"Болванкой в танк ударило"

Это было два года назад

"В районном центре Суровикино Волгоградской области со дна реки Доброй поднят танк Т-34-76, экипаж которого героически погиб при освобождении города от немецких войск в декабре 1942 года.

По словам специалистов, боевая машина, выпущенная Нижнетагильским танковым заводом в сентябре 1942 года, предположительно, является одним из десяти легендарных танков, осуществлявших в составе первой роты 46-го танкового полка 49-й механизированной бригады прорыв обороны вражеских войск в Суровикино 12 декабря 1942 года.


«Это был один из выдающихся эпизодов Сталинградской битвы, – сообщил V1.ru директор ГУ «Волгоградский областной центр по патриотической и поисковой работе» Михаил Кудинов. – Эти танки ворвались в Суровикино и без прикрытия пехоты, которая была от них отсечена, вели часовой бой в районе консервного завода. Прежде, чем эти боевые машины были уничтожены противником, они успели огнем и гусеницами уничтожить около 400 гитлеровских солдат».

Танк в речке Доброй был обнаружен в ходе поисковой экспедиции в декабре 2010 года. Участники экспедиции – представители ГУ «Волгоградский областной центр по патриотической и поисковой работе», члены организации «Поиск» и сводного отряда водолазов «Горизонт» – приняли решение осуществить подъем танка до наступления весны. Как объясняют поисковики, в условиях промерзшей реки сделать это было даже легче, чем в теплое время года. Кроме того, они хотели приурочить это событие к 2 февраля – очередной годовщине победы советских войск под Сталинградом.

По словам участников экспедиции, операция по подъему танка стала непростой задачей и заняла около недели.

«Около двух лет назад танк пытались вытащить какие-то частные коллекционеры, но у них ничего не вышло, – рассказал V1.ru руководитель организации «Поиск» Дмитрий Куфенко. – Эти ребята выложили вокруг танка колодец из мешков с песком, подготовили берег, но отчего-то так и не завершили начатое. То ли финансы кончились, то ли интерес пропал. Наш сводный поисковый отряд справился с этой задачей с помощью танкового тягача БРМ, который был предоставлен руководством расквартированной в Волгограде 20-й мотострелковой бригады. Другой техникой это было сделать намного сложнее. Водолазы работали в воде целую неделю при температуре воздуха до минус 15 градусов. Все молодцы, справились, а поднятая нами машина теперь непременно займет место в экспозиции какого-нибудь из музеев».

«Танк был у кромки воды, под илом находилось порядка 60-70 сантиметров его корпуса, – рассказал заместитель начальника региональной поисково-спасательной базы по Волгоградской области Александр Гусаров. – Когда его зацепили и потащили на берег, тросы звенели, как гитарные струны. У каждого из нас буквально все замерло в груди: тягач, милый, не подведи! Танк уткнулся в берег, зарылся в него, пришлось вызывать экскаватор, выкапывать его. В общем, вытаскивали долго и напряженно. Очень хотели найти так называемый «смертный медальон», но, к сожалению, не получилось. У нас есть предположение, что найденные останки принадлежат стрелку-радисту. Тем не менее, есть шанс восстановить имена танкистов по номеру двигателя и заводскому номеру танка».

У поднятого из реки танка полностью отсутствует башня и кормовой бронелист. Кроме того, у него как минимум, три пробоины от попадания артиллерийских снарядов, которыми по боевой машине били прямой наводкой с близкого расстояния. В остальном бронированный колосс довольно неплохо сохранился: двигатель разбит, но находится на месте, гусеницы и колеса целы. Причиной гибели танка и его экипажа стал подрыв боекомплекта. Найдены останки одного из членов экипажа, имя которого вместе с именами его боевых товарищей поисковики намерены установить при работе с архивами.

В музее-заповеднике «Сталинградская битва» тем временем проявили к потенциальному экспонату неподдельный интерес.

«Одной из задач музея является пополнение коллекции, поэтому с нашей стороны было бы должностным преступлением допустить, чтобы этот танк ушел куда-нибудь на сторону, – признался V1.ru директор музея-панорамы «Сталинградская битва» Алексей Васин. – Тем более что у нас нет ни одной единицы бронетехники, которая бы участвовала в боевых действиях. Представленные в экспозиции перед музеем-панорамой два танка Т-34-85 были выпущены в 1946 году. У них совершенно другие орудия.

Проблема с этим танком в том, что у него отсутствует башня, поэтому его придется восстанавливать. Мы находимся в тесном контакте с коллегами из Донского музея, у них есть неоприходованная танковая башня. Возможно, аналогичные башни есть и в Волгоградской области, мы пока эту информацию уточняем. В настоящий момент готовим пакет документов для обращения в Министерство обороны РФ с просьбой отдать нам этот танк. Если все будет в порядке, после того, как машина будет восстановлена, мы ее включим в основную экспозицию. Нам надо постепенно освобождаться от «новоделов», заменяя их на настоящие «боевые» экспонаты».
(с)

К тому же времени относится и моя фотогалерея этого танка:

"Болванкой в танк ударило"
Удар роковой "болванки" пришёлся в правый борт, чуть выше катка за местом стрелка-радиста - точно в боеукладку.




Взрывом БК сорвало башню, экраны подвески и лобовик треснули, как стекло


Баки и двигатель почти не тронуло, сорвало только верхний лист.




45мм лобовая броня треснула как стекло, вырвало носовую балку, а люк мехвода так и выбило, невзирая на закрытые задрайки.


Жутко смотреть и понимать, что в пламени этого адского огня были живые люди. Наши деды.



Источник информации: http://v1.ru/text/news/357758.html
Автор:
Даос
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

16 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Canep Офлайн
    Canep 3 июля 2013 10:14
    +13
    Экипаж скорее всего загнал горящий танк на дно реки, там и произошел взрыв боекомплекта. Светла память танкистам.
    1. Даос Офлайн
      Даос 3 июля 2013 13:21
      +3
      Пожара не было. На рукоятках управления сохранилась резина, в целости проводка, нет следов копоти. Скорее всего когда танк был на льду реки попадание вызвало взрыв БК и им же раскололо лёд и танк сразу ушёл на дно. Его заволокло илом и сохранило. Командира и наводчика в башне видимо разметало на молекулы а вот останки мехвода и стрелка - радиста так и оставались на своих боевых местах.
      1. Canep Офлайн
        Canep 3 июля 2013 17:09
        0
        Вы правы дело было зимой.
  2. пенсионер Офлайн
    пенсионер 3 июля 2013 10:35
    +7
    Да...Молодцы ребята. И стихи Симонова очень к месту.
  3. Игарр Офлайн
    Игарр 3 июля 2013 10:36
    +14
    А как представишь, что внутри танка мальчишки были - жуть берет.
    Воины-победители...мертвые в 20 лет.
    Вечная слава нашему народу !
  4. waisson
    waisson 3 июля 2013 10:48
    +5
    ЧТО МОГУ СКАЗАТЬ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ТЕМ КТО ПРИНЕМАЛ УЧАСТИЕ В ПОДЕМЕ ТАНКА НО И ГЛУБОКИЙ ПОКЛОН ЕСЛИ ТАМ БЫЛИ ТАНКИСТЫ.ИЗВЕНИТЕ Я РОС В ТО ВРЕМЯ У НАС ЧТО НЕ ВЕТЕРАН ТАНКИСТ МЫ ИХ УЗНАВАЛИ ПО ЛИЦУ А ЛИЦО ВСЕГДА У НИХ БЫЛО ИЗУРОДОВАНО ОГНЕМ Я ПАЦАНОМ БЫЛ ЭТО 70 ВИДЕЛ ТРЕХ ТАКИХ ГЕРОЕВ СЕЙЧАС К СОЖЕЛЕНИЮ ИХ НЕТ ПУСТЬ ЗЕМЛЯ ИМ БУДЕТ ПУХОМ ГЛУБОКИИ ПОКЛОН
  5. HAIFISCH
    HAIFISCH 3 июля 2013 10:52
    +5
    Вечная память.
  6. ded10041948
    ded10041948 3 июля 2013 11:19
    +4
    Если удастся хотя бы геометрически восстановить машину, лучшего памятника не представить! Вечная слава и память всем защитникам Родины!
    1. Даос Офлайн
      Даос 3 июля 2013 13:24
      0
      К сожалению (а может и нет) восстанавливать машину не стали. Её покрасили для предохранения от коррозии и поставили на площадке у входа в Музей-панораму "Сталинградская битва". Там её можно увидеть и сегодня.
      1. Мак Офлайн
        Мак 11 июля 2013 10:43
        +5
        мне кажется это верное решение
    2. Цитата: ded10041948
      Если удастся хотя бы геометрически восстановить машину, лучшего памятника не представить! Вечная слава и память всем защитникам Родины!


      мне кажется его надо как есть оставить, сделать как памятник на месте его последнего боя

      все таки это кусочек реальной истории, зачем его стирать
  7. ЛЕВА Офлайн
    ЛЕВА 3 июля 2013 13:19
    +1
    Директор музея хочет восстановить этот танк, но как ему это удастся- не ясно. Меж тем в нашем Волгограде есть два Т34-76 на постаментах. Танк(челябинский колхозник) имеет штампованную башню и не обрезиненные катки(видимо начало 1942 или конец 1941), другой(на проходной Тракторного завода)- литую башню(гайка)и катки в резине(1943). Вот их бы восстановить! В первый танк мы детьми еще лазили. Там и рычаги еще были. По годам выпуска могу ошибаться.
    1. Игарр Офлайн
      Игарр 3 июля 2013 13:34
      0
      Так, насколько я в курсе - необрезиненные катки - это Сталинградской сборки машины.
      А почему называется "челябинский колхозник"?
      С обрезиненными катками - да, уральские.
      1. Даос Офлайн
        Даос 3 июля 2013 13:52
        +1
        Танк Т-34 «Челябинский колхозник»

        Место расположения: северо-западнее Мамаева кургана (у железной дороги).
        Боевая машина установлена на месте соединения войск двух армий — 21-й и 62-й, расчленивших окруженную в Сталинграде группировку немецких войск на две части.
        Танк Т-34 построен на Урале на средства колхозников Челябинской области. Танковая колонна была передана на укомплектование формировавшейся в 1942 г. 121-й танковой бригаде.
        Танк № 18 шел в передовых боевых порядках наступающих войск 21-й армии и первым обозначил прорыв вражеской обороны.
        В 1944 г., когда танк использовал свои боевые возможности, командование танковой бригады, за Сталинградскую битву получившей наименование гвардейской, передало танк городу для установки в качестве памятника.
        На башне танка танкистами бригады приварены две стальные плиты с текстами:
        «Танк Т-34-18 «Челябинский колхозник» 121-й танковой бригады, ныне 27-й гвардейской, которой командовал полковник Невжинский.
        Ком. танка Канунников
        Мех. водитель Макурин
        Ком. башни Колмогоров
        Радист Семеновых».
        «Здесь 26.01.1943 г. в 10.00 произошла встреча этого танка, шедшего с запада впереди танковой бригады полковника Невжинского, с частями 62-й армии, оборонявшей Сталинград с востока. Соединение 121-й танковой бригады с частями 62-й армии разделило вражескую немецкую группировку на две части и способствовало ее уничтожению. Полная ликвидация немецких войск под Сталинградом произошла 02.02.1943 г.»

        По поводу катков - катки в разные периоды времени на разных заводах изготавливались как с внутренней так и с внешней аммортизацией.(всё зависело от снабжения). Поэтому зачастую даже на одной машине встречались рядом обрезиненые и катки без бандажей. Кроме того катки имеют свойство изнашиваться и заменяться в процессе эксплуатации танка. Какие именно катки будут получены в ЗИП тоже сказать трудно. Так что по каткам достоверно установить завод производитель не приходится.
      2. ЛЕВА Офлайн
        ЛЕВА 3 июля 2013 15:35
        0
        Машины сталинградской сборки имели сварную башню. Именно они(башни) расставлены по городу, как проходила линия обороны советских войск.
  8. crasever Офлайн
    crasever 7 июля 2013 20:02
    0
    "Тридцатьчетверочка"- настоящий шедевр , который мог появиться только у русского оружейного гения ...Ребятам и военным большое спасибо за труды нелегкие - мы нашу Победу шакалам не отдадим !!!
  9. agent Офлайн
    agent 10 июля 2013 11:32
    0
    Видел этот танк в Волгограде, стоит рядом с музеем "Панорама сталинградской битвы" выкрашенный в зелёный цвет. Специально в отпуске ездил в Волгоград, что бы посетить Мамаев курган и музеи. Вечная память защитникам Отечества!!!!
  10. Lavr75 Офлайн
    Lavr75 15 июля 2013 23:21
    +1
    Интересно, а кто минуснул, что за моральный, или они уже и здесь!
    1. Хорт Офлайн
      Хорт 19 июля 2013 12:33
      0
      тоже любопытно, кому что не понравилось в этой статье? Или это так, чисто напакостить
  11. vip.da78
    vip.da78 31 июля 2013 02:48
    0
    Светлая память погибшим!