Military Review

General Zheleznikov

8
Marshal of the Soviet Union Konstantin Konstantinovich Rokossovsky, who passed away almost 45 years ago, 3 August 1968, was surrounded by many talented people. Among them - a military counterintelligence, a war veteran, a man of broad soul, Nikolai Ivanovich Zheleznikov.


Was born Nikolai Ivanovich Zheleznikov 22 March 1906, in the Tambov region, in the village of Bolshaya Lipovitsa, in a family of rural teachers. Like other rural children, he learned early peasant labor. He graduated from a vocational school in Tambov in 1925, grew from a mechanic at a car repair shop to an instructor of automotive and tractor business. In 1928, he joined the Communist Party, and in October, 1929 began his studies at the Voronezh Agricultural Institute.

But Zheleznikov was waiting for a sharp turn in fate. A crucial role was played by his attachment to technology, the experience of the tractor business, his love of military uniform. Apparently, therefore, he became a cadet in the Oryol armored school, the oldest military school, in April 1932. The school command immediately drew attention to the competent, diligent and intelligent cadet. In May, just a month after admission, Zheleznikov was appointed senior instructor, and later sent to advanced training courses for commanders of the Moscow Military District. Thus began the military service of Nikolai Ivanovich in the capital.

Then there was a study at the Military Academy of mechanization and motorization of the Red Army, which he graduated in 1939 year. At that time, the state security agencies needed to be updated, the dramatic events of the mid-1930's led to a depletion of personnel potential.

IN FEBRUARY 1939, Zheleznikov has a new twist in fate. He became a Chekist, and not just an ordinary worker, but immediately the head of a special department of the NKVD of the USSR of the Central Asian Military District (Tashkent). The profession was completely new for him, but as they say, “soldiers are not born, they become soldiers”.

High appointment became possible due to the internal qualities of Zheleznikov, his organizational abilities, diligence, and also an analytical mindset, coupled with prudence and internal discipline. A positive role was played, possibly, by the experience of previous work in Uzbekistan, knowledge of the way of life of the Central Asian population. Indeed, in July 1927, he, as part of the tractor unit No. 4, spent a whole year in the village of Syrdarya, Mirzagulsky district of the Tashkent region.

All these qualities allowed Nikolai Ivanovich to master a new profession in a short time, organize the work of the unit of the security agencies entrusted to him and achieve high results in difficult times for the country. Having begun work in counterintelligence as a major of state security, in just four years Nikolai Ivanovich reached the rank of divisional state security commissar.

In June 1941, the senior state security major Zheleznikov, being the head of the special departments of the NKVD of the USSR in the Central Asian Military District, organized a meeting of special and intelligence departments of border detachments in border Termez and set them a number of tasks arising from the operational environment.

At that time, Nikolai Ivanovich drew the attention of the border guards to the fact that the enemy would take part in attempts to transfer the state border from the territory of Afghanistan for the transfer of agents with espionage and sabotage objectives to the rear regions of the USSR. He continued his close contacts with the KGB border guards later, being already the head of the military counterintelligence department at the KGB Higher School.

He had a chance to prepare the ground for KGB work in the Middle East. It was he who carried out the basic advance preparation aimed at ensuring the safety of the participants of the Tehran Conference. In the book “SMERSH in Tehran”, dedicated to the centenary of military counterintelligence Major General N.G. Kravchenko, says about this work. Initially, organizational measures were carried out by Nikolai Ivanovich, including he selected the candidacy of Kravchenko to directly ensure the security of the “Big Three”.

With the creation of the legendary "Smersh" in 1943, Zheleznikov was appointed head of the Directorate for the SADC of the Smersh NGO of the Bryansk Front. Like all real security officers, Nikolai Ivanovich did not like to brag about the results of his work, considering it to be his usual performance of official duties.

IN 2006 YEAR Domestic film distribution has replenished with the sensational film “Bastards”, filmed on the Feinberg-Kunin story. Stormy discussions by the public of this picture, which is, in fact, a leisurely fiction, unfortunately, did not reveal the true work of the Soviet counterintelligence to counter the insidious plans of the German special services.

Investigations conducted by the Federal Security Service of the Russian Federation, the Committee for National Security of the Republic of Kazakhstan, and also by Moscow journalists showed that there were no special schools for training teenagers-saboteurs in the Soviet Union.

At the same time, the intelligence agencies of Nazi Germany did not neglect the fate of Soviet children, teaching them the profession of a saboteur. The state security agencies, primarily the Smersh counterintelligence, had to resist such tricks by the enemy special services.

It happened and Zheleznikova deal with this issue. He played a key role in the fate of a considerable number of these unfortunate children abandoned in our territory. At present, almost all documents relating to child saboteurs are declassified, including special communication by Zheleznikov in the State Defense Committee on the voluntary surrender of two teenagers. Therefore, interested in this history can easily find reliable information in print or electronic sources.

The first meeting with the young saboteurs N.V. Governors (Governors N.V. SMERSH v. Bussard (report from the archive of the secret war). - M .: Kuchkovo Pole. 2005). The first thing that was done in relation to two teenagers who appeared after landing in the nearest Soviet military unit was the order to send them ... to the dining room! There, in addition to traditional porridge, they were treated to trophy sweets.

It was in this very dining room that Major General Zheleznikov got acquainted with 15-year-old Mikhail Kruglikov and 13-year-old Peter Marenkov. Present at the same time his deputy - Vasily Stepanovich Shilin - Nikolai Ivanovich asked to take the guys under his "patronage". The boys were given a bath, the new uniforms were fitted, they were put up for allowances and staged at the nearest school (this is on the issue of the "atrocities" and "heartlessness" of military counterintelligence of the wartime).

The reaction of Stalin, to whom L.Z. Mehlis reported on these two teenagers: “So, they arrested! Whom? Children! They need to learn, and not to sit in prison ... "

After that, Stalin ordered to gather all such teenagers and send them to the rear ... in a vocational school. Only Petr Marenkov remained at the front with the counterintelligence officer V.S. Shilin, who became his father.

AUTUMN The 1944 of the year during the Riga offensive operation under the leadership of Zheleznikov by the military chekists carried out a very significant event - the seizure of a large unit of the German intelligence agency Abverstellle-Ostland stationed in Riga. As Nikolai Ivanovich himself recalled, for the operation a group was formed headed by the experienced military counterintelligence captain M.A. Pospelovym.

On the eve of the beginning of the Soviet offensive in Riga, Pospelov’s task force secretly sneaked into the city and, taking the enemy evacuating unawares, seized and kept the building with the archives and documentation in it until the main forces approached. The result of this bold operation, as Zheleznikov recalled, was the exposure of dozens of German agents and a considerable number of accomplices of the nazis according to the captured card index.

But in war as in war. Not without loss. In the course of the operation to liberate the Baltics, a car in which Shilin and his son Peter were hitting a mine exploded. They buried them in a mass grave.

Differently it is possible to evaluate the work of counterintelligence. And the main assessment is not in orders, although Nikolai Ivanovich has six of them. The main thing for the counterintelligence officer is the trust placed in him by the people and the leadership. Zheleznikov after the end of World War II was entrusted to lead the counterintelligence of the Northern Group of Forces, and in 1950– 1953 - the Counterintelligence Directorate of the USSR Ministry of State Security in the Group of Soviet Forces in Germany.

His activities in these post-war positions are successfully illustrated in the film “Fight after Victory” from the famous trilogy about the fight of military counterintelligence with the Abwehr’s “Saturn” and a special service organized under the American patronage of Reinhard Gehlen. Georgy Zhzhyonov, a national artist and friend of Zheleznikov, very successfully managed to convey the features of counterintelligence work during that period.

DEATH Stalin in March 1953, gave rise to personnel changes in the entire vertical of government. Not without reorganization of state security bodies. Zheleznikov continued his service as head of a special department in the Transcaucasian Military District. The service in Tbilisi was perceived by Nikolai Ivanovich not as a reference to the Caucasus, but as the need to improve counterintelligence work in this multinational part of the USSR.

Here once again he was helped by the experience of his activities in Central Asia. When solving various official tasks, Nikolai Ivanovich had to be creatively sharp, which made it possible to eradicate stereotyped work.

In 1961, Zheleznikov left the hospitable Caucasus and continued to serve in the KGB High School under the USSR Council of Ministers. He was entrusted with the creation of a military counterintelligence department, of which he was appointed head. Along with the administrative work, Nikolai Ivanovich began scientific and educational activities, which, due to his rich life experience, turned out to be very productive.

Many pupils of Nikolai Ivanovich still remember with reverence the years of study at the faculty under his supervision. They appreciated the human qualities in his boss, his accessibility, responsiveness, high professionalism and of course energy. From a good and sensible idea, whether it is a scientific activity, sports or leisure activities, Zheleznikov, as they say, started with a half-turn, dragging along like-minded people. And his expression “A Chekist should think more than do” is still a kind of axiom.

In the memoirs of the veterans of the Higher School of the KGB, the successor of which was the Academy of the FSB of Russia, Nikolai Ivanovich appears to be a man of duty, to whom posturing and ostentatious discipline were alien. In discipline, and in any other business, he loved content more than form. This was often manifested in the features of the party events. Zheleznikov never endeavored to punish a person for minor violations and considered the situations on the merits at the meetings, at the same time making sometimes extraordinary decisions.

SPECIAL PLACE in the life of Nikolai Ivanovich has always been a sport. According to his daughter Lyudmila Nikolaevna, he was able to organize sports competitions, especially football and volleyball, in any conditions. For sports mass work, he was repeatedly encouraged by the leadership of the school. A remarkable episode in the life of Zheleznikov is the organization of a football match in the liberated Orel.

This case recalled in detail the 21-year-old at that distant time, the signalist, Dynamo Orest Gaigarov. And another participant of this event - K. Kulinkovich - described him in the Futbol weekly in the middle of the 1960s. In his duffel bag, in addition to uncomplicated army belongings, Kulinkovich wore a soccer ball throughout the war ... to play football with his fellow co-workers in rare free time.

When Zheleznikov was accidentally told about this, the administration of which was also located in Orel, he immediately summoned the owner of the ball to himself and, meeting him with a smile, said:

- Well done! Well invented - and rest, and hardening. Let's show another example - create a team, we will play.

And then he organized the clearing of mines and other ammunition Orlovsky city stadium and its arrangement. They were also sent subordinates to Tula (at that time, a large rear center) for receiving some sports equipment and, most importantly, to Moscow with a request to send one of the football teams from the capital.

On the day of the match, the city seemed to come to life. There were colorful posters, a military band played, and people were drawn to the stadium. The impression was that the war was already somewhere very far away. Orlovtsy-old-timers still remember with delight how much happiness this spectacle brought them ...

AFTER retirement in 1966, Nikolai Ivanovich, as an experienced manager, was invited to work at the Research Institute of Technical and Economic Research and headed the scientific and statistical division. Despite the new occupation for him, he with his usual zeal engaged in his development. For the first time, his unit, based on scientific statistics, managed to develop an effective development plan for the Zhdanovsky district of Moscow, which was not practiced until then. The election of Nikolai Ivanovich to the deputy of the Zhdanov district council was taken by the public as a matter of course.

Energetic Nikolai Ivanovich did not leave his activity even in the hospital, in which he ended up in the 1974 year. Despite the bans of doctors, he continued to work, to receive in his chamber of visitors.

... He was gone suddenly. At the Vvedensky cemetery in Moscow, a modest monument with Chekist symbols was erected. And the inscription: "Lieutenant-General Nikolai Ivanovich Zheleznikov". But the human memory will store much more warm memories of this admirable person.
Author:
Originator:
http://redstar.ru/
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. omsbon
    omsbon 13 July 2013 08: 36 New
    12
    A cross-eyed sholupon like a gozman, from TV screens broadcasts all sorts of crap about people who defended the country from a vile enemy on an "invisible front."
    Chekist and wonderful man Nikolai Ivanovich Zheleznov - our memory and gratitude for centuries!
    1. Gladiatir-zlo
      Gladiatir-zlo 13 July 2013 21: 52 New
      +3
      excellent article, I will never believe that the evil commissars who drove infantry under machine guns could win the war against all of Europe. No, it’s just such nuggets that won, well, of course, those who knew how to recognize them, believe in them, perhaps put their well-being, and maybe life itself, in providing them with trust, in appointments.
  2. yurii p
    yurii p 13 July 2013 11: 33 New
    -7
    dashingly rode through the service steps, causes certain. concerns
  3. sokrat-71
    sokrat-71 13 July 2013 12: 00 New
    +7
    No wonder. A man with a higher military education, and even an academic one, therefore immediately became the head of the department. Thanks to the author for an interesting article.
  4. tired traveler
    tired traveler 13 July 2013 12: 02 New
    +6
    The eternal memory of the pros and the son of their Fatherland
  5. individual
    individual 13 July 2013 13: 07 New
    +4
    Russian land is famous for heroes.
    You read the biography of military leaders all of the workers and peasants, most of them from the depths of the Russian country.
  6. 89501358976
    89501358976 13 July 2013 13: 25 New
    +4
    the old guard is a man !!! now you would have such, but more !!! otherwise you will look at these bastards Chubais, Ulyukaevs, kudrins and the like, and I don’t want to live crying
  7. Yuri11076
    Yuri11076 13 July 2013 15: 26 New
    +3
    Great man, eternal memory !!!
  8. Voskepar
    Voskepar 13 July 2013 19: 26 New
    -1
    Give passage to the village boys.
    Clever, talented young people are still abundant there. ((((
    1. RoTTor
      RoTTor 14 July 2013 17: 53 New
      -1
      starting from the corn-Khrushchev they have already given a green street solely by questionnaire, and not by intelligence or ability and patriotism. These rural rednecks, climbing up everything and defeated. All the last leadership of the USSR and the republics, and the current one, are rural or small town goons who have reached the posts where they steal uncontrollably and with impunity. For now... -
  9. Des10
    Des10 13 July 2013 19: 50 New
    +1
    Thank you for the article.

Генерал Железников

Генерал ЖелезниковМаршала Советского Союза Константина Константиновича Рокоссовского, ушедшего из жизни почти 45 лет назад, 3 августа 1968 года, окружало множество талантливых людей. Среди них – военный контрразведчик, фронтовик, человек широкой души Николай Иванович Железников.

РОДИЛСЯ Николай Иванович Железников 22 марта 1906 года на Тамбовщине, в селе Большая Липовица, в семье сельских учителей. Как и другие сельские ребятишки, рано познал крестьянский труд. Окончил в Тамбове в 1925 году профессиональную школу, вырос от слесаря авторемонтных мастерских школы до инструктора автотракторного дела. В 1928 году вступил в ряды Коммунистической партии, а в октябре 1929 года приступил к учёбе в Воронежском сельскохозяйственном институте.

Но Железникова ждал крутой поворот в судьбе. Решающую роль сыграли его привязанность к технике, опыт тракторного дела, любовь к военной форме. Видимо, поэтому он стал в апреле 1932 года курсантом Орловской бронетанковой школы, старейшего военного учебного заведения. Командование школы сразу обратило внимание на грамотного, старательного и толкового курсанта. В мае, всего через месяц после поступления, Железникова назначили старшим инструктором, а в дальнейшем направили на курсы усовершенствования командного состава Московского военного округа. Так началась военная служба Николая Ивановича в столице.


Затем была учёба в Военной академии механизации и моторизации РККА, которую он окончил в 1939 году. В то время органы государственной безопасности нуждались в обновлении, драматические события середины 1930-х годов привели к истощению кадрового потенциала.

В ФЕВРАЛЕ 1939 года у Железникова новый поворот в судьбе. Он стал чекистом, и не просто рядовым работником, а сразу начальником особого отдела НКВД СССР Среднеазиатского военного округа (Ташкент). Профессия была для него совершенно новой, но, как говорится, «солдатами не рождаются, солдатами становятся».

Высокое назначение стало возможным благодаря внутренним качествам Железникова, его организационным способностям, усердию, а также аналитическому складу ума, сопряжённому с рассудительностью и внутренней дисциплинированностью. Положительную роль сыграли, возможно, и опыт прежней работы в Узбекистане, знание жизненного уклада среднеазиатского населения. Ведь в июле 1927 года он в составе тракторного отряда № 4 целый год прожил в посёлке Сырдарья Мирзагульского района Ташкентской области.

Все эти качества Николаю Ивановичу позволили в короткий срок освоить новую профессию, организовать работу вверенного ему подразделения органов безопасности и добиться высоких показателей в тяжёлое для страны время. Начав работу в контрразведке майором государственной безопасности, всего за четыре года Николай Иванович дошёл до звания дивизионного комиссара госбезопасности.

В июне 1941 года старший майор государственной безопасности Железников, будучи начальником управления особых отделов НКВД СССР по Среднеазиатскому военному округу, организовал в приграничном Термезе совещание сотрудников особых и разведывательных отделов пограничных отрядов и поставил перед ними ряд задач, вытекающих из особенностей оперативной обстановки.

Николай Иванович обратил тогда внимание пограничников на то, что противник участит попытки перехода госграницы с территории Афганистана для переброски агентуры со шпионскими и диверсионными целями в тыловые регионы СССР. Свои тесные контакты с чекистами-пограничниками он продолжил в дальнейшем, будучи уже начальником факультета военной контрразведки Высшей школы КГБ.

Ему довелось и подготавливать почву для чекистской работы на Среднем Востоке. Именно им была осуществлена базовая заблаговременная подготовка, направленная на обеспечение безопасности участников Тегеранской конференции. В книге «СМЕРШ в Тегеране», посвящённой столетию военного контрразведчика генерал-майора Н.Г. Кравченко, говорится об этой работе. Изначально организационные мероприятия осуществлялись Николаем Ивановичем, в том числе он подобрал кандидатуру Кравченко для непосредственного обеспечения безопасности «большой тройки».

С созданием легендарного «Смерша» в 1943 году Железников был назначен начальником Управления ГУКР НКО «Смерш» Брянского фронта. Как и все настоящие чекисты, Николай Иванович не любил хвастаться результатами своей работы, считая её обычным выполнением служебных обязанностей.

В 2006 ГОДУ отечественный кинопрокат пополнился нашумевшим фильмом «Сволочи», снятым по повести Фейнберга-Кунина. Бурные обсуждения общественностью этой картины, являющейся, по сути, досужим вымыслом, к сожалению, не раскрыли подлинной работы советских контрразведчиков по противодействию коварным планам немецких спецслужб.

Проведённые Федеральной службой безопасности РФ, Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан, а также московскими журналистами расследования показали, что специальных школ по подготовке подростков-диверсантов в Советском Союзе не существовало.

В то же время разведывательные органы нацистской Германии не пренебрегли судьбами советских ребятишек, обучая их профессии диверсанта. Органам государственной безопасности, в первую очередь контрразведки «Смерш» приходилось противостоять и таким ухищрениям вражеской спецслужбы.

Генерал ЖелезниковДовелось и Железникову заниматься этим вопросом. Он сыграл ключевую роль в судьбе немалого числа заброшенных на нашу территорию этих несчастных ребятишек. В настоящее время практически все документы, касающиеся детей-диверсантов, рассекречены, в том числе и спецсообщение Железникова в ГКО о добровольной сдаче двух подростков. Поэтому интересующиеся этой историей могут без труда найти достоверную информацию в печатных или электронных источниках.

Очень подробно, со слов Николая Ивановича, была описана первая встреча с юными диверсантами Н.В. Губернаторовым (Губернаторов Н.В. СМЕРШ против Буссарда (репортаж из архива тайной войны). - М.: Кучково поле. 2005). Первое, что было сделано в отношении двух подростков, которые явились после приземления в ближайшую советскую войсковую часть, – это распоряжение направить их… в столовую! Там помимо традиционной каши их ждало угощение трофейными сладостями.

Как раз в этой столовой и произошло знакомство генерал-майора Железникова с 15-летним Михаилом Кругликовым и 13-летним Петром Маренковым. Присутствовавшего при этом своего заместителя – Василия Степановича Шилина – Николай Иванович попросил взять ребят под свой «патронаж». Мальчишкам устроили баню, подогнали новое обмундирование, поставили на довольствие и устроили в ближайшую школу (это к вопросу о «зверствах» и «бессердечности» военных контрразведчиков военной поры).

Небезынтересна была и реакция Сталина, которому Л.З. Мехлис доложил об этих двух подростках: «Значит, арестовали! Кого? Детей! Им учиться надо, а не в тюрьме сидеть…»

После этого Сталин распорядился собрать всех подобных подростков и отправить в тыл… в ремесленное училище. Только Пётр Маренков остался на фронте с контрразведчиком В.С. Шилиным, ставшим ему отцом.

ОСЕНЬЮ 1944 года в ходе Рижской наступательной операции под руководством Железникова военными чекистами было осуществлено очень значимое мероприятие – захват крупного подразделения немецкого разведоргана «Абверштелле-Остланд», дислоцировавшегося в Риге. Как вспоминал сам Николай Иванович, для операции была сформирована группа во главе с опытным военным контрразведчиком капитаном М.А. Поспеловым.

В канун начала советского наступления на Ригу оперативная группа Поспелова тайно пробралась в город и, застав врасплох противника, осуществлявшего эвакуацию, захватила и до подхода основных сил удерживала здание с имевшимися в нём архивами и документацией. Результатом этой дерзкой операции, как вспоминал Железников, стало разоблачение по захваченной картотеке десятков немецких агентов и немалого числа пособников гитлеровцев.

Но на войне как на войне. Не обошлось без потерь. В ходе операции по освобождению Прибалтики подорвался на мине автомобиль, в котором находились Шилин и его сын Пётр. Похоронили их в братской могиле.

По-разному можно оценивать работу контрразведчика. И основная оценка заключается не в орденах, хотя у Николая Ивановича их шесть. Главное для контрразведчика – это доверие, оказываемое ему народом и руководством. Железникову по окончании Великой Отечественной войны было доверено руководить контрразведкой Северной группы войск, а в 1950– 1953 годах – Управлением контрразведки МГБ СССР в Группе советских войск в Германии.

Его деятельность на этих послевоенных должностях удачно проиллюстрирована в киноленте «Бой после победы» из знаменитой трилогии о борьбе военных контрразведчиков с абверовским «Сатурном» и специальной службой, организованной под американским покровительством Рейнхардом Геленом. Народному артисту и другу Железникова Георгию Жжёнову весьма удачно удалось передать особенности работы контрразведки в тот период.

СМЕРТЬ Сталина в марте 1953 года породила кадровые перестановки во всей вертикали органов власти. Не обошлось и без реорганизации органов государственной безопасности. Железников продолжил службу в должности начальника особого отдела по Закавказскому военному округу. Служба в Тбилиси воспринималась Николаем Ивановичем не как ссылка на Кавказ, а как необходимость совершенствовать контрразведывательную работу в этой многонациональной части СССР.

Здесь в очередной раз ему помог опыт деятельности в Средней Азии. При решении различных служебных задач Николаю Ивановичу приходилось проявлять творческую смекалку, что позволяло искоренять шаблонность в работе.

В 1961 году Железников расстался с гостеприимным Кавказом и продолжил службу в Высшей школе КГБ при Совете Министров СССР. Ему поручили создание факультета военной контрразведки, начальником которого он и был назначен. Наряду с административной работой Николай Иванович приступил к научной и педагогической деятельности, которая за счёт богатого жизненного опыта оказалась очень продуктивной.

Многие воспитанники Николая Ивановича и в настоящее время с благоговением вспоминают годы учёбы на факультете под его руководством. Они ценили в своём начальнике человеческие качества, его доступность, отзывчивость, высокий профессионализм и конечно же энергию. От хорошей и толковой идеи, будь то научная деятельность, спортивные состязания или организация досуга, Железников, как говорят в народе, заводился с полуоборота, увлекая за собой единомышленников. А его выражение «Чекист должен больше думать, чем делать» до сих пор является своеобразной аксиомой.

В воспоминаниях ветеранов Высшей школы КГБ, преемницей которой стала Академия ФСБ России, Николай Иванович предстаёт человеком долга, которому были чужды позёрство и показная дисциплинированность. В дисциплине, да и в прочем любом деле, он любил больше содержание, чем форму. Это зачастую проявлялось в особенностях проведения партийных мероприятий. Железников никогда не стремился наказывать человека за мелкие нарушения и рассматривал разбираемые на собраниях ситуации по существу, при этом принимая подчас неординарные решения.

ОСОБОЕ МЕСТО в жизни Николая Ивановича всегда занимал спорт. Со слов его дочери Людмилы Николаевны, организовывать спортивные состязания, особенно футбол и волейбол, он был способен в любых условиях. За спортивно-массовую работу он неоднократно поощрялся руководством школы. Примечательным эпизодом в жизни Железникова является организация им футбольного матча в освобождённом Орле.

Этот случай подробно вспоминал 21-летний в то далёкое время связист-«динамовец» Орест Гайгаров. А другой участник этого события – К. Кулинкович – описал его в еженедельнике «Футбол» в середине 1960-х годов. В своём вещмешке, помимо нехитрого армейского скарба, Кулинкович всю войну носил… футбольный мяч, чтобы в редкое свободное время час-другой поиграть с сослуживцами в футбол.

Когда об этом случайно рассказали Железникову, аппарат управления которого также располагался в Орле, тот незамедлительно вызвал к себе хозяина мяча и, встретив его с улыбкой, сказал:

– Молодцы! Хорошо придумали – и отдых, и закалка. Давайте покажем другим пример – создадим команду, будем играть.

И тут же организовал расчистку от мин и других боеприпасов Орловского городского стадиона и его обустройство. Им были также направлены подчинённые в Тулу (в тот период крупный тыловой центр) для получения кое-какого спортивного снаряжения и, главное, в Москву с просьбой командировать из столицы один из футбольных коллективов.

В день проведения матча город словно ожил. Пестрели афиши, играл военный оркестр, а люди тянулись на стадион. Складывалось впечатление, что война уже где-то очень далеко. Орловцы-старожилы до сих пор с восторгом вспоминают, сколько счастья принесло им это зрелище...

ПОСЛЕ увольнения в запас в 1966 году Николай Иванович, как опытный управленец, был приглашён на работу в Научно-исследовательский институт технико-экономических исследований и возглавил научно-статистическое подразделение. Несмотря на новое для него занятие, он с присущим ему рвением занялся его освоением. Его подразделению впервые на основе научной статистики удалось разработать эффективный план развития Ждановского района Москвы, чего до того времени не практиковалось. Избрание Николая Ивановича депутатом Ждановского районного совета было воспринято общественностью как само собой разумеющееся событие.

Энергичный Николай Иванович не оставлял своей деятельности даже в госпитале, в который он попал в 1974 году. Несмотря на запреты врачей, он продолжал работать, принимать у себя в палате посетителей.

...Его не стало внезапно. На Введенском кладбище в Москве установлен скромный памятник с чекистской символикой. И надпись: «Генерал-лейтенант Николай Иванович Железников». Но человеческая память будет хранить значительно больше тёплых воспоминаний об этом вызывающем восхищение человеке.
Автор: Андрей Кукарека
Первоисточник: http://redstar.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. omsbon 13 июля 2013 08:36
    Косоглазая шолупонь типа гозмана, с экранов ТВ вещает всякую хрень о людях, которые защищали страну от подлого врага на "невидимом фронте".
    Чекисту и замечательному человеку Николай Ивановичу Железнову - наша память и благодарность в веках!
    1. Gladiatir-Zlo 13 июля 2013 21:52
      отличная статья, никогда не поверю, что злобные комиссары, гнавшие пехоту под пулеметы, могли выиграть войну против всей Европы. Нет её как раз выиграли такие вот самородки, ну и те конечно, кто умел их распознать, поверить в них, пожалуй поставить свое благополучие, а может и саму жизнь, при оказании им доверия, при назначениях.
      Gladiatir-Zlo
  2. yurii p 13 июля 2013 11:33
    лихо скакал через служебные ступени,вызывает определенные. опасения
    yurii p
  3. sokrat-71 13 июля 2013 12:00
    Ничего удивительного. Человек с высшим военным образованием, да еще и академическим, поэтому и стал сразу начальником отдела. Спасибо автору за интересную статью.
  4. усталый путник 13 июля 2013 12:02
    Вечная память профи и сыну своей Отчизны
    усталый путник
  5. individ 13 июля 2013 13:07
    Славится земля российская героями.
    Читаешь биографию военачальников все из рабочих и крестьян, большинство из глубинки страны русской.
  6. 89501358976 13 июля 2013 13:25
    старой гвардии человек!!!сечас бы таких,да побольше!!!а то поглядишь на этих мерзавцев чубайсов,улюкаевых,кудриных и им подобных,и жить не хочется crying
  7. Yuri11076 13 июля 2013 15:26
    Великий человек, вечная память!!!
  8. Voskepar 13 июля 2013 19:26
    Дайте прохода сельским пацанам.
    Умные,талантливые молодые люди еще там с избытком.((((
    Voskepar
    1. RoTTor 14 июля 2013 17:53
      уже давали начиная с кукурузника-хруща зелёную улицу исключительно по анкете, а не по уму или способностям и патриотизму. Вот эти сельские жлобки, карабкаясь вверх всё и разгромили. Всё последнее руководство СССР и республик, и нынешнее - сельские или местечковые жлобки, дорвавшиеся до постов, где воруют бесконтрольно и безнаказанно. Пока что... -
  9. Des10 13 июля 2013 19:50
    Спасибо за статью.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня