Многоцелевой вертолет European Helicopter EH-101/AW101 «Merlin»

Палубный многофункциональный вертолет EH-101 Merlin был предназначен для решения различных транспортных задач, проведения разведки и уничтожения морских целей. Консорциум European Helicopter Industries был создан в июне 1980 года итальянской компанией «Агуста» и британской «Уэстленд» для совместного проектирования, выпуска и последующей продажи улучшенного военного вертолета EH-101 Merlin. Впервые винтокрылая машина поднялась в небо 9 октября 1987 года. В 1997 году компания получила контракт на серийный выпуск вертолетов для английских вооруженных сил. В июне 2007 года название многоцелевого вертолета EH101 было заменено на AW101 (AgustaWestland).

Изначально вертолет строился для нужд флотов Англии и Италии. Первоначально он проектировался как морской палубный вертолет, модификации которого в зависимости от страны предназначения отличались установленным оборудованием. Данные вертолеты могли применяться как для самостоятельных противокорабельных и противолодочных операций с палубы эсминцев при волнении моря до 6 баллов, так и для проведения поисково-спасательных операций, для РЭП и разведки. Максимальное время противолодочных операций или патрулирования составляет до 5 часов.

Военно-транспортный и многоцелевой вертолеты EH-101«Merlin» были рассчитаны на перевозку 30 десантников на расстояние до 370 км, или транспортировку в кабине различной военной техники массой до 1,5 тонн. Вертолет мог перевозить по воздуху автомобиль-вездеход «Лендровер», для чего в хвостовой части машины имелся грузовой люк, оснащенный опускающейся рампой. Также возможным было использование вертолета в санитарном варианте. В таком виде вертолет мог перевозить до 16 раненых на носилках. Перегоночная дальность машины с использованием дополнительных топливных баков составляла 850 км.


Многоцелевой вертолет European Helicopter EH-101/AW101 «Merlin»

Еще в 1977 году Минобороны Великобритании завершило изучение проекта нового противоволодочного палубного вертолета для нужд флота, который должен был заменить вертолеты «Sea King». В 1978 году было принято решение начать работы над созданием транспортного трехдвигательного вертолета на базе проекта WG.34 компании Westland. В это же самое время флотом Италии прорабатывались возможные требования к новому противолодочному вертолету наземного и палубного базирования. В 1980 году компании Westland и Agusta образовали единый консорциум под названием Europian Helicopter Industries (EHI) для совместной работы по созданию вертолета на базе вертолета ЕН-101 «Merlin» на базе WG.34 и итальянского транспортного трехдвигательного вертолета Agusta A.101G.

В июне 1981 года правительства Италии и Великобритании согласились совместно работать над созданием вертолета ЕН-101, запланировав строительство 9 опытных машин для проведения летных испытаний и еще одного вертолета – для статических испытаний. Вариант вертолета для нужд флотов обеих стран разрабатывается совместно. Английская компания Westland была ответственна за создание гражданского варианта вертолета, итальянская компания Agusta – за создание многоцелевого вертолета. Контракт на создание версии вертолета для флота был подписан в марте 1984 года, руководство данной программой было возложено на Минобороны Великобритании.

Вертолет EH-101/AW101 «Merlin» спроектирован по обычной схеме с пятилопастным несущим винтом и четырехлопастным рулевым винтами, а также с трехдвигательной силовой установкой и убирающимся в полете трехстоечным колесным шасси, имеющим носовую стойку. В конструкции фюзеляжа данного вертолета, как и всей машины в целом, очень широко применялись композиционные материалы. Для всех 3-х вариантов вертолета (палубный, транспортно-десантный и пассажирский) были созданы унифицированные металлические передняя и центральная части фюзеляжа. Задняя часть фюзеляжа вертолета в транспортно-десантном исполнении была оснащена грузовым люком и рампой для погрузки и выгрузки крупногабаритных грузов или колесной техники, а хвостовая балка противолодочного варианта вертолета была выполнена складывающейся.

Многоцелевой вертолет European Helicopter EH-101/AW101 «Merlin»

В передней части фюзеляжа располагалась кабина пилотов, которая в стандартном варианте является двухместной, но в противолодочном варианте в кабине пилотов предусмотрены дополнительные места для наблюдателя и оператора систем вооружения. Члены экипажа вертолета размещаются на специальных энергопоглощающих креслах, которые рассчитаны на совершение жесткой аварийной посадки с вертикальной скоростью до 10.7 м/с. Оборудование, установленное в кабине пилотов, в значительной степени зависит от варианта вертолета. При этом во всех вариантах для отображения всей необходимой навигационно-пилотажной информации широко применяются многофункциональные цветные дисплеи.

Вертолет EH-101 «Merlin» оснащен колесным трехстоечным шасси, имеющим широкую колею. Стойки шасси вертолета оснащены амортизирующими устройствами, которые обеспечивают поглощение энергии удара в случаи совершения жесткой посадки с вертикальной скоростью до 5.5 м/с без деформации конструкции шасси.

Силовая установка вертолет включает в себя 3 турбовальных двигателя. Вариант силовой установки с использованием 3-х двигателей был выбран для обеспечения большей безопасности полетов, а также улучшения экономичности машины. Помимо этого, с 3-мя двигателями EH-101 «Merlin» может продолжать вертикальный взлет при нормальной взлетной массе даже в случае отказа одного из трех двигателей. На английских противолодочных вертолетах смонтированы двигатели RTM 322-01 совместной разработки компаний Turbomeca и Rolls-Royce (взлетная мощность 1560 кВт), на итальянских противолодочных вертолетах смонтированы двигатели T700-GE-T6A производства американской компании General ELectric (взлетная мощность 1300 кВт).

Многоцелевой вертолет European Helicopter EH-101/AW101 «Merlin»

В силовых установках пассажирского и транспортно-десантного вертолетов применяются двигатели СТ7-6А компании General Electric, обладающие взлетной мощностью в 1430 кВт. Во внутрифюзеляжных баках вертолета хранится запас топлива массой 3437 литров. Для уменьшения пожароопасности силовой установки вертолета между двигателями смонтированы защитные титановые перегородки. Управление двигателями осуществляется при помощи электронной систем управления, которая дублируется резервной механической.

Несущий винт EH-101 «Merlin» обладает пятью лопастями, которые выполнены из углепластика и крепятся к втулке при помощи эластомерных подшипников. Лопасти винта имеют веслообразные законцовки, которые улучшают их аэродинамические характеристики.

При этом лопасти несущего винта вертолета в противолодочном варианте могут складываться назад. Рулевой винт вертолета четырехлопастный, его лопасти также изготовлены из композиционных материалов. Для использования вертолета в условиях Северной Атлантики на лопастях обеих винтов, на хвостовом оперении, воздухозаборниках двигателей, а также остеклении кабины пилотов монтируются противообледенительные системы. Многоцелевой вертолет для осуществления транспортировки грузов может оснащаться грузовым тросом, который рассчитан на усилие до 5445 кг.

В стандартном варианте вооружение на вертолете устанавливается лишь на противолодочном варианте. На борту вертолета могут быть размещены 4 противолодочные торпеды Мк.46, или 4 глубинные бомбы Мк.54, а также 2 противокорабельные управляемые ракеты «Sea Eagle». Для использования данного вооружения вертолет оснащен обзорной РЛС «Blue Kestrel», а также опускаемой гидроакустической станцией с длиной гидрофонного кабеля 450 метров. Также вертолет может использовать радиоакустические буи, оснащенные системой обработки акустической информации.

Многоцелевой вертолет European Helicopter EH-101/AW101 «Merlin»

Очень хорошо себя зарекомендовавший в роли вертолета европейских военно-морских сил, вертолет AgustaWestland AW101 (до июня 2007 года назывался EH101) в последние годы начинает активно применяться в различных странах службами поиска и спасения. Первыми тремя государствами, в которых «Merlin» был принят на службу в данной роли, стали Канада, Португалия и Дания. Удивляться этому не стоит: вертолет обладает впечатляющим потенциалом. В 1980-е годы, специально создаваясь для борьбы с подлодками и кораблями в качестве замены вертолета «Sea King», вертолет по ходу разработки объединил в конструкции ходовой части и планера большое количество технических инноваций.

Вертолет AW101 может перевозить более 30 человек, осуществлять поисково-спасательные операции на удалении до 450 морских миль (порядка 830 километров) от места дислокации и отвечает самым строгим требованиям поисково-спасательных служб. Размеры вертолета не мешают ему осуществлять работу с различными грузами: хотя мощность нисходящего потока на 15% выше, чем у вертолета «Sea King», но «эффект бублика» под AW101 позволяет монтажникам трудиться под висящим вертолетом, не испытывая каких-либо проблем.

На вертолете EH-101/AW101 «Merlin» установлен очень большой грузовой люк, который, не смотря на каплевидные фонари, установленные в передней части фюзеляжа, может распахиваться на 2,5 м. На датских и португальских поисково-спасательных вертолетах, которые не имеют каплевидного фонаря на правом борту, люк может открываться еще шире, что облегчает подъем носилок на борт вертолета. Начиная с 1997 года в Великобританию, Италию, Канаду, Португалию, Данию и Японию было поставлено более 100 вертолетов EH-101/AW101 «Merlin» в военно-транспортном и многоцелевом вариантах.

Многоцелевой вертолет European Helicopter EH-101/AW101 «Merlin»

Летно-технические характеристики EH-101/AW101 «Merlin»:

Размеры: диаметр главного винта – 18,59 м., хвостового винта – 4,01 м., длина – 22,8 м., высота – 6,62 м., максимальная ширина фюзеляжа – 2,8 м.
Масса пустого: 10500 кг., максимальная взлетная – 15600 кг.
Силовая установка – 3 турбовальных Rolls-Royce Turbomeca RTM322-01/08, 3х2100 л.с.
Максимальная скорость полета – 309 км/ч., крейсерская – 278 км/ч.
Практическая дальность полета – 1129 км.
Практический потолок – 4 575 м.
Экипаж – 1-2 человека (+2 оператора у противолодочных вариантов).
Полезная нагрузка: до 30 десантников или 16 раненых на носилках, до 3050 кг. груза в кабине или до 5443 кг. на подвеске.
Вооружение:
На военно-транспортном вертолете до 5 пулеметов.
Боевая нагрузка: 960 кг. (глубинные бомбы или 4 торпеды), управляемые ракеты 2 × ПКР (ВМС Италии: Marte Mk.2/S) или неуправляемые ракеты в подвесных блоках.

Источники информации:
-http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/vertolety/1618-palybnyi-protivolodo.html
-http://military-informer.narod.ru/eh101.html
-http://www.helicopter.su/enc/vertoleti/agustawestland-aw-101-eh101.html
-http://thebrigade.thechive.com/2013/06/25/eh-101-merlin-in-high-res-58-hq-photos
-http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Комментарий был удален.
  2. Atrix 1 июля 2013 07:57
    Красиво смотрится машина, сразу видно что работали Итальянцы, наш МИ-8 мне почему-то напоминает деревенского работягу winked Только последние модификации с острым носом понравились
  3. vagabo 1 июля 2013 09:29
    Действительно сильно смахивает на тюнингованый МИ-17.
  4. avt 1 июля 2013 09:37
    Мерин конечно красивый , даже двигали его презику амерскому Бушу на замену Сикорскому ,но .... Да и свои старые Сикорские даже при наличии этого агрегата распиливать на металл не спешат . request У нас аналог - МИ-38 и тоже пока особо не катит , как то вот из размера восьмерки выходить особо никто не хочет .
    avt
    1. Argon 1 июля 2013 19:38
      Совершенно с вами согласен,даже с учетом ТТХ перспективных турбовальных двигателей,этот"класс"не выходит на транспортную рентабильность,имеет довольно узкую(военную)специализацию.(поэтому и с Ми-38 так долго волохаются вояки денег то не дают).Несколько лучше дела обстоят,в сегменте на шаг легче Ми-8(Ка-62).А на счет данной машины-нормально пересчитанная,построенная"Супер пума".Несколько,припозднились,они правда.
  5. alex67 1 июля 2013 10:25
    Хороший многоцелевой вертолет, 30 десантников - это хорошо!
  6. Hemi Cuda 1 июля 2013 12:12
    Хорошая добротная машина, для нужд морских спасателей не каждый вертолёт подойдет.
  7. koosss 1 июля 2013 18:38
    хотел бы я оказаться на месте того пилота, что на фото..
  8. Комментарий был удален.
  9. beifall 28 сентября 2013 06:56
    Самый красивый десантный вертолёт в мире!
    beifall
  10. Beiderlei 17 января 2015 16:08
    Мой любимый!!!!!!!!!!!!
    Beiderlei

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня