Фрегаты для русского флота. Класс кораблей с нелёгкой судьбой

27
На торжественной церемонии в Калининграде 29 июня Индии передан фрегат Trikand проекта 11356. Это шестой корабль проекта, построенный для Индии. Все корабли этого типа строились в максимально короткие сроки. Первая серия (Talwar, Trishul и Tabar) была передана заказчику в период с июня 2003 года по апрель 2004. Вторая (Teg, Tarkash и Trikand) — с апреля 2012 года по июнь 2013.

Директор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин заявил, что Россия готова оперативно построить для Индии еще 3–4 фрегата проекта 11356 с улучшенными характеристиками.

Для нашего собственного флота завод «Янтарь» строит ещё шесть сторожевых кораблей (фрегатов) почти идентичного проекта. Головной корабль для российского флота «Адмирал Григорович» был заложен в декабре 2010 года и готовится к спуску на воду в этом месяце. А 12 июля на «Янтаре» будет заложен четвёртый сторожевой корабль этой серии «Адмирал Бутаков». Таким образом, сторожевики проекта 11356 — практически единственные отечественные серийные надводные корабли. Они, кстати, строятся не просто большой серией, но и весьма быстро.

Существует ошибочное мнение, что отечественное кораблестроение просто неспособно создать по-настоящему новый проект. Поэтому, мол, мы и схватились за развитие старой советской идеи (номер проекта как бы говорит о том, что это всего лишь модернизация СКР проекта 1135, разработанного в середине 60-х годов прошлого века), как за единственную возможность обновить состав флота. Это неверно. Так же как неверно утверждение, что проект 11356 устарел и не отвечает современным требованиям. Конечно, изначально он был экспортным. Поэтому верно, что освоить их серийную постройку и ввод в эксплуатацию помогли индийские контракты. Отчасти можно согласиться с тем, что закупка этих кораблей вызвана задержками и сложностями по полностью новым военным судам (фрегатам пр. 22350 и корветам пр. 20380). Но согласиться с тем, что «11356» устарел, никак нельзя.

Проект был разработан Северным ПКБ как сугубо экспортный. Формально он является развитием сторожевых кораблей (СКР) проекта 1135 («Буревестник») и проекта 11351 («Нерей») — которые строились для морских частей пограничных войск КГБ СССР. Однако фактически он имеет очень мало общего с этими предшественниками. Предшественники не имели ударного вооружения — противокорабельных ракет. Правда, на модернизированном СКР проекта 1135М комплекс противолодочных ракет «Метель» был заменен на комплекс «Раструб-Б», который мог вести огонь и по надводным кораблям. Но боезапас остался прежним — 4 ракето-торпеды, что было недостаточно для преодоления противоракетной обороны противника. Также «Буревестник» и «Нерей» обладали слабым зенитным вооружением. Оно ограничивалось ракетным комплексом «Оса», который уже к началу 80-х годов не мог эффективно бороться со средствами воздушного нападения противника. По воздушным целям могла вести огонь корабельная артиллерия (две 76-мм установки АК-726 на пр. 1135, две 100-мм установки АК-100 на пр. 1135М). Однако расположение этих установок (обе в корме) позволяло вести огонь только в ограниченном секторе

Фактически это были противолодочные корабли дальней морской зоны. При этом полноценно противолодочными (каковыми они и планировались изначально) они тоже не стали. На СКР пр. 1135/1135М отсутствовал противолодочный вертолёт, а дальность действия гидроакустических станций позволяла использовать их в противолодочной борьбе только парами: один как поисковый, другой как ударный. Поэтому они и стали классифицироваться как сторожевые, а не противолодочные. А на СКР пр. 11351 (уже настоящем сторожевике) хотя и появился вертолёт, но исчез противолодочный ракетный комплекс — для пограничного военного судна борьба с подводными лодками была далеко не главной задачей.

Между тем советскому флоту требовался действительно универсальный корабль среднего водоизмещения, обладающий возможностью бороться с кораблями и подводными лодками и способный эффективно защититься от воздушного нападения. И такой «универсал» у нас появился. Но уже не как развитие прежних сторожевых кораблей, а как отдельный проект нового поколения. Он был создан с нуля в Зеленодольском ПКБ, которое прежде специализировалось на малых кораблях и катерах.

Это был проект 11540 («Ястреб»). Он оказался очень удачным. При полном водоизмещении всего 4000 т он нёс мощное и универсальное вооружение. Противолодочный комплекс превосходил по своим возможностям вооружение прежних СКР. Он состоял из ГАК «Звезда-1», компактного и мощного ракето-торпедного комплекса «Водопад-НК», реактивно-бомбовой установки РБУ-6000 («Смерч-2») и противолодочного вертолёта Ка-27, который имел на борту постоянное базирование. Комплекс противовоздушной обороны состоял из многоканального ЗРК самообороны «Кинжал» (морской аналог сухопутного комплекса «Тор») и двух установок ракетно-пушечного комплекса «Кортик». Ударное вооружение состояло из 16 противокорабельных ракет «Уран». Дополняла вооружение корабля 100-мм универсальная артустановка АК-100. По своим боевым возможностям этот корабль превосходил все зарубежные аналоги (по западной классификации — фрегаты) и был одним из самых передовых для своего времени. К сожалению, из-за катастрофы, постигшей СССР, удалось достроить только два корабля этого проекта: «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый». Сегодня они — одни из самых современных кораблей нашего флота. И именно идеи, заложенные в проект «Ястреба», легли в основу проекта 11356. Но изначально он предназначался не для нашего флота.

Почему проект был сугубо экспортным? Это связано с ситуацией, сложившейся в программе военного кораблестроения в 80-х годах. Как ни парадоксально, но в ней отсутствовало дальнейшее развитие сторожевых кораблей водоизмещением 3–4 тыс. тонн. Тогда военная наука существовала в основном для обоснования правильности «мудрых вышестоящих указаний». И только благодаря личному активному участию подвижника русского флота — главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова — наш флот получил новый класс кораблей. Правда, Сергей Георгиевич воспротивился классификации их как фрегатов — на западный манер. Хотя фактически — это фрегаты. Но Сергей Георгиевич следовал своему принципу: «У нас свой самобытный национальный путь. Мы иностранцев не копируем!» Ему удалось убедить руководство страны в необходимости проекта 11540. Однако это был проект Зеленодольского ПКБ. А Северное ПКБ, к сожалению, создавало свой проект фрегата уже после крушения Советского Союза и в интересах иностранного заказчика.

Раз уж пришлось к слову — хочется посвятить несколько строк и самому Сергею Георгиевичу Горшкову. Его фигура была в истории отечественного флота — велика и неоднозначна. Он возглавлял ВМФ рекордные 30 лет. Быть может, он излишне вторгался во все сферы флотской жизни и строительства. Это всегда свойственно государственным деятелям большого масштаба. А Сергей Георгиевич, безусловно, был именно государственным деятелем. Его книга «Морская мощь государства» стала признанным во всем мире геополитическим трудом, который показывает место России в мире как великой державы. В ней обосновывается необходимость сильного флота. И созданию его Сергей Георгиевич посвятил свою жизнь. Без сомнения, ему мы обязаны возрождением морской мощи, которой до него наша страна не имела очень долго. Вот небольшая цитата из Горшкова:

«История со всей очевидностью подтвердила, что без сильного флота Россия не могла бы быть в числе великих держав. Это хорошо понимал Петр I, который по праву считается основателем Российского регулярного флота. Именно с помощью этого флота была блестяще завершена трудная, многовековая борьба русского народа за возвращение отнятых у него выходов к Балтийскому морю. Однако уроки этой борьбы с иноземными захватчиками не всегда правильно понимались русским самодержавием, зачастую недооценивавшим возможностей, заключенных в мощи флота, из-за чего Россия во многих случаях несла урон. Этому способствовала и постоянная, многовековая пропаганда враждебными России государствами во главе с Англией идеи о бесполезности для крупной континентальной державы иметь интересы на море. Чтобы придать убедительность такой пропаганде, широко использовалась клевета, будто русские не морская, а сухопутная нация, что им чуждо море и они не способны к мореплаванию. Это психологическое, а порой, и физическое воздействие усилилось после того, как флот Петра I уравнял свою мощь с английским флотом, в чем английская буржуазия усмотрела покушение на её самозваное право быть «владычицей морей»... Нужно признать, что длительная враждебная для России пропаганда находила поддержку среди влиятельных сатрапов русского царизма, которые всячески препятствовали строительству флота и добивались сокращения расходов на поддержание его в необходимой готовности. Узость мышления высокопоставленных царских прислужников не прошла бесследно. Их реакционные идеи противопоставления флота армии и непонимание, что мощь вооружённых сил страны зависит от согласованного развития обоих компонентов единого организма, наносили на протяжении значительного времени существенный ущерб обороноспособности страны».

...После ухода Горшкова печальная судьба ждала и программу строительства «Ястребов». По различным причинам, не исключая и «человеческий фактор», серия этих кораблей была серьёзно сокращена. А закладка головного СКР «Неустрашимый» пришлась уже на эпоху «перестройки» и «ускорения». Возможно, поэтому он был передан флоту только спустя 6 лет с момента закладки. А уж его собрат — «Ярослав Мудрый», заложенный в 1988 году, побил все рекорды долгостроя — и был передан флоту только в 2009 году. Третий корпус, заложенный в 1993 году, вероятно, всё же будет достраиваться. Но уже по изменённому проекту, поскольку к 2000-м годам было утрачено производство многих систем проекта 11540.

Тем не менее отечественный флот спустя более чем два десятилетия будет получать универсальные корабли среднего класса — фрегаты. Нам очень повезло, что благодаря индийским заказам удалось не только довести, но и освоить в серии проект 11356. Освоение в серии нового корабля проекта 22350 (который тоже классифицируется как фрегат, хотя его боевые возможности будут существенно превосходить проекты предыдущих поколений) потребует времени. Прежде всего — на доведение новых систем вооружения. А обновлять состав флота нужно. И фрегат проекта 11356 как нельзя лучше подходит для усиления боевого состава. На текущий момент это вполне современный и качественный корабль. Он займёт в составе флота свою нишу, которая была не заполнена более двух десятилетий.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    4 июля 2013 17:17
    Ну вот ИНДУСОВ отоварили, теперь за нас надо серьезно взяться!
    На ЧФ их родимых.
    1. +2
      4 июля 2013 18:17
      потому что строили из советских заделов
  2. +5
    4 июля 2013 17:32
    эх ПВО бы усилить и норм
    1. +7
      4 июля 2013 18:35
      ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" на Международном военно-морском салоне, начавшемся 3 июля в Санкт-Петербурге, представило свою перспективную разработку - морской вариант зенитно-ракетного комплекса - "Тор-М2МКМ".

      "Тор-М2МКМ" - инициативное предложение концерна, предназначенное для повышения возможностей противовоздушной и противоракетной обороны при модернизации кораблей.

      Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) обладает высокими характеристиками по противовоздушной обороне от ударов самолетов, вертолетов, крылатых ракет, управляемых авиабомб и беспилотных летательных аппаратов.

      ЗРК высокоавтоматизирован, легко осваивается персоналом, "оморячиывание" ЗРК займет немного времени и не будет дорогим.
      1. +3
        4 июля 2013 21:11
        "Оморяченый" "Тор" - это "Кинжал"(ЗРК самообороны). Соответственно "Тор-М2МКМ"- можно сделать аналогично модифицированный "Кинжал"
    2. Татарин
      -1
      4 июля 2013 18:42
      здесь хочу заметить, пво на этом коробле абсалютно бесполезно в его нынешним виде и вот почему. при дельносте действи в 50 км, за этот рубеж не зайдет не один самолет. дальность пуска противоракет теоретического противника 280 км(гарпун).вот и считайте. что необходимо - сверхдальние ракеты ракеты и в большей степени зарк типа каштан, коритик в перспективе панцир ме.
      1. -1
        4 июля 2013 20:19
        Цитата: Татарин
        здесь хочу заметить, пво на этом коробле абсалютно бесполезно в его нынешним виде и вот почему. при дельносте действи в 50 км, за этот рубеж не зайдет не один самолет. дальность пуска противоракет теоретического противника 280 км(гарпун).

        Ну по ПКР "Штиль"( это больше ЗРК групповой ПВО) может работать в радиусе 8-12 кМ, но есть и другие аэродинамические цели - разведчики, авиация ПЛО, вертолеты, хотя ввести дополнительно ЗРК самообороны (до 15 кМ) может было бы и не лишним.
        1. olp
          +1
          4 июля 2013 21:58
          хотя ввести дополнительно ЗРК самообороны (до 15 кМ) может было бы и не лишним.


          так у него ещё есть 2 модуля ЗРАК Кортик
          1. +1
            5 июля 2013 00:08
            Цитата: olp
            так у него ещё есть 2 модуля ЗРАК Кортик

            Ну да, это я как то упустил, хотя ЗРАК "Кортик" не является полноценной заменой ЗРК малой дальности, он неудовлетворителен по надежности, точности, реакции , на сегодняшний момент из работающего лучше "Кинжал" и отдельно какая то МЗМА типа АК-630
        2. Татарин
          0
          5 июля 2013 08:23
          при гипотетичекой войне разведчики, авиация ПЛО, вертолеты очевидно тоже не изъявят желания залетать в зону действия зрк кораблей,
          1. 0
            5 июля 2013 10:05
            Цитата: Татарин
            при гипотетичекой войне разведчики, авиация ПЛО, вертолеты очевидно тоже не изъявят желания залетать в зону действия зрк кораблей,

            Ну, тогда. можно считать гипотетическую задачу, например, по обеспечению развертывания группировки ПЛ в заданном квадрате успешно выполненной...
            1. Татарин
              0
              5 июля 2013 11:26
              а вы думайте подлодка подайдет к АУГ на расстояние пуска торпеды 100 для торпеды «Кит» № 65-76,которую к тому же сняли с вооружения или для гранитов 500-700км. для пущей наглядности вот рисуночек
      2. +1
        4 июля 2013 21:58
        Цитата: Татарин
        дальность пуска противоракет теоретического противника 280 км(гарпун).

        Это теоретическая дальность пуска, при пуске с максимальной дальности вероятность попадания стремиться к нулю, но вы правы, на 50 км никто приближаться не будет.
      3. +1
        5 июля 2013 01:08
        Это если нет хотя бы вертолёта ДРЛО...полезная очень штука,выходит.
      4. 0
        5 июля 2013 05:05
        Цитата: Татарин
        здесь хочу заметить, пво на этом коробле абсалютно бесполезно в его нынешним виде и вот почему. при дельносте действи в 50 км, за этот рубеж не зайдет не один самолет

        Да ни один корабельный ЗРК не сможет отразить организованный налёт авиации с использованием современных средств поражения. Так что нет смысла городить на фрегате сверхдальний ЗРК...
        1. Татарин
          0
          5 июля 2013 08:28
          тогда вообще все убрать нахрен и плавать под белым флагом.
        2. 0
          5 июля 2013 10:18
          Цитата: Nayhas
          Да ни один корабельный ЗРК не сможет отразить организованный налёт авиации с использованием современных средств поражения. Так что нет смысла городить на фрегате сверхдальний ЗРК...

          Сверхдальний ЗРК является элементом ПВО эскадры (ордера), одной из основных задач фрегата является организация ПВО и ПЛО эскадры (ордера), ЗРК малой дальности - элемент самообороны корабля, ЗРАКи, МЗМА. КАЗы ( в теории) - последний рубеж.
  3. Кит
    -8
    4 июля 2013 17:52
    Тем временем в России уже 10 лет ремонтируют 1 подводную лодку
  4. +10
    4 июля 2013 18:08
    не парни, не все так просто, типа модельный ряд хорош, а вокруг вредители, сама идеология 3й мировой предполагала, что желязяка на море живет максимум 30-45 минут, из этого и исходили карабэлы, проектировалось железо которое должно было израсходовать свой боезапас до уничтожения, все сурово и практично,
    счас же совершенно другая ситуевина, у нас есть уникальная возможность предоставить нашим мозгалям в конструкторских бюро свободу мысли и воплощение всех фантазий(даже дьявольских) в железе, нужно вбить бабло в верфи, чтоб они опережали свое время и давали возможность конструкторской мысли воплощать в железе, даже самые бредовые идеи, в этом и есть смысл мирного времени, пора строить верфи, имхо
    1. +2
      4 июля 2013 20:31
      "мозгали" в КБ уже под 70 все. А новые - 20-летние - хм...неучи...
      1. 0
        4 июля 2013 21:24
        у моря нет горизонта, если будет предел наверняка найдется кто то, кто захочет посмотреть дальше, главно дать запас плавучести, чтоб не боялись смотреть вперед))
  5. +1
    4 июля 2013 19:11
    странно это всё как-то...... для Индии 3 корабля за 1 год с копейками, а для нас 1 корабль за почти 3 года!?
    1. 0
      4 июля 2013 19:38
      вы ничего не путаете?? даже по википедии три последних фрегата строили с 2007 года - 6 лет, по пять лет каждый корабль
    2. +2
      4 июля 2013 20:02
      Цитата: makst83
      странно это всё как-то...... для Индии 3 корабля за 1 год с копейками, а для нас 1 корабль за почти 3 года!?

      Наше бюджетное бабло можно годами крутить в своих банках.
      А индусы могут и напрячь !
  6. Никола351
    -2
    4 июля 2013 19:26
    Что выходит мы строим новые корабли а они хуже чем старые 11540 и 11356 получается мы сейчас строим по старым проектам которые коммунисты не успели продать. Мне кажется что это очень печально
  7. waisson
    0
    4 июля 2013 19:42
    предлогаю у нас на волге есть судостроительная шарага для алигархов можнт отдадим им индийский заказ а сами резко поработаем на оборонку и страну РОССИЮ хватит когото обувать и одевать гляжу министр то наш зашевелился
  8. +3
    4 июля 2013 19:50
    все нормально проект 11356 да несовершенен но он и не планируется как основной. все корабли этой серии
    будут базироваться на ЧФ. туда же пойдут и основные наши фрегаты 22350 по крайней мере несколько точно.
    нужно просто понимать что нельзя после фактического уничтожения флота и промышленности требовать большего, 11356 корабль хороший. с очень большим потенциалом к модернизации. как только промышленность и наука восстановится тогда и модернизируют... для черного моря это того с головой хватит лет так на 10.
    1. +4
      4 июля 2013 20:41
      Вот чем он так несовершенен?
      Это нормальный корабль 10-15 летней давности разработки.
      Да не Горизонт конечно, но вполне на уровне Тип 23. ГАС конечно хуже, радар тоже, но ЗРК вроде как лучше, ПКРК тоже много лучше. Вполне себе на уровне.
      К тому же, если вспомнить - тот же Никольский жалел, что не довели выпуская новые модификации 1135, а стали делать Ястребы. Вроде как в подковерной борьбе один другого заюорол. И вроде писал, что по мореходности 1135 превосходил в т.ч. и Ястребы.
      Так и произошло - Ястребы остановились, а вот 11356 живее всех живых...
      По-моему это хорошо.
      Не нужно неимеющееаналогов, которое потом десятилетиями будут осваивать (иными словами оно будет не полностью боеспособно), а нужно то, что реально создаст флот здесь и сейчас. А то пока...в ВМФ РФ фрегатов - 2 11540, один живой еще 1135, один живой 1135М, и дедушка 090, что более чем не густо....
      1. 0
        5 июля 2013 05:08
        Поддерживаю, пр.1135 один из самых удачных в СССР, зачем вообще нужно было затевать возню с 11540 и уж тем более 22350... Война интересов конечно...
  9. Spiegel
    +4
    4 июля 2013 22:47
    Маленькое замечание: на флоте боевые корабли судами никак называть не принято. Суда - это суда обеспечения. Что же касается проекта 11540, то меня удивил конструкторский подход. Был на первом корпусе, когда он еще был в заводе. Так вот в КПС пришлось "заходить" по вертикальному трапу через люк :-) Прямо-таки по-катерному. Несолидно для корабля 2 ранга, сразу видно, катерники проектировали.
  10. 0
    5 июля 2013 00:00
    Индусам в ножки надо поклониться, что поддержали кораблестроителей!
  11. +1
    5 июля 2013 01:07
    На текущий момент это вполне современный и качественный корабль. (читаю между строк : немного устаревший, но пойдёт,на всякий случай). Чё-то мне формулировка не нравится. Лучше всё-таки освоить новый проект 22350.
  12. 0
    5 июля 2013 03:29
    так пытаются освоить 22350. промышленность не тянет. да и в мире сами видете что происходит. вот и затыкают дыры чем могут, и это правильно, как только доведут до ума редут можно будет в серия пускать.
    да и сроки постройки сократятся в разы!!! конечно хочется все и сразу, но это невозможно! одно могу сказать вам точно здвиги очень позитивные.
  13. -1
    5 июля 2013 05:23
    Положение с фрегатами тяжёлое, ВПК сумело втюхать флоту ТРИ! типа практически идентичных по водоизмещению и вооружению! Это как тут выразились выше откровенное вредительство! Буревестники строились массовой серией, поэтому начать строительство видоизмененного проекта было не просто не сложно, но и гораздо дешевле, чем начинать строительство 11540 и тем более 22350. В итоге Индия имеет уже шесть 11356, у нас два 11540 и один 22350...при этом головной 11540 так и ходит в обрезанном варианте...