Четвертая звезда маршала Жукова

62
Четвертая звезда маршала Жукова

Седьмого ноября 1956 года, как обычно, в Москве на Красной площади в честь очередной годовщины Октябрьской революции состоялся военный парад. Его принимал министр обороны СССР Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Уверенно поднявшись на трибуну мавзолея и произнеся слова праздничного приветствия, он, казалось, внимательно наблюдал за чеканящими шаг пехотными каре и колоннами грозной боевой техники. Но мысленно он, да и остальные члены президиума ЦК КПСС, стоявшие вместе с ним на трибуне, были далеко от Красной площади. В это время за многие сотни километров от праздничной Москвы на улицах венгерской столицы Будапешта шли бои, в которых участвовали тысячи советских солдат. Именно 7 ноября истекал тот трехдневный срок, в который маршал обещал руководству страны разгромить «контрреволюцию» в Венгрии…

Тревожный октябрь 1956 года

После прошедшего в феврале 1956 года XX съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина, просоветским режимам стран народной демократии предстояло пройти трудный экзамен на прочность. Не менее сложные испытания выпали и на долю советских войск, размещенных в этих странах.
В октябре 1956 года обострилась борьба за демократизацию социализма в Польше и Венгрии, где проходили повсеместно массовые митинги и демонстрации. И если польское партийное руководство пошло на компромисс с Москвой, тем самым предотвратив советское военное вмешательство в самый последний момент, то в Венгрии события приняли совсем другой, жесткий оборот.


Начавшeеся 23 октября выступление студентов переросло в вооруженное антикоммунистическое восстание. А ввод в Будапешт особого корпуса советских войск во главе с генерал-лейтенантом П. Н. Лащенко придал ему характер национально-освободительной революции. Вспыхнули упорные бои в различных частях Будапешта, ставшего центром сопротивления. За шесть дней боев в городе советские войска потеряли около 350 человек убитыми и более 60 единиц боевой техники. В Кремле вынуждены были признать, что восстание начинает носить массовый, народный характер. Вся система власти венгерских коммунистов в столице и на местах рушилась на глазах. Безусловно, для советского руководства это был шок. Mаршал Жуков на президиуме ЦК КПСС был вынужден заявить: «…Антисоветские настроения широки. Вывести войска из Будапешта, если потребуется — вывести из Венгрии… Упорствовать дальше — неизвестно к чему приведет…». В этих условиях было принято решение вывести советские части из Будапешта 30 октября.

И все-таки в Москве колебались — уходить из Венгрии или нет. На принятие решения повлиял внешнеполитический фактор — страны НАТО и Израиль напали на Египет с целью захвата Суэцкого канала. Также оказала влияние и позиция посла СССР в Венгрии Ю. В. Андропова, который считал, что, если СССР не окажет вооруженной помощи, Венгрия станет жертвой агрессии со стороны НАТО.

Свою роль сыграли и кровавые акты насилия оппозиционеров в отношении венгерских коммунистов. Силовое решение стало неизбежным, и после того как правительство Имре Надя открыто пошло на разрыв с соцлагерем, было решено создать «революционное рабоче-крестьянское правительство» во главе с Яношем Кадаром, свергнуть Имре Надя и провести военную операцию по подавлению вооруженного «контрреволюционного мятежа».

Рождение «Вихря»

План операции, получившей название «Вихрь», был разработан под руководством министра обороны СССР Г. К. Жукова. Именно тогда маршал пообещал Н. С. Хрущеву решить венгерскую проблему в трехдневный срок. Общее руководство операцией было возложено на главнокомандующего объединенными вооруженными силами государств–участников Варшавского договора маршала И. С. Конева. Его штаб должен был разместиться в городе Сольнок.


В дополнение к войскам особого корпуса в районе Будапешта на территорию Западной Венгрии предполагалось ввести 38-ю армию генерал-лейтенанта Х. У. Мамсурова, а на территорию Восточной Венгрии — 8-ю механизированную армию генерал-лейтенанта А. Х. Бабаджаняна из Прикарпатского военного округа. Войскам этих армий ставилась задача блокировать и разоружить венгерские части за границами Будапешта и взять под контроль основные центры в 19 провинциях страны. Воздушно-десантные части в готовившейся операции должны были захватить и взять под охрану венгерские аэродромы.
Всего в операции «Вихрь» участвовало более 15 танковых, механизированных, стрелковых и авиадивизий, 7-я и 31-я воздушно-десантные дивизии, железнодорожная бригада общей численностью более 60 тысяч человек. На их вооружении имелось свыше 3000 танков (причем в войсках преобладали более современные Т-54).

По плану «Вихрь» особый корпус в составе 2 гв. мд генерал-майора С. В. Лебедева, 33 гв. мд генерал-майора Г. А. Обатурова и 128 гв. сд полковника Н. А. Горбунова должен был по сигналу «Гром», используя октябрьский боевой опыт и знание города, овладеть мостами через Дунай, горой Геллерт и Будайской крепостью, зданиями парламента, ЦК ВПТ, министерства обороны, управления полиции, занять вокзалы Нюгати и Келети, площадь Москвы, штаб сопротивления в кинотеатре «Корвин», радиостанцию «Кошут». Для захвата этих объектов во всех дивизиях были созданы спецотряды в составе батальона пехоты, им были приданы 150 десантников на бронетранспортерах, усиленные 10–12 танками. В этих отрядах находились ответственные работники органов госбезопасности: генерал-майор К. Е. Гребенник, назначенный позднее военным комендантом города, генерал-майор П. И. Зырянов, знаменитый советский нелегал А. М. Коротков. Им предстояло организовать захват и арест членов правительства Надя и руководителей «мятежа».


Кроме того, в задачу корпуса входило блокирование военных городков и подступов к Будапешту. Состав корпуса был усилен двумя танковыми, двумя парашютно-десантными полками, одним стрелковым, механизированным и артиллерийским полком, а также двумя дивизионами. По штабу восставших было решено нанести массированный бомбовый удар силами авиаполка дальних бомбардировщиков Ту-4.

Части ВДВ начали действовать уже 30 октября, 114 гв. пдп 31 гв. вдд был десантирован посадочным способом из Львова и Хмельницкого на аэродром Веспрем (в 100 км юго-западнее Будапешта), а поздним вечером того же дня туда был переброшен 381 пдп.

Началась эвакуация семей советских военнослужащих, а также подготовка к эвакуации работников венгерских партийных органов и госбезопасности.
3 ноября вечером на аэродром Текель был переброшен 108 гв. пдп в полном составе, а из Мукачево выступил 80 пдп.

О передвижении советских войск становилось известно в лагере восставших от местных жителей. Повстанцы начали серьезно готовиться к обороне. У них на вооружении имелись не только стрелковое оружие и бутылки с горючей смесью, но и противотанковые и зенитные орудия. Вооруженные группы получили подкрепления, вокруг столицы был сооружен оборонительный пояс. На окраинах Будапешта появились заставы с танками, на улицах — военные патрули. Численность венгерских частей в городе достигла 50 тыс. человек, кроме того, более 10 тыс. человек входило в состав национальной гвардии под командованием генерала Бела Кираи.

В распоряжении повстанцев было около 100 танков. Несмотря на то, что ситуация грозила выйти из-под контроля, правительство Надя не прекращало своей работы. 1 ноября состоялось экстренное заседание Совета министров Венгрии, на котором были единогласно приняты постановление о выходе страны из Варшавского договора и декларация о нейтралитете Венгрии. Послу Андропову была вручена нота с требованием немедленно начать переговоры о выводе советских войск с территории Венгрии. Советская сторона согласилась обсудить этот вопрос 3 ноября на своей военной базе Текель, куда прибыли члены венгерской делегации во главе с министром обороны Палом Малетером, где они были арестованы офицерами КГБ во главе с генералом армии И. А. Серовым.

По сигналу «Гром»

Штурм Будапешта начался ранним утром 4 ноября 1956 года с массированного артиллерийского обстрела главных очагов сопротивления восставших.
Затем танковые колонны устремились вперед для захвата мостов и основных опорных очагов сопротивления. Пехота при поддержке танков занялась зачисткой городских районов. Бои сразу приняли ожесточенный и бескомпромиссный характер. Успешно действовали на северо-востоке города части 2 гв.мд, которые овладели мостами через Дунай, парламентом, ЦК партии, арсеналом Фогт, где разоружили до 600 человек и захватили около 100 танков, два склада артвооружения, 15 орудий. Более 30 огневых точек было подавлено.


На западе Будапешта части 128 гв. сд захватили аэродром Будаерш (22 самолета), казармы школы связи, разоружили полк венгерской 7-й мех. дивизии. В районе площади Москвы вооруженное сопротивление оказывали отряды под руководством Яноша Сабо, бывшего комиссара в Красной армии Бела Куна и в прошлом водителя Имре Надя. Здесь попала в засаду и понесла тяжелые потери разведка в составе мотоциклетного взвода старшего лейтенанта И. Я. Карпова. Тяжелораненый офицер был захвачен в плен, где его зверски пытали: пробили голову, выкололи глаза. И хотя данные разведчиков помогли к 5 ноября очистить площадь, бои с мелким группами мятежников в этом районе продолжались до 9 ноября.

Особенно кровопролитные бои, как и предполагалось, развернулись в районе кинотеатра «Корвин», площади Жигмонда, королевского дворца на участках 33 гв. мд и 128 гв. сд. Здесь для их поддержки были задействованы части ВДВ, которым в сложных условиях плотной городской среды отводилась ведущая роль. Благодаря их четким скоординированным действиям оперативно были очищены основные жилые кварталы Будапешта. Подразделения, штурмовые группы, группы захвата иногда действовали самостоятельно без поддержки танков и артиллерии, не раз десантникам приходилось вступать в рукопашный бой.

4 ноября ранним утром 31 гв. вдд перешла в атаку, чтобы овладеть городом Веспрем. К 10 часам части дивизии сумели занять военные городки неподалеку от Веспрема, но только во второй половине дня десантникам удалось взять под контроль сам город.


Захват зенитных батарей системы ПВО Будапешта осуществляли шесть боевых групп 108 пдп. Одна из боевых групп в составе усиленной роты численностью 90 человек, пройдя по бездорожью более 30 километров, переправилась через Дунай, перенеся на себе все вооружение. Группа захватила две батареи, значительное количество оружия и боеприпасов, вывела из строя орудия, взяла в плен 96 офицеров и солдат.

День 4 ноября оказался ключевым для всей операции. В центре города советские войска встретили упорное сопротивление. Им пришлось применять огнеметное оружие, зажигательные и дымовые снаряды. Значительно были усилены штурмовые группы. Опасаясь многочисленных жертв среди мирного населения Будапешта, советское командование отменило воздушную бомбардировку города, развернув уже в воздухе самолеты Ту- 4.

В то же самое время на остальной части Венгрии успешно действовали подразделения 8-й механизированной и 38-й общевойсковой армий.

Завладев городами Сольнок, Дьер, Дебрецен, Мишкольц, они разоружили 15 венгерских дивизий и 5 отдельных полков (более 25 тысяч военнослужащих) и захватили всю венгерскую авиацию на аэродромах. Этому способствовал тот факт, что личный состав венгерской армии в основном остался нейтральным, например, в Будапеште сопротивление советским войскам оказали лишь 3 полка, 10 зенитных батарей, несколько строительных батальонов. Важную роль сыграла добровольная сдача в плен 13 генералов и более 300 офицеров в здании министерства обороны Венгрии.

Огненный «Вихрь» на улицах Будапешта

В городе главным очагом сопротивления был кинотеатр «Корвин», где оставался неприступным штаб оппозиционеров. Его круглое здание удобно располагалось внутри кольца из многоэтажных домов и представляло собой опорный пункт, усиленный двумя батареями 85-мм орудий, танками, зенитно-пулеметными установками и гарнизоном из 359 человек. Напротив находилась казарма им. Килиана, где действовал батальон вооруженных военных строителей, оказавший упорное сопротивление. Несколько советских атак было отбито с большими потерями. 3-й роте 108 гв. пдп под командованием гвардии капитана Н. И. Харламова удалось ворваться внутрь и, ведя бой в течение суток, к утру 5 ноября при поддержке танков и десантников 80 пдп взять под контроль казармы, где рота разоружила 125 человек и захватила много оружия.

К 15 часам 5 ноября для штурма кинотеатра «Корвин» были задействованы танковый и механизированный полки 33 гв. мд, усиленные частями 108 и 80 гв. пдп, также было привлечено 11 артиллерийских дивизионов, имевших в своем составе около 170 орудий и минометов. Упорные бои продолжались в течение суток, атаки следовали и днем, и ночью. Здесь оборонялись отряды под руководством Иштвана Ковача, Гергея Понгратца, а огнем артиллерии умело командовал Янко Мес по прозвищу «Янко деревянная нога». Только в 21.00 6 ноября начался финальный штурм, в котором отличился батальон 71 гв. танкового полка. Замполит батальона, командир штурмового отряда капитан Н. М. Якупов, будучи тяжелораненым, связкой гранат уничтожил противотанковое орудие, укрытое в подвале. Экипаж танка Т-34 под командованием старшего сержанта А. М. Балясникова на полном ходу ворвался в опорный пункт и с ходу уничтожил два орудия, четыре пулемета ДШК и до 30 обороняющихся.

Танк был подбит, но экипаж продолжал вести бой личным оружием и гранатами, что позволило штурмовой группе десантников капитана Н. И. Харламова при поддержке танкового взвода лейтенанта С. С. Цвика по проходам, образовавшимся в стенах после обстрела из танковых орудий и ручных гранатометов, ворваться в здание кинотеатра и подавить остатки сопротивления к утру 7 ноября.

Бои продолжались и в других частях Будапешта. Советские войска действовали решительно под впечатлением многочисленных случаев зверств повстанцев по отношению к сторонникам властей и расправ над захваченными советскими военнослужащими. С неожиданно упорным сопротивлением пришлось столкнуться частям 128 гв. сд и батальону 381 гв. пдп на площади Жигмонда, где находился один из самых мощных узлов сопротивления с 12 танками и 10 зенитными орудиями. На площади советские солдаты были встречены ураганным огнем с балконов и баррикад. Но ответным огнем танков и безоткатных орудий огневые точки противника были подавлены. Площадь Жигмонда была очищена, опорный пункт захвачен. Десантники уничтожили 223 мятежника, 3 танка, 1 орудие; захватили 143 мятежника, 9 танков и 9 зенитных орудий.

В течение 7 и 8 ноября советские войска взяли под контроль правительственную радиостанцию им. Кошута, университетский городок, тюрьму, все транспортные коммуникации и объекты связи. К этому времени у большинства венгерских бойцов закончились боеприпасы.

Для обнаружения остальных очагов сопротивления и уменьшения потерь было решено провести утром 7 ноября аэрофотосъемку всего Будапешта силами четырех самолетов-разведчиков Ил-28. Во время выполнения задания над островом Чепель один самолет был сбит, его экипаж погиб.


Однако по данным разведки, советское командование ожидал неприятный сюрприз: стало ясно, что после разгрома мятежников в центре города сопротивление началось в рабочих пригородах Будапешта на промышленных окраинах в Чепеле, крупнейшем в стране металлообрабатывающем комбинате, и Уйпеште.

Начиная с 7 ноября советская артиллерия била по центрам сопротивления, но чепельские рабочие дважды отказались сдать оружие и отбивали атаки до утра 10 ноября, когда рабочие советы запросили о прекращении огня. К 11 ноября вооруженное сопротивление было сломлено не только в столице, но и фактически на всей территории Венгрии. В Будапешт для наведения порядка был переброшен из СССР 12-й мотострелковый полк внутренних войск МВД. За время боев и после их окончания у мятежников и населения было изъято более 44 тысяч единиц оружия, из них 2 тысячи единиц современного иностранного производства.

Прекратив открытую борьбу, остатки повстанческих отрядов ушли в леса с целью создания партизанских групп, однако в результате сплошного прочесывания местности совместно с венгерскими офицерскими полками они были окончательно ликвидированы к концу года.

Холодная зима 1956 года

Всего лишь 18 дней история отвела венгерской революции 1956 года. Это была городская революция — революция студентов и рабочих, не поддержанных большинством венгерского крестьянства. Гражданская война был предотвращена, но цена за это была заплачена высокая: погибло более 2,5 тысячи венгерских граждан, около 20 тысяч ранено, свыше 200 тысяч венгров покинули страну. Стране причинен колоссальный экономический ущерб, было разрушено более 3 тысяч зданий. В ходе репрессий более 13 тысяч было приговорено к различным тюремным срокам, а смертной казни подвергнуто около 350 человек, в том числе лидеры Пал Малетер и Имре Надь.

Маршал Жуков сдержал обещание, данное политическому руководству СССР. Стремительными и решительными действиями Советская армия разрубила венгерский «узел», показав всему миру решимость любыми способами защищать целостность Организации Варшавского договора.


По итогам боевых действий 10 тысяч военнослужащих были награждены орденами и медалями, 26 человек удостоены звания Героя Советского Союза, 14 из них – посмертно. Увы, тяжелыми были и потери советских войск: 669 убитых, 51 человек пропали без вести, более полутора тысяч было ранено.

1 декабря 1956 года свою четвертую Звезду Героя получит и маршал Жуков. И хотя официально он награждался к своему 60-летию, все понимали, что это награда за усмирение мятежной Венгрии. Но операция «Вихрь» стала последней боевой операцией маршала, как и парад 7 ноября на Красной площади, который после этого он никогда больше не принимал…
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. soldat1945
    +24
    13 июля 2013 08:02
    Умели люди принимать решения нинакого не оглядываясь!
    1. Vovka Levka
      -25
      13 июля 2013 08:07
      Цитата: soldat1945
      Умели люди принимать решения нинакого не оглядываясь!

      И потому при первой возможности страны Варшавского договора разбежались. И где они сейчас?
      Любое действие имеет свою цену и последствие.
      1. +22
        13 июля 2013 11:06
        Разбежались, после того, как решения стала принимать противная сторона, при полном бездействии нашей.
        1. Vovka Levka
          -9
          13 июля 2013 12:06
          Цитата: treskoed
          Разбежались, после того, как решения стала принимать противная сторона, при полном бездействии нашей.

          А что надо было все топить в крови?
          1. +12
            13 июля 2013 13:09
            Цитата: Vovka Levka
            А что надо было все топить в крови?

            Тогда(когда разбегались-НЕТ),а когда сбились в свору(для нападения на Россию) под эгидой НАТО-ДА!
            1. Vovka Levka
              -17
              13 июля 2013 14:50
              Цитата: Корсар

              Тогда(когда разбегались-НЕТ),а когда сбились в свору(для нападения на Россию) под эгидой НАТО-ДА!

              Вам хочется с НАТО повоевать?
              Выдать жизнь Вас не трепала.
              1. +9
                14 июля 2013 02:47
                Цитата: Vovka Levka
                Вам хочется с НАТО повоевать?Выдать жизнь Вас не трепала.

                Эту НАТУ еще Россия не трепала, вот им и хочется с нами повоевать. А нам бы наоборот тихо-мирно пожить без их постоянных подлянок и провокаций. Я предпочитаю спокойно заниматься мирным трудом- учить детей. Но кто-то за западным кордоном хочет иного. А я не позволю - и если вынудят нашу страну - форма моя в шкафу, военник там в кармане, военкомат в 3 км от дома - собраться и придти не долго.

                Вот - раз минусы ночью пошли, значит прав я - засланцы западные в любое время бздят.
                1. Vovka Levka
                  -2
                  14 июля 2013 16:02
                  Цитата: Андрей-001

                  Эту НАТУ еще Россия не трепала, вот им и хочется с нами повоевать.

                  Откуда Вы это взяли?
                  Они полностью предсказуемые и им что надо легче купить. Что они и делают.
                  Опасается надо Китая, те улыбаются, но свое дело делают.
                  1. yak69
                    -1
                    14 июля 2013 20:40
                    Цитата: Vovka Levka
                    Откуда Вы это взяли?
                    Они полностью предсказуемые и им что надо легче купить.

                    Это от наивности такие мысли.
                    Цитата: Vovka Levka
                    Опасается надо Китая, те улыбаются, но свое дело делают.

                    А здесь Вы правы на все 100%. Китайских товарищей надо опасаться больше всего на свете. Самый лютый враг, это, как правило самый близкий "друг".
                    1. Vovka Levka
                      0
                      14 июля 2013 20:58
                      Цитата: yak69
                      Цитата: Vovka Levka
                      Откуда Вы это взяли?
                      Они полностью предсказуемые и им что надо легче купить.

                      Это от наивности такие мысли.
                      Цитата: Vovka Levka
                      Опасается надо Китая, те улыбаются, но свое дело делают.

                      А здесь Вы правы на все 100%. Китайских товарищей надо опасаться больше всего на свете. Самый лютый враг, это, как правило самый близкий "друг".

                      Наивности у меня нет, поэтому и рейтинг шикарный.
                  2. 0
                    15 июля 2013 14:37
                    Цитата: Vovka Levka
                    Они полностью предсказуемые

                    У них с головой явно не в порядке. А дураки обычно не предсказуемы.
                    Цитата: Vovka Levka
                    и им что надо легче купить. Что они и делают.

                    Не на что им покупать. Вот и лезут своими армиями везде где их не сильно бьют.
                    Цитата: Vovka Levka
                    Опасается надо Китая, те улыбаются, но свое дело делают.

                    Тут вы правы - боятся его не надо, а вот опасаться следует. И за эту фразу я Вам испорчу Ваш рейтинг поставив + wassat
                2. istoria
                  +3
                  15 июля 2013 01:26
                  Я думаю, исходя из жестокого урока последних 20-25 лет России нужно заниматься исключительно собой. Своими проблемами, и проблемами своих граждан. И порох сухим держать-однозначно!!!
                  Сильная Россия всю жизнь Западу поперек горла была! А она станет сильной, скинет "пивную" пену, уберуться те, кто готов за свое личное благополучие поменять гражданство, и Россия поднимется, я в это верю!!
                  Это тяжелый и нелегкий путь, но мы пройдем его. Наше гражданское общество должно и будет сильным и здоровым. С хорошими социальными программами, с чувством патриотизма и гордости за свою Родину. И это не красивые слова, я верю, что так и будет!
                  1. Vovka Levka
                    -1
                    15 июля 2013 02:12
                    Цитата: istoria
                    Я думаю, исходя из жестокого урока последних 20-25 лет России нужно заниматься исключительно собой. Своими проблемами, и проблемами своих граждан. И порох сухим держать-однозначно!!!
                    Сильная Россия всю жизнь Западу поперек горла была! А она станет сильной, скинет "пивную" пену, уберуться те, кто готов за свое личное благополучие поменять гражданство, и Россия поднимется, я в это верю!!
                    Это тяжелый и нелегкий путь, но мы пройдем его. Наше гражданское общество должно и будет сильным и здоровым. С хорошими социальными программами, с чувством патриотизма и гордости за свою Родину. И это не красивые слова, я верю, что так и будет!

                    Ваши слова бы Богу в уши.
              2. 0
                14 июля 2013 03:36
                Кого выдать? Сноудена?
              3. 0
                15 июля 2013 00:43
                Цитата: Vovka Levka
                Вам хочется с НАТО повоевать?
                Выдать жизнь Вас не трепала.
                Не умею,а может и не стоит разговаривать с животным
                проще языком плаката
                Это про самых обиженых,да-да,тех кто в обиженке
                Именно обиженых,никак не всех!
          2. Avenger711
            +1
            14 июля 2013 01:57
            Да, надо было. Собака должна знать свое место, да и венгров жалеть не за что.
          3. +8
            14 июля 2013 10:52
            Для особо ... не понимающих сообщаю, что Венгрия до самого конца войны оставалась наиболее верным и боеспособным союзником гитлеровской Германии.
            В 1956 году прошло всего лишь 11 лет после победы.
            И гарантии, что мадьяры не станут опять верным союзником, если не Германии, то других антисоветских сил не было.
            И тут на тебе: вывести войска, выйти из организации Варшавского договора (верный шаг в направлении его развала). Дескать, свободы нет. request
            Свободы тогда в Венгрии, да и везде, было маловато, это верно.
            А вот убытки СССР за свою дружбу с Гитлером они выплатили?
            Сомневаюсь.
            И не каялся никто за злодеяния на территории нашей страны.
            Да и правительство Имре Надя отнюдь не было настроено на поиск приемлемого компромисса с Москвой. Революционеры хреновы...
            За что и поплатились crying .
            Так, что с позиции обеспечения безопасности нашей страны у руководства СССР не было другого выхода.
            1. +4
              14 июля 2013 11:39
              А, вообще-то, по собственному опыту, антисоветские настроения у отдельных (далеко не у всех)мадьярских граждан сохранились и до рубежа 80-х.
              Но выражали они их с опаской, обычно в нетрезвом виде. wink
              Например, во время полевых занятий,так сказать, в перерывах между боями, зашел я с товарищем выпить "стаканчик холодного вина" в сельскую корчму.
              В те времена мы на учения и полевые занятия, как правило, ходили при оружии, никто его не воровал, и боеприпасами не торговал, да...
              Один нетрезвый гражданин ВНР стал выражать своё глубокое не удовольствие от нашего присутствия, но хозяйка заведения резко осадила его (язык я понимал не плохо): заткнись, , у парня пистолет! Наметанный глаз, сразу различила ПМ во внутреннем кармане танкового комбинезона. laughing
              Товарищ и вправду, сразу утух. wink
              В другой раз мы вечерком шли из ресторанчика,говорили на русском, шутили, и один гражданин, не добитый, по всей вероятности в 1945-56 гг., шел мимо и крайне злобно смотрел на нас. Засмотрелся так, что со всего маху ударился головой в чугунный фонарный столб и упал от удара.
              При этом он пришел в крайнее неудовольствие и закричал: Сталин-х...!
              Что, правда, в данной ситуации вызвало у нас лишь приступ смеха...
              С другой стороны, многие ветераны 2 мировой, бывшие в плену у нас, не выражали никакой неприязни к нам и СССР, относились хорошо, с пониманием. smile
              1. +2
                14 июля 2013 15:57
                Поправочка. Настроения у мадьяр не антисоветские а русофобские. Так всегда было.
              2. istoria
                +4
                15 июля 2013 01:37
                В Отечественную войну действительно, что венгры, что румыны отличались жестокостью. И СССР любили не все, а сейчас Россию не любят. Но не все, и не везде!
                А мы сами то любим себя? У нас в порядке вещей нецензурная брань в общественных местах, "справление нужды" на улице, где ходят женщины и дети. Какое то, я считаю, нездоровое преклонение перед заграницей, любой, даже Турцией и Египтом....Сто с небольшим лет назад, в определенных кругах считалось неприличным говорить на русском языке, похоже, мы к этому возвращаемся постепенно. Вам не кажется?
          4. yak69
            +1
            14 июля 2013 20:53
            Цитата: Vovka Levka
            А что надо было все топить в крови?

            Здесь приходится выбирать только между количеством крови.
            Сегодня, все наши "славянские братья", которых мы спасли от полного уничтожения фашистами, состоят в НАТО. И если НАТО решится напасть на нас (чистое предположение), то они побегут нас убивать в первых рядах!
            Вспомните период Октябрьской Революции и интервенцию с их стороны. Кого только не было тогда на нашей территории! "Братья славяне" были впереди всех.
            Свиньи они неблагодарные, вот моё мнение!
            Так вот, о количестве проливаемой крови. Тогда этой крови было бы пролито меньше, чем она льётся до сих пор (начиная с 90-х годов).
            Здесь надо мыслить другими категориями, имея ввиду историческое прошлое и предположительное будущее.
            Есть бесспорное правило--власть надо держать предельно жёстко (в случае попыток её свержения).
            1. Vovka Levka
              -1
              14 июля 2013 21:02
              Цитата: yak69

              Есть бесспорное правило--власть надо держать предельно жёстко (в случае попыток её свержения).

              Если даже ее не поддерживает население?
              1. yak69
                0
                15 июля 2013 23:44
                Цитата: Vovka Levka
                Если даже ее не поддерживает население?

                Население?! Какое население?!
                Если брать УПА и их методы пополнения своих рядов (если не пойдёшь воевать в наших рядах-убьём всю семью!) а потом они тоже говорили о "населении" которое их "всемерно поддерживает". А Вам известно, что банда убийц из ста человек может "сколотить" за короткое время формирование из 1000чел. и тоже заставит их воевать.
                Так что про население не надо! Еслиб в Венгрии действительно ВСЁ (или подавляющее большинство) населения было против советской власти, то ни Жуков и ни кто другой там бы победы не одержали.
                В своё время мне довелось очень плотно работать с офицером венгерской военной разведки (он чуть старше меня и большая часть его службы пришлась на советское время) и он откровенно рассказывал о многом. Так вот, особого неприятия у большинства к нам не было. А , как известно, удоды есть в любой семье.
                1. Vovka Levka
                  0
                  16 июля 2013 13:53
                  Цитата: yak69
                  Цитата: Vovka Levka
                  Если даже ее не поддерживает население?

                  Население?! Какое население?!
                  Если брать УПА и их методы пополнения своих рядов (если не пойдёшь воевать в наших рядах-убьём всю семью!) а потом они тоже говорили о "населении" которое их "всемерно поддерживает". А Вам известно, что банда убийц из ста человек может "сколотить" за короткое время формирование из 1000чел. и тоже заставит их воевать.
                  Так что про население не надо! Еслиб в Венгрии действительно ВСЁ (или подавляющее большинство) населения было против советской власти, то ни Жуков и ни кто другой там бы победы не одержали.
                  В своё время мне довелось очень плотно работать с офицером венгерской военной разведки (он чуть старше меня и большая часть его службы пришлась на советское время) и он откровенно рассказывал о многом. Так вот, особого неприятия у большинства к нам не было. А , как известно, удоды есть в любой семье.

                  Вы знаете сколько венгров ушло на запад? Поинтересуйтесь.
            2. -1
              14 июля 2013 23:27
              Какие именно братья славяне вы сохранили от фашистами? Сербы? Ваши западные союзники во Второй мировой войне, послали им только оружие и инструкторов, что Гитлер не мог справиться с ними. Чехи? Не думаю, что они создали большой проблемов немцов. Поляки? Вьй ударили их в спину в 1939 году. Болгарии? Мы как союзники Германии, хотя не так активно, не было никакой необходимости, чтобы освободить нас.
              1. yak69
                0
                15 июля 2013 23:49
                Цитата: stoqn477
                Какие именно братья славяне вы сохранили от фашистами?

                Пишите по русски правильно или не пишите вовсе!
                А то впечатление такое от Вашего коммента, что Вы или сильно пьяны или в школе не учились. Не поймёшь ничего.
                hi
                1. -1
                  17 июля 2013 22:10
                  Потому что я не использую русский более 20 лет с его письменной формы есть проблемы. Тем не менее, все, что требуется практика. Я должен использовать перевода Google, но там не все идеально. Это трудно, потому я не могу писать именно то, что я думаю. Если я пишу по болгарского вряд ли порадует вас больше.
                  Что касается алкоголя, пожалуйста, не обижайтесь.
      2. +12
        13 июля 2013 11:40
        я вообще не понимаю нашего стремления осчастливить европейских славян они нам никто и звать их никак им плевать на нас и нам должно быть плевать на них из за этих муд-аков мы столько раз кровь проливали а они как только становилось легче им сразу же продавали нас отдать их немцам с англосаксами и пусть они их учат (Ordnung muss sein-порядок должен быть)
        1. Vovka Levka
          0
          13 июля 2013 14:52
          Цитата: vjhbc
          я вообще не понимаю нашего стремления осчастливить европейских славян они нам никто и звать их никак им плевать на нас и нам должно быть плевать на них из за этих муд-аков мы столько раз кровь проливали а они как только становилось легче им сразу же продавали нас отдать их немцам с англосаксами и пусть они их учат (Ordnung muss sein-порядок должен быть)

          Я тоже не понимаю. В дома бардак, большинство людей просто выживают, а нас всегда куда то несёт.
          1. +1
            14 июля 2013 03:41
            ДА. на Украине вот уже скоро 30 лет бардак. А была богатейшая республика в СССР. Вот, что значит - не доросли до государственности.
        2. +8
          13 июля 2013 19:57
          Венгры такие же славяне, как мы вьетнамцы. Кстати, если кого и считать в гейропах азиатами, - то как раз венгров! Хунгари - самоназвание их страны - потомки гуннов. По поводу осчасливить: Сталин делал санитарный кордон, только не запад от СССР отгораживался, а СССР от НАТО... По поводу западного единства в НАТО: есть барин - США, есть холуи - все остальные. Держатся по инерции, но за барином в атаку не рвутся, достаточно Ирак и Афган посмотреть, сунулись было, потом потихоньку войска повыводили. Только верная шавка - мелкобриттия хвостом виляет, преданно заглядывая в глазки своей бывшей колонии. А сейчас мы их нагсо сыксам и отдали, всю восточную европеию. Те восторженно тявкают - но это пока.
        3. +2
          14 июля 2013 03:39
          В сё почти так, тока венгры - не славяне вовсе. И они нас последние 200 лет не любят. Хоть какая у нас власть.
        4. +1
          14 июля 2013 10:57
          Мадьяры вовсе не славяне, "они с Поволжья, как и мы", согласно В.Высоцкого, угро-финны.
        5. +6
          14 июля 2013 19:25
          Мой отец в 56-м бил мадьяр.Он всегда как-то стеснялся об этом рассказывать.Так вот из их роты в 72 человека после последнего боя осталось 9 человек,у отца шинель была прострелена в трех местах.В этом бою он рассказывал мадьяры положили пол батальона наших,оставшиеся подползли ,закидали гранатами,а потом пошли в штыки ,в плен никого не брали.Он всегда этого стыдился,а сегодня ,если бы он был жив,я ему крепко пожал руку и сказал,,Спасибо,Батя,,
      3. S-200
        +15
        13 июля 2013 12:32
        Цитата: Vovka Levka
        И потому при первой возможности страны Варшавского договора разбежались. И где они сейчас?

        Они и сейчас из НАТО побегут, если им хорошенько "всыпать"...
        Судьба у них такая - быть прокладкой между русским медведЁм и старушкой Европой в "особо пикантных" исторических ситуёвинах.
        wink
        1. Vovka Levka
          +1
          13 июля 2013 14:48
          Цитата: S-200

          Они и сейчас из НАТО побегут, если им хорошенько "всыпать"...
          Судьба у них такая - быть прокладкой между русским медведЁм и старушкой Европой в "особо пикантных" исторических ситуёвинах.
          wink

          Что за желание кому то, что то всыпать?
          Старый еврейский анекдот:
          Собрался Мойша на войну. Спрашивают его, что ты будешь там делать. Как что, я буду убивать наших врагов. Мойша, а если тебя убьют? А что я им плохого сделал, отвечает Мойша.
          1. S-200
            +4
            13 июля 2013 20:02
            ну, невозможно быть пацифистом на данном этапе эволюции человечества!
      4. +12
        13 июля 2013 13:04
        Цитата: Vovka Levka
        И потому при первой возможности страны Варшавского договора разбежались. И где они сейчас?

        В НАТО...
        И вопреки заверениям Запада о нераспространении блока на восток .Так, что нам есть что ИМ предъявить...
        За нами успешный опыт перекраивания политической карты Европы!
        1. Комментарий был удален.
          1. +2
            13 июля 2013 16:34
            Я так понимаю сучка-это страны восточной европы? польша,венгрия и прочие?
            А запад это тот самый кобель? Тогда че тут вообще обсуждать?
      5. Комментарий был удален.
      6. +2
        14 июля 2013 03:33
        Ну разбежались. И кто они теперь? Бедные родственники богатой Европы. Дешовая рабсила и прислуга. Сменяли шило на мыло. Теперь ни их промышленность, ни их культура никому не нужны. Да. Социалистический эксперимент не получился. Да. СССР был Империей и распоряжался покорёнными по-имперски. Так принято в Империях. Колонии должны: раз- сидеть, и два- тихо. Или будет как в Индии - пятой точкой к пушке - и "огонь!".
    2. +14
      13 июля 2013 11:58
      Венгерское "восстание" организовано фашисткими недобитками, участвовашими во ВМВ на стороне Гитлера. Венгрию, как и Германию, нужно было держать в течение нескольких десятков лет оккупированной войсками, за активное участие на стороне Германии, чтобы ушло поколение, участвующее в войне против СССР. Венгрия до самых последних дней ВМВ ожесточенно воевало с Красной Армией.
      Вместо этого хрущевское руководство вело политику либерализма в отношении руководства Венгрии, ну и соответственно получили организованное сопротивление недобитых врагов Советского Союза.
      США более прагматичны в этом отношении, они до сих пор держат свои войска на территории Германии и держат её Германию, под своим контролем.
      1. +14
        13 июля 2013 15:12
        vladimirZ
        Вот именно. Мне лично непонятно, почему автор эту попытку смены власти вооруженным путём называет Революцией студентов и рабочих...Какие к чертям студенты? В танках студенты сидели? Грамотно организовали оборону и снабжение тоже студенты? Будто мы не знаем. кто как и когда недовольство подобных "студентов" организовывает...
        Большая претензия автору- почему нет никаких упоминаний об иностранной помощи в восстании "студентов"?
        Почему нет ни слова об участии в боях бывших военнослужащих хортистской армии, убеждённых фашистов?
        Забыв это упомянуть, зато сделав акцент на студенческом характере "революции" автор исказил реальные события и люди неподготовленные могут прийти к совершенно неверным оценкам действий нашей страны...великолепная статья, поставил +.....но упомянутые мною недостатки весьма существенны.
        У меня там дед был...студентов не видел...фашистов -да...при нём в плен брали. Так эти твари пр-русски орали, что они нас с Германией не добили-так теперь с американцами добьют. Дед их с войны не любил. И воевали они не хуже немцев , а жестокие были, как бандеровцы.
    3. +8
      13 июля 2013 12:55
      Цитата: soldat1945
      Умели люди принимать решения нинакого не оглядываясь!

      Необходимо принимать во внимание ,что в годы ВОВ венгры были едва ли не самыми последовательными и жестокими союзниками рейха...
      И ещщё: Просматривается прямая историческая параллель между четвёртой Звездой Героя и награждением высшим чином ФЕЛЬДМАРШАЛ А.В.Суворова за усмирение Польши
  2. +26
    13 июля 2013 08:22
    Венгрия была союзницей Германии во второй мировой войне, её солдаты зверствовали на нашей земле. Захотели выйти из под руки державы-победительницы, получили в морду.
    1. Улан
      +12
      13 июля 2013 11:02
      Полностью согласен. Представлять события в Венгрии исключительно как стихийные народные выступления довольно примитивно.Откуда вдруг у народа оказалось такое количество боевого оружия?
      В статье почему-то полностью отсутствует тема внешнего воздействия на события в Венгрии.А оно было и исследовано во множестве публикаций.
      Венгрия действительно была союзницей Гитлера и как говорится вовремя "соскочила".Хотя ее место на скамье подсудимых Нюрнбергского трибунала как и прочих сателлитов Гитлера.
      Солдаты Венгрии пришли на нашу землю убивать,насиловать,грабить, а потом делали обиженный вид, их видишь ли оккупировали.Среди тех кто был с оружием в руках было немало бывших солдат венгерской армии воевавших за Гитлера. Венгрию СССР простил за обещание лояльности.
    2. +18
      13 июля 2013 11:27
      Согласен. Хватит лицемерия. Не только фашисты. Вся "цивилизованная" Европа участвовала в зверствах на нашей земле, помогала, или принимала непосредственное участие в уничтожении нашего народа, женщин, детей, стариков. Я вообще удивляюсь, как наши солдаты могли сдерживаться и не разнесли Европу в пыль.

      Венграм плохо жилось? Нечего было есть? Не хватало шмоток? НЕТ. Венгрия жила не хуже, чем остальные страны того времени.

      Не давали выступать и печататься гнидам и антисоветским хмырям? Ну, правильно. Неча грязь лить на нашу страну.

      А что тогда?

      Некоторые представители старой элиты и оппозиция внутри власти решили при помощи Запада (или скорее Запад при помощи их) захватить власть и смогли заморочить многим людям головы и их руками совершить государственный переворот.

      Раздолбали. Размазали. Правильно. Потому, что если где-то нас нет, там есть наши враги.
  3. patriot464
    +6
    13 июля 2013 08:40
    Цитата: Vovka Levka
    И потому при первой возможности страны Варшавского договора разбежались. И где они сейчас?Любое действие имеет свою цену и последствие.

    В шоколадном отсеке они сейчас, как и вся западная цивилизация.
  4. +15
    13 июля 2013 08:57
    Спасибо автору за лаконичное изложение тех событий! Если отбросить в сторону официальный бред о членстве Венгрии в Варшавском Договоре, и вспомнить, что прошло-то всего 10лет со времени окончания войны, все встает на свои места! Как фашистская Венгрия за 10 лет могла стать социалистической? Как кровный враг, за 10 лет мог стать-кровным братом? Как венгры могли преодолеть за 10 лет синдром побежденной стороны, сменив ненависть на любовь? Это наша горе пропаганда придумывала байку о контрреволюции в Венгрии /спрашивается, а когда же была революция?/. Все намного банальней, но не менее трагично и для нас, и для них. Венгрия восстала против "иностранных захватчиков", и получила за те же 10 лет, по второму кругу. Каждый народ выбирает свою судьбу, они и выбрали.....кровавое поражение и унижение!
  5. +15
    13 июля 2013 09:47
    Пусть историки пережёвывают историю.
    Главное, что перед Красной армией,перед маршалом Жуковым была поставлена цель и она была выполнена.
    В те годы для Красной Армии не было не выполнимых задач.
    1. yurii p
      +1
      13 июля 2013 11:20
      не красная а советская армия
      1. +6
        13 июля 2013 13:13
        Цитата: yurii p
        не красная а советская армия

        Как не величай-РОДНАЯ!
      2. -1
        14 июля 2013 15:56
        В чем разница? В конце концов армии СССР.
    2. 0
      13 июля 2013 22:47
      Не Грачев и не Сердюков. Может Шойгу удастся восстановить боеготовность и боеспособность российских войск.
  6. aleshka1987
    +4
    13 июля 2013 09:47
    Ну вот обьясните мне как после Сталина начало все раскачиватся? Как они допустили наличие у воставших большой массы стрелкового и противотанкового оружия? Как востание вообще могло стать неожиданостю, где контрразведка? Кто вооружал венгров, неужели наше "гениальное руководство"? Обьясните мне пожайлуйста, кто разбирается в этом вопросе хорошо.
    1. andsavichev2012
      +7
      13 июля 2013 10:24
      В странах восточный европы был взят курс на мирное, безреволюционное строительство социализма, с учетом советского опыта. Сталин, Димитров, Молотов как могли сдерживали тамошних большевиков, желающих повторить великий перелом в СССР. Вообщем, социализм в Восточной Европе создавался относительно мягко. В Венгрии ситуация была острее, так как в недалёком прошлом это был верный союзник 3-го рейха. И венгерские большевики вели более жесткую, репресивную политику. Их руководитель, тов. Ракоши, был покруче тов. Сталина, тока в меньших масштабах. Вопрос о смене Ракоши вставал в Москве еще с года 51. Тупой Кукурузник своим докладом выбил идеологическую основу из-под режима, да и не только в Венгрии. Страна загудела. Ракоши сменили. Тов. Надь начал проводить умиротворение и некоторую демократизацию режима. В венгерской партии труда осталось масса сторонников Ракоши. шли сплошные интриги, а народ митинговал. В этих интригах принял активное участие тогдашний посол в Венгрии - Тыловой Герой-Комсомолец Андропов. Надя подставили, оклеветали. В докладе в москву Великий "Чекист"-Интриган иудейского происхождения Андропов сообщил, что Надь вот-вот обратится за помощью к НАТО, ну а дальше пощло-поехало...
      хорошо, что венгерская армия (весьма боеспособная) вообщем заняла нейтральную позицию, т.к. их замполиты и генералы были в массе, настроены просоветски. А оранжевых студентов вовсю раскачивали америкосы, благо граница с нейтральной австрией была почти открытой...
      Когда политики обсераются, в процесс включается армия.
      Ну и более конкретно. Контразведка армейская не работалла по венгрии, т.к. она стала союзницей. Венгров вооружал советский союз по-максимуму, с учетом боевых качеств венгров на полях 1-й и 2-й Мировых как наступательную армию (цель - австрия, италия). На советских танках (новых, ис-3, т-44) рисовали большие белые полосы, что бы не путать с такими же венгерскими, но венгерские танкисты воевать не поехали.
      В 80-е Андропову записали в большие заслуги активное участие в подавлении мятежа, а надо было тогда, в 56-м, в наручниках на Лубянку отвезти
      1. Gari
        +2
        13 июля 2013 11:04
        Цитата: andsavichev2012
        Надя подставили, оклеветали.

        Имре Надь в июле 1916 года во время брусиловского прорыва был ранен и попал в русский плен. Находился в лагерях в районе Верхнеудинска (Улан-Удэ), на подсобных работах в прибайкальских деревнях, в Иркутске. В марте 1918 года вступил в интернациональный красногвардейский отряд, в котором служил до сентября этого же года.
        С приходом красных в Иркутск Надь проявляет активность и вступает в венгерскую красногвардейскую дружину, а с лета 1920 года по март 1921 года служит в особом отделе Иркутской ЧК. В те годы при нехватке грамотных кадров "бойцы-интернационалисты" считались "надежными товарищами", готовыми выполнить любой приказ.
        Они не были связаны национальными узами с местным населением, не отличались по отношению к ним излишней сентиментальностью и поэтому охотно зачислялись на рядовую работу в чекистские органы.
        В 1921 году, после краткого пребывания в Москве, Надь был направлен венгерской секцией Коминтерна на подпольную работу в Венгрию. Сведений об этом периоде его жизни в российских архивах отложилось немного.
        В частности, о протежировании в Коминтерн, после своего возвращения в Москву в 1929 году, своих ближайших соратников по подпольной борьбе в Венгрии Н. Тиринера и А. Мольнара. На поверку они оказались провокаторами и агентами венгерской полиции, "сдававшими" своих товарищей по революционному движению [1384]. Надь же уцелел, что породило в кругах венгерской эмиграции недобрые слухи. Возможно, эти слухи и послужили причиной отказа Надю в приеме в штат ГПУ. Кроме того, в архивных материалах есть документы, свидетельствующие о том, что на чекистов произвели неприятные впечатления "настойчивые попытки Надя устроиться кадровым сотрудников ГПУ".
        Вместо зачисления в кадры Надю предложили стать негласным агентом (секретным осведомителем), на что он дал согласие 17 января 1933 года. О его работе на органы сохранилось довольно много материалов
        В письме председателя КГБ СССР В. Крючкова в ЦК КПСС "Об архивных материалах о деятельности в СССР Имре Надя", подготовленном в июне 1989 г., отмечалось: "Из имеющихся архивных материалов не следует, что Надь сотрудничал с НКВД по принуждению.
        Более того, в документах прямо указывается, что "Володя" проявляет большую заинтересованность и инициативу в работе, является квалифицированным агентом.
        Вот какой ..белый и пушисый,, был Надь
        1. andsavichev2012
          +1
          13 июля 2013 11:20
          Ну да, я читал 2 его биографии разных авторов. Прощелыга тот еще был, типа нашего Андропова
          1. Gari
            +3
            13 июля 2013 12:21
            Цитата: andsavichev2012
            Ну да, я читал 2 его биографии разных авторов. Прощелыга тот еще был, типа нашего Андропова

            Насчет Андропова не буду , кажется наши взгляды не совпадают ,а вот Надь этот да , еще какой , темная лошадка была
            1. laurbalaur
              +1
              14 июля 2013 11:18
              Цитата: Gari
              Цитата: andsavichev2012
              Ну да, я читал 2 его биографии разных авторов. Прощелыга тот еще был, типа нашего Андропова

              Насчет Андропова не буду , кажется наши взгляды не совпадают ,а вот Надь этот да , еще какой , темная лошадка была

              Поддерживаю! И зверствовали они не хуже своих про-родичей-гуннов ! Кстати ,по приказу Надя ,был КАСТРИРОВАН Янош Кадор!
        2. yurii p
          +2
          13 июля 2013 11:28
          спасибо за интересную информацию.
      2. 0
        13 июля 2013 22:50
        НАТО было готово ввязаться, что было, то было.
      3. Avenger711
        0
        14 июля 2013 02:20
        Полосы вторжения наносят независимо от однотипности техники, причем никаких ИС-3, или Т-44 в Венгрию не поставлялось. Это общепринятый способ повышения заметности и предотвращения дружественного огня в условиях стресса.
      4. -1
        14 июля 2013 15:21
        [i]Сталин, Димитров, Молотов как могли сдерживали тамошних большевиков, желающих повторить великий перелом в СССР. Вообщем, социализм в Восточной Европе создавался относительно мягко.

        Я не знаю как понимет ето...только в Болгарии 6 000 000 человек того времени1944-1947 без суда и следствие избили около 30 000, кроме ето в полне уничтожили политически, военньй и пр. елит моей стране! И зачем? Ни один народ Восточная Европа не хотел бьйт советская губерния. Если не дай Бог грянула ІІІ мировая от Варшавский договор ничего не осталась...восточние немцьй, поляки, чехи, венгри, румьни все разбегжались при первога залпа! СССР боялис но не уважали...Не зрь у поляки ест такой анекдот..за поляк на Балтика и залатая рьйбка но не буду гворит о ето... Только в Болгарии русских всегда уважали, благодаря 1878 год но ето не заслуга Сталин и СССР...
      5. -2
        14 июля 2013 16:02
        В странах восточный европы был взят курс на мирное, безреволюционное строительство социализма, с учетом советского опыта. Сталин, Димитров, Молотов как могли сдерживали тамошних большевиков, желающих повторить великий перелом в СССР. Вообщем, социализм в Восточной Европе создавался относительно мягко.


        В Болгарии убили тысячи без суда. Другие были убиты по решению "Народный суд", более тысячи были в концентрационных лагерях и умер от каторжных работ и становятся пищей для свиней. Что такое мир?
    2. yurii p
      +3
      13 июля 2013 11:25
      не забываи после ВОВ прошло всего 11 лет, у нас в россии до сих пор находят отлично сохранившееся оружие.
  7. andsavichev2012
    +11
    13 июля 2013 10:35
    Малоизвестная деталь: на западе в СМИ венгерский мятеж приравняли к войне в испании, тока наоборот, социалисты и демократы против кровавых большевиков, а не фашистов. Добровольцы поперли, пока австрийскую границу не закрыли наглухо. Потом в моргах лежали трупы западных немцев, итальянцев, французов, америкосов и даж. автралийцев. Наши комендатуры год ломали головы чего с ними делать, а потом тихонько прикопали где-то.
  8. andsavichev2012
    +10
    13 июля 2013 10:49
    "После прошедшего в феврале 1956 года XX съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина, просоветским режимам стран народной демократии предстояло пройти трудный экзамен на прочность. Не менее сложные испытания выпали и на долю советских войск, размещенных в этих странах."
    свой доклад Кукурузный Тля писал втихую, в тайне от других членов Политбюро (под вопросом тока самый хитрый из армян). Для членов президиума и делегатов 20-го съезда это был шок. Наверно, если бы приехал выступить Гесс или Гувер ошалели бы меньше. Доклад был "секретным" , только для делегатов, но уже через день-два в москве появились фотокопии и распозлись, как блевотина, по всей стране. Лидеры союзных стран вааще охренели.
    Так что это не был процесс работы партии над своми ошибками, а кукурузная бомба.
    Ну а под шумок Тля Кукурузный спихнул тов. Маленкова
  9. Gari
    +4
    13 июля 2013 10:54
    Цитата: aleshka1987
    Ну вот обьясните мне как после Сталина начало все раскачиватся?

    Важной причиной разворачивания движения за "либеральные реформы" стала речь Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС (14-25 февраля 1956 г.). Несмотря на свою "секретность", она в считаные недели, благодаря оперативной работе американских разведывательных органов, стала широко известной в восточноевропейских странах. Критика недавнего прошлого, осуждение культа личности, ошибок и преступлений вызвала в социалистических странах Восточной Европы достаточно сильные, явные или скрытые, антисоветские настроения .
    В это время в Будапеште происходили довольно странные события. Некоторые исследователи объясняют их растерянностью властей и неразберихой, царившей в различных государственных ведомствах, в том числе и силовых структурах.
    Другие убеждены, что это были спланированные провокации, предательство и прямое вмешательство западных спецслужб. Речь идет в первую очередь об оружии, оказавшемся в больших количествах в руках повстанцев.
    Каким же образом это оружие оказалось у повстанцев?
    Без оружие небыло восстания.
    1. Gari
      +4
      13 июля 2013 11:08
      К исходу 24 октября войскам Особого корпуса в основном удалось выполнить поставленные задачи. Однако, как показали дальнейшие события, предпринятая силовая акция привела к ужесточению сопротивления повстанцев. Ситуация осложнилась уже на следующий день – 25 октября. По мнению Микояна и Суслова, прибывших в Будапешт 24 октября для выяснения обстановки в стране, венгерскую столицу всколыхнуло два события. Первое – инцидент у парламента, когда во время митинга с крыш и чердаков близлежащих домов по безоружным манифестантам и советским солдатам был открыт прицельный огонь, сожжен один танк. Среди погибших – командир полка майор В.П. Бачурин. Он был убит очередью из крупнокалиберного пулемета во время мирной беседы с демонстрантами. В ответ на провокацию советские подразделения и венгерские сотрудники госбезопасности ответили также огнем. По сей день нет точного ответа, кто же устроил эту провокацию. По одной версии, стрельбу с крыш начали сотрудники венгерского ГБ. По другим – группа вооруженных мятежников. Так или иначе, но в результате перестрелки было убито более 60 венгров (по более поздним данным – свыше 200 человек ).
      Второе событие – перестрелка у здания ЦК – советские танкисты, прикрывавшие здание, ошибочно открыли огонь по подходящей венгерской роте охраны, приняв ее за отряд повстанцев; 10 венгров были убиты.
      1. Gari
        +4
        13 июля 2013 11:11
        По словам бывшего старшего инструктора политотдела ОК по спецпропаганде полковника в отставке Виталия Фомина, во многом большие потери первых дней объяснялись моральным настроем личного состава советских войск. "Воспитываемые на уважении суверенитета и независимости братского народа, – вспоминал В. Фомин, – наши воины оказались в крайне тяжелой ситуации. Еще вчера они были желанными гостями на промышленных предприятиях, в производственных кооперативах и госхозах. Теперь же им предстояло встретиться с будапештцами далеко не в дружеской обстановке. К этому они явно не были готовыми. Как, впрочем, и к открытию огня первыми. И в данном случае инструктаж командования корпуса не делать этого был лишним.
        Что же касается приказа избегать провокаций, то выполнить его оказалось еще труднее. Как показали последующие события, экстремисты и террористы всех мастей широко использовали в своих коварных целях дружественные чувства советских военнослужащих к венгерским гражданам"
        1. Gari
          +5
          13 июля 2013 11:14
          28 октября И. Надь выступил по радио с декларацией нового правительства. Венгерское руководство осудило прежнюю оценку восстания как контрреволюции, признав его "широким национально-демократическим движением", сплотившим весь венгерский народ в борьбе за национальную независимость и суверенитет. В декларации была намечена программа скорейшего удовлетворения справедливых социальных требований трудящихся, объявлено о роспуске войск и органов госбезопасности и достигнутой между венгерским и советским правительствами договоренности о начале вывода советских войск из Будапешта. О пребывании советских войск в Венгрии в декларации говорилось: "Венгерское правительство выступит с инициативой переговоров об отношениях между Венгерской Народной Республикой и Советским Союзом – в частности, о выводе находящихся на территории Венгрии советских Вооруженных сил – в духе венгеро-советской дружбы, на основе принципов равноправия социалистических стран и национальной независимости"
          Советские представители Микоян и Суслов сделали следующий вывод о поведении Надя и его сторонников: "Самое опасное в том, что, своей декларацией разложив морально кадры госбезопасности – наиболее стойких бойцов, – они пока не сумели ничего сделать взамен, чем пользуется реакция" . На Западе, наоборот, текст Декларации вызвал положительные отклики.
          Заявление И. Надя от 28 октября стало поворотным моментом в развитии октябрьских событий. Защитники конституционного строя оказались деморализованными. Партийный актив, защищавший общественные здания, министерства и райкомы, получил приказ венгерского правительства немедленно сдать все наличное оружие. Наиболее дисциплинированные коммунисты его выполнили, и позже многие из них поплатились за это жизнью.
          Решение же правительства об упразднении органов госбезопасности ставило всех сотрудников венгерских спецслужб фактически вне закона.
          Переоценка характера событий ставила также крест и на пребывании в венгерской столице советских войск. Следствием этого стала яростная кампания против советских военнослужащих.
          30 октября правительство Надя потребовало немедленного вывода советского воинского контингента из Будапешта.
    2. andsavichev2012
      +5
      13 июля 2013 11:16
      Оружие было частично немецкое, с резервных складов и тайников. Частично - советское из армейских складов
    3. andsavichev2012
      +6
      13 июля 2013 11:29
      Несмотря на свою "секретность", она в считаные недели, благодаря оперативной работе американских разведывательных органов,
      Через 2-3 дня после выступления фотокопии поползлаи по Москве и потом дальше. Это не англо-саксы. Это стронники Тли в боьбе против старого Политбюро и Маленкова. Америкосы не смогли бы в те годы так быстро это организовать. По воспоминаниям Аджубея, Хрущ Кукурузный правил свой пасквиль последний раз рано утром перед съездом. Т.е. попасть на Запад, тиражировать ся и вернутся оно не могло ни за 2 дня, ни за неделю. Железный занавес...
    4. Avenger711
      0
      14 июля 2013 02:23
      В общем-то конец СССР пришел именно на 20-ом съезде. Пока этот бред официально не будет объявлен ложью у нас никаких шансов что-то выстроить на обломках Союза.

      Оружие ес-но было получено с помощью иностранных агентов и местных предателей.
  10. +10
    13 июля 2013 11:15
    Отец получил Красную звезду за Будапешт . Входили в город два раза. Первый раз было запрещено открывать огонь. В их роте основные потери были именно тогда. Отец говорил о том, что еще много у нас было в армии людей с опытом Отечественной войны тогда.Что сильно помогло. Второй раз входили ( Жуков приказал)-венгров не жалели, своих жалели- откуда стрельнули-оставалась груда развалин.
  11. +4
    13 июля 2013 11:17
    было решено создать «революционное рабоче-крестьянское правительство» во главе с Яношем Кадаром, свергнуть Имре Надя и провести военную операцию по подавлению вооруженного «контрреволюционного мятежа».

    А как сегодня недостаёт подобных решений в отношении бывших "братских", поливающих грязью и всячески унижающих великую страну и народ!
  12. Bormental
    +13
    13 июля 2013 11:27
    Зять служил в Венгрии в 1986 году - вспоминает, что в годовщину этих событий (30 лет получается) они находились в состоянии повышенной боевой готовности, опасались новых беспорядков. При этом со слов старших офицеров в 1956 году, во время восстания, в их части произошла такая ситуация (нигде в литературе, сети упоминания об этом я не нашел). В 1956 году их часть была на полевых учениях - соответственно в военном городке только караулы, тыловики и семьи военнослужащих. Когда началась эта фашистская революция из соседнего городка или деревни пришли мадьяры, сняли караулы и вырезали весь городок - в первую очередь женщин и детей офицеров + пытки, изнасилования. Этого им показалось мало - они повесили убитых на березках в роще, которая находилась на территории части - береза же символ России. Соответственно, офицеры вернулись и увидели своих жен, детей изуродованными и повешенными в этой роще. По воспоминаниям, командир части, не ожидая санкции со стороны командования, тут же разворачивает личный состав с техникой и закатывает в асфальт всех попавших под руку мадьяр, вместе с их домами и домочадцами - в первую очередь жителей той деревни или городка, откуда пришли эти изверги. Для офицеров и бойцов этой части акция возмездия, слава Богу, осталась без последствий - их просто вывели в Союз, а рощу ту вырубили. Так что не надо песенки петь о сознательных и свободолюбивых мадьярах-патриотах, борцах за свободу. Это был спланированный фашистский мятеж, поддержанный НАТО, причем, конечно мадьяры помнили унижение от поражения в войне буквально за 10 лет до этих событий.
    1. +10
      13 июля 2013 15:26
      Bormental
      Подобные зверства-это визитная карточка мадьяр. Они и в ВОВ у нас отметились таким же образом. Дед из просто ненавидел. Говорил-хуже фашистов...
      1. Babon
        +6
        13 июля 2013 15:49
        А у меня дед почему-то румын ещё больше ненавидел, говорил, вот на поле сражения они не очень себя показывали, а вот уже над мирным безоружным населением они умели издеваться, но венгры да отличались жестокостью.
        1. +6
          13 июля 2013 17:39
          Babon
          А мой к румынам относился презрительно-снисходительно.Даже с жалостью - он участвовал в окружении Сталинградской группировки и насмотрелся на из пленных. В составе КМГ Плиева освобождал Одессу. Говорит. тоже отметились. но с немцами и венграми не сравнить. Даже, говорил, больше воровали у населения, чем отбирали..но воровали подчистую, вплоть до ложек....кстати, возможно именно этим обрекая людей на смерть от голода. Разное впечатление у наших дедов возможно потому, что они видели разные художества румын...и вообще-все они одним миром мазаны, захватчики и есть захватчики...
      2. Bormental
        +5
        13 июля 2013 16:56
        Да, это точно. Свидетельств их зверств полно. Мадьяры только против мирного населения были вояки. Лет 10 назад по телеку видел интервью одной бабульки, которая в оккупации сталкивалась с мадьярами, румынами и итальянцами. Не помню откуда она - возможно из района Сталинграда - там вся эта сборная солянка хорошо по зубам получила. Так вот она вспоминала, что итальянцы вели себя хорошо - веселые, едой могли поделиться, не злые. Но хуже всего - мадьяры и румыны, эти всё отбирали, насиловали и убивали.
  13. ed65b
    +3
    13 июля 2013 13:18
    даже по партизанить не удалось венграм, а у нас по горам шайтаны какой год бегают. Нет ничему не научились нынешние генералы а ведь было у кого.
    1. Babon
      +2
      13 июля 2013 15:57
      По горам совсем другое дело, даже после ВОВ, в горах несколько десятилетий выискивали банды, которые занимались грабежами во время войны.
      1. ed65b
        +1
        13 июля 2013 21:41
        да нет вы ошибаетесь, чеченов выселили по рыхлому и горы не помогли.
        1. 0
          14 июля 2013 04:09
          В основном. А часть - партизанила до самого до возвращения своих.
          Это крымчаков смогли, а на Кавказе - слишком территория велика и рельеф сложный.
    2. 0
      14 июля 2013 04:08
      там партизанить негде. физически. Вот в Москве, в какой-нить Битце - попартизань. И там так.
  14. Babon
    +6
    13 июля 2013 15:54
    ИСУ-152 там себя очень хорошо показали. Жители домов сами выгоняли восставших из их домов, лишь бы по их домам не стреляли.
    1. +1
      13 июля 2013 21:29
      Цитата: Babon
      ИСУ-152 там себя очень хорошо показали. Жители домов сами выгоняли восставших из их домов, лишь бы по их домам не стреляли.

      На пехотный полк тогда было кажется 16 зениток. Они с домами очень хорощо справлялись.
  15. +10
    13 июля 2013 16:23
    Интересно.
    НО: автор пытается одной своей жопой сидеть на всех стульях. И наши у него – герои, и фашистские палачи и пособники недолитые в 1945-м и повылезшие из щелей – как бы революцЬонёры-нацосвободители.
    Так и между стуцльев провалиться недолго.
    Определяться надо, с кем.
    Фашистский мятеж в Венгрии был подготовлен и спровоцирован НАТО и западными спецслужбами.
    Наши войска действовали адекватно, даже слишком мягко и со значительным опозданием. В 1968-м в Чехословакии грамотнее и заранее.
    Надо знать, кто в европейском доме хозяин! Был – СССР. Теперь всем рулит бывший, нынешний и будущий вероятный противник.
    России в нынешнем состоянии хорошо бы самой не развалиться. Украина – тем более. Так что задача вероятного противника – облегчена до неприличия: сами себя уничтожаем.

    На венгров и это подействовало правильно. Уже в 70-х служба в Южной группе войск для офицеров была синекурой, а ЮГВ – самым благодатным местом службы.
    Офицеры, прапорщики, служащие СА с семьями (офицеры с детьми) спокойно жили не в гарнизонах, а в городах и посёлках среди венгров.
    1. +1
      14 июля 2013 02:26
      RoTTor
      Спасибо.Шикарный комментарий...для выражения эмоций не смог ограничиться плюсиком. спасибо!
  16. +1
    13 июля 2013 16:31
    Для написания такой статьи, знание материала из ИСТОРИИ ВОЕННОГО ИСКУССТВА маловато... надо бы ещё маленько и другие науки привлечь...
    1. 0
      13 июля 2013 22:09
      какие? подскажите.
  17. +3
    13 июля 2013 17:20
    Были востания в венгрии и польше. Первые - ярые союзники гитлера, и будапешт пришлось не освобождать, а захватывать. И вот всего 10 лет прошло, то, ненавидящее нас поколение не сменилось, не забыло навыков войны и ненависть к нам никуда не делась. Так что востание-то не антикоммунистическое, а явно антирусское. То же относится и к полякам, нашим историческим, природным врагам. Сейчас мы давно не соцстрана, а ненависть к нам осталась. Можете вспомнить евро-2012, когда наших там избивали.
  18. +2
    13 июля 2013 18:04
    Цитата: Vovka Levka

    Сучка не хочет, кобель не наскочит.

    Да мы как то этих сучек и не спрашивали ни когда.
    1. Vovka Levka
      +1
      14 июля 2013 14:24
      [quote=Fitter65][/quote]
      Да мы как то этих сучек и не спрашивали ни когда.[/quote]
      Вот и Вы сами дали ответ почему сейчас имеем такую ситуацию.

      Сейчас с Украиной происходит похожая ситуация. Вроде президент и парламент тот который хотела Россия в 2004 году, а отношения хуже, нежили при "оранжевых".
      Парадокс?

      Взять этот сайт. Есть прекрасные статьи, но есть такие что слов нет.
      Эта система рейтингов, тешутся звёздочками, как Брежнев медальками. У меня рейтинг отрицательный, так можно опубликовать один, два комментария, а дальше сиди тихо. Вот и вся дискуссия.
      Пока будет такой принцып, толку не будет ни России, ни в Украине. Нужна дискуссия и право, а не право папика и папиков.
      1. +1
        15 июля 2013 10:25
        Согласен!
        Меня иногда настолько удивляет реакция, что нет слов.
        Особенно это шапкозакидательство и острое неприятие другого мнения,
        я уж не говорю про провокационные вопросы и ответы типа " я с вами свиней не пас" или "сам ".
  19. Комментарий был удален.
  20. 0
    14 июля 2013 10:36
    Вьется пчёлка над тремя героями Брежнева.
    - Чёт ты ко мне привязалась, иди к Жукову, у него больше.
    - Неееет. У тебя они мёдом пахнут, а у Жукова – порохом.
  21. Хозяин Тайги
    0
    14 июля 2013 11:27
    После услышанных о резне советских женщин и детей какая-либо жалость к венграм отсутсвует начисто. Мало мяса нарубили. Надо было побоьше венгров отправить к Ящеру.
  22. ГЕО
    -1
    14 июля 2013 17:15
    Молодцы! Быстро и жестко! Так и надо, будет меньше крови в итоге.
  23. Костя-пешеход
    0
    15 июля 2013 02:44
    На нашу военщину всегда можно положиться, вот только политипический ресурс хромет, это не мудрено, в политике без чёрта ногу сломаешь, так как многих сознательных, профессиональных и талантливых в чистках 37-го уничтожили или как Троцкого в ссылку отправили (тут просто задумаешься о том как христосас 7 бесов изгонял, только наоборот) Вот вам тот же результат и в Югославии, и в Чечне, и в Сирии.

    Штаб работает оперативно, операция проходит успешно, а потом, «бац!!!», и потери мы несём, и отступаем, и оружия не хватает, а кодла террористов проплаченных Евро3ащитниками, наших солдат на куски рвёт, а мы как твари божьи ничего сказать не смеем - всё равно как кто-то через политику к нам подключается с того света, с другой стороны луны, и начинает управлять нашими действиями в ущерб нам. Невольно вспомнишь альфу и омегу (не путать с марками авто), тут лучше всего к Голливуду обратиться, который много историй знает, типа про инопланетянина Альфа)

    Так что для успешных военных операций серафимы - это как жители нейтральной планеты из мультфильма «Фьютурама»; Коминтерн, разрушенный абвером, играл куда более значимую роль для России и распространения правдивого имиджа о России и русских народов.

    Кстати, есле кто знает, в каком году группу "А" переименовали нерусской буквой "альфа", и как это помогло в предотвращении анти-террора? Это больше похоже на танго офф кэш, чем на главную букву в Русском алфавите!