Гибридные вертолеты выходят на авансцену

33
После осмысления деталей неудачной операции по спасению заложников из посольства США в Тегеране в 1980 году, когда 3 из 8 участвовавших в операции вертолетов не смогли выполнить возложенную на них задачу и поставили под угрозу всю миссию, военные эксперты и аналитики пришли к мысли о том, что американскому флоту отчаянно необходимы новые машины. Военным требовались воздушные суда, которые совмещали бы в себе вертикальный взлет вертолета со скоростью и дальностью полета реактивного самолета. В результате, на свет появился знаменитый конвертоплан V-22 «Osprey» с изменяемым наклоном роторов. V-22 в состоянии взять на борт до 24 пассажиров и перевезти их на расстояние до 1000 морских миль со скоростью порядка 400 км/ч. На сегодняшний день это единственный в мире серийно выпускающийся и состоящий на вооружении американской армии конвертоплан.

Стоит отметить, что сегодня это один из наиболее гибких воздушных судов вертикального взлета и посадки (VTOL) в составе ВМС США, которые помимо V-22 включают в свой состав также обычные вертолеты и так называемые «прыгающие самолеты». Помимо этого V-22 «Osprey» является также и самым молодым из них. Именно конвертоплан V-22 представляет собой самое последнее крупное добавление к арсеналу VTOL за последние два десятка лет.

А так как современная тактика ведения боевых действий все больше склоняется в сторону проведения молниеносных скрытных операций, то VTOL вновь стали приоритетным направлением для стратегов американских вооруженных сил. В 2013 году в США были запущены 2-е новые программы, которые призваны улучшить скорость полета, дальность, и эффективность VTOL-машин. В марте этого года армия США запустила проект, который официально начинает прием дизайнерских разработок технологии, которая смогла бы стать основой нового поколения роторных машин. Известные компании Sikorsky и Boeing подали совместную заявку, которая основана на пропеллерной и роторной системе Sikorsky Х2, которая уже неоднократно поднимался в воздух; компания Bell Helicopter (бывшая одним из создателей V-22) предложила военным усовершенствование системы изменяемого ротора; а европейский аэрокосмический гигант EADS продвигает собственное дизайн-решение, которое базируется на экспериментальном супер-вертолете под названием «Eurocopter X3».

Гибридные вертолеты выходят на авансцену
V-22 «Osprey»

Sikorsky Х2 (Сикорский X2) – это экспериментальный вертолет, спроектированный и построенный компанией «Sikorsky Aero Engineering Corporation». Представляет собой летающий прототип вертолета соосной схемы с толкающим винтом, машины была построена на базе экспериментального образца S-69.

Данный летательный аппарат базируется на концепции опережающей лопасти (ABC), он оснащен двумя четырехлопастными несущими винтами, вращающимися в противоположных направлениях, а также хвостовым шестилопостным толкающим воздушным винтом. Все винты машины приводит в движение один турбовальный двигатель – LHTEC T800. Управление Sikorsky Х2 полностью электронное, механическая связь между исполняющими устройствами и органами управления отсутствует. Вес машины, по словам компании производителя, составляет 3,6 тонны, максимальная скорость полета должна составить 474 км/ч, а максимальная дальность – 1300 км. На базе экспериментального вертолета Sikorsky Х2 реализуется проект S-97 Raider.

EurocopterX3 (или X-Cube) – это экспериментальная гибридная модель вертолета или винтокрыла, которая спроектирована и построена известной компанией Eurocopter. Данная модель создавалась, для того чтобы обеспечить вертолету возможность совершения полета на скорости в 410 км/ч. Главный несущий винт EurocopterX3 состоит из 5 лопастей, а на концах его коротких неподвижных крыльев были установлены дополнительные тянущие пропеллеры, которые также имеют по 5 лопастей. Хвостовой винт на данном летательном аппарате отсутствует.

Sikorsky Х2

Именно по наличию коротких крыльев EurocopterX3 можно отличить от базовой модели европейского концерна – Eurocopter EC155 – на основе которой он был разработан и воплощен в металле. Следует отметить, что базовая модель Eurocopter EC155 существенно отстает в скорости полета от своего гибридного собрата. Максимальная скорость обычного вертолета составляет 175 узлов (324 км/ч).

Компенсация возникающего реактивного момента, который появляется при вращении несущего винта, происходит за счет работы боковых пропеллеров. Силовая установка данного летательного аппарата состоит из 2-х турбовальных двигателей Rolls-Royce Turbomeca RTM322.
Свой первый полет EurocopterX3 совершил 6 сентября 2010 года во Франции. 12 мая 2011 года машина смогла достичь скорости в 430 км/ч. 7 июня 2013 года гибридный вертолет Eurocopter X3 установил абсолютный мировой рекорд и обеспечил настоящий прорыв в истории авиации, сумев разогнаться до скорости в 255 узлов (472 км/ч). Таким образом, был побит мировой рекорд горизонтальной скорости полета вертолетов.

За время своей эксплуатации гибридный вертолет Eurocopter X3 успел налетать более 140 часов. Первый раз машина поднялась в воздух еще в 2010 году. После этого последовал перерыв в полетах длиной в целый год, по всей видимости, это время было потрачено европейскими инженерами на модернизацию и коренную переделку некоторых узлов вертолета. В ближайшем будущем Eurocopter X3 сможет стать прототипом для создания нового высокоскоростного вертолета, который уже получил обозначение LifeCraft. Работы над этой машиной ведутся по заказу Европейской комиссии. Пока еще трудно сказать, как долго гибридному вертолету Eurocopter X3 удастся удерживать пальму первенства по скорости горизонтального полета. Так как на подходе новый скоростной вертолет S-97 Raider, спроектированный на базе Sikrosky X2. В скором времени данная машина должна совершить свой первый полет.

Eurocopter X3

Помимо перечисленных выше разработок агентство передовых оборонных проектов DARPA в феврале 2013 года объявило о запуске новой программы общей стоимостью в 130 млн. долларов. Данная программа предлагает инженерам аэрокосмической отрасли создать абсолютно новый подход к концепции воздушных судов вертикального взлета и посадки – крыло с ротором, фиксированное крыло или может быть некий гибрид между этими предложениями.

Обладая максимальной скоростью полета более 400 км/ч, новые VTOL смогут существенно повысить оперативные возможности американских военных. Рост скорости полета винтокрылых машин позволит существенно сократить время доставки персонала и грузов, а также боевых подразделения туда, куда это необходимо в независимости от ландшафта местности в заданном районе. Несмотря на то, что точные дизайн-проекты в течение некоторого периода времени будут держаться в секрете, и в DARPA, и в армии США рассчитывают на то, что первые демонстрационные образцы смогут подняться в воздух к 2017 году. Скорее всего, все они будут черпать идеи и готовые решения из уже реализованных проектов, о которых было написано выше. После без малого 24 лет, которые прошли без каких-либо значительных инноваций, концепция VTOL снова оказывается в центре внимания американских военных.

Источники информации:
-http://gearmix.ru/archives/3527
-http://www.dailytechinfo.org/auto/4910-vertolet-eurocopter-x3-ustanavlivaet-novyy-rekord-skorosti-255-uzlov-v-gorizontalnom-polete.html
-http://ru.wikipedia.org
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    10 июля 2013 07:34
    Интересное и перспективное направление. Выше представленные экземпляры, на взгляд (могу и ошибаться), гораздо проще и технологичнее - Osprey, что положительно влияет на стоимость (начальную, лётного часа) и надёжность. Так же, на лицо значительная унификация с существующими вертолётами в особенности у еврокоптера. По идее, нам тоже необходимо активно двигаться в этом направлении. Где то, ранее была статья, где американцы переоборудовали "чёрный ястреб" (если не ошибаюсь) в подобную схему. Поставили поворотный хвостовой винт в кольце. Так там, работы были минимальные, а эффект (скорость около 400 - 420 км.ч.) отличный. Было бы интересно внедрить подобную схему, на части наших вертолётов.
    1. +1
      10 июля 2013 11:37
      Цитата: N.O.M.A.D.E.
      Выше представленные экземпляры, на взгляд (могу и ошибаться), гораздо проще и технологичнее - Osprey, что положительно влияет на стоимость (начальную, лётного часа) и надёжность.

      Плюс безопаснее- сохраняется возможность посадки на авторотации.
      1. 0
        11 июля 2013 18:19
        Я не понял почему наши-то вертолёты вниманием обошли?






        (Блин, картинка коряво растягивается, претензии к сайту!)
        1. Комментарий был удален.
  2. +2
    10 июля 2013 07:53
    На Западе не спят. Нужно надеяться, что наши Ми-X1, Ка-90 и Ка-92 тоже вскоре вырастут из макетов в настоящие летающие прототипы.
    1. +1
      10 июля 2013 14:40
      Пока еще трудно сказать, как долго гибридному вертолету Eurocopter X3 удастся удерживать пальму первенства по скорости горизонтального полета.

      и в место этой фразы хотелось бы увидеть что новая Российская разработка побила несколько мировых рекордов...
      Так как на подходе новый скоростной вертолет S-97 Raider, спроектированный на базе Sikrosky X2. В скором времени данная машина должна совершить свой первый полет.

      Нам такой винтокрыл нужен .. при наших расстояниях так сказать малая региональная авиация... .. а то до сих пор ситация.. попасть во многие Российские города можно только через Москву хотя казалось бы вот они же рядом.. 500 км а лететь через Москву... так что ждемс с нетерпением.
      1. +1
        10 июля 2013 15:15
        Ну не знаю, сейчас запустили пилотную программу полетов по ПФО, обозвав их "льготными". Цены там сравнимы с перелетами через Москву.
  3. Яросвет
    +6
    10 июля 2013 08:39
    Все новое - это хорошо забытое старое.

    Проект винтокрыла Ка-34
    1. Яросвет
      +4
      10 июля 2013 08:42
      Винтокрыл Ка-22
      1. +1
        10 июля 2013 12:05
        Два из трёх Ка-22 разбилось вместе с экипижами из-за сложного управления, от него отказались. Вместо него взяли то ли Ми-6, то ли Ми-26
        1. Algor73
          0
          10 июля 2013 14:04
          Да, появились они раньше времени. Технический прогресс не дошел до уровня полета мысли конструкторов.
          1. -2
            10 июля 2013 18:03
            Нет, это конструкторы проявили себя не конструкторами, а фантазерами неумелыми.
            1. 0
              11 июля 2013 10:10
              Сделай что нибудь сам - потом давай оценки.
  4. +1
    10 июля 2013 09:06
    Получается, что за гибридами будущее, что ли? Есть же специалисты на сайте - просветите.
    1. +5
      10 июля 2013 11:31
      Я не специалист, но знаю, что у обычных вертолётов есть ограничения по максимальной скорости. Связано это с тем, что при высоких скоростях возникает момент, когда законцовки лопастей начинают выходить на сверхзвук (скорость вертолёта + скорость вращения лопастей). Что отнюдь не хорошо. Англичане для своего рекордного "Линкса" разработали и изготовили супердорогие специальные законцовки. Но и это не позволило решить проблему полностью.

      Гибридные вертолёты обходят это ограничение. Винт у них при высоких скоростях работает как у автожира, то есть исключительно создаёт подъёмную силу. Соответственно, при повышении скорости есть возможность снижать число оборотов. Величина максимально возможной скорости значительно увеличивается.
      1. +1
        10 июля 2013 18:49
        Цитата: Лопатов
        Связано это с тем, что при высоких скоростях возникает момент, когда законцовки лопастей начинают выходить на сверхзвук

        Стоит добавить , что существует разница в подъёмной силе между наступающими и отступающими лопастями которая нивелируется механизмом перекоса , на высоких же скоростях отступающие лопасти не успевают "догонять" воздушный поток и перестают создавать подъёмную силу ,противоположные же - наступающие лопасти продолжают её создавать и вертолёт стремится к опрокидыванию - выход 2 набора основных винтов работающих на противоходе и один толкающий для скорости ,как на Sikorsky Х2 и разработках КА. Прототип Eurocopter X3 скорее всего и останется таковым в силу своей технической сложности и конструктивного "несовершенства" -имхо .
  5. +5
    10 июля 2013 09:20
    Напомню историю. В Сталинградском котле, для обеспечения армии Паулюса требовалась доставка грузов по воздушному мосту в объёме 700 тонн в сутки. Геринг подписался доставлять по 300 тонн в сутки. В реальности получилось по 130 тонн. Всё люфтваффе не справилось! И это на менее сложных машинах!
    Конечно, такие винтокрылы нужны и нам, для расширения возможностей, но массовой и решающей эта техника всё равно не будет. Поле её деятельности - локальные войны и спецоперации.
    Ну а в серьёзной заварухе всё будет как в песне:
    "Где бронепоезд не пройдёт, не пролетит стальная птица,
    солдат на пузе проползёт, и ничего с ним не случится!" soldier
    1. +1
      10 июля 2013 11:32
      Цитата: Сергей Медведев
      Конечно, такие винтокрылы нужны и нам, для расширения возможностей, но массовой и решающей эта техника всё равно не будет. Поле её деятельности - локальные войны и спецоперации.

      Извиняюсь, но с чего Вы сделали вывод, что вертолёты не будут использоваться в крупных военных конфликтах?
    2. +1
      10 июля 2013 18:04
      я думаю 100 лет назад такое же писали и про самолеты, а 65 лет назад про вертолеты wink
    3. 0
      10 июля 2013 19:09
      Цитата: Сергей Медведев

      Конечно, такие винтокрылы нужны и нам, для расширения возможностей, но массовой и решающей эта техника всё равно не будет. Поле её деятельности - локальные войны и спецоперации.

      Напротив !!! С точки зрения механики аппараты типа Sikorsky Х2 даже проще классических вертолётов - несмотря на появление толкающего винта - исчез пресловутый механизм перекоса лопастей !!! Полёт , не считая режима взлёта , происходит "по самолётному" следовательно проще органы управления и само управление аппаратом . На высоких скоростях основные винты не требуют высоких скоростей вращения т.е. не отъедают львиную долю энергии необходимую для полёта - т.е. это топливная экономия и т.д.
      Дело осталось за отработкой методик управления полётом , производства , сертификацию и т.д.
    4. +1
      10 июля 2013 21:47
      Уважаемый ! Как же достала эта формулировка "Серьезная заваруха" ! Что это? Как вы ее представляете? Ядерные грибы от горизонта до горизонта? А без них не обойдется если всерьез схватимся, и кто и где ползать будет ? Даже если обычным оружием раздолбать объекты повышенной опасности(АЭС, ГЭС, химзаводы хранилища и прочее) то миру песец придет полный и дай бог в средневековье откатимся.А уж с ЯО боюсь одни вирусы и бактерии остануться лет через сто .А вот малые да локальные каждый день идут уж почти 70 лет!И каждый раз один ответ тактика не готова к таким конфликтам техника тоже...может хватит думать о чем то глобально нереальном ,а задуматься что нужно здесь и сейчас?
  6. абырвалг
    +2
    10 июля 2013 09:24
    Четырехместный Pipistrel Pantera из Словении. В бензиновом, гибридном и чисто электрическим исполнениях. В последнем, правда, дальность падает в 4 раза от бензинового.
  7. -1
    10 июля 2013 09:58
    Такие машины, оборудованые несущим и маршевым винтом, были родоначальниками вертолетов, и назывались, автожирами!
    1. +4
      10 июля 2013 11:10
      Насколько я понимаю, несущий винт здесь, в отличие от винта автожира, имеет свой привод, а не вращается под напором воздуха.
    2. +2
      10 июля 2013 11:34
      Не совсем так. Это действительно гибриды. Вертолёта и автожира. Причём автожирами они становятся только на высоких скоростях.
  8. 0
    10 июля 2013 12:08
    хотелось бы увидеть российский аналог таких машин, и чтобы он на них не так смахивал, как ПАК ФА на Ф-22 или Ту-160 на В-1)))
    1. +3
      10 июля 2013 12:48
      Ну знаете, если к машинам предъявляются похожие требования, то почему бы им не быть похожими внешне?
    2. +4
      10 июля 2013 13:36
      Набирай в Гугле Ми-Х1 или Ка-92 и любуйся.

      И не комплексуй по поводу похожести -- аэродинамика есть ОБЪЕКТИВНАЯ наука, если есть одинаковые задачи, то объекты получатся идентичными.
      1. +2
        10 июля 2013 14:02
        Только вот этими модельками со стенда только любоваться и остается.
    3. +2
      10 июля 2013 18:05
      Ну вообще-то одинаковые проблемы, часто ведут к одинаковым техническим решениям...Так что...будут смахивать
  9. ed65b
    +2
    10 июля 2013 13:35
    Не нужен нам никакой винтокрыл, автожир, гибрид и прочая хрень. нам нужны современные самолеты ударные вертолеты нормальное пво и все. Там просто бабки осваивают а нам преподносят как супертехмысль. Что я увидел соосный винт и пропеллер в жопе. Вот и вся мысль. бред.
    1. SIT
      +3
      10 июля 2013 13:59
      Цитата: ed65b
      Не нужен нам никакой винтокрыл, автожир, гибрид и прочая хрень. нам нужны современные самолеты ударные вертолеты нормальное пво и все

      Для современного ударного вертолета скорость 470км\ч гораздо более предпочтительна, чем 310км/ч как у КА 52 например. Вот только достичь скорости больше 400 можно только на гибридной схеме вертолет-автожир. Так что неплохо бы обзавестись подобной хренью...
    2. Бурелом
      +4
      10 июля 2013 17:29
      В СССР когда-то и вертолеты считали не нужной фигней.Но война в Кореи показала обратное
  10. +3
    10 июля 2013 14:07
    В начале начал по похожей схеме делали "мотосмальцы" wink - автожиры... Ну что ж новые знания - новый виток...
  11. Kir
    +3
    10 июля 2013 15:59
    Всё это конечно интересно, вот только как будет происходить высадка и "забор" десанта, особенно в применении Eurocopter X3. да и вообще о какой простите скрытности может идти речь при том уровне шума от вертолётных винтов, ну если только авторотация. и то простите а тянуще-толкающие что бесшумны7 а планер простите никакой.
  12. +3
    10 июля 2013 18:08
    Автожиры и их варианты не решают проблему , а только отодвигают, в идеале при горизонтальном полете надо совсем отказаться от подъемного винта (или вращающегося крыла?). Нужно развивать самолеты вертикального взлета и посадки.
  13. +4
    10 июля 2013 21:33
    Наши тоже чего нибудь изобретут не хуже буржуинов. Московский вертолетный завод, не смотря на трудности, развивается.
    1. 0
      10 июля 2013 22:50
      Ка-50,52 - нисколько не хуже "буржуинов" и даже лучше. А в перспективе если ему немного увеличить размах крыла, уменьшить длину несущих лопастей, сделать 2 хвостовых киля, а между ними поставить винт скорости - вот и вкл. воображение. Не особо много доделывать. wink