Модель управляемого хаоса – угроза национальной безопасности России

В условиях глобализации и меняющегося глобального баланса сил в мире появляются новые центры влияния, создается полицентрическая система международных отношений. Динамику и направленность формирования нового миропорядка обусловливает комплекс противоречий между участниками мирового политического процесса. Главное из противоречий состоит в острой конкуренции между стремящимся к глобальному доминированию Западом, прежде всего США, и странами НАТО и набирающими экономический и политический вес растущими новыми центрами силы – Китаем, Россией, Индией и некоторыми другими государствами. Географическая площадка такой конкуренции – весь мир.

Одним из результатов противостояния является военно-политическая, социальная, экономическая нестабильность и турбулентность как следствие искусственно создаваемой хаотизации обстановки в отдельных странах и регионах. В применяемых стратегиях при всем разнообразии используемых форм и направлений хаотизации, геополитических особенностей объектов ее приложения просматриваются определенные закономерности. Это позволяет ввести в оборот понятие «модели управляемого хаоса» как одного из современных инструментов, применяемых Западом в борьбе за глобальное доминирование. Первое успешное применение такой модели относится к временам развала СССР и Организации Варшавского договора, когда был положен конец эпохе биполярного противостояния. Затем последовали и продолжаются до сих пор разнообразные «оранжевые революции», «арабская весна» и другие события, связанные с дестабилизацией и развалом суверенных государств, нарушением субъектности их развития. Комплекс проводимых при этом мероприятий ориентирован на управляющие центры противника с целью глубокой трансформации политической, экономической, социальной и духовной жизни страны и последующего втягивания переформатированного государства-жертвы в орбиту управляемых извне сателлитов.


Эффективность и прогнозируемая вероятность применения в будущем моделей управляемого хаоса обусловливает необходимость внимательного изучения этого феномена как одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации. Наша страна по-прежнему остается одной из главных целей в коллиматоре прицела модели. Именно поэтому изучение системных характеристик модели и особенностей ее применения представляется весьма актуальной задачей.

ПРЕДСКАЗАНИЯ В ЦЕЛЯХ УПРАВЛЕНИЯ

В общем случае под моделью понимают концептуальный инструмент, ориентированный в первую очередь на управление моделируемым процессом или явлением. При этом функция предсказания, прогнозирования служит целям управления.

Под моделью управляемого хаоса предлагается понимать логико-лингвистическое описание процесса по развитию конфронтационной спирали в выбранной стране или группе стран в интересах достижения заданных социально-политических, военных, экономических, пространственно-географических характеристик государства-жертвы (или региона). Содержание процесса определяет цели и задачи модели, этапы конфронтации, индикаторы достижения поставленных задач по каждому из этапов, а также позволяет выработать прогноз возможного внутреннего и международного противодействия.

Предназначение модели может заключаться в реализации нескольких взаимосвязанных функций:

– создание структурной оболочки для формирования концептуального инструмента, способного служить основой для разработки вариативных планов развития процесса управляемого хаоса в определенной геополитической зоне. Функция прогнозирования служит целям планирования и стратегического управления процессом и является неотъемлемой частью модели. Структурная оболочка представляет собой оптимизированный по составу и набору функций комплекс органов контроля и управления процессами во внутриполитической и международно-политической сфере государства;
– поддержка выбора решения, наиболее полно соответствующего оптимальному варианту развития моделируемого процесса;
– обеспечение непрерывного управления моделируемым процессом;
– обеспечение непрерывного мониторинга деятельности модели и полученных результатов.

Стратегия модели управляемого хаоса предполагает учет характера отношений как внутри государства-жертвы, так и с другими государствами, прежде всего в границах региона, расстановку военно-политических сил и динамику их развития, вероятную реакцию институтов обеспечения глобальной и региональной безопасности. Проводимое в этой сфере прогнозирование, как правило, основывается на анализе и оценке опасностей, рисков, вызовов и угроз, которые могут иметь глобальный, региональный или локальный характер. Анализируется также комплекс факторов, часть которых оказывает стабилизирующее или дестабилизирующее влияние на обстановку.
Системный анализ модели управляемого хаоса предполагает решение двух задач:
– анализ архитектуры модели и ее основных компонентов;
– анализ взаимосвязей между ними.

Использование метода концептуального моделирования и логико-лингвистического описания модели для анализа архитектуры модели требует четкого представления об элементах модели, их взаимосвязях, процессах выработки и принятия решений.

Модель управляемого хаоса, как и любая другая модель, в конструктивном плане может быть полностью описана с помощью четырех системных элементов: функция, вход, выход, процессор.


Функция выполняет системообразующую роль и характеризует предназначение модели. Функция определяет, что должно быть достигнуто в результате функционирования модели управляемого хаоса, однако не указывает, как это должно быть сделано.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЛИ ПОЛНОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ

Целевая функция модели управляемого хаоса предполагает выработку управляющих воздействий, направленных на целенаправленную трансформацию геополитического статуса или полное уничтожение государства-жертвы как главного объекта воздействия модели. Воздействию подлежат системные геополитические компоненты государства, определяющие его роль и место в современном мире, способность к устойчивому развитию: органы военно-политического управления, социально-экономический и военный потенциал, инфраструктура, территория и население. Ставится задача коренным образом изменить геополитический статус государства, определяемый его положением в глобальной и региональной системе государств, его способностью влиять на события в мире и регионе при одновременном сохранении присущей ему субъектности развития, способности защищать и укреплять свои национальные интересы, обеспечивать национальную безопасность.

Модель использует комплекс средств для создания хаоса в государстве, из них наиболее распространенными являются меры по поддержке развития в стране либеральной демократии и рыночных реформ. Наряду с этим в сознание населения целенаправленно внедряется мысль, что продвижение по указанным направлениям неминуемо приведет к повышению жизненных стандартов, формированию мощного среднего класса. Одновременно осуществляется вытеснение из сознания людей прежних ценностей и идеологии. В противовес этому оказывается поддержка псевдодемократическим, нередко имеющим радикальную направленность, якобы самостоятельным этноконфессиональным движениям. Конечным итогом таких действий является прогрессирующий развал экономической и социальной жизни страны, дезориентация населения, ослабление силовых структур.

Управляющие воздействия на входе модели управляемого хаоса формируются в соответствии с выбранным сценарием развития обстановки внутри государства-жертвы и в его окружении, а также ситуациями, возникающими в рамках сценария.

На выходе модели генерируются решения, которые передаются на различные исполнительские уровни, действующие в интересах модели внутри страны и за ее пределами.

Процессор как важная системная характеристика модели обеспечивает координацию системных компонентов и руководство деятельностью модели.
Система мониторинга обстановки формирует канал обратной связи, обеспечивающий устойчивость функционирования модели управляемого хаоса и позволяет проводить непрерывный оперативный контроль и оценку влияния принимаемых решений на обстановку внутри страны и в международной сфере.

Логико-лингвистическое описание модели управляемого хаоса можно представить в виде матрицы системных компонентов, которые могут быть описаны характеристиками в рамках четырех основных измерений модели: статического, контрольного, динамического и прогнозного.

ОСНОВНЫЕ СИСТЕМНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

К числу основных системных компонентов модели управляемого хаоса можно отнести:

1. Функции и цели модели. Следует отметить, что для реализации различных целей могут потребоваться трансформации модели, вплоть до необходимости создания новой модели.

2. Предназначение модели, в основе которого лежат представления заинтересованной стороны в конечных результатах функционирования модели, и то, что модель может реально предоставить для их достижения. Предназначение модели является ведущим критерием при определении ее структуры, общего потенциала и других характеристик с учетом ожидаемого вклада модели в достижение конечного результата.

3. Геополитический охват (зона ответственности) модели позволяет определить масштабы, в которых осуществляется деятельность по формированию совокупности необходимых трансформаций в интересах создания обстановки управляемого хаоса (глобальный, региональный или локальный).

4. Процессор модели является важнейшей системной характеристикой. В общем случае процессор может включать:
– алгоритм, определяющий последовательность выработки и выполнения решений, которые обеспечивают достижение целей и задач модели;
– базовые ресурсы модели, включая материальные, технические, финансовые, информационные, инфраструктуру для обеспечения деятельности модели в зоне ее ответственности;
– катализатор, включающий совокупность внутренних факторов, обеспечивающих процессы преобразования действий внешних факторов в управляющие воздействия (компетенции модели и их соответствие целям и задачам, оперативность процедур выработки и выполнения решений, способность к проецированию финансово-экономического, политического, военно-силового влияния в рамках зоны ответственности модели и др.);
– человеческие ресурсы, которые привлекаются в интересах решения задач модели на этапах ее деятельности.

5. Стратегическую устойчивость модели в различных ситуациях. К числу факторов, обеспечивающих стратегическую устойчивость, можно отнести наличие ясной стратегии; внутреннее единство участников, заинтересованных в достижении конечных целей модели; способность организаторов обеспечить формальное соответствие осуществляемых мероприятий международно признанной нормативно-правовой базе.

6. Сеть связей модели с другими участниками международно-политического процесса, заинтересованными в трансформации государства-жертвы. В сеть могут быть включены отдельные государства, их союзы, международные организации, неправительственные и общественные организации, отдельные влиятельные личности.

7. Мониторинг обстановки предполагает наличие у модели развитой сети средств наблюдения за обстановкой, систематизации и анализа сведений и их оперативной передачи в центры принятия решений. Наличие системы мониторинга обеспечивает функционирование канала обратной связи, что является ключевым условием устойчивой работы модели в целом.

АРХИТЕКТУРА МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ

В архитектуре модели управляемого хаоса важное место принадлежит процессору, который имеет ряд существенных отличий, например, от процессора модели обеспечения глобальной, региональной или национальной безопасности. Если в процессоре модели обеспечения безопасности можно достаточно четко определить иерархические уровни управления: стратегический, оперативный и тактический, то процессор модели управляемого хаоса будет выглядеть иначе. Системное отличие заключается в сочетании в нем возможностей иерархических структур управления и уже заявивших о себе феноменов глобальных, региональных и национальных сетевых структур, способных служить мощным инструментом, оказывающим дестабилизирующее воздействие на все сферы деятельности государства-жертвы. В рамках синергетического взаимодействия эти системные компоненты дополняют преимущества друг друга и взаимно компенсируют недостатки, что обеспечивает гибкость их применения на различных этапах операции по дестабилизации обстановки.

Так, традиционной жесткой иерархической системе управления присущи субординация, устойчивость, восстанавливаемость, наличие каналов передачи информации. Вместе с тем иерархическая структура нередко имеет невысокую степень управляемости и системную тенденцию к росту числа иерархических ступеней, недостаточную оперативность передачи информации, что ведет за собой задержки в принятии решений и действий в режиме реального времени. Иерархические структуры часто гибнут при уничтожении центрального звена. Именно такая иерархическая структура в форме государства и противостоит модели управляемого хаоса.

Для сетевых форм характерно отсутствие единого центра, это полицентрические структуры. Сетевая организация имеет горизонтальную архитектуру, для которой в отличие от жесткой иерархической пирамиды присущи взаимосвязанность ячеек (групп) сети и непрерывный обмен информацией между ними в масштабе времени, близком к реальному. По определению, каждая ячейка является равноправной и пользуется относительной свободой входа-выхода из сети. Высокая мотивация участников сетевой структуры предопределяет их ориентацию на конечный результат и эффективность действий, ячейки гибко приспособляются к изменениям внутренней и внешней среды, обладают способностью к самоорганизации и саморегуляции. Высокая скорость обмена информацией как одна из важных характеристик сетевого взаимодействия упрощает и стремительно ускоряет процесс создания географически распределенных социальных групп (сетей) в масштабах страны или региона, характеризующихся преобладанием неиерархических горизонтальных коммуникаций, возможностью общения между ячейками. Динамизм и устойчивость активных центров сети, разнообразие внутренних связей обеспечивают сетевой структуре многовариантность путей развития и решения задач в условиях быстроменяющейся обстановки.

В СЕТЯХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Как показывает опыт событий в Ливии и в Сирии, модель управляемого хаоса базируется на двух типах сетей: на локальных и региональных сетевых структурах. В первом случае сеть состоит из замкнутых на себя тайных децентрализованных групп со свободным горизонтальным общением. Региональные сетевые структуры более открыты и ориентированы на собственную экспансию, распространение в регионе, на привлечение новых элементов, что особенно важно для подпитки модели оружием, финансами, человеческими ресурсами, оказания информационной поддержки. Для региональных сетей характерна подвижная, проницаемая и не всегда явно выраженная граница сети в пределах региона. В таких условиях для обеспечения устойчивости сети необходима прочная внутренняя организация. Потенциал модели прямо пропорционален многообразию охватываемых сетью ячеек (групп) в стране и регионе. При этом многоцентричность сети не препятствует ее целостности. В рамках синергетического взаимодействия сеть как целое больше суммы своих частей. Целостность сети обеспечивается быстродействующими и эффективными внутрисетевыми каналами передачи управляющих воздействий и обратной связи, что позволяет синхронизировать процессы, происходящие в различных частях сети. В условиях развития конфликта локальные и региональные сетевые структуры используются для решения мобилизационных задач, связанных с изучением, вербовкой и подготовкой боевиков. В вербовке боевиков и их обеспечении особенно велика роль региональных структур. По некоторым данным, из 5–7 тыс. боевиков сирийской оппозиции лишь 1,5 тыс. могут быть идентифицированы как выходцы из Сирии, остальные направляются в страну по каналам региональных сетей, охватывающих Африку, Ближний и Средний Восток, некоторые другие районы. Локальные сетевые мобилизационные каналы привлекались для обеспечения массовых волнений в Турции в начале июня.

С учетом специфики процессора модели управляемого хаоса еще одним важным свойством сетевой организации является возможность ее своевременной функциональной перестройки. Это обеспечивает подвижность и мобильность применения базовых ресурсов, например, их сосредоточение на стратегически важной в данный момент цели.

В целом наличие быстродействующих связей и потенциала гибкой адаптации сетевых форм облегчают лучшую координацию при резких и труднопрогнозируемых изменениях обстановки. Изменчивость и управляемость границ сетевых форм модели позволяют модифицировать состав сети в качестве меры реагирования на такие изменения.

Использование сетевых форм организации и взаимодействия позволяет обеспечить выживаемость и эффективность моделей управляемого хаоса.

ПУТЬ К КАПИТУЛЯЦИИ: ШАГ ЗА ШАГОМ

Катализатор модели управляемого хаоса как составная часть процессора на основе учета развития внутренней обстановки в стране преобразует действия внешних факторов в управляющие воздействия, направленные на решение комплекса задач поэтапной дестабилизации всех жизненно важных сфер государства, определенного в качестве жертвы, вплоть до полной капитуляции правительства. В содержательном плане управляющие воздействия могут быть направлены на ослабление управляемости экономикой и разложение ключевых государственных институтов, деградацию внутренней социально-экономической ситуации, вплоть до системного стимулирования внутреннего социально-политического кризиса, формирование внешнего недоброжелательного международного окружения, умелое сочетание жестких и мягких технологий воздействия на население, правящие круги и особенно на силовые структуры с целью внесения раскола и деморализации, широкое использование «агентов влияния», распространение панических слухов и настроений.

В результате на финальной стадии конфронтации подрывается политическая воля правительства и правящих элит и ставится вопрос о передаче власти неким оппозиционным силам или введении внешнего правления.

Направленность работе процессора задает прогноз вероятного внутреннего и внешнего противодействия, включая оценку внутриполитической обстановки, состояния экономики и социальной сферы, сплоченности населения и степени поддержки им правящего режима, морального состояния вооруженных сил и их готовности защищать существующий государственно-политический строй. Важным элементом прогноза является оценка способности государства и правящих элит противодействовать сепаратистским тенденциям внутри страны, своевременно и адекватно реагировать на признаки напряженности на религиозной и культурно-цивилизационной основе. Характерно, что масштабы и уровень технологической оснащенности вооруженных сил относятся к второстепенным факторам.

В международно-политической сфере оценке подлежат отношения государства с институтами обеспечения глобальной и региональной безопасности, наличие недоброжелателей среди других государств, а также наличие союзников и степень их готовности оказать поддержку при дестабилизации внутриполитической обстановки.

Алгоритм деятельности модели выстраивается на основе четкого понимания соотношения дестабилизирующих и стабилизирующих факторов во внутриполитической и международно-политической сферах с выработкой последовательных шагов по соответствующему усилению одних и ослаблению влияния других факторов.

В чем заключаются угрозы, создающие основу для возможного применения технологий управляемого хаоса против Российской Федерации? Это попытки некритического внедрения западных моделей управления экономикой, многие из которых не соответствуют российским условиям; сохраняющаяся привязанность к сырьевой ориентации экономики и неразвитость обрабатывающих отраслей промышленности; коррупция в системе государственного управления; сохранение положения «ведомой» страны в сфере культурно-цивилизационного развития; продвижение либеральной идеи невмешательства государства в экономику и социальное строительство в качестве гаранта неотвратимости подлинно демократических преобразований; неконтролируемая миграция.

Успешное противостояние этим угрозам в решающей степени определяются потенциалом, мощью и внутренним единством Российской Федерации, соотношением сил в мировой системе государств. Особую значимость для России и мира в целом имеет задача формирования в Евразии общего пространства безопасности без разделительных линий, где Российская Федерация по праву выступила бы консолидирующей цивилизацией в рамках единого евразийского блока. Одним из важных условий успешного решения этой глобальной задачи является наличие у России четких стратегий, обеспечивающих сбалансированное внутреннее и внешнее развитие страны, ее притягательность для собственных граждан и партнеров, укрепление союзнических и партнерских связей, совершенствование контактов с международными организациями и использование потенциала международного сотрудничества в интересах укрепления национальной безопасности и приспособления своих национальных структур и политики в целом к изменяющейся геополитической карте мира.
Первоисточник:
http://nvo.ng.ru/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти