Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Крах сомалийских пиратов

Крах сомалийских пиратов

Вот уже год сомалийские пираты не могут захватить ни одного судна. Некогда грозная сила рассыпалась по нескольким причинам: борьба западных ВМФ и особенно самых жестоких моряков – Индии, перекупленых племенных вождей Сомали, насаждением среди пиратов христианства. Галерея пиратов показывает, как устроена их жизнь.

Активность сомалийских пиратов в последнее время значительно упала. К такому выводу пришли эксперты глобальной организации по борьбе с пиратством. На протяжении целого года морским разбойникам не удается захватить ни одного корабля. Всего пару лет назад у берегов Сомали пираты захватывали десятки кораблей. В 2011 году зафиксировано 129 атак, в 2012 их число сократилось до 19, и те – в первой половине года.

С чем связан крах эффективности сомалийского пиратства? Для начала краткий отчёт Всемирного Банка, который объясняет феномен этого явления.


Глобальная борьба с пиратством в Сомали сосредоточена на преследовании пиратов и задействовании военно-морских сил. Однако согласно исследованию Всемирного Банка, чтобы добраться до первопричины проблемы, международному сообществу необходимо сосредоточиться на оказании помощи этой стране в создании функционирующей политической системы.

«Пиратство является одним из проявлений распада политической системы в Сомали», – говорит Ки-Toaн До, старший экономист департамента исследований Банка и основной автор доклада «Пираты Сомали: покончить с угрозой, восстановить страну». – «Бороться необходимо с системой в целом, а не только с пиратами».

Согласно этому исследованию в основе явления «захват ради выкупа» в Сомали, где в результате меж- и внутриклановой борьбы и европейской колонизации многие районы остались без функционирующих институтов, лежат три элемента – политический капитал, людские и финансовые ресурсы. Это позволяет пиратам привлекать местную молодёжь, закупать оружие и быстроходные катера и, самое главное, получить в свое распоряжение прибрежные районы, где они могут держать захваченные суда в течение нескольких месяцев или лет.

Пираты в этой восточноафриканской стране предпочитают такие места, как Пунтленд и центральная часть Сомали, которые обеспечивают достаточную политическую стабильность, чтобы заниматься бизнесом, но не настолько строгий государственный контроль, чтобы бросить вызов пиратству. Затем они используют взятки и угрозы физической расправы, чтобы склонить в ту или иную сторону чашу весов в борьбе политиков за власть и получить долгосрочный доступ к побережью.

Согласно исследованию, на политическое прикрытие уходит до 86% доходов от пиратства. Крупная сумма – иногда 300 тысяч долларов за судно – идёт государственным чиновникам, бизнесменам, кланам, ополченцам и религиозным лидерам в качестве взяток и «сборов на развитие», чтобы гарантировать невмешательство политиков в пиратский бизнес. Команды пиратов зачастую нанимаются из определенного клана или района, и их члены получают значительно более высокие зарплаты, чем те, которые выплачивают местные работодатели. Пираты также платят больше, чем местные покупатели, за продукты, энергию и воду. Благодаря местному обычаю делиться ресурсами доходы от пиратства доходят до местных жителей и других заинтересованных сторон, что создает благоприятные политические условия, в которых могут действовать пираты.

Крах сомалийских пиратов

Их успех имеет глобальные последствия. За период с 2005 по 2012 год более 3740 членов экипажей из 125 стран стали жертвами сомалийских пиратов и 97 из них погибли. Предполагается, что с сомалийской стороны в море погибли сотни пиратов. Полученный за этот период выкуп достиг 385 млн долларов. Пиратство также наносит вред торговле, поскольку грузоотправители вынуждены менять маршруты перевозок и расходовать больше средств на топливо и страховые взносы, что, согласно оценке этого исследования, обходится мировой экономике в 18 млрд. долларов в год.

Затронута и экономика Сомали: связанные с пиратством торговые потери составляют 6 млн. долларов в год, и это без учёта того факта, что пиратство ограничивает возможности хозяйственной деятельности на море. Сотрудничество между пиратами и исламистскими повстанческими группами также вызывает обеспокоенность по поводу политической стабильности в Сомали.

Международное сообщество в основном сосредоточило своё внимание на мерах по борьбе с пиратством в море, таких, как расширение военно-морского патрулирования и защитное оснащение судов, что помогло сократить количество захватов. Но чтобы покончить с пиратством, эти дорогостоящие меры необходимо усилить и сделать постоянными, что нереально в долгосрочной перспективе. Профилактические меры на берегу, например, больше платить молодёжи, чтобы та не присоединялась к пиратам, лишь побудят владельцев катеров больше платить членам команды. Учитывая уровень бедности населения, из которого обычно вербуются пираты, владельцы могут позволить себе платить пиратам больше без существенного ущерба для своей прибыли.

Крах сомалийских пиратов

Чтобы покончить с пиратством в районе Африканского Рога, исследование настоятельно призывает сделать упор на борьбе не с теми, кто занимается пиратством, а с теми, кто делает его возможным. Поскольку число подходящих для стоянки захваченных судов прибрежных районов ограничено, пиратство будет менее выгодным, если Сомали закроет доступ к безопасным якорным стоянкам или значительно повысит плату за доступ к побережью. Кроме того, центральное правительство могло бы предложить – наряду со встроенными механизмами контроля – стимулы, поощряющие местные заинтересованные стороны покончить с деятельностью пиратов, а также извлечь уроки из успехов и неудач политики в отношении выращивания опиумного мака в Афганистане и борьбы с выращиванием коки в Колумбии.

В основе этой политики лежит необходимость более глубокого понимания политической экономии совместного использования ресурсов, с тем, чтобы правильно определять победителей и проигравших и компенсировать потери последних. Уроки, извлечённые из результатов этого исследования, выходят за рамки проблемы искоренения пиратства и поднимают основополагающий вопрос государственного строительства в Сомали».

Одна из идей борьбы с пиратами в Сомали – вооружённое противостояние ВМФ разных стран – была прекрасно реализована. Об этих операциях было написано много, не будем повторяться. Упомянем лишь то, что негласный приказ командирам военных кораблей гласил о потоплении пиратских лодок без всякого предупреждения. С выжившими пиратами тоже не церемонились. Особенно запомнились разбойникам индийские ВМФ, которые топили суда пиратов, убивали и пытали их без всякого сожаления.

Крах сомалийских пиратов

К примеру, в 2008 году индийский фрегат INS Tabar перехватил и расстрелял из орудий только что захваченное пиратами рыболовное таиландское судно Ekawat Nava 5, не оказав помощи гибнущему в огне экипажу. На следующий день индийские и мировые СМИ взорвались сообщениями о первом в истории потоплении пиратского судна-базы. Ликование продолжались почти неделю, пока проходившим судном не был подобран единственный выживший рыбак, который и рассказал о том, что произошло на самом деле. Но осуждения мирового сообщества не последовало. То есть индийцы первыми показали пиратам, что под защиту заложников им встать не удастся – их будут убивать всех вместе.

Не меньшую жестокость к пиратам проявили и российские военные моряки. Сомалийские разбойники в мае 2010 года захватили танкер «Московский университет». Спецназ с корабля «Маршал Шапошников» взял штурмом танкер. Как дальше развивались события – никому не известно, ясен только финал – пираты были уничтожены. Версии захвата были разные. «Российские спецназовцы, вызволявшие из плена танкер «Московский университет», не отпустили сомалийских пиратов, как официально сообщило ранее Минобороны (одна из версий – разбойников посадили в лодку в 500 километрах от берега, и пустили в свободное плавание; через час связь с ними потерялась), а расстреляли их в упор, сложили тела в лодку и пустили в открытое море. С таким заявлением выступил через новостной портал SomalilandPRESS представитель пиратов, пожелавший остаться неназванным. По его словам, таким образом были убиты не менее 10 человек».

Ещё один способ борьбы с пиратством – дать им легализоваться, сделать из них бизнесменов или рантье, и чтобы их доходы и риски от этой деятельности были не меньше, чем от разбоя. В частности, с 2007-го по 2012 год главари сомалийских пиратов вложили в покупку жилой и коммерческой недвижимости в Кении около 100 млн долларов. В основном, деньги морских налётчиков шли на покупку жилья в пригороде Найроби, а именно в районе Истли (Eastleigh), где в основном проживают выходцы из Сомали.

Крах сомалийских пиратов

Сомали стали и полигоном для испытания новой военной техники. С 2012 года США испытывают там разведывательный беспилотный вертолёт MQ-8B Fire Scout. Американцы установили на борту Fire Scout высокоточную ракету с лазерным наведением, носящую название Advanced Precision Kill Weapons System. Они превратили этот аппарат в вертолётную версию беспилотника Predator, чтобы тот мог уничтожать цель, как только ее засекут камеры. Идея состоит в использовании инфракрасного тепловизора под днищем вертолёта в качестве лазерного целеуказателя, чтобы производить захват цели для её поражения ракетой.

Другой способ борьбы – наём на деньги западных страна частных военных компаний, создавших базы в Сомали для подавления пиратской активности. Особенно заметна была ЧВК «Sicopex» — компания, созданная высокопоставленными отставными офицерами элитных частей французской армии и спецслужб. С 2010 года она несёт службу на побережье Сомали. Её тактика – жесточайшее преследование любых вооружённых лиц, появляющихся на побережье. За два последних года французы убили не менее 300 сомалийских боевиков. Оплата услуг ЧВК «Sicopex» составляет не менее 50 млн. евро в год.

Крах сомалийских пиратов

Кроме «кнута» есть у Запада и «пряник». Некоторым главарям пиратов Западом просто была выплачена «рента», чтобы они бросили заниматься этой деятельностью. Так, Мухаммед Абди Хаер по кличке «Большой Рот» получил 20 млн. евро за обещание уйти в отставку и распустить свою бригаду.

Также Запад модернизировал сомалийские тюрьмы, а также превратил практику содержания задержанных пиратов в тюрьмах на Сейшельских островах. Сейшельские застенки признаны одними из самых жестоких в мире – с 2007-го по 2012 год там из 47 сомалийских пиратов по разным причинам умерли 19 человек (смертность свыше 40% – выше, чем в гитлеровских концлагерях).

Сегодня сомалийские пираты отбывают наказание в тюрьмах с волейбольными площадками, компьютерными классами и уроками шитья. США выделили на новую тюрьму в Харгейсе, крупнейшем городе на северо-западе столицы непризнанного государства Сомалиленд, $1,5 млн. А ООН построила для Сомали ещё две тюрьмы, каждая из которых рассчитана на 500 человек. В планах Запада строительство ещё минимум двух тюрем в Сомали.

Наконец, в этих тюрьмах Запад активно насаждает среди зеков-пиратов христианство. Считается, что переход в эту религию из мусульманства уменьшает риск рецидива разбойничества. Только за последние два года более 100 сомалийских пиратов, осужденных за разбойные нападения на судна в акватории Индийского океана, стали христианами, приняв библейское крещение в Церкви Адвентистов седьмого дня, -

«Обстоятельством, в корне изменившим судьбы отпетых бандитов, для которых грабёж и насилие составляли смысл жизни, стало недавнее разрешение, изданное властями Сомали, смотреть заключенным христианский телеканал Hopechannel», – говорят христианские проповедники. Это единственный телевизионный канал, разрешённый для просмотра в сомалийских местах лишения свободы.

Вся эта история с сомалийскими пиратами – как Запад может легко придумывать новую историю в отсталых обществах. Колониальные практики, наработанные Первым миром за столетия, продолжают успешно работать и в наши дни.

Крах сомалийских пиратов
Крах сомалийских пиратов
Крах сомалийских пиратов
Крах сомалийских пиратов
Крах сомалийских пиратов
Крах сомалийских пиратов
Крах сомалийских пиратов
Крах сомалийских пиратов
Крах сомалийских пиратов
Крах сомалийских пиратов
Крах сомалийских пиратов
Первоисточник: http://ttolk.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 24
  1. бывалый 4 июля 2013 17:10
    Вот уже год сомалийские пираты не могут захватить ни одного судна.

    Значит не зря последнее десятилетие все учения ВМФ идут под "борьбу с пиратами" wassat А вообще все это очень поразительно, раскрутить угрозу, поднять страховые платежи и дать заработать ЧВК. Помню, у нас Березовский в свое время тоже не плохой бизнес делал на выкупе русских рабов из Чечни
    1. Canep 4 июля 2013 17:21
      Совместными, согласованными усилиями пиратству, можно сказать положен конец, Если бы также навалились на террористов (без двойных стандартов), то с ними бы уже давно было бы покончено.
      1. бывалый 4 июля 2013 17:53
        Цитата: Canep
        , Если бы также навалились на террористов (без двойных стандартов), то с ними бы уже давно было бы покончено.

        Фантазер Вы... Это же все равно, что одна рука с другой бороться будет. СССР в свое время своих "террористов" на поводке держал, США своих. Схема осталась прежней, только у России сейчас своих нет и получается дилема, против "антироссийских" террористов США не нужно да и против своих же "шакалят" пойдут, а нам с антиамериканскими нафига бороться, они России не досаждают hi
        1. Canep 4 июля 2013 18:19
          Что уж помечтать нельзя. Матрасам фиолетово, есть террористы или нет, пока их самих не коснется, а на сегодняшний момент они заинтересованы в сиюминутной прибыли, политической или что лучше экономической, и не для полосатой страны, а для ихних суперолигархов.
    2. Army1 4 июля 2013 19:15
      По этим пиратам АК 630 плачет. И вообще считаю необходимым иметь на корабле хоть какую-нибудь охрану. Ну или вооружится персоналу. Лучше чем ничего.
      1. APASUS 4 июля 2013 22:09
        Цитата: Army1
        По этим пиратам АК 630 плачет. И вообще считаю необходимым иметь на корабле хоть какую-нибудь охрану. Ну или вооружится персоналу. Лучше чем ничего.

        Прочитал статью и поразился.
        Пираты такие овечки прямо несчастные дети пустыни.
        А то что эти пираты встречают судно за 500 миль от берега на ведре с мотором и знают куда лезть ,какой контейнер вскрыть никого не удивляет? Встретить судно в океане по приборам просто неграмотному самолийцу - это что в рулетку выиграть!За пиратами стоят серьезные организации и спецслужбы.
        Проходила пару раз инфа в интернете что американские корабли не захватывают и чего бы это??
  2. andrei332809 4 июля 2013 17:37
    не будет сомалийских пиратов-ллойды что-нибудь другое придумают. свои прибыли они готовы получать любым способом. вот кто натуральные пираты
    1. ПВОшник 4 июля 2013 18:04
      Цитата: andrei332809
      не будет сомалийских пиратов-ллойды что-нибудь другое придумают. свои прибыли они готовы получать любым способом. вот кто натуральные пираты

      Все нападения производились по наводке западных банков и страховых компаний.
      ПВОшник
  3. dark_65 4 июля 2013 17:37
    Постройте тюрем больше,лучше,и все массово бросятся на абордаж туда.
    1. ПВОшник 4 июля 2013 18:00
      Цитата: dark_65
      Постройте тюрем больше,лучше,и все массово бросятся на абордаж туда.


      Лучше бы построили несколько школ.
      ПВОшник
  4. razved 4 июля 2013 17:47
    Да поимел кто-то "немного" денежек не только с пиратства, но и с борьбы с ним.
  5. Alex Nick 4 июля 2013 17:49
    Не будет этих пиратов-появятся другие. Запад придумает другой способ зарабатывать на лохах.
  6. ia-ai00 4 июля 2013 17:56
    Мир жесток, очень жесток. Я не могу радоваться чьей-то гибели. Уверена, что жёсткие меры применяемые к пиратам оправданы, но от осознания этого не легче...
  7. Strashila 4 июля 2013 17:56
    Пираты выполнили свою роль, давали основание находится в данной зоне военным кораблям Запада... теперь нужды нет.Явно ими управляли и явно не из Сомали.
  8. krez-74 4 июля 2013 17:59
    Что-то мне подсказывает,что пиратство сомалийских пиратов,это тщательно срежиссированное "зарабатывание бабла". Пушечное мясо из нищих негров не в счет, а вот лидеры этих банд,по ходу связаны с теневыми игроками,с которыми и делят деньги!
    1. Den 11 4 июля 2013 19:15
      Конечно!Кто-то же им сливал инфу о прохождении тех или иных судов через пролив(что везут,сколько запросить,есть-ли охрана).Вожаки работали только за процент,а рядовые-за еду
  9. 3дюйма. 4 июля 2013 19:33
    да там есть много интересного.начнем с того что выкуп за суда передавался только через 1 английскую страховую компанию.причем эта же компания занималась перевозкой денег.а стоило это дорого.сейчас поищу статью на эту тему.гораздо интереснее и информативней данной
    3дюйма.
  10. 3дюйма. 4 июля 2013 19:40
    в общем если кому интересно найдите статью в морском бюллетене.называется -феномен сомалийского пиратства.очень интересно и познавательно.и самое главное-грамотно все разобрано.
    3дюйма.
  11. Mole 4 июля 2013 20:21
    "Не меньшую жестокость к пиратам проявили и российские военные моряки. Сомалийские разбойники в мае 2010 года захватили танкер «Московский университет». Спецназ с корабля «Маршал Шапошников» взял штурмом танкер. Как дальше развивались события – никому не известно, ясен только финал – пираты были уничтожены."
    Пиратов в качестве наказания в угол надо было поставить!? wink Даже если и уничтожили, не зарься на чужое. Зато уважение к флагу появилось. Вроде больше подобного хамства не проявляли!? Кто знает, дайте инфу.
    1. itkul 4 июля 2013 21:20
      Цитата: Mole
      Даже если и уничтожили, не зарься на чужое. Зато уважение к флагу появилось. Вроде больше подобного хамства не проявляли!? Кто знает, дайте инфу.


      К какому флагу,у нас весь танкерный флот Новошипа работает под удобным флагом,соответственно морякам работающим на этих судах,ни рабочий стаж,ни пенсия не начисляется.Такие вот у нас новые судовладельцы в России.
      itkul
  12. Avenger711 4 июля 2013 20:34
    Ага, расстреляли и сложили в лодку, а лодку в океан, чтобы хрен знает кто ее нашел с хрен знает какими последствиями. Ну смешно же.
    Avenger711
    1. 101 4 июля 2013 22:40
      Набираем расстрел пиратов с Адмирала Шапошникова и сами смотрим что да как
      101
      1. Фкенщь13 5 июля 2013 09:43
        Расстрел утлого суденышка видел, пиратов на нем - нет. Всего скорее их в на судне под арестом держали, а их лодку потопили что б не болталась как г... в проруби. Особенно моряк с автоматом доставил :-) кого он мог там убить с такой дистанции :-)
  13. Фкенщь13 4 июля 2013 22:53
    Вздернуть на рее. Ну или, за неимением рея, пулю в черный лоб и рыбам на корм.
  14. 3дюйма. 4 июля 2013 23:37
    вот только насаждение христианства...ислам не та религия.из нее обратно хода нет.
    3дюйма.
    1. Наган 5 июля 2013 05:00
      Из ислама выход есть. Вот обратно хода нет - за предательство религии отрезают голову. Так что крестить пиратов правильно - обратного хода к братьям мусульманам (они же пираты) не будет.
  15. Наган 5 июля 2013 04:57
    Был когда-то славный морской обычай - захваченных пиратов вешать на месте без суда и следствия. Нехудо бы возобновить.
    1. Кот 5 июля 2013 05:14
      Цитата: Наган
      Был когда-то славный морской обычай - захваченных пиратов вешать на месте без суда и следствия. Нехудо бы возобновить.

      Идея хорошая, но для начала - не помешало бы перевешать на реях всех правозащитников, и прочих "борцунов за права преступников". Во избежание, таксказать.
      Читал интервью с одним из офицеров "Маршала Шапошникова" - так там говорилось что им по возвращении чуть статью не впаяли, за "Оставление в опасности". Пиратов-де, по демократическим понятиям, полагалось накормить, обогреть, поместить в уютный кубрик со всеми удобствами и доставить в базу - для справедливого цивилизованного суда. А то вдруг они, пираты-то, не со зла на танкер напали, вдруг они бедные и обездоленные жертвы какого-то там диктаторского режима - а их, несчастных, посреди окияна помирать бросили...
  16. PValery53 6 июля 2013 14:13
    Как говорится, "пиратам - пиратская смерть"... Благотворительности здесь не место.
  17. Странник27 7 августа 2015 21:14
    Да пираты процветали чисто от жадности судовладельцев, которые жмотились нанять охрану. А так для пиратов все эти флоты и морпехи избыточны. Достаточно на каждое судно посадить десяток солдат с парой крупнокалиберных пулеметов, которые на расстоянии разносили бы лодки пиратов. Даже ракеты жалко на их корыта тратить.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня