Глубокое синее море. Подлодки на Тихоокеанском ТВД



2 сентября 1944 года лодка ВМС США «Финбек» получила сигнал SOS с упавшего в океан самолета. Спустя 4 часа «Финбек» прибыла в район катастрофы и вытащила из воды испуганного долговязого пилота. Спасенным оказался Джордж Герберт Буш, будущий 41-й Президент США.


Какие ассоциации вызывают у вас причудливые слова «Сарго», «Балао», «Гато»?
Версий не так уж много: ночное кораблекрушение, страх погружения в синюю бездну, пенный след мчащихся торпед, скрывающийся в волнах перископ… Японские моряки хорошо понимали значение слова «Гато». Отправляясь в дальний поход, самураи надевали чистое исподнее и прощались с близкими – вернуться назад было суждено немногим.

Впереди, на бескрайних просторах океана бесшумно двигались подводные призраки ВМС США. Встреча с лодкой не предвещала ничего хорошего – моряки-подводники раскромсали Императорский флот в клочья, заживо похоронив на холодном дне некогда лучшие военно-морские силы в мире.

Гибнущий флот Японии сопротивлялся до последнего вздоха – даже когда были потеряны все авианосцы и линкоры, когда погибли последние пилоты-камикадзе, а выходы из военно-морских баз оказались наглухо заперты авиацией и подлодками противника, японские моряки-подводники упрямо продолжали поиск целей в океане.

30 июля 1945 года субмарине I-58 в последний раз улыбнулась удача – выпущенные торпеды настигли американский тяжелый крейсер «Индианаполис». Гибель «Индианаполиса» стала крупнейшей катастрофой по количеству жертв в истории ВМС США. Но главное мистическое обстоятельство выяснилось гораздо позже: подлодка I-58 опоздала всего на четверо суток. Крейсер успел доставить на островную авиабазу Тиниан компоненты ядерной бомбы «Малыш» (сброшена на Нагасаки 9 августа 1945 года).

Волчьи законы

В годы Второй мировой лодки устроили на Тихом океане какую-то кошмарную резню. С позиций наших дней не поддается пониманию, каким образом, эти крошечные «лоханки» совершали трансокеанские переходы и дрались с противником на удалении в тысячи миль от родного берега.

Тем не менее, статистика звучит просто ужасно: примитивные ДЭПЛ, проводившие 90% времени на поверхности, потопили треть кораблей Императорского флота! Всего 201 боевой корабль, размерами от фрегата ПЛО до ударного авианосца. Ближайший «конкурент» – авианосная авиация - отстала от субмарин на 40 пунктов.
Среди трофеев подводников – ударные авианосцы «Тайхо», «Сёкаку», «Синано», «Дзунъё», «Унрю», тяжелые крейсеры «Такао», «Атаго», «Майя», десятки эсминцев…

Помимо американцев, японских флот терзали субмарины Её Величества – на счету британских подводников записан тяжелый крейсер «Асигара» (действия союзников на диаграмме не отражены).

С японскими транспортами и судами обеспечения долго не церемонились – «дизелюхи» безжалостно убивали всех, кто встречался им на пути. Здесь подводники оказались вообще вне конкуренции - 1113 потопленных судов суммарным тоннажем 4 779 902 брутто-регистровых тонн – считаются чисто торпедные атаки, без учета выставленных лодками мин и групповых побед разнородных сил флота.

Глубокое синее море. Подлодки на Тихоокеанском ТВД

Распределение потерь японского флота с указанием причин гибели (боевые корабли/транспорты)
Слева направо: больше всех «жгли» подлодки ВМС США. Далее - палубная авиация (минимальный выигрыш по тоннажу уничтоженных боевых кораблей, но абсолютный проигрыш по тоннажу потопленных транспортов). Базовая авиация. Мины. Торпедно-артиллерийские дуэли надводных кораблей (неожиданно много трофеев!). Смешанные потери (береговые батареи, групповые победы и т.д.)


На диаграмме кроется много секретов: например, графа «мины» - на 95% заслуга базовой авиации – янки предпочитали минировать морские коммуникации с воздуха.
А больше всего военных кораблей уничтожили подводники – формальный «выигрыш» палубной авиации по тоннажу объясняется потоплением большЕго числа крупных целей (мидуэйские авианосцы, линкоры «Мусаси» и «Ямато»), в же время среди жертв американских подводников числится великое множество эсминцев, фрегатов и подлодок противника.


Кого вы там слушаете? – воскликнут моряки Кригсмарине, - это же янки – известные бездари и бездельники. Какие из них подводники? Только и умеют украшать кубрики фотокарточками с обнаженными звездами Голливуда.

Действительно, достижения американцев меркнут на фоне «волчьих стай» гросс-адмирала Деница – на счету немецких подводников записано более 2600 судов суммарным тоннажем 13 миллионов тонн!
В отличие от ВМС США, немцам приходилось действовать в гораздо более в жесткий условиях – противолодочная оборона и конвойная система союзников была несравнима по прочности с японской системой ПЛО (для сравнения: за годы войны американцы потеряли 50 лодок; немцы – 783).


Типичная американская подлодка в годы Второй мировой

С другой стороны, количество лодок у немцев было больше в пять раз, а плотность грузопотока в Атлантике была несоизмерима с японскими морскими перевозками.

В итоге результат – почти 5 миллионов тонн потопленных грузов за четыре года боев на Тихом океане. Солидно.
В реальности трудно сказать что важнее: потопление крейсера, транспортов с оружием или танкеров с нефтью?
Очевидно одно: лодки ВМС США нарушили японские коммуникации, лишив Японию поставок стратегически важного сырья. А гарнизоны на далеких островах, благодаря американским лодкам, остались без провизии и боеприпасов.

Вот так выигрываются войны.

«Кошачья акула»

Всего за четыре года войны зоны боевых действиях на Тихом океане достигли порядка 200 американских лодок восьми основных типов:

- тип V – серия из 9 устаревших субмарин, построенная в 1920-е годы;

- «Морская свинья», «Сэлмон», «Сарго» и «Тамбор» - еще 38 субмарин довоенной постройки;

- «Гато» (77 единиц), «Балао» (122 единицы) и «Тенч» (29 единиц). Многие «Балао» и «Тенч» достраивались уже после войны, и принять участия в боях не успели.

Кроме того, в учебных частях и в резерве числилось около полусотни устаревших лодок типов «О», «R» и «S», построенных еще в годы Первой мировой войны.

Безусловно, главной ударной силой американских подводников были легендарные «Гато» - мощные и совершенные лодки, массово поступавшие на флот в разгар боев на Тихом океане. Всего в период 1940 по 1944 гг. американские верфи намолотили 77 субмарин данного типа.


USS Drum (SS-228) - одна из лодок типа "Гато".
Входит в десятку самых эффективных американских ПЛ - 15 трофеев суммарным водоизмещением 80 тыс. тонн

Своим причудливым именем – «Гато» - подлодки обязаны кошачьей акуле (gato – кот на испанском языке). Чтобы не утомлять нетерпеливого читателя перечислением скучных ТТХ лодок, отметим их ключевую особенность: американская «Гато» была в три раза крупнее среднестатистического немецкого U-бота.

Сильный, быстрый и вооруженный до зубов подводный киллер, созданный для действий на океанских коммуникациях. Надводная скорость 20 узлов, 10 торпедных аппаратов и 24 торпеды, универсальная артиллерийская батарея в составе 76 мм орудия, зенитных автоматов «Бофорс» и «Эрликон» (калибра 20 и 40 мм). Качественная «начинка» и радиоэлектронные средства – радары для обнаружения целей на поверхности воды и в воздухе, сонары, аппаратура связи – в этой области «Гато» задавала лучшие мировые стандарты. А запас провизии и топлива на борту позволял осуществлять 75-дневные трансокеанские рейды с Гавайев к побережью Японии.

Находясь в подводном положении, крупная лодка могла всего за 30-35 секунд уйти на перископную глубину – скорость всплытия/погружения «Гато» были выше всяких похвал.

Что касается недостатков: главной проблемой «Гато» была относительно малая глубина погружения: диапазон рабочих глубин ограничивался 90 метрами (для сравнения: обычный немецкий U-бот VII-серии мог безбоязненно погружаться в пучину на 200 и более метров).

Проблема была частично исправлена на американских лодках следующего поколения – «Балао».
Конструктивно «Балао» представляла собой прежнюю «Гато», но теперь корпус лодки был выполнен из высокопрочной стали с бОльшим пределом текучести, что позволило увеличить рабочие глубины погружения до 120 метров. Во время одного из тестовых погружений лодка USS Tang случайно «хлебнула» воды торпедным аппаратом и провалилась вниз на 187 метров. Корпус стойко выдержал испытание.

Хроники морских сражений

В жарких морских боях закалялась сталь, под ударами океанских волн содрогалась обшивка – маленькие злобные рыбки насмерть бились с противником, пачками отправляя на дно японские корабли. В сражениях рождались новые герои и легенды.

Шальной снаряд разорвался на мостике подлодки «Гроулер». Раненый командир Говард Гилмор отдал приказ о немедленном погружении; сам храбрый моряк спуститься в люк не успел, навечно оставшись в океане (награжден Медалью Почета).

Подлодке «Арчер Фиш» (тип «Балао») удалось потопить самый крупный корабль в истории подводного флота – японский авианосец «Синано» (70 тысяч тонн).

Но самой результативной американской лодкой стала «Флешер» (тип «Гато») – лодка потопила четыре крупных танкера, крейсер и ряд транспортов суммарным водоизмещением 100 тыс. тонн.


Рубка подлодки "Флешер" (Гротон, шт. Коннектикут)

Интересная судьба ожидала подлодку «Минго». После войны она была передана Военно-морским силам самообороны Японии, где служила под именем «Курошио» до 1971 года.

Еще одна лодка – «Кэтфиш» была продана ВМС Аргентины. Переименованная в «Санта Фе», она погибла в 1982 году во время Фолклендской войны. Но и это еще не предел долголетия!

Подлодка «Хай Пао» (бывш. USS Tusk) до сих пор находится в составе ВМС Республики Тайвань. Изначально лодка продавалась, как испытательный стенд с заваренными торпедными аппаратами и демонтированным вооружением, однако хитроумные китайцы восстановили лодку, присвоив ей статус учебно-боевой единицы.

Причина исключительного долголетия американских лодок волне очевидна – послевоенная модернизация по программе GUPPY (Greater Underwater Propulsion Power Program). С лодок снимали все устаревшее вооружение и оборудование, оптимизировали обводы корпуса, заполняя все освободившееся внутреннее пространство аккумуляторными батареями. В результате подводная скорость модернизированных «Гато» и «Балао» подчас достигала 16-18 узлов (на зависть немецкому «Электроботу»). Комплекты современных РЛС и гидроакустических станций дополнительно способствовали популярности этих лодок на мировом рынке морских вооружений.



В годы Второй мировой американские субмарины выполняли множество различный задач: помимо тотального истребления японского флота, они вели скрытное наблюдение за военно-морскими базами и позициями противника на островах в Тихом океане, дежурили в точках эвакуации на маршрутах стратегических бомбардировщиков B-29, периодически спасая пилотов, выпрыгнувших из подбитых машин.

В отличие от «волчьих стай» Кригсмарине, американцы предпочитали действовать поодиночке. Огромный океан был разбит на множество квадратов, в каждом из которых двигалась субмарина ВМС США, имевшая приказ топить все, что движется. Особое внимание уделялось важным проливам и проходам в зонах боевых действий – всякий раз, прорываясь на помощь своим силам, японские эскадры попадали под шальной торпедный огонь.

Американские моряки-подводники внесли главный вклад в победу на Тихом океане - лодки задушили промышленность Японии, лишив её без поставок сырья и нефти. Лодки блокировали японские гранизоны на островах Тихого океана и уничтожили треть боевых кораблей Императорского флота. Без помощи этих маленьких, но очень злобных "рыбок", победа в морской войне была бы невозможна.

Герои Императорского флота

Японский подводный флот страдал одним ключевым недостатком – отсутствием радиолокаторов. Легендарная радиоэлектронная промышленность Японии не справлялась с поставленной задачей, в результате примитивные РЛС появились на крейсерских лодках лишь к 1945 году. На средних и малых субмаринах радаров не было вообще.

Нетрудно догадаться, о последствиях сей прискорбной ситуации - американская патрульная авиация мгновенно вычисляла беспомощные лодки, кружащие на поверхности во время перезарядки аккумуляторных батарей, и топила их, как щенков. Всего за годы войны японцы потеряли по различным причинам порядка 130 субмарин, часть которых стала жертвами навигационных ошибок и тайфунов.



Но, несмотря на отсутствие радаров, относительную слабость вооружения и низкие ТТХ (большинство лодок не могло погружаться глубже 50…75 метров), японские подводники выполняли удивительные задания – организовали кругосветный «подводный мост» с Германией для обмена важными приборами, чертежами и материалами, снабжали провизией, боеприпасами и медикаментами окруженные гарнизоны на островах Тихого океана, доставляли подкрепления и эвакуировали раненых (например, японские части на островах Алеутской гряды – Кыска и Атту держались только благодаря подводникам).

Специальные задачи, разведка, выброска диверсионных групп. Отдельной забавной страницей в истории японского флота стало создание «подводных авианосцев» - в сентябре 1942 года миниатюрный гидросамолет с подлодки I-25 символически «разбомбил» леса штата Орегон, сбросив на Америку две зажигательные фосфорные плитки. Первая и единственная бомбардировка континентальной части США за всю войну несла гораздо более глубокий подтекст: японский Генштаб всерьез обсуждал операцию «Вишня зацветает ночью» - с помощью подводных авианосцев распылить на Западным побережьем США споры чумы, сибирской язвы и прочей мерзости из японских военных лабораторий. Попутно следовало разбомбить шлюзы Панамского канала и тогда, согласно представлениям японских стратегов, должна была наступить Эра всеобщей Любви и Процветания.

К счастью для янки, у японцев не хватило ни сил, ни возможностей для воплощения задуманного.



Фантазии это хорошо, но подводники не должны забывать о своей Главной Задаче – нарушении морских коммуникаций противника. На фоне рекордов Кригсмарине и ВМС США успехи японцев выглядят более чем скромно, однако, даже в условиях многократного превосходства противника на море и в воздухе, японским морякам-подводникам удавалось жестоко терроризировать союзников, отправляя на дно множество кораблей.

Японские подводные киллеры активно действовали на огромном пространстве – от ледяного Берингова моря до тропических широт Индийского океана. По данным потерпевшей стороны (т.е. данные не являются выдумкой подводников и полностью соответствуют действительности) только за период с ноября 1942 по март 1943 гг. японским лодкам удалось потопить 42 британских, голландский, австралийских и американских транспорта в Индийском океане.

Немало болезненных ударов получили ВМС США. Помимо уже упомянутого «Индианаполиса», японские лодки потопили авианосец «Уосп» и добили поврежденный «Йорктаун». Был потоплен эскортный авианосец «Лайском Бэй». Серьезные повреждения от торпед получили линкор «Норт Кэролайн» и ударный авианосец «Саратога». Также на счету субмарин Императорского флота множество эсминцев и субмарин противника, базы гидросамолетов, флотские танкеры-заправщики, суда снабжения… Японским подводникам есть что вспомнить и есть чем гордиться.

Небольшая фотогалерея:


Повреждения в подводной части линкора "Норт Кэролайн" (BB-55)



Недостроенные мини-субмарины на японской ВМБ Куре



Мемориал подлодки "Кавелла".
Малышка потопила 4 корабля противника, в том числе ударный авианосец "Сёкаку"



"Кавелла" изнутри







Статистические данные –
Japanese Naval and Merchant Shipping Losses
During World War II by All Causes, Prepared by
The Joint Army-Navy Assessment Committee
NAVEXOS P 468
February 1947

Иллюстрации –
http://www.wikipedia.org/
http://navsource.org/
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти