"Огонь в прерии" глазами специалиста РЭБ ВМФ СССР

Речь пойдет о мартовском (1986 г.) военном конфликте или, если хотите, военных действиях 6-го флота США в Средиземном море против Ливии. Эту операцию американцы назвали "Огонь в прерии".

"Огонь в прерии" глазами специалиста РЭБ ВМФ СССР
Взлет штурмовика с американского авианосца. Курс — Ливия.


Разведке лидера Ливии Каддафи еще за месяц до этого уже было известно, что американское командование планирует нанести ряд ударов по стране с применением сил ОБК в Средиземном море и дальней ракетноносной авиации с метрополии. К этому времени американцы и их компаньоны по НАТО считали эту страну рассадником терроризма и ставили задачу физического устранения ее лидера Муамара Каддафи. В подобных ситуациях до этого, в целях недопущения прямого нападения со стороны США, руководство Ливии обращалось к руководству СССР с просьбой завести наши боевые корабли и суда в свои основные порты Триполи, Тобрук, Бенгази и другие в надежде, что американцы не будут наносить по ним удары в случае нахождения там наших сил. То же самое произошло и в марте 1986 г.


К этому времени на боевую службу в Средиземное море была дополнительно введена еще одна авианосная группировка ВМС США. Американцы заняли исходные позиции в центральной части Ионического моря и начали интенсивную боевую подготовку авианосной авиации в составе ударных самолетов, самолетов разведки, самолетов РЭБ. Кроме этого, отдельный отряд боевых кораблей США в составе 7–8 кораблей курсировал вдоль параллели 32° 30' сев. широты у границы залива Сидра, который ливийцы считали своим историческим заливом. Для охраны этой условной границы они выставили все свои наличные военно-морские силы и средства. Это около 10 единиц ракетных катеров типа "комбатант" французского производства, около 10 ракетных катеров советской постройки, 1 СДК, 1 подводная лодка и еще несколько малых кораблей и судов обеспечения.

Из сил нашей флотилии участвовали: 2 корабля слежения за авианосными группировками (визуальное и радиотехническое слежение), один корабль севернее Триполи – 180 миль, еще один корабль севернее п. Бенгази – 20 миль, в п. Тобрук – корабль в базе.

В п. Триполи была заведена плавбаза "Дмитрий Галкин" с оперативной группой штаба флотилии на борту – старшим группы был назначен я. В состав группы вошли: пост ПВО во главе с начальником ПВО флотилии капитаном 1 ранга А.Н. Булавчиком, начальник связи флотилии капитан 1 ранга В.И. Сушко, офицер политотдела капитан 2 ранга В.Е. Вергилес, два наиболее подготовленных оператора мичманы Е.М. Подплета, В.В. Грабовенко.

"Огонь в прерии" глазами специалиста РЭБ ВМФ СССР
Плавбаза "Дмитрий Галкин", 1988 год

Перед нами была поставлена задача по сбору, обработке данных от наших сил слежения о воздушной обстановке в районе боевых действий и передаче ее местному командованию ПВО Ливии. Для этого на пирсе у плавбазы была развернута группа ПВО Ливии в специальной машине, имеющей связь с Главным штабом ВС Ливии. В мои прямые обязанности входил ежедневный двухразовый доклад ОД ВМФ и на КП флотилии об обстановке в районе боевых действий.

Местную сторону в первую очередь интересовали данные о массовом взлете палубной авиации с авианосцев и доведение этой информации до командования для принятия решении по применению сил ПВО на отражение ударов с воздуха. Тогда в состав сил ПВО Ливии входили современные на тот момент самолеты-истребители типа МиГ и Су производства СССР, ракетные установки ПВО комплексов С-75, С-125, С-200, размещенные по северному побережью страны.

События развивались следующим образом. Американцы не стали применять ранее отработанные способы нанесения массированных ударов авианосной авиацией по базам противника. Прекрасно зная возможности ПВО ливийской стороны, полеты самолетов осуществлялись малочисленными группами по 2–3, иногда до 5 самолетов. Они, дразня ливийцев, летали, нарушая их воздушное пространство над заливом Сидра и даже над сухопутной территорией страны. Ту же тактику применял и отряд боевых кораблей на границе залива Сидра, заходя на непродолжительное время южнее параллели 32° 30', без применения оружия, как бы вызывая "огонь на себя".

К нам на плавбазу прибыл представитель советника при Главном штабе ВМС Ливии с просьбой от местной стороны о выделении корабля непосредственного слежения за ОБК в заливе Сидра, с тем, чтобы по данным его слежения нанести удар по ОБК авиацией и береговыми ракетными установками. Однако ни Главный штаб ВМФ СССР, ни командование флотилии на этот шаг не пошли, полагаю, опасаясь, что в ходе боя может пострадать и наш корабль слежения. Честно говоря, и нам не очень "светило" подставлять свою грудь. По истечении времени это хорошо осознается. Но в то время нас не спрашивали, мы должны были выполнить любой приказ командования.

Такое "заигрывание" продолжалось до 18 марта, пока нервы командования ПВО Ливии не выдержали, и в 4.30 был нанесен удар расчетом ракетной установки из района г. Хомса по 2 самолетам, нарушившим воздушное пространство над территорией Ливии. До нас к утру дошли восторженные слухи о том, что цели были поражены, и в стане наших "союзников" царил душевный подъем. Впоследствии нашей разведкой было установлено, что, действительно, один из самолетов был поврежден, но оба они все-таки благополучно вернулись на авианосец.

Ответные действия не заставили себя ждать. Тут же, еще до рассвета, палубной авиацией были нанесены ответные удары по береговым установкам ПВО Ливии, и довольно результативно. В частности, ракета "Гарпун", выпущенная в районе г. Хомс, попала непосредственно в антенное устройство РЛС обнаружения целей. Об этом нам сообщил главный военный специалист в Ливии от ВС СССР генерал-лейтенант В.В. Жданов, который просил Москву срочно выслать новую антенну.

Утром к 8.00 был нанесен удар по кораблям Ливии, находившимся вдоль линии параллели 32° 30', силами ОБК и палубной авиации. Удар был безжалостный, жестокий и бессмысленный, учитывая превосходство со стороны сил 6-го флота США. Практически все находившиеся там корабли были уничтожены. Очевидцы потом рассказывали, что в основном пострадали надстройки кораблей, ходовые рубки и палубные устройства. Ракеты буквально сносили всю верхнюю часть катеров с командованием вместе. Живыми оставались специалисты внутренних боевых постов и специалисты машинных отделений. Оказавшихся в воде людей добивали пулеметными очередями с вертолетов ОБК. Мы были свидетелями того, как в базу свозились катерами обеспечения раненые и подобранные трупы после этого побоища. В базу вернулась подводная лодка и поврежденный СДК, да 2–3 катера из всех сил ВМС Ливии, участвовавших в так называемом сражении.

"Огонь в прерии" глазами специалиста РЭБ ВМФ СССР


Безусловно, и мы ожидали ударов по Триполи и готовились к этому. Во-первых, нас поставили в порту таким образом, чтобы мы корпусом плавбазы прикрыли оставшиеся в базе катера и подводные лодки, не вышедшие в море по тем или иным причинам. Это, естественно, ставило нас в невыгодные условия. Во-вторых, вооружение старых плавбаз – огневое и радиоэлектронное – было не ахти каким. Станцией воздушного обнаружения "Фут-4" обнаружить низколетящую ракету "Гарпун" с малой поверхностью отражения мы если и могли, то на весьма малых дистанциях. Попасть в нее, сбить огнем артустановки – "соткой" или зенитными автоматами – весьма проблематично. В-третьих, работая РЛС обнаружения воздушных целей, мы наоборот могли навести на себя ракеты "Шрайк", самонаводящиеся на работающие радары.

Я пригласил командира корабля, заслушал его решение на самооборону, и мы совместно с ним пришли к выводу: в создавшейся обстановке, кроме средств РЭБ для своей защиты – других средств нет.

Исходя из этого, на 200-метровых концах были готовы к постановке 3 больших надувных уголковых отражателя, а в картузах и артпогребах находились снаряды пассивных помех в готовности к боевому применению по разработанной нами схеме, с учетом ближайших стоящих судов и береговых объектов.

Бог миловал, и нам не пришлось все это применять фактически, потому что на этом в этот раз боевые действия и закончились. Авианосцы продолжали патрулирование вблизи берегов Ливии, но активных боевых действий ни одна из стран больше не производила. Правда, боевые действия с применением дальней ракетоносной авиации с аэродромов метрополии по береговым объектам Ливии продолжились в апреле. Но к тому времени нашу плавбазу сменила другая, а меня сменил на посту старшего оперативной группы флагманский специалист РТС флотилии капитан 1 ранга В.А. Лобачев. Вторая война, с точки зрения использования сил сторонами, конечно, не менее интересна (операция "Каньон Эльдорадо").

"Огонь в прерии" глазами специалиста РЭБ ВМФ СССР
Маршрут авиации НАТО, взлетевшей с аэродрома Великобритании и нанесшей удар по Ливии.

В последующем, с приходом в "базу" (точка 52) мы произвели обстоятельный доклад по обоим конфликтам с выводами и предложениями.

Хочется поделиться впечатлениями о том, как повел себя личный состав в условиях боевых действий. На плавбазах, как правило, служили и офицеры, и мичманы, и матросы, как говорится, "повышенного риска", зачастую списанные с других кораблей, имеющие дисциплинарные взыскания и другие провинности. По сравнению с личным составом остальных боевых кораблей эскадры они отличались не в лучшую сторону и по исполнительности, и по обученности, и, наконец, по внешнему виду, хотя условия службы у них были, может быть, и полегче, чем на боевых кораблях. Если в условиях несения боевой службы вообще об этом можно было говорить. Погодные условия на футбольном поле одинаковы для обеих команд…

Так вот, за месяц выполнения боевого задания ни одного случая нарушения воинской дисциплины, не дай Бог, неповиновения, не было зафиксировано ни в одной боевой части. Офицеры, даже самые строптивые, присмирели, были готовы тут же выполнить любое приказание. Ловили приказания, образно говоря, прямо с языка командира. Матросы и старшины тоже присмирели, и как бы сплотились, сгрудились. Мы были уверены в том, что они способны сделать больше того, что они умеют.

Проходит время. И теперь уже, будучи ветераном эскадры, хотелось бы еще раз выйти в море, в точку 52 и, может быть, посмотреть в глаза таким же ветеранам вероятного противника – "америкосам", как мы их называли, с которыми готовы были когда-то "рвать глотки друг другу". Мы когда-то завидовали их условиям службы и отдыха на боевой службе, они, возможно, ценили и уважали наши выдержку и "неприхотливость" к этим условиям, скорее всего, сочувствовали. Все-таки тропические условия службы, железный корпус, жара, пыльные бури с материка, шторма и редкие заходы в порты – этого стоили.
Автор: Капитан 1 ранга в отставке Виктор Школовой
Первоисточник: http://blackseafleet-21.com/news/29-02-2012_reb-podavit-protivnika-i-obespechit-svoj-uspeh


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. duche 1 июля 2013 08:14
    Честь и слава нашим ВМФ, ветеранам прошедших через эти события.
  2. altman 1 июля 2013 09:24
    вот и ответ на вопрос..зачем же нужен океанский флот России.Если бы он был, возможно Каддафи все еще управлял Ливией.
    1. Andy 1 июля 2013 12:36
      России флот нужен для защиты своих интересов,а не кадафи.возможно я что-то не знаю но союзником он нам НЕ БЫЛ.так,бизнес...
      1. старик54 1 июля 2013 13:08
        Цитата: Andy
        возможно я что-то не знаю но союзником он нам НЕ БЫЛ.так,бизнес...

        вообще то союзником он нам был, но таким ... таким же как и еворпейские страны соцлагеря, т.е потенциально не надёжным! Да и исторически, так уж сложилась, Ливия и её народ тяготели к южноевропейским странам, таким как Италия и Франция. Это "тяга" в последующем и сгубила Каддафи, в лице Франции сгубила.
    2. почтальон 1 июля 2013 23:01
      Цитата: altman
      , возможно Каддафи все еще управлял Ливией.

      а надо было?
      Официальная идеология представляла собой смесь крайнего этнического ультранационализма, рентоориентированного планового социализма, государственного ислама и военной диктатуры «левого» толка с Каддафи во главе при декларируемой коллегиальности управления и «народовластии».

      Президент Египта Гамаль Абдель Насер вспоминал, что когда лично познакомился с Каддафи (прим. 1969 г.) и узнал его образ мыслей, то пришел в ужас

      Муаммар Каддафи неоднократно изгонял десятки тысяч своих соплеменников, в основном египтян и «палестинских» арабов, а также несколько десятков тысяч негров. Изгнание сопровождалось публичным линчеванием ливийскими арабами негров и массовыми погромами.
      В 1970 году 7 октября из Ливии были изгнаны итальянские поселенцы. Этот день был объявлен «днем мщения».
      В 2001 году ливийский лидер призвал жителей Африки изгнать белых с Чёрного континента. По его мнению, за длительное использование природных ресурсов белая раса должна выплатить коренному населению Африки денежную компенсацию.


      В разное время Ливия предоставляла военную помощь правительствам и повстанческим группам Бенина, Гамбии, Буркина-Фасо, Либерии, Сомали, Эфиопии, Сьерра-Леоне, ЦАР, спонсирование переворотов в Сенегале, Тунисе, Того, Мавритании, Уганде, Судане, повстанческих движений в Сенегале и Западной Сахаре.
      Каддафи пытался объединить Ливию с Египтом, Сирией, Марокко, Алжиром, Тунисом, Суданом и даже Мальтой.
      Он принял у себя — императора Центральноафриканской республике Жан-Беделя Бокассу( был каннибалом (людоедом).
      Война в Чаде, попытка переворота против суданского президента Нимейры, Египетско-ливийская война,поддержка Ирландской республиканской армии (ИРА), Организации освобождения Палестины (ООП), армянской террористической организации ASALA, курдам в Турции, Ираке и Иране, итальянским «Красным бригадам», немецкой RAF, шотландским и валлийским сепаратистам и баскам во Франции и Испании, намибийским партизанам СВАПО и т. д.
      ==========
      И на куй (или кому) всё это нужно?
      почтальон
  3. SWEET_SIXTEEN 1 июля 2013 13:17
    Это около 10 единиц ракетных катеров типа "комбатант" французского производства, около 10 ракетных катеров советской постройки, 1 СДК, 1 подводная лодка и еще несколько малых кораблей и судов обеспечения.

    Практически все находившиеся там корабли были уничтожены... В базу вернулась подводная лодка и поврежденный СДК, да 2–3 катера из всех сил ВМС Ливии, участвовавших в так называемом сражении.


    Странно...

    Достоверно известно лишь о двух потерях:
    - МРК Ein Zaquit (погиб)
    - МРК Ein Mara (поврежден) - до 1991 года проходил ремонт на Приморском заводе в Ленинграде, вернулся в состав ВМС Ливии под именем Tarik ibn Ziad (на русском это бы звучало Тарик Зиядович:)))

    - МРК Vohod - америкосы утверждают, что потопили, ливийцы отрицают потерю

    Гибель Ein Zakquit описывают следующим образом:
    американский крейсер USS Yorktown обнаружил малоразмерную цель в 20 милях от Бенгази. Это был ливийский МРК «Эйн Закуит», подкравшийся к американцам в режиме радиомолчания, имитируя рыболовное судно. Даже кратковременное (всего на два оборота антенны) включение РЛС демаскировало малый ракетный корабль и сорвало атаку. Пуском двух ракет «Гарпун» МРК был подожжен и затонул через 15 мин.

    Возможно, уважаемый каперанг имел ввиду какие-то мелкие катера и яхты, но других потерь более-менее крупных единиц там не было.

    Алжирский МРК "Раис Али" - аналог погибшего Ein Zaquit. Экспортная версия советского МРК (ракетного корвета) пр. 1234. Полное в/и ~ 700 тонн
    1. почтальон 1 июля 2013 22:23
      В 8.25 25 марта штурмовик А-6Е «Интрудер» двумя ПКР «Гарпун» атаковал ливийский МРК пр.1234Э “Эйн Мара”. ПКР “Гарпун” в катер не попали, а из-за сбоев в системе самонаведения врезалась в море всего в 5 — 6 м от борта катера,1а БЧ не взорвалась вааще.
      И ремонтировать нечего


      потоплены:
      1 МРК пр.1234Э
      1 РК «Ла Комбаттант»
      Повреждены:
      десантное судно (или МРК)
      легко - МРК пр.1234Э,

      В ходе этой операции впервые в боевых условиях применялись ПКР «Гарпун», было выпущено 6 ПКР

      1 РК французской постройки «Вохид» 24 марта, в 19.29 (22.29 МСК) от ПКР“Гарпун",не справились с пожаром,брошен, детонация “Отомат”

      В ночь с 24 на 25 марта американцы в порту Бенгази высокоточными кассетными бомбами “Роккей” повредили десантный корабль ( либо МРК класса Nanuchka (пр.1234), он выходил в залив Сидра, был обнаружен самолётами с авианосца «Саратога»
      БЫЛО на что охотится:
      ливийский флот на 1986г. имел 113 боевых и вспомогательных кораблей и судов и 6500 человек личного состава. В боевое ядро флота входили:
      Фрегаты
      1 британский СКР типа Vosper с ракетами Otomat и Aspide в 1969г. – «Dat Assawari»
      Субмарины
      6 советских ДПЛ пр. 641К (по классификации НАТО – Foxtrot) в 1977-1983гг. – «Al Badr» 311, «Al Fatah» 312, «Al Ahad» 313, «Al Matrega» 314, «Al Khyber» 315, «Al Hunyan» 316.
      2 югославских буксировщика боевых пловцов типа Mala, по некоторым данным в 1982г. списаны.
      Корветы
      4 итальянских МРК типа Wadi/Assad с ракетами Otomat в 1977-1979гг. – «Assad Al Tadjier», «Assad Al Tougour», «Вади Марсит» затем «Assad Al Kalij» 414, «Вади Маграва» затем «Assad Al Hudud» 415.
      4 советских МРК пр. 1234Э с ПКР П-20 (по классификации НАТО - Nanuchka II с ракетами SS-N-2C) 1981-1984гг. – «Ean Mara» 416 (в дальнейшем «Tariq Ibn Ziyad»), «Ain al Galaza» 417, «Ain Zaara» 418, «Ain Zanquit» 419.
      Большой ракетный катер
      10 французских РКА типа La Combattante II с ракетами Otomat в 1979-1982гг. - «Sharara» (до 1983г. именовался Beir Grassa, то же самое и у других) 518, «Shehab» (экс - Beir Gzir) 522, «Wahg» (экс - Beir Gtifa) 524, «Glulud», «Shouaiai» (экс - Beir Algandula) 528, «Shoula» (экс - Beir Ktitat) 532, «Shafak» (экс - Beir Alkarim) 534, «Bark» (экс - Beir Alkardmen) 536, «Rad» (экс - Beir Alkur) 538, «Laheeb» (экс - Beir Alkuesat).
      12 советских РКА пр. 205ЭР с ПКР П-15У (по классификации НАТО - Osa II с ракетами Styx) в 1976-1980гг. – «Al Katum» 205, затем 511, «Al Zuara» 956, затем 513, «Al Rwae» 515, «Al Baida» 208, затем 517, «Al Nabhaa» 209, затем 519, «Al Safhaa» 952, затем 521, «Al Fikar» 210, затем 523, «Эль Матхур» 525, «Эль Мосха» 527, «Al Zakab» 954, затем 529, «Эль Битар» 531, «Эль Садад» 533.
      3 британских РКА типа Susa с ракетами SS12 в 1967-1968гг. – «Susa», «Sirte», «Sebha».
      Патрульные суда
      4 британских ПС класса Gharyan в 1969г. – «Garian», «Khawlan», «Merawa», «Sabratha».
      4 британских ПС класса Benina в 1967-1968гг. – «Benina», «Misurata», «Homs».
      Десантные суда
      2 французских БДК пр. PS-700 в 1977-1978гг. – «IBN OUF» 132, «IBN Haritha» 134.
      3 построенных в Польше СДК пр. 773KL (по классификации НАТО – Polnochniy) в 1977-1979гг. – «Ибн эль Хадрани» 112, «Ибн эль Умхайя» 116, «Ибн эль Фурат» 118.
      Тральщики
      7 советских МТЩ пр.266МЭ (по классификации НАТО – Natya) в 1981-1985гг. – «Рас Хадад» 111, затем «Al Tayyer», «Рас Эль Гелайс» 113, затем «Al lsar», «Ras al Hamman» 115, «Ras al Falluga» 117, «Ras al Oula» 119, «Ras al Dawar» 121, «Ras Massad» 123.

      почтальон
  4. старик54 1 июля 2013 13:22
    Статья понравилась, написано открыто и честно, автору спасибо и "+".
    Согласен с вышеписавшими, что эта истроия лишний раз прекрасно иллюстрирует утверждение о том, что России, Руси, или как ещё в будущем будет политически называться территория здесь, где живут и будут жить славяне, необходим большой военный флот дальней морской зоны! Необходим для того, что бы представлять свои интересы в разных частях земного шара! Россия без флота - это изодяция! Изоляция в её политических сухопутных границах. Именно поэтому ещё давным давно англосаксы, в лице тогда ещё Британии, так опасались выхода славян в мировой океан и всячески этому препятствовали.

    Несовсем понятен смысл действий ВМС Ливии, разместившей в той ситуации свои катера, пусть и с ПКР, далеко в море, в удалении от своих ВМБ и соответсвенно от береговых средств ПВО. Тем самым противопоставив их нескольким АУГ шпаны под флагом из тюремной робы.:( Чего добивались то этим? Амеров так пугали? Мне кажется, что результат этих действий был вполне предсказуем, что собственно и произошло.:(
  5. SWEET_SIXTEEN 1 июля 2013 13:25
    Авианосцы продолжали патрулирование вблизи берегов Ливии, но активных боевых действий ни одна из стран больше не производила

    Авианосцы это, конечно, сила
    Но автор лишь вскользь упоминает, кто был основной ударной силой в этой операции

    Тактический бомбардировщик F-111 Aadvark с изменяемой геометрией крыла - машины этого типа действовали с авиабазы Лейкенхит (Великобритания). На иллюстрации F-111 сносят ливийский аэропорт с грузовыми Ил-76, которые, по мнению Белого дома, использовались для снабжения террористических организаций по всему миру
    1. старик54 1 июля 2013 13:45
      Цитата: SWEET_SIXTEEN
      На иллюстрации F-111 сносят ливийский аэропорт с грузовыми Ил-76, которые, по мнению Белого дома, использовались для снабжения террористических организаций по всему миру[/i]

      а самолёты то чьи были, Ил-76? Наши или ливийские? не слышал, что целью именно грузовые самолёты были ... Читал что вообще, военную инфраструктуру Ливии бомбили, да пресонально Каддафи пытались "ликвидировать".
      Кстати не так давно в сети смотрел видео-очерк, опровергающий причастность Ливии к тому подрыву самолёта (Б-747) над Шотландией, откровенном подкупе США свиделей по этому делу, их возможному лжесвиделеьству и всего прочего, что так в духе просвещённых демократов с запада.
      1. SWEET_SIXTEEN 1 июля 2013 13:59
        Цитата: старик54
        а самолёты то чьи были, Ил-76? Наши или ливийские?

        Ливийские
        Цитата: старик54
        не слышал, что целью именно грузовые самолёты были ... Читал что вообще, военную инфраструктуру Ливии бомбили, да пресонально Каддафи пытались "ликвидировать".

        аэродром с Ил-76 - всего лишь одна из ключевых целей
    2. почтальон 1 июля 2013 22:54
      Цитата: SWEET_SIXTEEN
      Но автор лишь вскользь упоминает, кто был основной ударной силой в этой операции


      А "ударной" силе не хило помогли:
      1.КС-10А и КС-135 =28 самолётов-заправщиков.
      Соотношение ударной и обеспечивающей авиации в группах было 1:2,3 (непосредственно в районе удара — 1:1,1)
      2. За 15 мин. до удара самолёты ДРЛО “Хокай”заняли зоны патрулирования, расположенные на удалении 50 — 100 км от побережья.
      3. 3а 13 мин. в воздух были подняты самолёты РЭБ (EF-111A и ЕА-6В) , которые начали постановку активных комбинированных помех.
      4. За 6 мин. до главного удара обеспечивающие группы нанесли удары по РЛС, было выпущено 48 противолокационных ракет “Шрайк“ и “Харм“.
      5. Бомбардировщики ВВС F-111F во время нахождения над целями прикрывались с воздуха истребителями F-14, но ливийские истребители так и не появились.
      6. вернулся с маршрута Англия- Средиземное 1 самолет РЭБ EF-111А
      7. ДРЛО (палубные) висели воздухе 1,5 суток, заправляясь от палубных заправщиков КА- 6D;
      Посадка на авианосец, только в случае отказа оборудования
      2,3,4,5,7 твои "любимые" палубники

      13 F-111F (планировалось 18) атаковали объекты в Триполи. В столице было разрушены 4, повреждены до 80 зданий, в том числе - посольство Франции и 3 самолёта Ил-76 ( по данным 2х SR-71)


      8. В 4.30-4.35 и 5.30-6.00 удары по Триполи нанесла палубная авиация 6-го флота США. Им удалось уничтожить или повредить 9 целей. По ливийским данным, огнем ПВО сбиты 5-6 целей, в основном БПЛА. - В 2.00 палубная авиация 60-го оперативного соединения (14 штурмовиков А-6Е, А-7Е) при поддержке 12 самолетов Ф/А-18 нанесла главный удар по объектам Бенгази.

      разрушены 4 здания, уничтожены 5 самолётов, 4 вертолёта, еще 4 самолёта и вертолёт были повреждены,уничтожена самоходная установка разведки и наведения дивизиона “Квадрат“


      9.Второй удар был нанесен в 3.40-3.45. Ливийцы в ходе боевых действий потеряли 4 зенитно-ракетных дивизиона. ... всем объектам был причинен серьёзный ущерб, на аэродромах уничтожено и повреждено 17 истребителей, 10 транспортных самолётов и вертолётов.

      =кто больше???===========

      Цитата: SWEET_SIXTEEN
      На иллюстрации F-111 сносят ливийский аэропорт с грузовыми Ил-76,

      На иллюстрации надо было нарисовать 12 самолетов Ф/А-18 или хотя бы А-6!


      Из 5 F-111F и 2 А-6 выполнили боевые задаче не полностью, проще говоря – не смогли осуществить прицельное бомбометание.

      Отклонение от цели управляемых авиабомб GBU-10 в результате выполнения самолетами противозенитного маневра достигало 150 м, а кассетных и обычных бомб – 700 м. Малая высота и высокая скорость самолетов при бомбометании привели к тому, что значительная часть бомб не взорвалась.

      Через тринадцать минут после начала налета летчики F-111F получили команду «уноси ноги»,и унесли их,потеряв 1н

      Не велик вклад то ...Как считаешь?
      стоило переться в такую даль?
      почтальон
      1. SWEET_SIXTEEN 1 июля 2013 23:27
        Цитата: почтальон
        Не велик вклад то ...Как считаешь?

        Тем не менее, про F-111 обычно умалчивают, хотя они скинули львиную долю бомб
        Цитата: почтальон
        стоило переться в такую даль?

        Янки прикалывались, отрабатывали сверхдальний боевой вылет. Ав тоже пригнали для понта

        по факту, у них баз в регионе выше крыши - могли сухопутной авиацией раздавить. Дешево и сердито

        Схема европейских авиабаз НАТО, использовавшихся для нанесения ударов по Ливии (2011 год) Соуда, Араксос, Сигонелла - куда уж ближе?? request
        1. почтальон 1 июля 2013 23:33
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          хотя они скинули львиную долю бомб

          нет
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          отрабатывали сверхдальний боевой вылет

          да
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          могли сухопутной авиацией раздавить. Дешево и сердито

          но не в 1986
          почтальон
          1. SWEET_SIXTEEN 4 июля 2013 09:03
            Цитата: почтальон
            но не в 1986

            с чего такой вывод?
  6. михаил3 1 июля 2013 15:06
    "Наше оружие было устаревшим и недостаточным". А встречал ли я когда либо другие слова? Если у нас и есть современное оружие в достаточном количестве - оно где угодно но не в районе боевых действий. Сказать что это достало - значит ничего не сказать...
    1. почтальон 1 июля 2013 22:08
      "Наше оружие было устаревшим и недостаточным"
      Ливийские ВВС использовали французские самолеты Мираж F.1ED и Мираж F.5D в системе ПВО
      Полк французских зенитных комплексов "Crotale"
      РЛС пр-ва Швеции,Германии

      Суть не в нашем оружии,а
      генерал-полковник Евгений Юрасов, бывший первый заместитель главкома Войск ПВО: «Характерной особенностью построения зенитно-ракетной обороны ливийцев являлось наличие в ней разнотипных РЛС: и советских, и немецких, и шведских.Информация от них собиралась, обобщалась и отражалась средствами автоматизации различного производства, которые изначально не сопрягались друг с другом. В результате данные о воздушной обстановке поступали на два разных КП, и командиры трипольской и бенгазийской группировок должны были буквально разрываться на части."
      почтальон
  7. Скиф-2 1 июля 2013 22:31
    А вот что я слышал об этом сразу после тех событий от одного полковника , брат которого был в то время советником по ПВО в Ливии и только-что вернулся оттуда : накануне мы поставили 200-й комплекс , развернули , у ливийцев сразу руки зачесались на "попробовать" , смотрели в оба , чтоб не начудили сгоряча - американцы вдоль границы постоянно летали . Но таки не доглядели , вышли с КП на перекус , метров 100 прошли , как услышали - ракета "сошла" , бегом обратно , думали самопроизвольный пуск , ан нет ... Накануне Катдафи в одностороннем порядке спрямил морскую границу в заливе Сидра (по международному праву территориальные поды - двенадцатимильная зона ), в общем америкосы летели вдоль 12-и мильной зоны не нарушая старой границы , но нарушили новую и советников наших рядом не оказалось , короче рубанули одной ракетой два борта шедших парой и скакали от радости , слушаться советников совсем перестали , на следующий день даже на КП не пустили , чтоб не мешали воевать и зря .На следующий день америкосы двумя Шрайками с А-6 разнесли СПЦ (станция подсвета цели) их двухсотки и тоже радовались т.к. вывели из строя самый опасный ЗРК и путь на Триполи был открыт для ночного налёта ,но эти тоже зря радовались ... На счастье ливийцев в порту стояло советское судно со вторым комплектом двухвотого , вот от него и взяли новенькую кабину СПЦ и едва успели развернуть к началу "дискотеки". А янки из Англии на ФБ-111 в полной уверенности , что ужасный С-200 мёртв , на предельно малой , до Триполи 30 км. , руки чешутся .. и тут сирена "облучение станцией С-200" . В общем паника у них случилась , бомбы покидали куда попало и драпака во все лопатки , пострадали только дворец да казарма вроде , а городу досталось от своих немного С-75 на берегу стояли и стреляли уже в догон , когда самолёты над городом были , вот разгонные блоки от 75-ки на город и попадали , пару халуп развалили . Фейерверк был знатный и страху янкерсы натерпелись , особенно от осознания , что сунулись в зону поражения С-200 . Повторных попыток не было . Один Ф-111 подбитым еле до базы дотянул , его потом списали . Советников наших после тех событий всех поменяли , а характеристику Катдафи они дали простую - козёл(это на вопрос - ну какой он этот Муамор). Но вывод янкурсы сделали правильный - там где С-200 , летать не стоит .
    Скиф-2
    1. старик54 1 июля 2013 23:12
      уж и не знаешь кому верить, Вам или Капову!:)) Но Вам конечно как то приятнее, Душу греет.:)
    2. Комментарий был удален.
    3. почтальон 1 июля 2013 23:34
      Цитата: Скиф-2
      думали самопроизвольный пуск ,

      на С-200 самопроизвольный пуск не возможен .В ПРИНЦИПЕ.


      Цитата: Скиф-2
      двумя Шрайками с А-6

      ? какой AGM-45 Shrike
      AGM-88 HARM!!
      Цитата: Скиф-2
      разнесли СПЦ (станция подсвета цели) их двухсотки

      Да что вы?
      Обманули выходит:
      http://lh6.googleusercontent.com/-tQVKfc8dBD4/UdHXC3uDd9I/AAAAAAAAAio/GGEVQ
      gRO4Qw/w1418-h984-no/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA.JPG


      ..... бывает и такое...


      Цитата: Скиф-2
      На счастье ливийцев

      На счастье такие сказки рассказывают только за бутылкой

      Цитата: Скиф-2
      а городу досталось от своих немного С-75 на берегу стояли и стреляли уже в догон


      Стояли "на берегУ" и стреляли БЫ в "догон",разгонники падали бы в море, но ни как не на город
      Куда угоняли американцы ? в сторону пустыни? в глубь Африки (" к себе домой")?
      ============


      Байки... "байки из склепа"
      почтальон

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня