Фолклендская война. Действовать по Варианту "Б"!

История не знает сослагательного наклонения – произошедшие события намертво отпечатываются в памяти и дают вполне конкретный исторический результат.
Несмотря на жестокие потери, флот Её Величества прорвался к Фолклендским островам, вернув далекие земли под юрисдикцию британской короны. Старый лев показал всему миру, что у него еще сохранились клыки.
Аргентина потерпела оглушительное поражение, ставшее последним ударом для правительства Леопольдо Гальтиери. Усилившийся кризис и массовое недовольство итогами «маленькой победоносной войны» привели к крутым политическим преобразованиям внутри Аргентины.
Что ж, политика вещь непостоянная, а национальная гордость вечна. Несмотря на проигрыш в войне, аргентинцы щедро чествовали своих героев – летчикам морской авиации удалось повредить треть кораблей британской эскадры! Казалось бы, еще чуть-чуть и…
Альтернативная история? А почему бы и нет.
Если не предаваться наивным грезам о бластерах и боевых орбитальных станциях, Фолклендская война предстает непостижимым набором случайностей, каждая из которых могла полностью изменить ход боевых действий и здорово отразиться на результатах конфликта.
- маршал Королевских ВВС лорд Крейг
В том, что 80% аргентинских бомб и ПКР не сработали штатным образом, удивляться не приходится. Надежность взрывателей всегда была больной темой для разработчиков боеприпасов, а 30 лет хранения на складе и нерасчетная траектория сброса (аргентинцы атаковали корабли с бреющего полета) окончательно погубили надежду на эффективность ракетно-бомбовых ударов.

С невзрывающимися бомбами все понятно – но что бы случилось, если бы аргентинские футболисты потрудились удлинить ВПП аэропорта на Фолклендах, подготовив полосу для приема боевых «Даггеров» и «Скайхоуков»? Именно этого так опасались британцы – в этом случае резко сократилось бы подлетное время, увеличилась интенсивность и эффективность воздушных атак. Аргентинцам не пришлось бы перегружать самолеты топливом и задействовать воздушные танкеры (в реальности у ВВС Аргентины был всего 1 исправный заправщик КС-130, что сильно ограничивало частоту ударов и численность ударных групп).
Длина исходной бетонки Порт-Стэнли составляла 4000 футов (ок. 1200 м). У Аргентины имелись все технические возможности и почти месяц свободного времени для проведения строительных работ, но никаких действий предпринято не было.
И как бы сейчас назывались спорные острова – Фолклендские или Мальвинские? – получи аргентинцы вовремя все 14 заказанных ими «Супер-Этандаров» и 28 противокорабельных ракет «Экзосет»?
Именно такая партия оружия: 14 самолетов-носителей, 28 ПКР, запчасти, двигатели «Атар» 8К50 и все сопутствующее оборудование для переоснащения авиации аргентинских ВМС была заказана во Франции в 1979 году. За контракт было заплачено звонкой монетой – опасные «игрушки» обошлись Аргентине в 160 млн. долларов.
Повремени аргентинцы с войной хотя бы на год, и британцы смогли бы познать всю мощь современного ракетного оружия.
В реальности вышло иначе – начало боевых действий в Южной Атлантике повлекло за собой немедленную Директиву ООН и международное эмбарго на поставку вооружений в Аргентину. К апрелю 1982 года аргентинцы успели получить всего шесть истребителей-бомбардировщиков «Супер-Этандар» (один небоеспособен ввиду тех. проблем и отсутствия запчастей), а также пять противокорабельных ракет воздушного базирования AM.39 Exocet.
Но даже этого скромного набора оказалось достаточно, что бы вызвать эпидемию диареи на борту кораблей Её Величества. Возможностей ПВО британской эскадры едва ли хватало, чтобы отбивать атаки дозвуковых штурмовиков «Скайхоук», а современные ракеты представляли для британцев особенную угрозу.


Пять выстрелов – два трупа. В волнах Южной Атлантики скрываются эсминец «Шеффилд» и эрзац-авианосец «Атлантик Конвейор». По критерию "эффективность" пилотов ВМС Аргентины превзошел только Гаврила Принцип со своим револьвером.
Не трудно догадываться, как бы заплясали британские мореманы, если бы в них полетело в 5 раз больше таких ракет. Однако, как это ни странно, британский Генштаб тоже не сидел на месте и тщательно прорабатывал данную ситуацию.
Операция «Микадо»
Осознавая угрозу, исходящую от ракетоносной авиации ВМС Аргентины, британское командование всерьез рассматривало возможность расширения зоны боевых действий и проведения операции на острове Огненная Земля.
Сам по себе, этот холодный и продуваемый всеми ветрами клочок суши мало интересовал англичан. Единственный значимый объект – авиабаза Рио-Гранде, ближайший к Фолклендам пункт базирования аргентинской авиации. Именно отсюда поднимались в бой «Даггеры» и «Скайхоуки», здесь же базировались грозные «Супер-Этандары» и хранился комплект противокорабельных ракет.
В начале 1980-х годов флот Её Величества еще не получил на вооружение КРМБ «Томагавк». На тот момент у англичан не было ни дальнобойной морской артиллерии, ни оперативно-тактических ракетных комплексов, ни каких-либо других дистанционных средств, пригодных для нанесения удара по аргентинской авиабазе. «Точечные» бомбовые удары с использованием бомбардировщиков «Вулкан» были признаны излишне рискованными и малоэффективными.
Оставалась единственная возможность – провести атаку «вручную» с использованием спецназа SAS (Special Air Service). План операции, получившей кодовое имя «Микадо», выглядел следующим образом:
Пара транспортников C-130 «Геркулес» с экспедиционной группой спецназа в количестве 50-55 человек, с оружием, взрывчаткой, запасами провизии и всем необходимым снаряжением поднимаются с авиабазы на острове Вознесения (экваториальная Атлантика) и берут курс на Юг.
Транспортным машинам потребуется 3-4 дозаправки, чтобы добраться до Огненной Земли, далее, успешно маскируясь под аргентинские С-130 (аналогичные машины использовались ВВС Аргентины для ежедневной доставки грузов на Фолкленды), «Геркулесы» нагло следуют в направлении АБ Рио-Гранде.

Пользуясь общей сумятицей, транспортники совершают посадку на ВПП авиабазы: из чрева «троянских коней» хлещет поток людей и грузов. Далее начинается настоящий голливудский блокбастер в стиле Рэмбо: стреляй, взрывай, убивай – первостепенными задачами SAS являлись уничтожение всех «Супер-Этандаров» и обнаружение мест хранения ПКР с их последующей утилизацией. При возможности следовало расстрелять летно-технический персонал авиабазы и нанести за минимальное время максимальный ущерб.
Черт возьми, это война! Или аргентинцы всерьез надеялись, что можно просто так, без последствий, стрелять по кораблям Её Величества?!
После учиненного погрома, спецназ, подобрав раненых и, по возможности, завладев наземными транспортными средствами, должен был с боем прорываться в сторону границы с Чили (марш-бросок в 50 километров по безлюдной местности).
Что касается самих самолетов «Геркулес»: если они после высадки останутся целыми, следовало немедленно перевести двигатели во взлетный режим, и уходить на запад, едва не задевая крылом вершины холмов, - на чилийскую авиабазу Пунта-Аренас. Если же транспортники будут повреждены огнем с Земли, летчикам следовало подорвать неисправную технику и эвакуироваться вместе с основной группой спецназа.
Несмотря на свой кажущийся авантюризм и безумство, британский план в целом, выглядел вполне реалистично. Специальные силы, транспортный самолет, дозаправка в воздухе, наглая высадка на аэродроме противника – классика современных войн.
Первая фаза операции вопросов не вызывает: британские «Геркулесы, «Нимроды» и «Вулканы» десятки раз летали по маршруту о. Вознесения – Фолкленды, с многочисленными дозаправками в пути.
Гораздо больше сомнений в безопасной высадке и погроме на аэродроме силами 55 бойцов SAS. Как выяснилось после войны, британцы имели весьма смутные представления об авиабазе Рио-Гранде, системах её охраны и расположении объектов её инфраструктуры. Неслучайно газета «Дейли Телеграф» позже назовет миссию «суицидом», а британский Генштаб, после рассмотрения всех возможных вариантов развития событий, решил действовать по другому сценарию.
Согласно обновленному плану действий, операцию «Микадо» следовало проводить силами военно-морского спецназа SBS (Special Boat Service), благо Рио-Гранде находилась на самом побережье.
Высадившись под покровом темноты с подлодки HMS Onyx, спецназ без лишнего шума и суеты снимал часовых и проникал на территорию авиабазы. А далее … начинался голливудский блокбастер: красочные фейерверки взрывов и стрельба до посинения.
Разгромив базу, спецназ, подобрав раненых, отправлялся в сторону чилийской границы.
Вот это другое дело! План звучит совершенно реалистично и эффективно.

ВПП авиабазы Рио-Гранде расположена у самой воды, в результате британские подлодки всю войну следили за взлетающими аргентинскими самолетами, оперативно предупреждая эскадру об угрозах с воздуха. Дизель-элетрическая лодка HMS Onyx только и занималась тем, что высаживала группы SBS на побережье Фолклендов – высадить аналогичную группу на Огненной Земле ей не составляло труда. В боевой подготовке бойцов SBS также сомневаться не приходится.
Единственная загвоздка – эвакуация. Внимательный читатель наверняка обратил внимание на регулярное упоминание Чили. Казалось бы: зачем нейтральному государству вмешиваться в конфликт «двух лысых из-за расчески»? Не выдадут ли чилийские власти британских «военных преступников» по требованию Аргентины?
Не выдадут. И вот почему:
Чилийский след
Несмотря на страшилки в стиле «Земной шар на 71% покрыт водой», суша распределена по поверхности планеты равномерными пятнами – всякий раз поблизости есть клочок земли, пригодный для мира и для войны. Вот и тогда, в 1982 году, у Великобритании нашелся союзник даже на самом краю Земли. Республика Чили.
Сказать, что отношения между Чили и Аргентиной были натянутыми – значит не сказать ничего. Обострившийся территориальный спор вокруг пролива Бигл поставил оба государства на грань войны. Неслучайно, в дни Фолклендского конфликта половина аргентинских вооруженных сил дислоцировались на аргентино-чилийской границе.
В таких условиях чилийцы руководствовались простым правилом: «враг моего врага - друг». Оценив ситуацию, Пиночет предложил Великобритании разместить боевую авиацию на территории Чили, в удобной близости от границ Аргентины и Фолклендских островов. Великобритания благоразумно отвергла предложение, подчеркнув, что «минимальный военный успех может быть нивелирован крупными политическими осложнениями».
Тем не менее, военное сотрудничество Великобритании и Чили во время Фолклендской войны не подвергается сомнению. Британцы осторожно пользовались чилийским гостеприимством, стараясь не нагнетать напряженность вокруг всей этой скользкой ситуации.
Разместить авиатехнику пришлось за пределами континентальной части Чили - на острове Сан-Феликс, в 3000 км от Огненной Земли. Отсюда действовали самолеты радиотехнической разведки «Нимрод» R1 ELINT, осуществлявшие слежение и радиоперехват аргентинских радиосообщений в зоне военного конфликта.

Другая интересная история связана с действиями разведывательных «Канберр» из 39-го сквадрона Королевских ВВС. Согласно официальным данным, несколько машин этого подразделения были направлены в Чили, но затем, по политическим соображениям, приказ был отменен, и самолеты на некоторое время застряли в Белизе (государство в Центральной Америке).
Неофициальная общепризнанная версия такова: «Канберры» в экстренном порядке получили окраску и опознавательные знаки ВВС Чили и перебазировались на авиабазу Агуа Фреска (Пунта Аренас). Это единственное внятное объяснение того факта, что весной 1982 года в составе ВВС Чили неожиданно появились несколько самолетов данного типа.

Чилийские «Канберры» регулярно совершали вылеты в направлении Фолклендов для проведения фоторазведки и слежения за ситуацией в океане. Чилийцы объясняли эти эпизоды, как «апробация новой авиатехники и обучение летчиков ВВС Чили под руководством британских пилотов». Кто действительно сидел в кабинах разведчиков, и чем занимались «Канберры» … как говорится, комментарии излишни.
Именно благодаря «Канберрам» с Агуа Фреска на стол британского командования ежедневно ложились свежие фотоматериалы, посвященные ситуации на оккупированных островах: дислокация и численность сил противника, результаты бомбовых ударов, расположение укреплений и др. важных объектов (РЛС, склады, зенитные батареи). Возможно, именно для сокрытия факта разведывательных полетов с территории Чили в СМИ была запущена «утка» о получении разведданных с американских спутников (хотя, наверняка, не обошлось и без этого. Правда, не в таких размерах, как это описывала пресса).
Любопытно, что после войны две старые британские «Канберры» были действительно подарены ВВС Чили – в знак признательности за сотрудничество.
Но самый интересный случай, связанный с чилийско-британским сотрудничеством произошел в ночь с 17 на 18 мая 1982 года:
Вертолет «Си Кинг» (б/номер ZA290) из состава 846-й эскадрильи тайно проник в аргентинское воздушное пространство и попытался высадить группу спецназа в районе авиабазы Рио-Гранде для проведения рекогносцировки в рамках планируемой операции «Микадо».
Вертушка была обнаружена и обстреляна с Земли – поврежденный «Си Кинг» едва дотянул до чилийской территории, совершив жесткую посадку на пляже в 11 милях от Пунто-Аренас. Экипаж был переправлен в британское посольство в Сантьяго. Чилийские власти, как могли, попытались скрыть инцидент, закопав обломки поглубже в песок, увы, история стала широко известна и теперь местные старожилы возят туристов посмотреть остов британского вертолета.
Эпилог
Несмотря на однозначный конечный результат, каждая из сторон, принимавших участие в Фолклендской войне, имела свой собственный «План Б»: множество предложенных путей и решений для нейтрализации противника. Британцам, откровенно говоря, повезло, что Аргентина оказалась не слишком хорошо подготовлена к войне, в то же время, даже наличие супероружия в лице пары десятков «Экзосетов» не могло гарантировать аргентинцам победу – бритты знали, как решить проблему и всерьез готовились к подобному развитию событий. Хороший урок для будущих поколений военных.
Пугающая и мистическая операция «Микадо» так никогда и не состоялась в реальности. Пока британский спецназ готовился к рейду на авиабазу Рио-Гранде, аргентинцы израсходовали весь скромный запас своих ракет, и необходимость в проведении рейда отпала сама собой.
Монография «The Official History of Falklands War» by Sir Lawrens Freedman
http://www.ukserials.com
http://en.mercopress.com
http://www.waronline.org
http://www.spyflight.co.uk
http://www.telegraph.co.uk
Информация