Предшественники танка "Армата"

Предшественники танка "Армата"


Начиная с 1945 года советская школа танкостроения занимала лидирующие позиции в мире в области создания тяжелых (ИС-3, Т-10), средних (Т-54, Т-55, Т-62) и основных боевых танков (Т-64, Т-72). Однако в конце 1970-х годов США (M1 Abrams) и ФРГ (Leopard 2) удалось выйти на уровень советских танков.


В связи с этим в 1980 году Харьковскому конструкторскому бюро по машиностроению (ХКБМ) было поручена разработка перспективного танка - объекта 477 под титулом «Боксер», впоследствии «Молот». Компоновка танка соответствовала проектному решению, предложенному ещё в 1972 году главным конструктором ХКБМ А.А.Морозовым.



В результате конструкция перспективного танка была новационной – установка вооружения на лафете, ходовая часть с семью катками, размещение всего экипажа в корпусе, автомат заряжания револьверного типа с горизонтальным расположением выстрелов, штатный комплекс активной защиты с возможностью перехвата калиберных артиллерийских снарядов. В 1980 году калибр пушки возрос до 152 мм. Вес танка составлял 50 тонн с возможностью увеличения в перспективе. В качестве силовой установки рассматривались двухтактный оппозитный дизель, четырехтактный Х-образный дизель или ГТД мощностью до 1600 л.с.



Компоновка корпуса включала носовой топливный бак, центральное отделение управления/боевое отделение с рабочими местами экипажа и автоматом заряжания, кормовое моторно-транспортное отделение. В окончательном виде в состав конструкции танка была включена башня для защиты выстрелов в процессе их досылания из автомата заряжания в ствол пушки, а также для размещения телевизионной и радиолокационной аппаратуры наблюдения и прицеливания.



Большие габариты 152-мм выстрелов и стремление удержать высоту и ширину корпуса в заданных габаритах обусловили использование двух основных автоматов заряжания с горизонтальными осями вращения (по числу типов выстрелов – бронебойных и осколочно-фугасных). Основные автоматы заряжания были связаны между собой дополнительным автоматом заряжания малого диаметра, из которого выстрелы досылались в пушку.

Состав экипажа рассматривался в двух вариантах – из двух и трех человек. В связи с неудачей в разработке танковой информационно-управляющей системы с необходимым набором функций в опытном образце танка был реализован последний вариант. Телевизионные приборы наблюдения, расположенные на башне, дублировались оптическими приборами, расположенными в корпусе по обе стороны от башни.



В этот же период США приступили к разработке своего перспективного основного боевого танка, не уступающего по своим характеристикам объекту 477 «Боксер/Молот». В качестве платформы для создания нового танка был выбран корпус, ходовая часть и силовая установка танка М1 Abrams. Проект получил название ASM Block III.



В корпусе танка впервые в практике американского танкостроения был размещен карусельный автомат с вертикальным расположением выстрелов. В качестве вооружения была применена дистанционно управляемая гладкоствольная 140-мм пушка, установленная на лафете в башне минимальных габаритов. Экипаж танка из трех человек располагался в корпусе. Впервые в мировой практике танкостроения отделение управления было отделено бронированной перегородкой от отделения управления с целью создания бронекапсулы для экипажа. Телевизионные приборы наблюдения размещались в башне, оптические приборы наблюдения – в корпусе.




Опытные экземпляры танка ASM Block III успешно прошли испытания в 1983 году, но не были приняты на вооружение по следующим причинам:
- отсутствие на тот момент танка со сходными боевыми характеристиками у потенциальных противников (СССР и Китая);
- ненадежность работы телевизионных приборов наблюдения;
- отсутствие кругового обзора у командира танка в случае выхода из строя телевизионных приборов наблюдения;
- возможность установки 140-мм пушки в стандартную башню серийного танка M1 Abrams при условии её доработки с сохранением численности экипажа из четырех человек.

В СССР объект 477 «Боксер/Молот» до 1988 года считался единственным претендентом на роль основного боевого танка. Однако в ходе многолетних доводок и испытаний стали ясны конструктивные недостатки его технического решения, в первую очередь - неработоспособность усложненной кинематической схемы заряжания: три револьверных автомата заряжания, кинематически связанные между собой, по определению были на порядок более ненадежны, чем один карусельный автомат. За весь период разработки танка количество выстрелов, производимых на многочисленных испытаниях, не смогло превысить единичного значения.
Уровень защиты экипажа «Боксера/Молота», расположенного в объединенном отделении управления/боевом отделении, был гораздо ниже, чем в бронекапсуле M1 Abrams. Кроме того, советский опытный танк имел такие же технические недоработки в части телевизионных приборов наблюдения.

Поэтому в 1988 году в рамках вновь открытой темы ОКР «Совершенствование-88» к разработке альтернативных вариантов советского перспективного танка были привлечены ленинградское Особое конструкторское бюро танкостроения (ОКБТ), нижнетагильское Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) и омское Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ).

В связи с выходом Украины из состава Советского Союза в 1991 году проект «Боксер/Молот» был завершен, разработка новых танков велась только в указанных конструкторских бюро. Украина также отказалась от одностороннего продолжения проекта из-за отсутствия квалифицированных специалистов в области разработки крупнокалиберных пушек, автоматов заряжания, автоматизированных систем управления и тепловизорных приборов наблюдения.



Все российские варианты перспективного танка имели ходовую часть из семи пар опорных катков и боевой вес порядка 50 тонн, а также гладкоствольную 152-мм пушку 2А83 разработки екатеринбургского Завода № 9. В качестве основного варианта силовой установки рассматривался 16-цилиндровый Х-образный дизель 2В-16-2 мощностью 1600 л.с. челябинского ГСКБ «Трансдизель». На последних версиях опытных танков вместо телевизионных приборов наблюдения устанавливались современные тепловизоры.

В качестве выстрелов к 152-мм пушке использовались бронебойные оперенные подкалиберные снаряды «Грифель-1» и «Грифель-2», а также осколочно-фугасный снаряд «Грифель-3» разработки московского НИМИ.



Петербургское ОКБТ, преобразованное в ОАО «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения» («Спецмаш»), для перспективного танка под шифром «Объект 299» (условное наименование «Лидер 2000-2005») выбрало компоновку корпуса, применяемую в самоходных артиллерийских установках, с размещением моторно-транспортного отделения в носу корпуса, боевого отделения - в корме. Дистанционно управляемая пушка устанавливалась в корме на приподнятом лафете. Под лафетом располагался карусельный автомат заряжания с вертикальным расположением выстрелов увеличенной длины. Экипаж располагался в бронированной капсуле отделения управления между моторно-трансмиссионным отделением и необитаемым боевым отделением.



Омское КБТМ разработало перспективный танк под шифром «Объект 640» (условное наименование «Черный орел») классической компоновки с обитаемым боевым отделением и размещением пушки в башне. Впервые в практике отечественного танкостроения конвейерный автомат заряжания был вынесен из корпуса и размещен в кормовой нише башни. Ниша представляла собой съемный бронированный контейнер, оснащенный вышибными панелями.



Нижнетагильское УКБТМ для своей версии перспективного танка под шифром «Объект 195» (условное наименование «Т-95») использовало компоновку корпуса, ранее примененную в опытном американском танке ASM Block III – передняя бронированная капсула экипажа, центральное необитаемое боевое отделение, кормовое моторно-трансмиссионное отделение, а также карусельный автомат заряжания с вертикальным расположением выстрелов. В отличие от американского танка в конструкции объекта 195 была применена полноразмерная башня, внутренний объем которой позволял разместить аппаратуру наблюдения и прицеливания, а также радиолокаторы и пусковые установки комплекса активной защиты. Кроме того, несмотря не необитаемость, башня сохранила значительный свободный внутренний объем для обеспечения загрузки выстрелов в автомат заряжания и проведения технического обслуживания и ремонта оборудования боевого отделения.



По результатам испытаний разработка объектов 299 и 640 была досрочно прекращена из-за неустранимых конструктивных недостатков их компоновочных схем – в первом случае это тепловые помехи, вносимые в работу системы прицеливания моторно-трансмиссионным отделением, во втором случае это ослабленное бронирование кормовой ниши.

Разработка объекта 195 продолжалась до 2010 года, когда в распоряжении отечественных танкостроителей появилась новая гладкоствольная 125-мм пушка 2А82 с удлиненным стволом и увеличенной зарядной камерой, дульная энергия которой находилась на уровне лучших западных образцов. Габариты орудия и карусельного автомата заряжания позволяют разместить весь комплекс в башне и корпусе серийного танка Т-90.



В отличие от этого решения, большие размеры 152-мм пушки и выстрелов к ней привели к росту заброневого объема объекта 195, который не компенсировался увеличением веса брони пропорционально увеличению числа опорных катков. В результате обобщающий показатель военно-технического уровня объекта 195 практически не отличался от уровня последней модификации Т-90МС – меньшая защищенность при большем огневом могуществе и равной подвижности.

В связи с этим в 2011 году ОАО «Уралвагонзавод» было подготовлено предложение, а в 2012 году Министерством обороны РФ утвержден проект под титулом «Армата» по разработке нового российского перспективного танка и бронетанковой платформы на его базе. Новый танк сохранил ходовую часть Т-90 из шести пар опорных катков, 125-мм пушку и автомат заряжания карусельного типа. Корпус «Арматы» состоит из бронированного отделения управления, необитаемого боевого отделения и моторно-трансмиссионного отделения. В качестве силовой установки применен двенадцатицилиндровый Х-образный дизель мощностью 1200 л.с. Численность экипажа планируется от двух до трех человек в зависимости от степени автоматизации работы по наводке орудия танка.

Проект «Армата» поставил точку в более чем 30-летней эпопее попыток создания отечественных и зарубежных танков, оснащенных крупнокалиберными пушками. Однако можно ожидать, что военно-техническое соревнование между крупнейшими танкостроительными державами будет продолжено аналогично ситуации 1980 года, но уже на новой научно-технической базе. По крайней мере в настоящее время командование TRADOC Армии США получило задание подготовить до конца 2013 года концепцию создания аэромобильного танка с транспортным весом в пределах 36 тонн (стандартный 40-футовый контейнер) для обеспечения действий экспедиционных сил быстрого развертывания.
Автор:
Андрей Васильев
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

126 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти