Military Review

Resident in Israel

10
It has long been assumed that an imperceptible person of an unobtrusive appearance who does not attract outside attention on the streets of foreign cities and is able to dissolve may become a professional intelligence officer. The legendary heartbreaker James Bond - a person who is almost a mythological (or purely advertising and cinematographic). Perhaps it was the classical dissimilarity of Vladimir Ivanovich Vertiporokh - a two-meter bogatyr of a truly Slavic appearance - to a scout and allowed him to obtain and transfer valuable information to the Center for many years in different countries. Total 46 years let the fate of this remarkable man, for which he managed to do a lot, went from working to a general security officer.


THE BEGINNING OF THE CHEKIST

Vladimir Vertiporoh was born on December 26 on 1914 in the city of Berdyansk, Tavricheskoy province, in an employee family, a Ukrainian. In 1930, after graduating from high school, he began his career as a packer of the packaging base of the city of Berdyansk to send fruit. Then he worked as a student mechanic, he studied in the trade school. From 1932 of the year - a fitter named after 1 May in Berdyansk. At the same time, he continued to prepare for admission to university. It was during these years that the character of the young man formed by the working environment — stubborn, purposeful, persistent.

In 1933, Vladimir successfully passed the entrance exams to the Moscow Institute of Chemical Technology and became his student. Five years of intensive study passed quickly, but after graduating from the institute Vladimir did not have to work in his specialty. The Komsomol organization recommended a capable and active guy to work in state security agencies.

So Vladimir in 24 year became a security officer. In November, 1938 was sent to work at an exceptionally difficult and important area - the Main Economic Directorate of the People's Commissariat of Internal Affairs of the USSR.

At the end of the 1930s, the main efforts of the country's leadership were concentrated in the area of ​​its economy. This was quite explicable, since the country still felt the effects of the devastation caused by the Civil War and the intervention of Western states against the young Soviet Republic. There was a shortage of raw materials, equipment, qualified personnel, and specialists. There have been sabotage and sabotage, especially on its industrial outskirts.

Vertiporokh made his first steps in the security agencies far from Moscow - in the Far East, where he was sent to ensure uninterrupted supply of fish products. In the 1939 year, for example, with his direct participation, the threat of disrupting fish supplies from Kamchatka and the shores of the Sea of ​​Okhotsk was eliminated, and as a result, millions of rubles were saved from valuable food supplies. Later he took a personal part in exposing and neutralizing the activities of an experienced Japanese intelligence officer in the Far East, in recruiting valuable agents.

IN THE YEARS OF THE GREAT DOMESTIC

In the first days of the Great Patriotic War, Vertiporokh was sent as a member of a special detachment to Gomel, and then to Kiev to organize an underground fight against the Nazi occupiers. Using his experience as an intelligence officer of the Cheka, he prepared and threw reconnaissance groups and agents into the rear of the German troops.

The next stage of Vertiporokh was closely connected with Iran, where events of exceptional importance were taking place at that time. A kind of preparation for further work was his participation in the development of a plan of operational activities related to the introduction of 25 in August 1941 in Iran to Iran. Participation in this work required a scrupulous study of the agent-operational situation developing there, as well as special knowledge in the field of culture, customs, and the psychological warehouse of Iranians.

Recall the events of that period.

Literally on the eve of World War II, Iran’s dictator Reza Shah Pahlavi actively supported his country's rapprochement with Germany in all areas, especially in the military. By the beginning of the war in Iran there were about 20 thousand German citizens: military instructors, intelligence officers and agents under the guise of traders, businessmen, engineers. Through the residencies of their intelligence and their network of agents, including numerous agents of influence, the Nazis influenced Iranian political circles, the command of the armed forces, the gendarmerie and the police. And although 4 September 1939, the Iranian government declared its neutrality, but in fact it openly continued to follow the pro-German course.

Months went by, and Iran moved further from declared neutrality. In June 1941, Berlin demanded that the Iranian government enter the war on the side of Germany. Despite the hesitations of Reza Shah Pahlavi, the Supreme Military Council of Iran created by him rejected this demand. Then the Nazi intelligence services began preparing a coup d'état with the aim of overthrowing the Iranian dictator, who did not dare to enter the war. For this purpose, the head of the German military intelligence (Abwehr), Admiral Canaris, secretly came to Tehran in early August 1941. At the same time, the reconnaissance and sabotage activity of the fascist agents was sharply intensified on Iranian territory.

It should be emphasized that with the beginning of the Second World War, Iran began to play a key role not only in the Middle East. The seizure of Norway and Spitsbergen by fascist Germany made it extremely difficult to use the sea roads leading to the northern ports of the USSR. And Iran with its non-freezing Persian Gulf and the railway crossing its entire territory could become and became a strategic way for supplying to our country under the lend-lease of weapons, ammunition, food, medicine and other goods necessary for waging war. The command of the Wehrmacht, of course, took this into account and tried in every way to prevent.

The Soviet government could not remain indifferent to the development of events in Iran. It warned the Iranian government three times about the threat of Iran’s involvement in the war. Since the statements of the USSR were ignored, and the situation continued to deteriorate, Moscow, on the basis of Article 6 of the Soviet-Iranian Treaty of February 26 of 1921, and in agreement with London and Washington decided to deploy Red Army units in Iran, which was notified by the August 25 of Iran 1941 of the year.

By September 1941, the Soviet assault force in the two armies occupied the northern provinces of Iran. This step was taken in order to stop the subversive activities of Nazi agents and prevent the attack of Hitler's troops from this bridgehead on the southern borders of the USSR. At the same time, in accordance with an international agreement, units of British troops entered the south-western provinces. Soviet and British units united in the Qazvin region, south of Tehran, and on September 17 entered the Iranian capital.

Although the Soviet-British military action and turned the tide in Iran, the position of the Nazi intelligence services in the country and their Iranian accomplices remained. The tough confrontation with the Abwehr of Canaris and the political intelligence of Schellenberg (SD) in Iran continued until the end of the war. Moreover, Iran was used by the Nazi secret services and for conducting espionage and subversive work on the territory of the USSR. In particular, the Tehran residency reported to the Center in 1941 year: “The Germans from Iran lead their intelligence officers working in the USSR, they“ fly over ”from Iran to the USSR and back like locusts”.

TRIP TO IRAN

It was the successful development of the young intelligence officer Vertiporokh (and he was only 27 years old at that time) of the whole complex of necessary knowledge that allowed the intelligence leadership to send him in 1942 on a long-term business trip to Iran, where he headed the foreign intelligence station in Mashhad.

The foreign intelligence officers who worked at that time in Iran were tasked with creating an agent network “to identify the agents of foreign intelligence services hostile to the USSR organizations, to prevent possible sabotage and other subversive work aimed at disrupting the military economic activities conducted by the USSR in Iran ". And this task was successfully solved.

Resident in IsraelEmployee of the Soviet foreign intelligence Vladimir Vertiporoh.

As the head of the “legal” residency, Vertiporokh participated in the development and implementation of operational activities against Hitler’s agents in the country, and carried out a large undercover and recruiting work. To a large extent, thanks to his personal efforts and skillfully organized work, the station in Mashhad managed to obtain valuable intelligence information.

During the Tehran Conference of the leaders of the three allied states, held in November-December 1943, Vertiporokh performed the responsible task of ensuring the safety of its participants. How difficult the task was, one can imagine today at least from what we know about the attempts of the fascist intelligence to organize the physical destruction of the leaders of the Big Three. Dozens of Soviet intelligence agents in many countries of the world took part in organizing the disruption of these attempts, but Vladimir Ivanovich Vertiporokh fulfilled his clearly defined task with honor.

In addition to the English language he had during his time in Iran, Vertiporokh perfectly mastered the language of Farsi. He was keenly and thoroughly interested in the life of ordinary Iranians, their manners and customs, as much as he tried to provide them with any assistance. According to the recollections of the staff of the residency in Mashhad, the local population was personally impressed by the personal repair of the only artypian well in the city. This strengthened the sympathies of ordinary Iranians to the Soviet representatives.

TRIP TO ISRAEL

After returning to the USSR in 1947, Vertiporokh worked for some time in the central apparatus of foreign intelligence. In 1948, he was sent to Israel as a resident.

He successfully organized the work of the residency, which created an effective agent network capable of solving problems not only in Israel and the Middle East region, but also in the United States, where several reliable agents were deployed. Overseas, they conducted active reconnaissance work during the Cold War.

The resident personally drew a number of valuable sources to cooperate with Soviet intelligence, who transmitted important information. The activity of Vladimir Ivanovich as a resident in Israel was awarded the medal "For Military Merit." In 1953, he returned to Moscow.

In the memoirs of Intelligence: Persons and Persons, Lieutenant-General Vadim Kirpichenko, former First Deputy Head of Foreign Intelligence, who began his operational activities under Vladimir Ivanovich, wrote “after the death of Stalin to the leadership of state security organs, Beria managed to arrest 26 June 1953 of the year withdraw all residents to Moscow, ostensibly for a report. Among those recalled was a resident in Israel, Vertiporokh. After hearing the resident's report and expressing his satisfaction, Beria released Vertiporokh and asked the foreign intelligence chief: “Who are the Vertiporok ex officio and how do you intend to use it?” “We plan to appoint him to the position of deputy to the head of department comrade Startsev”. Beria winced and said: "Let's do the opposite." So in 1953, Vertiporokh was appointed head of the department. ”

WORK IN THE CENTER

During the period of his activity as head of the foreign intelligence department, Vladimir Ivanovich worked a lot with young employees, passing on his rich operational experience to them. Confidently-leisurely style of his work, deep and thoughtful attitude to all, even the most insignificant at first glance, problems, have always been a guarantee that any issue will be solved correctly and thoroughly.

From the memoirs of Vadim Kirpichenko: “In the first days of work in intelligence, I met with the heads of the department. I was brought to the head of the department, Vladimir Ivanovich Vertiporokh, who told me that there was a need to urgently send an operational officer to Cairo and that after some short training in the department I would need to go to Egypt.

Vertiporokh was probably the most prominent and interesting man in intelligence. Very tall (almost two meters), a powerful physique, light curly hair, a well-groomed mustache, smiling face, he looked like a picture epic hero - some Mikula Selianinovich. Immediately there was a thought: how could such a man hide from outdoor sports?

I did not have long to work with him, but each visit to his office left a feeling of satisfaction and joy. “I was lucky with my boss,” I thought. From communication with him, I especially remember two cases.

In one of the first days of my work, Vertiporokh ordered me to write a telegram on some operational issue. I have not yet been allowed to cipher translation and did not know how to write telegrams. In my understanding, guided by the principle of saving words and places, I wrote it as a regular telegram - without prepositions and punctuation, without the use of cases, with a minimum of verbs and nouns. Vladimir Ivanovich laughed for a very long time, but I stood there, confused, not understanding what was the matter. Then he explained to me in detail that telegrams should be written in ordinary language, without any abbreviations, so that everything would be clear. My telegram, on the other hand, did not succumb either to encryption, much less to decoding.

The second time I went to him myself and asked me to give me the laid-on weapon. The fact is that in 1953 a whole army of criminals was released from places of detention under a mass amnesty and robberies and gangster attacks began in Moscow, and in the evening Moscow was even fired. My wife and I were renting a room on the outskirts, in the village of Cherkizovo, where it was scary to come back late at night. Vladimir Ivanovich began to gently persuade: “Why do you need a gun? Shoot someone, and then do not turn away. And I need you in Cairo. I will not give you a pistol, and do not be offended. ”

Vertiporokh also spent his last long-term business trip in difficult conditions - in China, whose leadership was already preparing for a turn from friendship and full cooperation with the Soviet Union to confrontation.

In 1957, Major General Vertiporokh was appointed senior adviser to the KGB with the USSR Council of Ministers on security issues under the Ministry of Public Security of the PRC. And again, Vladimir Ivanovich did not change his exposure and composure. He carefully studied the situation and made appropriate conclusions for himself. Many of his reports to Moscow reflected the complex processes taking place at that time in China, and made us think a lot about things.

Vladimir Ivanovich died on duty in China 15 February 1960 year of a heart attack. He was buried at the Novodevichy cemetery in Moscow.

For specific results in the work, Major General Vertiporokh was awarded the Order of Lenin and the Red Star, many medals, and the badge "Honorary Officer of State Security."

Foreign intelligence veterans, who worked together with Vladimir Ivanovich in the Center and abroad, recall him in such a way: “Tall, big, energetic, he never went unnoticed either in the corridors of the Center or in the diplomatic lounges of foreign cities. If you try to briefly define the essence of Vladimir Ivanovich, then perhaps the most suitable word for this is confidence. Confidence in his own rightness, confidence in the utmost necessity and importance of the cause he served. ”

And now Vladimir Ivanovich Vertiporokh, a talented intelligence officer, occupies an honorable place in stories domestic foreign intelligence.
Author:
Originator:
http://nvo.ng.ru/
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. omsbon
    omsbon 16 July 2013 12: 48 New
    +6
    Here is another heroic fate.
    For liberals, it’s the “bloody henchman of Beria,” and for me and many others, a man of duty and honor, confident in the necessity and importance of the work he served!
  2. slaventi
    slaventi 16 July 2013 13: 02 New
    +2
    Now more than ever, Russia needs such people!
  3. Zhzhuk
    Zhzhuk 16 July 2013 13: 20 New
    0
    I died of a heart attack, yeah, I believed ... given the current influence of Britain in China, and conflicts on the border with China, it always creeps in the idea that in the 60s the fate of China was decided under the spot, who will steer there, and as it turned out, we lost there, and the death of a young, strong man from an attack ... although the author may allude to this with the phrase "in the line of duty in China"
    1. biglow
      biglow 16 July 2013 15: 35 New
      -1
      Quote: Zhzhuk
      Died of a heart attack yeah believed ...;

      large people rarely live long, alas, the physiology ...
  4. Gomunkul
    Gomunkul 16 July 2013 16: 38 New
    +1
    Everlasting memory! hi
  5. Aaron Zawi
    Aaron Zawi 16 July 2013 17: 56 New
    +1
    In general, the KGB had very strong cadres in Israel among people brought up in admiration for Stalin. For example, Ben-Gurion’s Secretary of War, Berg, or Professor Marcus Klinberg.
  6. Zhenya-1
    Zhenya-1 16 July 2013 19: 50 New
    +2
    And the vaunted Israeli Mossad shamefully asked ... al a Russian intelligence officer.
    1. Neksel
      Neksel 5 August 2013 10: 33 New
      -1
      Nothing, but I caught many more.
      Or do you know at least one counterintelligence of the world
      who are 100% successful? (given the "vaunted" Soviet-Russian)
      Why is it blah blah?
  7. GEO
    GEO 16 July 2013 20: 38 New
    +3
    Quote: Aaron Zawi
    In general, the KGB had very strong cadres in Israel among people brought up in admiration for Stalin. For example, Ben-Gurion's Secretary of War, Berg, or Professor Markus Klinberg.

    Well, there were smart and decent people devoted to their homeland, which brought them up and brought up ... Do you agree with me, I hope?
  8. albanech
    albanech 14 August 2013 16: 17 New
    0
    Intelligence is intelligence! Glory to the heroes! Eternal memory and respect for true professionals!

Резидент в Израиле

Резидент в ИзраилеИздавна принято считать, что профессиональным разведчиком скорее может стать незаметный человек неброской внешности, не привлекающий постороннего внимания на улицах чужих городов, способный в них раствориться. Легендарный сердцеед Джеймс Бонд – личность почти мифологическая (или чисто рекламно-кинематографическая). Может быть, именно классическая непохожесть Владимира Ивановича Вертипороха – двухметрового богатыря истинно славянской внешности – на разведчика и позволила ему много лет в разных странах добывать и передавать в Центр ценнейшую информацию. Всего 46 лет отпустила судьба этому замечательному человеку, за которые он многое успел, прошел путь от рабочего до генерала-чекиста.

НАЧАЛО ПУТИ ЧЕКИСТА

Владимир Вертипорох родился 26 декабря 1914 года в городе Бердянске Таврической губернии в семье служащего, украинец. В 1930 году, окончив среднюю школу, начал трудовую деятельность упаковщиком упаковочной базы города Бердянска по отправке фруктов. Затем трудился учеником слесаря, учился в ФЗУ. С 1932 года – слесарь завода имени 1 Мая в Бердянске. Одновременно он продолжал готовиться к поступлению в вуз. Именно в эти годы складывался сформированный рабочей средой характер юноши – упорный, целеустремленный, настойчивый.


В 1933 году Владимир успешно сдал вступительные экзамены в Московский химико-технологический институт и стал его студентом. Пять лет напряженной учебы пролетели быстро, но после окончания института работать по специальности Владимиру не пришлось. Комсомольская организация рекомендовала способного и активного парня на работу в органы государственной безопасности.

Так Владимир в 24 года стал чекистом. В ноябре 1938 года его направили на работу на исключительно сложный и ответственный участок – в Главное экономическое управление Наркомата внутренних дел СССР.

В конце 1930-х годов основные усилия деятельности руководства страны были сконцентрированы в области ее экономики. Это было вполне объяснимо, так как в стране все еще ощущались последствия разрухи, вызванной Гражданской войной и интервенцией западных государств против молодой Советской республики. Не хватало сырья, оборудования, квалифицированных кадров, специалистов. Имели место саботаж и диверсии, особенно на ее промышленных окраинах.

Первые свои шаги в органах безопасности Вертипорох делал вдали от Москвы – на Дальнем Востоке, куда он был направлен для обеспечения бесперебойности поставок рыбопродуктов. В 1939 году, например, при его непосредственном участии была ликвидирована угроза срыва рыбопоставок с Камчатки и берегов Охотского моря, в результате чего удалось спасти запасы ценного продовольствия на многие миллионы рублей. Позже принимал личное участие в разоблачении и нейтрализации деятельности на территории Дальнего Востока матерого японского разведчика, в вербовке ценной агентуры.

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

В первые дни Великой Отечественной войны Вертипорох был направлен в составе спецотряда в Гомель, а затем – в Киев для организации подпольной борьбы против гитлеровских оккупантов. Используя свой опыт чекиста-разведчика, он готовил и забрасывал в тыл немецких войск разведывательные группы и агентуру.

Следующий этап деятельности Вертипороха был тесно связан с Ираном, где в то время происходили события исключительной важности. Своеобразной подготовкой к дальнейшей работе явилось его участие в разработке плана оперативных мероприятий, связанных с вводом в Иран 25 августа 1941 года советских войск. Участие в этой работе потребовало скрупулезного изучения складывающейся там агентурно-оперативной обстановки, а также специальных знаний в области культуры, обычаев и психологического склада иранцев.

Напомним события того периода.

Буквально накануне Второй мировой войны диктатор Ирана Реза-шах Пехлеви активно выступал за сближение его страны с Германией во всех областях, в особенности – в военной. К началу войны в Иране находились около 20 тыс. немецких граждан: военные инструкторы, разведчики и агентура под видом торговцев, бизнесменов, инженеров. Через резидентуры своей разведки и их агентурную сеть, включая многочисленных агентов влияния, гитлеровцы воздействовали на политические круги Ирана, на командование вооруженных сил, жандармерию и полицию. И хотя 4 сентября 1939 года правительство Ирана заявило о своем нейтралитете, однако на деле оно открыто продолжало следовать прогерманскому курсу.

Шли месяцы, и Иран все дальше отходил от декларированного нейтралитета. В июне 1941 года Берлин потребовал от иранского правительства вступления в войну на стороне Германии. Несмотря на колебания Реза-шаха Пехлеви, созданный им Высший военный совет Ирана отверг это требование. Тогда гитлеровские спецслужбы начали подготовку государственного переворота с целью свержения иранского диктатора, не решившегося вступить в войну. Для этого в Тегеран в начале августа 1941 года тайно приезжал шеф германской военной разведки (абвера) адмирал Канарис. Одновременно на иранской территории резко активизировалась разведывательно-диверсионная деятельность фашистской агентуры.

Следует подчеркнуть, что с началом Второй мировой войны Иран стал играть ключевую роль не только на Ближнем и Среднем Востоке. Захват фашистской Германией Норвегии и Шпицбергена крайне осложнил возможность использования морских дорог, ведущих в северные порты СССР. И Иран с его незамерзающим Персидским заливом и пересекающей всю его территорию железнодорожной магистралью мог стать и стал стратегическим путем для осуществления поставок в нашу страну по ленд-лизу вооружений, боеприпасов, продовольствия, медикаментов и иных грузов, необходимых для ведения войны. Командование вермахта, конечно, учитывало это и пыталось всячески помешать.

Советское правительство не могло оставаться безучастным к развитию событий в Иране. Оно трижды предупреждало иранское правительство о создавшейся угрозе вовлечения Ирана в войну. Поскольку заявления СССР игнорировались, а обстановка продолжала ухудшаться, Москва на основании статьи шестой Советско-иранского договора от 26 февраля 1921 года и по согласованию с Лондоном и Вашингтоном приняла решение о вводе в Иран частей Красной Армии, о чем уведомила иранское правительство нотой от 25 августа 1941 года.

Уже к сентябрю 1941 года советская ударная группировка в составе двух армий заняла северные провинции Ирана. Этот шаг был предпринят для того, чтобы пресечь подрывную деятельность нацистской агентуры и предотвратить нападение гитлеровских войск с этого плацдарма на южные границы СССР. Одновременно в соответствии с международным соглашением в юго-западные провинции вошли подразделения английских войск. Советские и английские части соединились в районе Казвина, южнее Тегерана, а 17 сентября вошли в иранскую столицу.

Хотя советско-английская военная акция и переломила ситуацию в Иране, позиции гитлеровских спецслужб в стране и их иранских пособников сохранялись. Жесткое противоборство с абвером Канариса и политической разведкой Шелленберга (СД) на территории Ирана продолжалось до конца войны. Более того, Иран использовался гитлеровскими спецслужбами и для ведения шпионско-подрывной работы на территории СССР. В частности, тегеранская резидентура сообщала в Центр в 1941 году: «Немцы из Ирана руководят своими разведчиками, работающими в СССР, они «перелетают» из Ирана в СССР и обратно, как саранча».

КОМАНДИРОВКА В ИРАН

Именно успешное освоение молодым разведчиком Вертипорохом (а ему в ту пору исполнилось лишь 27 лет) всего комплекса необходимых знаний позволило руководству разведки направить его в 1942 году в долгосрочную командировку в Иран, где он возглавил резидентуру внешней разведки в Мешхеде.

Перед сотрудниками внешней разведки, работавшими в то время в Иране, была поставлена задача создать агентурную сеть «в целях выявления агентуры иностранных разведок, враждебных СССР организаций, предотвращения возможных диверсий и иной подрывной работы, направленной на срыв военно-хозяйственных мероприятий, проводимых СССР в Иране». И эта задача была успешно решена.

Резидент в ИзраилеСотрудник советской внешней разведки Владимир Вертипорох.

Будучи руководителем «легальной» резидентуры, Вертипорох участвовал в разработке и осуществлении оперативных мероприятий против гитлеровской агентуры в стране, вел большую агентурную и вербовочную работу. В значительной степени благодаря его личным усилиям и умело налаженной работе резидентуре в Мешхеде удалось получать ценную разведывательную информацию.

В период работы Тегеранской конференции руководителей трех союзнических государств, состоявшейся в ноябре-декабре 1943 года, Вертипорох выполнял ответственную задачу по обеспечению безопасности ее участников. Насколько сложной была задача, можно представить себе сегодня хотя бы из того, что нам известно о попытках фашистской разведки организовать физическое уничтожение руководителей «Большой тройки». В организации срыва этих попыток принимали участие десятки советских разведчиков во многих странах мира, но свою, четко определенную задачу Владимир Иванович Вертипорох выполнил с честью.

Помимо имевшегося у него в активе английского языка за время нахождения в Иране Вертипорох в совершенстве овладел языком фарси. Он живо и детально интересовался жизнью простых иранцев, их нравами и обычаями, по мере своих сил стремясь оказать им какое-либо содействие. По воспоминаниям сотрудников резидентуры в Мешхеде, большое впечатление на местное население произвел осуществленный лично Вертипорохом ремонт единственного в городе артезианского колодца. Это усилило симпатии простых иранцев к советским представителям.

КОМАНДИРОВКА В ИЗРАИЛЬ

После возвращения в СССР в 1947 году Вертипорох некоторое время работал в центральном аппарате внешней разведки. В 1948 году был направлен в Израиль в качестве резидента.

Он успешно организовал работу резидентуры, которая создала эффективную агентурную сеть, способную решать задачи не только по Израилю и Ближневосточному региону, но и по США, куда было выведено несколько надежных агентов. За океаном они вели активную разведывательную работу в период холодной войны.

Резидент лично привлек к сотрудничеству с советской разведкой ряд ценных источников, которые передавали важную информацию. Деятельность Владимира Ивановича на посту резидента в Израиле была отмечена медалью «За боевые заслуги». В 1953 году он возвратился в Москву.

Как пишет в книге воспоминаний «Разведка: лица и личности» бывший первый заместитель начальника внешней разведки генерал-лейтенант Вадим Кирпиченко, начинавший свою оперативную деятельность под началом Владимира Ивановича, «придя после смерти Сталина к руководству органами госбезопасности, Берия успел до своего ареста 26 июня 1953 года отозвать в Москву всех резидентов якобы для отчета. В числе отозванных был и резидент в Израиле Вертипорох. Заслушав отчет резидента и выразив свое удовлетворение, Берия отпустил Вертипороха и спросил начальника внешней разведки: «Кто Вертипорох по должности и как вы намерены его использовать?» «Мы планируем назначить его на должность заместителя к начальнику отдела товарищу Старцеву». Берия поморщился и сказал: «Давайте сделаем наоборот». Так в 1953 году Вертипорох был назначен начальником отдела».

РАБОТА В ЦЕНТРЕ

В период своей деятельности на посту начальника отдела внешней разведки Владимир Иванович много работал с молодыми сотрудниками, передавая им свой богатый оперативный опыт. Уверенно-неторопливый стиль его работы, глубокое и вдумчивое отношение ко всем, пусть даже самым незначительным на первый взгляд проблемам, всегда были гарантией того, что любой вопрос будет решен правильно и основательно.

Из воспоминаний Вадима Кирпиченко: «В первые дни работы в разведке я познакомился с руководителями отдела. Меня привели к начальнику отдела Владимиру Ивановичу Вертипороху, который объявил мне, что есть нужда в срочной посылке оперативного работника в Каир и что после непродолжительной подготовки в отделе мне нужно будет выехать в Египет.

Вертипорох был, наверное, самым видным и интересным мужчиной в разведке. Очень высоким ростом (без малого два метра), могучим телосложением, светлыми курчавыми волосами, ухоженными усами, улыбчивым лицом он напоминал картинного былинного богатыря – какого-нибудь Микулу Селяниновича. Сразу возникала мысль: как же такой мужик может скрыться от наружки?

Мне недолго пришлось с ним работать, но каждый приход к нему в кабинет оставлял ощущение удовлетворения и радости. «Повезло с начальником», – думалось мне. Из общения с ним особо запомнились два случая.

В один из первых дней моей работы Вертипорох поручил мне написать телеграмму по какому-то оперативному вопросу. Я еще не был допущен к шифропереписке и не знал, как пишутся телеграммы. По своему разумению, руководствуясь принципом экономии слов и места, я написал ее как обычную телеграмму – без предлогов и знаков препинания, без употребления падежей, с минимумом глаголов и существительных. Владимир Иванович очень долго смеялся, а я растерянно стоял, не понимая, в чем дело. Затем он мне подробно объяснил, что телеграммы надо писать обычным языком, без всяких сокращений, чтобы все было понятно. Моя же телеграмма не поддавалась ни зашифровке, ни тем более расшифровке.

Второй раз я направился к нему сам и попросил выдать мне положенное табельное оружие. Дело в том, что в 1953 году из мест заключения по массовой амнистии была выпущена целая армия уголовников и в Москве начались грабежи и бандитские нападения, а на московских окраинах под вечер даже слышалась стрельба. Мы с женой в это время снимали комнату на окраине, в деревне Черкизово, куда поздно вечером было страшно возвращаться. Владимир Иванович стал мягко уговаривать: «Зачем вам пистолет? Подстрелите кого-нибудь, а потом не отвертитесь. А вы мне нужны в Каире. Не дам я вам пистолета, и не обижайтесь».

Последнюю свою долгосрочную командировку Вертипорох также провел в сложных условиях – в Китае, руководство которого уже полным ходом готовилось к повороту от дружбы и всестороннего сотрудничества с Советским Союзом к конфронтации.

В 1957 году генерал-майор Вертипорох был назначен старшим советником КГБ при СМ СССР по вопросам безопасности при Министерстве общественной безопасности КНР. И вновь Владимиру Ивановичу не изменили выдержка и хладнокровие. Он тщательно изучал обстановку и делал для себя соответствующие выводы. Многие из его донесений в Москву отражали сложные процессы, проходившие в то время в Китае, и заставляли о многом серьезно задуматься.

Скончался Владимир Иванович при исполнении служебных обязанностей в Китае 15 февраля 1960 года от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

За конкретные результаты в работе генерал-майор Вертипорох был награжден орденами Ленина и Красной Звезды, многими медалями, а также нагрудным знаком «Почетный сотрудник госбезопасности».

Ветераны внешней разведки, работавшие вместе с Владимиром Ивановичем в Центре и за рубежом, так вспоминают о нем: «Высокий, крупный, энергичный, он никогда не оставался незамеченным ни в коридорах Центра, ни в дипломатических гостиных зарубежных городов. Если попробовать кратко определить существо Владимира Ивановича, то, пожалуй, самое подходящее для этого слово – уверенность. Уверенность в своей правоте, уверенность в исключительной нужности и важности дела, которому он служил».

И сейчас талантливый разведчик Владимир Иванович Вертипорох занимает почетное место в истории отечественной внешней разведки.
Автор: Владимир Антонов
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. omsbon 16 июля 2013 12:48
    Вот еще одна героическая судьба.
    Для либерастов - "кровавый подручный Берии", а для меня и многих других, человек долга и чести, уверенный в нужности и важности дела, которому он служил!
  2. slaventi 16 июля 2013 13:02
    Сейчас как никогда, такие люди нужны России !
  3. жжжук 16 июля 2013 13:20
    Скончался от сердечного приступа ага поверил... учитывая сегодняшнее влияние британии в китае , и конфликты на границе с китаем , то уж как всегда закрадывается мысль , что в 60 е решалась подковерно судьба китая кто там будет рулить, и как оказалось мы там проиграли , и смерть молодого , крепкого человека от приступа ..., хотя автор может и намекает на это формулировкой "при исполнении служебных обязанностей в Китае"
    жжжук
    1. biglow 16 июля 2013 15:35
      Цитата: жжжук
      Скончался от сердечного приступа ага поверил... ;

      крупные люди редко живут долго ,физиология увы такая ...
      biglow
  4. Gomunkul 16 июля 2013 16:38
    Вечная память! hi
  5. Арон Заави 16 июля 2013 17:56
    Вообще у КГБ были очень сильные кадры в Израиле среди людей воспитанных в преклонении перед Сталиным. Например военный секретарь Бен-Гуриона, Берг или профессор Маркус Клинберг.
  6. Женя-1 16 июля 2013 19:50
    А хвалёный израильский МОССАД позорно прос...ал русского разведчика.
    Женя-1
    1. Neksel 5 августа 2013 10:33
      Ничего, зато поймал еще много других.
      Или вы знаете хоть одну контрразведку мира
      у которых 100% успех? (учитывая "хваленые" советско-росийские)
      Зачем это "бла-бла"?
  7. ГЕО 16 июля 2013 20:38
    Цитата: Арон Заави
    Вообще у КГБ были очень сильные кадры в Израиле среди людей воспитанных в преклонении перед Сталиным. Например военный секретарь Бен-Гуриона, Берг или профессор Маркус Клинберг.

    Ну, умные и порядочные люди были, преданные своей Родине, которая их вырастила и воспитала... Вы согласны со мной, надеюсь?
    ГЕО
  8. albanech 14 августа 2013 16:17
    Разведка есть разведка! Слава героям! Вечная память и уважения настоящим профессионалам своего дела!
    albanech

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня