2013 09:38
    молодцы сербы, неплохой пепелац выкатили, только похоже он не плавает, впрочем у них теперь нет выхода к морю.
    1. Akim
      +5
      2 июля 2013 10:43
      Цитата: duke
      впрочем у них теперь нет выхода к морю.


      По такой логике чехословацкий ОТ-64 тоже должен быть исключительно сухопутным. На самом деле Сербия имеет много рек. Эта такая тенденция по усилению бронирования. Польская "Росомаха" после таких процедур тоже лишилась гребных винтов, украино-бельгийский БТР-3Е1-90 тоже.
  5. Капитан
    +3
    2 июля 2013 12:43
    Цитата: Р.Р.А.Ч-Ж
    А не слишком ли он высокий?По моему он будет лёгкой мишенью...

    Чуть выше Патрии, но ниже БТР-90
  6. 0
    2 июля 2013 13:04
    Если еще Lazar-II и на агрегатах гражданского грузовика сделан - так вообще честь и хвала сербским конструкторам.
  7. Alexandr2510
    +3
    2 июля 2013 13:54
    Скорее он подходит для полицейских подразделений.
  8. +5
    2 июля 2013 14:17
    Добрый день всем!
    По тексту статьи сложно разобраться - соотнести иллюстрации с моделью сербского гаджета: что есть "Лазар БВТ", а что есть "Лазар II". Соглашусь с ранее озвученными возгласами коллег:
    1. И первый и второй "Лазары" обладают высокой проекцией (особенно заметно на снимке, где молодой человек "баскетбольных кондиций" сложил руки в замок) - уменьшение живучести при ведении БД, но это болячка всех MRAPов (большая высота и общие габариты);
    2. Очень-очень смущают стекла, пусть даже и ПНБ по второму и третьему классу... После нескольких попаданий по стеклам экипаж машины "ослепнет". На "2-ке" бронещитком всёж-таки закрыли водительское (вроде как тримплексы даже) и похоже перекомпоновали движок, убрав командира внутрь БМ.
    3. Не хватает информации по поводу возможности передвижения вплавь... Снимки техники в боковых и задних проекциях как бы говорят о том, что машинка не плавает.
    4. Хорошо, что предусмотрена модульность защиты, но, кажется, даже в самом навороченном "варианте" не будет обеспечена достаточная защита жизни экипажа. Хотя более острый угол лобовой проекции на "двойке" улучшит выживаемость при попаданиях из крупнокалиберных пулеметов и автоматических пушек калибром 20-23 мм. От 30-ти мм и выше автоматы "разденут" машинку в любом случае и в любой проекции. Тоже самое - применительно к гранатометам и средствам поражения более серьёзным...
    Выводы: Конвойная машина, полицейский броневик, но, увы, неполноценный БТР.
    Сербы молодцы в том, что даже на двух вариантах ЛАЗАРА видны изменения ведущие к улучшению боевых качеств машинки. Не сидят сложа руки славяне...
    1. +4
      2 июля 2013 14:27
      Цитата: Страшный прапёрщик
      Хотя более острый угол лобовой проекции на "двойке" улучшит выживаемость при попаданиях из крупнокалиберных пулеметов и автоматических пушек калибром 20-23 мм. От 30-ти мм и выше автоматы "разденут" машинку в любом случае и в любой проекции. Тоже самое - применительно к гранатометам и средствам поражения более серьёзным...

      Машина же для контртеррористических операций же! У террористов в достатке 20-30мм пушки? А от гранатомёта может и танковая броня не спасти.
    2. +2
      2 июля 2013 16:27
      Цитата: Страшный прапёрщик
      Выводы: Конвойная машина, полицейский броневик, но, увы, неполноценный БТР.

      короче - Тайфун по-сербски! молодцы, стараются. делают.
  9. USNik
    +3
    2 июля 2013 16:51
    Цитата: wasjasibirjac
    короче - Тайфун по-сербски! молодцы, стараются. делают.

    Тайфун вроде 14.5 по кругу держит, а этот всего 7.62, да и обилие стекол, форточек, бойниц вызывает вопросы. А вот, что за "Шилка" стоит на заднем плане на 4 фотографии?
  10. 0
    2 июля 2013 16:54
    так ведь по-сербски, зачем особо мощную броню городить, когда в Евросоюз вступаешь, вдруг подумают, что воевать собираешься
  11. -3
    2 июля 2013 17:29
    С удовольствием прочитал размышления Страшного прапорщика. Сербская машинка конечно посерьёзней чем наш отечественный "тигр". Но из той же оперы: эрзац техника. Увешанная дополнительными экранами эта машинка вплотную подберётся массой к 25 тоннам. Тем более такие габариты гарантированно превратят её в ходячую мишень. И начнётся гонка - модернизации, усиление бронирования - дальше нарастание массы до 40 тонн, дальше проблемы с перегруженностью ходовой части и уменьшением моторесурса... Всё это уже один раз проходили в истории со "страйкером". Их наклепали много, но ничего, кроме проблем они не принесли. Нужен ли этот геморрой России? Нет не нужен. Колёсная бронетехника - это тупик. Хотя для какой-нибудь Бангладеш или Анголы он вполне сойдёт. Высокая рождаемость, невысокая стоимость солдата... десятком больше, десятком меньше...
  12. +1
    2 июля 2013 21:08
    Чем-то напоминает старый Чешский ОТ-64
  13. Михаилъ
    +1
    3 июля 2013 00:08
    Успѣховъ сербамъ на рынкѣ вооруженій и военной техники.
  14. -1
    4 июля 2013 03:27
    Разрыв фугуса рядом и смотровые бронированные окна превратятся в форточки и работа умелого снайпера или суперового автоматчика весь десант перебит так и не выходя из авто.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»