История отечественного боевого водолазного дела

С чего все началось

В 1931 году затонула подводная лодка №9 Балтийского флота, и в том же году мастерские ЭПРОНа получили заказ на разработку и производство (1932 -1938 гг.) пяти типов дыхательных аппаратов «ЭПРОН-1, 2, 3, 4, 5». Последние два типа позже использовались на подводных лодках ВМФ.

В 1938 году Военный совет флота решил в срочном порядке организовать обучение водолазному делу и строительство учебных бассейнов, чтобы отрабатывать навыки работы в водолазном снаряжении у личного состава подводных лодок. Данное решение было принято после проверки состояния дел на ТОФ по внедрению подводных аппаратов.


24 октября 1938 года по приказу командующего ТОФ флагмана 2 ранга Кузнецова Н. Г. состоялось опытное учение, предусматривающее высадку легких водолазов с ПЛ «Щ-122» и их последующее возвращение обратно.

Это первая в истории ВМФ учебная высадка с подводной лодки во время погружения вооруженной группы легких водолазов. Учения закончились успехом, продемонстрировав новые возможности по использованию легких водолазов в решении специальных боевых задач. Но до 1941 года, даже после положительного решения Военного совета флота, практически не проводилось внедрение этих начинаний в процесс боевой и организационной подготовки флота.

В конце июля 1941 года из города Выборг в город Ленинград эвакуировали водолазную школу. Во время доклада об этом начальник ЭПРОНа контр-адмирал Крылов Ф.И. сообщил представителю Верховного Главнокомандующего заместителю наркома ВМФ адмиралу Исакову И.С. о необходимости создать специальный отряд из водолазов разведчиков, в который вошли бы лучшие водолазы школы.

Заместитель наркома ВМФ быстро осознал, что подобное подразделение действительно необходимо в свете кольца блокады, которая смыкалось вокруг города. В архиве флота можно найти подписанный приказ под номером 72 от 11 августа 1941 года, который предусматривал формирование роты особо назначения (РОН) при разведывательном отделении штаба КБФ (РОШКБФ). Ее укомплектовали бойцами морской пехоты и краснофлотцами-водолазами.

В 1949 году капитан 2 ранга Прохватилов И. В. ходатайствовал о создании экспериментально-исследовательской группы, состоящей из легких водолазов. Приказ командующего 4 ВМФ от 18 июля 1949 года содержал следующее: «В целях улучшения боевой подготовки водолазов флота и создания новых приборов и устройств, облегчающих работу легководолазов, образовать при АСО специальную исследовательскую группу. Из штатов АСО для этих целей выделить 12 водолазных специалистов. Руководителем группы назначить капитана 2 ранга Прохватилова И.В. Отчет о работе представить к 15 декабря 1949 года»

В декабре 1949 года Прохватилов представил отчет о проделанной работе. К нему прилагались разработанные и испытанные образцы индивидуальной надувной резиновой лодки, усовершенствованного гидрокомбинезона для многократных погружений и всплытий, усовершенствованного дыхательного аппарата ИСМ-М, специальных водолазных грузов, буя, упаковочных мешков и складных весел.

История отечественного боевого водолазного дела
Дыхательный аппарат ИДА-51М. Дыхательный аппарат ИДА-57. Дыхательный аппарат ИДА-59


История отечественного боевого водолазного дела
Водолаз в надувной резиновой шлюпке со складными вёслами.


Проведенная группой работа вместе с результатами исследований, проводимых в Институте по разработке специального снаряжения для легких водолазов, стали хорошим заделом для разработки и создания водолазного снаряжения особого назначения (ВСОН).

В январе 1952 года завершилась разработка двух типов дыхательных аппаратов: С-1, разработанный инженер-капитаном 1 ранга Солдатенко О.М., и ВАР-52, разработанный капитаном 2 ранга Прохватиловым И. В.).

В августе 1952 года были проведены их сравнительные лабораторные испытания. Лучшие результаты показал аппарат ВАР-52.

История отечественного боевого водолазного дела
Водолазное снаряжение ВСОН-55 с дыхательным аппаратом ВАР-52, грузовым мешком и надувной шлюпкой.


Следующим шагом стали сентябрьские испытания 1953 года на одном из опытовых учений. Они завершились успешно, но у снаряжения присутствовали значительные недостатки. Пришлось переработать ТЗ в соответствии с ними. Заказ на создание партии опытных образцов получило СКБ-КДА.

История отечественного боевого водолазного дела
Дыхательный аппарат ВАР-52 конструкции И.В. Прохватилова.


Первую опытную партию снаряжения изготовили лишь в 1955 году. А с конца 1957 года ВСОН стало поступать на вооружение специальных частей в необходимых количествах. Главным конструктором снаряжения под наименованием ВСОН-55 был Сапогов С. В.).

В дальнейшем это снаряжение дорабатывалось по итогам опытной эксплуатации. В 1961 году на вооружение поступил комплект ВСОН-61, в котором было целый набор водолазных инструментов. В их числе, кроме дыхательного аппарата, надувной лодки и гидрокомбинезона, также присутствовали компас, наручный глубиномер, часы, нож, водолазный перископ, упаковочные мешки, планшет и другие приспособления.

Разработка первых образцов водолазного снаряжения и его последующие испытания в воинских частях сильно повлияли на путь дальнейшего развития этого направления. Кроме того, было выявлена необходимость в использовании технических средств передвижения водолазов, которые сохраняли их работоспособность.

История отечественного боевого водолазного дела
Подводные герметичные грузовые мешки.


В 1955 году за границей закупили партию спортивных дыхательных аппаратов баллонного типа, производимых фирмами «Зибе-Герма» (ФРГ) и «АГА» (Швеция).

В одной из специальных лабораторий НИР был разработан комплект снаряжения, в который входили дыхательный аппарат АВМ-1 и гидрокостюм ГКП-4. В 1957 году в НИР разработали ТЗ, по которому в СКБ-КДА создали модификации аппаратов АВМ-1, АВМ-2, АВМ-3.

История отечественного боевого водолазного дела
Дыхательные аппараты АВМ-1 и АВМ-3


В 1958 году данные аппараты поступили в части для тренировочных погружений.

История отечественного боевого водолазного дела
Водолазный планшет с подводным фонарём.


Также это НИР разработало и выдало СКБ техническое задание на боевой подводный комплект снаряжения.

В СКБ-КДА разработали регенеративный аппарат для плавания на ПСД, а также выхода из подводных лодок. Для аппарата использовали шифр «ТП» - тактического плавания. Главным конструктором аппарата «ТП» был Семенов М. Я. Испытания проводились сотрудниками и водолазами специальной лаборатории Шкляром, Курочкиным, Кондратенко, Батюшко и Карпенко. Руководство испытательными погружениями осуществлял водолазный специалист Иванов Б. А., обеспечением занимался врач-физиолог подполковник Тюрин. Испытания продолжались до августа, а уже в сентябре аппарат «ТП» приняли на снабжение специальных частей ВМФ.

В 1956 году 2-й отдел ГШ ВМФ заказал в спецлаборатории разработку и создание водолазного снаряжения, позволяющего осуществлять прыжки с самолетов. В техническом задании присутствовали специальный гидрокомбинезон с индивидуальным дыхательным аппаратом и подвесной парашютной системой. Выполнение задания было разделено на несколько частей.

С января 1957 года в лаборатории совместно с Институтом ВМФ номер 15 работают над НИР (ИТ-72-40) – «Исследование и разработка снаряжения водолаза для прыжков с самолета с приводнением, для выхода из ПЛ, свободного плавания и хождения по грунту». Были разработаны ТЗ и тематическая карточка. В апреле 1958 года в СКБ-КДА выполняется ОКР «Изолирующий дыхательный аппарат для водолаза с парашютом».

Параллельно ведется разработка спецгидрокомбинезонов ГК-ТО и ГК-У, которой занимается завод номер 151 на территории Ярославля. Все работы проводятся под наблюдением контролеров спецлаборатории. В августе 1969 года проводятся успешные летно-экспериментальные испытания созданного снаряжения: гидрокомбинезона ГК-ТО, подвесной парашютной системы и аппарата ИДАП.

А в январе 1960 года Максимихин, Плесков, Иванов, Кудрин и Тюрин работают на НИР по модернизации способ выхода из подводной лодки. Проводится анализ 130 выходов, а затем проводятся еще 50 выходов. В результате был создан новый дыхательный аппарат ИДА-59П, который был включен в снаряжение водолазов-парашютистов СВП-1, получив новый гидрокомбинезон ГК-5.

История отечественного боевого водолазного дела
Водолазное снаряжение СВП-1 с дыхательным аппаратом ТП и двумя парашютами (основным (сзади) и запасным (спереди).


В 1972 году в специальных частях ВМФ на вооружении стояли аппараты ИДА-59П, ТП, ИДА-66Б для НВ "Тритон-1М" и "Сирена-У", АДА-61 нагрудный для хождения по грунту, стационарная дыхательная система СДО-1 для НВ "Тритон-2" и СТП-2 для НВ "Тритон-1М" и "Сирена-У". Но подобное разнообразие оказалось избыточным, поэтому в 1971 году в НИР «Корсар» разработали модель единого дыхательного аппарата ИДА-71П. С 1973 года им стали заменять все остальные.

История отечественного боевого водолазного дела
Дыхательный аппарат ИДА-71П


История отечественного боевого водолазного дела
Дыхательный аппарат ИДА-72 (без верхней защитной крышки)


Новый аппарат находился в составе водолазного снаряжения СВУ, являющегося основным в специальных частях ВМФ и в настоящее время.

Создание подводных средств движения водолаза

Значительно более сложной оказалась ситуация с созданием подводных средств передвижения (ПСД). На это были свои причины. В государстве отсутствовали проектные и промышленные предприятия и организации, которые могли бы создавать средства подобного направления. Также ситуацию осложнял целый комплекс разносторонних исследований, который был необходим для разработки и создания ПСД.

По существу, ПСД является миниатюрной подводной лодкой, которая также как и обычная подводная лодка, должна обладать всеми системами и механизмами для ее нормальной работоспособности. При этом все оборудование должно быть малогабаритным. Для производства подобной продукции требовались совершенно новые технологии, оборудование и специалисты.

Один из сложных моментов при эксплуатации ПСД – водитель размещался в пространстве, открытом для воды, поэтому было трудно сохранить его работоспособность в подобных условиях. Проблема усугублялось небольшим количеством заказанных аппаратов, что было экономически невыгодно.

В 1958 году штаб флота послал запрос на кафедру торпедного оружия ЛКИ (сейчас это Санкт-Петербургский государственный морской технический университет). Необходимо было разработать самоходные средства – двухместные носители торпедной конструкции и одноместные буксировщики для водолазов.

Уже в сентябре 1959 года специалисты университета завершили разработку, испытания и приступили к производству отечественных моделей буксировщиков «Протей-1 и 2» Одно из их достоинство – крепление на теле водолаза – первый «Протей» на груди, а второй – на спине.

История отечественного боевого водолазного дела
Буксировщик "Протей-1"


История отечественного боевого водолазного дела
Буксировщик "Протей-2"


Длина буксировщика «Протей 1» составляла 1830 мм, ширина – 650 мм, а высота – 465 мм. Его масса достигала 95 килограмм, а скорость перемещения – 2.5 узлов. Дальность плавания аппарат составляла десять миль при глубине хода в 32 метра.

Также была завершена разработка двухместного транспортировщика, использующего торпедный калибр 533 мм. Он получил название «Сирена», прошел испытания и запущен в производство.

История отечественного боевого водолазного дела
Транспортировщик водолазов "Сирена" конца 50-х годов.


В дальнейшем аппарат модернизировался специалистами завода «Двигатель» совместно с целым рядом судостроительных, авиационных и электротехнических промышленных предприятий. Был создан высокоэффективный и надежный образец под названием «Сирена-УМЭ».

История отечественного боевого водолазного дела
Средство движения боевых пловцов "Сирена-УМЭ"


Диаметр аппарата составлял 532 мм, длина – 8600 мм, масса – 1367 килограмм. Скорость хода достигала 4 узлов. Продолжительность автономного хода составляла два часа, за которые аппарат мог пройти восемь миль на глубине до сорока метров.

Для запуска аппарата можно было использовать любой надводный корабль или катер, оснащенный грузоподъемным устройством до двух тонн. Также для этого можно было использовать подводные лодки, относящиеся к типу «Пиранья». После разработки специального штангового механического толкателя появилась возможность запускать аппарат с подводных лодок 877ЭКМ и 877ЭК.

Конструктивно в составе «Сирены-УМЭ» есть головное, проточное и кормовое отделение. Для подсоединения грузового контейнера к головному механизму используется быстродействующий механизм. Также головной отсек используется для хранения никель-кадмиевых аккумуляторов.

История отечественного боевого водолазного дела


Проточное отделение содержит кабины для водолазов, бортовую систему жизнеобеспечения, а также пульт управления и устройство для проведения вертикальных маневров. Кабины оснащены выдвигающимися крышками, которые защищают водолазов от потока, возникающего при движении под водой.

История отечественного боевого водолазного дела


Кормовое отделение получило навигационных комплекс, блоки коммуникации, приборы управления и регулировки оборотов двигателя и рулевые машинки. Все агрегаты, гребные винты и приборы созданы для малошумной работы.

С 1969 года опытные и конструкторские работы над «Тритор-1М», «Протей-Х» и «Тритон-2» проводила проектная организация «Малахит». Производство было запущено на мощностях завода ЛАО.

Стоит отметить, что на создание этих аппаратов ушло довольно много времени. «Тритон-1М» разрабатывался 12 лет с 1966 по 1978 год. Носителями аппаратов были выбраны специально оборудованные надводные корабли, относящиеся к проекту А-1824: «Анемометр» и «Гироскоп».

В 1971 году Ново-Адмиралтейский завод в Санкт-Петербурге построил два первых подводных аппарата «Тритон-1М». Это были опытные образцы для всесторонних исследований процесса эксплуатации новых подводных лодок. В июле 1972 года были завершены испытания двух СМПЛ, после чего «тритоны» отправились на Черное море для испытаний на предприятии «Гидроприбор».

История отечественного боевого водолазного дела
Двухместный носитель водолазов "Тритон-1М".


История отечественного боевого водолазного дела
Двухместный носитель водолазов "Тритон-1М" на колёсной платформе


Всего было построено 32 аппарата, которые поступили на вооружение в 1973-1980 гг. Основное предназначение аппарата – транспортировка легких водолазов на глубине до сорока метров.

В корпусе аппарата были непроницаемые и прочные объемы: водительский пульт управления, а также электромоторный и аккумуляторный отсеки. Мощность установленного гребного электрического двигателя составляла 3.4 кВт. Аппарат мог оставаться на грунте без движения до десяти суток. В его оснащение входили компас, гидроакустическая станция, радиостанция, а также автоматическая система движения по курсу.

История отечественного боевого водолазного дела


Длина аппарата составляет 5 метров, ширина – 1.35 метра, высота – 1.38 метра, осадка – 1 метр. Скорость хода достигала 6 узлов, дальность плавания 35 миль на глубине до 40 метров. Экипаж состоял из двух водолазов.

В 1966 году Аварийно-спасательная служба ВМФ составила задание на проектирование и создание опытного подводного носителя водолазов «Тритон-2». Руководство разработкой осуществлял главный конструктор Синяков В. И. под наблюдением НИИ номер 40 завода «Гатчинский металлист». В этом же году работы над «Тритон-2» передали в ЦПБ «Волна». Руководить проектом под шифром пр.908 назначили Евграфова Я. Е.

Основное предназначение «Тритон-2» - скрытая подводная транспортировка группы из шести легких водолазов к месту выполнения подводных задач в прибрежных областях.

История отечественного боевого водолазного дела


Всего было построено 12 аппаратов, которые поступили на вооружение в 1975 – 1985 гг. Длина аппарата – 9.5 метров, ширина – 1.8 метра, осадка – 1.6 метра. Продолжительность автономного плавания составляет 12 часов при скорости хода 5.5 узлов на глубине до 40 метров.

Со временем перед флотом возникали все более сложные задачи, выросли требования к боевой эффективности и качеству техники. Поэтому возникла необходимость разработки новых научных подходов и подготовки научных кадров. 24 июля 1963 года появилась директива Генерального штаба, которая предусматривала исследования боевой эффективности и экономическую оценку разрабатываемых комплексов при дальнейшей работе над данным направлением.

История отечественного боевого водолазного дела
Шестиместный герметичный носитель водолазов "Тритон-2".


Следующая работа – НИР НИР 40-08-71КФ "Обоснование требований к ПСД, используемым РГ, РГСН, РОСН в тылу противника" (шифр "Вьюн"). Это было первое обоснование носителя водолазов «Сирена-К» - калибра 650 мм. Сразу же начались работы по Директиве НГШ ВМФ № 729\001057 - оперативно-тактическое (ОТ) и военно-экономическое обоснование (ВЭО) ПЛМ пр. 08650 (шифр «Пиранья»).

История отечественного боевого водолазного дела
Малая подводная лодка разведки проекта 865 «Пиранья»


В июле 1984 была Ленинградском адмиралтейском объединении заложили первую опытную подводную лодку с титановым корпусом, которая могла погружаться на глубину до 200 метров. Аппарат относится к двухкорпусному классу НАТО – LOSOS. Его длина составляет 28.2 метра, ширина – 4.74 метра, высота – 5.1 метра, а осадка – 3.9 метра. Продолжительность автономного плавания составляет десять суток при предельной глубине погружения в 200 метров и подводной скорости в 6.7 узла. В экипаж подводной лодки входило 3 человека, а также группа легких водолазов из шести человек.

Лодка обладала вооружением в составе двух торпед калибром 533-мм или мин.

Оружейный комплекс размещался в средней части надстройки, включая в себя два грузовых контейнера, используемых для транспортировки снаряжения. Обычно четыре буксировщика «Протон» или два транспортировщика «Сирена-УМЭ» и два минных устройства в составе 4 донных мин большой мощности, в том числе и с ядерными зарядами. Грузовой контейнер заполнялся забортной водой. Это цилиндрическая конструкция, длина которой 12 метров, а диаметр 62 см. Для погрузочно-выгрузочных работ использовался выдвижной лоток с приводом и органами управления, находящимися внутри корпуса.

История отечественного боевого водолазного дела
Запуск носителей водолазов "Протей" с подводной лодки "Пиранья"


Создание специального оружия

В 1968 году в Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения (ЦНИИТОЧМАШ) было передано техническое задание, предусматривающее разработку подводных систем стрелкового оружия – пистолета, автомата и патронов к ним. Это ведущий отечественный научный центр по разработке, исследованию и испытаниям стрелково-пушечного спортивно-охотничьего оружия, а также боеприпасов и принадлежностей к ним, средств индивидуального вооружения и защиты для специальных подразделений.

В 1968 году появилось задание, предусматривающее разработку подводного пистолетного комплекса. ЦНИИТОЧМАШ и ТОЗ разработали пистолет и 4.5-мм патрон, которые приняли на вооружение в 1971 году, присвоив обозначение СПП-1 – специальный подводный пистолет. Эта система прошла успешные испытания в 1970 году, и была передана в подразделения в качестве личного оружия для водолазов.

4.5-мм СПП-1 – это обычный четырехствольный пистолет, который открывается с казенной части. У него было четыре гладких ствола, которые крепились на рамке при помощи шарниров и вращались вокруг ее цапф. Для перезарядки их нужно было откинуть вниз, а для запирания использовались защелка и нижний крюк.

История отечественного боевого водолазного дела
4,5-мм специальный подводный пистолет СПП-1


Калибр ствола пистолета – 4.5 мм. Его длина – 244 мм, при этом ствол 203 мм. Масса без боекомплекта – 950 грамм. СПП-1 позволял вести эффективную стрельбу на расстоянии от 5 до 17 метров на глубине от 6 до 40 метров. На воздухе этот показатель достигал 50 метров. Начальная скорость пули составляла 250 м/с.

Положительный опыт при решении проблем работы подводной пистолетной системы позволил ЦНИИТОЧМАШ получить еще один заказ в 1970 году. Теперь необходимо было разработать подводное автоматическое стрелковое оружие, которым предполагалось оснастить подводные средства передвижения «Тритон-1М», а также водолазов-бойцов.

В начале 1970-х годов В. В. Симонов начал проектирование специального автоматного подводного комплекса в составе подводного автомата АГ-022 калибром 5.66 мм. У этого образца оружия была система жестокого запирания канала ствола, а также оригинальные конструктивные элементы, в числе которых газовый двигатель для автоматической системы огня в воде и на воздухе. В магазине автомата было 26 патронов с высокой эффективностью в различных условиях.

История отечественного боевого водолазного дела
5,66 мм автомат АПС (Автомат Подводный Специальный)


Длина автомата без приклада составляла 615 мм, ширина -65 мм, высота – 187 мм. Снаряженный автомат весил 3.4 килограмма.

До 70-х годов не велась разработка навигационных средств для ПСД и водолазов. На первые «Протеи», «Сирены» и «Тритоны» ставили водозащищённые авиационные магнитные компасы КИ-13.

Чуть позже носители «Сирена» и «Тритон» получили авиационный гирополукомпас ГПК-52. Он обладал небольшими габаритами и позволял вводить информацию о курсе в автоматическую систему управления ПСД.

Целенаправленная разработка навигационных система для ПСД и водолазов началась в 70-е годы, когда ей занялся 9-й НИИ МО. В 1972 году в НИИ ШП «Дельфин» завершилась разработка навигационного прибора для водолазов НПВ-2, в составе которого были часы, глубиномер, вертушечный лаг и магнитный компас.

Приборами оснащали все разновидности буксировщиков. У НПВ-2 была специальная площадка для размещения пеленгатора и планшета с картой.

Первым навигационным комплексом (НК), разработанным для «Тритон-2», стала система «Самур». Ее основная задача – обеспечение вождения корабля и передача навигационных параметров в автоматическую систему управления. В составе «Самура» присутствовали: дистанционный компас «Волхов», гирокурсоуказатель ГКУ-2, эхолот «Язь-С», а также индукционный лаг «Терек» - система прокладки и счисления «Амур».

Автопрокладчик использовал рулонную карту, на которой предварительно прокладывался маршрут. Весь комплекс весил 136 килограмм.

В 1983 году завершилась разработка и создание второго поколения навигационных средств. На вооружении появился базовый комплекс навигации «Возчик». Его использовали не только в ПСД СПЕЦНАЗ, но в ряде других подводных аппарат морского флота. Комплекс первым получил цифровую систему обработки данных, построенную на базе ЦВМ «Салют-3».

История отечественного боевого водолазного дела
Репитер дистанционного магнитного компаса "Волхов".


В зависимости от объекта установки габариты и комплектация комплекса варьировались. Полная комплектация «Возчик-01» должна была устанавливаться на НВ «Тритон-3» с сухой кабиной водолазов. «Возчик-02» предназначался для «Сирены-К». «Возчик-3» - для «Сирены-М». В комплексе впервые использовали абсолютный лаг ЛА-3.

Авиационный магнитный компас КИ-13 в 1982 году заменили усовершенствованным вариантом КМ-48П «Нева», который использовался как резервный на всех водолазных носителях.

Лучший образец малогабаритных навигационных средств конца 80-х годов – это комплекс «Анчар», который предназначался для подводной лодки «Пиранья». В его составе была спутниковая навигационная система АДК-3М. Были проведены успешные испытания комплекса, а в 1991 году его приняли на вооружение.

Комплекс получил множество компонентов, которые в дальнейшем могли устанавливаться на НК ПСД. В частности, небольшой доплеровский лаг ЛА-51, магнитный компас КМ-69П и другое оборудование.

Создание гидроакустических средств для водолазов и ПСД

В 1964 году начались работы по созданию гидроакустических водолазных средств. Тогда была создана ОКР «Нерей» для разработки пеленгаторной и приводной аппаратуры для ПСД и водолазов.

В этот период военная техника активно оснащалась полупроводниковыми приборами: транзисторами, диодами, которые быстро вытеснили энергоемкие и громоздкие электронные лампы. В комплекте ГАК «Нерей» были: комплексная ГАС носителя водолазов «Тритон-2», прибор легкого водолаза (ЛВ), а также якорный гидроакустический маяк-автоответчик (ГМ).

Комплексную ГАС ВГМ-459 установили на макет НВ «Тритон-2» в 1969 году. Но макету не удалось пройти испытания, поэтому создание ГАС ВГМ-459 затянулось. В 1976 году ее испытали на двух опытных образцах «Тритон-2», разработанных СПМБМ «Малахит».

ВМФ получил пеленгатор водолаза и гидроакустический маяк ГАС ВГМ-459 в 1978 году под шифром МГВ-11. В процессе испытаний выяснилось, что также необходимо разработать устройство для переговоров внутри аппарата, гидролокатор и станцию гидроакустической связи.

История отечественного боевого водолазного дела
Первая приводная аппаратура водолаза МГВ-3 («Нерей»).


Для связи «Тритон-2» и обеспечивающего катера использовалась УКВ радиостанция «Сокол» Р-352. Антенна размещалась на буе из пенопласта, а для соединения ее и радиостанции использовался шестидесятиметровый коаксиальный кабель.

Саму станцию поместили в герметичный бокс из железа, у которого была одна рукоятка для переключения между приемом и передачей. Правда, кабель не позволял погружаться на полную глубину в сорок метров, так как не было возможности герметичного запирания крышки НВ
Разработка ГАС связи для водолазов «Угорь» началась в 1970 году. В 1973 году они были завершены. Дальность работы станции составляла один километр, масса – 4.5 килограмм, а местом ее первоначального размещения стало пространство под дыхательным аппаратом.

Небольшой индукционный разъем гарнитуры и пульт управления размещались на груди водолаза.

История отечественного боевого водолазного дела
Первая станция гидроакустической связи МГВ-6 "Угорь".


В 1974 году ГАС МГВ-6В установили на двух опытных экземплярах «Тритон-2», которые прошли испытания на территории торпедного полигона в поселке Орджоникидзе. Данное устройство было рассчитано на семь водолазов, работая, как и обычный телефон, в дуплексном режиме. Позже его установили на ПЛМ проекта 865 «Пиранья».

Источники:
http://www.baltika-diving.ru/index.php?page=41&item=76
http://www.padelt-online.de/doc666/index1.html
http://www.arms-expo.ru
http://www.navy.su
Автор: Александр Иванов, Александр Дедов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. LM66 11 июля 2013 10:31
    Пульт управления типа двоечники на уроке труда собирали.
    Водолазы себе костюмы интересно не рвали о все эти изящные винтики
    1. леликас 11 июля 2013 16:25
      Попробуйте в зимних толстых рукавицах , в комнате без света, нажать на пульте телевизора кнопку 5 - все сделано исходя из условий эксплуатации - не эстетично - за то дешево,надежно и практично ©
  2. IRBIS 11 июля 2013 10:42
    К великому сожалению, мы всегда отставали по техническому обеспечению боевых пловцов. За исключением стрелкового оружия. Иностранные образцы дыхательных аппаратов и прочего снаряжения значительно превосходили наши. Однако многое компенсировалось уровнем подготовки личного состава.
    Во время службы мы имели тесный контакт с этими подразделениями у нас на Балтике, многих офицеров знаю очень хорошо. Хорошие, крепкие профессионалы и мастера своего дела! Вот только за годы реформ многое было "утеряно", сокращено.
  3. omsbon 11 июля 2013 11:53
    Самое страшное, что снимая многосерийные фильмы типа "Морские дьяволы", на самом деле мы имеем, "похороненную" реформами, школу боевых пловцов и технологии малых подлодок. Все это придется возрождать по новой!
    1. seller trucks 11 июля 2013 16:54
      Цитата: omsbon
      школу боевых пловцов


      ну с этим делом слава Богу все нормально, служат парни, регулярно тренируются, сегодня в новостях про очередной выпуск РВВДКУ говорили, кто то из выпускников в ОБ ПДСС поедет, самое страшное произошло в 1991 г. с распадом СССР, это передача 102-й ООБ ПДСС на ЧФ Украине, лучшее подразделение было, похерили все(С.Козлов)на Украине, у нас же сохранили и восстановили. Кстати, вчера по "Звезде" вечером "Их знали только в лицо" шел, про боевых пловцов в ВОВ, ну честно, с удовольствием.
  4. Даос 11 июля 2013 13:35
    Да, дружили мы в своё время с ребятами с острова "Майский" - они у нас на аэродроме тренировки проводили... Всегда смотрел на них и думал... блин навьючь на меня столько снаряги я не то что бы бегать, прыгать - стоять бы наверное не смог...
    А на ИДА 59 и АВМ 3 мы в своё время курс легководолазной подготовки проходили... Кстати неплохие приборы для тех кто умеет.
  5. Kir 11 июля 2013 15:29
    Авторам огромное спасибо за освещение отечественного водолазного дела.
    И ещё кто нибудь может просветить по поводу альтернативных газовых смесей для глубоких погружений , правда читал у А.Ч.Кларка, что у нас-СССР была разработана смесь где вместо на тот момент патентного гелия использовался водород, и если были созданы не только опытные образцы оборудования, то вроде как тогда должны были существовать аналоги британским и штатовским ребризерам для погружений свыше 75м.
    Kir
  6. knn54 11 июля 2013 16:08
    -В сентябре - октябре 1941 года водолазами из затонувших барж было поднято свыше 4 тысяч мешков зерна. Спасенный хлеб уже на другой день получали по карточкам в блокадном Ленинграде. В боевой обстановке, когда осажденный город задыхался без топлива, отряд водолазов принимал порой смелые решения. Рельсы, на которых застряли цистерны с горючим, упирались в Ладожское озеро. Родилась идея: спускать цистерны с бензином в воду и буксировать на другой берег, там снова ставить на рельсы. Подводные железнодорожные спуски и подъемы в кратчайший срок проложили эпроновцы 27-го отряда.
    -3 сентября 1942 в осажденный Ленинград стала поступать энергия Волховской ГЭС. В самом узком месте Ладожского озера (23,5 км) было проложено 120 километров бронированного кабеля, по которому в город и стала поступать электроэнергия.
    -Отдельная рота подводных спецназовцев лейтенанта Прохватилова И. В., совершила в период войны более 200 разведывательно-диверсионных операций на оккупированной фашистами территории. В частности, УНИКАЛЬНАЯ операция по уничтожению итальянских катеров 10-й флотилии МАS…
  7. RoTTor 11 июля 2013 17:15
    Необходимые дополнения:1. "24 октября 1938 года по приказу командующего ТОФ флагмана 2 ранга Кузнецова Н. Г. состоялось опытное учение, предусматривающее высадку легких водолазов с ПЛ «Щ-122» и их последующее возвращение обратно." Эту операцию готовил и непосредственно ею руководил капитан 3 ранга Владимир Берестецкий. Он умер и похоронен в Киеве.

    2. Боевых пловцов разогнали по инициативе Жукова, поддержанной Хрущёвым. В начале 70-х армейские спортсмены-подводники провели несколько классных "показух" - на праздниках в присутствии руководства страны и МО маршала Гречко. Это + доводы спецов переубедили и стали на пустом месте воссоздавать. На СФ одним из первых, кто этим занимался был начальник физподготовки Беломорской флотилии, потом КСФ мастер подводного спорта кап.2-ранга, потом и капраз Николай Андриенко, тренировавший спорстменов-подводников, часть из них и стала ядром первого отряда.
  8. RoTTor 11 июля 2013 17:21
    Необходимые дополнения:1. "24 октября 1938 года по приказу командующего ТОФ флагмана 2 ранга Кузнецова Н. Г. состоялось опытное учение, предусматривающее высадку легких водолазов с ПЛ «Щ-122» и их последующее возвращение обратно." Эту операцию готовил и непосредственно ею руководил капитан 3 ранга Владимир Берестецкий. Он умер и похоронен в Киеве.

    2. Боевых пловцов разогнали по инициативе Жукова, поддержанной Хрущёвым. В начале 70-х армейские спортсмены-подводники провели несколько классных "показух" - на праздниках в присутствии руководства страны и МО маршала Гречко. Это + доводы спецов переубедили и стали на пустом месте воссоздавать. На СФ одним из первых, кто этим занимался был начальник физподготовки Беломорской флотилии, потом КСФ мастер подводного спорта кап.2-ранга, потом и капраз Николай Андриенко, тренировавший спорстменов-подводников, часть из них и стала ядром первого отряда.
  9. Marssik 11 июля 2013 22:14
    Хорошая статья ,мечтал боевым пловцом стать ,даже дайвингом занялся до армии ,но не взяли ,с этим сейчас только контракт laughing

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня