НПО «Сатурн» выходит на массовое производство малоразмерных двигателей для БПЛА

НПО «Сатурн» выходит на массовое производство малоразмерных двигателей для БПЛА


Между НПО «Сатурн» и ГосМКБ «Радуга» имени А. Я. Березняка» заключен контракт, завершающий формирование производственной программы «НПО «Сатурн» до 2015 года по серийным поставкам двигателей для беспилотных летательных аппаратов. Срок выполнения контракта – 2013-2015 годы.

Первые серийные поставки двигателей для беспилотников для ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка» НПО «Сатурн» начал в 2008 году. Объем первого контракта на поставки 2008-2010 годы составил менее 1 млрд рублей. В рамках первого контракта было отработано не только серийное производство малоразмерных двигателей в НПО «Сатурн», но и кооперация с российскими поставщиками покупных комплектующих изделий и заготовок.


Дальнейшая программа серийных поставок малоразмерных двигателей для ОАО «ГосМКБ «Радуга» имени А. Я. Березняка» была разделена на 2 контракта. Первый из них был заключен в 2011 году со сроком реализации 2011-2015 гг. Согласование условий второго контракта было завершено во втором квартале 2013 года и закончилось подписанием в июле 2013 года.

Общий объем двух заключенных контрактов между НПО «Сатурн» и ОАО «ГосМКБ «Радуга» на поставку двигателей для БПЛА в период с 2013 по 2015 годы превысил 4 млрд рублей. Относительно объемов производства в 2010-2012 годах производственная программа 2013-2015 годов возросла в 3,5 раза.

Такое значительное увеличение объемов поставок стало возможным благодаря реализации программы импортозамещения и комплекса мероприятий по подготовке производства. НПО «Сатурн» в рамках ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» выполняет работы по подготовке производства, включающие в себя строительство новых производственных корпусов и внедрение высокопроизводительного оборудования, прием на работу и подготовку квалифицированного производственного и инженерно-технического персонала.

С целью консолидации усилий по разработке и серийному изготовлению двигателей для БПЛА руководством предприятий было принято решение об объединении ОАО «НПО «Сатурн» и ОАО «ОМКБ» г. Омск, также являющегося разработчиком и производителем двигателей для БПЛА. Между предприятиями всегда существовало тесное взаимодействие в области производственной кооперации по изготовлению деталей и сборочных единиц, масштабы которого значительно увеличатся после объединения, также реализуется программа консолидации закупок комплектующих изделий, материалов и заготовок.

Сформированный портфель заказов и реализация мероприятий ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» выводят НПО «Сатурн» на массовое производство двигателей для БПЛА, сравнимое с масштабами производства, существовавшего до распада СССР.

// Вот так вот "без шума и пыли" идет процесс по направлению беспилотников, в котором мы, к сожалению, прилично отстаем.
Первоисточник: http://www.rostec.ru/news/2404

Использованы фотографии: Виталий Кузьмин

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 30
  1. Hudo 10 июля 2013 07:06
    После статьи со списком промышленных предприятий сгинувших за годы демократического безврпеменья, искренне радует любое здоровое начинание.
    Hudo
    1. рыбак 10 июля 2013 08:55
      особенно вот это душу греет :

      В рамках первого контракта было отработано не только серийное производство малоразмерных двигателей в НПО «Сатурн», но и кооперация с российскими поставщиками покупных комплектующих изделий и заготовок.
      рыбак
    2. FATEMOGAN 10 июля 2013 10:13
      Цитата: Hudo
      После статьи со списком промышленных предприятий сгинувших за годы демократического безврпеменья, искренне радует любое здоровое начинание.

      Слава Богу просыпаемся от сна, идёт строительство новых заводов, положительная динамика на лицо !!!

      FATEMOGAN
      1. master_rem 10 июля 2013 12:18
        А Уневерсиада-то какова? а? Вооот что деецц-то.. Прям вообще совсем молодцы!!!! good
  2. Canep 10 июля 2013 07:07
    Это двигатель не только для армейских беспилотников пригодится, для малой авиации он тоже будет полезен. Плохо не характеристик.
    1. tronin.maxim 10 июля 2013 07:14
      Цитата: Canep
      Это двигатель не только для армейских беспилотников пригодится, для малой авиации он тоже будет полезен. Плохо не характеристик.

      Мало вероятно так как это примой заказ из мин. обороны. Военные технологии редко уходят на гражданку.
      1. Canep 10 июля 2013 07:34
        А по моему военные технологии очень часто уходят на гражданку, к примеру: "Сайга", Урал-4320, Дизеля В2 и В6 применяются в гражданских электростанциях, а разрабатывались для танков. Самолеты Ту-104 и Ту-114 переделанные бомбардировщики. Интернет в конце концов. И этот список можно продолжать долго.
    2. Nayhas 10 июля 2013 10:04
      Не знаю на сколько снимок относился к статье, но на нём ТРДД-50 созданный ещё в прошлом веке ОМКБ. По данным Вики "НПО «Сатурн» совместно с ОМКБ начиная с 2000 года вело работы по восстановлению производства (для замены двигателей Р95-300, их делали на Украине для Х-55) и ремонту «изделия 36». В частности, в крупносерийное производство запущены модификации базовой модели ТРДД-50 - двигатели ТРДД-50А и ТРДД-50АТ. На самом же ОМКБ разработали и наладили выпуск ещё одной модификации - двигателя ТРДД-50Б («Изделие 37»)." На Вике приведены следующие характеристики
      Технические данные ТРДД-50АТ:

      Максимальная тяга — 450 кгс.
      Удельный расход топлива на максимальном режиме — 0,71 кг/кгс*ч.
      Диаметр — 330 мм.
      Длина — 850 мм.
      Сухой вес — 82 кг.
      Используемое масло - ВТ-301.
      Используемое топливо — Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТ.
      1. cosmos111 10 июля 2013 10:46
        Отличная новость.Российская промышленность еше не когда не производила малогабаритных авиационных двигателей.Есть первый.
  3. Эдуард72 10 июля 2013 07:18
    Предположим что двигало сделали,а к чему его крепить будут,опять что - нибудь по лицензии купим.
    1. afire 10 июля 2013 09:10
      Не надо ерунды, 28 июня проходила выставка БЛА и своих планеров имеется достаточное колличество на любой вкус и ценник.
      Вот пожалста - http://topwar.ru/30286-demonstraciya-novyh-rossiyskih-bla.html
      Вы вот не в курсе происходящего, а занимаетесь подстрекательством, что воооот ничего не сделали,ничего нееет. Всё у нас есть wink
    2. fzr1000 10 июля 2013 09:44
      Раз начато производство, значит есть и планер. Иначе зачем все затевать? Это взаимосвязанные вещи, а не бизнес "по-русски".
    3. user 10 июля 2013 10:10
      Двигатели самое узкое место в авиастроении
  4. mirag2 10 июля 2013 08:00
    Не обязательно к каждому двигателю создавать свой планер и наоборот.Если есть небольшой тяговитый двигатель с малым весом-под него можно создать несколько различных самолетов(беспилотников).
    1. Эдуард72 10 июля 2013 08:02
      Согласен с Вами,что планеры создавать под разные цели.Но вопрос в том,где они.
    2. ПВОшник 10 июля 2013 08:12
      Цитата: mirag2
      Не обязательно к каждому двигателю создавать свой планер и наоборот.Если есть небольшой тяговитый двигатель с малым весом-под него можно создать несколько различных самолетов(беспилотников).

      Если еще подключить ту научную роту, которая базируется в ВВА, то мы в короткое время ДИП по БПЛА ведущих производителей.
      ДИП - серия токарных станков, Догнать И Перегнать.
      ПВОшник
  5. N.O.M.A.D.E. 10 июля 2013 08:05
    Цитата: Canep
    Это двигатель не только для армейских беспилотников пригодится, для малой авиации он тоже будет полезен. Плохо не характеристик.


    + 1
    Интересно было бы увидеть технические характеристики, а так же стоимость данных двигателей.
    К примеру у ТурбоМехи, есть ТВД мощность - около 75 л.с., который стоит около 12 000 дол.. при моторесурсе, что то около 2000 часов. Этот двигатель ставят на сверхлёгкие вертолёты.
  6. fzr1000 10 июля 2013 08:13
    Может на базе двигателя ТРДД-50?


    Двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель с соосными валами контуров низкого и высокого давления.
    Контур высокого давления — оседиагональный компрессор (одна осевая ступень и одна диагональная) и одноступенчатая осевая турбина.
    Контур низкого давления — одноступенчатый вентилятор с широкохордными лопатками и одноступенчатая осевая турбина.
    Кольцевая полупетлевая камера сгорания с вращающейся форсункой.
    Автономная маслосистема.
    Электронно-гидравлическая система регулирования.
    Встроенный электрогенератор мощностью 4 кВт.
    Высокая топливная экономичность.
    Стойкость к попаданию на вход мелких посторонних предметов (птицы, пыль и др.).
    Стойкость к воздействию ударных и тепловых волн.
    Способность к самопроизвольному выходу из помпажа после исчезновения вызвавшей его причины.
    Надежный запуск во всем диапазоне внешних условий эксплуатации (t° от −50 С° до +60 С°, высота до 10000 м).
    Длительный режим работы — до 10 ч (по проекту, возможна более длительная работа).
    Высокая надежность — 1 отказ на 1000 запусков (по проекту).
    Возможность работы на максимальном режиме до 1-2 ч.
    Высокая приёмистость.
    Возможность отбора воздуха на нужды летательного аппарата.

    Технические данные ТРДД-50АТ:

    Максимальная тяга — 450 кгс.
    Удельный расход топлива на максимальном режиме — 0,71 кг/кгс*ч.
    Диаметр — 330 мм.
    Длина — 850 мм.
    Сухой вес — 82 кг.
    Используемое масло - ВТ-301.
    Используемое топливо — Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТ.
    1. Canep 10 июля 2013 08:28
      Цитата: Canep
      для малой авиации он тоже будет полезен

      Два таких двигателя можно поставить на легкий самолет с взлетным весом порядка 4000 кг при запасе топлива в 1000 кг и коммерческой нагрузке 1000 кг (10-12 пассажиров) он (самолет) сможет пролететь примерно 1500 км со скоростью 600-700 км/ч. Это приближенный расчет, навскидку.
      1. dustycat 10 июля 2013 17:17
        В 1990х участвовал в одном проекте.
        Проект умер из за отсутствия доступного двигателя примерно с такими параметрами. Планер сгнил на крыше гаража где работали.
        Мужики уехали кто куда.
        Двое в Израиль и там работают по любимому профилю.
        Недавно одного видел в передаче с выставки БПЛА.
        Не совсем то что им задумывалось, но все же...
  7. N.O.M.A.D.E. 10 июля 2013 09:35
    Цитата: fzr1000
    Может на базе двигателя ТРДД-50?


    Двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель с соосными валами контуров низкого и высокого давления.
    Контур высокого давления — оседиагональный компрессор (одна осевая ступень и одна диагональная) и одноступенчатая осевая турбина.
    Контур низкого давления — одноступенчатый вентилятор с широкохордными лопатками и одноступенчатая осевая турбина.
    Кольцевая полупетлевая камера сгорания с вращающейся форсункой.
    Автономная маслосистема.
    Электронно-гидравлическая система регулирования.
    Встроенный электрогенератор мощностью 4 кВт.
    Высокая топливная экономичность.
    Стойкость к попаданию на вход мелких посторонних предметов (птицы, пыль и др.).
    Стойкость к воздействию ударных и тепловых волн.
    Способность к самопроизвольному выходу из помпажа после исчезновения вызвавшей его причины.
    Надежный запуск во всем диапазоне внешних условий эксплуатации (t° от −50 С° до +60 С°, высота до 10000 м).
    Длительный режим работы — до 10 ч (по проекту, возможна более длительная работа).
    Высокая надежность — 1 отказ на 1000 запусков (по проекту).
    Возможность работы на максимальном режиме до 1-2 ч.
    Высокая приёмистость.
    Возможность отбора воздуха на нужды летательного аппарата.

    Технические данные ТРДД-50АТ:

    Максимальная тяга — 450 кгс.
    Удельный расход топлива на максимальном режиме — 0,71 кг/кгс*ч.
    Диаметр — 330 мм.
    Длина — 850 мм.
    Сухой вес — 82 кг.
    Используемое масло - ВТ-301.
    Используемое топливо — Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТ.


    Спасибо, интересно. Но расход великоват . У старших собратьев, характеристики по расходу вроде как лучше. Получается в час, средний расход - 320 кг. ((
    1. fzr1000 10 июля 2013 09:43
      Но так я и написал, что на основе.... Может я ошибаюсь, и будет совершенно новое изделие.
      1. Nayhas 10 июля 2013 10:07
        Не, вы правы, именно он
        1. fzr1000 10 июля 2013 10:27
          Но ведь он далеко не нов.
          1. Nayhas 10 июля 2013 12:46
            Ну зато не ноля начинать... Проблема с отставанием в отсутствии в России легкомоторной авиации. Поршневые двигатели для самолётов наверно уже лет 60 не конструировали, доделывали М-14 и М-62, но не более...Когда коснулось конструирования БПЛА оказалось, что нет для них двигателей, только иностранные... Вот и будут на базе ракетных делать движки... Правда не знаю как у них выйдет, ведь ракетный он фактически одноразового использования, поэтому скорее всего и конструировали его под условия пару часов поработать, а там и сам сгорит вместе с ракетой, отсюда и материалы попроще и допуски...
            1. Argon 10 июля 2013 14:52
              Разработка\производство ТРД в сегменте классов малых тяг"Аххелесова пята"еще советского авиапрома,дело в том,что так сложилось исторически, мы пошли по пути охлаждения рабочих зон турбины(лопатки в часности),данный вид технологии дает относительное удешевление себистоимости образца в том числе и по"временной"состовляющей производственного цикла,однако предпалогает определенное ограничение по габаритам(не меньше опр.)изделия.Поэтому на малых ТРД мы вынужденны применять циклы сгорания(при режимах тяги близких к MAX),не равномерно напрягающих(ту же лопатку)по площади,в результате происходит процесс теплопередачи от более нагретой зоны менее нагретой и далее"специальному"теплоносителю,упрощенно можно сказать ,что такое нагружение происходит благодаря переобогощению горючей смеси(отсюда дымные следы и повышенный расход)неизбежным минусом технологии"охлажденных зон"является низкий ресурс изделия.Запад пошел по пути синтезирования монокристаллических структур высокой термоемкости т.е.создания"суперматериала"(как по цене так и по качеству)Исходя из выше сказанного нужно понимать,что конструкция двигателя ТРДД-50 предельна,оптимизированна для работы в узком диапазоне тяг,при незначительном ресурсе.Выбор же его в качестве прототипа двигателя БПЛА мера вынужденная,т.к.такой двигатель нужен еще вчера.В идеале нам нужно два типа ТРД:1й для ударных БПЛА,имеющий в основе технологию"охлаждаемых зон"т.к. подобные аппараты должны будут иметь низкую себистоимость(ведь они по сути расходный материал).2й для "патрульно-ударных"БПЛА на основе"суперматериала"(т.к.их основная задача иметь как можно больший ресурс и экономичность для максимального удешевления стоимости эксплуатации)и здесь выход один покупка лицензии.
              1. Nayhas 10 июля 2013 16:52
                Ух, ты... Огромное спасибо Сергей Владимирович, чрезвычайно познавательно!
              2. dustycat 10 июля 2013 17:32
                У нас жаростойкие технологии уперлись в их высокую себестоимость и малую валовую потребность в начале 1970хх. Ну ненужно их миллионами тысячами тонн в год.
                В середине 1980 были сильно сокращены разработки плазменных технологий и исследований(без них получить жаростойкие материалы без применения щелочноземельных безумно дорого, а то и невозможно).
                В начале 1990х НИИ жаростойких материалов было вообще уничтожено.
                Так что малогабаритные и достаточно экономичные ТРВД в России еще не скоро появятся.
                Хотя есть группа любителей-конструкторов пытающаяся слепить, в буквальном смысле слова, ТРВД почти из глины. Все опять упирается в доступность жаростойкой керамики.
                1. fzr1000 10 июля 2013 17:41
                  Не думаю, что все так трагично. У "Сатурна" у самого не малый опыт в этой сфере. Должны справиться.
    2. dustycat 10 июля 2013 17:20
      Чем больше тем экономичнее.
      Термодинамика ТРВД жестко связана с удельной мощностью.
      Чем больше мощность тем меньшая удельная масса железа.
      И расход топлива.
  8. Zerstorer 10 июля 2013 10:53
    Насколько я понял, под термином "БПЛА" в данной статье скрываются крылатые ракеты.
    1. Бурелом 10 июля 2013 11:52
      Правда непонятно, какое отношение ОАО «ГосМКБ «Радуга» имеет к беспилотником.Да вообще особо не заметно беспилотников с турбовинтовыми и турбореактивными двигателями
      Бурелом
      1. русс69 10 июля 2013 12:08
        Цитата: Бурелом
        Правда непонятно, какое отношение ОАО «ГосМКБ «Радуга» имеет к беспилотником.Да вообще особо не заметно беспилотников с турбовинтовыми и турбореактивными двигателями

        БЛА, можно и к ракетам отнести. smile
        «ГосМКБ «Радуга» делает ракеты. Забыли недавние слова Шойгу об увеличение крылатых ракет?
        Вот и результат, прикиньте сколько ракетных двигателей можно сделать на эти деньги.
  9. Starover_Z 10 июля 2013 12:49
    Известие приятное, но считаю неполное. Я не двигателист, но по моему каждому аппарату свой двигатель, тем более это ЛА, где учёт полезной нагрузки идёт на граммы! Определённый двигатель на определённую модель - это ведь не парк грузовиков или седельный тягач под разные модели нагрузок. Если что-то и сделано, так может под обещанные ранее беспилотники общим весом 1 и 5 тонн. Разве что так.
    1. dustycat 10 июля 2013 17:33
      Был бы двигатель хороший, а фюзеляж и нагрузку придумать не проблема.
  10. 1c-inform-city 10 июля 2013 13:16
    Судя по всему заказана крупная партия х101 и х102 ,х555 изделия Радуги

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня