Гибель Византии. Восток и Запад: попытка симбиоза

Гибель Византии.  Восток и Запад: попытка симбиозаМоскву называли «Третьим Римом». А недавно промелькнула дата, на которую никто не обратил внимания – 560 лет назад рухнул «Второй Рим» - Константинополь. Он достиг высочайшего расцвета, одолевал всех врагов, но гибельными для него оказались не войны, а попытка подружиться с Западом, и подстроиться под западные стандарты. Вообще история этой державы представляется весьма поучительной, особенно для нынешних времен.

Когда Римская империя погибала под ударами «варваров», устояла ее восточная часть. Она по-прежнему называла себя Римской империей, хотя это было уже другое государство - греческое, и в историю внедрилось иное название - Византия. Это государство проявило поразительную жизнеспособность. В хаосе Раннего Средневековья оно осталось главным очагом высокой цивилизации в Европе. Византийские полководцы одерживали победы, флот господствовал на морях, а столица, Константинополь, по праву считался самым большим и красивым городом мира.

Империя была главным оплотом христианства, создала собственную мировую систему, православную – в X в. в нее вошла и Русь. Но и в западных странах, нищих и раздробившихся, церковь существовала благодаря поддержке греков – Константинополь выделял ей деньги, богослужебную литературу, квалифицированных священнослужителей. Со временем между Западной и Восточной церковью накопились существенные различия. Римcкие богословы были мало образованными, допускали серьезные ошибки в догматике. А главное – папы входили в роль лидеров «христианского мира». Они короновали и регулировали королей, начали ставить свою власть выше светской.


Тем не менее, римские первосвященники признавали себя вассалами византийских императоров – греки оказывали им покровительство, защищали от врагов. Да и среди западных властителей авторитет Византии был недосягаемым, перед ней заискивали, мечтали породниться с греческой династией, сватали царских дочерей и сестер. Подобной чести удостаивались очень немногие. Обычно отвечали, что они – короли «варваров» и не достойны получить в жены «рожденных в пуртуре» (как известно, св. Владимир вынудил византийцев к такому браку лишь силой, взяв Херсонес).

Сказочные богатства Византии привлекали многих, а лежала она на бойком месте, прикрывая границу Европы и Азии. На нее обрушивались нашествия персов, аваров, арабов, болгар. Но солдаты империи дрались доблестно. На защиту городов выходило все население. А инженеры изобрели страшное оружие - “греческий огонь”. Состав его не известен до сих пор, из сосудов специальной конструкции, установленных на стенах крепостей или кораблях, выбрасывались струи горящей жидкости, которую нельзя было погасить водой. Византия отбивалась от всех неприятелей.

Но Запад не испытывал столь мощных ударов, постепенно выползал из разброда, усиливался. А у греков накапливались внутренние болезни. Константинополь утопал в роскоши и разврате. Чиновники хищничали, столичная чернь избаловалась, жаждала пышных праздников, зрелищ, раздач денег, еды, вина. В XI в. инерция величия надломилась. Придворные группировки знати и олигархов стали сажать на трон своих марионеток, разворовывать казну. В погоне за источниками доходов развалили армию. Воинскую службу и содержание войск заменили дополнительным налогом. Объявили, что лучше нанимать профессионалов. Хотя наемники стоили впятеро дороже своих солдат, а собранные деньги до войск не доходили, растекались в карманы хапуг. Оборона рухнула, с севера начались набеги печенегов, с востока турок-сельджуков.

В Риме сообразили, что на помощь больше рассчитывать не приходится, и папа Лев IX нашел себе другую опору - пиратов-норманнов. В Константинополь из Ватикана пошли грубые и заносчивые послания, и в 1054 г. латинская и греческая церкви разделились. А у греков безобразия и хищничества знати возмутили подданных, разразились междоусобицы. Этим воспользовались сельджуки, захватили почти всю Малую Азию, Сирию, Палестину.

В смутах победил Алексей Комнин. Положение империи было трудным, но не критическим. Печенеги далеко уступали по силе аварам или болгарам, а держава сельджуков распалась на эмираты, передравшиеся между собой. Но Комнин был по натуре убежденным “западником». Вместо мобилизации национальных сил он принялся наводить мосты с Европой. Против нападений норманнов царь позвал на выручку флот Венеции, а за это даровал ей право беспошлинной торговли по всей Византии. А в 1091 г. стало известно, что готовят очередные набеги печенеги и сельджукский вождь Чаха. Алексей запаниковал, обратился к папе и королям с посланием: “Империя христиан греческих сильно утесняется печенегами и турками… я сам, облеченный саном императора, не вижу никакого исхода, не нахожу никакого спасения… Итак, именем Бога умоляем вас, воины Христовы, спешите на помощь мне и греческим христианам…”

Помощи не потребовалось. Печенегов византийцы разгромили в союзе с половцами и русскими. А Чаха был убит в сваре с другими сельджукскими вождями, его поход не состоялся. Но император продолжал переговоры с Западом об “общих угрозах”, и папе Урбану II это пришлось как нельзя кстати, на соборе в Пьяченце был провозглашен крестовый поход. В 1096 г. на восток потекли лавины рыцарей. На греческой земле они в полной мере показали себя. Грабили, своевольничали. Но Комнин унижался и заискивал. Одаривал предводителей умопомрачительными сокровищами, лишь бы дружили с Византией, отвоевали бы ее потерянные территории. А крестоносцы от дармовых драгоценностей не отказывались, даже приносили за это вассальную присягу императору. Без особых трудностей разбили разрозненных эмиров, заняли Сирию и Палестину. Но заняли их вовсе не для греков. Выгнали императорских представителей из своей армии и стали на Ближнем Востоке полными хозяевами.

Гибель Византии.  Восток и Запад: попытка симбиоза

Сын и преемник Алексея Комнина Иоанн пытался исправить просчеты отца. В противовес Западу укреплял союз с Русью, выдал дочку за Суздальского князя Юрия Долгорукого. Венецианцам, душившим торговлю, отказался подтвердить привилегии. Куда там! Было уже поздно. Венеция тут же выслала флот, начавший опустошать византийские берега. Пришлось возвратить привилегии, еще и выплатить с извинениями «компенсацию убытков».

А наследник Иоанна Мануил Комнин оказался «западником» еще и похлеще своего деда Алексея. Давал иностранцам высокие посты при дворе, в армии, правительстве. Константинополь стал одеваться по европейским модам. Мужчины щеголяли в чулках и коротеньких штанишках, дамы напяливали высокие колпаки, стискивали бюсты корсажами. Излюбленным зрелищем стали рыцарские турниры. Кроме венецианских купцов, Мануил запустил в страну генуэзцев и пизанцев, подарил им такие же широкие права. Перенимались и западные модели управления. Архонты, правители провинций, которые раньше были лишь чиновниками царя, получили большую самостоятельность наподобие герцогов. А для сбора налогов внедрилась западная система откупов. Откупщики вносили в казну наличные, а с населения собирали сами, с лихвой.

Мануил заключил союз с Римом. Жертвовал Православием, соглашался подчинить Ватикану греческую церковь. А в отношении Руси политику резко изменил. Нацеливался подчинить ее своему влиянию. Поддержал усобицы, помог посадить на киевский трон Мстислава II, признавшего себя вассалом императора. Греческая митрополия развернула атаку на русскую церковь, снимала епископов, под пустяковым предлогом отлучила Киево-Печерский монастырь. Зато Мстислав II и митрополит Кирилл в 1169 г. торжественно встретили послов римского папы. Предполагалось заключить союз с ним, послать русских воинов на недруга Рима и Византии, германского императора. Совершить вероотступничество и втянуть Русь в чужую войну не позволил св. благоверный Владимирский князь Андрей Боголюбский. Выслал полки и захватил Киев. Мстислав II, грек Кирилл и папские послы сбежали, а из оскверненных митрополичьих храмов владимирцы увезли все святыни (Печерский же монастырь взяли под защиту).

Невзирая на этот «прокол», казалось, что именно сейчас Константинополь достиг вершины благосостояния. Гавань переполняли чужеземные суда. Состоятельные люди покупали импортные костюмы, диковинки, предметы роскоши. Кипело строительство – вельможи-взяточники, иностранцы, нувориши спешили выстроить себе новые дворцы, виллы. Но провинция разорялась. Откупщики обдирали людей подчистую. Деревни пустели и забрасывались. Города приходили в упадок и заселялись арабами, армянами, персами, скупавшими за бесценок дома и землю. А византийское население перетекало в столицу. Только здесь можно было безбедно прокормиться при “инофирмах”, на стройках, в порту, в услужении богачей. Константинополь превратился в мегаполис-паразит, высасывающий соки из собственной страны.

Народ роптал, и этим воспользовались проходимцы, рвущиеся к власти. Сына Мануила, Алексея II в 1182 г. сверг и убил дядя Андроник – объявив себя защитником народных интересов. В 1185 г. под тем же лозунгом его скинул с престола Исаак Ангел. Но становилось только хуже. При Ангеле, по словам современников, “должности продавались, как овощи”, “торговцы, менялы и продавцы платья удостаивались за деньги почетных отличий”. Доходило до того, что начальник тюрьмы Лагос выпускал на ночь воров и разбойников, а часть добычи шла ему.

С Западом Ангелы тоже дружили. Но Запад другом Византии так и не стал. Европейские короли вели тайные переговоры с недовольными, и покатилась волна «бархатных революций» - от Византии отделились армянская Киликия, Сербия, Болгария, Трапезундская империя. А архонты провинций пользовались полученными большими правами, не обращали внимания на правительство, даже воевали друг с другом.

Между тем, крестовые походы выдыхались. Мусульмане оценили алчность и жестокость европейцев. Особенно отличился этим английский король Ричард Львиное Сердце, тысячами истреблявший пленных. Население сплотилось против оккупантов, становилось ясно, что Ближний Восток не удержать. Но ведь вожделенные богатства и земли имелись гораздо ближе! Папа Иннокентий III с венецианским дожем Дандоло с 1098 г. принялись готовить Четвертый крестовый поход – на развалившуюся Византию.

Он состоялся в 1204 г. Крестоносцев было всего 20 тыс.! Но у Византии уже не было ни армии, ни флота. Адмирал Стрифн разворовал и распродал корабли, строевой лес, парусину, якоря. Оказался утраченным и «греческий огонь». Инженеров давно не готовили, состав забыли. Даже население Константинополя составляло полмиллиона! Но вместо обороны оно митинговало и грызлось, кто возглавит страну. Рыцари легко вломились в город. Убивали мало, но грабили капитально. Дворцы, дома, храмы. Из жителей отбирали молодых и красивых для продажи в рабство, а остальных обдирали до исподнего или догола (на Западе даже рубаха считалась немалой ценностью) и выгоняли вон.

И когда толпы ограбленных людей побрели по дорогам, жители провинции над ними смеялись! Дескать, так вам и надо, “зажравшимся” константинопольцам. Но вскоре пришел и их черед. Следом двинулись рыцари, делили деревни, и крестьяне вдруг узнавали, что они – крепостные. А крепостное право на Западе было крутым. Строй замок хозяину, паши на барщине, плати, за провинность изобьют или повесят. На месте Византии раскинулась Латинская империя. Развернулись гонения на православных священников, епископов, нагрянули каратели на Афон, пытали и казнили монахов, требуя перейти в католицизм.

И все-таки Господь помиловал Византию. Когда крестоносцы штурмовали Константинополь, группа молодых аристократов избрала императором Феодора Ласкаря. Он бежал в Малую Азию. На здешние окраины правительство давно махнуло рукой, не предоставляло им никакой защиты от сельджуков. Однако пограничное население научилось само организовываться, владеть оружием, наподобие казаков. Ласкаря сперва приняли неласково. Города не впускали его, наместники не желали подчиняться. Но следом наступали крестоносцы, и Феодор стал знаменем, вокруг которого собирались патриоты. Латинян отбросили…

Возникла Никейская империя, и чудесным образом произошло преображение. Все худшее, продажное, оставалось в Латинской империи, искало, как бы выгоднее пристроиться к оккупантам. А в Никею стекались лучшие, честные, самоотверженные. Была восстановлена патриархия – под ее эгиду перешла и Русь. Феодор опирался на простой народ — и побеждал всех врагов! Латинян, сельджуков, мятежников.

Его преемник Иоанн Ватаци провел реформы. На землях, конфискованных у изменников, создал крупные государственные хозяйства. Поддерживал крестьян, снизил налоги, лично контролировал чиновников. Предписал покупать отечественные, а не иностранные товары, и результат был потрясающим! Недавняя захудалая окраина Византии стала самой богатой страной Средиземноморья! Был построен мощный флот, границы прикрыли крепостями. Даже татаро-монголы не стали нападать на эту державу, заключили мир и союз. Никейские войска очистили от крестоносцев Малую Азию, начали освобождать Балканы.

Но… «народным царством» были крайне недовольны магнаты — при Ласкарях выдвигались не родовитые и богатые, а способные. В 1258 г. императора Феодора II отравили. Регентом при его 8-летнем сыне Иоанне стал глава заговорщиков Михаил Палеолог. А в 1261 г. никейский отряд внезапным налетом отбил у крестоносцев Константинополь. Под шум торжеств по случаю освобождения столицы Михаил сверг и ослепил ребенка, сам надел корону.
Поднялось негодование, патриарх Арсений отлучил его от церкви, жители Малой Азии восстали. Но царь уже сформировал наемное войско и подавил мятеж жесточайшей резней. У руля государства опять очутились олигархи и жулики. Огромную казну, накопленную Ласкарями, транжирили на возрождение былой придворной мишуры. Вернулись худшие византийские пороки, амбиции, злоупотребления.

Михаил Палеолог снова взялся наводить дружбу с Западом и ради пущего взаимопонимания в 1274 г. заключил Лионскую унию, подчинил церковь Ватикану. За отказ изменить Православию людей сажали и казнили, восстания топили в крови, а на Афоне опять зверствовали униатские каратели. Сын Михаила Андроник II пробовал исправить то, что натворил отец, расторг унию. Но разоренная страна уже не давала доходов. Пришлось расформировать флот, сокращать армию. На Балканах пошла полная неразбериха. Греки, сербы, болгары, латинские бароны, итальянцы увязли в войнах друг с другом.

А в Малой Азии из осколков различных племен возникла новая общность — османы. Никакого «турецкого завоевания» империи фактически не было. Османы просто заселяли земли, которые опустошили сами же византийцы в ходе подавления восстаний. Местные жители присоединялись к ним. От правительства они не видели ничего хорошего, с них только драли три шкуры. Турки же помогали своим, оберегали. Люди переходили в ислам и превращались в полноправных османов, община быстро росла.

В Константинополе поначалу не оценили опасности. Наоборот, начали приглашать турок для участия в войнах. Они брали дешево, довольствовались добычей. Османские отряды стали лучшими в греческой армии! Но в один прекрасный день турки на лодках стали переправляться через Дарданеллы, заселять Фракию, обезлюженную междоусобицами. Только тогда правительство схватилось за головы, но сделать уже ничего не могло. К османам стали переходить греческие архонты, превращаясь в турецких беев. Без боя сдавались города и оказывались в выигрыше. Пришедший в упадок Адрианополь (Эдирне) с 15 тыс. жителей султан Мурад сделал своей столицей, и он разросся в роскошный центр с населением 200 тыс.

За помощью византийцы обращались все туда же, на запад. В 1369 г. император Иоанн V отправился в Рим. Лебезил, соглашаясь на унию, а папа далеко не сразу принял его, позволил поцеловать туфлю и принести присягу на верность. Потом Иоанн отправился к французскому двору, но ничего не добился, кроме новых унижений. А на обратном пути венецианцы арестовали его за долги. Благо сын выручил, прислал денег. Ну а когда Иоанн вернулся, султан цыкнул на него и указал: то, что за стенами Константинополя – твое, а вне стен – мое. И император смирился. Признал себя вассалом Мурада, стал платить дань, послал дочь в гарем султана.

Спорить-то было опасно. Турки покоряли враждующие между собой балканские народы: болгар, сербов. А Византия совсем оскудела. При дворе подавали глиняную посуду покрытую позолотой, на коронах и тронах сверкали стразы – подлинные камни заложили ростовщикам. Императоры продавали свои острова, города. А Константинополь разрушали сами жители. Растаскивали камни и кирпичи дворцов и храмов на новые постройки, маленькие и кособокие. Мрамор пережигали на известь. Жилые кварталы перемежались обширными районами руин и пустырей.

О национальном возрождении больше не помышляли. Боролись «туркофильская» партия, полагавшая, что надо слушаться султана, и «западническая», уповавшая на Европу. Запад и впрямь вмешался, в 1396 г. начал крестовый поход (заранее распределив, какие страны и области кому достанутся). Но жители Балкан уже знали, что такое владычество крестоносцев. Даже сербы, 7 лет назад сражавшиеся с турками на Косовом поле, предпочли выступить на стороне султана. Европейцев вдребезги разнесли под Никополем.

Однако греческих «западников» это ничему не научило. Император Иоанн VIII очередной раз поехал с протянутой рукой по европейским странам. В результате в Ферраре и Флоренции созвали собор, и в 1439 г. была заключена уния. Хотя итоги были плачевными. Занесшийся Рим в эту пору дошел до полного разложения нравов, на папском престоле сменяли друг друга взяточники, гомосексуалисты, убийцы. Подчиняться таким первосвященникам отказались Александрийский, Иерусалимский, Антиохийский патриархи, они предали унию анафеме. Ее не приняла и Русь, великий князь Василий II арестовал и изгнал присланного в Москву униатского митрополита Исидора.

Протестовало и большинство греков. Дошло до того, что униатский патриарх Григорий Мелиссин предпочел сбежать в Рим, а замену ему не решались поставить, страна осталась вообще без патриарха. Ну а турки в те века покровительствовали православию, не задевали веру. Папы еще дважды предпринимали крестовые похода, в 1443 и 1448 г., но османы вместе с сербами, болгарами, румынами дружно лупили рыцарей.

Гибель Византии.  Восток и Запад: попытка симбиоза

Наконец, султан Мухаммед II решил ликвидировать гнездо интриг, торчащее посреди его владений. Повод к войне дал император Константин XII, храбрый военный, но никудышный политик. Снова сносился с Западом, обратился к султану с дерзким посланием. В 1453 г. турки обложили Константинополь с суши и моря. Европейские союзники греков, венецианцы и генуэзцы, поспешили заверить султана в своей лояльности, чтобы сохранить торговые выгоды. И даже родные братья императора Фома и Дмитрий, правители уделов в Морее, не помогли. Они в это время дрались между собой и договаривались, чтобы турки им подсобили!

Когда же Константин призвал к оружию население столицы, из 200 тыс. жителей откликнулось лишь 5 тыс. Кроме них, на оборону вышли дружина наемников, иностранные купцы со слугами – защитить собственные дома. Эта горстка сражалась героически, но силы были слишком неравны. 29 мая турки ворвались в город. Император и его соратники погибли. А остальные жители на самозащиту оказались уже не способны. Забились по домам и ждали, когда их кто-нибудь спасет или вырежет. Их и вырезали, а 60 тыс. продали в рабство.

Хотя Рим еще не угомонился, объявил новый крестовый поход «освобождать» греков. Пекся-то не о греках, а о спасении погибающей унии. Папские посланцы возбудили надеждами властителей уцелевших осколков империи, морейского Фому, трапезундского царька Давида, они восстали. Но западные рыцари слишком крепко получали от турок, желающих больше не нашлось. А султан сделал выводы: пока в его державе существуют кусочки Византии, Запад сохраняет повод для агрессии. В 1460 г. Мухаммед II раздавил эти осколки.

Фома бежал, умер в Риме. Его беспутные сыновья Андрей и Мануил продавали права на византийский престол любому, кто заплатит (купили французы). А дочку Софью папа выдал замуж за русского государя Ивана III, надеялся через жену втянуть его в унию, но тщетно. Зато Иван III после этого брака включил в свой герб византийского двуглавого орла, и усиливающаяся Москва стала превращаться в «Третий Рим». В общем-то Запад и Русь разделили наследство Константинополя. Все материальные богатства утекли в Европу – то, что не разграбили крестоносцы, перекачали итальянские купцы.

А Русь унаследовала духовные и культурные сокровища. Переняла лучшие достижения греческой истории, философии, архитектуры, иконописи, унаследовала и роль мирового центра Православия. Кстати, папа Сикст IV пожадничал с приданым Софьи. Раскошеливаться не хотелось, но из Византии в Италию эвакуировали множество книг. Папе они оказались без надобности, и в приданое нагрузили огромный обоз. Это было единственное, что уцелело из колоссального багажа византийской литературы. Все остальное вскоре уничтожила инквизиция как «еретическое». Преподобный Максим Грек, увидевший собрание книг, попавшее в Россию, восхищался: «Вся Греция не имеет ныне такого богатства, ни Италия, где латинский фанатизм обратил в пепел творения наших богословов».
Автор: Валерий Шамбаров
Первоисточник: http://zavtra.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 37
  1. Strashila 9 июля 2013 08:19
    И была она сперва фактически разворована при принятии западных ценностей и предана в угоду их жадности...прошли столетия и все повторяется, но уже в третьем Риме-России.
    1. cdrt 9 июля 2013 10:38
      нет, то что вы пишите не было причиной, это симптомы. Причины уж скорее жизненный цикл цивилизации Гумилева/Тойнби и соответственно дряхлость народа.
      1. Iraclius 9 июля 2013 11:27
        Сказки это всё. Я про Тойнби и Гумилёва.
        Народы востока старше гейропейцев будут, но пассионарности у них - девать некуда.
        И строго говоря - Византия - самая долгоживущая империя за всю человеческую историю.
        Византию погубил внутренний системный кризис, начавшийся с гонений на ариан, затем продолжился в иконоборчестве и завершился кризисом XIII, XIV-XV веков.
        Если бы власть тогда смогла консолидировать общество и отразить внешние угрозы, то государство бы и поныне стояло там. fellow
        1. Дядька 9 июля 2013 16:52
          Цитата: Iraclius
          Народы востока старше гейропейцев будут, но пассионарности у них - девать некуда.

          Точно, китайцы с израильтянами древнее русских и европейцев и вымирать не собираются.
  2. Trapper7 9 июля 2013 09:34
    Невзирая на этот «прокол», казалось, что именно сейчас Константинополь достиг вершины благосостояния. Гавань переполняли чужеземные суда. Состоятельные люди покупали импортные костюмы, диковинки, предметы роскоши. Кипело строительство – вельможи-взяточники, иностранцы, нувориши спешили выстроить себе новые дворцы, виллы. Но провинция разорялась. Откупщики обдирали людей подчистую. Деревни пустели и забрасывались. Города приходили в упадок и заселялись арабами, армянами, персами, скупавшими за бесценок дома и землю. А византийское население перетекало в столицу. Только здесь можно было безбедно прокормиться при “инофирмах”, на стройках, в порту, в услужении богачей. Константинополь превратился в мегаполис-паразит, высасывающий соки из собственной страны.

    Что-то такое знакомое. Как будто не 1000 лет назад и не в далеком Константинополе, а где-то ближе. Роднее. Печально(((
    1. Alexandr2510 9 июля 2013 10:21
      Опередили меня! Действительно что-то мне это напоминает у нас. smile
      "Константинополь превратился в мегаполис-паразит, высасывающий соки из собственной страны"
      Alexandr2510
      1. Iraclius 9 июля 2013 10:56
        Константинополь - это один из крупнейших торговых и промышленных центов Средневековья.
        Уровень развития технологий в то время не позволял развивать производство равномерно во всех частях империи. Логистика была примитивной даже с учётом шикарной сети римских мощёных дорог. Отсюда специализация по провинциям. Египет - пшеница, Готские Климаты - солёная рыба, Опсикий - лес и корабли, Каппадокия - кони для кавалерии, и т.д.
        Поэтому сравнение Константинополя и современной Москвы, мягко говоря, не корректно.
        Хотя и ярко, да.

        P.S. На самом деле Константинополь позднейшего периода - это уже никакая не империя, а захолустный средневековый город. Все ценности и произведения искусства уже двести лет как осели в Италии. request
      2. Коля 10 июля 2013 05:02
        Русь унаследовала также толерантное отношение к казнокрадам и взяточникам.
    2. cdrt 9 июля 2013 10:41
      Есть серия книг - автор Гарри Тертлдав (весь Видесский цикл).
      Вроде фентези, но собственно фентези там дай бог 5%.
      Остальное - предельно детальное описание быта, политики, известных событий византийской истории.
      Автор сам - доктор истории, специализировался именно на Византии. Я мало читал книг с таким точным описанием быта, военного дела, политики, культуры Византии и Персии века с V по XIII-XIV.
      1. Iraclius 9 июля 2013 10:50
        Фэнтези - это фэнтези. Самая лучшая книга о Византии - это "История Византийской империи" русского учёного-византиниста Ф.И. Успенского. Издание в пяти томах.
        Вот там точно есть всё - и быт, и политика, и армия, и реформы. Начиная с Юлиана Отступника и заканчивая Константином XII Палеологом.
        Причём детально освещается и западноевропейская история, потому-что в отрыве от неё историю Византии рассматривать нельзя.
        А фэнтези...По фэнтези историю изучать нельзя, уж не обессудьте, cdrt. С уважением. hi
      2. ФРЕГАТ2 9 июля 2013 17:28
        Цитата: cdrt
        Есть серия книг - автор Гарри Тертлдав (весь Видесский цикл).
        Вроде фентези, но собственно фентези там дай бог 5%.
        Остальное - предельно детальное описание быта, политики, известных событий византийской истории.
        Автор сам - доктор истории, специализировался именно на Византии. Я мало читал книг с таким точным описанием быта, военного дела, политики, культуры Византии и Персии века с V по XIII-XIV.

        Хотел спросить, а Вы прочитали книги Олжаса Сулейменова "Язык письма"?
        ФРЕГАТ2
  3. Комментарий был удален.
    1. Iraclius 9 июля 2013 11:08
      Герб Палеологов ("раскоряченная курица"), на мой взгляд, тоже не самое лучшее заимствование Византии. Вообще складывается такое впечатление, что после 988 года из Византии в нарождающееся Русское государство потекла вся скверна.
      Византия после закрытия Академии в 529 году Юстинианом I всё более скатывалась в мракобесие. Многие не могут удержаться от соблазна и склонны романтизировать тот период.
      На самом деле наука как таковая в империи исчезла. Короткий период расцвета - от Василия Болгаробойцы до Алексея Комнина - 867—1081 - и всё! Немногие светочи, вроде Кирилла и Мефодия, патриарха Фотия и принцессы Анны Комниной. В последние периоды такие личности как Плифон кажутся скорее невероятным чудом. Сомнительным чудом. Ибо Плифон - это олицетворение западничества и эллинской национальной идеи. Один из идеологов гибели Византии. Эдакий Мишка Горбатый позднего средневековья.
      Зато лесть, придворные интриги, конкуренты, ослеплённые и сосланные в отдалённые монастыри, кубки с ядом, церковное мракобесие - это да, расцвело на Руси буйным цветом.
    2. эрг 9 июля 2013 11:08
      Двуглавый орел - не византийский символ. Византия не имела официальной эмблемы или герба, как и не знала геральдики и всё что с ней связано. Двуглавый был только одной из эмблем, которая использовалась для обозначения принадлежности к императорскому дому , к государственной власти и т.п. Даже если бы он и был гербом правящей династии, то Софья Палеолог не имела на него права, поскольку у ней были старшие братья. В лучшем случае, он мог быть её личным гербом (входить в композицию личного герба). Но, как уже я написал, геральдика не успела пустить корни в Византии. Как и в Московском царстве того времени. Правда в Западной Европе, двуглавого орла Византии, часто принимали за герб Палеологов. Появление данной эмблемы в Русском царстве произошло спустя 20 лет после женитьбы на Софье. Использовался как государственная печать, наравне с печатью изображающей всадника, поражающего копьём змия (но не Святого Георгия. Со святым данную эмблему отождествили под влиянием европейцев, уже при Петре 1). Причем за долго до этого, двуглавого орла можно встретить на русских монетах и что удивительно на монетах Золотой орды. Сам же орел, довольно древний символ и как он появился сказать трудно. Одна из множества версий - это два орла, смотрящих в разные стороны, а тело одного закрывает тело другого. В западной геральдики, двуглавый орел, появился скорее геральдическим путем. То есть, желая более выразить полноту власти императоров священной римской империи, к одноглавому римскому орлу, ставшему гербом, постепенно пририсовывали то второй клюв, то вторую голову, пока окончательно не сложился двуглавый вариант. Поскольку священная римская империя была крупнейшим христианским государством, то двуглавый орел отождествлялся с христианским миром и служил как бы общим символом независимости, полноты власти, символом равенства среди государей. И был довольно популярной эмблемой (сейчас бы сказали модной). Потому и принимался в некоторых странах, включая Московское царство, как государственная эмблема или герб правящей династии. Проще говоря - в подражание римским императорам. Принимая данную эмблему, Василий 3, просто декларировал в тогдашней манере, что Русское государство - самостоятельное, независимое и т.п. Так как геральдики тогда у нас не было, то орел не был гербом. Чаще изображался в византийской манере: золотым на красном поле. Со временем объединился со всадником поражающим змия, который стал изображаться на щите на груди орла, дополнился скипетром и державой и тремя коронами, которые при Петре 1 приобрели вид, так называемых русских императорских корон. (короны, скипетр и держава обозначают независимость, полноту власти и целостность государства, а не монарха.) При Петре 1, когда в России официально признана геральдика - стал гербом, поменяв цвета на цвета священной римской империи (черный орел на золотом поле). При Павле 1, окончательно закреплено изображение всадника в щите на груди орла. Сегодняшний герб, представляет изображение орла периода империи, то есть с тремя императорскими коронами, но в византийской манере, золотом на красном.
      1. Iraclius 9 июля 2013 11:17
        Цитата: эрг
        Двуглавый орел - не византийский символ. Византия не имела официальной эмблемы или герба, как и не знала геральдики и всё что с ней связано.

        Мне кажется, что обнаружены взаимоисключающие параграфы. wink
        Это имперский штандарт. Примерно 14-15 веков.
        Кроме того, хрен знает с какого времени, но двуглавый орёл является символом Константинопольской православной церкви. Такие дела.
        Так что не нужно стесняться и честно признаться - стырили, стырили рюриковичи двуглавого орла в Византии.
        1. эрг 9 июля 2013 11:44
          Орел одна из эмблем, применяющихся в Византии. Но ни когда не была главной или единственной. Византия не имела общегосударственной эмблемы, как и представители правящей династии не имели общей эмблемы, так же как и церковь. Просуществуй Византия подольше, вероятно геральдика пустила в ней корни и мы бы сейчас говорили об официальном гербе. Но он так и остался ОДНИМ ИЗ ИСПОЛЬЗОВАВШИХСЯ СИМВОЛОВ. В Европе двуглавый орел, также был распространен. И не факт, что на Руси он появился под влиянием именно или только Византии.
          1. Iraclius 9 июля 2013 12:09
            После принятия христианства имперские значки S.P.Q.R. и орлы легионов (aquilae) были постепенно заменены на хоругви с изображением ликов святых и соответствующими надписями.
            В сражениях использовались аналоги итальянских гонфалонов с символикой правящей династии или дуки. Так что орёл Палеологов - это не исключение. Зачатки геральдики были развиты в Византии примерно на том же уровне, как и на Западе.
            Сама же по себе геральдика возникает в районе первого крестового похода и оформляется лишь тогда, когда Византии уже 200 лет как не существовало.
            Московская Русь заимствовала символику вероятнее всего именно в Византии. Всё-таки культурный обмен с неё был намного более плотным, чем с Западом. Кроме того, не забываем и о религии. Смысл православному правящему дому заимствовать герб латинян? От позора потом не отмоешься!
            1. эрг 9 июля 2013 12:50
              Во первых заимствовали не герб, а просто фигуру из эмблемы, который придавался общехристианский смысл (олицетворение христианского мира). Не все эмблемы можно называть гербом, так же и не всегда изображение одной фигуры из герба можно приравнять к гербу. Например изображение грифона встречается и в западной Европе, и на Руси, ровно как и единорога. Во вторых - геральдика изобретение чисто западноевропейское, к моменту падения Византии уже во всю процветала. Термином геральдика можно обозначать только то что существовало на тот момент в Европе, и подчинявшейся определенным правилам. Наличие эмблематики у других народов или в более ранние века не оспаривается, но нельзя это называть геральдикой. Сама геральдика возникла раньше крестовых походов, но развилась во многом благодаря им. Смысл геральдике был в том, чтобы показать место конкретного армигера (владельца герба) в сословной структуре того общества. И в меньшей степени она носила прикладной военный характер. Кроме того орел в России появился не как эмблема правящего дома. Подтверждением тому - использование его при в последующем при Романовых и создание в конечном итоге родового герба династии Романовых.(без орла, хотя в личных гербах, царствующей фамилии он присутствовал). И потом,а как же перекраска Российского (на тот момент) двуглавого орла, в цвета латинян при Петре 1. Это говорит, что двуглавый орел, символизировал прежде всего весь христианский мир, а также независимость государя, равенство среди других государей.
              1. Iraclius 9 июля 2013 13:25
                Первоначально речь и шла о символе (двуглавом орле). Я же не спорю, что самого орла нельзя назвать гербом. Я говорю о том, что гербы в Византии существовали.
                Я говорю о том, что геральдика на Востоке также развивалась.
                Пусть официального Государственного флага не было (до 17 века его и на Западе не было), но символика и гербы были. Ко времени Алексея Комнина общество было сильно феодализовано и после введения наследственного владения землёй дука, патрикий (для отличий придворных званий) просто обязан был иметь родовые знаки отличия.
                Известно также, что со времен Констатина Великого существовало государственное (императорское) знамя - палладиум, представлявшее собой аналог эмблем римских легионов (полотнище крепилось на крестообразном древке).
                Двуглавый орёл имел хождение в династии Комнинов. Задолго до Палеологов.
                Впрочем, ни тогда, ни позднее орёл гербом так и не стал, на печатях Византии двуглавый орел никогда не использовался. Однако. 1327 года там утвердился иной герб — с четырьмя буквами «В» между концами креста.
                Кроме того, вот такая занятная цитата:
                Впоследствии от римского и византийского орлов произошли гербы некоторых других государств: Священной Римской империи, России, Сербии, Черногории, Албании. От орла Священной Римской империи «отпочковались» австрийский, германский и испанский орлы (с 1521 г., когда императором стал испанский король Карл V). Албанский орел - без имперских знаков власти, когтей и раскрытого клюва – символ борьбы против турецкого ига. По некоторым данным, достоверность которых, однако, не общепризнанана, черный орел был дарован поздневизантийскими правителями некоторым феодалам Северного Эпира (территория современной Албании) и через них утвердилось в Албании при Скандербеге.
                Двуглавый орел встречается на монетах болгарского царя Михаила Шишмана и трапезундских императоров Алексея III и Мануила III. Гербом он был, по-видимому, и в Морейском деспотате. Имелся двуглавый орел и на монетах.
                На немецкой гравюре XV века изображён вид Константинополя. На всех башнях висят щиты с гербом Палеологов (крест с четырьмя буквами В) и только на одной, главной, щит с двуглавым орлом.

                Согласно европейским гербовникам XV века, герб Константинополя представлял собой в красном поле золотой крест дополненный четырьмя большими золотыми буквами "В"; герб «короля Ромеи» - в красном поле золотой двуглавый орёл или в красном поле три золотые буквы Е. Т.е. геральдика развивалась и там, но, конечно же, не без западного влияния.
                1. эрг 9 июля 2013 14:14
                  Вы путаете эмблематику вообще и геральдику. Геральдика это не просто искусство создания гербов . Она неразрывно связана с определенными правовыми нормами, определенным правовым статусом герба и гербовладельца, порядком создания, пользования, пожалованием, передачей прав и т.п. И неизменно связано не только с культурными , но и юридическими традициями, а также с особенностями социального устройства общества. Ничего подобного ни на востоке, ни в Византии, ни в странах восточной Европы, до определенного момента не было. Важно и то, что геральдика неразрывно связана с верховной властью, которая и регулирует общественные отношения в геральдической области. То есть, без признания верховной власти (гос. власти) геральдика в конкретном регионе не может существовать. Именно в такой концепции развивалось эмблемотворчество в Западной Европе, названное впоследствии геральдикой. Ещё раз повторюсь, эмблемы, в том числе и официально утвержденные были у многих народов, гербов не было. Всё это впоследствии заимствовалось у Западной Европы и дополнялось местными традициями. В Византии началось проникновение геральдики, но не успело развиться, в отличие от нас. Надо понимать - герб это эмблема созданная по определенным правилам и обладающая определенным правовым статусом уже по факту своего появления. Так род, которому принадлежит герб, может прерваться, а герб остаться и ни кто не имеет право им пользоваться, пока те кто имеет соответствующие властные полномочия не определит дальнейшую судьбу герба. Что касается упоминания гербов Византии и прочего, то у Европейских геральдистов была плохая традиция сочинять гербы для всех кому не попадя, например ИИсусу Христу, мифологическим персонажам и т.д. Сегодня многие страны, например США, не имеют герба, хотя в разговоре говорят про герб. Не было герба и у СССР. Правильно было бы называть-государственная эмблема. Да и двуглавый орел все таки был эмблемой, а не символом. Символ - это то, что обозначает определенное понятие (честь, мужество, доблесть и т.п.), эмблема и герб обозначают принадлежность к чему либо. Хотя и существует плохая манера, приписывать тем или иным эмблемам какой-то смысл, особенно в современном Российском эмблемотворчестве (смотрите сайт мин. обороны, раздел военной геральдики).
                  1. Iraclius 9 июля 2013 14:38
                    Государственных гербов не было в Зап.Европе до 17 века. Поэтому какие-то концептуальные различия не имеют смысла - Византия тогда уже канула в Лету.
                    Из БСЭ:
                    Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак...

                    Масло масляное...
                    Связывание геральдики с государственной властью некорректно. Феодальные лены государствами не являлись. В широком смысле - после смерти Карла Великого власть зап. императора была скорее номинальной. В этом смысле как раз Византия была централизованным государством.
                    Про герб Византии (в красном поле золотой крест дополненный четырьмя большими золотыми буквами "В") - такой стоИт на грамоте от патриарха Паисия Никону. А Константинопольская церковь усвоила византийскую символику.
                    Малоазиатские деспоты также имели свои печати со своей символикой.
                    Пусть и не в западноевропейском смысле, но гербы существовали и в Византии.
                    1. эрг 9 июля 2013 15:15
                      Гербы и геральдика изобретение Западной Европы и не надо называть этой терминологией эмблемы существовавшие у других народов. Например, вертолетом называют не все летающие аппараты имеющие винт, а только построенные по определенной схеме. Ваши знания по геральдике минимальны, потому спорить бессмысленно. Почитайте для начала Лакиера, Типольского, Лукомского. Из современных Медведева, Вилинбахова. Из зарубежных Пастуро, Мадзини, Фрайера, Фергюсона. Всех к сожалению не припомню. Могу посоветовать портал Геральдика сегодня. Там иного тематических публикаций и доступной литературы.
                      1. Iraclius 9 июля 2013 15:44
                        Моих знаний достаточно, чтобы знать о наличии геральдических традиций в Византии, а также увидеть преемственность государственной символики современной России и средневековой Византийской империи.
                        Алгебра - изобретение арабов, но пользуются ею повсеместно.
                        Не понимаю, почему так рьяно отстаиваете примат Зап.Европы на изобретение геральдики, тем более что никто его и не оспаривает.
                        За литературу спасибо, некоторые уже читал.
                        Если уж так придираться к наличию полей, финифти или намётов, то тогда нужно вообще просто ограничиться чисто сословным смыслом герба, а применительно к государственным символам применять термины "символ", "эмблема", "картинка" и прочее. Но, ведь, абсурд? request
                      2. эрг 9 июля 2013 22:48
                        Сожалею, нот вы так и не поняли, что такое геральдика, гербы и с чем их едят. Между государственным гербом, личным или родовым нет никакой разницы. Герб всегда имеет единую структуру. Но у разных владельцев в зависимости от их статуса, могут присутствовать статусные элементы, утвержденные верховной властью. Впрочем для вас это не важно, так как вы даже не понимаете разницу между символом и эмблемой, гербом. Хотя я попытался это объяснить. Не подумайте, что я пытаюсь вас обличить в абсолютной безграмотности, но пожалуйста прежде чем рассуждать о чем либо, постарайтесь побольше узнать об этом лучше у специалистов. Применительно к геральдике, я вам указал на портал.
                      3. Iraclius 9 июля 2013 22:58
                        Я ни на что не обижаюсь. Я всегда жадно стараюсь усвоить новые знания. Увы, но от Вас я пока такого не получил.
                        Я вынужден вернуться к самому первому Вашему посту. Цитирую:
                        Двуглавый орел - не византийский символ.


                        Все мои дальнейшие попытки рассказать о том, что символ был заимствован у Византии были восприняты, как попытка украсть у Зап.Европы примат изобретения геральдики и термина "герб". Чего я вообще не пытался предпринять.
                        Впрочем, есть вполне внятные точки зрения о заимствовании византийской символики позднейшей западно-европейской геральдикой и я о них уже написал. Спасибо за диалог.
                        Похоже, что разговариваем на разных языках.
                      4. эрг 10 июля 2013 09:12
                        Взгляд профессионала о предмете спора: http://sovet.geraldika.ru/page/14586
                      5. ФРЕГАТ2 9 июля 2013 18:35
                        Цитата: эрг
                        Гербы и геральдика изобретение Западной Европы и не надо называть этой терминологией эмблемы существовавшие у других народов. Например, вертолетом называют не все летающие аппараты имеющие винт, а только построенные по определенной схеме. Ваши знания по геральдике минимальны, потому спорить бессмысленно. Почитайте для начала Лакиера, Типольского, Лукомского. Из современных Медведева, Вилинбахова. Из зарубежных Пастуро, Мадзини, Фрайера, Фергюсона. Всех к сожалению не припомню. Могу посоветовать портал Геральдика сегодня. Там иного тематических публикаций и доступной литературы.

                        А вы читали Олжаса Сулейменова?
                        ФРЕГАТ2
                      6. эрг 9 июля 2013 22:55
                        Нет не читал, но я указал авторов, которые являются признанными специалистами в геральдике. Причем тут народный писатель Казахской ССР, когда спор идет о конкретном предмете.
  4. makst83 9 июля 2013 10:37
    "Константинополь достиг вершины благосостояния. Гавань переполняли чужеземные суда. Состоятельные люди покупали импортные костюмы, диковинки, предметы роскоши. Кипело строительство – вельможи-взяточники, иностранцы, нувориши спешили выстроить себе новые дворцы, виллы. Но провинция разорялась. Откупщики обдирали людей подчистую. Деревни пустели и забрасывались. Города приходили в упадок и заселялись арабами, армянами, персами, скупавшими за бесценок дома и землю. А византийское население перетекало в столицу. Только здесь можно было безбедно прокормиться при “инофирмах”, на стройках, в порту, в услужении богачей. Константинополь превратился в мегаполис-паразит, высасывающий соки из собственной страны!. Заменить в тексте Константинополь на Москву, а Византию на Россию.......
  5. вася 9 июля 2013 10:40
    гибельными для него оказались не войны, а попытка подружиться с Западом, и подстроиться под западные стандарты
    За более чем полвека ничего не поменялось.
  6. Iraclius 9 июля 2013 10:42
    История Византийской империи - это яркий пример того, как не надо вести политику.
    Последние годы жизни - это жалкий осколок былого величия. Разграбленная крестоносцами, оккупированная турками. Флорентийская уния как апофеоз национального унижения и растоптанной имперской гордости.
    Вся торговля в руках чужеземцев, в армии - итальянские наёмники. А всё началось гораздо незаметнее, чем пишет автор. Ещё до трагического и катастрофического по своим последствиям поражения при Манцикерте.
    Первой болезнью, которая поразила Византию стал национализм. Когда понятие "ромей", "римлянин" стали замещаться понятием "грек". Это породило раскол общества на две партии - прозападную и провосточную.
    После реставрации Византии эти центробежные процессы только усилились.
    Что мы видим в современной России? В чём суть современной державности? Я вижу, что национальная проблема в нашей стране встаёт всё острее. И я вижу на горьком примере Византии к чему это может привести.

    P.S. Политика империи была далека от платоновского идеала. И, чего греха таить, сам термин "византийская политика" подразумевает змеиное коварство и интриги. После своей гибели Византия успела ещё раз крепко наср...ть своей преемнице. Я говорю о Никоновской реформе, косвенно инициированной патриархом Паисием.
    Автору статьи спасибо! hi
    1. omsbon 9 июля 2013 15:31
      Цитата: Iraclius
      История Византийской империи - это яркий пример того, как не надо вести политику.

      Первый и второй Рим пали, третий стоит, а четвертому не бывать!
      Историю второго Рима нам не надо повторять.
  7. pinecone 9 июля 2013 12:41
    Первой болезнью, которая поразила Византию стал национализм. Когда понятие "ромей", "римлянин" стали замещаться понятием "грек". Это породило раскол общества на две партии - прозападную и провосточную.

    Непонятно, как это получилось, что в "зараженной национализмом" Византии вся торговля оказалась в руках иностранцев.
    pinecone
    1. Iraclius 9 июля 2013 13:05
      Национализм и глупость отнюдь не противоречат друг другу.
      Суть в том, что главным источников дохода империи помимо торговли были таможенные сборы. Константинополь - посредник между Европой и Азией, Ближним Востоком.
      Когда начали Крестовые походы, то уже в 1096 году Венеция и Генуя основали фактории в Палестине. Константинополь стал не нужен. Есть данные, что торговля Империи за первые 50 лет после начала Крестовых походов сократилась на треть или даже наполовину.
      Но и это ещё полбеды.
      Макаронники овладели внутренней торговлей в Империи. Это случилось после того, как император Алексей Комнин в 1081 году начал раздавать привилегии беспошлинной торговли в обмен на помощь против норманнов.
      При чём тут национализм? А очень просто. К этому времени завершилась феодализация общества и крупные землевладельцы Каппадокии и других крупных фем превратились в поместных царьков со своим двором и армиями, размер которых иной раз был больше, чем у императора. И которым было наплевать на автократора и его проблемы. Особенно если он был не грек. Размежевание империи по национально-религиозному принципу привело сначала к потере арианского Египта, потом Малой Азии, которую турки ассимилировали с феноменальной скоростью.
  8. knn54 9 июля 2013 13:52
    -авторитет Византии был недосягаемым…
    -В XI в. инерция величия надломилась. Придворные группировки знати и олигархов стали сажать на трон своих марионеток, разворовывать казну.
    -Но Комнин был по натуре убежденным “западником».
    Император Василий II Болгаробоец (958—1025 гг.)- один из наиболее успешных правителей, вроде предусмотрев все – и богатейшую казну, и вооруженную «греческим огнем» армию, и пышную столичную архитектуру. Подавил восстание малоазийской знати в 976—979 гг. и 987—989 гг. Покорил Болгарию (отсюда прозвище) в 1018 г. В 995 г. совершил успешный поход в Сирию против Фатимидов, захватил часть грузинских и армянских земель.
    Он не создал ГЛАВНОЕ - механизм преемственности власти, и все было растрачено в мгновенье ока!
    Напоминает трагедии времен Ивана Грозного, Петра1…
    А папы только о том и думали, чтобы, воспользовавшись затруднениями и бедствиями царей, побудить их к союзу с Римом и подчинению греческой церкви папству. Католики предали Константинополь , потому что ненавидели православных византийцев больше, чем турок.
    Расплата в виде походов турок против католической Европы не заставит себя долго ждать.
  9. pinecone 9 июля 2013 19:24
    Национализм и глупость отнюдь не противоречат друг другу.

    Глупые, ограниченные националисты, и конечно же, не еврейские, или армянские, а именно православные греки, и какие то высокоинтеллектуальные "чужеземцы". Знакомая песня.
    pinecone
  10. Iraclius 9 июля 2013 19:33
    У Вас есть альтернативная версия? Не поделитесь? А то ехидные вопросы на форуме многие горазды...
  11. DZ_98_B 9 июля 2013 20:47
    ТВОЙ ЩИТ НА ВРАТАХ ЦАРЕГРАДА! Вы помните об этом?
    DZ_98_B
    1. Corneli 10 июля 2013 02:41
      Цитата: DZ_98_B
      ТВОЙ ЩИТ НА ВРАТАХ ЦАРЕГРАДА! Вы помните об этом?

      Крайне "мутно" описанные походы моего тезки и Игоря, с неизвестным исходом...
      П.С. А еще для меня, в свое время, стало шоком! что Святослава, для войны с "братьями-славянами" - болгарами, наняли ...византийцы (а в детстве я читал что он их пришел защитить()! Но он так сильно увлекся (и "защитой" в том числе), что болгары сами прибежали к византийцам просить милости и убрать "защитника". пришлось Византийским императорам сворачивать куда более "интересные" войны в сирии и идти выгонять Святослава обратно в Киев (а то он в болгарии столицу хотел сделать))
      Corneli
  12. Асан Ата 9 июля 2013 23:49
    Немножко о другом: Император Константин в 312 году первой государственной религией объявил религию гуннов - тенгрианство. Тенгрианство было религией кочевников степей нынешней России, Казахстана, Монголии и Китая. До 325 года греки поклонялись Тенгри, и только потом, после Первого Вселенского Собора в Никее, приняли христианство. Из тенгрианства в христианство перекочевали крест (символ солнца), псалмы, алтарь и многое другое.
    Асан Ата
    1. Corneli 10 июля 2013 02:32
      Цитата: Асан Ата
      Немножко о другом: Император Константин в 312 году первой государственной религией объявил религию гуннов - тенгрианство.

      ОМГ! Откуда такие сведенья?! В Этом году (да и в ближайшие лет 100) гуннов рядом с Римской империей (восточная-Византия, появилась лишь в 395, при Феодосии).
      П.С. Под столом со статьи...точнее с того как легко и не затейливо автор "выкинул" 600 лет собственно ее существования).
      1. Собственно, рассвет мощи Византии приходился на 527-565 (император Юстиниан) именно при нем были созданы "кодексы Юстиниана"(основа совр. римского права), собор Святой Софии (сейчас "Музей Ая-Софья" в Стамбуле)и проч. При нем Византия достигла максимального росширения: Уничтоженны и захваченны Италия (Остготы), Африка (Вандалы) и половина Испании (Вестготы) и это при бешенной войне с Персами (которых Византийцы боялись как огня) и армии аж в 150 тыс чел. (на всю империю...и кста..почти все они были наемники...)
      2. 602—610 мятежный имп. Фока, парень просто красавчег! фактически прос...л всю империю аварам и персам (дошло до того, что авары осаждали Константинополь, а с другой стороны у пролива топтались Персы), спас все это некто Ираклий, сынок наместника Африки (мне жалко этого чувака, 10 лет просто чудовищной войны на выживание, когда у парня из Империи остались лишь Константинополь да далекая "родная" провинция...разбитые авары, разбитые персы, и на старости лет приходят арабы...на все готовое и гудбай персы, прощай египет, сирия, африка...)
      3. Собственно 3 рассвет начался с 867 года с приходом к власти македонской династии. Целая плеяда довольно успешных вождей стабилизировала империю на 150 лет (причем войны велись по всем фронтам: арабские пираты, германский император, болгары и славяне, сицилийские норманны, малоазийские эмираты и просто гражданская война нон-стоп)
      4. Василий II Болгаробойца(958 -1025) Помимо "руин Херсонеса" прославился беспощадным истреблением болгар (в результате войн против оных...но там ребята византийцев просто забебали), собственно в результате одной из финальных битв разбил болгарскую армию, и, взяв в плен 15 000 болгар, приказал всех их ослепить и затем отпустил на свободу, оставив в каждой сотне по одному поводырю с одним глазом. Это вызвало у болгаров шок...и они сидели тихенько пока Вася был жив (ну и прозвище ему дали)
      Короче, описывать историю огромного государства, существовавшего тыщу лет, можно долго и нудно...
      Corneli
  13. 20 kopeek 10 июля 2013 02:37
    Цитата: Асан Ата
    Немножко о другом: Император Константин в 312 году первой государственной религией объявил религию гуннов - тенгрианство. Тенгрианство было религией кочевников степей нынешней России, Казахстана, Монголии и Китая. До 325 года греки поклонялись Тенгри, и только потом, после Первого Вселенского Собора в Никее, приняли христианство. Из тенгрианства в христианство перекочевали крест (символ солнца), псалмы, алтарь и многое другое.
    -
    -what za heck belay -
    -Константин лишь уравнял хрис-во в правах с др. религиями в Риме/тем самим закончив гонения на христиан/-Уже к 3-му веку много земель били христаснкими-Кавказ-с 3-века.Русь-с 1-го-/Крим,Таврида/Ап. Андрей принес.-Крест никуда не перекочевивал-вообше крест-поздняя вещь.Символами хрис-ва били:риба,пеликан, павлин,итд-Крест звездний явился в небе Константину перед важной битвой,и слова-С сим победишь!-
    Псалми? я не знал,что царь Давид бил казахом.Век живи-век учись.
    20 kopeek
  14. Кавказец 14 июля 2013 21:37
    Посмотрите фильм,архимандрита о.Тихона(Шевкунова)о Византии, и вам все станет понятно.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня