Черный олень. Базовая авиация в Фолклендской войне

Черный олень. Базовая авиация в Фолклендской войне


Фраза «черный олень» на русском языке звучит забавно и оскорбительно. В английском языке Black Buck тоже не значит ничего хорошего – так англосаксы презрительно звали южноамериканских индейцев в бытность эпохи колониализма.

К концу ХХ века колониальное прошлое Британии развеялось, словно дым - от некогда могучей Империи сохранились лишь считанные клочки заморских территорий, среди которых – затерянные на краю Земли, холодные и болотистые Фолкленские острова. Но и те были едва не потеряны весной 1982 года, когда высадившийся на Фолклендах аргентинский десант объявил архипелаг собственностью Аргентины, вернув территориям их «исконное» название – Мальвинские острова.


Для возращения утраченных территорий и восстановления пошатнувшегося статуса «владычицы морей», Британия срочно направила в Южную Атлантику эскадру из более чем 80 боевых кораблей и судов обеспечения, одновременно была расширена орбитальная группировка - для координации боевых действий в другом полушарии потребовались новые спутники связи. Ввиду чрезвычайной удаленности театра военных действий – более 12 000 км от берегов Европы – особое значение приобрела «перевалочная база» на о. Вознесения. Здесь был организован тыловой заправочный пункт британской эскадры, отсюда же действовала базовая морская авиация флота Её Величества. Несмотря на колоссальные расстояния и устаревшую авиатехнику, британцы смогли организовать работу базовой патрульной авиации для освещения обстановки в Южной Атлантике, а с 1 мая 1982 года начался цикл захватывающих операций под кодовым именем «Черный олень» - рейды дальней бомбардировочной авиации Королевских ВВС.



6300 километров в каждую сторону. Десятки воздушных дозаправок. Ночь. Режим полного радиомолчания. Техника ни к черту – самолеты 1950…1960-х годов доставляли множество проблем: постоянно барахлила авионика, разгерметизировались кабины, обрывались заправочные шланги и конусы. А вокруг на тысячи миль – бесконечная водная гладь.

Что ждет их впереди? Риск от встречи с аргентинскими «Миражами»? Или «дружеский огонь» с кораблей Её Величества? Кто-нибудь из командования озаботился о том, чтобы предупредить эскадру о появлении в воздухе британских бомбардировщиков?

Не исключено, что судьба преподнесет пилотам другие интересные сюрпризы, ведь Фолклендская война, в плане организации, напоминала пожар в борделе – скверная координация и халатность, гениальный экспромт, откровенно идиотские решения и нередкие случаи «френдли файра» - все это регулярно отмечалось с обеих сторон и подчас приводило к совершенно комическим ситуациям.

Сей рассказ не ставит перед собой задачу освещения всех удивительных событий, произошедших в Южной Атлантике. Мы не станем насмехаться над отключенными радарами британских кораблей и невзрывающимися бомбах ВВС Аргентины. Нет! Это будет всего лишь парабола о подвигах базовой авиации, и её роли в Фолклендской войне – тема, о которой нечасто говорят вслух и которую обычно забывают учесть в работах, посвященных англо-аргентинскому конфликту 1982 года.

Остров Вознесения

Крошечный клочок суши в экваториальной части океана, который не найти на обычных картах. Да и смотреть там особо нечего - несколько поселков, британский гарнизон, причал и американская авиабаза «Уайдэуэйк».
Остров Вознесения (Ascension island), известный, как часть британского заморского владения Остров Святой Елены, в разное время служил базой для идущих в Южное полушарие кораблей Её Величества; в начале ХХ века использовался как центр ретрансляции, в годы Второй мировой превратился в важный транспортный узел – через него шел непрерывный поток военных грузов из США на Африканский континент. В настоящее время здесь расположена авиабаза ВВС США, мощный коммуникационный комплекс и одна из пяти корректирующих станций системы космической навигации GPS.


Остров Вознесения. В юго-западной части видна ВПП авиабазы Уайдэуэйк

В 1982 году остров сыграл немаловажную роль в Фолклендской войне – ВВС США предоставили британцам свою авиабазу*, а гавани острова Вознесения превратились в оживленный порт - здесь была организована стоянка, заправочная база и пункт пополнения запасов провизии и пресной воды для кораблей британских экспедиционных сил.

*Американская помощь ограничилась предоставленной авиабазой на о. Вознесения и доставкой 60 000 тонн корабельного топлива для нужд флота Её Величества. Также, весьма вероятна информационная поддержка и предоставление данных со спутников Naval Ocean Surveillance System (также известной, как система морской космической разведки White Cloud).

Британцы явно надеялись на большее – нападение на страну блока НАТО обязывает остальные страны блока выступить «единым фронтом» против агрессора (Статья 5 Североатлантического договора). Увы, общая нелогичность той войны и чрезвычайная удаленность Фолклендов, привели к тому, что «владычице морей» пришлось отдуваться самостоятельно.


Морские гончие

Уже 6 апреля 1982 года, за три недели до начала активных боевых действий, на авиабазе «Уайдэуэйк» приземлились два самолета базовой патрульной авиации «Нимрод» MR1. Британцы ознакомились с будущим театром военных действий и организовали регулярное патрулирование океана – два вылета в неделю по замкнутому маршруту радиусом 750 миль с целью контроля за перемещением кораблей в Центральной и Южной Атлантике.

12 апреля на остров Вознесения прибыли три новые британские машины – «Нимроды» в модификации MR2, следом прилетело 20 воздушных танкеров «Виктор» К.2 и группа истребителей «Фантом» FGR.2 для обеспечения противовоздушной обороны тыловой базы флота. Также, авиабаза «Уайдэуэйк» служила «аэродромом подскока» для самолетов СВВП «Харриер», не успевших занять места на палубах авианосцев «Инвинсибл» и «Гермес», и добиравшихся в Южную Атлантику «своим ходом».


Nimrod R1, 2011 год. Последние полеты

Появление в составе авиационной группировки самолетов-заправщиков позволило «Нимродам» начать дальние 19-часовые рейды к Фолклендам и Южной Георгии. Самолеты вели освещение надводной и ледовой обстановки в зоне боевых действий, тщательно «ощупывая» бескрайнее водное пространство лучами РЛС Searchwater. Словно призраки, «Нимроды» скользили вдоль побережья Аргентины, наблюдая за перемещения аргентинского флота; вели радиоперехват и поиск подводных лодок противника.

Заглушив для экономии топлива два из четырех двигателей, «Нимроды» по 5-6 часов «висели» над британской эскадрой, обеспечивая кораблям Её Величества дальнее радиолокационное обнаружение (напрасно британцы «жалуются» на отсутствие у экспедиционных сил палубных самолетов ДРЛО, подобных американскому Е-2 «Хоукай» – это функцию выполняли базовые «Нимроды», хотя и не всегда успешно, в силу своей главной специализации и относительной малочисленности).

На задание вылетали в полном «боевом обвесе» - шесть тонн боевой нагрузки позволяли взять на борт универсальный комплекс вооружений, включавший 1000-фн. «фугаски», кассетные авиабомбы и противолодочные торпеды «Стингрей». Противодействия со стороны аргентинской авиации опасались меньше всего – ввиду огромных размеров ТВД и относительной малочисленности задействованных сил, шансы столкнуться над океаном с боевыми самолетами ВВС Аргентины стремились к нулю.

И все же, однажды патрульный «Нимрод» засек радаром неопознанный летающий объект – сблизившись с целью, британцы увидели перед собой аргентинский Боинг-707 – ввиду своих удручающих финансовых возможностей, аргентинцы использовали для морской разведки обычные авиалайнеры. Самолеты покачали друг другу крыльями и разлетелись в разные стороны.


Сброс противолодочной торпеды "Стингрей"


Аргентинцам в тот раз действительно повезло – с 26 мая «Нимроды» оснастили ракетами класса «воздух-воздух». Разумеется, четыре «Сайдундера» на внешней подвеске не могли превратить «жирный» неповоротливый «Нимрод» в истребитель-перехватчик, но прибавляли летчикам немало уверенности: благодаря наличию на борту мощного радиоэлектронного комплекса, британский самолет мог заблаговременно обнаружить опасность и занять более выгодное положение. А четыре ракеты позволяли постоять за себя в ближнем бою.
Однако, применить оружие «Нимродам» так и не удалось – ни «Боинги», ни боевые самолеты ВВС Аргентины больше не появлялись на радарах морских разведчиков.

Всего за время Фолклендской кампании «Нимроды» с острова Вознесения выполнили около 150 боевых вылетов, каждый из которых сопровождался несколькими дозаправками в воздухе. Вся эпопея обошлась без единой потери.

Вопреки распространенному заблуждению о ключевой роли американской разведки, снабжавшей британский Генштаб спутниковыми снимками театра военных действий, основную роль в информационном обеспечении эскадры все-таки играли британские самолеты базовой морской авиации.

Черные олени

Пока «Нимроды» флота Её Величества только осваивались в новых условиях, британцы продолжали наращивать мощь своей авиационной группировки на острове Вознесения – в конце апреля на авиабазу «Уайдэуэйк» были переброшены пять стратегических бомбардировщиков «Вулкан» B.2, а также шесть дополнительных самолетов-заправщиков на базе «Вулканов».

Британский план был прост: «точечные» бомбовые удары по важнейшим объектам на Фолклендских островах, среди которых были выделены:

- аэропорт Порт-Стэнли, активно использующийся для доставки войск и подкреплений для гарнизона Фолклендских островов (бетонная ВПП длиной 1200 метров были опасно коротка для боевых «Даггеров» и «Миражей», но её длины хватало для приземления транспортных «Геркулесов»).

- аргентинские радиолокационные станции.



Первый боевой вылет в рамках операции «Черный олень» (Black Buck 1) состоялся 30 апреля 1982 года – в 22:53 по местному времени пара битком набитых бомбами «Вуканов» оторвалась от ВПП авиабазы «Уайдэуэйк» и, мягко покачиваясь в потоках атлантического ветра, взяла курс в открытый океан. Следом вихрем поднялись 10 танкеров, предназначенные для обеспечения дальнего боевого вылета.

Удивляться столь иррациональному количеству воздушных заправщиков не стоит – британцы использовали технику уровня 1950-х годов, в удручающем техническом состоянии и в условиях полного отсутствия опыта проведения подобных операций. Любой современный Ту-160 или B-1B повторит этот трюк всего с одной-двумя дозаправками.

Следует понимать, что речь идет о самом дальнем боевом вылете в истории авиации – полет на Край Света, дальше только ледяной панцирь Антарктики. Рекорд Королевских ВВС был в побит в 1991 году – тогда янки, ради шутки, летали бомбить Ирак с континентальной части США, впрочем, это уже другая история.


Схема проведения дозаправок в ходе боевого вылета Black Buck 1

…Тем временем бомбовозы Её Величества набирали высоту. Натяжно гудели моторы, в бомбоотсеках тревожно поблескивала двадцать одна 454-кг фугасная бомба – британцы намеревались перекопать бетонную ВПП Порт-Стенли вдоль и поперек.

Увы, в планы британцев вмешалось усталостное разрушение конструкции ведущего «Вулкана» - набегающий поток воздуха выбил часть остекления кабины, дряхлый бомбардировщик развернулся и немедленно пошел на вынужденную. Выполнять задание отправился единственный «черный олень» с бортовым номером XM607 (позывной «Красный шесть») с экипажем в составе: командир флайт-лейтенант М.Визерс, второй пилот флаинг-офицер П.Тейлор, штурман флайт-л-т Г.Грэхэм, штурман-оператор флайт-л-т Р. Райт, оператор радиоэлектронных систем флайт-л-т Г.Прайор, бортинженер флайт-л-т Р.Рассел.

Первая дозаправка состоялась спустя 2 часа после взлета: бомбардировщик принял топливо от одного из «Викторов», еще четыре «Виктора» дозаправились от четырех других заправщиков, которые немедленно повернули на обратный курс. Последующие 2 часа самолеты по цепочке передавали друг другу драгоценное горючее, пока с «Вулканом» не остались лишь два танкера.



В ходе четвертой дозаправки свои коррективы снес грозовой фронт – из-за сильной турбулентности (а может из-за ветхого состояния) у одного из танкеров отвалился заправочный шланг. Пришлось осуществить внеплановую дозаправку от машины, с меньшим запасом горючего (танкер с бортовым номером XL189 должен был возвращаться на базу сразу после четвертой дозаправки, вместо этого ему пришлось сопровождать бомбардировщик дальше на Юг).

Последняя, пятая по счету, дозаправка состоялась в 600 км от побережья Фолклендов, после чего «Вулкан» остался в гордом одиночестве. Бомбардировщик снизился до высоты 90 метров и рванулся к захваченным островам над , избегая преждевременного обнаружения аргентинскими радарами. Когда до побережья оставалось менее 100 км, «Вулкан» резко взмыл вверх – набрав идеальную для бомбометания высоту 3000 метров, он прошел ровно над целью, окатив летное поле аэропорта Порт-Стэнли градом свободнопадающих бомб.

Аргентинские зенитки молчали, единственный включенный радар был задавлен шквалом радиоэлектронных помех – подвешенный под крылом «Вулкана» контейнер РЭБ Westinghouse AN/ALQ-101(V)-10 продемонстрировал неплохую эффективность.

Восточный край небосклона уже осветился утренней зарей, когда усталый «Вулкан» Королевских ВВС наконец лег на обратный курс. Набрав высоту 12 километров, самолет уносился прочь от проклятых островов; экипаж с ужасом перебирал в памяти все события минувшей ночи.

А впереди, на подлете к острову Вознесения разворачивалась целая трагедия – несчастный танкер XL189, отдавший все топливо идущему на задание бомбардировщику, теперь терпел бедствие над океаном. Положение осложнял режим строжайшего радиомолчания – XL189 не мог связаться с базой до тех пор, пока сброшенные «Вулканом» бомбы не упадут на цель. К счастью для британцев, с Фолклендов было вовремя получено подтверждение об успешно выполненном задании, и на помощь XL189 был немедленно выслан новый танкер. Британцы успели передать топливо до того, как XL189 едва не рухнул в океан с пустыми баками в 650 км от острова Вознесения.


Стратегический бомбовоз Avro Vulcan. Первый полет - 1952 год. Снят с вооружения в 1984 году

Что касается самого бомбардировщика, для его благополучного возвращения потребовались еще четыре танкера и самолет базовой морской авиации «Нимрод», корректировавший сближение «Вулкана» с группой заправщиков.
По аналогичному сценарию готовились еще шесть боевых вылетов (Black Buck 2 … 7) , два из которых сорвались по различным причинам (погода и тех. неисправность). Несмотря на несколько налетов в условиях полного отсутствия сопротивления, британцам так и не удалось серьезно повредить ВПП аэропорта Порт-Стенли – серии бомб вырывали кратеры на летном поле, но лишь одна или две бомбы задели саму полосу. Также, определенный вред был причинен постройкам, ангарам и диспетчерской вышке на территории аэропорта.


Аэрофотосъемка аэропорта Порт-Стэнли. Отчетливо видны цепочки кратеров от взрывов бомб

Тем не менее определенный эффект был достигнут: в припадке липкого страха, аргентинцы перевели часть своей авиации на защиту Буэнос-Айреса – руководство Аргентины всерьез опасалось возможных бомбардировок столицы.

В ходе пятой и шестой по счету атак британцы применили американские противорадарные ракеты «Шрайк». Первый «блин» вышел комом – «Шрайк» бездарно промазал мимо цели и атакованный аргентинский радар AN/TPS-43 продолжал исправно работать вплоть до конца войны. Второе применение «Шрайков» прошло более успешно – Black Buck 6 смог уничтожить РЛС управления зенитной установки «Эрликон».


ПРР AGM-45 Shrike под крылом "Вулкана"

Однако, на обратном пути случилась авария – отвалилась штанга приема топлива и бомбардировщику не оставалось иного выбора, как следовать в нейтральную Бразилию. «Вулкан» с бортовым номером XM597 приземлился на последних каплях топлива и был интернирован до конца войны.

Несмотря на ряд громких аварий и устаревшую технику, эпопея с британскими заправщиками завершилась чрезвычайно удачно – «Вулканы», «Нимроды» и «Викторы» провели в совокупности более 600 воздушных дозаправок, из них технические проблемы были отмечены лишь в 6 случаях, и то, обошлось без каких-либо катастроф и человеческих жертв. Единственной «формальной потерей» стал интернированный борт XM597.


Handley Page Viсtor - заправщики на базе этого самолета действовали на Фоклендах.
Первый полет - 1952 год. Последние "Викторы" К.2 сняты с вооружения в 1993 году



Панорама авиабазы на о. Вознесения


Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

27 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. EvgAn
    EvgAn 11 июля 2013 10:03
    +5
    Интересно. Спасибо!
  2. Nayhas Офлайн
    Nayhas (Евгений) 11 июля 2013 10:09
    +13
    Интересно, а как бы сейчас выкручивалась бы ВБ? Стратегических бомбардировщиков нет, единственный авианосец без авиации... С другой стороны у Аргентины с ВВС и ВМС стало ещё хуже стало... Пусть лучше в футбол на острова играют...
    1. EvgAn
      EvgAn 11 июля 2013 10:47
      +3
      Точно! И зрелищно, и без жертв :)
      1. Гражданский Офлайн
        Гражданский (Вадим) 11 июля 2013 18:28
        +1
        пусть делают реконструкцию войны, изображают так сказать, но в целом аргентинцы если захватят сейчас то отбивать уже нечем...
        1. Santa Fe Офлайн
          Santa Fe (Олег) 11 июля 2013 18:49
          0
          Цитата: Гражданский
          пусть делают реконструкцию войны, изображают так сказать, но в целом аргентинцы если захватят сейчас то отбивать уже нечем...

          Шутите?
          Современный британский флот гораздо сильнее и совершеннее, чем то позорище образца 1982 года

          В отличии от ВВС и ВМС Аргентины, которые, в настоящий момент, деградировали до животного состояния

          ps/ впрочем, у аргов есть неплохая надежда- после войны бритты построили на острове новый аэродром с 3000 м ВПП - можно размещать штурмовики и истребители (в 1982 году аргам приходилось летать с континента)...вот только "Томагавки" на британских подлодках тревожат
          1. nnz226 Офлайн
            nnz226 (Николай) 11 июля 2013 21:39
            +3
            Кончились "Томагавки" у мелкобриттов: по Ливии постреляли и все кончились. Теперь надо ждать, когда амеры продадут партию новых...
            1. Бурелом
              Бурелом 12 июля 2013 16:11
              0
              Откуда информация что на Ливию пошли все британские "Томагавки"?
          2. Nayhas Офлайн
            Nayhas (Евгений) 11 июля 2013 22:37
            0
            Так то да, Томагавки вещь серьёзная, но опять же они хороши против командных пунктов, РЛ постов, короче крупных объектов, окопы ими утюжить бесполезно... Да и на каждое вражеское орудие Томагавков не напасешься. С высадочными средствами, эсминцами у ВБр. нормально, вот только десантирование с воздуха поддержать нечем будет, только вертушки. В общем по идее сейчас самый неплохой момент для захвата островов, но на счёт деградации ВС Аргентины вы правы...
  3. svskor80 Офлайн
    svskor80 (Сергей) 11 июля 2013 10:58
    +2
    Да для Британии как то уровень ведения боевых действий низковат. А если бы хоть один самолет США пролетел бы над Фолклендами, Аргентина капитулировала бы в ту же секунду со всем своим барахлом.
    1. cdrt Офлайн
      cdrt 11 июля 2013 18:33
      +2
      Хм...как похожи все воины уходящих империй.
      У бритов - стекла на 30-тилетних самолетах вываливаются.
      Ведь отцы этих людей за 40 лет до того налеты 1000 бомбардировщиков устраивали и не на Аргентину, а на Германию.
  4. Mairos Офлайн
    Mairos 11 июля 2013 11:16
    +3
    Спасибо за статью! Интересный ракурс на известные события.
  5. Mairos Офлайн
    Mairos 11 июля 2013 11:16
    0
    Спасибо за статью! Интересный ракурс на известные события.
  6. Orty Офлайн
    Orty (Александр) 11 июля 2013 12:00
    +4
    Цитата: Nayhas
    Интересно, а как бы сейчас выкручивалась бы ВБ? Стратегических бомбардировщиков нет, единственный авианосец без авиации... С другой стороны у Аргентины с ВВС и ВМС стало ещё хуже стало... Пусть лучше в футбол на острова играют...

    Никак, подняла бы визг в ООН и пожаловалась бы США, ВС Британии тепрь одна насмешка, у них там буквально танков меньше чем генералов, а танков у них 250 шт. Кроме флота у них по настоящему боеспособны только морпехи и ССО (SAS, SBS и т.д.). А авиации только Тайфуны и старенькие Торнадо, но их спишут то ли до 15 то ли до 19 года. И останется RAF с сотней истребителей Тайфун, без бомберов и штурмовиков.
    1. Santa Fe Офлайн
      Santa Fe (Олег) 11 июля 2013 12:35
      +7
      Цитата: Orty
      И останется RAF с сотней истребителей Тайфун, без бомберов и штурмовиков.

      К моменту списания Торнадо (2019) ожидается пополнение RAF 48 F-35 (в перспективе - до 90 машин)
      RAF хорошо сбалансированы - помимо ударных машин, имеется 17 воздушных танкеров и 6 самолетов ДРЛО "Сентри", 10 самолетов РТ-разведки, в этом году ожидается поставка RC-135W (четыре штуки) - спецтехника для преодоления серьезных систем ПВО

      + армейская авиация - 8 сквадронов самопальных "Апачей" (WAH-64 фирмы Westland)
      Цитата: Orty
      а танков у них 250 шт

      У вас устаревшие данные - всего 227)))
      + резерв штук 100-150

      800 БМП Уорриор
      900 тяжелых гусеничных БТР Бульдог
      600 легких танков и бронемашин (Самаритан, Султан, Самсон...)

      ...в принципе, вполне достаточно для островной державы мелкобритании)))
      1. Orty Офлайн
        Orty (Александр) 11 июля 2013 13:48
        +1
        Пусть даже так, а F-35 еще не известно что за зверь будет, я так думаю большую часть из них они в палубной версии возьмут.
    2. сергей72 Офлайн
      сергей72 (сергей) 11 июля 2013 14:12
      +1
      У Аргентины положение еще хуже - кризис....
    3. Бурелом
      Бурелом 11 июля 2013 16:22
      +1
      "Как сообщает майский номер журнала "Air International" в статье "Argentina Reports Low Readiness Level", 10 марта 2013 года в Аргентине был распространен отчет о боеготовности ВВС страны. Он был подготовлен депутатом парламента Х. Мартинесом (Julio Martinez). По информации, приведенной в документе, только 16% от численного состава парка ВВС Аргентины могут считаться боеготовыми. Для сравнения, данный показатель составляет 50% для ВВС Бразилии и Чили (сама Аргентина достигала его в 2001-2003 годах), и 75% для ВВС США и Франции. В 2005-2010 годах уровень боеготовности ВВС страны достигал 30%. Отмечается, что сложившиеся показатели с исправностью парка являются наихудшими со времени Фолклендской войны с Великобританией в 1982 году.

      Отчет также приводит дополнительные данные об аварийности парка. Так, самая последняя катастрофа имела место в феврале, когда разбился штурмовик Douglas A-4AR Skyhawk (бортовой номер С-902) в результате неисправности двигателя. Это уменьшило число боеготовых самолетов данного типа до четырех из числа 36, ранее закупленных в США из наличия Корпуса Морской пехоты.

      Cогласно отчета, в строю остается только 14 из 53 истребителей Dassault Mirage III, 34 из 100 штурмовиков IA-58 Pucara, 34 из 90 учебно-тренировочных самолетов Beech B-45 Mentor, и 27 (из 30 закупленных) учебно-тренировочных самолетов Embraer EMB-312A Tucano. Кроме того, отмечается в документе, сокращение числа исправных самолетов негативно влияет на сохранение численности летчиков в составе ВВС."
      1. Drosselmeyer
        Drosselmeyer 11 июля 2013 23:20
        +3
        Вот типичный пример: вроде в стране и потомки белых европейцев живут, и страна не бедная, а всё дальше, в течении 50 лет, проваливаются в нищету за счёт займов в МВФ.
        Пример для Украины.
  7. 0255 Офлайн
    0255 (не должно) 11 июля 2013 17:01
    0
    Цитата: Orty
    Цитата: Nayhas
    Интересно, а как бы сейчас выкручивалась бы ВБ? Стратегических бомбардировщиков нет, единственный авианосец без авиации... С другой стороны у Аргентины с ВВС и ВМС стало ещё хуже стало... Пусть лучше в футбол на острова играют...

    Никак, подняла бы визг в ООН и пожаловалась бы США, ВС Британии тепрь одна насмешка, у них там буквально танков меньше чем генералов, а танков у них 250 шт. Кроме флота у них по настоящему боеспособны только морпехи и ССО (SAS, SBS и т.д.). А авиации только Тайфуны и старенькие Торнадо, но их спишут то ли до 15 то ли до 19 года. И останется RAF с сотней истребителей Тайфун, без бомберов и штурмовиков.

    Цитата: Orty
    И останется RAF с сотней истребителей Тайфун, без бомберов и штурмовиков.

    К моменту списания Торнадо (2019) ожидается пополнение RAF 48 F-35 (в перспективе - до 90 машин)
    RAF хорошо сбалансированы - помимо ударных машин, имеется 17 воздушных танкеров и 6 самолетов ДРЛО "Сентри", 10 самолетов РТ-разведки, в этом году ожидается поставка RC-135W (четыре штуки) - спецтехника для преодоления серьезных систем ПВО

    + армейская авиация - 8 сквадронов самопальных "Апачей" (WAH-64 фирмы Westland)
    Цитата: Orty
    а танков у них 250 шт

    У вас устаревшие данные - всего 227)))
    + резерв штук 100-150

    800 БМП Уорриор
    900 тяжелых гусеничных БТР Бульдог
    600 легких танков и бронемашин (Самаритан, Султан, Самсон...)

    ...в принципе, вполне достаточно для островной державы мелкобритании)))

    Чтобы бомбить совместно с США какую-нибудь нефтеносную арабскую страну с недемократическим правительством, вооруженную старьём 1960-х годов, такой армии вполне хватит.
    И спасибо автору за статью, не знал, через что пришлось пройти англичанам для победы отсталой аргентинской армии. Мне представлялось, что победа для англичан была без напряга.
    1. cdrt Офлайн
      cdrt 11 июля 2013 18:41
      0
      Выходит англичане тоже вынуждены были геройствовать, ради победы своей родины...
      Вот как всегда...одни м...ки политические решения принимают: авианосцы резать, бомберы сокращать, а прямо вслед за этим другим (как там говорили недавно - "зеленым человечкам") уже приходится героями становиться, чтобы страну сберечь.
    2. Drosselmeyer
      Drosselmeyer 11 июля 2013 19:23
      +1
      Покажите мне нефтеносную страну с вооружением 60-х годов. Разве, что Иран, да и то с натягом. У арабов-нефтяников сейчас армии вооружены по передовому слову техники и смело могут натянуть мелкобританию.
      1. старик54 Офлайн
        старик54 (Андрей) 11 июля 2013 23:59
        0
        Цитата: Drosselmeyer
        У арабов-нефтяников сейчас армии вооружены по передовому слову техники и смело могут натянуть мелкобританию.

        ну про мелокобританию Вы погорячились конечно, но в целом деньги им ляжки жгут и они их в ВС вбухивают! А про оружие ... оно ведь само не воюет! hi
  8. 0255 Офлайн
    0255 (не должно) 11 июля 2013 17:29
    +1
    Сей рассказ не ставит перед собой задачу освещения всех удивительных событий, произошедших в Южной Атлантике. Мы не станем насмехаться над отключенными радарами британских кораблей и невзрывающимися бомбах ВВС Аргентины.

    после этой статьи я хочу знать побольше таких подробностей об этой войне
    *Американская помощь ограничилась предоставленной авиабазой на о. Вознесения и доставкой 60 000 тонн корабельного топлива для нужд флота Её Величества. Также, весьма вероятна информационная поддержка и предоставление данных со спутников Naval Ocean Surveillance System (также известной, как система морской космической разведки White Cloud).

    Британцы явно надеялись на большее – нападение на страну блока НАТО обязывает остальные страны блока выступить «единым фронтом» против агрессора (Статья 5 Североатлантического договора). Увы, общая нелогичность той войны и чрезвычайная удаленность Фолклендов, привели к тому, что «владычице морей» пришлось отдуваться самостоятельно.

    будь бы на Фолклендах нефть, то США обязательны бы помогли англичанам. И всю нефть оставили бы себе.
    Зато англичанам есть повод гордиться - хоть какую-то войну выиграли без помощи америкосов
    1. EvgAn
      EvgAn 11 июля 2013 17:58
      +2
      Ну, не совсем без помощи, хотя она и была пассивной.
    2. cdrt Офлайн
      cdrt 11 июля 2013 18:43
      0
      Так там вроде как на шельфе нефть и есть.
      Только добывать ее - примерно как у нас газ со Штокмана...далеко, холодно, глубоко, сложно, ну и соответственно рискованно и дорого

      Недавно же скандал был - аргентинцы обиделись, что бриты хотят развед. бурения начать в море.
  9. cdrt Офлайн
    cdrt 11 июля 2013 18:21
    +3
    По поводу того, почему не вмешалось НАТО
    Действие договора (NATO) с момента его подписания ограничивается Североатлантическим регионом, южной границей которого определен Северный тропик. Именно поэтому НАТО не вмешалась в аргентино-британский вооруженный конфликт на Фолклендских островах в 1982 г.
    А за статью - спасибо.
  10. PistonizaToR
    PistonizaToR 11 июля 2013 20:09
    +3
    Из всего количества бомб сброшенных и попавших в британские корабли-80% просрали...тобишь не взорвались,,в том числе из 4х пущенных ПКР Экзосет взорвалась только одна.Таким образом у чванливых Сэров просто прокатилоооо.....
  11. старик54 Офлайн
    старик54 (Андрей) 11 июля 2013 22:18
    +2
    Статья интересная, читается легко и с юмором, спасибо! Было интересно почитать некоторые подробности, Вам "+"!
    в целом по той войне ... сильное ощущение, что аргентинцы её начали почти с бухты-барахты для себя, не подготовившись. Почти так же как и Гитлер в 1939, нахрапом (только у Гитлера задачи были помасштабней). Аргентинцам бы с годик другой повременить, армию довооружить. хотя бы и в долг (кредитов набрать), ДПЛ штуки 3 хотя бы у ФРГ например закупить, и всё могло и должно было кончиться не так, как было! А так ... на шапкозакидательство похоже получилось. Имея на вооружении 4 штуки "Экзосет" противостоять британскому флоту, пусть даже и такому, каков он был ... Не понимаю!
    Цитата: автор
    Несмотря на несколько налетов в условиях полного отсутствия сопротивления, британцам так и не удалось серьезно повредить ВПП аэропорта Порт-Стенли – серии бомб вырывали кратеры на летном поле, но лишь одна или две бомбы задели саму полосу.

    и то очень сомнительно, что даже эти 2 бомбы попали. Аргентинцы постоянно после каждого налёта насыпали на ВПП песок мешками, имитируя воронку от авибомбы. А мелкобриты через амеровские спутники радовались что попали, а на самом деле. request negative
    Вот недавно на ВО была статья Бонго о "Вулкан", где он приводил информацию, что в конце 60-х (после 1950-го), бриты на Вулканах летали в Америку где соревновались с хозяевами в точности бомбометания. В статье сказано было, что Вулканы с бритами вроде как пари выиграли. Мне вот теперь интересно, в свете информации о реальной бомбардировке Фолкленд, какова же реальная меткость (целкость) американских пилотов-стретегов? bully
    Тем не менее определенный эффект был достигнут: в припадке липкого страха, аргентинцы перевели часть своей авиации на защиту Буэнос-Айреса – руководство Аргентины всерьез опасалось возможных бомбардировок столицы.

    Не слышал об этом, про Буэнос-Айрес! Вообще-то мелкобриты сами же объявили, ещё в начале конфликта, что "зоной войны будет окружность радиусом 250 миль, с центорм на Фольклендах!" angry Буэнос-Айрес и близко в эту зону не попадал! Чего разволновались тогда? Хотя их крейсер был потоплен далеко за предеалми этой "зоны". Странная война, одним словом.
    1. Santa Fe Офлайн
      Santa Fe (Олег) 12 июля 2013 00:27
      0
      Цитата: старик54
      сильное ощущение, что аргентинцы её начали почти с бухты-барахты для себя, не подготовившись.

      На то она и "маленькая победоносная война")))
      Цитата: старик54
      Имея на вооружении 4 штуки "Экзосет" противостоять британскому флоту

      6 Экзосетов воздушного базирования
      + пару Экзосетов сняли с кораблей, перепрограммировали и пускали с берега (попали в "Глэморган", разворотив тому кормовую часть)

      Цитата: старик54
      Аргентинцы постоянно после каждого налёта насыпали на ВПП песок мешками, имитируя воронку от авибомбы. А мелкобриты через амеровские спутники радовались что попали, а на самом деле

      Гениально!
      Нужно пополнить коллекцию приколов с той войны
      Цитата: старик54
      Не слышал об этом, про Буэнос-Айрес!

      У страха глаза велики - Миражи отправились охранять столицу
      Цитата: старик54
      "зоной войны будет окружность радиусом 250 миль, с центорм на Фольклендах!"

      Это поначалу. С эскалацией конфликта бритты объвили, что будут топить и сбивать всех далее 12 миль от побережья Аргентины
      Цитата: старик54
      Странная война, одним словом.

      Единственная настоящая морская война со времен ВОВ

  12. GUSAR Офлайн
    GUSAR 11 июля 2013 22:24
    +2
    У Британцев была интереснейшая боевая авиация, ведь они были одними из первопроходцев в этой области... а остались лишь жалкие ошметки былой роскоши...
  13. svp67 Офлайн
    svp67 (Сергей) 12 июля 2013 21:23
    0
    А впереди, на подлете к острову Вознесения разворачивалась целая трагедия – несчастный танкер XL189, отдавший все топливо идущему на задание бомбардировщику, теперь терпел бедствие над океаном
    почти как в фильме "Случай в квадрате 36-80"... А вообще бриты, как солдаты вызывают уважения, они истинные профессионалы.
  14. samolet il-76
    samolet il-76 12 декабря 2013 17:46
    0
    Ничего себе самолётики!
  15. Beiderlei
    Beiderlei 17 января 2015 16:11
    0
    Шикарная статья!
Картина дня