Беспилотное Алабино. Оборонные предприятия борются между собой за внимание Минобороны

15
В подмосковном Алабино руководству Министерства обороны показали несколько десятков беспилотных систем различного класса и типа. Наиболее представительным в России, как, впрочем, и в целом в мире, остается класс мини-БЛА. Они составляли подавляющее большинство среди представленных систем.

МИНИ-БЛА

Одним из первых в ряду мини-БЛА был выставлен аппарат Bird Eye 400 израильской компании Israel Aerospace Industries. Ограниченная партия этих систем была несколько лет назад закуплена российским Министерством обороны. Рядом с ним стоял такой же аппарат, собранный на входящем в состав «Оборонпрома» российском предприятии УЗГА в рамках лицензионного соглашения с IAI.

Также в этой категории стоит отметить разработки казанской компании «Эникс» и питерской СТЦ. БЛА «Элерон» и «Орлан», разрабатываемые и производимые этими компаниями, уже прошли госиспытания по линии российского Министерства обороны и, как ожидается, в ближайшем будущем могут быть поставлены в войска. Кстати, именно эти беспилотники выполняли вылеты с целью проведения воздушной разведки во время проведенной в Алабино имитации боевых действий.

Ижевская компания ZALA, традиционно специализировавшаяся в области создания систем мини-БЛА, привезла практически всю линейку когда-либо ранее созданных ею беспилотников, заняв внушительный кусок выставки.

Кроме упомянутых беспилотников, на выставке также присутствовали системы «Груша» и «Тахион», созданные еще одной ижевской компанией «Ижмаш-Беспилотные системы». Относительно простые и недорогие беспилотники «Груша», предназначенные для разведки и наблюдения в ближней зоне, «за холмом» уже в небольших количествах поставлялись российскому военному ведомству.

Беспилотное Алабино. Оборонные предприятия борются между собой за внимание МинобороныГлавный конструктор Александр Захаров рассказывает министру обороны Сергею Шойгу о достоинствах БЛА, созданных на их фирме.

ТАКТИЧЕСКИЙ КЛАСС

БЛА тактического класса на мероприятии олицетворяли собой комплексы «Типчак» и «Строй-ПД» концерна «Вега». Очевидно, комплексы были взяты из числа находившихся в частях, главным образом показать тот стартовый уровень, который имелся у наших Вооруженных сил еще несколько лет назад. По-видимому, «Вега» в настоящее время работает над новым комплексом тактического класса для российских военных, однако открытой информации об этом проекте пока нет.

Еще одну тактическую беспилотную систему представила ижевская компания ZALA, ранее, кстати, активно сотрудничавшая с «Вегой». Макет этого БЛА уже демонстрировался публике несколько лет назад на одном из предыдущих авиасалонов МАКС. Впрочем, позднее разработка пропала с сайта и из буклетов фирмы. Поэтому сложно говорить о ней как о готовом изделии, скорее всего так компания ZALA подчеркивает свои амбиции по вхождению в новый сегмент рынка беспилотников.

А вот питерская компания «Транзас» привезла на выставку уже готовую отработанную систему тактического класса «Дозор-100». Система создавалась в инициативном порядке и не вполне вписалась в размерность, делаемую российскими военными, впрочем, она может найти применение в парамилитарных структурах – погранслужбе и береговой охране, наркоконтроле, МЧС.

Самый большой из имевшихся на мероприятии беспилотников представлял уже упоминавшийся завод УЗГА из Екатеринбурга. Это комплекс «Форпост», представляющий собой лицензионную версию израильского БЛА Searcher MkII, небольшая партия которых была закуплена российским военным ведомством несколько лет назад.

Старший лейтенант Александр Забашта развернул центр управления полетами БЛА в обычной палатке.

СЕКРЕТНЫЙ ПОКАЗ

Что касается более крупных средневысотных беспилотников большой продолжительности полета, то их проекты, разрабатываемые компаниями «Транзас» и «Сокол» взлетной массой около 1 тонны и около 5 тонн, соответственно также были представлены на показе в Алабино. Однако ознакомиться с ними можно было только в закрытой части экспозиции.

Данные темы были заданы российским Министерством обороны всего два года назад. Тем не менее российские военные хотели бы получить в свое распоряжение аналоги американских БЛА Predator и Reaper как можно быстрее. Перед разработчиками ставится задача создать высокотехнологичные беспилотники едва ли не быстрее, чем это в свое время сделала американская компания General Atomics для Пентагона.

Также в закрытом режиме были представлены некоторые промежуточные результаты ОКР «Охотник», в рамках которой компанией «Сухой» создается ударный БЛА. Очевидно, что суховцам, как и транзасовцам, также придется форсировать «пятилетку за три года» – интерес к тяжелому ударному беспилотному аппарату у российских военных очень велик, учитывая значительные успехи, продемонстрированные недавно США в развитии данного класса БЛА.

МУЛЬТИКОПТЕРЫ

Беспилотники вертолетного типа также представляют очень интересный и важный сегмент беспилотных систем. Популярная в наши дни тема беспилотных мультикоптеров нашла отражение и в алабинском мероприятии. Здесь присутствовало не менее пяти многовинтовых БЛА, созданных различными компаниями, от близких к «игрушкам», до в своем роде тяжеловесов, поднимающих до 10 кг. Последние были продемонстрированы компанией НЕЛК, специализирующейся именно на мультироторных аппаратах. Уже сегодня они используются в МЧС и МВД. В Министерстве обороны они могут найти применение в силах специальных операций.

Представленные на мероприятии легкие беспилотные вертолеты компании ZALA уже поставлялись в некоторые силовые структуры. Впрочем, созданные на основе авиамоделей, они вряд ли могут восприниматься серьезно.

Гораздо более совершенную модель БЛА вертолетного типа представляла компания «Горизонт» из Ростова-на-Дону. Это весьма успешная в своем классе система, активно продаваемая по всему миру. К сожалению, эта система не российской разработки. В нашей стране в рамках соглашения с австрийской компанией Schiebel производится сборка беспилотных систем Camcopter S-100, а также их адаптация под российского эксплуатанта. Одним из основных заказчиков для «Горизонта» традиционно является Пограничная служба ФСБ России. Упомянутый беспилотный вертолет применяется в Береговой охране Погранслужбы. Однако, очевидно, у компании имеется интерес расширить количество заказчиков из других силовых структур, включая Министерство обороны.

О состоянии работ по ОКРам в области систем БЛА вертолетного типа «Роллер» и «Альбатрос» оставалось только догадываться – некоторые промежуточные результаты военному руководству докладывал генеральный конструктор компании «Камов» Сергей Михеев. Впрочем, ввиду того, что на открытой площадке демонстрировался вертолет «Орленок», который ранее предполагалось положить в основу одного из беспилотников «Вертолетов России», можно сделать вывод, что по крайней мере с реализацией «Роллера» не все ладно, и «Орленок» держится здесь в качестве резервного варианта.

Майор Алексей Астафьев проверяет работу БЛА перед его запуском.

КАЗЕННЫЙ ИНТЕРЕС

Несмотря на заявления некоторых СМИ о том, что подобное мероприятие проводится в России впервые, это далеко не так. Смотры, подобные состоявшемуся, уже проходили как здесь же, в Алабино, так и в других местах, к примеру, в Кубинке, в Егорьевске и на других площадках. Большинство представленных на открытой площадке беспилотных систем уже достаточно хорошо известно по выставкам и учениям.

Вместе с тем нельзя не отметить некоторые позитивные сдвиги. Если рассмотреть отношение российских военных к тематике систем БЛА на протяжении последних 10 лет, то в последние два-три года наметился явный перелом. Первым шагом стало увеличение финансирования соответствующих НИР и ОКР по линии Минобороны. В течение нескольких последних лет российское военное ведомство задало промышленности целый ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области систем БЛА.

Вторым шагом, являющимся явным индикатором реального внимания военных к тематике систем БЛА, стало образование в структуре Генерального штаба нового управления, которое будет заниматься исключительно беспилотниками. Как особо отметил на закрытии мероприятия заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник Александр Постников, речь здесь идет о том, чтобы формирование требований и научно-техническое сопровождение каждого из проектов осуществлялись централизованно.

Конечно, невозможно решить все проблемы за короткий срок, как этого хотелось бы военным. Однако в целом ситуация уже не выглядит так безнадежно, как еще несколько лет назад.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    13 июля 2013 07:22
    Что касается более крупных средневысотных беспилотников большой продолжительности полета, то их проекты, разрабатываемые компаниями «Транзас» и «Сокол» взлетной массой около 1 тонны и около 5 тонн, соответственно также были представлены на показе в Алабино. Однако ознакомиться с ними можно было только в закрытой части экспозиции.
    Что же это за 5т исполин?На лицензии и зарубежный опыт можно опереться,а вот создавать действительно современные беспилотники придётся самим.Никакой добрый дядя ни за какие деньги не продаст прорывные изделия.Всё это должно быть в армии ещё вчера.Так,что вперёд-конструкторы и военно-технические разведчики hi
    1. +7
      13 июля 2013 10:33
      ИМХО следовало бы пойти по одному из путей заокеанских партнеров- переоборудовать списанные МиГ-21 в БПЛА к примеру. Планеров и СУ полно, техническая база и вооружение уже имеется. Может получится грозная машина.
      1. +3
        13 июля 2013 22:07
        Нам нужен разведывательно-ударный комплекс ,чтобы долго висел и патрулировал.И просто висел,ещё дольше.
        1. Комментарий был удален.
      2. +2
        13 июля 2013 23:42
        Может.
        Малости не хватает.
        Микроэлектроники, закрытых помехостойких систем связи независимых от стран вероятного союзника, стратегии применения, высокоэкономичных малогабаритных двигателей, подходящих для всего этого материалов.
        Чего там еще...
        Ах да. Желания развивать свою промышленность всего этого.
        В общем подгонит Погосян очередной супербеспилотник...
        Какой нить Грач с ДУ на китайских смартофонах.
      3. AVV
        +1
        14 июля 2013 23:28
        Подождем когда Сухой совместно с Мигом представят свое детище народу!!!
    2. 0
      28 июля 2013 21:54
      Самый таинственный советский беспилотник, массивный Ту-123, часть комплекса ДБР-1 Ястреб. По слухам этот сверхзвуковой робот был использован над странами нато в 1970-х и 1980-х.
  2. 101
    101
    +2
    13 июля 2013 13:06
    Штатники свои уже на авианосцы сажают а мы авиамодельками балуемся да гордимся неимеющими аналогов а самих только сяо и охраняет и без него нас на неделю не хватит
  3. +2
    13 июля 2013 14:18
    Цитата: 101
    Штатники свои уже на авианосцы сажают а мы авиамодельками балуемся да гордимся неимеющими аналогов а самих только сяо и охраняет и без него нас на неделю не хватит

    Когда -то тоже смешные копии Карден-лойдов делали... В то время, как в англии тяжелые танки проектировали, а танк Кристи вообще недостижимым шедевром инженерной мысли казался. И что потом было? С чего то начинать надо. а здесь так вообще - далеко не на пустом месте начинаем. Нагоним быстро.
    1. 101
      101
      +3
      13 июля 2013 23:24
      Кого позвольте спросить нагоним да еще и быстро Что Вы фуражку то в небо кидаете Нагоним и перегоним Владеете инфой так может поделитесь что так то воздух сотрясать
    2. +1
      14 июля 2013 12:14
      Цитата: пенсионер
      С чего то начинать надо. а здесь так вообще - далеко не на пустом месте начинаем. Нагоним быстро.


      Да и неплохо было бы разрабатывать аналоговые грашки, для подготовки будущих операторов - корректировщиков для БЛА, пусть детки с будущей пользой для армии играются. wink
  4. +3
    13 июля 2013 15:08
    Чем то напоминает рынок смартфонов. Разные модели с разными минусами и плюсами. И не получится создать универсальный бипл. Так что сейчас главное определиться разделение биплов по категориям. Что бы потом компании смогли спокойно творить каждый под свою категорию.
  5. +1
    13 июля 2013 23:35
    Так...Опять погосянки от СУ...
    Ну что, ждем появления вертолета от Сухого?
    Среднемагистральник неприменимый на территории России есть, тяжелый истребитель есть, легкий истребитель есть, типа штурмовик есть, спортивно пилотажный был, вот уже беспилотник на подходе.
    Не хватает только тяжелого транспортника и вертолета до кучи.
    1. +1
      14 июля 2013 12:17
      Цитата: dustycat
      Так...Опять погосянки от СУ...


      Да по барабану. Главное побольше и получше. Дорогу осиливает идущий.
  6. +1
    14 июля 2013 15:39
    Средства наблюдения наверно найдутся, но только ли в этом дело ?
    Чтобы "таскать" много и висеть долго нужны легкие экономичные и в тоже время мощные двигатели.
    Есть ли такие, не в этом ли вопрос ?
    1. 0
      27 июля 2013 14:28
      Мощность предусматривает эквивалентное увеличение количества топлива. Перетягивание одеяла не поможет . Пропорциональности нельзя избежать. Нужен новый метод и устройство обеспечивающее эффективный полет
  7. 0
    27 июля 2013 14:25
    Ничего не меняется от того , что меняют цвет покраски беспилотников. Физические принципы применения винтов , пропеллеров не изменят качественных показателей эффективности полета. Для этого нужны совершенно иные методы организации преобразования потока воздуха или воды и соответственно принципиально новое устройство.