Черный олень. Базовая авиация в Фолклендской войне

27
Черный олень. Базовая авиация в Фолклендской войне


Фраза «черный олень» на русском языке звучит забавно и оскорбительно. В английском языке Black Buck тоже не значит ничего хорошего – так англосаксы презрительно звали южноамериканских индейцев в бытность эпохи колониализма.

К концу ХХ века колониальное прошлое Британии развеялось, словно дым - от некогда могучей Империи сохранились лишь считанные клочки заморских территорий, среди которых – затерянные на краю Земли, холодные и болотистые Фолкленские острова. Но и те были едва не потеряны весной 1982 года, когда высадившийся на Фолклендах аргентинский десант объявил архипелаг собственностью Аргентины, вернув территориям их «исконное» название – Мальвинские острова.

Для возращения утраченных территорий и восстановления пошатнувшегося статуса «владычицы морей», Британия срочно направила в Южную Атлантику эскадру из более чем 80 боевых кораблей и судов обеспечения, одновременно была расширена орбитальная группировка - для координации боевых действий в другом полушарии потребовались новые спутники связи. Ввиду чрезвычайной удаленности театра военных действий – более 12 000 км от берегов Европы – особое значение приобрела «перевалочная база» на о. Вознесения. Здесь был организован тыловой заправочный пункт британской эскадры, отсюда же действовала базовая морская авиация флота Её Величества. Несмотря на колоссальные расстояния и устаревшую авиатехнику, британцы смогли организовать работу базовой патрульной авиации для освещения обстановки в Южной Атлантике, а с 1 мая 1982 года начался цикл захватывающих операций под кодовым именем «Черный олень» - рейды дальней бомбардировочной авиации Королевских ВВС.



6300 километров в каждую сторону. Десятки воздушных дозаправок. Ночь. Режим полного радиомолчания. Техника ни к черту – самолеты 1950…1960-х годов доставляли множество проблем: постоянно барахлила авионика, разгерметизировались кабины, обрывались заправочные шланги и конусы. А вокруг на тысячи миль – бесконечная водная гладь.

Что ждет их впереди? Риск от встречи с аргентинскими «Миражами»? Или «дружеский огонь» с кораблей Её Величества? Кто-нибудь из командования озаботился о том, чтобы предупредить эскадру о появлении в воздухе британских бомбардировщиков?

Не исключено, что судьба преподнесет пилотам другие интересные сюрпризы, ведь Фолклендская война, в плане организации, напоминала пожар в борделе – скверная координация и халатность, гениальный экспромт, откровенно идиотские решения и нередкие случаи «френдли файра» - все это регулярно отмечалось с обеих сторон и подчас приводило к совершенно комическим ситуациям.

Сей рассказ не ставит перед собой задачу освещения всех удивительных событий, произошедших в Южной Атлантике. Мы не станем насмехаться над отключенными радарами британских кораблей и невзрывающимися бомбах ВВС Аргентины. Нет! Это будет всего лишь парабола о подвигах базовой авиации, и её роли в Фолклендской войне – тема, о которой нечасто говорят вслух и которую обычно забывают учесть в работах, посвященных англо-аргентинскому конфликту 1982 года.

Остров Вознесения

Крошечный клочок суши в экваториальной части океана, который не найти на обычных картах. Да и смотреть там особо нечего - несколько поселков, британский гарнизон, причал и американская авиабаза «Уайдэуэйк».
Остров Вознесения (Ascension island), известный, как часть британского заморского владения Остров Святой Елены, в разное время служил базой для идущих в Южное полушарие кораблей Её Величества; в начале ХХ века использовался как центр ретрансляции, в годы Второй мировой превратился в важный транспортный узел – через него шел непрерывный поток военных грузов из США на Африканский континент. В настоящее время здесь расположена авиабаза ВВС США, мощный коммуникационный комплекс и одна из пяти корректирующих станций системы космической навигации GPS.


Остров Вознесения. В юго-западной части видна ВПП авиабазы Уайдэуэйк

В 1982 году остров сыграл немаловажную роль в Фолклендской войне – ВВС США предоставили британцам свою авиабазу*, а гавани острова Вознесения превратились в оживленный порт - здесь была организована стоянка, заправочная база и пункт пополнения запасов провизии и пресной воды для кораблей британских экспедиционных сил.

*Американская помощь ограничилась предоставленной авиабазой на о. Вознесения и доставкой 60 000 тонн корабельного топлива для нужд флота Её Величества. Также, весьма вероятна информационная поддержка и предоставление данных со спутников Naval Ocean Surveillance System (также известной, как система морской космической разведки White Cloud).

Британцы явно надеялись на большее – нападение на страну блока НАТО обязывает остальные страны блока выступить «единым фронтом» против агрессора (Статья 5 Североатлантического договора). Увы, общая нелогичность той войны и чрезвычайная удаленность Фолклендов, привели к тому, что «владычице морей» пришлось отдуваться самостоятельно.


Морские гончие

Уже 6 апреля 1982 года, за три недели до начала активных боевых действий, на авиабазе «Уайдэуэйк» приземлились два самолета базовой патрульной авиации «Нимрод» MR1. Британцы ознакомились с будущим театром военных действий и организовали регулярное патрулирование океана – два вылета в неделю по замкнутому маршруту радиусом 750 миль с целью контроля за перемещением кораблей в Центральной и Южной Атлантике.

12 апреля на остров Вознесения прибыли три новые британские машины – «Нимроды» в модификации MR2, следом прилетело 20 воздушных танкеров «Виктор» К.2 и группа истребителей «Фантом» FGR.2 для обеспечения противовоздушной обороны тыловой базы флота. Также, авиабаза «Уайдэуэйк» служила «аэродромом подскока» для самолетов СВВП «Харриер», не успевших занять места на палубах авианосцев «Инвинсибл» и «Гермес», и добиравшихся в Южную Атлантику «своим ходом».


Nimrod R1, 2011 год. Последние полеты

Появление в составе авиационной группировки самолетов-заправщиков позволило «Нимродам» начать дальние 19-часовые рейды к Фолклендам и Южной Георгии. Самолеты вели освещение надводной и ледовой обстановки в зоне боевых действий, тщательно «ощупывая» бескрайнее водное пространство лучами РЛС Searchwater. Словно призраки, «Нимроды» скользили вдоль побережья Аргентины, наблюдая за перемещения аргентинского флота; вели радиоперехват и поиск подводных лодок противника.

Заглушив для экономии топлива два из четырех двигателей, «Нимроды» по 5-6 часов «висели» над британской эскадрой, обеспечивая кораблям Её Величества дальнее радиолокационное обнаружение (напрасно британцы «жалуются» на отсутствие у экспедиционных сил палубных самолетов ДРЛО, подобных американскому Е-2 «Хоукай» – это функцию выполняли базовые «Нимроды», хотя и не всегда успешно, в силу своей главной специализации и относительной малочисленности).

На задание вылетали в полном «боевом обвесе» - шесть тонн боевой нагрузки позволяли взять на борт универсальный комплекс вооружений, включавший 1000-фн. «фугаски», кассетные авиабомбы и противолодочные торпеды «Стингрей». Противодействия со стороны аргентинской авиации опасались меньше всего – ввиду огромных размеров ТВД и относительной малочисленности задействованных сил, шансы столкнуться над океаном с боевыми самолетами ВВС Аргентины стремились к нулю.

И все же, однажды патрульный «Нимрод» засек радаром неопознанный летающий объект – сблизившись с целью, британцы увидели перед собой аргентинский Боинг-707 – ввиду своих удручающих финансовых возможностей, аргентинцы использовали для морской разведки обычные авиалайнеры. Самолеты покачали друг другу крыльями и разлетелись в разные стороны.


Сброс противолодочной торпеды "Стингрей"


Аргентинцам в тот раз действительно повезло – с 26 мая «Нимроды» оснастили ракетами класса «воздух-воздух». Разумеется, четыре «Сайдундера» на внешней подвеске не могли превратить «жирный» неповоротливый «Нимрод» в истребитель-перехватчик, но прибавляли летчикам немало уверенности: благодаря наличию на борту мощного радиоэлектронного комплекса, британский самолет мог заблаговременно обнаружить опасность и занять более выгодное положение. А четыре ракеты позволяли постоять за себя в ближнем бою.
Однако, применить оружие «Нимродам» так и не удалось – ни «Боинги», ни боевые самолеты ВВС Аргентины больше не появлялись на радарах морских разведчиков.

Всего за время Фолклендской кампании «Нимроды» с острова Вознесения выполнили около 150 боевых вылетов, каждый из которых сопровождался несколькими дозаправками в воздухе. Вся эпопея обошлась без единой потери.

Вопреки распространенному заблуждению о ключевой роли американской разведки, снабжавшей британский Генштаб спутниковыми снимками театра военных действий, основную роль в информационном обеспечении эскадры все-таки играли британские самолеты базовой морской авиации.

Черные олени

Пока «Нимроды» флота Её Величества только осваивались в новых условиях, британцы продолжали наращивать мощь своей авиационной группировки на острове Вознесения – в конце апреля на авиабазу «Уайдэуэйк» были переброшены пять стратегических бомбардировщиков «Вулкан» B.2, а также шесть дополнительных самолетов-заправщиков на базе «Вулканов».

Британский план был прост: «точечные» бомбовые удары по важнейшим объектам на Фолклендских островах, среди которых были выделены:

- аэропорт Порт-Стэнли, активно использующийся для доставки войск и подкреплений для гарнизона Фолклендских островов (бетонная ВПП длиной 1200 метров были опасно коротка для боевых «Даггеров» и «Миражей», но её длины хватало для приземления транспортных «Геркулесов»).

- аргентинские радиолокационные станции.



Первый боевой вылет в рамках операции «Черный олень» (Black Buck 1) состоялся 30 апреля 1982 года – в 22:53 по местному времени пара битком набитых бомбами «Вуканов» оторвалась от ВПП авиабазы «Уайдэуэйк» и, мягко покачиваясь в потоках атлантического ветра, взяла курс в открытый океан. Следом вихрем поднялись 10 танкеров, предназначенные для обеспечения дальнего боевого вылета.

Удивляться столь иррациональному количеству воздушных заправщиков не стоит – британцы использовали технику уровня 1950-х годов, в удручающем техническом состоянии и в условиях полного отсутствия опыта проведения подобных операций. Любой современный Ту-160 или B-1B повторит этот трюк всего с одной-двумя дозаправками.

Следует понимать, что речь идет о самом дальнем боевом вылете в истории авиации – полет на Край Света, дальше только ледяной панцирь Антарктики. Рекорд Королевских ВВС был в побит в 1991 году – тогда янки, ради шутки, летали бомбить Ирак с континентальной части США, впрочем, это уже другая история.


Схема проведения дозаправок в ходе боевого вылета Black Buck 1

…Тем временем бомбовозы Её Величества набирали высоту. Натяжно гудели моторы, в бомбоотсеках тревожно поблескивала двадцать одна 454-кг фугасная бомба – британцы намеревались перекопать бетонную ВПП Порт-Стенли вдоль и поперек.

Увы, в планы британцев вмешалось усталостное разрушение конструкции ведущего «Вулкана» - набегающий поток воздуха выбил часть остекления кабины, дряхлый бомбардировщик развернулся и немедленно пошел на вынужденную. Выполнять задание отправился единственный «черный олень» с бортовым номером XM607 (позывной «Красный шесть») с экипажем в составе: командир флайт-лейтенант М.Визерс, второй пилот флаинг-офицер П.Тейлор, штурман флайт-л-т Г.Грэхэм, штурман-оператор флайт-л-т Р. Райт, оператор радиоэлектронных систем флайт-л-т Г.Прайор, бортинженер флайт-л-т Р.Рассел.

Первая дозаправка состоялась спустя 2 часа после взлета: бомбардировщик принял топливо от одного из «Викторов», еще четыре «Виктора» дозаправились от четырех других заправщиков, которые немедленно повернули на обратный курс. Последующие 2 часа самолеты по цепочке передавали друг другу драгоценное горючее, пока с «Вулканом» не остались лишь два танкера.



В ходе четвертой дозаправки свои коррективы снес грозовой фронт – из-за сильной турбулентности (а может из-за ветхого состояния) у одного из танкеров отвалился заправочный шланг. Пришлось осуществить внеплановую дозаправку от машины, с меньшим запасом горючего (танкер с бортовым номером XL189 должен был возвращаться на базу сразу после четвертой дозаправки, вместо этого ему пришлось сопровождать бомбардировщик дальше на Юг).

Последняя, пятая по счету, дозаправка состоялась в 600 км от побережья Фолклендов, после чего «Вулкан» остался в гордом одиночестве. Бомбардировщик снизился до высоты 90 метров и рванулся к захваченным островам над , избегая преждевременного обнаружения аргентинскими радарами. Когда до побережья оставалось менее 100 км, «Вулкан» резко взмыл вверх – набрав идеальную для бомбометания высоту 3000 метров, он прошел ровно над целью, окатив летное поле аэропорта Порт-Стэнли градом свободнопадающих бомб.

Аргентинские зенитки молчали, единственный включенный радар был задавлен шквалом радиоэлектронных помех – подвешенный под крылом «Вулкана» контейнер РЭБ Westinghouse AN/ALQ-101(V)-10 продемонстрировал неплохую эффективность.

Восточный край небосклона уже осветился утренней зарей, когда усталый «Вулкан» Королевских ВВС наконец лег на обратный курс. Набрав высоту 12 километров, самолет уносился прочь от проклятых островов; экипаж с ужасом перебирал в памяти все события минувшей ночи.

А впереди, на подлете к острову Вознесения разворачивалась целая трагедия – несчастный танкер XL189, отдавший все топливо идущему на задание бомбардировщику, теперь терпел бедствие над океаном. Положение осложнял режим строжайшего радиомолчания – XL189 не мог связаться с базой до тех пор, пока сброшенные «Вулканом» бомбы не упадут на цель. К счастью для британцев, с Фолклендов было вовремя получено подтверждение об успешно выполненном задании, и на помощь XL189 был немедленно выслан новый танкер. Британцы успели передать топливо до того, как XL189 едва не рухнул в океан с пустыми баками в 650 км от острова Вознесения.


Стратегический бомбовоз Avro Vulcan. Первый полет - 1952 год. Снят с вооружения в 1984 году

Что касается самого бомбардировщика, для его благополучного возвращения потребовались еще четыре танкера и самолет базовой морской авиации «Нимрод», корректировавший сближение «Вулкана» с группой заправщиков.
По аналогичному сценарию готовились еще шесть боевых вылетов (Black Buck 2 … 7) , два из которых сорвались по различным причинам (погода и тех. неисправность). Несмотря на несколько налетов в условиях полного отсутствия сопротивления, британцам так и не удалось серьезно повредить ВПП аэропорта Порт-Стенли – серии бомб вырывали кратеры на летном поле, но лишь одна или две бомбы задели саму полосу. Также, определенный вред был причинен постройкам, ангарам и диспетчерской вышке на территории аэропорта.


Аэрофотосъемка аэропорта Порт-Стэнли. Отчетливо видны цепочки кратеров от взрывов бомб

Тем не менее определенный эффект был достигнут: в припадке липкого страха, аргентинцы перевели часть своей авиации на защиту Буэнос-Айреса – руководство Аргентины всерьез опасалось возможных бомбардировок столицы.

В ходе пятой и шестой по счету атак британцы применили американские противорадарные ракеты «Шрайк». Первый «блин» вышел комом – «Шрайк» бездарно промазал мимо цели и атакованный аргентинский радар AN/TPS-43 продолжал исправно работать вплоть до конца войны. Второе применение «Шрайков» прошло более успешно – Black Buck 6 смог уничтожить РЛС управления зенитной установки «Эрликон».


ПРР AGM-45 Shrike под крылом "Вулкана"

Однако, на обратном пути случилась авария – отвалилась штанга приема топлива и бомбардировщику не оставалось иного выбора, как следовать в нейтральную Бразилию. «Вулкан» с бортовым номером XM597 приземлился на последних каплях топлива и был интернирован до конца войны.

Несмотря на ряд громких аварий и устаревшую технику, эпопея с британскими заправщиками завершилась чрезвычайно удачно – «Вулканы», «Нимроды» и «Викторы» провели в совокупности более 600 воздушных дозаправок, из них технические проблемы были отмечены лишь в 6 случаях, и то, обошлось без каких-либо катастроф и человеческих жертв. Единственной «формальной потерей» стал интернированный борт XM597.


Handley Page Viсtor - заправщики на базе этого самолета действовали на Фоклендах.
Первый полет - 1952 год. Последние "Викторы" К.2 сняты с вооружения в 1993 году



Панорама авиабазы на о. Вознесения


Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. EvgAn
    +5
    11 июля 2013 10:03
    Интересно. Спасибо!
  2. +13
    11 июля 2013 10:09
    Интересно, а как бы сейчас выкручивалась бы ВБ? Стратегических бомбардировщиков нет, единственный авианосец без авиации... С другой стороны у Аргентины с ВВС и ВМС стало ещё хуже стало... Пусть лучше в футбол на острова играют...
    1. EvgAn
      +3
      11 июля 2013 10:47
      Точно! И зрелищно, и без жертв :)
      1. +1
        11 июля 2013 18:28
        пусть делают реконструкцию войны, изображают так сказать, но в целом аргентинцы если захватят сейчас то отбивать уже нечем...
        1. 0
          11 июля 2013 18:49
          Цитата: Гражданский
          пусть делают реконструкцию войны, изображают так сказать, но в целом аргентинцы если захватят сейчас то отбивать уже нечем...

          Шутите?
          Современный британский флот гораздо сильнее и совершеннее, чем то позорище образца 1982 года

          В отличии от ВВС и ВМС Аргентины, которые, в настоящий момент, деградировали до животного состояния

          ps/ впрочем, у аргов есть неплохая надежда- после войны бритты построили на острове новый аэродром с 3000 м ВПП - можно размещать штурмовики и истребители (в 1982 году аргам приходилось летать с континента)...вот только "Томагавки" на британских подлодках тревожат
          1. +3
            11 июля 2013 21:39
            Кончились "Томагавки" у мелкобриттов: по Ливии постреляли и все кончились. Теперь надо ждать, когда амеры продадут партию новых...
            1. Бурелом
              0
              12 июля 2013 16:11
              Откуда информация что на Ливию пошли все британские "Томагавки"?
          2. 0
            11 июля 2013 22:37
            Так то да, Томагавки вещь серьёзная, но опять же они хороши против командных пунктов, РЛ постов, короче крупных объектов, окопы ими утюжить бесполезно... Да и на каждое вражеское орудие Томагавков не напасешься. С высадочными средствами, эсминцами у ВБр. нормально, вот только десантирование с воздуха поддержать нечем будет, только вертушки. В общем по идее сейчас самый неплохой момент для захвата островов, но на счёт деградации ВС Аргентины вы правы...
  3. +2
    11 июля 2013 10:58
    Да для Британии как то уровень ведения боевых действий низковат. А если бы хоть один самолет США пролетел бы над Фолклендами, Аргентина капитулировала бы в ту же секунду со всем своим барахлом.
    1. +2
      11 июля 2013 18:33
      Хм...как похожи все воины уходящих империй.
      У бритов - стекла на 30-тилетних самолетах вываливаются.
      Ведь отцы этих людей за 40 лет до того налеты 1000 бомбардировщиков устраивали и не на Аргентину, а на Германию.
  4. +3
    11 июля 2013 11:16
    Спасибо за статью! Интересный ракурс на известные события.
  5. 0
    11 июля 2013 11:16
    Спасибо за статью! Интересный ракурс на известные события.
  6. +4
    11 июля 2013 12:00
    Цитата: Nayhas
    Интересно, а как бы сейчас выкручивалась бы ВБ? Стратегических бомбардировщиков нет, единственный авианосец без авиации... С другой стороны у Аргентины с ВВС и ВМС стало ещё хуже стало... Пусть лучше в футбол на острова играют...

    Никак, подняла бы визг в ООН и пожаловалась бы США, ВС Британии тепрь одна насмешка, у них там буквально танков меньше чем генералов, а танков у них 250 шт. Кроме флота у них по настоящему боеспособны только морпехи и ССО (SAS, SBS и т.д.). А авиации только Тайфуны и старенькие Торнадо, но их спишут то ли до 15 то ли до 19 года. И останется RAF с сотней истребителей Тайфун, без бомберов и штурмовиков.
    1. +7
      11 июля 2013 12:35
      Цитата: Orty
      И останется RAF с сотней истребителей Тайфун, без бомберов и штурмовиков.

      К моменту списания Торнадо (2019) ожидается пополнение RAF 48 F-35 (в перспективе - до 90 машин)
      RAF хорошо сбалансированы - помимо ударных машин, имеется 17 воздушных танкеров и 6 самолетов ДРЛО "Сентри", 10 самолетов РТ-разведки, в этом году ожидается поставка RC-135W (четыре штуки) - спецтехника для преодоления серьезных систем ПВО

      + армейская авиация - 8 сквадронов самопальных "Апачей" (WAH-64 фирмы Westland)
      Цитата: Orty
      а танков у них 250 шт

      У вас устаревшие данные - всего 227)))
      + резерв штук 100-150

      800 БМП Уорриор
      900 тяжелых гусеничных БТР Бульдог
      600 легких танков и бронемашин (Самаритан, Султан, Самсон...)

      ...в принципе, вполне достаточно для островной державы мелкобритании)))
      1. +1
        11 июля 2013 13:48
        Пусть даже так, а F-35 еще не известно что за зверь будет, я так думаю большую часть из них они в палубной версии возьмут.
    2. +1
      11 июля 2013 14:12
      У Аргентины положение еще хуже - кризис....
    3. Бурелом
      +1
      11 июля 2013 16:22
      "Как сообщает майский номер журнала "Air International" в статье "Argentina Reports Low Readiness Level", 10 марта 2013 года в Аргентине был распространен отчет о боеготовности ВВС страны. Он был подготовлен депутатом парламента Х. Мартинесом (Julio Martinez). По информации, приведенной в документе, только 16% от численного состава парка ВВС Аргентины могут считаться боеготовыми. Для сравнения, данный показатель составляет 50% для ВВС Бразилии и Чили (сама Аргентина достигала его в 2001-2003 годах), и 75% для ВВС США и Франции. В 2005-2010 годах уровень боеготовности ВВС страны достигал 30%. Отмечается, что сложившиеся показатели с исправностью парка являются наихудшими со времени Фолклендской войны с Великобританией в 1982 году.

      Отчет также приводит дополнительные данные об аварийности парка. Так, самая последняя катастрофа имела место в феврале, когда разбился штурмовик Douglas A-4AR Skyhawk (бортовой номер С-902) в результате неисправности двигателя. Это уменьшило число боеготовых самолетов данного типа до четырех из числа 36, ранее закупленных в США из наличия Корпуса Морской пехоты.

      Cогласно отчета, в строю остается только 14 из 53 истребителей Dassault Mirage III, 34 из 100 штурмовиков IA-58 Pucara, 34 из 90 учебно-тренировочных самолетов Beech B-45 Mentor, и 27 (из 30 закупленных) учебно-тренировочных самолетов Embraer EMB-312A Tucano. Кроме того, отмечается в документе, сокращение числа исправных самолетов негативно влияет на сохранение численности летчиков в составе ВВС."
      1. Drosselmeyer
        +3
        11 июля 2013 23:20
        Вот типичный пример: вроде в стране и потомки белых европейцев живут, и страна не бедная, а всё дальше, в течении 50 лет, проваливаются в нищету за счёт займов в МВФ.
        Пример для Украины.
  7. 0
    11 июля 2013 17:01
    Цитата: Orty
    Цитата: Nayhas
    Интересно, а как бы сейчас выкручивалась бы ВБ? Стратегических бомбардировщиков нет, единственный авианосец без авиации... С другой стороны у Аргентины с ВВС и ВМС стало ещё хуже стало... Пусть лучше в футбол на острова играют...

    Никак, подняла бы визг в ООН и пожаловалась бы США, ВС Британии тепрь одна насмешка, у них там буквально танков меньше чем генералов, а танков у них 250 шт. Кроме флота у них по настоящему боеспособны только морпехи и ССО (SAS, SBS и т.д.). А авиации только Тайфуны и старенькие Торнадо, но их спишут то ли до 15 то ли до 19 года. И останется RAF с сотней истребителей Тайфун, без бомберов и штурмовиков.

    Цитата: Orty
    И останется RAF с сотней истребителей Тайфун, без бомберов и штурмовиков.

    К моменту списания Торнадо (2019) ожидается пополнение RAF 48 F-35 (в перспективе - до 90 машин)
    RAF хорошо сбалансированы - помимо ударных машин, имеется 17 воздушных танкеров и 6 самолетов ДРЛО "Сентри", 10 самолетов РТ-разведки, в этом году ожидается поставка RC-135W (четыре штуки) - спецтехника для преодоления серьезных систем ПВО

    + армейская авиация - 8 сквадронов самопальных "Апачей" (WAH-64 фирмы Westland)
    Цитата: Orty
    а танков у них 250 шт

    У вас устаревшие данные - всего 227)))
    + резерв штук 100-150

    800 БМП Уорриор
    900 тяжелых гусеничных БТР Бульдог
    600 легких танков и бронемашин (Самаритан, Султан, Самсон...)

    ...в принципе, вполне достаточно для островной державы мелкобритании)))

    Чтобы бомбить совместно с США какую-нибудь нефтеносную арабскую страну с недемократическим правительством, вооруженную старьём 1960-х годов, такой армии вполне хватит.
    И спасибо автору за статью, не знал, через что пришлось пройти англичанам для победы отсталой аргентинской армии. Мне представлялось, что победа для англичан была без напряга.
    1. 0
      11 июля 2013 18:41
      Выходит англичане тоже вынуждены были геройствовать, ради победы своей родины...
      Вот как всегда...одни м...ки политические решения принимают: авианосцы резать, бомберы сокращать, а прямо вслед за этим другим (как там говорили недавно - "зеленым человечкам") уже приходится героями становиться, чтобы страну сберечь.
    2. Drosselmeyer
      +1
      11 июля 2013 19:23
      Покажите мне нефтеносную страну с вооружением 60-х годов. Разве, что Иран, да и то с натягом. У арабов-нефтяников сейчас армии вооружены по передовому слову техники и смело могут натянуть мелкобританию.
      1. 0
        11 июля 2013 23:59
        Цитата: Drosselmeyer
        У арабов-нефтяников сейчас армии вооружены по передовому слову техники и смело могут натянуть мелкобританию.

        ну про мелокобританию Вы погорячились конечно, но в целом деньги им ляжки жгут и они их в ВС вбухивают! А про оружие ... оно ведь само не воюет! hi
  8. +1
    11 июля 2013 17:29
    Сей рассказ не ставит перед собой задачу освещения всех удивительных событий, произошедших в Южной Атлантике. Мы не станем насмехаться над отключенными радарами британских кораблей и невзрывающимися бомбах ВВС Аргентины.

    после этой статьи я хочу знать побольше таких подробностей об этой войне
    *Американская помощь ограничилась предоставленной авиабазой на о. Вознесения и доставкой 60 000 тонн корабельного топлива для нужд флота Её Величества. Также, весьма вероятна информационная поддержка и предоставление данных со спутников Naval Ocean Surveillance System (также известной, как система морской космической разведки White Cloud).

    Британцы явно надеялись на большее – нападение на страну блока НАТО обязывает остальные страны блока выступить «единым фронтом» против агрессора (Статья 5 Североатлантического договора). Увы, общая нелогичность той войны и чрезвычайная удаленность Фолклендов, привели к тому, что «владычице морей» пришлось отдуваться самостоятельно.

    будь бы на Фолклендах нефть, то США обязательны бы помогли англичанам. И всю нефть оставили бы себе.
    Зато англичанам есть повод гордиться - хоть какую-то войну выиграли без помощи америкосов
    1. EvgAn
      +2
      11 июля 2013 17:58
      Ну, не совсем без помощи, хотя она и была пассивной.
    2. 0
      11 июля 2013 18:43
      Так там вроде как на шельфе нефть и есть.
      Только добывать ее - примерно как у нас газ со Штокмана...далеко, холодно, глубоко, сложно, ну и соответственно рискованно и дорого

      Недавно же скандал был - аргентинцы обиделись, что бриты хотят развед. бурения начать в море.
  9. +3
    11 июля 2013 18:21
    По поводу того, почему не вмешалось НАТО
    Действие договора (NATO) с момента его подписания ограничивается Североатлантическим регионом, южной границей которого определен Северный тропик. Именно поэтому НАТО не вмешалась в аргентино-британский вооруженный конфликт на Фолклендских островах в 1982 г.
    А за статью - спасибо.
  10. PistonizaToR
    +3
    11 июля 2013 20:09
    Из всего количества бомб сброшенных и попавших в британские корабли-80% просрали...тобишь не взорвались,,в том числе из 4х пущенных ПКР Экзосет взорвалась только одна.Таким образом у чванливых Сэров просто прокатилоооо.....
  11. +2
    11 июля 2013 22:18
    Статья интересная, читается легко и с юмором, спасибо! Было интересно почитать некоторые подробности, Вам "+"!
    в целом по той войне ... сильное ощущение, что аргентинцы её начали почти с бухты-барахты для себя, не подготовившись. Почти так же как и Гитлер в 1939, нахрапом (только у Гитлера задачи были помасштабней). Аргентинцам бы с годик другой повременить, армию довооружить. хотя бы и в долг (кредитов набрать), ДПЛ штуки 3 хотя бы у ФРГ например закупить, и всё могло и должно было кончиться не так, как было! А так ... на шапкозакидательство похоже получилось. Имея на вооружении 4 штуки "Экзосет" противостоять британскому флоту, пусть даже и такому, каков он был ... Не понимаю!
    Цитата: автор
    Несмотря на несколько налетов в условиях полного отсутствия сопротивления, британцам так и не удалось серьезно повредить ВПП аэропорта Порт-Стенли – серии бомб вырывали кратеры на летном поле, но лишь одна или две бомбы задели саму полосу.

    и то очень сомнительно, что даже эти 2 бомбы попали. Аргентинцы постоянно после каждого налёта насыпали на ВПП песок мешками, имитируя воронку от авибомбы. А мелкобриты через амеровские спутники радовались что попали, а на самом деле. request negative
    Вот недавно на ВО была статья Бонго о "Вулкан", где он приводил информацию, что в конце 60-х (после 1950-го), бриты на Вулканах летали в Америку где соревновались с хозяевами в точности бомбометания. В статье сказано было, что Вулканы с бритами вроде как пари выиграли. Мне вот теперь интересно, в свете информации о реальной бомбардировке Фолкленд, какова же реальная меткость (целкость) американских пилотов-стретегов? bully
    Тем не менее определенный эффект был достигнут: в припадке липкого страха, аргентинцы перевели часть своей авиации на защиту Буэнос-Айреса – руководство Аргентины всерьез опасалось возможных бомбардировок столицы.

    Не слышал об этом, про Буэнос-Айрес! Вообще-то мелкобриты сами же объявили, ещё в начале конфликта, что "зоной войны будет окружность радиусом 250 миль, с центорм на Фольклендах!" angry Буэнос-Айрес и близко в эту зону не попадал! Чего разволновались тогда? Хотя их крейсер был потоплен далеко за предеалми этой "зоны". Странная война, одним словом.
    1. 0
      12 июля 2013 00:27
      Цитата: старик54
      сильное ощущение, что аргентинцы её начали почти с бухты-барахты для себя, не подготовившись.

      На то она и "маленькая победоносная война")))
      Цитата: старик54
      Имея на вооружении 4 штуки "Экзосет" противостоять британскому флоту

      6 Экзосетов воздушного базирования
      + пару Экзосетов сняли с кораблей, перепрограммировали и пускали с берега (попали в "Глэморган", разворотив тому кормовую часть)

      Цитата: старик54
      Аргентинцы постоянно после каждого налёта насыпали на ВПП песок мешками, имитируя воронку от авибомбы. А мелкобриты через амеровские спутники радовались что попали, а на самом деле

      Гениально!
      Нужно пополнить коллекцию приколов с той войны
      Цитата: старик54
      Не слышал об этом, про Буэнос-Айрес!

      У страха глаза велики - Миражи отправились охранять столицу
      Цитата: старик54
      "зоной войны будет окружность радиусом 250 миль, с центорм на Фольклендах!"

      Это поначалу. С эскалацией конфликта бритты объвили, что будут топить и сбивать всех далее 12 миль от побережья Аргентины
      Цитата: старик54
      Странная война, одним словом.

      Единственная настоящая морская война со времен ВОВ

  12. +2
    11 июля 2013 22:24
    У Британцев была интереснейшая боевая авиация, ведь они были одними из первопроходцев в этой области... а остались лишь жалкие ошметки былой роскоши...
  13. 0
    12 июля 2013 21:23
    А впереди, на подлете к острову Вознесения разворачивалась целая трагедия – несчастный танкер XL189, отдавший все топливо идущему на задание бомбардировщику, теперь терпел бедствие над океаном
    почти как в фильме "Случай в квадрате 36-80"... А вообще бриты, как солдаты вызывают уважения, они истинные профессионалы.
  14. samolet il-76
    0
    12 декабря 2013 17:46
    Ничего себе самолётики!
  15. Beiderlei
    0
    17 января 2015 16:11
    Шикарная статья!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»