ВВС: полЁт нормальный

3
Армейская авиация находилась в плачевном состоянии, когда в 2003 году её передали в состав Военно-воздушных сил России. Благодаря мерам, принятым руководством страны, Минобороны и командованием ВВС, она не только вышла из кризиса, но и первой начала перевооружаться на новые типы летательных аппаратов. Сегодня для вертолётчиков наиболее знаковая машина - Ми-28Н. Это первый серийный военный вертолётный проект, реализованный на постсоветском пространстве. Выполняются серийные поставки Ми-28Н в строевые полки. В соответствии со штатным расписанием машинами полностью укомплектована авиационная часть, дислоцируемая в Будённовске.

Эскадрильи «охотников»

Летом этого года на Северном Кавказе впервые проведены лётно-тактические учения с участием вертолётной эскадрильи Ми-28Н. Успешные полёты на боевое применение стали официальным подтверждением того, что в ВВС для выполнения боевых задач днём в простых метеорологических условиях подготовлена первая в истории Отечества эскадрилья новых ударных винтокрылых машин.



Ми-28Н «Ночной охотник» разработан Московским вертолётным заводом имени Миля (МВЗ им. Миля), входящим в состав ОПК «Оборонпром». Вертолёт создавался в целях повышения возможностей армейской авиации, прежде всего её выживаемости, мобильности и расширения спектра боевого применения. По оценкам специалистов, общая эффективность «охотника» превышает существующие серийные образцы ударных вертолётов в несколько раз. При конструировании нового комплекса применены оригинальные технические решения. Благодаря этому он обладает уникальными свойствами.

Ми-28Н имеет принципиально новый интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного и приборного оборудования, который обеспечивает возможность ведения боевых действий в любое время суток, в сложных метеоусловиях. На вертолёте создана единая вычислительная среда, состоящая из трёх бортовых центральных вычислительных машин (бортовых компьютеров) и целого ряда периферийных систем. На многорежимных ЖК-индикаторах с помощью системы отображения информации выводятся все текущие параметры полёта и другая информация, необходимая экипажу.

На новой машине реализованы средства повышения боевой эффективности и живучести. При создании ударной машины использованы новые материалы, устойчивые к средствам поражения. Экипаж вертолёта защищён бронёй от пуль калибра 12,7 мм. Живучесть вертолёта также обеспечена за счёт бронирования наиболее важных агрегатов, элементов конструкции и разнесённого расположения двигателей.



«Ночной охотник» вооружён подвижной пушечной установкой с пушкой 2А42 калибра.

30 мм. На балочных держателях предусмотрена подвеска противотанковых управляемых ракет «Атака» и неуправляемого ракетного вооружения - С-8 и С-13.

В настоящее время МВЗ им. Миля создает учебно-боевой вариант Ми-28. Его кабина видоизменена и расширена для более удобного обзора экипажем. По сути, это копия Ми-28Н с возможностью размещения второго лётчика в кабине штурмана-оператора. В отличие от Ми-24 в передней кабине Ми-28УБ планируется разместить постоянно доступную к пилотированию ручку управления. Она позволит в случае необходимости снять с командира экипажа нагрузку как по управлению вертолётом, так и по применению всего вооружения. По составу оборудования Ми-28УБ будет аналогичен Ми-28Н.

Су-35 — день грядущий

На МАКС-2009 Минобороны заключило госконтракт по закупке в период до 2015 года 48 истребителей Су-35С. В дальнейшем военное ведомство планирует заключить подобный контракт на 2015–2020 годы.



Компания «Сухой» летом этого года заявила о завершении предварительных испытаний Су-35С, о полном подтверждении установленных характеристик комплекса и его готовности к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с лётчиками ВВС России.

Су-35С представляет собой глубокую модернизацию сверхманёвренного многофункционального истребителя четвёртого поколения. Он оснащён современной помехозащищённой зашифрованной системой связи и информационного обмена между самолётами и наземными пунктами управления. На нём устанавливаются системы: радиоэлектронного противодействия и обороны; радиотехнической разведки; дозаправки топливом в полёте. Светотехническое оборудование кабины обеспечивает работу лётчика с очками ночного видения.

Отличительными особенностями самолёта стали: новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования; новая радиолокационная станция с фазированной антенной решёткой с большой дальностью обнаружения, с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей; двигатель 117С.

Новый мотор с поворотным всеракурсным соплом пришёл с проекта ПАК ФА, а не наоборот. Он разрабатывался для Т-50, причём настолько быстро и успешно, что его применили на

Су-35С, но со старой системой управления для всего семейства АЛ-31. Он обладает элементами пятого поколения. Применена новая турбина, благодаря которой улучшены расходные характеристики с существенно увеличенной до 14.500 кг тягой.



Су-35С предназначен для завоевания господства в воздухе путём уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами на большой, средней и малой дальности, при ведении дальних и ближних манёвренных боёв, при автономных и групповых действиях. В любых метеоусловиях он обладает возможностями по поражению всеми видами вооружения надводных и наземных целей, а также объектов наземной инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительном удалении от аэродрома базирования.

На пути от прототипа

29 января этого года с аэродрома Дземги Комсомольска-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю.А. Гагарина (КнААПО) под производственным шифром «изделие Т-50» выполнил первый полёт перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА). На сегодняшний день на этом авиационном комплексе выполнен ряд полётов.

ПАК ФА оснащён принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию «электронного пилота», и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решёткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на лётчика и помогает концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолёта позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы.

На самолётах предыдущего поколения использовалась так называемая федеративная система авиационного комплекса, теперь интегрированная. Раньше каждая система имела свои индивидуальные органы управления, индикаторы. Теперь управление системами выведено на РУС (ручка управления самолётом) и РУД (рычаг управления двигателем), а индикация - на два монитора.

При необходимости можно выполнять управление различными системами с помощью сенсоров на панелях мониторов, на которые выводится информация по пилотированию, навигации, применению вооружения и состоянию систем. Вся информация вызывается лётчиком по мере необходимости, а не маячит перед ним постоянно и не отвлекает внимания. Ведутся работы по созданию перспективной системы, позволяющей выводить информацию на стекло защитного шлемофона лётчика.



На Т-50 обеспечивается интеллектуальная поддержка экипажа. Борт компьютеризирован. Имеющаяся информационная система позволяет решать все задачи в комплексе. Она одновременно обрабатывает всю информацию, управляет системами, даёт необходимую визуальную и звуковую индикацию лётчику. Он может внести в программу изменения и получать сообщения в более удобной для него последовательности.

Использование инновационных технологий и композиционных материалов, аэродинамическая компоновка самолёта, мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. По оценке специалистов фирмы, указанные новшества значительно повысили боевую эффективность в работе как по воздушным, так и по наземным целям в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.

Создание авиационного комплекса 5-го поколения считается приоритетным у руководства страны и в Минобороны. Создание новейшего авиационного комплекса стало своеобразным экзаменом для отечественного авиапрома в нынешнем веке.

В околоавиационном мире идут споры о тактико-технических характеристиках новейшей российской разработки и её возможностях, скрытых завесой тайны. Участники проекта в эти споры не вступают, а все усилия направляют на реализацию проектов, связанных с программой ПАК ФА. Сроки установлены жёсткие, и работы много.

Перспективный авиакомлекс создаётся не в угоду чьим-либо амбициям. Прежде всего невозможно получить необходимый результат ассиметричным ответом на создание в США авиационного комплекса 5-го поколения. К тому же при создании ПАК ФА находят практическое применение теоретические разработки в области научных изысканий, связанных с производством новых авиационных материалов и современных систем. Они послужат дальнейшему развитию авиастроения страны. Программа ПАК ФА выводит российское авиастроение и смежные отрасли на качественно новый технологический уровень.

Отрабатывается принципиально новая конструкция летательного аппарата, состоящая из огромного количества композиционных материалов. Их надо освоить, разработать новые технологии, в том числе и по обработке крупногабаритных деталей, решить все вопросы по их стыковке с каркасом, обеспечению герметичности.
В массе пустого самолёта композиты составляют 25 процентов, по площади поверхности - 70. В производстве после отработки необходимых технологических процессов происходит существенное уменьшение количества деталей. По сравнению с Су-27 на Т-50 по планеру в четыре раза меньше деталей. Уменьшение трудоёмкости и времени изготовления выливается в снижение цены машины. Практическое решение всех вопросов требует больших затрат времени, которое, как говорят, не поддаётся прессовке.

В проектировании Т-50 задействованы серьёзные конструкторские силы. В Москве - 1.200 человек, в Комсомольске-на-Амуре - более 400, в Новосибирске - более 200, в Таганроге - около 100. Параллельно с созданием авиационного комплекса молодые специалисты получают практический опыт работы.

За всеми этими достижениями и успехами стоит кооперация из более чем сотни предприятий-смежников. Их потенциал очень внимательно изучается за рубежом. Он способствует активному взаимодействию с иностранными партнёрами в авиационной сфере, в том числе и в совместной работе над истребителем пятого поколения.

Ещё осенью 2007 года в Москве в рамках седьмого заседания российско-индийской межправительственной комиссии по ВТС подписано межправительственное соглашение о совместной разработке и производстве истребителя нового поколения.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. erix
    0
    14 января 2011 11:56
    Армейская авиация должна быть в общевойсковых объединениях! Упадок армейской авиации был обусловлен не тем,кому она подчинялась, а банальным отсутствием финансирования на ремонт техники и закупку новых образцов! Боевой вертолёт- это средство общевойскового командира, а не высокого начальства в округе или в Москве.
  2. антон
    0
    15 января 2011 22:11
    Лет 10 назад был 'базар", что на Ми-28 сырой главный редуктор. Кто знает, довели до ума? или так и будет летать?
  3. игорь12
    0
    20 февраля 2012 19:41
    Это очень хорошо, что на сегодня авиация России получила развитие, я считаю что на авиацию сегодня надо делать такой-же упор как на ядерное оружие, посмотрите пример, во всех современных локальных конфликтах первым делом выступает авиация. Мощь авиации надо наращивать ю