Срезанные крылья

Прочитал тут недавно про свои машинки (Як-38, Як-41) - как говорится, обуяла ностальгия. Полез в инет раскапывать, как же так получилось, что "кончилась" не только история отечественных "вертикалок", но и завод, который их строил "пустили на иголки". История-то не таких давних дней оказалась.

Срезанные крылья


В этом году саратовскому авиазаводу исполнился бы 81 год.


В 2011-м, если верить коллегам-журналистам, от авиазавода еще оставались заброшенные цеха-гиганты и полуразрушенные строения поменьше. Eще даже оставалось что вывозить: цветные и чёрные металлы, оборудование. Зато в 2012-м от всего огромного завода осталось два цеха да котлован под будущий торговый центр. Все остальное - либо пустое пространство, либо немногие жилые новостройки. Вот и весь пейзаж на многих гектарах. Уже и гектары эти самые переведены из категории земель промышленности в земли под жилую и общественно-деловую застройку, аэродром авиазавода выкуплен, и теперь это земли перспективной застройки. Только один фрагмент некогда гигантского завода остался исконно заводским – тот, где намеревались строить предприятие по производству турбин для гидроэлектростанций. Но и это ненадолго, ведь, как известно, в Саратове этот завод строить точно не будут.

Срезанные крылья


Спохватились

Интересно, что когда САЗа практически не стало, вокруг пустого места засуетились официальные лица. Заместитель полпреда по ПФО Алексей Кубрин помянул предприятие, отпустив в адрес губернских властей язвительную реплику, еще ряд больших чиновников загрустили по исчезнувшему навеки авиастроителю. Так получилось, что автор этих строк с конца 90-х до финального этапа наблюдал агонию авиационного с довольно близкого расстояния. А что своими глазами увидеть не мог, то почерпнул у очевидцев и историков.

Итак, в 1929 году было принято решение о создании в Саратове завода по производству сельскохозяйственных машин. На базе этого производства и был впоследствии создан авиазавод. Официально годом рождения Саратовского завода комбайнов, а затем Саратовского авиационного завода считается 1931-й. За 6 лет коллектив предприятия выпустил более 39 тыс. комбайнов, а в 1937-м был переориентирован на производство авиационной техники.

Во время экскурсии в 2007-м нам довелось увидеть в музее САЗа макеты крылатых машин. Так, первым был скоростной разведчик Р-10, он взлетел с аэродрома завода в 1938 году, вторым в 1939-м поднялся в небо истребитель И-28. В июне 1940 заводу было поручено в трехмесячный срок освоить серийный выпуск созданного молодым авиаконструктором А. С. Яковлевым истребителя Як-1. В октябре 1940 первые три самолёта Як поднялись в воздух, а в войну именно истребители стали основной продукцией завода. Их выпускали даже под открытым небом, когда после немецкой бомбежки было разрушено 70% производственных площадей. Всего за время войны завод выпустил свыше 13 тысяч истребителей Як-1 и Як-3, а после войны с конвейеров САЗа сошел первый учебно-тренировочный самолёт Як-11.

В 1949-м завод испытал первый реактивный истребитель конструкции Ла-15, в 1952-м начал серийное производство вертолета Ми-4, в 1967 и 1978-м с перешел к выпуску своих фирменных самолетов Як-40 и Як-42. За период 1967-1981гг. было выпущено 1011 самолётов Як-40, а Як-42 и Як-42Д в период до 2003 года - 172. Отдельная страница в жизни предприятия - штурмовики корабельного базирования Як-38, которые, как доводилось читать, далеко превосходили аналогичную технику США, являясь самолётами вертикального взлёта и посадки. В период с 1974 по 1989 годы заводу удалось выпустить более 200 таких машин, некоторые качества которых, как доводилось слышать, не превзойдены и сегодня.

Отдельные источники даже утверждали, что именно желание конкурентов навсегда остановить выпуск столь совершенных самолетов стало причиной страшных испытаний, которые обрушились на завод с началом рыночной эры.

Но, думается, в реальности САЗ стал жертвой отнюдь не мировой закулисы, а «нашенских» мазуриков, лихо поставивших на крыло, но не самолеты, а все заводское добро. Такой большой был САЗ, что добра хватило на целых две волны эффективного менеджмента.

Срезанные крылья


Троянский конь

Первая началась с перестроечным директором Александром Ермишиным, который начинал на заводе слесарем, дорос до начальника цеха, двинулся по партийной линии, а после снова вернулся на завод. В 1988 году, когда в стране развернулась производственная демократия, заводчане, очарованные краснобаем-управленцем, выбрали его в директора, хотя на этот пост претендовали куда более достойные люди.

В 1991 году по почину Ермишина САЗ преобразовался в коллективное предприятие, а директор наваял книжицу про личную заинтересованность каждого. Потом КП превратилось в ТОО, в 1994 году - в ЗАО. Акции, номиналом в 38 копеек, поделили между работниками. Впрочем, в 1994 уже всем стало ясно, что такое капитализм вообще и народный в частности: не было ни заказов, ни заработка, ни перспектив. А народный директор ваял все новые книжки про производственную философию, да торговал потихоньку заводской социалкой. Коллектив, который в начале ермишинской эры насчитывал почти 18 тыс. человек , стремительно таял. Причем шансы выйти из пике у завода были. В 1993-м Китай хотел купить у САЗ 10 Як-42, заплатив за каждую машину по 12 млн. долларов при себестоимости – 7. Но Александр Ермишин почему-то договор не подписал, и 120 миллионов долларов «пролетели» мимо завода. Говорят, ждал некоего подарка от китайской стороны, но не дождался. В 95-м китайцы планировали заказать сразу 46 Яков. Ермишин артачился до последнего, а когда все же согласился, было поздно - китайцы переориентировались на Боинги. Выполнял ли он прямой заказ конкурентов, неизвестно, но, как пишут столичные СМИ, в разгар заводских бед гендиректор в самом центре Саратова возвел двухэтажный особняк, построил «домик» и отцу, а сыну купил трехкомнатную квартиру в Москве. Завод меж тем перебивался редкими заказами Газпрома на сборку новых самолетов, да ремонтами старых.

Но вечно эта музыка играть не могла. Не развивая предприятие, отговариваясь от всех тоннами баек о неких инвесторах, которые вот-вот приедут и вложат миллионы долларов, сказочник Ермишин довел завод уже до края пропасти. В 2006-м сказочнику крупно не повезло: нарвался на честных аудиторов. Как известно, каждое акционерное общество должно нанимать независимых аудиторов, которые смогут беспристрастно оценить финансовые и прочие возможности предприятия, дать прогноз развития. Нередко аудиторы отделываются общими малозначащими фразами, благо федерального контроля за их деятельностью практически нет.

Но отчет специалистов компании «РЕАН-аудит», добросовестно вникнувших в каждую деталь заводского бытия, можно было читать, как детективный роман. В тяжелейшей ситуации завод продает самолет Як-42Д , имевший фактическую себестоимость в размере 142 млн., за 43 миллиона и терпит почти 100 миллионов убытка на одной этой сделке! Но обнаружить вообще хоть какую-то наличку на заводе сложно: предприятие разбито на кучу «дочек» и «внучек», которые гоняют по кругу векселя. Но при этом САЗ даже берет кредит в банке «Саратов» под 38% годовых и... покупает на эти деньги ценные бумаги в том же банке! И это при том, что 2006-ой предприятие закончило с убытком в 143 миллиона!

Аудитор Лариса Коннова делает в вывод, что даже в этой ситуации у завода есть шанс восстановить платежеспособность: нужно выделить «дочек» в самостоятельные компании и реализовать непрофильное и ненужное имущество. Выводы Ермишину категорически не нравятся, и он не оплачивает аудиторам работу, ничем не мотивируя свое решение.

Срезанные крылья


Банкротство

Но на пороге стоит напасть, которую не выгонишь за порог. Еще в 2004-м по заказу пригазпромовской фирмы «Газкомплектимпекс» САЗ должен был сделать самолет, однако директор потратил выделенный аванс на то, чтобы заложить остовы трех машин вместо одной, а потом начал требовать у заказчика купить их все… Так образовался долг более чем в 300 млн. рублей, но только в 2007-м кредитору удалось ввести банкротство, «заморозить» и долги, и сделки с имуществом завода. Внешний управляющий Феликс Шепскис завалил инстанции требованиями наложить арест на имущество САЗа, дабы ушлый Ермишин не успел все распродать, но судьи с прокурорами проявили странное равнодушие. Наконец, Шепскис поймал его на продажах заводской земли и отстранил от дел окончательно.

Общение с этим специалистом давало надежду, что у тяжелобольного гиганта авиапрома есть еще шанс. Но Шепскис вдруг сложил полномочия и, якобы по состоянию здоровья, покинул предприятие. Тем временем газпромовская фирма переуступила право требования долга некоему ООО «Монолит-С», место Шепскиса занял внешний управляющий из пензенской СРО «Лига» Игорь Скляр, а завод возглавил человек и вовсе неожиданный – депутат пензенской гордумы Олег Фомин, никогда не работавший на стратегических предприятиях. У себя в Пензе Фомин владел маршрутками, а тут вот взялся восстанавливать выпуск самолетов. Об этом своем намерении он громогласно поведал журналистам тогда же в 2007-м. Еще в прессе была распространена информация, что его якобы рекомендовала на САЗ Объединенная авиастроительная корпорация.

На территории завода прессе показали ермишинские «чумы» - оказывается, на предприятии, которое уже несколько лет стояло без света, воды и тепла, при гендиректоре Ермишине работали в специальных шатрах из полиэтиленовой пленки. Внутри стояли коптилка и буржуйка, но температура зимой выше 5 градусов не поднималась. В таких вот условиях трудились старики-заводчане, и казалось, что перед нами ожившие кадры военной кинохроники. Для контраста продемонстрировали нам корпус с евроремонтом, где сидела новая, очень честная администрация. Рассчитаться с долгами, которых скопилось под миллиард рублей, Фомин сбирался за полтора года, авиапрофиль клялся сохранить, показывал объявления о найме на работу и наборе группы студентов в авиатехникуме.

И впрямь, первое время перемены на САЗе радовали глаз: новая команда устроила настоящий лесоповал, вырубив деревья, которые 20 лет росли на заброшенной территории, перед персоналом был погашен долг по зарплате, завод снова был подключен к коммунальным благам. Топ-менеджеры САЗ вместе с членами областного правительства начали искать для завода авиазаказы.

Срезанные крылья

Срезанные крылья


Маски сброшены

Кто знает, может и действительно были у команды Фомина добрые намерения, но тут грянул кризис и все надежды остаться в авиации рухнули. Тихо, без всяких сообщений в СМИ, конкурсный управляющий Игорь Скляр выводит в конце 2008-го завод-банкрот на мировое соглашение. Казалось бы, надо радоваться. Вот только смущают некоторые детали: за время процедуры г-н Скляр даже не составил план внешнего управления, а само мировое соглашение было заключено при сохранении гигантских долгов.

Так, кредиторская задолженность завода составляла 532,6 млн. руб., причем на долю ООО «Монолит-С» приходилось 522,5 млн. руб. Вторым крупнейшим кредитором был налоговый орган (5 млн. руб.). Еще более интересно, что в суде конкурсный управляющий предъявил кредитную гарантию некоего «МАСТ-банка» на сумму 1,4 млрд. руб на достройку трех самолетов. Но эти гарантии – забалансовые и ни к чему банк не обязывают. И уже после утверждения мирового соглашения в годовом отчете предприятия в качестве долгов по налогам на конец 2008-го появилась совсем другая сумма – 140 миллионов рублей. Но налоговый орган почему-то не опротестовывает указанные в мировом соглашении 5 миллионов. И, наконец, судя по тексту «Определения об утверждении мирового соглашения» от 29.12.2008, за период проведения конкурсного производства на основной счет должника поступило 193 млн. рублей, из которых были погашены текущие долги на 11,5 млн. Прочее, судя по тексту, ушло «на процедуру конкурсного производства». Видимо, весьма доходной оказалась процедура…

Легко понять, что основной кредитор, у которого было 99% долгов, мог продавить в суде любое решение. Равно как и г-н Скляр мог себя не утруждать и не защищать перед кредиторами план внешнего управления. Ведь кругом свои люди: Олег Фомин являлся председателем совета НП «Лига», а управляющий Скляр находился у него в подчинении, в то время как на заводе они меняются местами, ведь это Скляр поставил Фомина директором. Это тоже нарушение закона, однако такие мелочи областной арбитражный суд совсем не обеспокоили. Как и правоохранительные органы, ничуть не встревожились, узнав, что у САЗ не один, а несколько счетов, на которых почему-то невозможно найти деньги, вырученные управляющим Скляром от продажи имущества.

Умножение на ноль

К лету 2009-го уничтожение завода входит в финальную стадию. Еще в мирное время гендиректор Фомин говорил о планах разместить нкомпактный авиазавод с современным оборудованием, а остальные земли пустить под застройку, распродав все, что не нужно для производства. Но реализуется этот вполне нормальный план в логике все того же пензенского оздоровления.

Например, перед собранием акционеров летом 2009-го, в 2007 году авиазавод, судя по официальной отчетности, реализовал продукции на сумму 990 млн. рублей, а в 2008 – на 524,6 млн. Причем из 990 млн. позапрошлого года 550 было получено по результатам основной деятельности (ремонты и ТО самолетов), а еще 439 млн. заработано по итогам продажи земли, зданий и сооружений. В 2008-м на распродаже имущества завод заработал только 54 млн. руб., а производственная деятельность принесла 470 млн. Интересно, почему же в отчете управляющего Скляра фигурируют другие суммы выручки от распродажи имущества?

Летом 2009-го происходит собрание акционеров ЗАО, на котором мало что понимающие пожилые обладатели акций голосуют за реорганизацию САЗа путем выделения двух ОАО - «Развитие» и «Аэродром Южный». Кстати, по финансовой отчетности, представленной акционерам, на март 2009-го кредиторская задолженность завода составляет 1,5 млрд. руб.! Активы оцениваются в 1,6 млрд. руб., так что пензенским оздоровителям все еще было где разгуляться.

По плану, озвученному на собрании, в рамках реорганизации часть активов предприятия была выведена в новые акционерные общества, которые приняли на себя и часть долгов материнской компании. По этому плану ОАО «Аэродром Южный» должен заниматься приёмом и техническим обслуживанием самолётов ЯК-42, в ОАО «Развитие» аккумулируются активы, непосредственно не связанные с производством, а головное предприятие ЗАО «САЗ» полностью сосредоточится на выпуске комплектующих для авиапрома.

К чему это привело, всем уже известно. Сначала, как по волшебству, исчезла знаменитая проходная с орденами, потом жертвой строек капитализма пал монумент, посвященный заводчанам, погибшим в годы Великой Отечественной. Особую ценность в глазах разрушителей представляла бронзовая плита с фамилиями, а прочее, включая капсулу для потомков, ухнуло в котлован под будущее здание ТРК «Икеа». От цехов остались две коробки, земля после зачистки или продана, или переведена в предпродажное состояние. О компактном современном заводе речь вести даже смешно — с позапрошлого года «САЗ» даже не принимает Яки на технико-эксплуатационное сопровождение. Википедия пишет, что это единственный случай в истории советской и российской авиации.

С территории аэродрома Южный исчезла даже взлетная полоса, а само ОАО с мая этого года находится в последней стадии банкротства. Долгов на нем миллионов на 70 — разумеется, безнадежных. Фюзеляжи недостроенных лайнеров порезаны и сданы в металлолом. А в сборочном цехе, как пишет Википедия, стоит один законсервированный самолёт Як-38, один Як-42Д (никогда уже не взлетят), аппарат ЭКИП. Но это устаревшая информация. Наши источники сообщают, что Як-42Д порезали еще в начале июля, тарелку ЭКИП давно продали. Жизнь на этом пустыре сохранилась только в цехах «Сфера-Авиа», которое выпускает оборонную продукцию и успешно клепает ширпотреб типа алюминиевых бачков.

Вот так, под звон кастрюль завод-призрак вплывает в свое бескрылое будущее. Кто те герои, кто обеспечил саратовскому авиационному такой бесславный финал? С Ермишиным, бесследно сгинувшим после 2007-го, все ясно. А вот пензенские доктора-оздоровители — компания интересная.

В свое время федеральный еженедельник «Совершенно секретно» публиковал материалы (первый, второй) о том, что контрольный пакет акций ЗАО «САЗ» был «отжат» у владельцев подполковником ФСБ в отставке Сергеем Наумовым, который, если верить «Совершенно секретно», успел много чего в этой жизни натворить.

Автор этих строк связался с одним из героев публикации - топ-менеджером московского предприятия «Восход» Владимиром Егоровым, который, опять же по данным московских журналистов, стал жертвой вымогательств и физического насилия со стороны отставного офицера спецслужбы.

Господин Егоров заявил, что 51% акций ЗАО «САЗ», действительно, был переведен его бывшим гендиректором Александром Ермишиным на техническую фирму «Транс-С», за которой стояли топ-менеджеры «Восхода», а впоследствии «отжат» Наумовым. Далее 51% акций был в интересах компании «Монолит-С» продан некоему Анисимову. Официально сумма сделки составила 150 тысяч рублей, неофициально по вексельной схеме цена покупки — порядка 500 млн рублей. Г-н Егоров был убежден, что ООО «Монолит-С» — фиктивная компания, созданная для проворачивания неблаговидных дел. Фирма тесно связана с КБ «МАСТ-банк», который может быть звеном в системе, работающей на «отжатие» активов. По данным г-на Егорова, банк контролировался одним из депутатов Госдумы от Пензенской области, этот же депутат, возможно, координировал и деятельность «Монолита-С». Олег Фомин, по данным Владимира Егорова был также тесно связан с «Монолитом-С», а кроме того, уверен Егоров, его не могла рекомендовать на директорский пост Объединенная авиастроительная корпорация.

Конечно, это всего лишь мнение заинтересованного лица. Однако именно «МАСТ-банк» давал за «САЗ» гарантии при утверждении мирового соглашения. Кроме того, едва газета «Время» начала в 2009 году публиковать цикл материалов по авиазаводу, с известным порталом Редколлегия случилась внезапная истерика. В рубрике, посвященной слухам, появилась заметка о том, что депутат Госдумы от Пензенской области Игорь Руденский весьма недоволен этой писаниной, и издатель газеты «Время» скоро получит выволочку по партийной линии.

Вот такой уездный детектив. Драм, подобных этой, уже много разыгралось за рыночные годы. Просто в этой истории уж очень ярко переплелись пронзительный символизм навсегда ушедшей эпохи и все самое низменное, торгашеское, воровское, что принесло в нашу жизнь новое время.

Наталья Левенец

Справка

Саратовский авиационный завод выпускал:

- легендарные истребители времён Великой Отечественной Як-1 и Як-3;
- первый реактивный истребитель конструктора Лавочкина Ла-15;
- первый в СССР самолёт вертикального взлёта и посадки Як-38.
- один из самых безопасных гражданских самолётов Як – 42.

На предприятии создан многофункциональный безаэродромный летательный аппарат без крыльев «ЭКИП», известная всему миру «летающая тарелка».


В августе 2012 года ЗАО "САЗ" был вычеркнут из реестра предприятий РФ.


[center]Срезанные крылья
Срезанные крылья
Срезанные крылья
Срезанные крылья
Срезанные крылья
Срезанные крылья
Срезанные крылья
Срезанные крылья
Срезанные крылья
Срезанные крылья
Срезанные крылья
Срезанные крылья
Срезанные крылья
Срезанные крылья
Срезанные крылья
Срезанные крылья
Автор: Даос
Первоисточник: http://delovoysaratov.ru/kaleidoscope/saratov-avia-plant-death/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 48
  1. Юн Клоб 9 июля 2013 08:08
    Ну что сказать? Ай да Сердюков или жаль ВВП не знал?
    1. Greyfox 9 июля 2013 08:22
      А при чем тут Сердюков? Или это типа новой присказки "Во всем виноват Чубайс!"? Просто
      местечковые гниды развалили завод из соображений своей жадности. Была бы местная власть заинтересована в сохранении предприятия-рычаги давления на этих ухарей-собственников нашла. Примеров таких заводов по всей стране-несть числа (к сожалению по большей части разваленных,а не спасенных).
    2. klimpopov 9 июля 2013 09:00
      Читал - плакать хотелось!
      Хочется взять всем рабоче - крестьянским людом собрать этих ков на лобном месте и на кол пересажать!
      Аудитор Лариса Коннова делает в вывод, что даже в этой ситуации у завода есть шанс восстановить платежеспособность: нужно выделить «дочек» в самостоятельные компании и реализовать непрофильное и ненужное имущество. Выводы Ермишину категорически не нравятся, и он не оплачивает аудиторам работу, ничем не мотивируя свое решение.

      Только вот в этом абзаце пара статей УК! Это именно предательство!
  2. King 9 июля 2013 08:43
    Угробили почти все!
  3. сергей72 9 июля 2013 08:44
    Б...ь! Злоба душит когда на фото смотрю...
  4. stpv1 9 июля 2013 08:46
    Путин в этом и виноват, и он у нас сейчас первая с Димоном. Сердюков и ко, все еще на свободе, гуляют по дорогим магазинам. Все это больше похоже на фарс.
  5. Ivan79 9 июля 2013 08:57
    Если сходить на любой сайт, любителей техногена, там фото этих заводов закрытых и разрушенных сотнями... Ровно так же как и оставленных воинских частей... Вот посмотришь на них и думаешь,
    а что у нас в стране, остались сейчас хоть какие то предприятия..?
    1. klimpopov 9 июля 2013 09:15
      Как ни странно остались, даже после таких "реформ", а теперь представть сколько же их было, что до сих пор разворовать не могут!
      1. Pilat2009 12 июля 2013 18:06
        Цитата: klimpopov
        Как ни странно остались

        Но ненадолго-впереди снова акционирование и приватизация
        1. Алан 17 июля 2013 20:11
          Сегодня зашел в мебельный увидел в продаже кровати детские производства......Индонезии, тоже кулаки сжались . Там в цене- транспортной составляющей процентов 40-50 а может и еще больше.Эх!!!!!
    2. Тузик 9 июля 2013 09:23
      есть, без СССР многие предприятия не могли выжить, т.к. были очень зависимыми от отвалившихся республик. Впрочем России не нужны 100 кб и 100 заводов авиации, в америке тоже 2-3 разработчика ла и заводов тоже 3-4, причем совместных с гражданской авиацией и бпла), то же самое и в других областях военной техники. В гейропе вообще практически один разработчик и производитель техники ВАЕ. Вот только нам не нужно было вырезать все под чистую, а создавать объединенные центры разработок по направлениям из сокращенных кб, отбирать лучших и перспективных, то же самое с производством. Но у нас как всегда - проще срубить, а потом за голову хвататься и искать кто виноват и что делать.
      1. klimpopov 9 июля 2013 09:25
        До помоему просто воровство. Никто и не задумывался переходить на новые формы производства. Иначе такого бы развала не было...
        1. Gari 9 июля 2013 11:08
          Цитата: klimpopov
          До помоему просто воровство. Никто и не задумывался переходить на новые формы производства. Иначе такого бы развала не было...

          А в начале 90 никому и не нужно было производство - производство-это развитие технологий , рабочие места, стабильные зарплаты ,соц выплаты,налоги работа со смежными отраслями где опять рабочие места, профсоюзы, путевки на курорты то есть нормальная жизнь
          Gari
  6. простовася 9 июля 2013 09:30
    Как житель этого славного города, района в котором находится (находился) авиазавод скажу: Не надо приплетать везде Путина и К. Развал начался с 1992 примерно и к 2000 было всё кончено. Или это платные наезды, лишь бы замазать? Виноваты мы, что поверили дорвавшимся до власти "дерьмократам" И так по всей Великой стране. А про г-на Ермишина ВСЕГДА в тот период не знал тока ленивый что разваливает Завод. Это грустно, помнить из подростковых воспоминаний, как становится ничего не слышно вокруг и ЯК-38 начинает подъём... Когда то мы строили самолёты...
    простовася
  7. sapsan14 9 июля 2013 09:36
    Ничего, сейчас посмотрим TV и убедимся, что у нас всё хорошо: поднимаемся с колен. Просто индустриальный груз СССР слишком тяжёл - мешает подниматься.
    В городе было более 15 предприятий республиканского значения (более 50 тысяч работников), 10 отделений Сбербанка и около сотни магазинов всех профилей (из крупных: ЦУМ, два гастронома и 2 универсама). Сейчас отделений банков не счесть, магазинов - сотни ( одних ТРЦ - десятка три ), крупных предприятий - около пяти,да и то крупных по местным меркам.
    ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ!
    Автор выражения римский поэт-сатирик Ювенал (Децим Юний Ювенал, ок. 60 — ок. 127), который, обличая своих современников (времена императора Августа), в своей 7-й сатире пишет, что их можно купить довольно дешево: дать им хлеба и зрелищ (буквально: цирковых игр).
    Уже в античное время (период правления императора Нерона) эти слова стали восприниматься как символическое выражение интересов плебейской массы, толпы.(с)
    Зачем заводы?
  8. evgeni21 9 июля 2013 09:40
    Да амнистия им поможет воровать дальше. Рыжий со своим нано все высосет и все продаст за зелень.Слишком тяжело запрягаем.
  9. fzr1000 9 июля 2013 09:48
    Гадство какое. am
  10. Даос 9 июля 2013 10:29
    Основная беда этого развала даже не в том что разворовали и закрыли заводы... Как бы не было горько но "железо" восстановить не так уж трудно. Беда (реально страшная) в том что прервалась связь поколений. У нас в городе масса заводов, как то так повезло что сейчас практически все работают (в том числе и оборонка). Есть деньги, есть заказы... Но нет главного - людей. Стало "немодным" идти в токаря, слесари, сварщики. Уничтожена система профтехобразования, те немногие ПТУ что остались потеряли производственную базу, систему "наставничества"... А хороший токарь-универсал это ведь минимум 10-15 лет практики. Сейчас заводы готовы платить довольно большие деньги за квалифицированного рабочего - но платить то некому. Старики ушли молодёжь не пришла. И в итоге даже те кто идут работать - их некому учить. Вот в итоге и ракеты падают...
    1. Nayhas 9 июля 2013 21:17
      Всё вроде правильно, но если заводу нужны кадры, то не кажется ли вам, что обучением должно заниматься руководство компании, что владеет заводом? Во времена СССР все заводы были государственными поэтому государство и содержало проф-тех. образование за свой счёт. Несомненно к этому все привыкли и считают, что кадры для ОАО, ООО, ЗАО должно готовит государство. Но с чего бы это так должно быть? Государство отдало за копейки производство в частные руки и теперь само должно готовить для них кадры? Я как бы согласен, что государство должно принимать в этом участие, но брать полностью этот вопрос на себя... Если заводу нужны операторы станков с ЧПУ то необходимо привлечь желающих условиями работы и организовать их обучение, какие ещё могут быть варианты?
      1. Даос 9 июля 2013 21:43
        ну во первых ни одному предприятию не по силам содержать полноценный учебный процесс... Следуя вашей логики фирмы должны содержать собственные Вузы, школы готовить собственных учителей и т.д.?
        Ну и главное, то что вы упустили из виду, речь то как раз о том, что как раз разрушение таких производств и привело к потери связи поколений - изменение "системы ценностей" в котором нет места "человеку труда"...
        1. Nayhas 10 июля 2013 12:07
          Я к тому, что средне-техническое образование конечно же одна из обязанностей государства, но компании заинтересованные в кадрах должны участвовать в процессе не как сторонние наблюдатели.
          Цитата: Даос
          разрушение таких производств и привело к потери связи поколений - изменение "системы ценностей" в котором нет места "человеку труда"

          Человек труда сам появится когда отношение к человеку труда изменят сами работодатели. У нас нет профсоюзов! Абсолютно! Положение рабочего на уровне начала 20 века, как ни печально...
    2. Простой 10 июля 2013 00:02
      Алексей, а какая связь между нехваткой квалифицированных кадров
      на заводах и падающими ракетами?
      По моему мнению всё гораздо серьёзнее- утраты собственной философии прозводства. Да, да именно собственной -ориетированной на свои "особенности национальной охоты", а не западной или любой другой.
      1. Даос 10 июля 2013 00:46
        Да связь то прямая. Ведь "квалифицированный кадр" это прежде всего не просто "чел с дипломом", это прежде всего человек который своим делом гордится и ему за свою работу не стыдно. Я помню сам начинал вместе с отцом слесарить... блин да я бы со стыда сгорел если бы где то чего то напортачил... А сейчас приходит кадр на работу устраиваться и уже сходу с такими претензиями что все ему по жизни должны... а у самого руки из задницы и знаний с гулькин хрен... но он же не работать сюда пришёл а деньги получать... Вон одна из версий падения Протона - при установке датчика полярность перепутали...
        Я не знаю насчёт "философии производства", а вот то что совесть и ответственность за своё дело профукали... это точно.
        1. Простой 10 июля 2013 18:10
          Если при установке датчика полярность перепутали(возьмём для примера),даже работая по инструкции, то как это прошло через проверку ОTK ? Вот я что имел ввиду (упрощённо) под "философией производства"- ставку на качество.
          У нас на фирме токарь (возьмём к примеру), прежде чем деталь дальше по технологическому процессу передаёт , в чертеже печать свою на каждый сделанный размер (а их не мало и не редко допуск на размер- пару соток) поставит.
          В конце производственного процесса- деталь на замерочную машину (в климатизованном помещении).
          Сотка где-либо омимо, или чистота поверхности не та-уже покупатель не возьмёт.
          Даже если деталь прошла протокол размеров-покупатель всё- равно у себя на фирме проведёт свой протокол размеров-не потому что он цену себе набивает,
          а потому что у он в итоге собирает изделие, которое должно отвечать жёстким требованиям, несоблюдение которых может обернуться жизнями людей, техногенной катастрофой, престижем фирмы, в конце концов.
          Понятно, что в таких фирмах безалаберности не место- иначе за забор- отдел кадров свой хлеб тоже не за дарма ест-замену мигом найдут.
          Вот что я имею ввиду под «философией производства".
  11. N.O.M.A.D.E. 9 июля 2013 10:53
    (( Аж покорёбило. Сколько профессионалов выкинули на улицу, какую школу потеряли ( Я думаю, лет на 20 скатились назад, особенно в самолётах с ВВП (( Ломать не строить.., теперь и имеем по 10-20 самолётов в год, а больше, мощности не позваляют...
    1. Spiegel 24 июля 2013 11:11
      Больше рынок не позволяет. Где столько покупателей? Раньше соцстраны покупали наши самолеты, да другие и не могли покупать. Да республики отвалились. Теперь все они могут выбирать на мировом рынке, что хотят. Самой России столько самолетов не нужно.Вот это и есть основная беда нашего авиапрома. Есть и вторая важная проблема - отсутствие управленцев, которые умеют работать в условиях современного рынка. Китайцам было проще - такие управленцы были в Гонконге, Сингапуре, США, они просто пришли в рыночный Китай со своими деньгами и опытом. У нас же в бизнес ринулись в конце 90-х партийцы, комсомольцы, "красные директора" ну а потом МВД и КГБ. Делить-то они умели, а вот зарабатывать нет. А жадность куда денешь? Готовы были мать родную продать, не то что Родину. Что им какой-то авиазавод?
      Spiegel
  12. Kovrovsky 9 июля 2013 11:09
    Грустные фотографии, особенно последняя. Что тут, интересно, БРДМка облезлая с переделанной башней делала?
    Kovrovsky
    1. dustycat 9 июля 2013 15:02
      Поисково-спастельный испытательной службы вестимо.
  13. 73petia 9 июля 2013 11:38
    Если бы на двадцать! А по моему Авиапром мы совсем потеряли. Уже.
    "Авиастар" мог возобновить производство "Русланов", не набрал заказов. Ту-204 тоже не заказывают. В Воронеже, Казани такая же ситуация. Если бы не "оборонные" заказы уже и не было бы этих заводов. Наши авиакомпании не
    покупают наши самолёты. Теперь и лётчики у них будут иностранные. Свои училища закроют.
    1. kavkaz8888 9 июля 2013 15:03
      Точно,сегодня по радио слышал,что иностранных летунов набирать будут. ЧЁ за бред?
      kavkaz8888
  14. luxing 9 июля 2013 12:54
    да громаднейший завод был, великий завод великой страны, все кануло в небытие...
  15. dustycat 9 июля 2013 15:01
    Не сыпьте соль на раны.
  16. Юрик 9 июля 2013 15:37
    Какую страну п******и! Обидно до слёз.
  17. antonio 9 июля 2013 16:53
    Варвары способны только разрушать! Благодаря деятельности таких управленцев в России выросло целое поколение менеджеров и охранников. Пример как один демагог-жополиз целый завод угробил.
    antonio
  18. Algor73 9 июля 2013 17:01
    От вам и лихие 90-е. А народ все думает, где нынешние депутаты, губернаторы и прочья наво***чь, миллиардеры и миллионеры стартовый капитал заработали. Ведь они, слушая их по телевизору, самые честные люди в мире. За мешок картошки - в тюрьму, за розграбленные заводы - орден на грудь...
    Algor73
  19. русс69 9 июля 2013 17:02
    "Эффективные менеджеры", для России это словосочетание все больше превращается в ругательство, как и либерал.
  20. квирит 9 июля 2013 17:41
    Все это печально ! жаль что великое наследие великой страны ,становится жертвой алчности разных прохиндеев .мне интересно а какая судьба уготованна аппарату ЭКИП .
  21. jagdpanzer 9 июля 2013 19:10
    про ЭКИП я еще в ЮТ читал салагой лет 25 назад если не больше...все надеялся что разработку запустят..
  22. Костян 9 июля 2013 19:13
    Развели тут скулёж (по другому и не назовёш) жаль им, а что мы все сделали чтоб это остановить, конечно проще обвинить Путина и всю власть, сидя перед монитором, в рабочее время, и корчить из себя честного и наивного патриота. Я больше чем уверен что очень многие не лучше чем эти "эффективные менеджеры" что просрали этот завод и пол страны, думают только о своей наживе. Говорим нет корупции а сами её плодим, мне интересно есть ли такие люди которые не давили бы взятку гаишнику при нарушении, врачу чтобы он якобы лучше лечил или чиновнику чтоб всё сделал быстро и без очереди, думаю такие не найдуться.
    Костян
    1. Greyfox 9 июля 2013 20:15
      Найдутся. Я например.Как-то обошелся без "подмазок".И сам не брал. И большинство тоже. Нарушал ПДД например считаные разы и уж точно не стал бы деньги гаишнику пихать. У вас видимо в жизни по другому было...
  23. флотский33 9 июля 2013 20:46
    всех приветствую!Удручающая картина.У нас в Сызрани тоже местный олигарх завод секретный выкупил,развалил его,а теперь до кучи и снёс.
  24. rudolff 9 июля 2013 21:23
    За статью спасибо. Хоть и выть хочется. Своими глазами видел все это. Когда читал, мелькнула мысль, что история саратовского завода очень похожа на историю всей страны.
  25. Hemi Cuda 9 июля 2013 21:33
    Такое скотство настолько обыденно что пугающе не удивляет. Печально смотреть на труп завода, в моем родном городе подобные случаю тоже присутствуют.
  26. Макс 9 июля 2013 22:11
    Цитата: rudolff
    За статью спасибо. Хоть и выть хочется. Своими глазами видел все это. Когда читал, мелькнула мысль, что история саратовского завода очень похожа на историю всей страны.

    +1
  27. flanker7 9 июля 2013 22:21
    Блин,как-же бесит все это!!
  28. Goldmitro 9 июля 2013 23:47
    <<<В августе 2012 года ЗАО "САЗ" был вычеркнут из реестра предприятий РФ>>>
    Всю эту рыночную сволочь, уничтожившую авиационный завод, надо к СТЕНКЕ ПОСТАВИТЬ! Неужели всей этой перечисленной мрази и их подельникам все так и сойдет с рук? Где наши правоохранители? Они так и будут уже на новом месте продолжать разваливать, распродавать, уничтожать созданное не ими, а многими поколениями и выбрасывать при этом людей на улицу без работы? НЕТ! "НАГРАДА" - НАРЫ, по крайней мере, ( вместо их особняков и вилл), должна обязательно найти своих ГЕРОЕВ! Без этого процесса очищения выздоровление и восстановление России вряд ли получится!
  29. valokordin 10 июля 2013 06:59
    Пример с авиазаводом-это вредительство, измена Родине, геноцид авиапрома. Жаль, что Ермишина не прибили, когда он уничтожал завод. Ему повезло, е повезло стране. Что об этом не знал губернатор Аяцкин, прогуливаясь на верблюде,что не знал губернатор Епатов, что не знали президенты РФ, которым докладывали их представители в округе и губернии, что не знали министры транспорта???, Что не знал начальник Саратовского управления ФСБ???- Знали и потворствовали этой измене, а теперь судите кто нами управляет,где 37 год.
  30. jayich 11 июля 2013 10:28
    Вот многие пишут где вы были когда разваливали тот или иной завод, лично я пешком под стол ходил. Для меня например очевидно что да труднее искать заказы производить и т.д. но блин (хотя хочется матом) потом выгода намного больше идёт и не одномоменнто а постоянно, но один ЭКИП бы спас завод нужно всеголишь вложить было в него несколько милионов. Эх ну почему я не родился лет на 20 раньше.
    А таких заводов огромное количество взять тот же Воронежский экскаваторный завод всё нет его, А вот тяж мехпресс выжил.
  31. sergey158-29 14 июля 2013 19:12
    К сожалению это не единичный случай, все это гнилая СИСТЕМА нынешней ВЕРТИКАЛИ! Где чинуши, ни за что не отвечают и чешутся только там, где есть ОТКАТы!!
  32. iksanoff 15 июля 2013 10:51
    Да собственно САЗ повторил судьбу многих заводов СССР и РФ.
    iksanoff
  33. старик54 2 августа 2013 17:02
    За статью спасибо конечно, Вам "+" за труды заслуженный, но ... настроение на весь вечер испортили! angry Когда же всех этих вешать начнём то???
    1. lilit.193 2 августа 2013 17:33
      Цитата: старик54
      Когда же всех этих вешать начнём то???

      Их надо было еще вчера вешать. А теперь они все "уважаемые люди" и "элита".
      lilit.193
  34. pamero 6 августа 2013 20:31
    а мне думается это просто воровство махровое к уголовной ответственности и на 20 лет пусть ответят эти руководители.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня