Палубный истребитель F-14 "Томкэт"



В конце 60-х в США началось проектирование дальнего палубного перехватчика для замены F-4 «Фантом-2».


В финале конкурса оказались проекты Макдоннел Дуглас и Грумман. У фирмы Макдоннела-Дугласа был проект машины с фиксированным крылом, а у Груммана стреловидность крыла менялась.

После воздушных боев над территорией Вьетнама военные хотели, чтобы разработчики закладывали в создаваемые самолеты характеристики вертикальной и горизонтальной маневренности не хуже чем у МиГ-21, который тогда являлся основным воздушным соперником боевых самолетов ВВС США.

В теории изменяемая геометрия крыла должна была дать приемлемые характеристики взлета и посадки при большой массе, а также хорошую маневренность в ближнем бою, высокую максимальную сверхзвуковую скорость при перехвате и длительное время патрулирования.

Поэтому было вполне закономерно, что 3 февраля 1969 года был подписан контракт на создание истребителя F-14F с компанией Грумман.

Самолету дали собственное имя «Томкэт», что отражало традиции фирмы Грумман давать своим морским истребителям названия разных кошек, а в этот раз случайно соединилось с вице-адмиралом Томом Конноли – заместителем начальника Командования морских операций по авиации, который был большим энтузиастом проекта. На ранней стадии F-14 называли «Кошка тома» - «Tom’s cat», а со временем это трансформировалось в «Tomcat».

Внешность нового самолета окончательно сформировалась к марту 1969 года. Конструкторы убрали один хвостовой и два складных подфюзеляжных киля, заменив их двухкилевым хвостовым оперением. Это должно было дать лучшую устойчивость в случае поломки одного из двигателей. Кроме того, в самолете просматривалось большое влияние революционного советского МиГ-25.



Темпы разработки самолета опередили проектируемый для него перспективный двигатель. Поэтому временно на первые опытные «Томкэты» ставили Пратт-Уитни ТРДДФ TF30-P-412A. В основе этих двигателей были ТРДДФ TF-30-P, устанавливаемые на ударные самолеты F-111 и А-7. Но даже увеличенной до 9070 кгс тяги не хватало для тяжелого истребителя. Еще одной проблемой стали неудовлетворительные устойчивость и приемистость двигателя TF-30 во время энергичного маневрирования с выходом на большие углы атаки.

Проблемы с силовыми агрегатами все время возникали у «Томкэтов». Примерно 28% всех разбившихся F-14 были потеряны именно по этой причине. По словам американских пилотов F-14 справляется с поставленными задачами, но требует осторожного пилотирования, в некоторых случаях полеты с малыми скоростями на больших высотах могут быть рискованными.



В течение полутора десятков лет для F-14 подыскивали более подходящие двигатели, но вопрос решился только к концу 80-х годов, после установки двигателя Дженерал Электрик F110-GE-400, которым оснащали истребители F-15 и F-16. Процесс переоснащения новыми двигателями происходил в течение 1988-90 годов. А в 1990-93 годах запустили производство еще одной версии «Томкэта» с ТРДДФ F110 и усовершенствованным БРЭО -F-14D.




Минимальный размах крыла самолета составлял 11.65 метра, а максимальный 19.54 метра. Длина – 19.1 метра, высота – 4.88 метра, площадь крыла -52.49 м2. Масса пустого самолета составляла 18100 кг. Крейсерская скорость 740 – 1000 км/ч. Практическая дальность – 2965 – 3200 км.

На вооружении была одна встроенная 20-мм пушка М61А-1 на 675 снарядов, находящаяся в носовой части фюзеляжа. Боевая нагрузка составляла 6500 кг на восьми узлах подвески.

Под фюзеляжем можно было разместить 4 AIM-7 Sparrow - УР средней дальности в полуутопленном положении, или 4 AIM-54 Phoenix – УР большой дальности на специальных платформах. Также можно было подвесить 2-4 AIM-9 "Сайдвиндер" или AIM-120 AMRAAM – УР ближнего действия.



Боевой потенциал машины определялся системой управления оружием Хьюз AWG-9.

Самая дальнобойная УР воздух-воздух «Феникс» вкупе с уникальной СУО сделали не очень-то удачный самолет одним из лучших истребителей-перехватчиков того времени.

На момент своего создания управляемая ракета AIM-54 "Феникс" большой дальности была уникальной, у нее не было аналогов. Основная особенность – комбинированная система наведения, в которой сочетались автопилот на начальном этапе и полуактивное радиолокационное наведение на среднем участке с активным наведением на конечном участке: примерно 16-20 км. Также был режим пассивного наведения на любой источник электромагнитного излучения, к примеру, РЛС противокорабельной ракеты или самолета.



У ракеты «Феникс» максимальная дальность пуска составляла 160 км, на больших высотах ракета достигала скорости М=5. Стержневая боевая часть обладала радиусом поражения около восьми метров, обеспечивая подрыв инфракрасным, контактным или радиолокационным взрывателями.

В процессе разработки и доводки СУО и ракеты возникали большие трудности, поэтому ракета «Феникс» не сразу стала главным оружием самолета. Отчасти, из-за высокой стоимость одной ракеты – примерно 500 тысяч долларов в 70-х годах.

В конечном итоге, в ВМС посчитали, что им нужен «длиннорукий» перехватчик, поэтому альтернатив у «Феникса» не было.



Еще один фактор в пользу «Феникса» - другие ракеты "воздух-воздух" не могли перехватить МиГ-25 на больших высотах.

Контракт на создание первой партии из 26 самолетов подписали в октябре 1970 года. 12 самолетов попали в программу летных испытаний. Были и потери. 30 декабря 1970 года произошла авария первой машины этого типа, но пилоты катапультировались.

Итог летным испытаниям самолета подвела группа летчиков ВМС, состоящих в испытательной эскадрилье VF-124. По словам их командира Фрэнка Шланца, самолет демонстрировал хорошие летные характеристики и потенциально может быть использован для достижения превосходства в воздухе, а также противовоздушной обороны корабельных соединений.

Отметим, что во время испытательных вылетов разбилось еще два самолета. 30 июня 1972 года разбился пилот Билл Миллер, управлявший десятым прототипом во время демонстрационного полета над авиабазой Патаксент-Ривер. Причина катастрофы не выяснена до сих пор. Всего за пару недель до гибели Миллер взлетал на «десятке» с борта авианосца «Форрестол». 28 июня он первым сел на авианосец.

20 июня 1973 года был потерян еще один самолет, под номером пять, производивший пуск УР «Спарроу». Ракета сошла со своих направляющих горизонтально, задев топливный бак, расположенный в центральной части фюзеляжа. В результате там произошел взрыв и пожар. Но так как в ракете не было боевой части, летчику и оператору удалось успешно катапультироваться.

В апреле 1972 года начались испытания комплекса истребителя F-14/УР "Феникс", в рамках которого производились сбросы массогабаритных ракетных макетов, подвешенных на «Томкэты». А в июле 1972 года случилось эпохальное событие: во время отработки системы самолет/ракета «Феникс» успешно поразил мишень AQM-37А "Стилетто", которая имитировала МиГ-25. В момент пуска перехватчик находился на высоте 14 300 метров на скорости М=1,2 на расстоянии 65 км от мишени.



Еще одно знаменательное событие – одновременные пуски управляемых ракет по нескольким целям. В середине декабря 1972 г. впервые был проведен одновременный пуск двух ракет "Феникс" по двум мишеням, имитирующим советские ПКР Х-22.

В дальнейшем производились пуски ракет по целям, создающим радиопомехи и имитирующим еще одну угрозу со стороны СССР Ту-22М – бомбардировщик, знаменитый на Западе, как и МиГ-25. В апреле 1973 года экипажу «Томкэта» удалось обнаружить мишень BMQ-34, которая имитировала «Бэкфайр» на дальности в 245 километров, а затем уничтожить ее на расстоянии в 134 километра от точки запуска ракет «Феникс». А в ноябре 1973 года летчику Джону Уилсону и оператору вооружения Джеку Ховеру удалось перехватить сразу шесть мишеней. В американской прессе этот эпизод назвали «рекордным». В течение примерно сорока секунда «Томкэт» запустил шесть управляемых ракет по шесть разным целям, которые находились на расстоянии от 80 до 115 километров. Четыре ракеты успешно попали в цели, у одной отказала аппаратура, а один пуск был признан неудачным в силу неисправности мишени.

Однако у новой системы оружия были и существенные недостатки. В первую очередь, систему сложно осваивать и эксплуатировать. Во-вторых, высокая стоимость одной ракеты. До 1975 года ракеты запускали только самые опытные экипажи. А проверку способности обычных строевых летчиков в максимально приближенных к боевым условиям провели на трехдневных учениях, в котором участвовало 1-ое палубное авиакрыло авианосца «Джон Ф. Кеннеди». Экипажу F-14A в составе оператора лейтенанта Крааю и летчика лейтенанта Эндрюса удалось сбить мишень CQM-10B "Бомарк", которая имитировала МиГ-25. Правда, это была лишь теоретическая проверка возможности использования управляемых ракет рядовыми экипажами. Лишь очень небольшое количество строевых летчиков и операторов смогли запустить управляемую ракету AIM-54. Стоимость «Феникса» была слишком высока, чтобы использовать его во время боевой подготовки.

Однако, если с «длинной рукой» у F-14 было все в порядке, то ведение маневренного воздушного боя было не таким гладким. Для того, чтобы вести наступательный воздушный бой, у истребителя должна быть приличная тяговооруженность, чего и не хватало у F-14A. По словам ряда экспертов и летчиков, «Томкэту» было необходимо 30%-ное увеличение тяги двигателей. Оставляла желать лучшего и горизонтальная маневренность, несколько самолетов упало из-за выхода в плоский штопор во время учебных маневров. Как оказалось, при выходе на большие углы атаки самолет начинает крениться и рыскать.

Если на таких скоростях одновременно использовать руль направления и дифференциально отклоняемый стабилизатор, заложенный в систему управления, то возникают очень большие угловые скорости, что способствует уходу в штопор.

В связи с этим возник вопрос о целесообразности продления срока службы многоцелевых самолетов F-4 и необходимости начать разработку палубной версии машины F-15.

В итоге адмиралы решили создать смешанный парк небольших, простых и дешевых, а также тяжелых, сложных и дорогих, истребителей, по примеру ВВС. Эти разговоры стимулировали разработку многоцелевого истребителя F-18 «Хорнет».

Две первые строевые эскадрильи приписали к атомному авианосцу «Эйзенхауэр». В свое первое плавание с «Томкэтами» корабль отправился 17 сентября 1974 года. За время похода летчики налетали 2900 часов на F-14, совершив в общей сложности 1600 посадок и взлетов на палубу. 460 было проведено ночью. За время этой операции и случилась первая авария – 2 января у одного из «Томкэтов» загорелся двигатель, но экипаж успел катапультироваться. Самолеты также приняли участие во Вьетнамской войне, прикрывая выход американцев из Сайгона.

Типовые задачи палубных F-14 – это перехват и патрулирование. Обычно пара самолетов патрулировала около пятидесяти минут на расстоянии в 550 километров от авианосца. В боевой нагрузке «Томкэта» было четыре управляемых ракеты «Феникс», еще две «Спарроу», две «Сайдвиндер», а также два ПТБ, емкость которых составляла 1060 литров. Если истребитель вылетал на перехват, то на внешних подвесках находился аналогичный груз. При скорости полета М=1.5 боевой радиус достигал 247 километров.



Второй авианосец, получивший «Томкэты» - «Джон Ф. Кенеди». В 1976 году на боевое дежурство на авианосце «Америка» заступили две эскадрильи «Томкэтов». Пик ввода самолетов пришелся на 1977 года, когда они появились на авианосцах «Китти Хок», «Констеллейшн», «Нимитц».

Всего «Томкэтами» вооружили 22 палубных эскадрильи, а также две учебные и четыре резервные эскадрильи. Было выпущено 557 машин F-14F, в том числе 79 для иранских ВВС и 12 опытных, а также 38 единиц F-14B, 37 F-14D.

После поступления в подразделения с «Томкэтами» начали происходить лётные происшествия. К примеру, пришлось два раза прекращать полеты машин этого типа после двух катастроф с интервалом в два дня 21 и 23 июня 1976 года. После тщательного расследования и инспекции всех самолетов ситуация не изменилась. 14 сентября один из самолетов врезался в воду при взлете, затонув на мелководье, рядом с кораблями советского ВМФ. Неизвестно, какая реакция на самолет была у советских военных, но американцы развернули бешенную деятельность, чтобы не позволить вероятному противнику поднять самолет. В район катастрофы вышло спасательное судно и два буксира. Самолет удалось поднять и доставить для осмотра на территорию английской базы Розайт. Ракеты с самолета сняли на дне, при помощи исследовательской субмарины ВМС США NR-1. К середине 1984 года аварии и катастрофы случились еще с 70 истребителями. В качестве основных причин фигурировали сваливание в штопор и пожар в двигателях.

Наряду с этим отмечалась низкая надежность материального обеспечения новых самолетов, двигатели были ненадежные. На борту авианосца находилось, как минимум, восемь ТРДДФ TF-30, которыми должны были заменить вышедшие из строя. Нормальная боеготовность – это 8 из 12 «Томкэтов».

В реальные боевые действия F-14 попали в конце лета 1981 года. Американские авианосцы «Форрестол» и «Нимитц» подвергались облетам ливийских Су и МиГов. Во время одного из них два «Томкэта» из эскадрильи VF-41 сбили два Су-22.

Были и боевые потери. Зимой 1982 года сирийские ЗРК уничтожили три «Томкэта», которые сопровождали штурмовики А-6 для нанесения ударов по различным целям на ливанской территории. Шесть авианосцев было задействовано в операции «Буря в Пустыне». На четырех из них были самолеты F-14. «Томкэты» сопровождали ударные самолеты, выполняли разведывательные вылеты. «Томкэтам» удалось сбить один иракский вертолет. ПВО Ирака, в свою очередь, сбили один «Томкэт».

Если судить по опыту боевого применения «Томкэтов», то можно сделать вывод, что самолету не удалось решить возлагаемые на него задачи, особенно, если анализировать в соответствии с критерием "стоимость-эффективность". Самые громкие победы F-14 прошли над территорией залива Сидра во время боев с ливийцами. Условия были практически полигонные, никаких маневренных боев не было.

Многие эксперты сомневались в реалистичности технических характеристик, которые заявили американцы.

Если судить по отчету, который был подготовлен для американского конгресса, то нельзя точно спрогнозировать вероятность попадания ракеты AIM-54 из-за отсутствия статистики запусков в реальных условиях. Американцы вложили большие деньги в разработку варианта AIM-54С, который мог перехватить маловысотные цели с ЭПР около 0.5 м2. Однако даже она с трудом перехватывала маловысотную крылатую ракету, скорость которой более М=3.



После завершения «холодной войны» и окончательной деградации морской авиации России в начале 2000-х годов начался постепенный вывод «Томкэтов из состава ВМС США. Их сменил мастер на все руки «Суперхорнет».

В конце своей боевой карьеры F-14 попали в боевые действия во время «антитеррористической» операции на территории Афганистана. Встреч с талибской авиацией не случилось, палубные перехватчики работали корректируемыми бомбами с большой высоты.

В 2006 году ВМС США официально простились с этими самолетами. Для США это стало знаковым событием, в годы «холодной войны» эту машину считали главным перехватчиком палубной авиации, которую высоко ценят профессионалы. В 1986 году вышел культовый фильм «Топ Ган», главную роль в котором сыграл Том Круз.

Спутниковый снимок Google Efrth: палубные самолеты F-18, Е-2C, F-14 на полигоне ВМС США Лейкхерст


В настоящий момент несколько самолетов «Томкэт»» поддерживают в летном состоянии в тренировочных и испытательных американских центрах.

Единственная страна, продолжающая использовать «Томкэты» - это Иран. Правда, и там их скоро спишут из-за нехватки запасных частей.

Спутниковый снимок Google Efrth: самолёты F-14 на базе хранения Дэвис- Монтан


Правительство США ограничило продажу списанных самолетов частным лицам, в отличии от других типов самолетов. Таким образом, американское правительство хочет оградить себя от покупки запасных частей Ираном.

источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f14.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f14d.html
http://www.airbase.ru/hangar/planes/usa/f/f-14/
Автор:
Сергей Линник, Александр Дедов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти