Танки сил самообороны

Япония пополнила свой танковый парк машиной нового поколения

Силы самообороны – это официальное название вооруженных сил в современной Японии. В соответствии с Потсдамской декларацией в 1945-м армия страны была разоружена и демобилизована. 30 ноября того же года распустили Военное и Военно-морское министерства со всеми подчиненными им органами. Японские военнослужащие были лишены прав на пенсию.

В конституции Японии, принятой в 1947 году, в статье 9 говорится: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной выше, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается».


Однако это положение никогда не трактовалось слишком прямолинейно. Еще в январе 1950 года главнокомандующий американскими оккупационными войсками генерал Дуглас Макартур в обращении к японскому народу заявил, что Япония имеет право на самооборону. Через несколько месяцев, 8 июля в соответствии с его приказом началось формирование полицейского резервного корпуса численностью 75 тысяч человек. Заключенный в 1951 году японо-американский договор о гарантии безопасности гласил, что сама Япония будет все в большей мере принимать на себя ответственность за собственную оборону против прямой и косвенной агрессии. В августе 1952-го японское правительство преобразовало полицейский резервный корпус в корпус национальной безопасности и увеличило его численность до 110 тысяч. В сентябре 1953-го на базе этого корпуса началось создание Сил самообороны – это название с 1 июля 1954 года сохраняется за японскими вооруженными силами до нынешнего дня.

Структура армии

Танки сил самообороныОкончательно структура Сил самообороны Японии была сформирована к 1976 году и с тех пор не претерпела значительных изменений. Верховным главнокомандующим является премьер-министр, при котором существует консультативный орган – Совет национальной безопасности, а непосредственное управление войсками и флотом осуществляют Управление национальной обороны (УНО) и Объединенный комитет начальников штабов с соответствующими штабами родов войск. Основной управляющий орган в этой системе – УНО, руководит которым гражданский начальник управления в ранге государственного министра. В Силы самообороны входят сухопутные, воздушные и морские силы самообороны. Сухопутные подразделения наиболее многочисленны. В них служат 148 тысяч человек. Они состоят из пяти армий, 13 дивизий (в том числе одной танковой), нескольких бригад (в том числе одной воздушно-десантной) и ряда частей центрального подчинения. На вооружении сухопутных сил находится более 1000 танков, 2000 артиллерийских орудий и реактивных установок, около 500 самолетов и вертолетов.

Единственная японская 7-я танковая дивизия считается основной ударной силой сухопутных войск. Она предназначена для нанесения контрудара, а также для прикрытия флангов пехотных дивизий и решения других задач. Дивизия имеет семь полков (три танковых, мотопехотный, артиллерийский, зенитный ракетно-артиллерийский, тылового обеспечения), три батальона (разведывательный, инженерный, связи) и две роты (штабную, армейской авиации). Численность личного состава около семи тысяч. Вооружение: свыше 200 танков, более 200 боевых бронированных машин, до 70 орудий полевой артиллерии и минометов. Дивизия дислоцируется на острове Хоккайдо и подчинена командованию армии «Север» – самой крупной и боеспособной в Силах самообороны. Помимо танковой дивизии, бронетанковая техника состоит на вооружении и других подразделений. Так, в составе каждой пехотной дивизии имеется танковый батальон, насчитывающий до 60 боевых машин.

«74» – основа бронетанковых войск

В 50-е годы, на начальном этапе строительства Сил самообороны на их вооружении состояла в основном американская боевая техника, в том числе легкие танки М24 и М41, а также средние М4А3 и М47. Однако уже в 1954-м в Японии началась разработка собственных средних танков первого послевоенного поколения. С 1957 по 1962 год было изготовлено несколько прототипов под индексами от ST-A1 до ST-A4. В их конструкции, с одной стороны, продолжились довоенные традиции японского танкостроения, связанные с установкой дизеля воздушного охлаждения в корме корпуса при передних ведущих колесах, с другой – совершенно очевидно, что прототипом при проектировании послужил американский танк М47.

В 1962 году новый средний танк был принят на вооружение под маркой «61». Он находился в серийном производстве с 1962 по 1972 год. За это время фирма Mitsubishi Heavy Industries выпустила 560 единиц.

В связи с поступлением в войска во второй половине 90-х годов танков «90» машины «61» были сняты с вооружения. К 2000-му в Силах самообороны их уже не осталось.

Разработка нового среднего танка была начата фирмой Mitsubishi Heavy Industries в 1962 году и проходила в рамках программы, предусматривавшей усиление новыми машинами парка танков «61», а затем и полную его замену. После семи лет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – в сентябре 1969 года изготовлены два первых прототипа ST-B1. В них были учтены все тогдашние достижения мирового танкостроения, а также реализованы многочисленные оригинальные разработки японских конструкторов: автомат заряжания пушки, система дистанционного управления зенитным пулеметом, новая гидромеханическая трансмиссия, гидропневматическая подвеска опорных катков и многое другое. До 1973 года была изготовлена серия прототипов от ST-B1 до ST-B6, конструкция которых по мере проектирования все более упрощалась. На вооружение японских Сил самообороны танк приняли в 1975-м под обозначением «74», в том же году началось его серийное производство. С 1975 по 1991 год изготовлено 873 единицы.

Компоновка танка «74» классическая, с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. В отличие от машины «61» на «74» механик-водитель располагается в носовой части корпуса слева. Корпус сварен из катаных броневых листов, башня – литая, полусферической формы, внешне напоминающая башни советских танков, а также башни машин AMX-30 и «Леопард-1». Максимальная толщина лобовой брони корпуса – 110 миллиметров, угол наклона лобового листа к вертикали – 65 градусов. Все узлы и системы танка – национальной разработки, кроме 105-мм пушки L7A3, изготавливавшейся по английской лицензии. Пушка имеет концентрическое противооткатное устройство и стабилизирована в двух плоскостях. Наведение пушки на цель и стрельбу могут осуществлять как командир танка, так и наводчик. В комплекс прицельных приборов машины входят комбинированный (дневной/ночной) перископический прицел командира, в который встроен лазерный дальномер на рубине с дальностью измерения от 300 до 4000 метров, основной перископический комбинированный прицел наводчика J-3 и вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел наводчика. Ночные приборы активного типа, подсветка производится с помощью ксенонового прожектора, установленного слева от пушки. Боекомплект танка состоит из 55 выстрелов, 4500 патронов калибра 7,62 миллиметра и 660 патронов калибра 12,7 миллиметра.

На танке «74» установлен двухтактный дизельный 10-цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения Mitsubishi 10ZF 22WT с турбонаддувом. Его мощность – 720 лошадиных сил (529 кВт) при 2200 оборотах в минуту. В кормовой части в едином блоке с двигателем размещена механическая планетарная трансмиссия Mitsubishi MT 75A с фрикционным включением передач (6+1) и дифференциальным механизмом поворота. Подвеска гидропневматическая, регулируемая, клиренс изменяется от 200 до 650 миллиметров, дифферент корпуса – плюс-минус шесть градусов, крен – плюс-минус девять градусов. Установка упругих элементов подвески выполнена внутри корпуса. Натяжение гусеницы может регулироваться с места механика-водителя с помощью гидропривода натяжного механизма. Танк оборудован системой защиты от оружия массового поражения (ОМП), автоматической системой пожаротушения (ППО) и оборудованием подводного вождения танков (ОПВТ).

Боевая масса танка составляет 38 тонн. Максимальная скорость – 53 километра в час, запас хода по шоссе – 300 километров. Экипаж – четыре человека. Ограниченная грузоподъемность шасси и относительно небольшая мощность двигателя не позволили провести модернизацию танка за счет повышения уровня броневой защиты и установки более мощного вооружения, как это было сделано в большинстве европейских государств и США. Тем не менее «74» по-прежнему остается основой бронетанковых войск Сил самообороны: по состоянию на 2010 год в боевых частях находилось 560 танков этого типа.

«90» – в пятерке лучших в мире

На базе танка «74» были разработаны 155-мм самоходная гаубица «75», БРЭМ «78», ЗСУ «87» и мостоукладчик «91». Первые три машины производились серийно и состоят на вооружении Сил самообороны.

С 1976 года для замены танков «61» и «74» фирмой Mitsubishi Heavy Industries разрабатывался новый танк под индексом ST-C. В проектировании участвовали немецкие фирмы Krupp-MaK и Krauss-Maffei AG, создававшие машины Leopard. Неудивительно, что принятый в 1989-м на вооружение основной боевой танк «90» имеет значительное внешнее сходство с танком Leopard 2.

Корпус и башня танка сварные, броня многослойная, разнесенная, с широким использованием керамических элементов. Верхний лобовой лист корпуса расположен под очень большим углом к вертикали, в то время как лобовые и бортовые листы башни расположены без каких-либо углов наклона. Защита корпуса усилена за счет противокумулятивных экранов.

Стабилизированная в двух плоскостях 120-мм гладкоствольная пушка германской фирмы Rheinmetall, выпускаемая в Японии по лицензии фирмой Japan Steel Works, может стрелять всеми боеприпасами этого калибра, разработанными в Германии и США. Для заряжания пушки используется автомат с применением механизированной боеукладки, расположенной в нише башни и вмещающей 20 выстрелов. Последнее обстоятельство японцы, по-видимому, посчитали достаточно веским основанием для ликвидации в составе экипажа заряжающего. Впрочем, не они одни.

Разработанная фирмой Mitsubishi Electric система управления огнем считается одной из самых совершенных в мире. Она включает в себя электронный баллистический вычислитель, автоматически учитывающий поправки на скорость цели, боковой ветер, дальность до цели, крен оси цапф пушки, температуру воздуха и атмосферное давление, собственную скорость танка и износ канала ствола. Вручную в него вводятся поправки на температуру заряда и тип выстрела. Кроме того, в систему входят стабилизированный в двух плоскостях панорамный перископический комбинированный прицел командира с ночным тепловизионным и лазерным дальномерным каналами, стабилизированный в одной плоскости комбинированный перископический прицел наводчика с ночным тепловизионным каналом и вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел наводчика.

Помимо пушки в комплекс вооружения танка «90» входят два пулемета: спаренный с пушкой пулемет «74» калибра 7,62 миллиметра и зенитный пулемет М2НВ калибра 12,7 миллиметра, установленный на крыше башни между люками командира и наводчика. По бортам башни в кормовой ее части смонтированы шесть дымовых гранатометов «73» калибра 60 миллиметров. Боекомплект включает в себя 40 выстрелов, 4500 патронов калибра 7,62 миллиметра и 660 патронов калибра 12,7 миллиметра. При стрельбе из 120-мм гладкоствольной пушки используются неоперенные бронебойные подкалиберные трассирующие снаряды с отделяемым поддоном и многоцелевые противотанковые кумулятивные снаряды с полусгораемыми гильзами.

Установленный на танке 10-цилиндровый двухтактный V-образный турбодизель жидкостного охлаждения Mitsubishi M-12ZG мощностью 1500 лошадиных сил при 2400 оборотов в минуту позволяет 50-тонной боевой машине развивать максимальную скорость 70 километров в час. Хорошие показатели подвижности обеспечиваются и гидромеханической трансмиссией с блокируемым гидротрансформатором, автоматической планетарной коробкой передач (4+2) и гидрообъемной передачей в приводе поворота.

Ходовая часть состоит из шести обрезиненных опорных катков на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное) и направляющего колеса. Подвеска комбинированная, на двух передних и двух задних опорных катках с каждого борта установлены гидропневматические сервомоторы, а на остальных – торсионные валы. Гусеницы имеют металлические беговые дорожки, РМШ и съемные резиновые накладки.

На танке «90» установлена быстродействующая автоматическая система ППО, реагирующая на ИК-излучение источника возгорания, и система защиты от ОМП. Имеется система предупреждения об облучении танка лазерными средствами противника.

Установочная партия новых танков была выпущена в 1990 году, серийное производство осуществлялось с 1992-го. По состоянию на 1 января 2010 года на вооружение Сил самообороны Японии поступил 341 танк «90». Следует отметить, что подобно большинству японских военных программ разработка танка «90» велась очень долго, а серийное производство шло крайне медленно, вследствие чего стоимость одной машины является самой высокой в мире. Вместе с тем, по оценке зарубежных специалистов, «90» входит в пятерку лучших танков мира. К настоящему времени производство «90» завершено.

«10» – новое поколение

13 февраля 2008 года в Японии состоялась публичная демонстрация танка нового поколения, который вобрал в себя все наиболее современные конструкторские решения в области танкостроения и был создан с учетом опыта ведения локальных конфликтов последних лет. Прототип перспективного ОБТ был показан журналистам в исследовательском центре Министерства обороны Японии в городе Сагамихара. Представленная боевая машина имеет длину 9,42 метра (с пушкой вперед), ширину – 3,24 метра, высоту – 2,3 метра. Масса – 44 тонны, экипаж – три человека. В башне расположено основное вооружение – 120-мм гладкоствольная пушка, 7,62-мм спаренный и 12,7-мм зенитный пулеметы. Возможно, что новая машина так же, как и танк «90», оснащена автоматом заряжания, расположенным в кормовой нише башни. Максимальная скорость – около 70 километров в час. Как и предшественники, он имеет гидропневматическую подвеску, позволяющую менять клиренс танка и наклонять его на левый или правый борт. Обращает на себя внимание сокращенное по сравнению с машиной «90» количество катков – по пять на борт, при этом расстояние между ними больше. В целом по внешнему виду подвески новый танк напоминает ОБТ «74».

Новая машина вобрала в себя все наиболее современные наработки в области танкостроения. Она оснащена электронной системой C4I, совмещающей возможности управления, наведения, связи и разведки. Система позволяет осуществлять автоматический обмен информацией между танками. Система управления огнем (СУО) дает возможность эффективно бороться с мелкими подвижными целями. Эта функция в сочетании с современной модульной композитной системой бронирования, как утверждается, позволит танку одинаково успешно действовать в бою как с армиями, имеющими современные ОБТ, так и с партизанскими формированиями, основными противотанковыми средствами которых являются ручные противотанковые гранатометы. В репортаже японского телевидения о новой машине значительное внимание было уделено как раз «антитеррористическому» потенциалу танка и его защите от различных разновидностей РПГ-7.

Во внешнем облике танка прослеживаются общие черты с такими современными ОБТ, как Leopard 2A6 и Merkava Мk 4. Но по габаритам и массе он ближе к российским.

Если по составу вооружения, подвижности новый танк соответствует танку «90», а по возможностям системы управления огнем и другого электронного оборудования, по всей видимости, должен его превосходить, то по габаритам и массе он меньше и ближе к «74». Надо отметить, что основной претензией японских военных к «90» была как раз его высокая стоимость – 7,4 миллиона долларов, на три миллиона дороже, чем цена американского «Абрамса», а также массогабаритные характеристики, препятствующие свободной транспортировке танков железнодорожным транспортом и самостоятельному передвижению по дорогам внутри страны. Так что при создании нового танка Mitsubishi Heavy Industries Ltd. выполнила пожелания военных и разработала более дешевый и компактный вариант.

Танк был принят на вооружение Сил самообороны 10 января 2012 года под обозначением «10». Он призван заменить танки «74» и дополнить парк машин «90». В 2010-м Силы самообороны Японии заказали 13 танков «10» по цене 6,5 миллиона долларов за штуку.
Автор: Михаил Барятинский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. Karlsonn 5 июля 2013 08:56
    ... Еще в январе 1950 года главнокомандующий американскими оккупационными войсками генерал Дуглас Макартур в обращении к японскому народу заявил, что Япония имеет право на самооборону...

    Ага, все под кальку как и с Версальским договором. Никаких аналогий конечно, но и правда, зачем амерам придумывать велосипед на своем не плавающем авианосце - Японии? request

    ...Дивизия дислоцируется на острове Хоккайдо и подчинена командованию армии «Север» – самой крупной и боеспособной в Силах самообороны...

    Дык ни кто и не сомневался, скажи мне против кого ты дружишь и я скажу кто ты.

    ...В проектировании участвовали немецкие фирмы Krupp-MaK и Krauss-Maffei AG, создававшие машины Leopard. Неудивительно, что принятый в 1989-м на вооружение основной боевой танк «90» имеет значительное внешнее сходство с танком Leopard 2...

    Щедрые амеры кинули косточку немцам после того, как их кинули. laughing

    Вот уж во истину , что хуже:
    - быть врагом амеров или другом, без поллитры сразу и не ответишь.
    1. Ruslan67 5 июля 2013 08:58
      Цитата: Karlsonn
      Вот уж во истину , что хуже:
      - быть врагом амеров или другом, без поллитры сразу и не ответишь.

      На этот вопрос и с литром не ответишь request Тут канистра нужна what
  2. Kars 5 июля 2013 09:46
    Что то перепостер пожалел илюстрацмй,,,,
    1. Kars 5 июля 2013 09:46
      ________________
      1. Kars 5 июля 2013 09:51
        _______________________
        1. строоитель 5 июля 2013 12:01
          Drift! - Japan New MBT (Main Battle Tank) Type10 Tank Prototy
          1. бук 7 июля 2013 22:34
            чета больно уж низкий он...на пересеченной пестности после хорошего дождичка тока так будет на пузе сидеть
            бук
      2. cth;fyn 5 июля 2013 10:31
        МММ, японцы на Фокусиме. Смысл использовать хорошо защищенную от радиации машину если находишься снаружи?
    2. svp67 6 июля 2013 00:03
      Цитата: Kars
      Что то перепостер пожалел илюстрацмй,,,,

      Чувствуется "немецкая" школа.
  3. Algor73 5 июля 2013 10:12
    Японские танки самые интересные, о них мало информации, они не пиаряться. Интересно было-бы их сравнить с российскими, украинскими или даже тем же американским.
    Algor73
    1. Blackgrifon 5 июля 2013 19:24
      Почему-то не верю в танковый гений японских конструкторов - для создания хорошего танка мало иметь промышленность - нужны опыт применения и эксплуатации БМ, профессиональная оценка всех плюсов и минусов предполагаемой БМ и особенно военный опыт, а японцы последний раз воевали в годы ВМВ. При этом их танки не выросли из ТТХ предвоенных боевых машин.
  4. Axel 5 июля 2013 11:02
    Цитата: Algor73
    Японские танки самые интересные, о них мало информации, они не пиаряться. Интересно было-бы их сравнить с российскими, украинскими или даже тем же американским.

    Славута и Лада калина сравни с Лексус и все станет на свои места .
    Axel
    1. cth;fyn 5 июля 2013 11:28
      ну не скажите, на автовазе одни двоечники работают.
    2. fzr1000 5 июля 2013 12:19
      Где-нить вдали от цивилизации, если сравнивать, я бы лучше на Ниве оказался, а не на Лексусе. Любая поломка в трансмиссии или двигателе и Лексус заблокируется электроникой.
      1. Правда 5 июля 2013 12:45
        Об чем и спич. Вся страна у нас в дали от цивилизации.
        1. Karlsonn 5 июля 2013 14:12
          Цитата: Правда
          Об чем и спич. Вся страна у нас в дали от цивилизации.


          А что такое цивилизация? Разверни камрад.
          1. Правда 5 июля 2013 14:29
            А что такое цивилизация? Разверни камрад.

            Высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена.
            1. Karlsonn 5 июля 2013 19:49
              Почему наша страна в дали от нее?
            2. Нагайбак 5 июля 2013 21:27
              Мда... умно завернул. А попроще?
              1. Нагайбак 5 июля 2013 21:31
                Правда"Высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена"
                Насчет завернул-это я по поводу этого выражения.
    3. Karlsonn 5 июля 2013 14:11
      Цитата: Axel
      Славута и Лада калина сравни с Лексус и все станет на свои места .


      Если в танках не разбираетесь, то можно спросить, а не нести здесь чушь!
    4. Нагайбак 5 июля 2013 21:38
      AxeI"Славута и Лада калина сравни с Лексус и все станет на свои места ."
      Кто куда бабки вкладывал, тот то и имеет. Вы их танки хорошими считаете, может и их истребительную авиацию таковой же считаете? Может примеры приведете, в чем их военная техника нашу превосходит? Если нет. То че попусту хрень молоть? Лексус - херексус...
  5. Akim 5 июля 2013 16:25
    4,5 млн. баксов "Абрамс" стоил очень давно. Сейчас цена М1А2 - 6,21 млн. за штуку. Т.е. все равно дешевле "японца".
    Akim
    1. Blackgrifon 5 июля 2013 19:28
      И при этом он еще и надежнее - "Абрамс", как и любой другой воюющий танк, пусть даже воюющий в таких колониальных войнах, которые выпали на его долю, постоянно дорабатывается и модернизируется. Даже наш Т-72 при всех своих неплохих начальных характеристиках за несколько лет эволюционировал до Т-90СМ. А в каких условиях может эволюционировать японские ОБТ?
      1. Karlsonn 5 июля 2013 19:58
        Цитата: Blackgrifon
        И при этом он еще и надежнее - "Абрамс", как и любой другой воюющий танк, пусть даже воюющий в таких колониальных войнах, которые выпали на его долю, постоянно дорабатывается и модернизируется.


        А какие последние модернизации сделали у "Абрамса"?
  6. sergey158-29 5 июля 2013 22:01
    ЦИТАТА:"Она оснащена электронной системой, совмещающей возможности управления, наведения, связи и разведки. Система позволяет осуществлять автоматический обмен информацией между танками."

    По этому пути необходимо развивать любую бронетехнику, в зависимости от применения, добавлю:
    - модульность компонентов и оборудования (платформы)
    - модульность вооружения
    - модульность брони
  7. Кавторанг 6 июля 2013 05:57
    Цитата: Karlsonn
    А какие последние модернизации сделали у "Абрамса"?

    M1 A2 SEP. Это комплекты переоснащения. Расписывать не буду - все есть в нете.
    Кавторанг
  8. Кавторанг 6 июля 2013 06:16
    Цитата: fzr1000
    Где-нить вдали от цивилизации, если сравнивать, я бы лучше на Ниве оказался, а не на Лексусе. Любая поломка в трансмиссии или двигателе и Лексус заблокируется электроникой.

    Ну уж нет. На "Ниве" - (у нас -то в Приморье они еще редко-редко, но встречаются) посереди тайги встрять belay ну уж нет. Я, конечно, патриот Родины, но не до такой степени. Крузер -470 даже в стандартном варианте - это наш выбор. Электроника "лечится" в ближайшей АТС, которой вы доверяете. wink
    Кавторанг
  9. basil200 8 июля 2013 08:22
    АТС в тайге wink Все таки нива либо уаз, не инжекторы. При гидро ударе уаз почистил завел и поехал, на счеи иномарок не знаю.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня