У Севмаша – океан задач

ПО «Севмаш» - самая крупная и мощная судостроительная верфь России, известная не только в нашей стране, но и за рубежом. Чего ни коснёшься, здесь всё - самое-самое-самое. И не только производственные мощности и масштабы предприятия. В разные годы со стапелей Севмаша сходили первый в мире подводный атомоход с баллистическими ракетами, самые массовые серии «стратегов», первая в мире титановая и самая скоростная подводная лодка, самая глубоководная, самая большая в мире и опять - первая отечественная - стратегическая подлодка четвёртого поколения.

Весьма широк и спектр деятельности предприятия. Он охватывает производство военной техники для ВМФ России и зарубежных заказчиков, морской техники для добычи нефти и газа, гражданское судостроение, изготовление продукции технического назначения для машиностроительной, металлургической, нефтегазовой и других отраслей промышленности. Гарантийный ремонт, модернизация АПЛ, надводных кораблей и их утилизация также в компетенции Севмаша.


О том, чем сейчас живёт предприятие, нам рассказал первый заместитель генерального директора Севмаша Сергей МАРИЧЕВ.


Из досье «Красной звезды»:
Сергей Юрьевич - потомственный корабел, родился в Северодвинске, и его трудовая биография - работа на одном предприятии. Здесь он прошёл все ступени служебного роста. После окончания Севмашвтуза, который в те годы был филиалом Ленинградского кораблестроительного института, работал мастером, инженером-механиком главной энергетической установки (в ВМФ равнозначная должность - командир группы дистанционного управления). Затем работал сменным механиком, сдаточным механиком, ведущим сдаточным механиком. Кстати, Сергей Маричев - первый ведущий сдаточный механик головной лодки нового поколения «Юрий Долгорукий», которая в январе вошла в боевой состав Северного флота.

Практика руководителя обогатилась и окрепла в самом большом цехе в мире на должностях заместителя начальника, а позже - его начальника. Логичным продолжением карьеры стали назначения первым заместителем начальника производства военной техники и главного инженера предприятия. И вот ещё более высокий и ответственный пост - первый заместитель генерального директора ОАО «ПО «Севмаш».

Труд корабела отмечен государственными наградами - медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и медалью «300 лет Российскому флоту».


Приоритет – гособоронзаказ

- На данный момент нашу деятельность определяют несколько основных направлений, - объясняет Сергей Маричев. - Военное, где в рамках Государственной программы вооружения России до 2020 года (ГПВ-2020) главенствует государственный оборонный заказ (ГОЗ). Второе - программа военно-технического сотрудничества, в соответствии с которой завершается ремонт и модернизация тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец для индийских ВМС «Викрамадитья». Другое направление - гражданское судостроение. Естественно, приоритет принадлежит военной составляющей, нацеленной на повышение обороноспособности государства.

По словам первого заместителя гендиректора, задачи, поставленные руководством в направлении обеспечения задач ГОЗ, собственные намеченные планы и обязательства успешно реализуются. Основное здесь - испытания новых кораблей в рамках Государственной программы вооружения, которые проводятся на полигонах Белого моря.

- В прошлом году мы успешно испытывали три атомные подводные лодки, - поясняет Сергей Маричев. Головной заказ проекта «Борей» - «Юрий Долгорукий», второй корабль «великокняжеской» серии - «Александр Невский» и многоцелевую лодку проекта «Ясень», носящую имя нашего города - «Северодвинск».

Итогом работы стало подписание приёмного акта крейсера «Юрий Долгорукий». Это, несомненно, замечательное событие не только для завода и Военно-морского флота, но и для страны в целом. Госиспытания «Александра Невского» были прерваны по гидрометеологическим условиям, но коллектив предприятия не сомневается в том, что он будет сдан в текущем году.

Сергей Маричев рассказал и об особенностях испытаний «Северодвинска». Дело в том, что обычно стрельбы подводных лодок проводятся во время государственных испытаний. На этот раз уже в рамках заводских испытаний многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» успешно выполнила стрельбы по всем видам целей из всех положений корабля ракетным комплексом. Он впервые применялся с носителя и с первого раза полностью оправдал надежды.

Кроме этого, 2012 год ознаменовался проведением в рамках программы военно-технического сотрудничества всех видов испытаний авианосца «Викрамадитья», передаваемого ВМС Индии. Первый этап проходил в Белом море, после чего работа переместилась в Баренцево. Основная часть испытаний прошла весьма успешно. И в этом заслуга сдаточной команды предприятия, частей и соединений Северного флота, обеспечивавших прохождение испытаний. Главное - справились с задачей лётчики и авиационные службы корабля. Совершено 417 вылетов, из них более 50 взлётов и посадок выполнены истребителями МиГ-29 К.

Осенью 2012 года авианосец вернулся к родному причалу. Часть разработанных специальным конструкторским бюро котлостроения и изготовленных на Балтийском заводе котлов не выдержала нагрузки и во время ходовых испытаний вышла из строя. Сейчас после ремонта 4 котла успешно введены в строй. Пуск ещё 4 котлов будет произведён после налива бассейна и постановки корабля к набережной.

Планы первой очереди

Первое полугодие 2013 года было нацелено на подготовку к навигации. Одним из главных моментов Сергей Маричев назвал проведение в стапельном цехе докования «Северодвинска». После проведения цикла работ крейсер спущен на воду. Сейчас он вновь сдаёт государственные морские экзамены. Практически вслед за ним ушёл на продолжение госиспытаний первый серийный корабль проекта 955 «Александр Невский».

Не снимаются с повестки дня и обязательства перед иностранными партнёрами. На авианосце «Викрамадитья» идёт активная подготовка к продолжению морских испытаний в начале июля.

Следует заметить, что сама по себе постановка такого большого корабля в наливной бассейн - операция уникальная и по заверению компетентных специалистов не имеет аналогов в мировом судостроении. С верхней палубы гигантского корабля за линию борта свисают мощные спонсоны (бортовой выступ, в котором, как правило, размещаются боевые системы и оружие), и для того чтобы он прошёл в створ ворот наливного бассейна, его нужно приподнять. С этой целью под корпус подставляют специальные понтоны, корабль, как в игольное ушко, втягивается в гидроузел, при этом зазор между леерами корабля (ширина палубы которого более полусотни метров) и сооружениями бассейна составляет всего 30-50 сантиметров. Филигранная работа!
Но это ещё не всё. Эту махину следует также ювелирно «посадить» на стапель. Экипаж и корабелы и здесь блеснули мастерством. Нестыковка не превысила и 10 сантиметров. Причём по мидель-шпангоуту, который условно делит корпус корабля вертикальной поперечной плоскостью пополам, он встал абсолютно ровно. По корме отклонения вылились в 5 сантиметров, а по носу - в 7. Идеальная постановка.
Сейчас начинается заключительный этап испытаний.

«Не оглядываться назад, не разочаровываться. Неудач не бывает. Всё, что сделано, было сделано правильно. Нужно идти только вперёд!» - в этом, пожалуй, заключается кредо первого заместителя генерального директора ОАО «ПО «Севмаш».

Необходимость постановки авианосца для ремонта вышедших из строя котлов не может перечеркнуть успех коллектива, который трудился над переоборудованием корабля. Объём работы на авианесущем корабле, который последовательно носил имена «Баку», «Адмирал Горшков», «Викрамадитья», поражает своими масштабами.

Налажено взаимодействие с контрагентами, участвующими в разработке, проектировании, поставках и последующей наладке установленного современного оборудования корабля. Освоены новые технологии, в частности - формирование полётной палубы: не было трамплина и аэрофинишёра. Нужно было вскрыть корпус, провести на полигоне в городе Саки испытания тормозных машин, установить их, навесить и сформировать трамплин, укрепить палубу и нанести на неё новое покрытие. Выполнен монтаж крупногабаритных корпусных конструкций, произведено навешивание спонсонов - мощнейших корпусных элементов, монтаж винторулевого комплекса - ремонт, выгрузка, модернизация линий валов, полного комплекта оборудования главной энергетической установки. Полностью произведена замена кабеля.

По сути, это новый корабль: кроме корпуса, опять же полностью модернизированного, всё подверглось переоборудованию.

Можно смело заявить: Севмаш обладает уникальными технологиями по ремонту и модернизации авианесущих кораблей. И причины просты. Во-первых, таких работ ранее никто не проводил. Во-вторых, потому что бюро-проектант готовит проект, а технологию постройки разрабатывает завод-строитель.

- Именно поэтому таких наработок ни у кого другого не может быть в принципе, - рассуждает Сергей Юрьевич. - Да, у нас действительно уникальный опыт. Такого, как у Севмаша, нет ни у кого - это первое. И второе, он, этот опыт, - успешный! Полностью модернизированный корабль уже прошёл целый цикл испытаний и снова отправляется в море.

Вторая серийная лодка «Владимир Мономах» проходит комплексные швартовные испытания, её ждёт первый заводской выход в море. Крейсер был выведен из цеха в конце декабря 2012 года. Тогда на торжественном мероприятии заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов выразил уверенность, что корабль пройдёт испытания в соответствии с графиком, и пожелал субмарине счастливой судьбы.

- Уже третий «Борей» выйдет в море, - констатирует Маричев. - Это уже серьёзная сила, способная решать очень важные задачи.

Плечом к плечу

Конечно, предприятию не обойтись без взаимодействия с частями ВМФ, дислоцированными в Северодвинске. Военные моряки предоставляют промышленности полигоны, корабли и суда обеспечения, в полной мере участвуют в испытаниях новейшей морской техники и оружия. Несмотря на проблемы различного характера, работа идёт в штатном режиме. И по-другому нельзя - «линейка» выхода кораблей очень плотная. Мероприятия, которые охватывают диапазон испытаний, проходят длительное согласование, а смещение графика буквально на один день способно порушить все планы.

Сергей Юрьевич с уважением отмечает высокий профессионализм офицеров Беломорской военно-морской базы под командованием контр-адмирала Владимира Воробьёва и Государственного центрального ордена Ленина морского испытательного полигона ВМФ под командованием капитана 1 ранга Владимира Босого.

Движение вперёд

- Без применения современных технологий и наличия серьёзной технической базы современные подводные лодки четвёртого поколения не построить, - говорит первый заместитель гендиректора. - Чтобы производить наукоёмкую сложную продукцию, необходимо вкладывать деньги. Это аксиома. И мы развиваемся.

Севмаш участвует в реализации трёх федеральных целевых программ: «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ», «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности» и «Развитие гражданской морской техники». Первая из них для нас, конечно же, основная.

В её рамках производится модернизация стапельного производства под строительство кораблей четвёртого поколения - развитие двух группировок кораблей «Борей» и «Ясень» предполагает наличие больших производственных площадей. Государственная программа вооружений требует большего количества кораблей и как следствие - новых стапельных площадей. В рамках программы развития ОПК уже начата модернизация стапельного цеха. В большом количестве приобретено более совершенное, высокоточное и высокопроизводительное станочное оборудование. В кратчайшие сроки будут усовершенствованы стапельные площади, судовозные эстакады, заменено и модернизировано крановое грузоподъёмное оборудование. Эти меры позволят выпускать продукцию с более высоким качеством.

Активными темпами идёт и строительство подводных кораблей. Ведутся интенсивные работы на заложенном в 2009 году крейсере «Казань». На стапелях - корабль серии «Борей» «Князь Владимир», заложенный в 2012 году в присутствии Президента России Владимира Путина.

- Он строится по модернизированному проекту и станет головным для кораблей проекта 955А, - поясняет Сергей Маричев. - Сейчас мы готовимся к серьёзнейшему этапу в жизненном цикле любой подводной лодки - проведению гидравлических испытаний прочного корпуса. Кроме этого, в стапельный цех уже поступили готовые секции следующего заказа, и в перспективе модернизированные цеха примут ещё один заказ.

Севмаш славен людьми

- Чтобы уметь работать, надо иметь работу, - веско замечает Сергей Юрьевич, когда мы затронули тему подготовки специалистов.

В структуре Севмаша имеется отдел технического обучения, который планово осуществляет деятельность по подготовке специалистов в соответствии с возникающими потребностями. Подготовка кадров ведётся в институте - бывшем филиале Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, который сейчас стал составляющей частью Северного (Арктического) федерального университета. Среднее звено обучается в техническом колледже, есть два профессионально-технических училища.

Кстати, система подготовки, существующая на Севмаше, тоже, пожалуй, единственная в своём роде. Формула «завод - втуз» предполагает тесную связь теории с практикой, при которой студенты после первого семестра в полном объёме рабочего времени привлекаются к производственному процессу по профильной специальности, при этом учёба не прерывается, а проводится в вечерние часы. Прямая связь теории и практики даёт ощутимый эффект в освоении профессии.

- В итоге на предприятие из института приходит человек, который уже 2,5-3 года отработал на предприятии, крутил «железо», знает процесс изнутри и имеет не ниже третьего разряда по той или иной специальности. Я сам учился по этой схеме и прекрасно знаю, насколько она эффективна, - со знанием дела заявляет Маричев.

- Судостроение - отрасль цикличная, - поясняет он, - и если сегодня нам нужны сборщики, то следующий этап потребует большего числа монтажников. И одна из задач руководства предприятия - грамотно решать вопросы обеспечения производства рабочими требуемых специальностей и необходимой квалификации. Это нормальная кадровая работа. Она всегда под контролем и успешно решает проблемы.

К примеру, сейчас многократно увеличилась нагрузка на цеха машиностроения для обеспечения серии «Бореев» и «Ясеней». Вот здесь и нужны в том числе выпускники профтехучилищ. И у первого заместителя гендиректора Севмаша на контроле заявка на 24 станочника.

Предприятие развивается и совершенствуется. Оно богато традициями и рабочими династиями - и в высшем руководстве, и среди рабочих. Генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко - потомственный корабел, его отец возглавлял один из основных цехов предприятия. В биографии Михаила Анатольевича было много подводных кораблей, на производстве он прошёл все ступени карьерной лестницы и теперь возглавляет ведущую судоверфь России.

Отец Сергея Маричева был начальником участка, который собирал реакторные установки для АПЛ. Среди рабочих таких примеров десятки.
Люди своим трудом славят свой завод. Уже в новейшей истории Севмаш имеет не одну благодарность Президента Российской Федерации. И это заслуга коллектива, специалистов высокого класса, которым любые задачи по плечу.

На снимке: В море выходит головной корабль проекта «Борей» –
стратегический подводный ракетный крейсер «Юрий Долгорукий».
Первоисточник:
http://redstar.ru
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

38 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти