Military Review

The death of the battleship "Bismarck"

3
Operation Rhine exercises included the Bismarck battleship and the Prince Eugen heavy cruiser entering the Atlantic Ocean through the Danish Strait. The main objective of the operation was to access British shipping fleet. It was assumed that the Bismarck would engage escort convoys in battle, while the Prince Eugen would sink merchant ships. The commander of the operation was appointed Admiral Gunter Lutiens, who asked the command to postpone the start of the campaign so that he could join the Tirpitz test or the "pocket battleship" Scharnhorst being repaired in the port of Brest. However, Admiral Erich Raeder, Commander-in-Chief of the Kriegsmarine, did not support Lutens, and on May 18, 1941, “Prince Eugen” and “Bismarck” went to sea.

On May 20, German ships were spotted from the neutral Swedish cruiser Gotland, on the same day representatives of the Norwegian resistance reported on a squadron of two large warships. On May 21, the United Kingdom received a message from its military attache at the Swedish embassy about the discovery of two large German vessels in the Kattegat strait. From 21 to 22 in May, the ships stopped in the fjords, not far from Bergen, Norway, where they were repainted, and the Prince Eugen was refueled. For unknown reasons, the Bismarck did not refuel. While the ships were parked, they were able to photograph the reconnaissance aircraft of the Air Force of England. Now the English admirals have precisely identified Bismarck.

The commander of the British Home Fleet, Admiral John Tovey, almost immediately sent the battleship Prince of Wales and the battle cruiser Hood, accompanied by the destroyers, to the south-west coast of Iceland. The Suffolk cruiser was supposed to join the Norfolk cruiser in the Danish Strait. The light cruisers Birmingham, Manchester and Arethusa were to patrol in the strait between the Faroe Islands and Iceland. On the night of May 22, Admiral Tovey himself led a flotilla of the battleship King George V and the aircraft carrier Victories with an escort from the Scapa Flow fleet. This flotilla was to await the German ships to the northwest of Scotland, where it was to meet the battle cruiser Ripals.

The death of the battleship "Bismarck"

The battleship Bismarck and the heavy cruiser Prince Eugen


On the evening of May 23 in the Danish Strait, in conditions of thick fog, the cruisers Suffolk and Norfolk came into visual contact with German ships. The Bismarck was forced to open fire on the Norfolk, after which the British ships retreated into the fog and transferred to their command the location of the enemy, continuing to follow the Bismarck on the radar at a distance of 10-14 miles.

Fight in the Danish Strait

The flagship of the English fleet "Hood" and the battleship "Prince of Wales" established visual contact with the German ships in the early morning hours of May 24 and in 5: The morning began 52 battles, being at a distance more than 20 km. Vice-Admiral Holland, who commanded the compound, ordered that the first ship be fired upon, taking him for the Bismarck. On the "Prince of Wales" quickly figured out the error and transferred the fire to the second ship. Soon Holland himself realized this, but apparently his order never reached the center of fire control, since the Hood continued to fire at the very end of the Prince Eugen.

In 5: 56, the sixth salvo from the Prince of Wales hit Bismarck, shells damaged fuel tanks and caused fuel to leak and fill them with water, the ship began to leave the oil shelf. A minute later, the Hood received hits from the third Bismarck volley and the second Prince Eugen volley on the ship began fires. At this time, the Bismarck received two more hits from the Prince of Wales below the waterline. By 6: 00 hours the ships got closer to 16 km. At this time the Hood covered the fifth salvo from the German battleship, the explosion and pride of the English fleet broke in terrible force and broke in half in a matter of minutes. Of the entire crew of 1417, only three were saved.

The battleship "Prince of Wales" was forced to continue the fight alone and he developed for him extremely unsuccessfully. The ship was forced to move closer to the German ships to the distance in 14 km., Avoiding a collision with the remnants of the Hud. After receiving seven hits, which knocked out one of the towers of the main caliber, the battleship left the battlefield, covering itself with a smoke screen.

The captain of the Bismarck Lindemann offered to continue the pursuit and sink the battered battleship, but Admiral Lyutyens ordered to continue the march. On Bismarck, as a result of the battle, one generator failed, outboard water began to flow into boiler room No. XXUMX with two boilers, two fuel tanks were pierced, the ship was trimmed to the bow and roll to starboard. Admiral Lyutyens decided to break into the French port of Saint-Nazaire for repair, after which the battleship would be able to freely access the communications of the Atlantic.


Bismarck firing on Prince of Wales battleship


The pursuit

The Suffolk and Norfolk cruisers and the damaged Prince of Wales battleship continued their pursuit of the Germans, passing on their location. The death of the flagship of the fleet of the battle cruiser “Hood” made a very painful impression on the English admirals; later, a special commission was created to investigate the circumstances of the death of “Hud”. Now most of the military vessels in the North Atlantic connected to the hunt for the Bismarck. For the pursuit of the battleship were involved in the escort ships of many military convoys. So for this operation was involved the battleship "Rodney" and three of the four destroyers who escorted the former passenger ship Britannick turned into military transport. Additionally, 2 battleship and 2 cruisers were attracted for the operation. The fleet “H” deployed in Gibraltar was put on alert, in case the Bismarck moves in their direction.

About 18 hours 24 May "Bismarck" suddenly turned in a fog and went to his pursuers. After a short battle, the ships did not make contact with each other, but the British ships were forced to flee, during which time Prince Eugen successfully broke off contact with them and reached the French port of Brest in 10 days. At half past nine, Liutens reported to the command that the Bismarck, experiencing a shortage of fuel, ceased attempts to shake off its pursuers and was moving directly to Saint-Nazar.

The same evening, Admiral Tovey ordered the Victories aircraft carrier to get close to the battleship, and already in 22: 10 9 took off from it with the Svordfish torpedo bombers, who attacked the battleship under heavy anti-aircraft artillery fire and achieved one hit from the starboard. In this case, the ship did not receive serious damage, as the torpedo hit the main armor belt. In this incident, the crew lost one sailor (the first loss since the start of the cruise). At night, the Bismarck managed to break away from its pursuers, taking advantage of the fact that, fearing attacks from submarines, they began to carry out anti-submarine maneuvers.

Detection

The ship was again discovered only at 10:10 on May 26, when the US-British crew of the Katolina flying boat, flying from the Loch Erne base in Northern Ireland, was able to find the battleship. By this time, Lutiens still had 690 miles to Brest, and soon he could call a bomber to protect the ship Aviation Luftwaffe.

At that moment, the only English unit that could have slowed down Bismarck was the H-link, commanded by Admiral Sommerville, it intercepted from Gibraltar with the aircraft carrier Ark Royal. In 14: 50, the Sordfish torpedo bombers flew from its deck to the location of the battleship detection, by this time the Sheffield cruiser that had separated from the main forces, was trying to establish contact with the Bismarck. The pilots who did not know about it took him for a German and carried out a torpedo attack, fortunately none of the 11 torpedoes fired could hit the target.

In 17: 40 Sheffield discovered Bismarck and began his pursuit, repeated 15 raid of torpedo bombers on 20: 47 bore fruit, English pilots made two or three battles to the battleship, one of which was decisive, the torpedo hit the stern part of the vessel and damaged steering mechanisms. "Bismarck" lost the ability to maneuver and began to describe the circulation, the team's attempts to restore the ship's controllability were unsuccessful.


The last battle of the battleship


Flooding

27 May at 8: 47 am from a distance of 22 km. The Bismarck was attacked by ships from the compound of Admiral Tovey, the battleships of King George V and Rodney and then the cruisers Dorsetshir and Norfolk began shelling the ship. The battleship snapped back. However, the British quickly achieved hits in the Bismarck for half an hour, he received damage to the main-caliber gun turrets, many superstructures, including fire control posts, were destroyed and burned, the ship received a strong list. In 9: 31, the last fourth gun turret of the cruiser was silenced, after which, according to the stories of surviving crew members, ship captain Ernst Lindeman ordered the ship to be flooded. Bismarck didn’t lower the battle flag to the end, which allowed Rodney to go 2-4 km. and point-blank to shoot the defenseless ship. However, the fuel on the British ships was coming to an end, realizing that the Bismarck would not get to Brest anymore, Admiral Tovey decided to return to the base. The cruiser "Dorsetshire" in the period from 10: 20 to 10: 36 launches torpedoes on the German battleship 3, each of which hits the target. In 10: 39, Bismarck fell on board and sank, only a little more than 110 crew members managed to escape, more than 2100 people shared the fate of the deceased ship.
Originator:
http://topwar.ru" rel="nofollow">http://topwar.ru
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. CARTRIDGE
    CARTRIDGE 13 September 2011 11: 50
    0
    The first clash is the most "honest."
  2. Engineer
    Engineer 25 August 2015 11: 22
    +3
    First, Admiral Tovey received instructions from Churchill himself to fight to the end despite the fuel being low, saying that the ships should return in tugs, but the Bismarck must be destroyed at any cost. Rodney, watering the Bismarck from a distance of 2-4 km, could not penetrate it because of the ricochets of shells from the water at such a distance. Thirdly, the torpedoes of Dorsetshire did not harm Bismarck. Cameron's expedition on our research vessel Akademik Mstislav Keldysh with the Mir bathyscaphes showed that the ship received only 4 holes from almost four hundred rounds of the 16 'main battery, and the anti-torpedo protection withstood all torpedo hits. Those. confirmed the words of the surviving members of the Bismarck crew that they themselves had sunk the doomed ship. So that Bismarck did not surrender and was not sunk by the British. The rematch for Hood did not take place.
    1. Abbodabad
      Abbodabad 21 February 2020 21: 37
      0
      It’s just not clear why the crew was not saved if the battleship was drowned by him? Why was it extreme? I don’t think that the British would shoot people who were fleeing, as the Germans often did with our sailors.

Гибель линкора "Бисмарк"

Операция «Рейнские учения» предусматривала выход линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» в Атлантический океан через Датский пролив. Главной целью операции был выход на морские коммуникации британского торгового флота. Предполагалось, что «Бисмарк» будет связывать боем эскорт конвоев, в то время как «Принц Ойген» будет топить торговые суда. Командиром операции был назначен адмирал Гюнтер Лютьенс, который просил командование отложить начало похода, для того чтобы к нему смог присоединиться проходящий испытания «Тирпиц» или ремонтирующийся в порту Бреста «карманный линкор» Шарнхорст. Однако главнокомандующий кригсмарине адмирал Эрих Редер не поддержал Лютьенса и 18 мая 1941 года «Принц Ойген» и «Бисмарк» вышли в море.

20 мая немецкие корабли были замечены с нейтрального шведского крейсера «Готланд», в этот же день об эскадре из двух крупных боевых кораблей сообщили представители норвежского сопротивления. 21 мая Великобритания получила от своего военного атташе при посольстве Швеции сообщение об обнаружении в проливе Каттегат двух больших немецких судов. С 21 по 22 мая корабли встали на стоянку во фьордах недалеко от норвежского Бергена, где были перекрашены, а «Принц Ойген» был дозаправлен. «Бисмарк» по неизвестным причинам не заправлялся. Пока корабли были на стоянке, их удалось сфотографировать самолету-разведчику ВВС Англии. Теперь английские адмиралы точно идентифицировали Бисмарк.

Командующий английским «Хоум-флитом» адмирал Джон Тови практически сразу отправил линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ» в сопровождении эсминцев к ю-з побережью Исландии. Крейсер «Саффолк» должен был пойти на соединение с находящимся в Датском проливе крейсером «Норфолк». Легкие крейсера «Бирмингем», «Манчестер» и «Аретуза» должны были патрулировать в проливе между Фарерскими островами и Исландией. В ночь на 22 мая сам адмирал Тови во главе флотилии из линкора «Король Георг V» и авианосца «Викториес с эскортом вышел из базы флота Скапа-Флоу. Эта флотилия должна была поджидать немецкие корабли к с-з от Шотландии, где должан была встретиться с линейным крейсером «Рипалз».


Гибель линкора "Бисмарк"

Линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген»


Вечером 23 мая в Датском проливе в условиях густого тумана крейсера «Саффолк» и «Норфолк» вступили в визуальный контакт с немецкими судами. «Бисмарк» вынужден был открыть огонь по «Норфолку», после чего английские корабли отступили в туман и передали своему командованию местоположение противника, продолжая идти за «Бисмарком» по радарам на расстоянии 10-14 миль.

Бой в Датском проливе

Флагман английского флота «Худ» и линкор «Принц Уэльский» установили визуальный контакт с немецкими судами ранним утром 24 мая и в 5:52 утра начали бой, находясь на расстоянии более 20 км. Вице-адмирал Холланд, командовавший соединением, приказал открыть огонь по первому кораблю, приняв его за «Бисмарк». На «Принце Уэльском» быстро разобрались в ошибке и перенесли огонь на второй корабль. Вскоре это понял и сам Холланд, но видимо его приказ так и не дошел до центра управления огнем, так как «Худ» до самого конца продолжал обстреливать «Принца Ойгена».

В 5:56 шестой залп с «Принца Уэльского» попал в «Бисмарк», снаряды повредили топливные цистерны и вызвали утечку топлива и заполнение их водой, корабль стал оставлять нефтяной шельф. Минуту спустя «Худ» получил попадания от третьего залпа «Бисмарка» и второго залпа «Принца Ойгена на корабле начались пожары. В это время «Бисмарк» получил еще два попадания с «Принца Уэльского» ниже ватерлинии. К 6:00 часам корабли сблизились до 16 км., в это время «Худ» накрыл пятый залп с немецкого линкора, раздался страшной силы взрыв и гордость английского флота, разломившись пополам, за считанные минуты ушел на дно. Из всего экипажа 1417 человек спасти удалось лишь троих.

Линкор «Принц Уэльский» вынужден был продолжать бой в одиночку и он развивался для него крайне неудачно. Корабль вынужден был идти на сближение с немецкими судами до дистанции в 14 км., избегая столкновения с остатками «Худа». После получения семи попаданий, которые вывели из строя одну из башен главного калибра, линкор вышел из боя, прикрывшись дымовой завесой.

Капитан «Бисмарка» Линдеманн предлагал продолжать погоню и потопить подбитый линкор, но адмирал Лютьенс приказал продолжать поход. На «Бисмарке» в результате боя вышел из строя один генератор, в бойлерную №2 с двумя котлами начала поступать забортная вода, были пробиты две топливных цистерны, корабль шел с дифферентом на нос и креном на правый борт. Адмирал Лютьенс принял решение прорываться во французский порт Сен-Назер для ремонта, после которого линкор смог бы беспрепятственно выйти на коммуникации Атлантики.
Гибель линкора "Бисмарк"


«Бисмарк» ведет огонь по линкору «Принц Уэлский»


Преследование

Крейсера «Саффолк» и «Норфолк» а также поврежденный линкор «Принц Уэльский» продолжили преследование немцев, передавая их местоположение. Гибель флагмана флота линейного крейсера «Худ» произвела на английских адмиралов очень тягостное впечатление, позднее для расследования обстоятельств гибели «Худа» была даже создана специальная комиссия. Теперь большая часть находившихся в северной Атлантике военных судов подключалась к охоте за «Бисмарком». Для преследования линкора были привлечены корабли охранения многих военных конвоев. Так для данной операции был задействован линкор «Родни» и три из четырех эсминцев, которые сопровождали превращенный в военный транспорт бывший пассажирский лайнер «Британик». Дополнительно для операции привлекли еще 2 линкора и 2 крейсера. Соединение флота «H» размещенное в Гибралтаре было приведено в боевую готовность, на случай если «Бисмарк» пойдет в их направлении.

Около 18 часов 24 мая «Бисмарк» неожиданно развернулся в тумане и пошел на своих преследователей. После короткого боя корабли не добились попаданий друг в друга, но британские суда вынуждены были скрыться, в это время «Принц Ойген» успешно прервал контакт с ними и достиг французского порта Брест через 10 дней. Полдесятого Льютенс доложил командованию, что «Бисмарк», испытывая нехватку топлива, прекращает попытки стряхнуть преследователей и движется в Сен-Назар напрямую.

Вечером того же дня адмирал Тови приказывает авианосцу «Викториес» сблизиться с линкором, а уже в 22:10 с него взлетели 9 торпедоносцев «Свордфиш», которые под сильным огнем зенитной артиллерии атаковали линкор и добились одного попадания с правого борта. При этом корабль не получил серьезных повреждений, так как торпеда попала в главный броневой пояс. В этом инциденте экипаж корабля потерял одного матроса (первая потеря с начала похода). Ночью «Бисмарк» сумел оторваться от преследователей, воспользовавшись тем, что те, опасаясь атак подводных лодок, начали выполнять противолодочные маневры.

Обнаружение

Вновь обнаружить корабль удалось лишь в 10:10 26 мая, когда американо-британский экипаж летающей лодки «Католина» вылетевший с базы Лох-Эрне в Северной Ирландии смог обнаружить линкор. К этому времени Лютьенсу оставалось еще 690 миль до Бреста, вскоре он уже мог вызвать на защиту судна бомбардировочную авиацию люфтваффе.

В этот момент единственным английским соединением, которое смогло бы замедлить «Бисмарк» стало соединение «H», которым командовал адмирал Соммервилль, оно вышло на перехват из Гибралтара, имея в составе авианосец «Арк Ройаль». В 14:50 с его палубы к месту обнаружения линкора вылетели торпедоносцы «Свордфиш», к этому моменту в данном районе находился отделившийся от основных сил крейсер «Шеффилд», который пытался установить контакт с «Бисмарком». Нечего не знающие об этом пилоты приняли его за немца и провели торпедную атаку, на их счастье ни одна из 11 выпущенных торпед не смогла поразить цель.

В 17:40 «Шеффилд» обнаружил «Бисмарк» и начал его преследование, повторный налет 15 торпедоносцев в 20:47 принес свои плоды, английские летчики добились двух или трех попадании в линкор, при этом одно из них стало решающим, торпеда попала в кормовую часть судна и повредила рулевые механизмы. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и стал описывать циркуляции, попытки команды восстановить управляемость судна не принесли успеха.

Гибель линкора "Бисмарк"

Последний бой линкора


Потопление

27 мая в 8:47 утра с дистанции в 22 км. «Бисмарк» был атакован кораблями из соединения адмирала Тови, линкоры «Король Георг V» и «Родни» а затем и крейсера «Дорсетшир» и «Норфолк» начали обстрел судна. Линкор огрызался в ответ. Однако англичане достаточно быстро добились попаданий в «Бисмарк» за полчаса он получил повреждения орудийных башен главного калибра, многие надстройки, включая посты управления огнем, были разрушены и горели, корабль получил сильный крен. В 9:31 смолкла последняя четвертая орудийная башня крейсера, после этого по рассказам выживших членов команды капитан судна Эрнст Линдеман отдал приказ о затоплении корабля. «Бисмарк» до конца не спускал боевой флаг, что позволило «Родни» подойти на расстояние в 2-4 км. и в упор расстреливать беззащитный корабль. Однако топливо на британских судах подходило к концу, поняв, что «Бисмарк» уже не доберется до Бреста, адмирал Тови принимает решение вернуться на базу. Крейсер «Дорсетшир» в период с 10:20 до 10:36 выпускает по немецкому линкору 3 торпеды, каждая из которых попадает в цель. В 10:39 «Бисмарк» завалился на борт и затонул, спастись удалось лишь чуть более 110 членам экипажа, более 2100 человек разделили участь погибшего судна.
Первоисточник: http://topwar.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://topwar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. ПАТРОН 13 сентября 2011 11:50
    Первое боестолкновение самое "честное".История о том как давид победил голиафа-это тот период когда гигантские корабли ничего не могли противопоставить авиации,как в случае с Бисмарком.
    ПАТРОН
  2. Инжeнeр 25 августа 2015 11:22
    Во-первых, адмирал Тови получил указание от самого Черчилля вести бой до конца не смотря на заканчивающее топливо, сказав, что пусть корабли будут возвращаться на буксирах, но Бисмарк должен быть уничтожен любой ценой. Родни, поливая Бисмарк с дистанции 2-4км не мог пробить его из-за рикошетов снарядов от воды на такой дистанции. В-третьих, торпеды Дорсетшира не причинили Бисмарку вреда. Экспедиция Кэмерона на нашем исследовательском судне Академик Мстислав Келдыш с батискафами Мир, показала, что корабль получил всего 4 пробоины из почти четырех сотен выстрелов главного калибра 16' орудий, а противоторпедная защита выдержала попадания всех торпед. Т.е. подтвердились слова выживших членов экипажа Бисмарка, что они сами затопили обреченны корабль. Так, что Бисмарк не сдался и не был потоплен англичанами. Реванш за Худа не состоялся.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня