Сербские бронетранспортеры «Лазар»

С 25 по 28 июня в Белграде работал салон вооружений и военной техники Partner 2013. На мероприятии демонстрировалось множество проектов, созданных в разных странах. Среди прочих в павильоне выставки присутствовал новый бронетранспортер собственной сербской разработки. Государственное объединение «Југоимпорт СДПР» представило бронемашину «Лазар 2». В феврале этого года на выставке IDEX-2013 в Абу-Даби (ОАЭ) уже демонстрировались различные материалы по этому бронетранспортеру, но «премьера» первого прототипа оказалась припасена для домашнего мероприятия. Бронетранспортер «Лазар 2» является дальнейшим развитием предыдущего проекта «Лазар БВТ», впервые показанного несколько лет назад. Новый бронетранспортер продолжает линейку сербской военной техники и, как и его предшественник, имеет несколько интересных особенностей.

«Лазар БВТ»


В 2008 году организация «Југоимпорт СДПР» представила свой проект «Лазар БВТ». Новый бронетранспортер назвали в честь князя Лазаря Хребеляновича, правившего Сербией в XIV веке. Перед началом разработки нового типа техники сербские военные и промышленники пришли к выводу о необходимости создания собственного проекта, поскольку он мог бы хорошо повлиять на состояние промышленности страны, а также улучшить ее обороноспособность. При определении облика будущего бронетранспортера инженеры «Југоимпорт СДПР» решили совместить несколько последних тенденций в области легкой бронетехники. Предполагалось, что «Лазар БВТ» сможет стать основой для нескольких типов боевых и вспомогательных машин, а также получит комплекс мер защиты, свойственный технике класса MRAP. В качестве сферы применения перспективного БТР виделось патрулирование в городских условиях, а также сопровождение конвоев. Это оказало большое влияние на окончательный облик машины.



В качестве базы для нового бронетранспортера первоначально выбрали шасси грузовика TAM-150. Однако в ходе конструкторских работ выяснилось, что характеристики такой ходовой части будут недостаточными для выполнения поставленных требований. Шасси базового грузового автомобиля значительно переработали. В итоге БТР «Лазар БВТ» получил восьмиколесную полноприводную ходовую часть с гидравлической подвеской.

На глубоко модернизированном шасси грузовика установили оригинальный бронированный корпус с достаточно хорошими показателями защиты. Собственная броня боевой машины обеспечивает защиту уровня III по стандарту STANAG 4569 и выдерживает попадание бронебойной пули патрона 7,62х51 мм НАТО. На бронированном корпусе могут быть установлены дополнительные модули защиты, отвечающие, как утверждается, пятому уровню стандарта (попадание 25-мм бронебойного снаряда). Также неоднократно упоминалось о возможности монтажа дополнительных средств, таких как противокумулятивные решетки и системы динамической защиты. Их применение при определенных обстоятельствах может защитить «Лазар БВТ» и от противотанковых гранатометов. Характерное V-образное днище новой боевой машины обеспечивало защиту экипажа и десанта от взрывной волны шестикилограммового заряда тротила, подорвавшегося под колесом.

В передней части бронированного корпуса БТР «Лазар БВТ» размещен дизельный двигатель мощностью 440 лошадиных сил. Эта силовая установка позволяет 16-тонной машине разгоняться на шоссе до 90 км/ч и преодолевать на одной заправке топливом до 600 километров. При монтаже полного набора модулей дополнительного бронирования эти показатели заметно уменьшаются, но это почти не влияет на общие возможности машины, поскольку дополнительные панели рекомендуются для использования в городских условиях, где высокая скорость передвижения почти не нужна.



Сразу за двигателем размещены рабочие места механика-водителя и командира. Для наблюдения за местностью водитель и командир располагают крупными передними окнами. Их бронестекла обеспечивают защиту третьего уровня по стандарту НАТО. Садиться в бронемашину и покидать ее командир и водитель могут как через десантное отделение, так и через индивидуальные двери на бортах. Последние расположены рядом с сиденьями и открываются поворотом вперед. Уровень защиты дверей соответствует показателям всего бронекорпуса, а стекла немного слабее лобовых – уровень II по STANAG 4569. Из аналогичного бронестекла изготовляются 12 окон десантного отделения: по пять на бортах и два на задних дверях.

За отделением управления с рабочими местами водителя и командира на бронетранспортере «Лазар БВТ» располагается объем, предназначенный для установки боевого модуля и рабочего места стрелка-оператора вооружений. Предложенные проектом варианты вооружения монтируются в поворотной башне и в некоторых случаях оснащаются дистанционным управлением. В качестве вооружения бронетранспортера предлагаются пулеметы калибра 7,62 и 12,7 миллиметров, 30-мм автоматический гранатомет, 20-мм автоматическая пушка или пусковая установка для противотанковых ракет. Также предусмотрены дымовые гранатометы.



В задней части бронекорпуса машины имеется просторное десантное отделение, занимающее примерно половину от общей длины. В нем предусмотрены десять мест для десанта. Интересной особенностью БТР «Лазар БВТ» стало их расположение: бойцы должны сидеть в два ряда, лицом к бортам. Такая компоновка десантного отделения нехарактерна для бронированных машин класса MRAP, однако позволяет солдатам вести огонь из личного оружия через амбразуры в бортах. Прикрываемые задвижками бойницы располагаются прямо под окнами для наблюдения. Для посадки и высадки на кормовом листе бронекорпуса имеются две двери, разделенные стойкой. Снаружи корпуса, под дверью предусмотрены подножки.

Бронетранспортер «Лазар БВТ» оснащается системами связи и спутниковой навигации, фильтро-вентиляционной установкой и рядом другого оборудования. При необходимости машина может получить набор видеонаблюдения за местностью.

Серийное строительство первой машины линейки «Лазар» началось в 2008 году, после чего сербские вооруженные силы получили некоторое количество таких бронетранспортеров. Вскоре свое желание приобрести эти машины выразил Ирак, но уже в 2009 году все переговоры прекратились. Согласно некоторым источникам, в прошлом году Сербия отправила несколько бронетранспортеров «Лазар БВТ» в Бангладеш, но точное их количество и сумма контракта неизвестны.

«Лазар 2»

Дальнейшее развитие проекта «Лазар БВТ» в итоге привело к появлению прототипа «Лазар 2», демонстрировавшегося несколько дней назад на выставке Partner 2013. Как сообщается, первый образец нового бронетранспортера был собран на недавно открытом заводе Complex Battle System в городе Велика Плана. В дальнейшем, вероятно, это же предприятие займется серийной сборкой.



Общие элементы облика и конструкции нового бронетранспортера «Лазар 2» в основном соответствуют базовой машине. При этом бронированный корпус обновленного варианта длиннее на несколько сантиметров (его длина равняется 7400 мм) и заметно шире (2,75 м против 2,4 м). Увеличилась и боевая масса – теперь она равна 24 тоннам. Для компенсации выросшего веса инженерам «Југоимпорт СДПР» пришлось оснастить бронетранспортер новым двигателем мощностью 480 л.с. Обновление силовой установки позволило не только сохранить на прежнем уровне ходовые качества, но и немного их улучшить. Так, «Лазар 2» разгоняется на шоссе до 95-100 километров в час, а запас хода вырос до 800 км. Вместимость бронетранспортера осталась прежней – собственный экипаж машины из трех человек и десять десантников.

Испытания первого бронетранспортера «Лазар БВТ» показали, что его защита при определенных обстоятельствах может быть недостаточной. По этой причине «Лазар 2» несет более мощную броню, соответствующую уровню IV стандарта STANAG 4569. Кроме того, значительной доработке подверглась лобовая часть машины. Вместо наклоненной лобового листа со стеклами на новом бронетранспортере установлена плита большей толщины и с меньшим количеством технологических отверстий. Теперь вместо лобового стекла водителя имеется броневой люк с наблюдательными приборами. То же самое касается и рабочего места командира.

Демонстрировавшийся на выставке образец нес новую орудийную башню, разработанную компанией «Застава». Боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой, созданной той же фирмой, может изготавливаться как в обитаемом варианте, так и в версии с дистанционным управлением. Также на башне можно монтировать пулемет калибра 7,62 миллиметра и пусковую установку для противотанковых ракет. Десантное отделение боевой машины не претерпело никаких значительных изменений, помимо оснащения внутренней поверхности бортов противоосколочным подбоем. Внутри десантного отделения по-прежнему могут ехать десять бойцов с оружием.

Изменен состав радиоэлектронного оборудования. На бронетранспортере «Лазар 2» используются радиостанция, спутниковый навигатор и т.п. новых моделей. Также, ввиду изменения лобовой части, перекомпонована приборная доска водителя. Часть приборов теперь располагается немного выше по сравнению с предыдущей моделью бронетранспортера.

В первый же день выставки Partner 2013 сербский министр обороны А. Вучич рассказал, что уже подписан контракт на поставку трех БТР «Лазар 2» Пакистану. Согласно некоторым источникам, после этого пакистанские военные приобретут еще дюжину бронемашин. Также упоминается, что Пакистан в свое время взял на себя часть финансирования программы разработки новой машины. Как сообщает сербская пресса, свой интерес к новому бронетранспортеру проявляют и другие страны третьего мира, но на данный момент подписан лишь один контракт – с Пакистаном.






Сербские бронетранспортеры «Лазар»



По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://yugoimport.com/
http://armyrecognition.com/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

28 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти