На руинах дружбы народов
Я – русский дагестанец. Родился в Дагестанской Автономной Советской Социалистической республике в 1937 году. Автономной она тогда была по Конституции СССР, а советской и социалистической – по существу. Традиционный ислам, получивший особое развитие в Дагестане во времена имама Шамиля, мирно сосуществовал с советской властью. Опасность возникновения радикального исламизма появилась сразу после развала СССР в 1991 году.
Инициаторы развала Союза оказались неспособны предвидеть, что таким образом они расчищают дорогу весьма опасному иностранному явлению, которое вскоре стало проникать не только в мусульманские регионы России, но и в ее центральные города, включая Москву и Санкт-Петербург. Образовавшийся идеологический вакуум и религиозная безграмотность населения стали питательной средой для распространения разнообразных псевдоидеологий и псевдорелигий.
Через разрушенные границы государства хлынул поток эмиссаров и пропагандистов радикального толкования ислама, успешной деятельности которых способствовали развал экономики страны, уничтожение прежней идеологии, основанной на постулатах Библии и Корана, возникновение массовой безработицы, резкое снижение уровня жизни, образования, обострение межнациональных отношений и др.
Возникшие в Дагестане в связи с этим этнополитические процессы отразились прежде всего на самочувствии русского населения, отток которого из республики с 1991 года резко возрос.
Разумеется, важнейшим фактором оттока русских из Дагестана явились события 90-х годов в соседней Чечне и слабость местной и федеральной власти в деле защиты мирного населения от беззаконности и беспорядков. Наиболее беззащитными и уязвимыми в то время оказались русские, не имеющие обширных родовых и клановых связей. Отчуждение жилья русских насильственным путем приобрело тогда массовый характер. Поддержка друзей и знакомых далеко не всегда могла оказать определяющее влияние при принятии ими решения об отъезде из Дагестана. Обострившийся религиозный экстремизм в республике способствовал этому процессу.
Определенную антирусскую роль сыграл и тот факт, что несмотря на большую значимость русских в создании и укреплении экономики Дагестана, в развитии культуры, науки и образования, они по существу не были допущены к распределению полученных достижений и результатов как в 90-е, так в и последующие годы.
В этот период стали происходить и существенные изменения в кадровой политике руководства Дагестана. Представительство русских в правительстве и других административных органах республики уменьшалось с опережающим отток русских темпом, тем самым как бы провоцируя его продолжение.
Но так было далеко не всегда.
Русские появились в Прикаспийском крае вскоре после встречи Петра Первого с шамхалом Тарковским Адиль-Гиреем в 1722 году. В 1860-м при Александре Втором в составе России была образована Дагестанская область. Русские наряду с кумыками, горскими евреями, армянами и азербайджанцами явились тем ядром, вокруг которого стало формироваться городское население области. На базе русских крепостей на территории Дагестанской области основаны в 1857 году город Петровск-Порт, а в 1866-м – Темир-Хан-Шура.
Город Дербент был отвоеван русскими солдатами в войне с Персией в начале ХIX века и по Гюлистанскому договору 1813 года отошел к России. 12 октября 2013-го исполнится ровно 200 лет с того момента, как Дербент стал российским городом. Его администрация просто обязана отметить это и поставить в городе памятник русскому солдату подобно тому, как администрация Махачкалы установила памятники русской учительнице и Петру Первому.
Не делает чести и администрациям Буйнакска, Гуниба, Хунзаха, Ботлиха, Чирюрта, Хасавюрта, Сергокала и Ахты заброшенное состояние крепостей и захоронений русских солдат, офицеров и членов их семей, живших и служивших там в конце ХIX – начале ХХ столетия.
Стремительный рост численности русских в Дагестане в первой половине прошлого века сложился в результате их активного участия в строительстве городов, заводов, фабрик, железных и шоссейных дорог, морского порта, вокзалов, электростанций и др. Русские учителя, врачи, инженеры, работники культуры способствовали развитию образования, науки и культуры в республике. В это время в многонациональном Дагестане русский язык становится языком межнационального общения.
Накануне и в годы Великой Отечественной войны русские составляли основу административного аппарата республики. Сегодня среди депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации РФ от Дагестана в списках «Единой России» и «Справедливой России» нет ни одной русской фамилии.
В 2005 году в Махачкале издана книга «Народы Дагестана в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (Документы и материалы)», в которой опубликованы сведения о добровольцах из Дагестана. Русские в те годы проживали и призывались на войну не только из городов, но из Акушинского, Ахтынского, Гунибского, Рутульсксто и других горных районов ДАССР. Авторы не захотели раскрыть национальный состав добровольцев из города Махачкалы, вероятно, потому, что их основу составляли русские. Но это было естественно, поскольку до 1922 года этот город с большинством русскоязычного населения назывался Петровск-Порт, а горцы тогда жили в горах и призывались оттуда.
Весьма негативную роль в последнее двадцатилетие сыграло равнодушие федерального центра к проблемам Дагестана и, в частности, его русского населения. Этим воспользовались этнические кланы, коррумпированные чиновники, экстремисты, террористы и радикальные исламисты.
Несколько обнадеживает понимание этой проблемы президентом России Владимиром Путиным, признавшим, что исход русских с Северного Кавказа означает потерю квалифицированной рабочей силы, а также целых отраслей производства и самой культуры производства. И больше – это нарушение культуры совместного проживания народов на этих территориях. Он выразил намерение федерального центра обеспечить возврат людей независимо от их национальности.
Решение этой задачи крайне сложное, так как отсутствуют многие необходимые условия для возвращения русских дагестанцев на место их прежнего проживания. На мой взгляд, первым шагом в данном направлении должно быть переименование Тарумовского и Кизлярского районов в Тарумовский казачий район и Кизлярский казачий район. Это укрепит в сознании русских дагестанцев убежденность в том, что в Республике Дагестан они не чужие.
Новое руководство республики проявляет определенную озабоченность фактом оттока русских из Дагестана. Но, к сожалению, действий практического характера по решению этой проблемы пока не наблюдается. При этом многие уже заметили: чем меньше становится русского населения в Дагестане, тем чаще звучат выстрелы не только в горах, но и в городах республики.
Решать стоящие перед Дагестаном задачи по кардинальному изменению экономической и криминальной ситуаций без русского населения будет намного сложнее.
Информация