Экспериментальный палубный истребитель M.35 Libellula

3
Применение морской авиации в операциях Второй мировой войны сыграло важную роль. Английские палубные истребители "Сифайр" и "Си Харрикейн" были модификацией сухопутных самолетов и имели большую посадочную скорость. Чтобы эти самолеты опускались в палубные ангары авианосцев, крылья делали складывающимися, а это приводило к увеличению взлетного веса.

Чтобы устранить эти недостатки, английским конструктором Д. Майлз в 1940 году был разработан проект палубного истребителя с "тандемной" схемой. Площадь переднего крыла равнялась 60 процентам площади заднего. Применение данной компоновки позволяло уменьшить размер крыльев, то есть их можно было делать не складывающимися, а отклоняемые одновременно вниз закрылки на обеих несущих поверхностей должны были обеспечить малую посадочную скорость.

Экспериментальный палубный истребитель M.35 Libellula


Чтобы проверить данную идею на авиационной фирме Phillips & Powis Aircraft Limited, под руководством Майлзом, построили экспериментальный самолет М.35. Джордж Майлз хотел назвать самолет Dragonfly, такое имя использовали для самолета de Havilland DH.90 и проекту дали имя Libellula. Компоновку М.35 задумывали как пригодную для палубного истребителя; пилот располагался максимально впереди, а двигатель и толкающий винт были установлены позади заднего крыла. Так как подъемная сила обеспечивалась двумя крыльями, размах которых можно было уменьшить, то необходимость в их складывании отпадала.

Истребитель М.35 представлял собой одноместный цельнодеревянный моноплан, оснащенный толкающий пропеллером. Передняя несущая поверхность служила для размещения рулей высоты, задняя – элеронов. Кроме этого, обе поверхности оснащались посадочными закрылками. Вертикальное оперение – шайбы на конце крыла. Самолет имел одну интересную особенность – значительную стреловидность законцовок основного крыла. Стреловидное крыло улучшало путевую устойчивость. Кроме трехколесного шасси с носовым колесом, имелось дополнительное колесо сзади, которое предохраняло пропеллер от поломки при посадке со значительным углом атаки.

Самолет М.35 изготовили и подняли в воздух спустя шесть недель после начала строительства. Первый прототип под регистрационным номером U-0235 поднялся в воздух 1 мая 1942 года. Реально данная машина не являлась настоящим истребителем, а скорее демонстрировала технологию, на ней даже не установилось вооружение.



В ходе испытаний выяснилось, что у самолета значительная продольная неустойчивость. Испытания в аэродинамической трубе показали, данную проблему возможно устранить. Устойчивость самолета удалось улучшить при помощи изменения центровки. Несмотря на выявленные в ходе испытаний проблемы, Майлз предложил этот проект Адмиралтейству Великобритании. Однако принимая во внимание все выявленные недостатки, а также учитывая то, что истребители, состоящие в то время на вооружении британских ВМС, превосходили М.35 по всем показателям, контракт на производство подписан не был.

Кроме M.35 Libellula Джордж Майлс разработал по той же схеме тяжелый бомбардировщик М.39. новую машину должны были оснастить тремя турбореактивными двигателями или, для начала, двумя высотными Rolls-Royce Merlin 60 (Роллс-Ройс Мерлин) или Bristol Hercules VIII (Бристоль Геркулес). Под обозначением М.39В построили модель бомбардировщика в масштабе 5/8 его натуральной величины. 22 июля 1943 года аппарат поднялся в воздух и продемонстрировал хорошую аэродинамическую устойчивость. Первоначально летные испытания проводились частным образом, однако в 1944 году самолет передали в Фарнборо в Королевский авиационный научно-исследовательский институт, где испытания были прекращены после двух аварий.



Летно-технические характеристики:
Длина – 6,20 м;
Высота – 2,06 м;
Размах верхнего крыла – 6,10 м;
Размах нижнего крыла – 6,22 м;
Площадь крыла – 12,50 м2;
Масса пустого самолета – 660 кг;
Нормальная взлетная масса – 839 кг;
Тип двигателя – поршневой двигатель de Havilland Gipsy Major;
Мощность – 130 л.с.;
Крейсерская скорость – 224 км/ч;
Максимальная скорость – 358 км/ч;
Практическая дальность – 320 км
Практический потолок – 6200 м;
Вооружение – не устанавливалось;
Экипаж – 1 человек



Подготовлено по материалам
http://www.airwar.ru
http://airspot.ru
http://www.cofe.ru
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    16 июля 2013 10:33
    Спасибо за статью, интересный самолёт.
    1. +3
      16 июля 2013 15:02
      Какое громкое название у статьи-ИСТРЕБИТЕЛЬ.На мой взгляд не совсем верно описанны предпосылки создания данного"Утенка".Дело происходило во время"битвы за британию",промышленность и особенно казна англии судорожно пыталась сохранить темп поставок истребителей ВВС,компенсирующий громадные потери(по меркам того времени)При этом финансирование авиации флота имело качество,даже не второго порядка.Конкретно парк палубных истребителей,представлял собой в основном бипланы,а около сотни "Си Харикейнов"стремительно физически старели.При этом вопрос ПВО корабельных групперовок не кто не отменял.Вот и кинулись во все тяжкие,разработки легких машин(более дешевых)не"завязанныжх"на агрегаты используемые сухопутными истребителями.Надо сказать,что англичане не были одиноки в своем"беге за горизонтом"в СССР(на пример) были созданы ряд т.н."тренировочных истребителей"БИЧ-21,САМ-13,ТИ-28.Нужно отметить,что достижение сопостовимых характеристик(с"нормальными"истребителями) в классической компоновке было не реальной задачей,поэтому все представители "эрзацной"линейки выглядят необычно.По М-35 можно сказать,что реализация характеристик управляемости"классической утки"вызывает значительные трудности даже теперь,при наличии довольно"продвинутых"ЭДСУ.Все"Рафали"и"Гриппены"от
      носятся к"гибридным уткам"где ПГО выполняет непосредственно свою роль только в некоторых режимах,по сути эти машины"бесхвостки".
  2. 0
    21 июля 2013 13:23
    Очень спорный самолет, да и характеристики никакие.