А-36А Неизвестный «Мустанг»



Самолеты Р-51 «Мустанг» во время Второй Мировой войны использовались практически повсеместно. На территории Европы и Средиземного моря самолет в первую очередь знали как эскортного истребителя из-за большого радиуса действия. На территории Англии «Мустанги» использовались как перехватчики самолетов-ракет «Фау-1». Окончание войны не отразилось на боевой карьере истребителя. Хотя в период корейской войны основную силу составлял уже реактивные истребители, существовали задачи, которые им было не под силу решить. Самолеты, оснащенные поршневыми силовыми агрегатами, все еще использовали для поддержки сухопутных войск. В Корее также дебютировал в бою самолет оригинальной схемы Р-82 «Твин-Мустанг». Этот ночной истребитель дальнего действия был создан на базе Р-51.




Военная карьера «Мустангов» в американских ВВС закончилась лишь с подписанием перемирия в 1953 году. Но эти самолеты еще, как минимум, до конца 60-х годов использовались во время локальных столкновений и в боевых действиях против партизан.

Военная карьера самолете началась осенью 1941 года, когда в опытный центр Королевских ВВС в Боском-Дауне начали поступать первые истребители «Мустанг I». После проведения испытательных полетов выяснилось, что на высоте 3965 метров скорость самолета составляет 614 км/ч, что стало лучшим показателем для американских истребителей, которые в то время поставлялись в Великобританию. По словам пилотов, это был очень простой в управлении и высокоманевренный самолет. Однако у силового агрегат «Аллисон V-1710-39», устанавливаемого на «Мустанги», был существенный недостаток – после набора высоты более 4000 метров он начинал стремительно терять мощность.

Это существенно снижало количество задач, которые мог выполнить истребитель. В то время британцы были необходимы машины, которые могли бороться с немецкими бомбардировщиками на больших и средних высотах.

Всю партию самолетов передали в эскадрильи тактической авиации, которые подчинялись командованию по взаимодействию с сухопутными силами, а там большой высотности не требовалось.

Первая часть королевских ВВС, в которую поступили «Мустанги» - 26-я эскадрилья, местом дислокации которой был Гетвик. Эскадрилья получила первые самолеты в начале февраля 1942 года, а 5 мая 1942 новые самолеты приняли участие в первом боевом вылете. Это был разведывательный полет вдоль французского побережья.

На самолетах «Мустанг I» устанавливалась фотокамера, размещаемая за креслом пилота. При этом на машинах сохранялось стандартное вооружение для защиты от истребителей противника.

Самолеты «Мустанг», оснащенные силовыми агрегатами «Аллисон», приняли участие в операциях «Рубарб», «Рейнджер» и «Попьюлар», где действовали парами или маленькими группами на малых высотах. В операции «Рейнджер» предусматривались атаки на бреющем полете на железные и шоссейные дороги. Обычно, атаки представляли собой свободную охоту в заданном квадрате без предварительных целей, которая осуществлялась силами 1-6 самолетов. В операции «Рубарб» в качестве целей выступали различные военные и промышленные объекты. В таких налетах участвовало от 6-12 самолетов, причем истребители получали приказ не ввязываться в бой.

Основной противник «Мустангов» - это зенитная артиллерия. В июле 1942 года было потеряно десять самолетов, но только один сбили в воздушном бою.

Постепенно перед «Мустангами» ставились новые задачи. Самолет сопровождал торпедоносцы и бомбардировщики вместе с эскадрильями прибрежной обороны. Благодаря отличным летным качествам на небольших высотах, «Мустанги» могли перехватывать немецкие самолеты Fw 190, которые совершали налеты на прибрежную Британию. Обычно немецкие летчики держались у самой поверхности воды Ла-Манша, чтобы не попасть на радарные экраны.

Первыми самолетами «Мустанг», которые поступили в части США, стали разведывательные самолеты F-6А (P-51-2-NA) c четырьмя 20-мм пушками и фотокамерами.

Тактические разведывательные самолеты F-6A/P-51-2-NA использовали на территории Северной Африки как обычные тактические истребители. Они патрулировали территорию Средиземного моря, атаковали транспортные колонны противники, боролись с артиллерией и танками.


Самолеты «Мустанг», оснащенные двигателем «Мерлин» появились на территории Европы осенью 1943 года. Тогда в Англию перебросили 354-ю истребительную группу, которая дислоцировалась во Флориде. Получив новый двигатель, «Мустанг» стал полноценным высотным истребителем сопровождения и дневным истребителем ПВО.

Опираясь на успехи маловысотных «Мустанг I», было принято решение о создании ударной модификации, которая могла бы сбрасывать бомбы с пикирования.

Новому самолету присвоили наименование А-36 «Апач». Его первый полет состоялся в октябре 1942 года.



Для снижения скорости пикирования на нижней и верхней крыльевой поверхности появились перфорированные алюминиевые щитки, которые снижали скорость до 627 км/ч.

А-36А Неизвестный «Мустанг»


Самолет получил новый двигатель «Аллисон V-1710-87», обладавший хорошими характеристиками на небольших высотах. Его мощность достигала 1325 л.с. на высоте в 914 метров, но после набора высоты больше 3650 метров она начинала снижаться. На А-36 также появился новый радиаторный воздухозаборник, такой же формы, как и предшественник, но без регулируемой створки.

Вооружение А-36 состояло из четырех пулеметов Браунинг 12.7-мм, установленных в крыле, а также двух в носовой части. Под крыльями также находилась пара бомбодержателей, сдвинутых к стойкам шасси для снижения нагрузки. На них можно было повесить 500-фунтовую бомбу, оборудование для дымовых завес, или сбрасываемый бак с горючим.

Размах крыла самолета А-36 составлял 11.28 метра, длина – 9.83 метра, высота – 3.7 метра. Допустимая взлетная масса – 4535 килограмм. Практическая дальность полета составляла 885 километров, практический потолок высоты – 7650 метров, а крейсерская скорость – 402 км/ч.

Данные самолеты поступили на вооружение 27-й легкой бомбардировочной группы и 86-й группы пикирующих бомбардировщиков. В составе 27-й группы было три эскадрильи: 522, 523 и 524. В октябре 1942 года пилоты получили новые А-36А для замены старых А-20. 6 июня 1943 года все группы находились в состоянии боевой готовности, начав боевые вылеты на территории итальянских островов Лампедуза и Пантеллерия. Это стало прелюдией к операции «Хаски», предусматривающей высадку союзных войск на территорию Сицилии.

В составе второй – 86-й группы – было 525, 526 и 527 эскадрильи. Пилоты приступили к выполнению боевых задач в середине июня, совершая атаки по целям на Сицилии. За 35 дней с начала боев пилоты двух групп набрали более 1000 боевых вылетов. В августе 1943 года обе группы получили наименование истребительно-бомбардировочных.



Основной боевой задачей А-36А было пикирующее бомбометание. Обычно атака проводилась звеньями из четырех самолетов, которые начинали пикирование на высоте от 600 до 1200 метров. Атака проводилась по очереди. Стоит отметить, что подобная тактика приводила к большим потерям, особенно часто их сбивала малокалиберная артиллерия. У А-36-А практически не было бронирования, а двигатели с жидкостным охлаждением оказались сильно уязвимыми.

Только за промежуток с 1 по 18 июня 1943 года зенитчики сбили двадцать самолетов.

Как правило, их сбивали во время 2-3 атаки. Кроме того, оказалось, что устойчивость самолета при пикировании нарушается аэродинамическими тормозами. В полевых условиях провести их модернизацию не удалось. Появился даже официальный запрет на их использование, но пилоты его игнорировали. Таким образом, назрела необходимость тактических изменений. Теперь атака начиналась на высоте в 3000 метров с более низким углом пикирования, а бомбы падали с высоты 1200-1500 метров.

Еще позже было решено сбрасывать все бомбы за один боевой заход, чтобы снизить потери от зенитного огня.

Также самолеты А-36А применялись в качестве маловысотных скоростных разведчиков. Хотя эти самолеты и не вызвали интереса у англичан, ими было укомплектовано разведывательной звено Королевских ВВС, дислоцировавшихся в Тунисе и Мальте. С июня по октябрь 1943 года англичане получили шесть самолетов А-36А, которые были облегчены путем демонтажа части вооружения. За кабиной пилота также была установлена фотокамера.

Неформальное название самолетов – «Инвэйдер» (Захватчик), которое они получили из-за характера боевых вылетов. Название официально не закрепилось, так как раньше его уже использовали для штурмовика А-26, производимого фирмой «Дуглас».



Лишившись бомбового вооружения, самолет стал неплохим истребителем на небольших высотах. Иногда они даже использовались в качестве эскортных истребителей. К примеру, 22 и 23 августа группа самолетов А-36А сопровождала группу двухмоторных бомбардировщиков В-25 «Митчелл», которые должны были нанести удар в районе Салерно на расстоянии в 650 от аэродрома.

Хотя воздушные бои не являлись основной задачей этих самолетов, их пилоты часто сбивали самолеты противника. Самый высокий результат у лейтенанта Майкла Дж. Руссо из 27-й группы, который сбил пять самолетов.

Две группы самолетов А-36А существенно повлияли на ход боев на территории Италии. Самолеты обеспечили постоянную поддержку во время высадки 9 сентября 1943, уничтожая укрепления и коммуникацию противника.

А предопределяющим для победы стало уничтожение одного из ключевых транспортных узлов в Катанцара, что практически полностью парализовало переброску частей противника.

14 сентября 1943 года подразделения 5-й армии США на Апеннинах попали в критическую ситуацию. Кризис удалось разрешить только благодаря активным действиям самолетов А-36А и Р-38, которые нанесли серию успешных ударов по точкам концентрации сил противника, мостам и коммуникациям. Обе группы хорошо зарекомендовали себя во время всей итальянской компании.

А-36А также участвовал в боях против японской армии. Очень эффективными стали вылеты на территории Бирмы, когда японская пехота выжигалась в джунглях при помощи напалма. Здесь находилось сравнительно небольшое количество авиации, поэтому «Апачи» особенно ценились.

Завершение карьеры А-36А пришлось на вторую половину 1944 года, когда их официально сняли с вооружения. В это время в союзные войска начали поступать новые самолеты: следующие модификации «Мустанга», Р-47, а также британские «Тайфун» и «Темпест». Они обладали увеличенной бомбовой загрузкой и радиусом действия.

Всего штурмовики провели 23373 боевых вылета, во время которых было сброшено 8000 тонн бомба на территории Дальневосточного и Средиземноморского фронта. Во время воздушных боев было уничтожено 84 самолета врага. Самих А-36А было потеряно 177.

Это довольно неплохие результаты для истребителя-бомбардировщика.

По материалам:
http://www.airpages.ru/us/p51bp.shtml
http://pro-samolet.ru/samolet-usa/62-bombardir-schturmovik/582-attack-aircraft-a-36-apache
http://www.ulvost.ru/rus/plane/692.html
Автор:
Сергей Линник, Александр Дедов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти