Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат»

Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат»


В годы Великой Отечественной войны в состав ВМФ СССР входили тысячи самых разнообразных кораблей — линкоры, крейсера, эсминцы, катера, подводные лодки, многочисленные вспомогательные суда. Однако сегодня мы решили рассказать о самых, пожалуй, необычных боевых кораблях, входивших в состав советского флота — плавучих батареях «Не тронь меня!» и «Марат».

«Короли морей» для советского флота


В течение первой половины XX в. «дредноуты» были символом мощи ведущих флотов мира. Каждая крупная морская держава строила для своего военно-морского флота наиболее мощные корабли с сильным вооружением и самой совершенной защитой. Такие корабли не зря называли «королями морей», ведь они только своим существованием могли защитить интересы страны. В середине 30-х гг. в мире началась новая гонка военно-морских вооружений и СССР не остался в стороне. В нашей стране в конце 30-х гг. начали широкомасштабное строительство огромного военно-морского флота, названного «большим морским и океанским», но его постройка прекратилась в июне 1941 г.

Основу мощи советского флота должны были составить огромные суперлинкоры, которые превосходили по своим боевым возможностям корабли зарубежных флотов. В СССР параллельно создавались два проекта — типа «А» (проект 23, водоизмещением 35000 т с 406-мм артиллерией) и «Б» (проект 25, водоизмещением 26000 т с 305-мм артиллерией). Планировалось построить 20 линкоров: четыре больших и четыре малых для Тихоокеанского флота, два больших для Северного флота, четыре малых линкора для Черноморского флота, ещё шесть малых линкоров должны были пополнит состав Балтийского флота. Процесс создания крупных кораблей контролировал лично И.В. Сталин. При разработке учитывался передовой зарубежный опыт, прежде всего итальянский, немецкий и американский. В 1937 г. проект «Б» был признан «вредительским» и советская судостроительная промышленность была сконцентрирована на подготовке к серийному строительству линкоров проекта 23. Это должен был быть современный боевой корабль — полное водоизмещение превышало 67000 т, его наибольшая длина 269,4 м, наибольшая ширина 38,9 м, осадка 10,5 м, мощность ГЭУ более 231000 л.с., скорость хода около 29 уз, дальность плавания 7000 миль (при 14,5 уз). По вооружению (9х406-мм, 12х152-мм, 12х100-мм орудий и 32х37-мм зенитных автомата) он превосходил всех «коллег», за исключением американской «Монтаны» и японского «Ямато». Линкор имел мощное бронирование и систему противоминной защиты. Его экипаж составляли 1784 моряка. До начала войны были заложены четыре линейных корабля: «Советский Союз» в Ленинграде (завод №189), «Советская Украина» в Николаеве (завод №189), в Молотовске (завод №402) началось строительство «Советской России» и «Советской Белоруссии». Но ни один из них в строй так и не вступил...

Создание плавучей батареи №3

В экспозиции Музея Черноморского флота в Севастополе целый зал посвящен героической 250-дневной обороне города от немецких войск в 1941-1942 гг. Моряки Черноморского флота и жители города совершили немало подвигов, защищая севастопольские рубежи. Посетителям музея о них рассказывают многочисленные экспонаты, фотографии и реликвии военной поры. Есть среди них небольшая фотография, мало что говорящая обычным посетителям. Она подписана так — капитан-лейтенант С.А.Мошенский, командир плавучей батареи №3. Чем он прославился, что за плавбатарея № 3, какие подвиги совершил её экипаж не уточняется. Больше никакой информации об этом корабле в экспозиции музея, к сожалению, нет.

Как уже отмечалось, в конце 30-х гг. на судостроительных заводах СССР было развёрнуто масштабное строительство линейных кораблей типа «Советский Союз». Этому предшествовала колоссальная научно-исследовательская и проектно-конструкторская работа, проведённая советскими конструкторами и инженерами. Особое внимание они уделили вопросам разработки вооружения и систем защиты кораблей. Много опытов провели на Чёрном море для определения оптимальной системы ПМЗ (противоминной защиты — по терминологии того времени). На первом этапе были проведены подрывы 24 масштабных отсеков (в масштабе 1:5) с ПМЗ семи различных типов. По результатам опытов был сделан вывод о наибольшей эффективности итальянской и американской систем защиты. В 1938 г. в Севастополе прошёл второй этап опытов. Как и раньше, они производились на масштабных отсеках, были проведены 27 подрывов. Но на этот раз для опытов построили огромный натурный отсек, на котором полностью воспроизводилась конструкция системы ПМЗ линкора проекта 23. Он имел форму прямоугольника, его размеры впечатляли — длина 50 м, ширина 30 м, высота борта 15 м. По результатам этих опытов, комиссия определила, что предельным для ПМЗ была мощность взрыва заряда в 750 кг. После окончания испытаний опытный отсек использовали в качестве мишени для учебных стрельб, а потом его поставили на прикол в одной из севастопольских бухт.

Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат»
Так должен был выглядеть линейный корабль «Советский Союз». Рисунок А. Заикина


После начала войны отсеком заинтересовался капитан 2 ранга Г.А. Бутаков. Он предложил командованию Черноморского флота использовать его для создания плавучей артиллерийской батареи. По его плану «квадрат» планировалось вооружить и установить на якоре в районе Бельбекской долины в нескольких милях от Севастополя. Он должен был усилить ПВО Главной базы флота и обезопасить подступы к ней со стороны моря. По данным разведки ожидалась высадка в Крыму немецкого десанта, и плавучая батарея должна была этому помешать. Командующий ЧФ Ф.С. Октябрьский поддержал рапорт Г.А. Бутакова, нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов одобрил эту идею. В июле 1941 г. на «квадрате» (так отсек именовали в документах) начались работы по монтажу общекорабельных систем и установке вооружения. Работу над проектом вёл инженер Л.И. Ивицкий. Внутри оборудовали жилые помещения, камбуз, радиорубку, склады и погреба. На палубе бывшего отсека установили боевую рубку, дальномеры и два прожектора. Из арсенала доставили 2x130-мм орудия, которые снабдили «ныряющими» снарядами, предназначенными для борьбы с подводными лодками. Их дополняли 4x76,2-мм зенитных орудия, Зх37-мм зенитных автомата, 3x12,7-мм зенитных пулемёта. Экипаж плавбатареи составили 130 человек, 50 из них призвали из запаса, остальных набрали со всех кораблей ЧФ. К борту «квадрата» рабочие прикрепили шлюпбалку, но шлюпки не нашлось. Зато рабочие нашли на складах завода огромный адмиралтейский якорь и передали его на батарею. Старожилы утверждали, что он с линкора «Императрица Мария». 3 августа 1941 г. на отдельной плавучей батарее №3 был поднят военно-морской флаг. Приказом командующего ЧФ от 4 августа она была включена в состав Охраны Водного района Главной базы. Экипаж плавбатареи во главе со старшим лейтенантом С.Я. Мошенским приступил к несению службы.

Боевой путь «Не тронь меня!»

9 августа буксиры перевели плавбатарею в Бельбекс-кую бухту. От угрозы атак со стороны моря её отгородили несколькими рядами противолодочных сетей, с берега она была прикрыта береговыми батареями. Якорь «Императрицы Марии» прочно удерживал «квадрат» на месте. На корабле сразу же начались многочисленные учебные стрельбы, тренировки экипажа по борьбе за живучесть и различные учения. Летом 1941 г. налёты Люфтваффе на Севастополь были нечастым явлением. В основном, немецкие самолёты занимались разведкой военных объектов и постановкой магнитных мин. Лишь изредка бомбили корабли в порту. Несколько раз плавбатарею атаковали немецкие самолёты, но их выпады успешно отражали. Батарейцы прикрывали огнём корабли, которые входили в Севастополь. Ситуация в корне изменилась в конце октября 1941 г. после прорыва Вермахта в Крым. Немецкие части приступили к штурму Севастополя. Началась 250-дневная оборона города. Немцами были захвачены все крымские аэродромы и теперь время полёта их бомберов до Севастополя составляло всего 10-15 мин. Налёты на город и порт стали ежедневными. Основные силы флота ушли на Кавказ. В конце октября с «квадрата» демонтировали два 130-мм орудия, которые срочно понадобились для сухопутного фронта. Также сняли весь боезапас «стотридцаток», кроме «ныряющих» снарядов, и расчёты орудий. В результате экипаж корабля сократился до 111 человек.

Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат»
«Не тронь меня!» сражается с немецкими самолётами. Рис. А. Лубянова


В начале ноября на Чёрном море были сильные штормы. Их сила была такова, что огромный якорь не смог удерживать плавбатарею на месте. Волны начали приближать её к берегу, который теперь занимали немецкие войска. Было принято решение сменить место стоянки «квадрата». 11 ноября буксиры перевели плавбатарею в Казачью бухту и притопили на отмели, теперь штормы ей были не страшны. Новой боевой задачей, которую командование поставило перед экипажем, стала защита военного аэродрома на мысе Херсонес. Он остался последним советским аэродромом в Крыму. На его поле базировалась вся авиация Севастопольского оборонительного района. Налёты на Херсонесский аэродром участились. Днём 29 ноября 1941 г. зенитчикам плавбатареи удалось одержать свою первую победу. Ими был сбит Bf-109. 17 декабря немцы начали новый штурм Севастополя. В течение всего дня батарейцам пришлось отражать налёты на аэродром. При этом был сбит Ju-88. С этого дня боевой счёт зенитчиков стал расти — при защите аэродрома они сбили 22 немецких самолёта. Зимний штурм был успешно отражён, но налёты на город продолжались. Не забывали немцы и об аэродроме. Они пытались помешать действиям советской авиации, и в рассказах наших лётчиков постоянно упоминалось о помощи плавбатареи: «Плавбатарея поставила завесу... «Не тронь меня!» отсекла немца...». 14 января 1942 г. зенитчики сбили ещё один Ju-88, 3 марта Не-111.19 марта на батареи побывал писатель Леонид Соболев. Целый день он провёл на «квадрате», побеседовал с командиром и экипажем. Об этом он написал в очерке «Не тронь меня!». В марте командир батареи старший лейтенант С.Я, Мошенский был награждён орденом Красного Знамени, он стал капитан-лейтенантом, награды за сбитые самолёты получили и другие члены экипажа.

В мае 1942 г. налёты на город усилились, немцы начали подготовку к новому штурму и стремились нейтрализовать советских лётчиков. В этом им очень мешал точный огонь зенитчиков плавбатареи №3, которую моряки-черноморцы стали называть «Не тронь меня!». 27 мая зенитчикам удалось сбить сразу два Me-109.

Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат»
Плавучая батарея №3 «Не тронь меня!» в Казачьей бухте, весна 1942 г. Снимок сделан с советского самолёта


Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат»
Командир плавбатареи №3 капитан-лейтенант С.Я. Мошенский


Немцы начали новый штурм города и сосредоточили на крымских аэродромах большое число самолётов. Они имели многократное превосходство в авиации, но советским авиаторам удавалось наносить удары по противнику и в этом значительная заслуга экипажа плавбатареи. 9 июня его боевой счёт пополнили три Ju-88, 12 июня Bf-109,13 июня Ju-88. Батарея мешала действиям авиации противника и немецкое командование решило с ней покончить. 14 июня «квадрат» атаковали 23 Ju-87, было сброшено 76 бомб, но им не удалось добиться прямых попаданий. От близких разрывов авиабомб вышел из строя прожектор, осколки срезали шлюпбалку, три моряка были ранены. При отражении этого налёта моряки сбили два Ju-87. Во второй половине дня атаки продолжились, по «квадрату» открыла огонь немецкая батарея. Последовали новые налёты. К этому времени защитники Севастополя испытывали большие трудности из-за недостатка боезапаса. В период между штурмами командованию СОР не удалось создать на складах достаточных запасов боеприпасов и теперь снаряды приходилось экономить. С Большой земли боеприпасы теперь доставляли на кораблях, но их по-прежнему катастрофически не хватало. Немцы же создали огромные запасы боеприпасов, снарядов и патронов они не жалели. Их авиация господствовала в севастопольском небе. 19 июня на «Не тронь меня!» был произведён очередной налёт. Это была 450-я атака немецкой авиации на батарею, экипаж которой теперь день и ночь находился у орудий. Её судьба оказалась решена из-за недостатка боеприпасов к орудиям. Немецким лётчикам удалось прорваться к батарее. В 20.20 одна из бомб попала в левый борт «квадрата», вторая разорвалась прямо у борта. Сила взрыва разметала всё живое на палубе. Убитыми и ранеными оказались расчёты зенитных орудий и автоматов, начался пожар в кормовом погребе, огонь подбирался к «ныряющим» снарядам, но его удалось потушить. Погиб командир батареи и ещё 28 членов экипажа. Было ранено 27 моряков, катера немедленно доставили их на берег. К вечеру экипажу удалось ввести в строй 37-мм автомат и два пулемёта ДШК, но боеприпасов к ним на корабле не было. 27 июня 1942 г. экипаж плавбатареи был расформирован. Моряки были направлены воевать на сухопутные позиции, раненых вывезли на Большую землю корабли Черноморского флота, прорывавшиеся в Севастополь. После падения города немецкие солдаты с интересом осматривали огромный корпус «Не тронь меня!», стоящий на отмели у берега Казачьей бухты.

Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат»
Корпус плавбатареи на отмели в Казачьей бухте, июль 1942 г.


Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат»
Линейный корабль «Марат» из ленинградского морского канала ведёт огонь по немецким войскам, 16 сентября 1941 г. Рис. И.Дементьева


Несколько слов необходимо сказать о командире плавбатареи «Не тронь меня!» капитан-лейтенанте Сергее Яковлевиче Мошенском. Он родился в Запорожье. Работал на заводе электриком, окончил рабфак. В 1936 г. его призвали служить на флот. Комсомольца с законченным средним образованием направили на двухгодичные курсы комсостава. По их окончании он получил звание лейтенанта и был направлен служить командиром первой башни ГК на линкоре «Парижская коммуна». Перед началом войны С.Я. Мошенский закончил в Ленинграде годичные курсы усовершенствования комсостава ВМФ по специальности командир батареи ПВО. Он был женат, семья ждала первого ребёнка. После начала войны беременную супругу эвакуировали из Севастополя. Десять месяцев командовал С.Я. Мошенский плавбатареей, каждый день он рисковал своей жизнью ради свободы Родины. На ней он погиб, так и не увидев дочери, которая родилась в эвакуации. Он похоронен в Камышовой бухте, но точное место захоронения, к сожалению, неизвестно.

История линкора «Марат» После Цусимы в нашей стране началось возрождение военно-морского флота. Самыми мощными кораблями Российского Императорского флота стали четыре линейных корабля типа «Севастополь» — «Гангут», «Полтава», «Севастополь» и «Петропавловск». Большевикам удалось сохранить три из них, именно они составили основу мощи возрождавшегося рабоче-крестьянского флота. К началу войны в составе ВМФ СССР находились «Марат» и «Октябрьская революция» на Балтике, «Парижская коммуна» на Чёрном море. Ещё один линкор — «Фрунзе» (бывшая «Полтава») так и не был восстановлен после небольшого пожара, произошедшего в 1919 г. Руководство ВМФ неоднократно предлагало восстановить его как линкор, линейный крейсер, монитор, плавбатарею и даже авианосец. В 20-е гг. были разработаны десятки подобных проектов, но ни один из них, к сожалению, так и не реализовали. Механизмы с «Фрунзе» были использованы как запчасти при ремонте остальных линкоров. «Петропавловск» в марте 1921 г. был переименован в «Марат». В 1928-1931 гг. он прошёл модернизацию. Линкор был флагманом МСБМ. Не обошлось в его биографии и без ЧП — 7 августа 1933 г. из-за затяжного выстрела произошёл пожар в башне Ns2, погибло 68 моряков. 25 июля 1935 г. «Марат» таранил на учениях подводную лодку «Б-3». Самым заметным событием в его мирной жизни стал визит в Англию в мае 1937 г. Линкор принял участие в военно-морском параде на Спитхедском рейде в честь коронации короля Георга V. Советские моряки зарекомендовали себя на этом смотре с наилучшей стороны. Оба линейных корабля входили в состав эскадры КБФ. Корабль принял участие в советско-финской войне 1939-1940 гг., он обстреливал финские береговые батареи. В мае 1941 г. на линкоре была смонтирована обмотка ЛФТИ — «Марат» стал первым советским кораблём, получившим защиту от магнитных мин. Командовал им капитан 2 ранга П.К. Иванов.

Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат»
Взрыв «Марата» в Кронштадте 23 сентября 1941 г. Столб дыма поднялся на высоту около километра. Снимок сделан с немецкого самолёта


Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат»
«Марат», стоящий у причала Усть-Рогатки в конце сентября 1941 г. Кадр немецкой аэрофотосъёмки. Стрелкой показано место взрыва. У борта стоит спасательное судно, из повреждённых цистерн ещё вытекает мазут


Начало войны корабль встретил в Кронштадте. В тот день зенитчики открыли огонь по самолёту-разведчику. За лето и осень 653 моряка с «Марата» ушли воевать в морскую пехоту. Летом 1941 г. немецкое наступление развивалось стремительно, и уже 9 сентября линкор, находящийся в ленинградском морском канале, начал обстреливать немецкие части, которые находились на ближних подступах к Ленинграду. Каждый день моряки «Марата» помогали солдатам 8-й и 42-й армий защищать свои позиции. Своим огнём они сдерживали противника и не давали частям Вермахта начать штурм «колыбели революции». За эти дни линкор выпустил 953 305-мм снаряда. Именно огонь кораблей КБФ не позволил противнику успешно завершить наступление и захватить город. Немецкое командование отдало приказ уничтожить линейный корабль, срывающий своими обстрелами планы наступления. Против него были использованы авиация и артиллерия. 16 сентября 1941 г. «Марат» получил десять 150-мм снарядов и четыре прямых попадания 250-кг бомб. Погибло 24, ранено 54 моряка. На линкоре вышел из строя ряд вспомогательных механизмов, получила повреждения четвёртая башня ГК, перестали действовать кормовая группа 76-мм зенитных орудий и носовая батарея 37-мм зенитных автоматов. Эти попадания значительно ослабили возможности ПВО корабля и сыграли роковую роль в истории «Марата».

Линкор направили на ремонт в Кронштадт, и 18 сентября он стал к причалу Усть-Рогатки. Он не прекращал вести огонь по противнику, было выпущено 89 305-мм снарядов. Немецкая авиация продолжала следить за кораблём, был разработан новый план уничтожения линкора. На аэродром в Тирково из Германии доставили 1000-кг бронебойные бомбы РС-1000. У советского командования не нашлось резервов для усиления ПВО базы, т.к. всё было брошено на оборону Ленинграда. Вот как ситуацию охарактеризовал один из моряков: «Противник летает нахально, а у нас только зенитки, да и стреляют неважно. А истребителей всего шесть. Больше нет. Вся флотская авиация работает в интересах фронта под Ленинградом». Теперь основным объектом атак Люфтваффе стали корабли в Кронштадте. 21, 22 и 23 сентября на Кронштадт были проведены серии массированных налётов. Зенитчики линкора «Марат» и немногочисленные силы ПВО Кронштадта не смогли отразить одновременное нападение нескольких групп Ju-87. В 11.44 23 сентября линкор атаковали «штуки». Первая 1000-кг бомба упала рядом с левым бортом линкора. Огромный корабль получил крен на правый борт. В этот момент в носовую часть «Марата» попала 1000-кг бронебойная бомба. Она пробила броню, взорвалась внутри корабля и вызвала детонацию боезапаса первой башни ГК. Произошёл огромной силы взрыв. Пламя поглотило надстройку линкора, её оторвало от корпуса и отбросило к причалу. Осколки от взрыва разлетелись по всей Средней гавани Кронштадта. Столб дыма окутал причал Усть-Рогатки, он поднялся вверх на выстоту около километра. Погибло 326 моряков, в т.ч. командир и комиссар корабля. Корпус «Марата» сел на грунт гавани. Он был сильно разрушен и перестал существовать как боевой корабль. Вот как описал эту катастрофу один из очевидцев: «Отчётливо вижу, как громадная фок-мачта с трапами, рубками, мостиками и площадками, сплошь усеянная фигурами в белых матросских робах, медленно отделяется от корабля, не очень быстро валится в сторону, а затем разделяется на части и с грохотом обрушивается в воду... Чуть ниже мачты также медленно поднялась и орудийная башня, её три 12-дюймовых орудия отламываются и тоже летят в воду. Бухта кажется кипящей от массы брошенной в неё раскалённой стали...».

Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат»
Так выглядела после взрыва носовая часть «Марата» с верхушки второй дымовой. трубы. На переднем плане крыша второй башни. Хорошо видны стволы орудий первой башни главного калибра, лежащие на остатках носовой части


Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат»
Плавучая батарея «Петропавловск» в Кронштадте, 1943 г. Её корпус для маскировки раскрашен под брекватер. Хорошо видны дополнительные 37-мм зенитные автоматы, установленные на корме и обложенные тюками с хлопком


Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат»
Бетонные плиты, снятые с кронштадтских набережных, были уложены на палубе «Петропавловска» в качестве дополнительной защиты от огня немецких крупнокалиберных батарей


Боевой путь плавбатареи «Марат»

Сразу после взрыва на «Марате» экипаж начал борьбу за живучесть, «маратовцам» удалось предотвратить затопление остальных отсеков корабля. На помощь им пришли моряки с других кораблей. Взрыв перебил корпус линкора в районе 45-57 шпангоутов, в корпус попало около 10000 т воды, разрушена надводная часть корпуса в районе носовой надстройки, перестали существовать носовая башня ГК, фок-мачта с боевой рубкой, надстройкой и первой дымовой трубой. Многие корабельные системы жизнеобеспечения вышли из строя. Корпус линкора лёг на грунт, но из-за небольших глубин в гавани он не затонул, борт продолжал выступать из воды на 3 м. Морякам «Марата» удалось посадить корабль на ровный киль и вскоре начались работы по восстановлению его боеспособности. Им оказывали помощь спасательные суда «Сигнал» и «Метеорит», водолазы ЭПРОНа. Вот как ситуацию на корабле описал один из моряков: «Когда я поднялся на линкор, палуба была уже прибрана, всё лежало и стояло на своём месте. И только подойдя ко второй башне, я очутился на краю пропасти — здесь обрывалась палуба... Дальше корабля просто не было. Я стоял над вертикальной стеной. Казалось, что видишь корабль в разрезе. А впереди — море...».

Третья и четвёртая башни ГК не пострадали при взрыве, вторая башня ГК нуждалась в ремонте. Было решено использовать корабль в качестве несамоходной плавбатареи. Для этого необходимо было поднять корпус с дна гавани и восстановить боесопособность артиллерии. Новым командиром корабля стал капитан 3 ранга В.П. Васильев, штат экипажа составили 357 человек. С него сняли 120-мм орудия, сформировали три батареи и отдали их на сухопутный фронт. 31 октября третья и четвёртая башни открыли огонь по немецким позициям. Немцы обстреливали оживший корабль из крупнокалиберной артиллерии. Они вели прицельный огонь по неподвижной цели. Для защиты от попаданий на палубу плавучей батареи были уложены гранитные плиты толщиной 32-45 см, а в районе котельного отделения разместили броневые плиты. 12 декабря состоялась первая перестрелка с противником. По кораблю немецкой батареей из посёлка Беззаботный было выпущено 30 280-мм снарядов. В плавбатарею попало три снаряда, после чего немецкую батарею подавили огнём «Марата». 28 декабря 1941 г. плавбатарея вновь вела артилерийскую дуэль с 280-мм железнодорожной артбатареей, расположенной на станции Новый Петергоф. По «Марату» выпустили 52 снаряда, четыре из них попали в корабль. Он получил значительные повреждения, но огня не прекратил и подавил батарею. Немецким снарядом было потоплено стоящее у борта вспомогательное судно «Водолей», обеспечивавшее отопление плавбатареи. К 1 января 1942 г. численность экипажа «Марат» возросла до 507 человек. За январь 1942 г. плавбатарею обстреливали восемь раз, по ней было выпущено 85 снарядов калибра 150-203-мм, но попаданий не было. На корме были установлены Зх37-мм зенитных автомата на сухопутных установках. Для защиты от осколков их огородили мешками с хлопком. Позднее на корабле установили ещё несколько зенитных автоматов. 25 октября плавбатарея провела очередную артиллерийскую дуэль с немецкой батареей. По «Марату» было выпущено 78 280-мм снарядов, четыре из них попали в палубу корабля, но не причинили значительных разрушений. Помогло дополнительное «бронирование». Всю зиму, весну и лето 1942 г., продолжались работы по восстановлению боеспособности второй башни. 30 октября успешно прошли её испытания и она вошла в строй. В этот день она выпустила 17 снарядов по немецким позициям. 6 ноября по кораблю выпустили 29 280-мм снарядов, лишь один попал в корабль. Был выведен из строя котёл, повреждён ряд механизмов, два моряка были убиты, шесть ранено. Ещё одна артиллерийская дуэль состоялась 30 декабря 1942 г.

Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат»
Часть фок-мачты линкора, отброшенная от корабля силой взрыва на несколько десятков метров. Она была поднята и помещена на стенку кронштадтской гавани


Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат»
Плавбатарея «Петропавловск» у причала Усть-Рогатки, 1943 Г. Кадр немецкой аэрофотосъёмки


31 мая 1943 г. «Марату» было возвращено его первоначальное название «Петропавловск». 2 декабря 1943 г. состоялась артиллерийская дуэль с немецкой батареей. Она стала последней, т.к. наши войска готовились к снятию блокады Ленинграда. Орудия «Петропавловска» привлекались командованием к обстрелам немецких позиций в январе 1944 г. во время Красносельско-Ропшинской операции по полному снятию блокады Ленинграда. Последние выстрелы по противнику орудия плавучей батареи «Петропавловск» сделали в июне 1944 г. во время Выборгской наступательной операции, завершавшей битву за Ленинград. За годы ВОВ корабль провёл 264 боевые стрельбы и выпустил по противнику 1971 305-мм снаряд.

Память

После освобождения Севастополя корпус плавбатареи №3 продолжал стоять на отмели в Казачьей бухте. В конце 40-х гг. его подняли и отбуксировали в Инкерман на разборку. О подвиге экипажа «Не тронь меня!» постепенно стали забывать. Лишь в скупых строках официальной хроники войны был зафиксирован беспримерный подвиг её экипажа: «В период обороны Севастополя части и корабли охраны водного района сбили 54 самолёта противника. Из их числа 22 самолёта сбила плавбатарея №3». Лишь из очерка писателя Леонида Соболева «Не тронь меня!», рассказа «Таинственный остров» детского писателя Олега Орлова, нескольких статей в газетах и журналах советские читатели могли узнать об этом уникальном корабле. Большую роль в сохранении памяти о плавучей батарее №3 сыграл московский журналист Владислав Шурыгин. Много лет он собирал материалы о боевом пути «Не тронь меня!», встречался с ветеранами, работал в архивах. В 1977 г. с его помощью в Севастополе была организована встреча ветеранов плавбатареи. В 1979 г. он написал книгу «Железный остров», рассказавшую о подвиге экипажа плавбатареи и её командира С.Я. Мошенского. Благодаря этим людям, подвиг моряков плавбатареи №3 не был забыт. К сожалению, в Севастополе не установлено ни монумента, ни памятного знака, посвящённого героическим делам экипажа плавучей батареи «Не тронь меня!».

Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат»
Плавучая батарея «Петропавловск» ведёт огонь по немецким позициям во время Красносельско-Ропшинской операции, январь 1944 г.


«Марату» повезло больше. После войны было разработано несколько проектов восстановления корабля как линкора (используя участь корпуса «Фрунзе»), но их так и не осуществили. «Петропавловск» использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. В 1947-1948 гг. в доке были проведены работы по полному отделению от корпуса остатков носовой части. 28 ноября 1950 г. бывший «Марат» был переклассифицирован в несамоходное учебное судно и переименован в «Волхов». 4 сентября 1953 г. его исключили из списков флота. Корпус бывшего линкора был разрезан «на иголки» лишь в начале 60-х гг. Ветераны «Марата» решили увековечить память о корабле. В 1991 г. они открыли памятный знак на причале Усть-Рогатки. В том же году ими было принято решение о создании музея, посвящённого боевому пути линкора. Для него удалось найти небольшое помещение в Невском политехническом лицее. В музее находится диорама «Отражение сентябрьского 1941 г. штурма Ленинграда кораблями эскадры КБФ», различные фотографии и экспонаты. В 1997 г. им удалось издать сборник «Залпы с Невы». В него вошли воспоминания ветеранов эскадры КБФ, в том числе моряков «Марата». Музей продолжает свою деятельность и в настоящее время.

Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат»
«Петропавловск» в Кронштадте, День ВМФ, июль 1944 г. У борта корабля стоит тральщик «ТЩ-69»


Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат»
Несамоходное учебное судно «Волхов» в Кронштадте, начало 50-х гг.
Автор: Алексей Царьков, журнал «Оружие»

Использованы фотографии: из собрания автора, коллекций А.Г. Кузенкова и А.В. Тамеева.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 43
  1. Vadivak 2 июля 2013 08:40
    Нечто подобное было в императорском флоте, правда "Поповка" оснащалась паровой машиной и считалась броненосцем березовой обороны, но суть та же
    1. старик54 2 июля 2013 20:58
      нет ни чего общего даже. Там плавучие не самоходные артбатареи, а здесь броненосец береговой обороны, смаоходный! sad
      Разницы что не видно? простите!
      1. Blackgrifon 3 июля 2013 17:48
        Одно непонятно - за чем линкор, далеко не самый плохой, переквалифицировали в плавбатарею? "Петропавловск", понятно, после поражения его немцами как полноценная боевая единица флота прекратил свое существование, но зачем его перек-вать?
        1. Алекс 7 сентября 2013 22:42
          Цитата: Blackgrifon
          Одно непонятно - за чем линкор, далеко не самый плохой, переквалифицировали в плавбатарею?

          "Петропавловск" ("Марат"), как и все его систершипы класса "Севастополь", уже в момент своего спуск ана воду отнюдь не являлись кораблями современной постройки. Тут было много факторов: и не самый удачный проект, и длительность постройки, и многое другое. Что уже говорить о сороковых годах: из всего, что у нас было, эти три линкора (достроить четвертый так и не хватило сил) были самыми мощными. Ну, плюс еще "Таллин" (бывший немецкий "Лютцов"). Возиься с ним после ВОВ было бы просто глупостью. Он славно пошел свой собственный боевой путь, с честью выполнил долг по защите Ленинграда и для дальнейшей службы был просто непригоден, даже в восстановленном виде. Хорошей альтернативой могли бы стать линкоры серии "Советский Союз", но и им не было суждено послужить Родине.
      2. Комментарий был удален.
  2. Strashila 2 июля 2013 09:57
    В настоящие время сильно не до оценивается артиллерия крупного калибра морского базирования,все ракеты и ракеты.Но как показала жизнь, при действии в Ливане, при не возможности применения ВВС из-за сильного противодействия ПВО Сирии, америкосы во всю использовали главный калибр линкоров.
    1. govoruha-otrok 2 июля 2013 10:04
      они использовали крупные надводные корабли при полном отсутствии противодействия.
    2. Blackgrifon 3 июля 2013 17:53
      Цитата: Strashila
      В настоящие время сильно не до оценивается артиллерия крупного калибра морского базирования,все ракеты и ракеты.Но как показала жизнь, при действии в Ливане, при не возможности применения ВВС из-за сильного противодействия ПВО Сирии, америкосы во всю использовали главный калибр линкоров.


      При борьбе со слабым противником артиллерия способна творить чудеса, но если у врага есть нормальная ПВО и береговая оборона, неплохие ВВС, то линкор может погибнуть очень и очень быстро. Яркий пример - ЛК "Rome" - в конце войны этот новейший боевой корабль погиб из-за одного ракето-снаряда. Сейчас артиллерия - это больше оружие самообороны, а не главное средство поражения противника для линейных сил флота.
  3. govoruha-otrok 2 июля 2013 10:03
    Не тронь меня, оказалась эффективным средством при минимуме затрат. на примере линкоров мы видим, что огромные затраты и жертвы не окупились ущербом, нанесенным немцам. насколько дешевле было бы использовать самоходные орудия вместо орудий Марата, например. К сожалению, кроме СФ, выполнявшего стратегическую задачу по обеспечению проводки конвоев, наши ЧФ и БФ больших успехов не достигли. это результат просчетов в строительстве и планировании. ничего не изменилось, судя по планам восстановления Орланов.
    1. старик54 2 июля 2013 21:00
      согласен с Вашим коментом, за исключением ремарки про Орланы.
    2. Blackgrifon 3 июля 2013 17:59
      Цитата: govoruha-otrok
      насколько дешевле было бы использовать самоходные орудия вместо орудий Марата,


      "Петропавловск" (он же "Марат") это линейный корабль, плавбатареей его сделали после того, как корабль был фактически уничтожен бомбами фашистов.

      Цитата: govoruha-otrok
      наши ЧФ и БФ больших успехов не достигли. это результат просчетов в строительстве и планировании. ничего не изменилось, судя по планам восстановления Орланов.


      Согласен - москитный флот этих соединений действовал очень хорошо, но основные силы флота (линкоры и крейсера) действовали пассивно. В ряде немецких мемуаров указывается, что в случае более существенных действий основных боевых единиц советского флота фашистам пришлось бы туго.

      По поводу "Орланов" и "Атлантов" - эти корабли в том виде, в каком пребывают наши ВМФ, не способны решить задачи по захвату господства на море - их очень мало, да и требуют они модернизации (как минимум).
  4. lilit.193 2 июля 2013 10:51
    Спасибо автору! Про английские артиллерийские острова знаю (про судьбу "Марата" тоже), а вот про батарею "Не тронь меня" узнала впервые. Кстати, оригинальный проект плавучей батареи ("артиллерийского острова") предложил в свое время (еще до войны) знаменитый изобретатель П.И.Гроховский. Но реализован он не был.
    lilit.193
    1. Громобой 2 июля 2013 17:05
      Просто потерял,а так...это есть в каком то "ЖЖ": севастополскую зенитную плавбатарею--"-квадрат смерти" такое опроедиление ей дали сами авианалётчики(а повверьте -такая правда дорогого стоит).Обеспечили ПВО в заданном квадрате,исполнили приказ и потери врага оказались неприемлимыми.З.Ы.валили всех под корень soldier
  5. jayich 2 июля 2013 12:05
    Цитата: govoruha-otrok
    Не тронь меня, оказалась эффективным средством при минимуме затрат. на примере линкоров мы видим, что огромные затраты и жертвы не окупились ущербом, нанесенным немцам. насколько дешевле было бы использовать самоходные орудия вместо орудий Марата, например. К сожалению, кроме СФ, выполнявшего стратегическую задачу по обеспечению проводки конвоев, наши ЧФ и БФ больших успехов не достигли. это результат просчетов в строительстве и планировании. ничего не изменилось, судя по планам восстановления Орланов.

    Во первых. СССР смог заложить свои линкоры только перед войной, до этого закладка таких кораблей была не возможна.
    Во вторых флот внес огромный вклад в оборону Ленинграда и Севастополя (Одна только 35 батарея дала прикурить фрицу)
    В третьих практически все надводные корабли достались в наследство от РИ(за исключением крейсеров пр.26 если не ошибаюсь), линкор Марат был заложен в 1911 году и прослужил во флоте пол века. Это были первые Российские дредноуты, если бы хотя бы Бородино и Измаил достроили на балтике ,а Императора Николая первого на ЧФ используя узлы и агрегаты Императрицы Марии. Договорились бы с французами о передаче СССР 3 линкора уведённого Белыми во время гражданской войны. Тогда возможно бы один из дредноутов и отправился на СФ . НО этого не произошло....
    Флот сделал всё что от него было возможно в Великой Отечественной и не надо принижать его заслуги...
    Ведь если не было крупных морских сражений это не значит что флот не выполнял поставленные перед ним задачи в том числе и Линкоры о Марате написано выше об остальных если интересно поищете информацию..
    1. govoruha-otrok 2 июля 2013 12:40
      Давайте не будем сейчас говорить о героизме наших моряков, который несомненен? А давайте говорить о сухих цифрах, о назначении кораблей-топить суда, в первую очередь, а уж потом поддержка сухопутных войск на приморском направлении. Ну, неужели вы будете отрицать, что в сравнении с союзниками и немцами (по разным причинам) количество боевых выходов и количество потопленных кораблей не сопоставимо? СССР повезло, что не успели построить новые линкоры, особенно на ЧФ и БФ.
      мысль же моя в том, что верная оценка вероятного противника и характера БД могла бы избежать потери Севастополя, например.
      1. jayich 2 июля 2013 13:41
        К сожалению потеря Севастополя была предопределена на то период войны нужно было максимально сократить линию фронта и сконцентрировать на этой линии максимальное количество сил и средств для нанесения максимального ущерба противнику и добиться коренного перелома. Т.е. Севастополь был по сути сдан как не кощунственно это писать.
        Нужно рассматривать количественный и качественный состав флотов воюющих стран а также театр боевых действий на которых предполагалось их (флотов) применение. Военная доктрина СССР была строго оборонительной , посмотрите корабельный состав на период войны и становится понятно что требовать что то другое это не реально.
        Задача любого флота не столько в том чтобы топить корабли противника, а обеспечивать свободу манёвра и необходимые действия на морских коммуникациях. Тот же Тирпиц одним своим существованием много проблем создал союзникам а боевых походов у него особо то и не было. Т. е. у меня просто немного щире представление о задачах флота посмотрите хотя бы на том же СУН (сделано у нас)Когда и зачем РКР "Москва" выходила в средиземку и что в это время делал 6 флот американцев и как это повлияло на войну в сирии и это в наше время т.е. флот это не только сколько и чего утопили а ещё и очень хороший тактический и политический инструмент и как раз после ВОВ у нас и стал строится именно Океанский флот когда были подведены итоги войны.
        А уж про речные флотилии и подвиги речных мониторов я вообще молчу уж они то свою задачу выполнили на 200% а ведь это тоже флот.
        Как раз если бы построили линкоры пр.23 и кр. пр69 вот тогда флот может бы и выполнял уже другие задачи. но если бы да кабы.
        1. старик54 2 июля 2013 21:25
          Цитата: jayich
          К сожалению потеря Севастополя была предопределена на то период войны нужно было максимально сократить линию фронта и сконцентрировать на этой линии максимальное количество сил и средств для нанесения максимального ущерба противнику и добиться коренного перелома. Т.е. Севастополь был по сути сдан как не кощунственно это писать.

          да что вы говорите??? А вот я думаю, что сдача Крыма, и Севастополя как следствие этого, было крупнейшим просчётом командования РККА и конечно лично Верховного главнокомандующего тогда, при всей моей симпатии к нему! Надо было предвидеть подобное развитие событий и заблаговременно превапатить Перекоп в непреступный укреп-район, похлеще ещё чем он был в Гражданскую! Но на лицо извечная ментальная болезнь русского генералитета - явная недооценка противника!!! А если бы с умом, то Крым и Севастополь могли держать очень долго, может быть бы и не сдали бы его совсем за время ВОВ.
          1. Drosselmeyer 3 июля 2013 00:10
            Ну про неприступные укрепления Перекопа и Керчи надо Манштейну рассказать. Талантливый всё-таки гад был. Для многих из командования Красной Армии взятие Перекопа было шоком, т.к. помнили каких усилий пришлось приложить в гражданской войне. Керченская катастрофа вообще уму не поддаётся. Надо было командующим обороной Крыма Слащёва ставить, но его застрелили в 20-х.
            Drosselmeyer
            1. старик54 3 июля 2013 15:13
              Цитата: Drosselmeyer
              Ну про неприступные укрепления Перекопа и Керчи надо Манштейну рассказать. Талантливый всё-таки гад был.

              а они там были, эшелонированные украпления, в то время, на Перекопе, по типу как на Курской дуге хотябы?? Та м ни хрена не было, ни рвов. ни дотов. окопы банальные успели отрыть и всё!
              Для многих из командования Красной Армии взятие Перекопа было шоком, т.к. помнили каких усилий пришлось приложить в гражданской войне

              надо былоготовиться, вот и шока не было бы! А то как всегда. Да и "Слащёв" Ваш ... сколько было бы ему в 1941-ом году?
              1. Drosselmeyer 3 июля 2013 23:37
                Ну Слащёву было бы всего 55 лет. А по поводу укреплений на Перекопе - так не надо было командованию думать о мифических десантах на побережье и разбрасывать войска. Война уже не первый месяц шла, сколько ещё "надо было готовиться"?
                Drosselmeyer
    2. старик54 2 июля 2013 21:05
      Цитата: jayich
      Во первых. СССР смог заложить свои линкоры только перед войной, до этого закладка таких кораблей была не возможна.

      а можно узнать почему? Что мешало собственно, акромя собственной отсталости в плане кораблестроения и экономики вцелом?
      1. Blackgrifon 3 июля 2013 18:02
        Цитата: старик54
        а можно узнать почему? Что мешало собственно, акромя собственной отсталости в плане кораблестроения и экономики вцелом?


        Вы уже назвали главную причину. Вторая - исклчительно сухопутное мышление военного руководства страны и подчиненное армии положение флота.
  6. omsbon 2 июля 2013 12:08
    Очень жалко, что четыре заложенных линкора типа "Советский Союз", не успели построить к началу войны.
    1. govoruha-otrok 2 июля 2013 12:42
      а то что бы было? Вариант-бис начитались?:-)
      1. Gato 2 июля 2013 16:46
        а то что бы было?

        То же, что и с "Маратом" (а также и с "Принцем Уэлльским", "Рипалсом", итальянскими линкорами в Таранто, американскими в Перл-Харборе и т.д.)
        1. govoruha-otrok 2 июля 2013 16:48
          не сомневаюсь!
    2. Pablo_K 2 июля 2013 16:40
      Цитата: omsbon
      Очень жалко, что четыре заложенных линкора типа "Советский Союз", не успели построить к началу войны.

      Даже если их бы построили ,они не оказали бы серьёзного влияния на ход войны.
      Балтийский флот был блокирован ещё в 41 году, главными противниками Черноморского флота были авиация и сухопутные войска, на Северном флоте линкор бы не помешал, а ведь там в начале войны (если не прав поправите)было всего 9 эсминцев.
      Может лучше бы построили перед войной десяток эсминцев и полсотни тральщиков?
      Хотя в конце 30-х годов когда началось строительство линкоров,никто не знал какая и с кем будет война.
      1. govoruha-otrok 2 июля 2013 16:42
        Отчасти. Успев повоевать с немцами в Испании, можно было предполагать. Или хотя бы сделать выводы из войны 1854 года
      2. старик54 2 июля 2013 21:17
        Цитата: Pablo_K
        Балтийский флот был блокирован ещё в 41 году, главными противниками Черноморского флота были авиация и сухопутные войска, на Северном флоте линкор бы не помешал,

        вот именно для СФ он был как раз кстати, тогда бы немецкие эсминцы так нагло бы на конвои не нападпли бы, почти в прямой видимости Кольского фьорда!
        1. Blackgrifon 3 июля 2013 18:12
          Цитата: старик54
          вот именно для СФ он был как раз кстати, тогда бы немецкие эсминцы так нагло бы на конвои не нападпли бы, почти в прямой видимости Кольского фьорда!


          А что мешало создать перед Войной соответствующие силы собственных эсминцев и легких крейсеров с конвойными авианосцами, вместо того, чтобы тратить деньги и бесценные ресурсы на строительство исключительно политическимотивированных линкоров "Советский Союз"?
    3. Blackgrifon 3 июля 2013 18:08
      Цитата: omsbon
      Очень жалко, что четыре заложенных линкора типа "Советский Союз", не успели построить к началу войны.


      Вы ошибаетесь - к началу ВМВ линкоры как класс уже устарел. Они уже не могли обеспечить завоевание господства на море. Их предел - поддержка десанта. Адмиралы, которые считали иначе дорого пожалели за свои убеждения. Налет на Таранто, Перл-Харбор, Скапа-Флоу, Тихий океан и т.п. подтвердили, что главной силой флота становятся палубная авиация, эсминцы, десантные силы. Ставка на линейный флот ведет только к экономическим и людским потерям. СССР до ВОВ вел разработку собственных авианосцев, планировали перестроить угробленную "Полтаву", но все эти планы не были реализованы. Хорошо хоть успели более-менее восстановить москитный флот перед Войной.
      1. Алекс 8 сентября 2013 10:27
        Цитата: Blackgrifon
        к началу ВМВ линкоры как класс уже устарел.

        Как раз наоборот - к началу ВМВ линкоры достигли своего наибольшего расцвета.

        Они уже не могли обеспечить завоевание господства на море.

        Истинное господство на Тихом океане американцам обеспечили как раз новейшие линкоры во взаимодействии (взаимодействие - ключевое слово) с авианосцами.

        Налет на Таранто, Перл-Харбор, Скапа-Флоу, Тихий океан и т.п. подтвердили, что главной силой флота становятся палубная авиация

        А что толку? Перл-Харбор начал восстанавливаться уже на следующий день (прям как в компьютерной игре); Татанто стал возможным из-за головотяпства ВСЕГО итальянского военного руководства, которое оно демонстрировало всю войну.

        Ставка на линейный флот ведет только к экономическим и людским потерям.

        К экономическим и людским потерям ведет любая ставка на войну. И если деньги еще можно вернуть в случае победы, то людей - никогда.

        Кстати, амеры до самого конца войны строили и авианосцы и линкоры. Вот и подавляющее господство на Тихом океане.
  7. Firstvanguard 2 июля 2013 13:21
    Спасибо автору hi
  8. govoruha-otrok 2 июля 2013 13:47
    А уж про речные флотилии и подвиги речных мониторов я вообще молчу уж они то свою задачу выполнили на 200% а ведь это тоже флот.

    Ну а я о чем? именно о том, что не к той войне готовились.

    Военная доктрина СССР была строго оборонительной , посмотрите корабельный состав на период войны
    Посмотрел еще раз. впечатляет. Особенно количество ПЛ - в разы больше, чем у Германии.
    1. Gato 2 июля 2013 16:42
      Цитата: govoruha-otrok
      Особенно количество ПЛ

      Да, особенно на Балтике. И которые немцам удалось заблокировать. По крайней мере, поставки шведской руды эти лодки сорвать так и не смогли.
      1. govoruha-otrok 2 июля 2013 16:43
        Они просто не год не выходили в море, перекрытое не только МЗ, но противолодочными сетями. Это для тех, кто не в теме)
  9. Pamir210 2 июля 2013 18:36
    Цитата: jayich
    а Императора Николая первого на ЧФ используя узлы и агрегаты Императрицы Марии

    еще был замечательный вариант - не долбить торпедами по "Императрице Екатерине Великой"
    Pamir210
  10. Pamir210 2 июля 2013 18:42
    Цитата: Gato
    То же, что и с "Маратом" (а также и с "Принцем Уэлльским", "Рипалсом", итальянскими линкорами в Таранто, американскими в Перл-Харборе

    с той лишь разницей, что янки отремонтировали и ввели в строй почти все (кроме Аризоны и Оклахомы) перл-харборские линкоры.
    они и в войне успели поучаствовать еще
    Pamir210
    1. Blackgrifon 3 июля 2013 18:13
      Цитата: Pamir210
      с той лишь разницей, что янки отремонтировали и ввели в строй почти все (кроме Аризоны и Оклахомы) перл-харборские линкоры.они и в войне успели поучаствовать еще


      Исключительно для обстрела береговой обороны противника. Янки потом сами размышляли об экономической ценности восстановленных линкоров Перл-Харбора.
      1. Pamir210 3 июля 2013 19:53
        не их вина, что им целей не нашлось.
        а то, что делали - делали хорошо.
        Pamir210
  11. кобальт 2 июля 2013 20:27
    В ходе 2 мировой войны в устье темзы у англичан стояли вот такие башни с ПВО,
    кое-что от них осталось.На центральной башне стоял локатор, а остальные вооружались 94 и 40 мм зенитными орудиями и прожекторами.Всего было 21 башня в составе 3 фортов.Гарнизон 120-160 человек в форте.
  12. datur 2 июля 2013 21:28
    мда а американцы свои ..не тронь меня ,, сдали японскому десанту, якобы , из-за отсутствия свежей пищи!понимаешь, консервов дофига, а вот свежих стейков нет!япы тогда обалдели- они то считали себя смертниками(их было в 2 раза меньше чем гарнизон) и тут великая победа-вот она ,,стратегия великих и непобедимых суперамерикосов,,!!! laughing
    1. старик54 2 июля 2013 22:48
      Цитата: datur
      мда а американцы свои ..не тронь меня ,, сдали японскому десанту, якобы , из-за отсутствия свежей пищи!

      а что это за форты, можно ссылочку, не слышал о них. Заранее благодарю.
    2. Blackgrifon 3 июля 2013 18:14
      Не совсем - их сдача была обусловлена отсутствием ПВО.
      1. Алекс 8 сентября 2013 11:08
        Цитата: Blackgrifon
        Не совсем - их сдача была обусловлена отсутствием ПВО.


        Как-то все странно получается: одни воюют по учебникам, другие - до тех пор, пока глаза врага видят и руки оружие держат. Вот только почему-то потомки вторых позволяют потомкам первых свою законную славу отнять.
  13. старик54 2 июля 2013 21:33
    Статья очень интересная и позновательная, автору однознаяный "+" и большое спасибо за такой подробный рассказ об этих страницах ВОВ! Про "Марат" и читал и фильм смотрел, знал вообщем его историю, а вот про батарею "Нетронь меня" слышал только мельком название и совсем не знал что там к чему. Очень благодарен автору за повествование! Почему то она у меня ассоциируется с французким фортом на побережье Бискайского залива 9мы занем его как Боярд по передачам на ЦТ), или с петровскими ещё артиллерийскими фортами в Финском заливе. Нашим славянским морякам - СЛАВА!!!
  14. Комментарий был удален.
  15. Linkor200 3 июля 2013 00:00
    Статья действительно интересная и довольно правдивая в отнпшении "Не тронь меня". ПОдтверждаю это с полным основанием, и вот, почему. В конце 70-х годов прошлого века довелось мне работать Харькове в одном проектном институте. Так вот , в одном отделе со мной работал заслужнный архитектор Украины, Анатолий Яковлевич Мошенский. В детстве же у меня была хорошая книга, называвшаяся "Корабли герои" /кстати сохранившаяся у меня до сих пор/. Из этой книги я впервые и узнал о батарее "Не тронь меня". И вот, вскоре после знакомства с А.Я.Мошенским и сопоставив инициалы из книги, я спросил у него, не родственник ли он командира плавучей батареи. И оказалось, что они были родными братьями. Конечно же, мы много разговаривали с ним об этом. Но за давностью лет многое забылось. Но я хорошо запомнил его слова о том, что батарея погибла именно от недостачи боезапаса. Теперь хочу коснуться раздела, где автор статьи упоминает о линкорах. Он пишет, что линкоры типа "Советский Союз" должны были стать самуми мощными, уступая только некоторым американским и японским линкорам. А тогда как насчёт серии проектов германских линкоров типа Н /эйч/. Они проектировались с 20-ти дюймовой артиллерией главного калибра. То есть больше 500 мм. Но они повторили печальную судьбу советских гигантов - у ввязавшейся в войну на несколько фронтов Германии просто не хватило сил и ресурсов для вополощения этих проектов в жизнь.
  16. jayich 3 июля 2013 09:43
    Н-39 планировались с 406мм артилерией и были заложены , а вот всё остальное проекты и губительная немецкая трава Н43/44 уже свыше 100тыс тонн и детальной проработки проекта не было только эскизные.
  17. nikk_k 3 июля 2013 15:11
    У России всегда были имперские амбиции и всегда не хватало средств и квалифицированного персонала для удовлетворения этих амбиций. При этом она всегда готовилась к прошедшей войне. Дредноуты типа "Петропавловск" строились для эскадренного боя в кильватерных строях, столь характерного для парусной эпохи, но в броненосную был практически только один такой бой - Цусимский. Вполне возможно, что если бы "Петропавловски" вышли против японского флота в 1905 году, то наголову разбили бы его. Ведь пушки главного калибра на них и снаряды были во много раз мощнее пушек и снарядов 1905 года. Но... Корпуса "Петропавловсков" были сделаны для 1905 года. Когда перед Первой мировой в старый броненосец встроили отсек по типу "Петропавловска" и стали стрелять по нему из новых двенадцатидюймовок, то пришли в ужас - новые снаряды разбили новую броню в хлам. Странно, что эти испытания были проведены, когда корабли уже были построены и что-то делать с ними было уже поздно и, понимая, что у немцев артиллерия не хуже ( да еще у них уже калибр был больше), было решено "Петропавловски" в открытое море не выпускать. Тем самым практически переквалифицировав их в броненосцы береговой обороны. Хорошо, что и новые линкоры, отличавшиеся от "Петропавловсков" бОльшими размерами и более крупными (самыми мощными в истории России) пушками, не были построены, тк они тоже не сдюжили бы в бою с немецкими линкорами.
    Неквалифицированность большевистского руководства видна в самой попытке строить океанский броненосный флот. Фактически за всю Вторую мировую было всего два боя броненосных сил - сначала бравые англичане в ночном бою благодаря новой технике - радиолокаторам - в ночном бою разбили итальянский флот, а чуть позже - потопили "Бисмарк".
    Из-за идеи строительства линейных кораблей было построено очень мало подводных лодок. Поэтому и эффективность советского ВМФ была ничтожна в сравнении с действиями тех же кригсмарине.
    В настоящее время океанский надводный флот - не более, как политическое имперское средство агрессии и никак не окупается. Строительство вертолетоносцев французского образца - лишь средство распилить госбабло. Эти кораблики годятся только для европейского театра военных действий и прямо указывают на агрессивность нашего руководства. При этом не следует забывать, что у нас уже давно были разработаны гораздо более эффективные десантные средства - экранопланы.
    nikk_k
    1. Pamir210 3 июля 2013 19:57
      дредноуты типа Севастополь строились для боя на минно-артиллерийской позиции, а не для эскадренного боя в кильватерных колоннах.
      Pamir210
  18. jayich 3 июля 2013 23:52
    Уважаемый nikk_k почитайте "Последние исполины РИФ" Виноградова
    Измаилы строились немного для других задач и это были класические линейные крейсера.
    А вот проекты 1914г. ,"Рускобалтийского завода" (мой любимец), и проект Костенко с 3х3 16"/45 в 45 тыс тонн уже были полноценными дредноутами и с бронёй у них было всё в порядке.
    Существует мнение что проект 23 разрабатывался на основе именно этого линкора.
    А первый блин он всегда комом ну почти всегда. Линкоры типа Петропавловск были первыми и к сожалению последними линкорами России.
  19. Алекс 8 сентября 2013 11:17
    Замечательная статья, спасибо автору. Как и многие посетители, о "Марате" знал почти все, но вот про "Не тронь меня" узнал впервые. Однако сильны традиции на флоте - помнится, так назывался один из первых российских броненосцев додредноутной эпохи и тоже считался броненосной плавбатареей.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня