"Болванкой в танк ударило"

Это было два года назад

"В районном центре Суровикино Волгоградской области со дна реки Доброй поднят танк Т-34-76, экипаж которого героически погиб при освобождении города от немецких войск в декабре 1942 года.

По словам специалистов, боевая машина, выпущенная Нижнетагильским танковым заводом в сентябре 1942 года, предположительно, является одним из десяти легендарных танков, осуществлявших в составе первой роты 46-го танкового полка 49-й механизированной бригады прорыв обороны вражеских войск в Суровикино 12 декабря 1942 года.


«Это был один из выдающихся эпизодов Сталинградской битвы, – сообщил V1.ru директор ГУ «Волгоградский областной центр по патриотической и поисковой работе» Михаил Кудинов. – Эти танки ворвались в Суровикино и без прикрытия пехоты, которая была от них отсечена, вели часовой бой в районе консервного завода. Прежде, чем эти боевые машины были уничтожены противником, они успели огнем и гусеницами уничтожить около 400 гитлеровских солдат».

Танк в речке Доброй был обнаружен в ходе поисковой экспедиции в декабре 2010 года. Участники экспедиции – представители ГУ «Волгоградский областной центр по патриотической и поисковой работе», члены организации «Поиск» и сводного отряда водолазов «Горизонт» – приняли решение осуществить подъем танка до наступления весны. Как объясняют поисковики, в условиях промерзшей реки сделать это было даже легче, чем в теплое время года. Кроме того, они хотели приурочить это событие к 2 февраля – очередной годовщине победы советских войск под Сталинградом.

По словам участников экспедиции, операция по подъему танка стала непростой задачей и заняла около недели.

«Около двух лет назад танк пытались вытащить какие-то частные коллекционеры, но у них ничего не вышло, – рассказал V1.ru руководитель организации «Поиск» Дмитрий Куфенко. – Эти ребята выложили вокруг танка колодец из мешков с песком, подготовили берег, но отчего-то так и не завершили начатое. То ли финансы кончились, то ли интерес пропал. Наш сводный поисковый отряд справился с этой задачей с помощью танкового тягача БРМ, который был предоставлен руководством расквартированной в Волгограде 20-й мотострелковой бригады. Другой техникой это было сделать намного сложнее. Водолазы работали в воде целую неделю при температуре воздуха до минус 15 градусов. Все молодцы, справились, а поднятая нами машина теперь непременно займет место в экспозиции какого-нибудь из музеев».

«Танк был у кромки воды, под илом находилось порядка 60-70 сантиметров его корпуса, – рассказал заместитель начальника региональной поисково-спасательной базы по Волгоградской области Александр Гусаров. – Когда его зацепили и потащили на берег, тросы звенели, как гитарные струны. У каждого из нас буквально все замерло в груди: тягач, милый, не подведи! Танк уткнулся в берег, зарылся в него, пришлось вызывать экскаватор, выкапывать его. В общем, вытаскивали долго и напряженно. Очень хотели найти так называемый «смертный медальон», но, к сожалению, не получилось. У нас есть предположение, что найденные останки принадлежат стрелку-радисту. Тем не менее, есть шанс восстановить имена танкистов по номеру двигателя и заводскому номеру танка».

У поднятого из реки танка полностью отсутствует башня и кормовой бронелист. Кроме того, у него как минимум, три пробоины от попадания артиллерийских снарядов, которыми по боевой машине били прямой наводкой с близкого расстояния. В остальном бронированный колосс довольно неплохо сохранился: двигатель разбит, но находится на месте, гусеницы и колеса целы. Причиной гибели танка и его экипажа стал подрыв боекомплекта. Найдены останки одного из членов экипажа, имя которого вместе с именами его боевых товарищей поисковики намерены установить при работе с архивами.

В музее-заповеднике «Сталинградская битва» тем временем проявили к потенциальному экспонату неподдельный интерес.

«Одной из задач музея является пополнение коллекции, поэтому с нашей стороны было бы должностным преступлением допустить, чтобы этот танк ушел куда-нибудь на сторону, – признался V1.ru директор музея-панорамы «Сталинградская битва» Алексей Васин. – Тем более что у нас нет ни одной единицы бронетехники, которая бы участвовала в боевых действиях. Представленные в экспозиции перед музеем-панорамой два танка Т-34-85 были выпущены в 1946 году. У них совершенно другие орудия.

Проблема с этим танком в том, что у него отсутствует башня, поэтому его придется восстанавливать. Мы находимся в тесном контакте с коллегами из Донского музея, у них есть неоприходованная танковая башня. Возможно, аналогичные башни есть и в Волгоградской области, мы пока эту информацию уточняем. В настоящий момент готовим пакет документов для обращения в Министерство обороны РФ с просьбой отдать нам этот танк. Если все будет в порядке, после того, как машина будет восстановлена, мы ее включим в основную экспозицию. Нам надо постепенно освобождаться от «новоделов», заменяя их на настоящие «боевые» экспонаты».
(с)

К тому же времени относится и моя фотогалерея этого танка:

"Болванкой в танк ударило"
Удар роковой "болванки" пришёлся в правый борт, чуть выше катка за местом стрелка-радиста - точно в боеукладку.

"Болванкой в танк ударило"

"Болванкой в танк ударило"
Взрывом БК сорвало башню, экраны подвески и лобовик треснули, как стекло

"Болванкой в танк ударило"
Баки и двигатель почти не тронуло, сорвало только верхний лист.

"Болванкой в танк ударило"

"Болванкой в танк ударило"
45мм лобовая броня треснула как стекло, вырвало носовую балку, а люк мехвода так и выбило, невзирая на закрытые задрайки.

"Болванкой в танк ударило"
Жутко смотреть и понимать, что в пламени этого адского огня были живые люди. Наши деды.

"Болванкой в танк ударило"


Источник информации: http://v1.ru/text/news/357758.html
Автор: Даос


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 16
  1. Canep 3 июля 2013 10:14
    Экипаж скорее всего загнал горящий танк на дно реки, там и произошел взрыв боекомплекта. Светла память танкистам.
    1. Даос 3 июля 2013 13:21
      Пожара не было. На рукоятках управления сохранилась резина, в целости проводка, нет следов копоти. Скорее всего когда танк был на льду реки попадание вызвало взрыв БК и им же раскололо лёд и танк сразу ушёл на дно. Его заволокло илом и сохранило. Командира и наводчика в башне видимо разметало на молекулы а вот останки мехвода и стрелка - радиста так и оставались на своих боевых местах.
      1. Canep 3 июля 2013 17:09
        Вы правы дело было зимой.
  2. пенсионер 3 июля 2013 10:35
    Да...Молодцы ребята. И стихи Симонова очень к месту.
  3. Игарр 3 июля 2013 10:36
    А как представишь, что внутри танка мальчишки были - жуть берет.
    Воины-победители...мертвые в 20 лет.
    Вечная слава нашему народу !
  4. waisson 3 июля 2013 10:48
    ЧТО МОГУ СКАЗАТЬ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ТЕМ КТО ПРИНЕМАЛ УЧАСТИЕ В ПОДЕМЕ ТАНКА НО И ГЛУБОКИЙ ПОКЛОН ЕСЛИ ТАМ БЫЛИ ТАНКИСТЫ.ИЗВЕНИТЕ Я РОС В ТО ВРЕМЯ У НАС ЧТО НЕ ВЕТЕРАН ТАНКИСТ МЫ ИХ УЗНАВАЛИ ПО ЛИЦУ А ЛИЦО ВСЕГДА У НИХ БЫЛО ИЗУРОДОВАНО ОГНЕМ Я ПАЦАНОМ БЫЛ ЭТО 70 ВИДЕЛ ТРЕХ ТАКИХ ГЕРОЕВ СЕЙЧАС К СОЖЕЛЕНИЮ ИХ НЕТ ПУСТЬ ЗЕМЛЯ ИМ БУДЕТ ПУХОМ ГЛУБОКИИ ПОКЛОН
    waisson
  5. HAIFISCH 3 июля 2013 10:52
    Вечная память.
    HAIFISCH
  6. ded10041948 3 июля 2013 11:19
    Если удастся хотя бы геометрически восстановить машину, лучшего памятника не представить! Вечная слава и память всем защитникам Родины!
    ded10041948
    1. Даос 3 июля 2013 13:24
      К сожалению (а может и нет) восстанавливать машину не стали. Её покрасили для предохранения от коррозии и поставили на площадке у входа в Музей-панораму "Сталинградская битва". Там её можно увидеть и сегодня.
      1. Мак 11 июля 2013 10:43
        мне кажется это верное решение
    2. Андрей Скоковский 17 июля 2013 00:34
      Цитата: ded10041948
      Если удастся хотя бы геометрически восстановить машину, лучшего памятника не представить! Вечная слава и память всем защитникам Родины!


      мне кажется его надо как есть оставить, сделать как памятник на месте его последнего боя

      все таки это кусочек реальной истории, зачем его стирать
  7. ЛЕВА 3 июля 2013 13:19
    Директор музея хочет восстановить этот танк, но как ему это удастся- не ясно. Меж тем в нашем Волгограде есть два Т34-76 на постаментах. Танк(челябинский колхозник) имеет штампованную башню и не обрезиненные катки(видимо начало 1942 или конец 1941), другой(на проходной Тракторного завода)- литую башню(гайка)и катки в резине(1943). Вот их бы восстановить! В первый танк мы детьми еще лазили. Там и рычаги еще были. По годам выпуска могу ошибаться.
    1. Игарр 3 июля 2013 13:34
      Так, насколько я в курсе - необрезиненные катки - это Сталинградской сборки машины.
      А почему называется "челябинский колхозник"?
      С обрезиненными катками - да, уральские.
      1. Даос 3 июля 2013 13:52
        Танк Т-34 «Челябинский колхозник»

        Место расположения: северо-западнее Мамаева кургана (у железной дороги).
        Боевая машина установлена на месте соединения войск двух армий — 21-й и 62-й, расчленивших окруженную в Сталинграде группировку немецких войск на две части.
        Танк Т-34 построен на Урале на средства колхозников Челябинской области. Танковая колонна была передана на укомплектование формировавшейся в 1942 г. 121-й танковой бригаде.
        Танк № 18 шел в передовых боевых порядках наступающих войск 21-й армии и первым обозначил прорыв вражеской обороны.
        В 1944 г., когда танк использовал свои боевые возможности, командование танковой бригады, за Сталинградскую битву получившей наименование гвардейской, передало танк городу для установки в качестве памятника.
        На башне танка танкистами бригады приварены две стальные плиты с текстами:
        «Танк Т-34-18 «Челябинский колхозник» 121-й танковой бригады, ныне 27-й гвардейской, которой командовал полковник Невжинский.
        Ком. танка Канунников
        Мех. водитель Макурин
        Ком. башни Колмогоров
        Радист Семеновых».
        «Здесь 26.01.1943 г. в 10.00 произошла встреча этого танка, шедшего с запада впереди танковой бригады полковника Невжинского, с частями 62-й армии, оборонявшей Сталинград с востока. Соединение 121-й танковой бригады с частями 62-й армии разделило вражескую немецкую группировку на две части и способствовало ее уничтожению. Полная ликвидация немецких войск под Сталинградом произошла 02.02.1943 г.»

        По поводу катков - катки в разные периоды времени на разных заводах изготавливались как с внутренней так и с внешней аммортизацией.(всё зависело от снабжения). Поэтому зачастую даже на одной машине встречались рядом обрезиненые и катки без бандажей. Кроме того катки имеют свойство изнашиваться и заменяться в процессе эксплуатации танка. Какие именно катки будут получены в ЗИП тоже сказать трудно. Так что по каткам достоверно установить завод производитель не приходится.
      2. ЛЕВА 3 июля 2013 15:35
        Машины сталинградской сборки имели сварную башню. Именно они(башни) расставлены по городу, как проходила линия обороны советских войск.
  8. crasever 7 июля 2013 20:02
    "Тридцатьчетверочка"- настоящий шедевр , который мог появиться только у русского оружейного гения ...Ребятам и военным большое спасибо за труды нелегкие - мы нашу Победу шакалам не отдадим !!!
  9. agent 10 июля 2013 11:32
    Видел этот танк в Волгограде, стоит рядом с музеем "Панорама сталинградской битвы" выкрашенный в зелёный цвет. Специально в отпуске ездил в Волгоград, что бы посетить Мамаев курган и музеи. Вечная память защитникам Отечества!!!!
  10. Lavr75 15 июля 2013 23:21
    Интересно, а кто минуснул, что за моральный, или они уже и здесь!
    1. Хорт 19 июля 2013 12:33
      тоже любопытно, кому что не понравилось в этой статье? Или это так, чисто напакостить
  11. vip.da78 31 июля 2013 02:48
    Светлая память погибшим!
    vip.da78

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня