Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Виражи беспилотной авиации

Виражи беспилотной авиацииРуководящий состав Минобороны России во главе с министром обороны генералом армии Сергеем Шойгу в подмосковном Алабино на базе гвардейской Таманской ордена Октябрьской Революции, Краснознамённой, ордена Суворова мотострелковой дивизии провёл смотр комплексов беспилотных летательных аппаратов, созданных отечественными предприятиями. Свои изделия производители показали и в статике, и в работе в ходе розыгрыша тактического эпизода. Многие из демонстрировавшихся комплексов сейчас проходят войсковые испытания. Смотр выявил возможности российских производителей и их стремление догнать, а затем и перегнать зарубежных конкурентов, вернув нашей стране лидерство в данной области военной техники.

Когда-то мы были первыми

Несколько десятилетий назад на западе нашей страны в её тогдашних границах в н.п. Марциене Мадонского района Латвийской ССР среди лесов, озёр и болот на укрытом от лишних взоров участке местности стройбатом из железобетонных плит была построена площадка размером 100х100 метров. Она предназначалась для секретного изделия советского оборонпрома – дальнего беспилотного разведчика ДБР-1.


Оснащённый таким же двигателем, как и самолёт МиГ-25, беспилотник был больше истребителя. Взлетев со стапелей, он набирал высоту порядка 17 тыс. метров и шёл на разведку по заранее заданной программе. К примеру, он мог долететь до Великобритании, произвести фотосъёмку во время её облёта имевшейся тогда фототехникой и возвратиться в Советский Союз. Всё это происходило в автоматическом режиме и без преград со стороны ПВО англичан.
По возвращении посадку осуществляла лишь головная часть, в которой размещалось разведоборудование. Ни у кого в мире, за исключением нашей страны, в то время подобного аппарата не было. В беспилотной тематике, как и в области балета, СССР взошёл на недосягаемую высоту.

Когда у американцев и израильтян ещё вообще не было беспилотных аппаратов, в нашей стране их уже пускали в серию и даже продавали за рубеж своим друзьям, например в Сирию. Говорят, у сирийцев эти беспилотные комплексы до сих пор находятся в работоспособном состоянии. Да и у нас комплекс «Рейс» разработки 1960-х годов, который в 1970-е годы пошёл на вооружение, летает до сих пор. Очень надёжная получилась техника.

В зоне турбулентности

В советские времена в мотострелковых и танковых дивизиях были отдельные эскадрильи беспилотных самолётов-разведчиков (БСР) в армии - полк беспилотников. Когда в стране начались смутные времена, а в нашей армии - череда сокращений, беспилотная авиация подчинялась армейской авиации и на вопрос «кого сократить – вертолётчика или беспилотчика?» ответ был всегда известен заранее. Затем беспилотные части передали в состав ВВС, но проблему это не решило, поскольку и в Военно-воздушных силах при оргштатных мероприятиях лётчиков старались сберечь, а в беспилотных частях офицерам и прапорщикам приходилось искать себе новые места службы или уходить в запас.

К счастью, отечественную беспилотную авиацию всё же удалось сохранить. Передислоцированный в своё время из Латвии в Московскую область Межвидовой центр беспилотных летательных аппаратов претерпел ещё одну передислокацию, побывал в составе одного из учебных центров Сухопутных войск, но был сохранён. Существует он и сейчас. Личный состав центра во главе со своим командиром полковником Валерием Фроловым принял самое активное участие в показе беспилотной техники министру обороны России генералу армии Сергею Шойгу. Развитие беспилотной авиации и её применение в интересах войск сегодня находятся на особом контроле у руководства военного ведомства. Не случайно вышеназванный центр замыкается теперь прямо на Генеральный штаб. Необходимо возвращать утраченные Россией позиции в беспилотной тематике, ведь пока русская тройка (если использовать образ Николая Васильевича Гоголя) чуть не застряла в непролазной грязи 1990-х, конкуренты успели её обскакать.

Сегодня на первых позициях в создании и применении комплексов БЛА находятся США и Израиль. У нас же долгое время на вооружении оставались лишь созданные в советское время комплексы среднего радиуса действия «Рейс» и «Рейс-Д», к которым несколько лет назад добавилось несколько комплексов «Строй-П» и «Строй-ПД» (последний, кстати, весьма эффективно применялся в операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 г.).
Ещё совсем недавно у отечественной беспилотной авиации боевого применения не было чётко обозначенного вектора развития. Сухопутным войскам нужны были беспилотники ближнего и среднего радиуса действия. Даже если взять дальность пуска, например, «Точки У», то всё равно получается расстояние, которое авиацию мало интересует. Авиации требуется другая дальность разведки, за 300 км, и не нужны БЛА-малютки, запускаемые с руки. А Сухопутные войска не нуждаются в БЛА дальнего радиуса действия. Из-за этого различия долгое время в военном ведомстве сохранялась неопределённость относительно того, кто именно должен вести беспилотную тему и отвечать за неё. А у семи нянек, как известно, дитя без глазу. В результате возникали разные парадоксы. «Красная звезда» несколько лет назад уже писала об этом, поэтому для иллюстрации приведём лишь один пример.

Комплекс «Типчак» появился по заказу артиллеристов, но эксплуатировать его они не могли, потому что для этого у них не было подготовленного личного состава и той организации, которая могла бы его готовить. Ведь мало просто научиться запускать беспилотник - необходимо строго по правилам использовать воздушное пространство, для чего требуется штурманская квалификация. А в артиллерии штурманов нет.

В общем, существовавшая продолжительное время неопределённость привела к той ситуации, когда Министерство обороны упрекало промышленность в том, что она не производит БЛА, отвечающие требованиям времени. А «оборонщики» в ответ говорили, что последнее тактико-техническое задание из военного ведомства по этой теме получили несколько пятилеток назад.

Тем не менее, учитывая усилившуюся в последние годы популярность БЛА, их конструирование в России не прекратилось. В 2000-х чуть ли не кружки умелых рук создавали нечто, называли это беспилотными комплексами, расхваливали их и пытались продать, то есть попасть в госзаказ. К примеру, в 2009 году, когда на базе центра была проведена экспертиза всех производящихся в России БЛА, свои аппараты привезли около 20 фирм (темой беспилотников в России тогда занималось около 30 фирм).

Были организованы полёты для проверки разрешающей способности средств воздушной разведки. Выставляли мишенную обстановку – допустим, движущийся уазик, КамАз, перемещающаяся в пешем порядке группа солдат и т.д. Никто из представителей фирм число и координаты этих мишеней не знал – операторам представленных БЛА просто «нарезали» район поиска, маршрут, как это и даётся в боевом распоряжении. Проверялись также точность выхода на объект разведки, другие вопросы. Экспертиза шла три дня, каждый выполнял полёты по свободному графику. Тогда результативно слетали только аппараты комплексов «Типчак» и «Строй-ПД». Остальные поднимались в воздух и… падали, потому что не было радиосвязи, или уходили невесть куда. У многих аппаратов никудышными оказались точность выхода на объекты разведки и точность определения координат. К примеру, один из таких беспилотников дал ошибку в 300 метров. Какой был бы толк, если с его помощью применять высокоточное оружие?

В итоге на определённом этапе прежним руководством Министерства обороны было принято решение о закупке израильских беспилотников. Создать такие условия, при которых отечественные КБ сконструировали бы беспилотники, не уступающие лучшим зарубежным аналогам и удовлетворяющие чётко сформулированным требованиям Министерства обороны, в стране не получалось.

Однако энтузиасты, болеющие за дело, фанаты беспилотной авиации продолжали работу, набивая шишки и набираясь опыта. И постепенно в России даже сформировалась конкурентная среда в сфере БЛА (особенно комплексов ближнего действия и малой дальности), которые стали интересовать заказчиков из числа силовых структур страны – МВД, МЧС, ФСБ и Минобороны. Так что главе российского военного ведомства генералу армии Сергею Шойгу 28 июня на учебно-тренировочном комплексе Таманской дивизии в Алабино было на что посмотреть.

Впереди ещё много работы

Когда, находясь над площадкой проведения показа на высоте 3.000 м, беспилотник средней дальности «Форпост» вёл телевизионную воздушную разведку, участники события на мониторе видели всё, что происходит на площадке, – до каждого человека.

Этот же комплекс, взлетевший с аэродрома Кубинка, использовался затем и на практическом показе применения комплексов БЛА во время розыгрыша спецоперации по уничтожению незаконных вооружённых формирований, за которым наблюдал министр обороны. В ходе спецоперации в воздух поднимались БЛА ближнего действия, малой и средней дальности, изготовленные на разных предприятиях. И только один из них был собран из импортных комплектующих по зарубежным «лекалам». Все остальные – плод отечественной конструкторской мысли.

С помощью беспилотников «Форпост», «Орлан», «Гранат», «Тахион», «Элерон», «Курс-ММ», «Леер» проводились инженерная разведка местности и её съёмка с последующим изготовлением ортофотоплана, ретрансляция развединформации, оптико-электронная разведка местности, фиксировались источники радиосигналов, определялось их местоположение и осуществлялось их подавление. БЛА поставляли информацию передовому авианаводчику, на основании которой на цели наводились бомбардировщики Су-24М и вертолёты Ми-8, в автоматизированном режиме выдавали координаты целей для артиллерии (самоходных гаубиц и миномётов) и корректировали её огонь.

Кроме того, рассказывали представители предприятий, представленные на показе комплексы в зависимости от полезной нагрузки могут вести инфракрасную разведку местности и минировать её участки, проводить РХБ-разведку. Оператор может ими управлять в ручном режиме, но даже в случае потери управления БЛА возвращаются в заранее заданную точку, где и осуществляют посадку (большинство – с помощью парашюта).

Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу, сопровождаемый своими заместителями, главнокомандующими видами Вооружённых Сил и командующими родами войск, начальниками Главных управлений Минобороны России, внимательно осмотрел открытую и закрытую части статической экспозиции, не обращая ни малейшего внимания на грозу, которая началась во время осмотра. Были презентованы комплексы, находящиеся на войсковых испытаниях, созданные в инициативном порядке, а также спланированные к закупке в соответствии с Государственной программой вооружений, рассчитанной на период до 2020 года.

35 комплексов с беспилотными летательными аппаратами и варианты их полезной нагрузки главе военного ведомства представили руководители (представители) 15 отечественных предприятий военно-промышленного комплекса, офицеры Центра беспилотных летательных аппаратов Минобороны, НИИ военного ведомства. Так, например, о целевых нагрузках комплексов БЛА в интересах инженерного обеспечения боевых действий доложил начальник Научно-исследовательского испытательного центра исследований и перспектив развития средств инженерного вооружения Вооружённых Сил РФ полковник Юрий Троць.

Естественно, разработчики говорили о преимуществах своих изделий.

- Ни у американцев, ни у израильтян пока нет совмещённой полезной нагрузки «день – ночь» в электромагнитном подвесе с цифровым каналом передачи данных и возможностью полуторачасовой работы, - говорил об уникальности своей продукции главный конструктор группы компаний Zala Aero Александр Захаров. – А у нас уже есть. В комплексах массой до 10 кг мы можем успешно конкурировать с изделиями из США и Израиля и по цене, и по тактико-техническим характеристикам.

- В ходе осмотра были высказаны некоторые пожелания представителям предприятий-производителей, - сообщил «Красной звезде» заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых Сил России генерал-полковник Александр Постников. – Уточнены требования по полезной нагрузке и по функционалу комплексов с БЛА.

- Мы должны иметь широкий спектр комплексов с БЛА: для разведки, в том числе радиоэлектронной и радиотехнической, для корректировки огня авиации и артиллерии, для радиоэлектронного подавления - одним словом, для решения всех задач, которые возложены на Вооружённые Силы, - отметил заместитель начальника Генштаба. – И конечно, для нас очень важна та полезная нагрузка, которая разработана в том числе в инициативном порядке.

В этой связи надо отметить, что некоторые варианты полезной нагрузки были представлены руководству Министерства обороны впервые.
В процессе осмотра затрагивалась проблема сроков реализации требований, предъявленных Министерством обороны.

- Если сокращение сроков не скажется на качестве изделий, значит, мы нашли общий язык, - констатировал генерал-полковник Постников.

Немаловажным было и то, что производители комплексов с БЛА смогли ознакомиться с изделиями коллег, сравнить их со своими и понять, кто на каком уровне находится. В целом этот уровень, по оценке министра обороны, достаточно высокий, но предела совершенству нет, поэтому работать всем нужно ещё достаточно много. И военным, планируя применение комплексов с БЛА и закладывая требования к ним, и разработчикам для их реализации.

Диалог разработчиков и руководства Минобороны прошёл в очень благожелательной обстановке. Создатели беспилотников увидели желание генерала армии Сергея Шойгу и руководителей центральных органов военного управления конструктивно взаимодействовать и при этом их заинтересованность в том, чтобы качество той продукции, которая поступает в войска (силы) сегодня и будет поступать в перспективе, соответствовало требованиям заказчика.

- Мы хотим, чтобы те комплексы, которые будут поступать в перспективе на снабжение наших Вооружённых Сил, ни в коем случае не уступали иностранным аналогам, а по основным заданным параметрам превосходили их, - подчеркнул генерал-полковник Александр Постников.

Хочется быть уверенным, что именно эту цель во главу угла ставят и на предприятиях ОПК, стремясь создать для нашей армии лучшую в мире разведывательно-ударную беспилотную технику.
Автор: Александр Тихонов
Первоисточник: http://redstar.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. Tarpon 4 июля 2013 17:25
    Мы хотим, чтобы те комплексы, которые будут поступать в перспективе на снабжение наших Вооружённых Сил, ни в коем случае не уступали иностранным аналогам, а по основным заданным параметрам превосходили их, - подчеркнул генерал-полковник Александр Постников.

    Желание хорошее! Надо поставить задачи непосредственно перед разработчиками и подкрепить деньгами, минуя менеджеров типа "Чубайс и К", и тогда успех гарантирован.
    1. бывалый 4 июля 2013 17:31
      БПЛА это пока не основное направление для наших конструкторов. Конечно нужны, но нам надо активнее самолеты "на крыло" ставить. Админы поставили эту новость, а пропустили главную
      Военно-воздушные силы России приступили к летным испытаниям многофунционального самолета Су-30СМ, сообщает министерство обороны.

      «В Государственном летно-испытательном центре имени Чкалова в Ахтубинске Астраханской области подписано предварительное заключение с открытым акционерным обществом (ОАО) «Корпорация «Иркут» по специальным совместным летным испытаниям многофункционального двухместного истребителя Су-30СМ», - говорится в сообщении на сайте Минобороны.

      «Самолеты Су-30СМ позволят значительно повысить боевые возможности ВВС России», — заявил начальник авиации — заместитель главнокомандующего ВВС по авиации, Герой России полковник Сергей Кобылаш.

      «Возможности Су-30СМ по одновременному обнаружению и поражению нескольких целей и его сверхманевренность являются уникальными. Современные истребители будут поступать в ВВС не единичными экземплярами, а целыми эскадрильями», — отметил он.

      Многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-30СМ является дальнейшим развитием семейства боевых самолетов типа Су-30МК, разрабатываемых для поставок на экспорт.

      Истребитель адаптирован под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем. Также внесены изменения в состав вооружения.

      Первый контракт на поставку в войска 30 многоцелевых истребителей Су-30СМ между министерством обороны и корпорацией «Иркут» был подписан в марте 2012 года.

      В сентябре прошлого года Су-30СМ, собранный на Иркутском авиационном заводе, совершил первый полет.
  2. могус 4 июля 2013 18:02
    то,что сейчас называют ударным
    Оснащённый таким же двигателем, как и самолёт МиГ-25, беспилотник был больше истребителя. Взлетев со стапелей, он набирал высоту порядка 17 тыс. метров и шёл на разведку по заранее заданной программе. К примеру, он мог долететь до Великобритании, произвести фотосъёмку во время её облёта имевшейся тогда фототехникой и возвратиться в Советский Союз. Всё это происходило в автоматическом режиме и без преград со стороны ПВО англичан.

    Когда у американцев и израильтян ещё вообще не было беспилотных аппаратов

    Профессор! Всё-таки мы неимеющиеаналоговвмире fellow

    не развал,так где бы был наш технологический уровень sad
    могус
    1. Бурелом 4 июля 2013 22:40
      Цитата: могус
      Когда у американцев и израильтян ещё вообще не было беспилотных аппаратов

      Lockheed D-21 и AQM-34 не беспилотные аппараты?
      Бурелом
  3. Alex Nick 4 июля 2013 18:10
    Сейчас "Профессор" думает,не отвлекайте пожалуйста
    1. могус 4 июля 2013 18:22
      ирония над собой и стёб - не обращайте внимания
      могус
  4. maxvik 4 июля 2013 18:12
    Надоела эта песня - по основным заданным параметрам превосходили западные аналоги.
    Военные вузы разогнали, а потому не могут проработать ни структуру подразделений с новой техникой, ни тактику применения, ни необходимые ТТХ. В итоги берут западные передовые образцы, засовывают палец в нос и с умным видом накидывают на ключевые ТТХ по 10-20 процентов. А можно достичь таких параметров или нет и почему - плевать.
    А потом эскизное проектирование проводит головной исполнитель без определения подрядчиков, т.е. тоже с пальцем в носу.
    А потом раздают частные задания подрядчикам и те успешно проваливают их. Потому что ничего подобного давно не делали.
    А потом все по новому кругу.
    1. киргиз 4 июля 2013 19:56
      Цитата: maxvik
      Военные вузы разогнали, а потому не могут проработать ни структуру подразделений с новой техникой, ни тактику применения, ни необходимые ТТХ. В итоги берут западные передовые образцы, засовывают палец в нос и с умным видом накидывают на ключевые ТТХ по 10-20 процентов

      Да их и разогнали когда они уже 15лет ничего этого не могли и не делали, штаны протирали и видимость науки военной создавали
      1. maxvik 4 июля 2013 20:28
        В ВВУЗАХ были какие-никакие кадры, были остатки научных школ, которые имели некоторое представление о подходах к решению задач. А какую альтернативу имеем на сегодняшний день?
    2. Mole 4 июля 2013 19:58
      Глаза боятся - руки делают! Если не пытаться ничего изменить - ничего и не будет! Критиковать всегда легче, чем сделать! Будет воля, будет дух - сделают! Лишь бы Сердюковых и К в энтих проектах не было.
      1. maxvik 4 июля 2013 20:31
        Да я в общем-то не против. Вопрос в том как делать?
  5. sergey158-29 5 июля 2013 00:09
    Работы тут и впрямь невпроворот, но дорогу осилит идущий. УДАЧИ!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня