А-36А Неизвестный «Мустанг»

А-36А Неизвестный «Мустанг»


Самолеты Р-51 «Мустанг» во время Второй Мировой войны использовались практически повсеместно. На территории Европы и Средиземного моря самолет в первую очередь знали как эскортного истребителя из-за большого радиуса действия. На территории Англии «Мустанги» использовались как перехватчики самолетов-ракет «Фау-1». Окончание войны не отразилось на боевой карьере истребителя. Хотя в период корейской войны основную силу составлял уже реактивные истребители, существовали задачи, которые им было не под силу решить. Самолеты, оснащенные поршневыми силовыми агрегатами, все еще использовали для поддержки сухопутных войск. В Корее также дебютировал в бою самолет оригинальной схемы Р-82 «Твин-Мустанг». Этот ночной истребитель дальнего действия был создан на базе Р-51.

А-36А Неизвестный «Мустанг»



Военная карьера «Мустангов» в американских ВВС закончилась лишь с подписанием перемирия в 1953 году. Но эти самолеты еще, как минимум, до конца 60-х годов использовались во время локальных столкновений и в боевых действиях против партизан.

Военная карьера самолете началась осенью 1941 года, когда в опытный центр Королевских ВВС в Боском-Дауне начали поступать первые истребители «Мустанг I». После проведения испытательных полетов выяснилось, что на высоте 3965 метров скорость самолета составляет 614 км/ч, что стало лучшим показателем для американских истребителей, которые в то время поставлялись в Великобританию. По словам пилотов, это был очень простой в управлении и высокоманевренный самолет. Однако у силового агрегат «Аллисон V-1710-39», устанавливаемого на «Мустанги», был существенный недостаток – после набора высоты более 4000 метров он начинал стремительно терять мощность.

Это существенно снижало количество задач, которые мог выполнить истребитель. В то время британцы были необходимы машины, которые могли бороться с немецкими бомбардировщиками на больших и средних высотах.

Всю партию самолетов передали в эскадрильи тактической авиации, которые подчинялись командованию по взаимодействию с сухопутными силами, а там большой высотности не требовалось.

Первая часть королевских ВВС, в которую поступили «Мустанги» - 26-я эскадрилья, местом дислокации которой был Гетвик. Эскадрилья получила первые самолеты в начале февраля 1942 года, а 5 мая 1942 новые самолеты приняли участие в первом боевом вылете. Это был разведывательный полет вдоль французского побережья.

На самолетах «Мустанг I» устанавливалась фотокамера, размещаемая за креслом пилота. При этом на машинах сохранялось стандартное вооружение для защиты от истребителей противника.

Самолеты «Мустанг», оснащенные силовыми агрегатами «Аллисон», приняли участие в операциях «Рубарб», «Рейнджер» и «Попьюлар», где действовали парами или маленькими группами на малых высотах. В операции «Рейнджер» предусматривались атаки на бреющем полете на железные и шоссейные дороги. Обычно, атаки представляли собой свободную охоту в заданном квадрате без предварительных целей, которая осуществлялась силами 1-6 самолетов. В операции «Рубарб» в качестве целей выступали различные военные и промышленные объекты. В таких налетах участвовало от 6-12 самолетов, причем истребители получали приказ не ввязываться в бой.

Основной противник «Мустангов» - это зенитная артиллерия. В июле 1942 года было потеряно десять самолетов, но только один сбили в воздушном бою.

Постепенно перед «Мустангами» ставились новые задачи. Самолет сопровождал торпедоносцы и бомбардировщики вместе с эскадрильями прибрежной обороны. Благодаря отличным летным качествам на небольших высотах, «Мустанги» могли перехватывать немецкие самолеты Fw 190, которые совершали налеты на прибрежную Британию. Обычно немецкие летчики держались у самой поверхности воды Ла-Манша, чтобы не попасть на радарные экраны.

Первыми самолетами «Мустанг», которые поступили в части США, стали разведывательные самолеты F-6А (P-51-2-NA) c четырьмя 20-мм пушками и фотокамерами.

Тактические разведывательные самолеты F-6A/P-51-2-NA использовали на территории Северной Африки как обычные тактические истребители. Они патрулировали территорию Средиземного моря, атаковали транспортные колонны противники, боролись с артиллерией и танками.

Самолеты «Мустанг», оснащенные двигателем «Мерлин» появились на территории Европы осенью 1943 года. Тогда в Англию перебросили 354-ю истребительную группу, которая дислоцировалась во Флориде. Получив новый двигатель, «Мустанг» стал полноценным высотным истребителем сопровождения и дневным истребителем ПВО.

Опираясь на успехи маловысотных «Мустанг I», было принято решение о создании ударной модификации, которая могла бы сбрасывать бомбы с пикирования.

Новому самолету присвоили наименование А-36 «Апач». Его первый полет состоялся в октябре 1942 года.

А-36А Неизвестный «Мустанг»


Для снижения скорости пикирования на нижней и верхней крыльевой поверхности появились перфорированные алюминиевые щитки, которые снижали скорость до 627 км/ч.

А-36А Неизвестный «Мустанг»


Самолет получил новый двигатель «Аллисон V-1710-87», обладавший хорошими характеристиками на небольших высотах. Его мощность достигала 1325 л.с. на высоте в 914 метров, но после набора высоты больше 3650 метров она начинала снижаться. На А-36 также появился новый радиаторный воздухозаборник, такой же формы, как и предшественник, но без регулируемой створки.

Вооружение А-36 состояло из четырех пулеметов Браунинг 12.7-мм, установленных в крыле, а также двух в носовой части. Под крыльями также находилась пара бомбодержателей, сдвинутых к стойкам шасси для снижения нагрузки. На них можно было повесить 500-фунтовую бомбу, оборудование для дымовых завес, или сбрасываемый бак с горючим.

Размах крыла самолета А-36 составлял 11.28 метра, длина – 9.83 метра, высота – 3.7 метра. Допустимая взлетная масса – 4535 килограмм. Практическая дальность полета составляла 885 километров, практический потолок высоты – 7650 метров, а крейсерская скорость – 402 км/ч.

Данные самолеты поступили на вооружение 27-й легкой бомбардировочной группы и 86-й группы пикирующих бомбардировщиков. В составе 27-й группы было три эскадрильи: 522, 523 и 524. В октябре 1942 года пилоты получили новые А-36А для замены старых А-20. 6 июня 1943 года все группы находились в состоянии боевой готовности, начав боевые вылеты на территории итальянских островов Лампедуза и Пантеллерия. Это стало прелюдией к операции «Хаски», предусматривающей высадку союзных войск на территорию Сицилии.

В составе второй – 86-й группы – было 525, 526 и 527 эскадрильи. Пилоты приступили к выполнению боевых задач в середине июня, совершая атаки по целям на Сицилии. За 35 дней с начала боев пилоты двух групп набрали более 1000 боевых вылетов. В августе 1943 года обе группы получили наименование истребительно-бомбардировочных.

А-36А Неизвестный «Мустанг»


Основной боевой задачей А-36А было пикирующее бомбометание. Обычно атака проводилась звеньями из четырех самолетов, которые начинали пикирование на высоте от 600 до 1200 метров. Атака проводилась по очереди. Стоит отметить, что подобная тактика приводила к большим потерям, особенно часто их сбивала малокалиберная артиллерия. У А-36-А практически не было бронирования, а двигатели с жидкостным охлаждением оказались сильно уязвимыми.

Только за промежуток с 1 по 18 июня 1943 года зенитчики сбили двадцать самолетов.

Как правило, их сбивали во время 2-3 атаки. Кроме того, оказалось, что устойчивость самолета при пикировании нарушается аэродинамическими тормозами. В полевых условиях провести их модернизацию не удалось. Появился даже официальный запрет на их использование, но пилоты его игнорировали. Таким образом, назрела необходимость тактических изменений. Теперь атака начиналась на высоте в 3000 метров с более низким углом пикирования, а бомбы падали с высоты 1200-1500 метров.

Еще позже было решено сбрасывать все бомбы за один боевой заход, чтобы снизить потери от зенитного огня.

Также самолеты А-36А применялись в качестве маловысотных скоростных разведчиков. Хотя эти самолеты и не вызвали интереса у англичан, ими было укомплектовано разведывательной звено Королевских ВВС, дислоцировавшихся в Тунисе и Мальте. С июня по октябрь 1943 года англичане получили шесть самолетов А-36А, которые были облегчены путем демонтажа части вооружения. За кабиной пилота также была установлена фотокамера.

Неформальное название самолетов – «Инвэйдер» (Захватчик), которое они получили из-за характера боевых вылетов. Название официально не закрепилось, так как раньше его уже использовали для штурмовика А-26, производимого фирмой «Дуглас».

А-36А Неизвестный «Мустанг»


Лишившись бомбового вооружения, самолет стал неплохим истребителем на небольших высотах. Иногда они даже использовались в качестве эскортных истребителей. К примеру, 22 и 23 августа группа самолетов А-36А сопровождала группу двухмоторных бомбардировщиков В-25 «Митчелл», которые должны были нанести удар в районе Салерно на расстоянии в 650 от аэродрома.

Хотя воздушные бои не являлись основной задачей этих самолетов, их пилоты часто сбивали самолеты противника. Самый высокий результат у лейтенанта Майкла Дж. Руссо из 27-й группы, который сбил пять самолетов.

Две группы самолетов А-36А существенно повлияли на ход боев на территории Италии. Самолеты обеспечили постоянную поддержку во время высадки 9 сентября 1943, уничтожая укрепления и коммуникацию противника.

А предопределяющим для победы стало уничтожение одного из ключевых транспортных узлов в Катанцара, что практически полностью парализовало переброску частей противника.

14 сентября 1943 года подразделения 5-й армии США на Апеннинах попали в критическую ситуацию. Кризис удалось разрешить только благодаря активным действиям самолетов А-36А и Р-38, которые нанесли серию успешных ударов по точкам концентрации сил противника, мостам и коммуникациям. Обе группы хорошо зарекомендовали себя во время всей итальянской компании.

А-36А также участвовал в боях против японской армии. Очень эффективными стали вылеты на территории Бирмы, когда японская пехота выжигалась в джунглях при помощи напалма. Здесь находилось сравнительно небольшое количество авиации, поэтому «Апачи» особенно ценились.

Завершение карьеры А-36А пришлось на вторую половину 1944 года, когда их официально сняли с вооружения. В это время в союзные войска начали поступать новые самолеты: следующие модификации «Мустанга», Р-47, а также британские «Тайфун» и «Темпест». Они обладали увеличенной бомбовой загрузкой и радиусом действия.

Всего штурмовики провели 23373 боевых вылета, во время которых было сброшено 8000 тонн бомба на территории Дальневосточного и Средиземноморского фронта. Во время воздушных боев было уничтожено 84 самолета врага. Самих А-36А было потеряно 177.

Это довольно неплохие результаты для истребителя-бомбардировщика.

По материалам:
http://www.airpages.ru/us/p51bp.shtml
http://pro-samolet.ru/samolet-usa/62-bombardir-schturmovik/582-attack-aircraft-a-36-apache
http://www.ulvost.ru/rus/plane/692.html
Автор: Сергей Линник, Александр Дедов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. Vadivak 12 июля 2013 09:26
    14 сентября 1943 года подразделения 5-й армии США на Апеннинах попали в критическую ситуацию. Кризис удалось разрешить только благодаря активным действиям самолетов А-36А и Р-38,


    Откуда инфа? за 14 сентября 1943 союзники на немцев обрушили 3020 тонн авиабомб и 11 000 тонн снарядов корабельной артиллерии. В воздухе было 267 эскадрилий (146 английских и 121 американских) около 4900 самолетов против 2-го немецкого воздушного флота (932 самолета в том числе 563 боеспособных).

    А получается все решили недобомбардировщики .....
    1. Bongo 12 июля 2013 09:35
      Пикировщики могли работать по узлам обороны, в непосредственной близости от своих войск, кроме того активные действия на комуникациях парализовали перевозки у немцев.Полёты осуществлялись в том числе в плохую погоду и при низкой облочности.
      Стратегическими бомбардировщиками такой задачи не решить.
      1. Vadivak 12 июля 2013 09:46
        Цитата: Bongo
        Пикировщики могли работать по узлам обороны,


        Доброе утро Сергей, американцы стратегами даже по передовой работали, а этими апачами при немецкой ПВО особо не наштурмуешь

        скорость пикирования 627 км/ч. очень велика, это значит выход из пикирования как минимум на высоте 1500 метров, если на пешке точность обеспечивал штурман-бомбардир, а на Штуке отвесность пикирования и сброс бом на бреющей высоте до 500 метров + мастерство, то высокая точность А-36 по сравнению со специализированными машинами под очень большим вопросом.

        И еще авторы пишут о вводе самолета в пике на высоте 600 м. Это я понимаю такое очень пологое пикирование типа захода на посадку?

        По воспоминаниям же пилотов бомбы на А-36 сбрасывались на высоте порядка 3000 футов, а выход из пике - на высоте приблизительно 1500 футов. Вот это более менее реально.
  2. avt 12 июля 2013 09:29
    Дааа , было дело - из Фроговской модели Мустанга Апач сделал smile ,совсем недавно расстался -подарил другу .
    avt
  3. Bongo 12 июля 2013 09:31
    Такой самолёт мог эффективно действовать только при подавленной ПВО, либо в ходе одной внезапной атаки, пока зенитчики не "проснулись". Хотя перехватить его германским истребителям было не просто.
    1. Vadivak 12 июля 2013 09:53
      Цитата: Bongo
      Хотя перехватить его германским истребителям было не просто.


      В 1943 году, его мог легко завалить любой Bf Густав или FW-190, поэтому A-36А практически не участвовал в воздушных боях, да и при налетах на цели защищенные ПВО эти самолеты несли большие потери, успех был в основном о при неожиданных атаках
      1. Bongo 12 июля 2013 10:10
        Доброе утро!
        В воздушном бою А-36А не был таким уж беззащитным, всё таки создавался он на базе не самого плохого по тем временам истребителя и без бомб, на малой высоте вполне мог огрызнуться. Насчёт любого "Bf Густава или FW-190" вы конечно утрируете.
        Перехватить его из-за высокой средней скорости было действительно не просто, та же история с "Москито". Американцы действительно очень эффективно применяли "стратеги", но не по линии соприкосновения, особенно в городе. Свою задачу "апачи" выполнинили, хоть и ценой не малых потерь от МЗА.
        1. Vadivak 12 июля 2013 10:25
          Цитата: Bongo
          В воздушном бою А-36А не был таким уж беззащитным, всё таки создавался он на базе не самого плохого по тем временам истребителя и без бомб, на малой высоте вполне мог огрызнуться.

          Ну что ж. Разберем
          Огрызнуться, на малой высоте, то есть Густав при использовании любимой немецкой тактике ударил-убежал, был для этой машины с Алиссоном практически неуязвимым, в маневренный бой немцы на вступали, а на пикировании А-36 их было на догнать, из пикирования немец уходит горкой на высоту и опять "качели", так что без прикрытия Мустангами а их так и использовали (иногда в качестве эскортного) , ловить Апачу нечего
          1. Bongo 12 июля 2013 10:28
            Не буду с вами спорить, право каждого остаться при своём мнении. Так или иначе самолёт оказался достаточно эффективным и в воздушных боях их сбито было не много.
            1. Vadivak 12 июля 2013 11:51
              Цитата: Bongo
              их сбито было не много.

              В воздушных боях ими было сбито 84 вражеских самолёта,ещё 17 уничтожили на земле. Собственные потери А-36 составили 177 машин. Из 500 выпущенных, воевало около 400, был бы таким удачным при их возможностях наклепали хотя бы тысячу
              1. Bongo 12 июля 2013 14:17
                Из 117 потерянных более 2/3 были сбиты МЗА, как правило при повторных заходах.
                Машина для своего периода войны была не плохая. Лругой вопрос, что завоевав господство в воздухе, союзникам стала ненужна узкоспециализированная ударная машина такого типа. На решение этих задач были ориентированы тысячи более универсальных: Р-51, Р-47, Р-38, "Темпесты" и "Тайфуны".
                1. Vadivak 12 июля 2013 14:35
                  Цитата: Bongo
                  Из 117 потерянных более 2/3 были сбиты МЗА,


                  Вот они и бомбили незащищенные (не представляющие ценности) объекты, а на таких как станции и мосты их МЗА и сметало.

                  Цитата: Bongo
                  что завоевав господство в воздухе,

                  Я уже писал 4 900 самолетов союзников против 563 немецких, господство на этом театре у них было изначально

                  1. Bongo 12 июля 2013 14:40
                    Не совсем так, А-36А появились когда подавляещего превосходства не было, в 42-43 годах они были очень востребованы, так же как и "Москито".
                    1. Vadivak 12 июля 2013 16:46
                      Цитата: Bongo
                      А-36А появились когда подавляещего превосходства не было,


                      Появились, да а вот использовались с марта 1943, в27-й и 86-й групп истребителей-бомбардировщиков (FBG - Fighter Bomber Grou
  4. Альф 14 июля 2013 23:22
    "А-36А также участвовал в боях против японской армии. Очень эффективными стали вылеты на территории Бирмы, когда японская пехота выжигалась в джунглях при помощи напалма."
    Налеты-то были эффективны, да вот беда- у японцев в джунглях ПВО не было, а были бы что-то типа знаменитых флакфирлингов, так и потери бы зашкалили.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня