Дмитрий Рогозин: "На военные корабли нужно ставить как можно больше оружия!"

Дмитрий Рогозин: "На военные корабли нужно ставить как можно больше оружия!"


Надводные корабли для ВМФ РФ надо строить так, чтобы на них было как можно больше оружия, а размеры оставались прежними. Мы осмотрели современный корабль ("Бойкий"), который по своему вооружению, "мускулатуре", несмотря на скромные размеры, может тягаться с кораблями более "широкоплечими". Дальнейшие модификации этого проекта, корветов, фрегатов, кораблей иного водоизмещения будут связаны с формированием оптимальной схемы вооружения — то есть как можно больше оружия должно быть на корабле, который не "разбухает" в размерах"

— вице-премьер Дмитрий Рогозин, интервью на открытии Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге, 4 июля 2013 г.


Дмитрий Рогозин совершенно верно обозначил главный тренд отечественного кораблестроения: в конструкции советских/российских кораблей приоритет всегда отдавался вооружению!
Скромные по размерам «жестянки» несли колоссальные по своей мощи ударные комплексы, развитые средства самообороны и многофункциональные комплексы морского оружия.

Огромные массы и габариты советских противокорабельных ракет (под стать их возможностям!) создавали определенные трудности с их размещением на борту кораблей – обычно применялась оригинальная компоновка с открытым размещением пусковых контейнеров прямо на верхней палубе.

В результате, даже невооруженным глазом было заметно, что корабли, в буквальном смысле, перегружены вооружением и боеприпасами. Верхние палубы были буквально «завалены» пусковыми ракетными контейнерами, балочными пусковыми установками, многоствольными РБУ и стволами морской артиллерии.
Свирепый облик советских кораблей, так же известный на Западе, как «purposeful-looking design» (серьезный корабль для серьезных задач), не оставлял сомнений в намерениях ВМФ СССР. Только вперед, за право глобального доминирования на морских просторах!


Ракетный крейсер пр. 58 "Грозный" (1962 год). Нельзя сказать, что он был супер-героем, но для его размеров и стоимости его возможности были просто пугающими. При превентивном ударе, "малыш" мог завалить любую корабельную группировку ВМС США (два залпа по 4 ПКР, две ракеты с "сюрпризом"). Оборонительные возможности самого крейсера были невелики, однако, в те времена у американской авиации тоже не было ничего серьезнее дозвуковых штурмовиков и свободнопадающих бомб.

Наверное, именно это имел в виду Дмитрий Рогозин во время своего выступления на IMDS-2013. Однако, в продолжении речи вице-премьера присутствует немало интересных фраз и высказываний: «корвет Бойкий», «оптимальная схема вооружения», а также «как можно больше оружия на корабле при сохранении прежних размеров». При этом, вице-премьер подчеркнул, что «наращивание вооружений не должно повлиять на комфортность жизни и работы экипажей».

Совершенно справедливые требования о повышении эффективности боевых надводных единиц, при минимизации затрат. Другое дело – насколько выполнимы данные распоряжения?

Действительно, представленный на выставке российский корвет «Бойкий» проекта 20380 (принят в состав ВМФ России в мае 2013 года), соответствует в своем классе лучшим мировым аналогам. Помимо стремительных обводов корпуса и надстроек, выполненных с учетом технологии «стелс», маленький корабль несет на борту такой впечатляющий комплекс вооружения, которому позавидует иной зарубежных фрегат или легкий эсминец.
Тактическое ударное вооружение (восемь дозвуковых ПКР Х-35 «Уран» с дальностью стрельбы свыше 100 км), двенадцать подпалубных ячеек ЗРК «Редут» (12 зенитных ракет средней дальности 9М96Е или 48 легких ракет 9М100) – корвет способен поражать воздушные цели на удалении до 40 километров от борта корабля. Универсальная артиллерия калибра 100 мм, две «металлорезки» АК-630М, противолодочный комплекс «Пакет-НК» (8 малогабаритных торпед) и, конечно же, вертолет.



И это еще не предел – на строящемся корвете «Гремящий» (улучшенный проект 20385) предполагается увеличение количества УВП зенитного комплекса «Редут» до 16 единиц, а также оснащение корвета универсальным стрельбовым комплексом (УКСК): восемь ячеек с крылатыми ракетами «Калибр» с дальностью стрельбы более 2 тыс. километров. И все это в корпусе крошечного корвета полным водоизмещением 2200 тонн!

Для сравнения: для размещения сходного комплекса вооружения на борту фрегата «Бранденбург», немецким разработчикам потребовалось целых 4500 тонн водоизмещения! А сравнение российских корветов с аналогичными по размерам немецким корветами типа «Брауншвейг» дает по-настоящему веские основания гордиться отечественным кораблестроением. Именно та «оптимальная схема вооружения», о которой так красочно говорил Дмитрий Рогозин!



Немецкий фрегат Mecklenburg-Vorpommern, визит в Санкт-Петербург, 2009 год


Но как быть с высказыванием по поводу «увеличения количества вооружения при сохранении прежних размеров»? Что же имел в виду вице-премьер?
Наверное, статьи нагрузки - соотношения основных элементов корабля. В общем виде набор параметров выглядит следующим образом:

- корпус и судовые механизмы;

- конструктивная защита и бронирование (если таковые имеются);

- энергетическая установка (двигатель и корабельная электростанция);

- вооружение (самый важный параметр, по мнению Д. Рогозина);

- топливо;

- команда и запасы провизии;

- резерв водоизмещения (в данном случае им можно пренебречь).

Все элементы корабля находятся в заданном балансе друг с другом – невозможно увеличить один параметр, не затронув остальные. Просто поставить на корабль лишний зенитный комплекс и дополнительную систему управления огнем не получится – вернее, получится маневр «оверкиль». При расчете конструкция корабля ключевое внимание уделяется его остойчивости – при нарушении заданных ограничений (смещении положения центра тяжести вследствие перегрузки или крена, вызванного повреждениями в подводной части) критически уменьшится метацентрическая высота - несчастный корабль повалится набок и зароется мачтами в волны.
Очевидно, придется пожертвовать каким либо из элементов. Но каким же?

1. Корпус и судовые механизмы.

Кораблю без корпуса никак нельзя, но можно попытаться его облегчить. Можно до предела утончать обшивку и ослаблять силовой набор – но тогда корпус будет трещать и лопаться под ударами волн, как это делают корпуса американских крейсеров типа «Тикондерога».

Можно попытаться обмануть матушку-природу, сыграв на параметре «плотность» - прочные и легкие титановые сплавы творят чудеса. Но стоимость такого корабля окажется столь велика, что окажется проще построить два аналогичных корвета (крейсера, фрегата) из обычной стали.

Также, можно использовать более дешевый конструкционный материал, например алюминиево-магниевый сплав АМГ. Практически полный аналог титана, единственная загвоздка – сплав АМГ прекрасно воспламеняется и полыхает жарким пламенем. Смертельная угроза для живучести корабля.

Что касается корпуса корвета «Бойкий» - конструкторам удалось «выжать» из него все резервы. Стальной гладкопалубный корпус, но надстройка выполнена из композитных материалов (стеклопластика) – солидная экономия массы.

2. Конструктивная защита и бронирование

Для современных надводных кораблей данный пункт неактуален.

3. ГЭУ

Здесь все просто - потребная мощность силовой установки определяется потребной скоростью хода корабля. Сама скорость хода находится в кубической зависимости от мощности ГЭУ. Иными словами, если, при прочих равных, мощность корабельной энергетической установки уменьшить в 2 раза, скорость упадет в 8 раз. Катастрофический закон природы.

В реальных цифрах это означает следующее: чтобы разогнать 2200-тонный корвет до скорости в 27 узлов (50 км/ч) требуется четыре коломенских дизеля 16Д49 мощностью 6000 л.с. каждый. Чистая масса каждого «моторчика» (без учета редукторов, генераторов и вспомогательного оборудования) составляет чуть более 26 тонн.
Уменьшать скорость корвета «Бойкий» явно не стоит - она и так находится на границе нижнего предела.

Потребную мощность, а, следовательно, массу ГЭУ, можно снизить путем оптимизации обводов в подводной части корпуса. Увы, этот способ уже использован – обводы российских корветов и без того предельно совершенны. Что касается носового бульба, в котором размещается подкильная ГАС, здесь что-либо сделать невозможно.
Теоретически, можно заменить коломенские дизели на зарубежные, например судовые двигатели фирмы MTU – это даст экономию массы в несколько десятков тонн, но значительно усложнит эксплуатацию силовой установки российского корвета.

4. Вооружение

Об этом много говорилось в начале статьи. Российский корвет и без того до предела насыщен оружием.


УВП зенитного комплекса "Редут"


5. Топливо

Живой параметр, напрямую связанный с понятием автономности. Отечественные боевые корабли, традиционно, не слишком хороши в данном вопросе. Корвет «Бойкий» не является исключением: дальность плавания всего 3500…4000 миль на экономическом ходу 14 узлов – запасов топлива с трудом хватает даже для Балтийского моря.

6. Экипаж

Дмитрий Рогозин волновался напрасно – массой тел моряков, их личных вещей, интерьеров помещений для личного состава и запасами провизией можно пренебречь – это значение ничтожно на фоне масс корпуса, вооружения и судовых механизмов. Личный состав размещается в самых комфортных условиях, а автоматизация позволила отказаться от большого числа людей на борту (экипаж корвета «Бойкий» не превышает 100 человек).


Ходовой мостик корвета пр. 20380

Подводя итог нашему краткому исследованию: современные корабли ВМФ России несут на своем борту мощное и разнообразное вооружение, превосходящим по количеству и качеству зарубежные аналоги. Корветы типа «Стерегущий», строящиеся серии фрегатов по проектам 11356 («Адмирал Григорович») и 22350 («Адмирал Горшков») – все они «вооружены до зубов», а их конструкции грамотно сбалансированы с учетом реалий, условий и потребностей отечественного военно-морского флота России. Все, как по заказу вице-премьера.

Главный недостаток – слишком медленные темпы строительства (6-7 лет для корвета, это трижды превышает все нормы приличия). Впрочем, конструкция кораблей здесь совершенно не причем – все дело в финансировании и задержках с разработкой/испытаниями/принятием на вооружение новых комплексов корабельного оружия и радиоэлектроники. В результате, головной корабль обычно принимается в состав ВМФ «голым» - все запланированное оборудование постепенно внедряется на последующих кораблях серии.

Однако, имеется еще одна скрытая проблема, никак не связанная напрямую с конструкцией строящихся кораблей. Дмитрий Олегович предложил, что возможности корабля должны расти, а размеры должны оставаться на прежнем уровне – в данном случае, в качестве эталона был принят корвет «Бойкий», представленный на выставке IMDS-2013.

Сложность в том, что как бы ни старались инженеры-проектировщики, невозможно построить мощный и многофункциональный боевой корабль в корпусе водоизмещением 2200 тонн. Корвет навсегда останется корветом – сторожевиком, кораблем III ранга, ориентированным для решения широкого круга задач в прибрежных водах.

Осенью 2012 года стало известно, что корвет «Сообразительный» (второй корабль проекта 20380) провалил зенитные стрельбы - в пяти случаях из пяти корабельный ЗРК «Редут» промазал. Моряки связывают неудачу с неудовлетворительной работой корабельных радиолокационных средств. Установленный на корвете радар общего обнаружения «Фуркэ-2» слишком слаб, чтобы уверенно «подсвечивать» воздушную цель на больших и средних дистанциях. В результате, головки самонаведения ракет не способны «услышать» отраженное «эхо», и ракеты промахиваются мимо целей.


Под радиопрозрачным колпаком скрывается РЛС "Фуркэ-2"

Применение РЛС «Фуркэ-2» в качестве основного радара уже говорит о многом – это всего лишь «оморяченная» версия радиолокатора сухопутного ЗРАК малого радиуса действия «Панцирь-С1». Установить что-либо более серьезное не позволяют скромные размеры корвета.
Даже в случае, если бы удалось найти резерв массы и пространства для установки полноценного радара, непременно возникает проблема с энергопотреблением – хватит ли мощностей существующих дизель-генераторов или придется ставить что-то более крупное?

А что вы хотите, раз было жесткое техзадание: вместить габаритный комплекс в небольшой корабль водоизмещением около 2,5 тыс. т? Из-за малого размера отсеков многие блоки ЗРК и РЛС мы вообще не смогли вместить, а остальные пришлось серьезно ужать. Все это не могло не сказаться на эффективности комплекса, но сейчас мы нашли техническое решение.

- анонимный собеседник «Известий»

Вы спросите: как эти проблемы решаются за рубежом? Ответ – никак. Иностранные корветы или LCS (littoral combar ship – корабль прибрежной зоны) ориентированы на решение своих специфических задач – поиск/поимка конрабандистов, наркодилеров, нелегалов, поисково-спасательные действия, охрана баз, траление фарватеров, патрулирование территориальных вод. Корвету попросту не требуется таких сложных и громоздких систем, как ЗРК «Редут» - для самообороны, отражения провокаций и случайных атак достаточно зенитных автоматов и ЗРК малого радиуса действия. Более серьезные задачи решают корабли размерами покрупнее.

Продвигать на роль «супер-героя» крошечный корвет – слишком наивно и, по меньшей мере, странно. Исходя из уровня развития современной науки и техники, для создания полноценной боевой единицы флота, способной противостоять любой из возможных угроз и эффективно действовать в прибрежных водах, в открытых морских районах и на просторах океана – для всего этого требуется корабль (эсминец) водоизмещением в 3-4 раза больше, чем у корвета «Бойкий».

Именно такие размеры необходимы для гарантированного размещения на борту эсминца универсального комплекса вооружений; средств обнаружения, навигации и связи; систем управления огнем и многофункциональной БИУС. Именно такой запас водоизмещения требуется, что бы сконструировать достаточно прочный корпус с более-менее достойной конструктивной защитой, вместить полноценную ГЭУ и запасы топлива, обеспечивающие дальность плавания хотя бы 4000…5000 миль на оперативной скорости 18-20 узлов. Корабль должен быть достаточно тяжел, чтобы обеспечить нормальную мореходность и исключить днищевой слемминг (проще говоря – чтобы корабль не выпрыгивал из воды при любом несильном шторме, а возможность применения оружия сохранялась хотя бы при волнении моря 5-6 баллов). И, разумеется, требуется обеспечить на борту комфортные условия для размещения личного состава.

Для всего этого требуется эсминец полным водоизмещением в пределах 8000 тонн.


Британский эсминец ПВО типа "Дэринг". Полное водоизмещение - 8000 тонн

Сорок лет назад американцы сделали попытку создания универсального корабля океанской зоны в рамках класса «фрегат». Увы, несмотря на огромный опыт в кораблестроении, самые современные материалы и технологии, попытку никак нельзя назвать удачной. О том, что фрегаты «Оливер Х. Перри» - беспомощные стальные гробы, американские моряки догадывались давно: солидное вооружение и боекомплект, трансокеанская дальность плавания, но что-то было не так…

Системы обнаружения и управления огнем – урезанные копии оборудования с настоящих крейсеров и эсминцев, незамкнутый контур ближней ПВО, сомнительная мореходность (4500 тонн – слишком мало, чтобы противостоять напору стихии в северной Атлантике). Одновальная ГЭУ и алюминиевая надстройка – все это не прибавляло уверенности морякам ВМС США.

Правда выяснилась в реальном бою – в 1988 году фрегат «Старк» не смог отбить атаку одиночного самолета ВВС Ирака, получил в борт две ракеты и едва не загнулся на месте инцидента – спасло лишь отсутствие волнения и находящиеся поблизости корабли ВМС США. Жертвами атаки стали 37 американских моряков.


Похоже, что с USS Stark не все в порядке

Проанализировав результаты службы фрегатов типа «Перри», американцы полностью свернули направление работ в этом направлении и с тех пор строят лишь полноценные эсминцы типа «Берк» (в/и 8000…9000 тонн). Перспективные корабли прибрежной зоны (корветы/сторожевики/тральщики) типа LCS предназначены лишь для вспомогательных действий в литоральной зоне и не рассчитаны на прямое боестолкновение с серьезным противником.

Фантастика – приоткрытый занавес в будущее, но факты неумолимо свидетельствуют: еще никому не удавалось построить удачный боевой корабль, при меньшем водоизмещении, чем у других представителей данного класса кораблей.


Корвет "Бойкий", Балтийский флот ВМФ России
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти