Military Review

Twin training aircraft T-33A Shooting Star

3



The twin training aircraft T-33A, produced by LOKHID, is one of those long-livers on whom the career of several generations of pilots began.

It was created on the basis of the first-generation jet fighter F-80 "Shooting Star", but managed to outlive its progenitor.

The development of the F-80 Shooting Star fighter began in the spring of 1943, after the appearance of data on the development of jet fighters by Germany.

Then the meeting of the main designer of the Lockheed company Daniel Russ with representatives of the command of the US Air Force at the Wright Field airbase took place. Following the meeting, an official letter was written in which the company was entrusted with the development of a jet fighter using the English H.1B Goblin engine of the De Havilland company.

The first flight of the XP-80 prototype went through 8 on January 1944 of the year, and the second prototype was released on 10 on June 1944 of the year. After successfully completing the tests, the company began preparations for mass production. True, there was one problem with the engine - Allis Chalmers could not stand the delivery time, putting the program in jeopardy. Guide Lockheed decides to install General Electric I-40 powerplants on production aircraft. Later, Allison will be engaged in the mass production of these engines, they will receive the designation J-33.

To install the new engine, it was necessary to increase the length of the fuselage by 510 mm, change the shape of the air intakes, and put a boundary layer cutter in front of them. In addition, the wing area was increased.

The air force was pushing the launch of the aircraft into mass production, since they needed a worthy opponent for the German Me-262. Four pre-production aircraft YP-80 went to combat trials on the territory of Europe: two went to the UK, and two more - to Italy. True, none of these fighters never met the enemy.

In March, 1945, the first production models began to enter the army units. It is worth noting that the development of new aircraft was accompanied by a very high level of accidents.

At the beginning of his career, the Shooting Star fighter could hardly be called a safe and reliable aircraft, although these qualities were inherent in other equipment of the company. And the main problem was not design errors, but the novelty of the class of reactive technology itself.

6 August 1945 killed the famous US Air Force pilot Richard Bong, who was the most efficient pilot in stories USA. On his account 40 Japanese aircraft shot down on a P-38 "Lightning" aircraft. The latest for him was another flyby of the serial sample F-80А.

In 1947, the nomenclature of the United States Air Force changed, so from that moment the aircraft received the name F-80 Shooting Star. Production of the latest serial modification of the F-80C began in February 1948 year. It was equipped with an even more powerful J33-A-23 engine with a thrust which reached 2080 kgf. The combat qualities of the vehicle were also significantly raised. In particular, two bomb pylons appeared under the wings, into which you can also install unguided rockets. As part of the built-in weapons F-80 was present six 12.7-mm machine guns M-3, which ensured the rate of fire in 1200 rounds per minute with ammunition in 297 cartridges for one barrel.

In the summer of 1950, the mass production of these aircraft was completed. Total 798 units were released.



It is worth noting that the combat career of the F-80 did not become too successful. During the clashes in Korea, it turned out that they were not competitors for the Soviet MiG-15. For the destruction of the MiGs, the more suitable F-86 "Saber" was used, and all the available F-80Cs were reclassified into fighter-bombers.



In 1958, the F-80C aircraft were finally removed from service with the Air Force and National Guard reserves. 113 units received by the South African Air Force under the US military assistance program. And from 1958 to 1963, 33 F-80C was transferred to the Brazilian Air Force. At the same time, 16 machines received the Air Force Peru. Also, these aircraft were in service with the Air Force of Colombia, Chile and Uruguay. In 1975, they were completely removed from service when the Uruguay Air Force exchanged them for Cessna A-73В.

The creation of the training T-33A began when it became obvious that, in view of the high accident rate of the new jet machines, a two-seat model would be required. This development company Lockheed conducted in an active manner.

In August, almost ready-made Р-80С was removed from the assembly line, which they were going to convert into a double one. The secrecy of the development has done its job; Lockheed was the first to offer such a machine, although the growth of the training aircraft market was predictable.

In the process of reworking it was necessary to disassemble the serial version of the P-80C in order to “embed” a second raised cabin, allowing for dual control. In the fuselage there was an insert in 75 cm in front of the wing, and also another in 30 cm behind it. Also had to halve the volume of the fuel tank in the fuselage, but the total capacity remained unchanged, thanks to the replacement of the wing-protected tanks to soft nylon. The wing tips made it possible to place 230-gallon tanks under them, which were attached along the line of symmetry.



The ejection seats for the new car, which received the designation TR-80C, remained virtually unchanged. At the same time, the cabin received a single flashlight, which now did not lean back to the side, but rose upwards by an electric motor.

The aircraft received weapons as part of two 12.7-mm machine guns with ammunition in 300 ammunition each.

The first test flight took place on March 22 1948. In the air, the plane was not much different from the single-seat version. Moreover, the elongated shape of the fuselage slightly increased flight characteristics.

The aircraft had the following technical features. Its length was 11.5 meters, height - 3.56 meters, wing span - 11.85 meters, and the area of ​​the wing - 21.8 sq.m.

The mass of the empty aircraft was 3 667 kg, and the maximum take-off weight - 6 551 kg with the payload mass in 5 714 kg.

The maximum speed of the aircraft reached 880 km / h, while the cruising speed was 720 km / h with a practical range in 2050 km. Practical ceiling height - 14 630 m.

For military trials, X-NUMX units of TP-20C were released. A series of familiarization flights was organized at various Air Force bases for pilots and technicians. 80 June 11, the machine received the designation TF-1948C, and 80 May 5, the usual T-1949A.



In addition to the Air Force, command showed interest in the new training machine. fleet, since there was also an acute problem of accidents during the development of samples of jet equipment. In just a year, 26 T-33A training aircraft were transferred to the fleet. And next year, naval pilots received another 699 aircraft.

In total, for the entire production time, 5691 T-33A was released in various versions. Another 656 machine released Canadian company "Canadeyr", and the Japanese "Kawasaki" increased the number of 210. Most of the American-made aircraft went abroad, hitting more than twenty countries in the world.

For half a century, the T-33A has been a “classroom” for thousands of pilots.

Also, T-33А was actively used as a combat during many regional conflicts, where he was lucky much more than the progenitor - F-80 "Shooting Star".

Pilots of the T-33A shot down several B-26 "Invader" invasion troops during air battles over the Cuban Gulf of Pigs.

But the main purpose of the T-33A were "counterguerrilla" strikes against ground targets.

Several modifications were developed specifically for foreign orders: the reconnaissance RT-33А, equipped with cameras in front of the fuselage and enlarged tanks, as well as the AT-33А attack aircraft, on which more advanced navigation and sighting equipment was installed, as well as reinforced holders for combat load.

At the moment, only in the Bolivian Air Force are AT-33A manufactured in Canada, which are used for raids on drug traffickers and left-wing rebel groups.

The 18 T-33 are in service with two units: the 32 Air Group in Santa Cruz de la Sierra and the 31 Air Group in El Alto.



Most of the departures take place in the Villa Tunari district - this is the unofficial capital of coca production in Bolivia.

It is worth noting that this is a very durable aircraft. For example, his peer and analogue developed in the USSR - the MiG-XNUMHUTI training aircraft - was actively used until the beginning of the 15-s. And T-80A was listed in the US Air Force up to the 33 year.

T-33A, which were removed from service, turned into remote-controlled targets with the designation QT-33A. First of all, they were used to simulate the flight of maneuverable and low-flying air targets, as well as cruise missiles.
Author:
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. il grand casino
    il grand casino 4 July 2013 13: 22 New
    +5
    Thank you for the article!
  2. cobalt
    cobalt 4 July 2013 22: 48 New
    +3
    Peppy airplane despite
    age.
    1. Argon
      Argon 4 July 2013 23: 21 New
      +2
      Well, this radio model is not very, I think less than a year

Двухместный учебно-тренировочный самолет Т-33А Shooting Star

Двухместный учебно-тренировочный самолет Т-33А Shooting Star


Двухместный учебно-тренировочный самолет Т-33А, производимый компанией «ЛОКХИД», - это один из тех долгожителей, на котором начиналась карьера нескольких поколений пилотов.

Он создан на основе реактивного истребителя первого поколения F-80 «Шутинг Стар», но сумел пережить своего прародителя.


Разработка истребителя F-80 Shooting Star началась весной 1943 года, после появления данных о разработке Германией реактивных истребителей.

Тогда состоялась встреча главного конструктора компании Lockheed Даниеля Русса с представителями командования американских ВВС на авиабазе Райт Филд. По итогам встречи было написано официальное письмо, в котором фирме поручалась разработка реактивного истребителя, использующего английский двигатель H.1B Goblin компании De Havilland.

Первый полет опытного образца XP-80 прошел 8 января 1944 года, а 10 июня 1944 года был выпущен второй опытный образец. После успешного завершения испытаний, компания начала подготовку к серийному производству. Правда, было одна проблема с двигателем - Allis Chalmers не смогла выдержать сроки поставки, поставив программу под угрозу срыва. Руководство Lockheed решает устанавливать на серийные самолеты силовые агрегаты I-40 компании General Electric. Позже серийным производством этих двигателей займется компания Allison, они получат обозначение J-33.

Для установки нового двигателя понадобилось увеличить длину фюзеляжа на 510 мм, изменить форму воздухозаборников, а также поставить перед ними отсекатель пограничного слоя. Кроме того была увеличена площадь крыльев.

ВВС торопили запуск самолета в серийное производство, так как им был необходим достойный противник для немецких Ме-262. Четыре предсерийных самолета YP-80 отправились на боевые испытания на территорию Европы: два отправились в Великобританию, а еще два – в Италию. Правда, ни один из этих истребителей так и не повстречал противника.

В марте 1945 года первые серийные образцы начали поступать на вооружение армейских подразделений. Стоит отметить, что освоение новых самолетов сопровождал очень высокий уровень аварийности.

В начале карьеры истребитель Shooting Star вряд ли можно было назвать безопасным и надежным самолетом, хотя именной эти качества были присущи другой технике фирмы. Причем основной проблемой стали не конструкторские ошибки, а новизна самого класса реактивной техники.

6 августа 1945 года погиб известный летчик ВВС США Ричард Бонг, который являлся самым результативным пилотом в истории США. На его счету 40 японских самолетов, сбитых на самолете P-38 «Лайтнинг». Последним для него стал очередной облет серийного образца F-80А.

В 1947 году в ВВС США изменилась система обозначений, поэтому с этого момента самолет получил наименование - F-80 Shooting Star. Производство последней серийной модификации F-80C началось в феврале 1948 году. Ее оснастили еще более мощным двигателем J33-A-23 с, тяга которого достигала 2080 кгс. Также были существенно подняты боевые качества машины. В частности, под крыльями появились два бомбовых пилона, в которые также можно установить неуправляемые ракеты. В составе встроенного вооружения F-80 присутствовало шесть 12.7-мм пулеметов М-3, которые обеспечивали скорострельность в 1200 выстрелов в минуту при боезапасе в 297 патронов на один ствол.

Летом 1950 года завершилось серийное производство этих самолетов. Всего было выпущено 798 единиц.

Двухместный учебно-тренировочный самолет Т-33А Shooting Star


Стоит отметить, что боевая карьера F-80 не стала слишком удачной. Во время столкновений в Корее выяснилось, что они не являются конкурентами для советских МиГ-15. Для уничтожения МиГов использовались более подходящие F-86 «Сейбр», а все имеющиеся в наличии F-80C переквалифицировали в истребители-бомбардировщики.

Двухместный учебно-тренировочный самолет Т-33А Shooting Star


В 1958 году самолеты F-80C окончательно сняли с вооружения резерва ВВС и национальной гвардии. 113 единиц получили южноафриканские ВВС по программе военной помощи США. А с 1958 по 1963 года 33 F-80C передали в бразильские ВВС. В это же время 16 машин получили ВВС Перу. Также эти самолеты стояли на вооружении ВВС Колумбии, Чили и Уругвая. В 1975 году их окончательно сняли с вооружения, когда ВВС Уругвая обменяли их на Цессны А-73В.

Создание учебно-тренировочного Т-33А началось, когда стало очевидно, что в виду высокой аварийности новых реактивных машин, потребуется двухместная модель. Эту разработку компания Lockheed провела в инициативном порядке.

В августе прямо со сборочной линии был снят почти готовый Р-80С, который собирались переделать в двухместный. Засекреченность разработки сделала свое дело, компания Lockheed первой предложила подобную машину, хотя рост рынка учебно-тренировочных самолетов был прогнозируем.

В процессе переделки пришлось разобрать серийный вариант Р-80С, чтобы «врезать» вторую приподнятую кабину, позволяющую осуществлять двойное управление. В фюзеляже появилась вставка в 75 см перед крылом, а также еще одна в 30 см за ним. Также пришлось вдвое сократить объем топливного бака в фюзеляже, но общая емкость осталась неизменной, благодаря замене крыльевых протектированных баков на мягкие из нейлона. Законцовки крыла позволяли разместить под ними 230-галонные баки, которые крепились по линии симметрии.

Двухместный учебно-тренировочный самолет Т-33А Shooting Star


Практически без изменений остались катапультные кресла для новой машины, получившей обозначение ТР-80С. При этом кабина получила единый фонарь, который теперь не откидывался вбок, а поднимался вверх электромотором.

Самолет получил вооружение в составе двух 12.7-мм пулеметов с боезапасом в 300 патронов на каждый.

Первый испытательный полет прошел 22 марта 1948 года. В воздухе самолет мало чем отличался от одноместного варианта. Более того, удлиненная форма фюзеляжа немного увеличила летные характеристики.

Самолет обладал следующими техническими особенностями. Его длина составляла 11.5 метров, высота – 3.56 метра, размах крыла – 11.85 метра, а площадь крыла – 21.8 кв.м.

Масса пустого самолета составляла 3 667 кг, а максимальная взлетная масса – 6 551 кг при массе полезной нагрузки в 5 714 кг.

Максимальная скорость самолета достигала 880 км/ч, при этом крейсерская скорость составляла 720 км/ч при практической дальности полета в 2050 км. Практический потолок высоты – 14 630 м.

Для войсковых испытаний было выпущено 20 единиц ТР-80С. Была организована серия ознакомительных полетов на различных базах ВВС для пилотов и техников. 11 июня 1948 года машина получила обозначение TF-80C, а 5 мая 1949 года - привычное Т-33А.

Двухместный учебно-тренировочный самолет Т-33А Shooting Star


Кроме ВВС интерес к новой учебной машине проявило командование флота, так как там тоже остро стояла проблема аварийности при освоении образцов реактивной техники. Всего через год на флот были переданы 26 учебных самолетов Т-33А. А в следующем году морские летчики получили еще 699 самолетов.

В общей сложности за все время производства было выпущено 5691 Т-33А разных модификаций. Еще 656 машин выпустила канадская компания «Канадэйр», а японская «Кавасаки» увеличила количество еще на 210. Большая часть самолетов американского производства ушла за рубеж, попав в более двадцати стран мира.

В течение полувека Т-33А являлся «учебной партой» для тысяч пилотов.

Также Т-33А активно использовали в качестве боевого во время множества региональных конфликтов, где ему повезло намного больше, чем прародителю - F-80 "Шутинг Стар".

Пилоты Т-33А сбили несколько Б-26 «Инвейдер» войск вторжения во время воздушных боев над кубинским заливом Свиней.

Но основным предназначением Т-33А стали «противопартизанские» удары по наземным целям.

Специально под зарубежные заказы были разработаны несколько модификаций: разведчик RT-33А, оснащенный фотокамерами в передней части фюзеляжа и увеличенными баками, а также штурмовик АТ-33А, на который устанавливалось более совершенное навигационное и прицельное оборудование, а также усиленные держатели для боевой нагрузки.

В настоящий момент лишь в ВВС Боливии остались АТ-33А производства Канады, которые используются для рейдов на наркоторговцев и леворадикальных повстанческих группировок.

18 Т-33 стоят на вооружении двух подразделений: «Воздушная группа 32» в Санта Крус де ла Сиерра и «Воздушная группа 31» в Эль Альто.

Двухместный учебно-тренировочный самолет Т-33А Shooting Star


Большая часть вылетов совершается в районе Вилла Тунари – это неофициальная столица производства коки в Боливии.

Стоит отметить, что это очень долговечный самолет. К примеру, его ровесник и аналог, разработанный в СССР - учебно-тренировочный самолет МиГ-15УТИ – активно использовался до начала 80-х годов. А Т-33А числился в американских ВВС вплоть до 1996 года.

Т-33А, которые снимались с вооружения, превращались в дистанционно управляемые мишени с обозначением QT-33А. В первую очередь их использовали для имитации полета маневренных и низколетящих воздушных целей, так как и крылатые ракеты.
Автор: Сергей Линник, Александр Дедов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. il grand casino 4 июля 2013 13:22
    Спасибо за статью!
  2. кобальт 4 июля 2013 22:48
    Бодренький самолет, несмотря на
    возраст.
    1. Argon 4 июля 2013 23:21
      Ну у этой радиомодели не очень,думаю меньше года

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня