Military Review

Export modifications tank Chieftain

6
In the late sixties and early seventies, the English main battle tank Chieftain ("Leader") was considered one of the best vehicles of its class. In that tank all the latest achievements of the British defense industry were combined, thanks to which he regularly received the most flattering assessments. Naturally, the high declared characteristics quickly attracted the attention of third countries. Some Middle Eastern states that had good relations with Great Britain showed a desire to purchase a certain number of Chieftain tanks for themselves. One of the first potential buyers was Israel. But already in 1969, after another armed confrontation with neighboring countries, he lost the opportunity to renew his fleet of armored forces, as London decided not to violate the arms embargo on Israel.




Shortly after the failed agreement with Israel, negotiations began with other states in the region. As a result of such events, the UK has signed several contracts for the supply of armored vehicles. At the same time, some customers complained about certain design features of the Chieftain tank. To solve such problems, it was proposed to design special modifications for certain countries. Such improvements of the tanks affected the price of the project, but the customers did not oppose, since they themselves initiated the improvement of the original armored vehicle.

Iranian "Lions"

The first country to express a desire to get a Chieftain tank adapted to its conditions was Iran. Back in 1971, he ordered 707 tanks and 73 armored recovery vehicles based on them. In the future, Tehran was going to buy more 1200 tanks, but he was not satisfied with the available characteristics of the proposed technology. The Iranian military put out a list of the deficiencies of “Chieftain” that needed to be corrected before purchase. First of all, not too high engine power and, as a result, insufficient driving characteristics of the tank were criticized. Also, the Iranians were not satisfied with the insufficiently smooth running of the car on rough terrain.

After clarifying all the details of the claims of the Iranian side in 1974, the British launched a project called Shir Iran (“Leo of Iran”). It was assumed that, due to the timing of the start of serial construction of the upgraded Chieftain tanks, the first modernized vehicles could be delivered to the customer as part of the first contract. It is worth noting that the UK, fulfilling its obligations under the first contract, initially supplied the Chiften tanks to Iran with the Mk.3 / 3P model, which was slightly different from the version for its own armed forces.

As a basis for the Shir Iran tank, the Chieftain Mk.5 armored vehicle was chosen. Its characteristics were proposed to improve with the help of a new power plant and an upgrade of electronic equipment. According to the upgrade project, the Rolls-Royce CV-12TCA diesel engine with a horsepower 1200 and hydrodynamic transmission David Brown Engineering TN-37 with a hydrostatic transmission was supposed to stand in the engine-transmission compartment of the tank. With such a power plant, the "Leo of Iran" had a power density of more than 23 hp. per ton, which was about one and a half times higher than the original tank "Chieftain". At the same time, the development and refinement of the new tank diesel engine was delayed. Specialists of the company Rolls-Royce did not meet the deadlines, because of what Britain had to come up with a new proposal for the contract.

The British and Iranian parties reached an agreement on the gradual improvement of the tank and the supply of equipment in several batches: each subsequent one will be better than the previous one. Thus, in the mid-seventies, Iran received the first 187 tanks of the Chieftain in a modified version of the Mk.5P (alternative designation FV 4030 / 1). They had an old power plant, peculiar to the original modification of the Mk.5, but they were equipped with a new transmission control system, enhanced mine protection and additional shock absorbers on the rear support rollers. Also slightly changed the design of the fuel tanks and some other units.

Export modifications tank Chieftain


The 125 tanks from the next batch already carried a new name: Shir-1 (FV 4030 / 2). They received a new enhanced suspension and updated hydromechanical transmission. However, the CV-12TCA diesel engine was still not ready and had to do with the engines of acceptable power available at that time. According to various sources, the Shir-1 tanks were equipped with HP 850-900 diesel engines. The update of the protection and combat module was postponed for the next modification.

For tanks Shir-2 (FV 4030 / 3) developed an updated armored hull and a welded turret. An interesting innovation in the design was the use of combined armor Chobham. In addition to the remaining former weapons of the tank, the use of a new fire control system was included, which included a combined day / night periscope sight, etc. Components. The tank "Shir-2" used a new hydropneumatic suspension, created by Dunlop. The powerplant with a 1200-strong engine was still at the testing stage.



Unfortunately for the Iranian army, the British managed to build only seven prototypes of the Shir-2 tank. The design and testing of this armored vehicle lasted until the 1979 year. After the Islamic revolution, the new government of Iran severed the contract for the supply of British tanks. As a result, the armed forces of the Middle Eastern state managed to get only 700 tanks of several modifications. The project "Shir-2" was closed as unnecessary, but some developments on it were subsequently used in other developments.

Khalid

In the mid-seventies, Jordan showed its interest in British tanks "Chieftain". Contract negotiations were delayed until the end of the decade, but in the end, countries managed to find a common language and determine the appearance of the tank needed by Jordan. A promising tank for this country was named Khalid and the index FV 4030P2J.



In fact, Khalid was a small upgrade to the Shir-1 tank. Minor improvements underwent hull design, since the armored vehicle received a new engine. After several years of operation, the tank of the Chieftain family finally received a diesel engine with an output of 1200 hp. They became the forced version of the engine Perkins CV-12 1000. Also, the TN-37 hydromechanical transmission was completed by this time. In the fighting compartment of the Khaled tank, Markoni Space and Defense have installed a new fire control system. At the same time, despite all the changes in the composition of the equipment, the updated tank apparently almost did not differ from the “Chieftain” in the Mk.5 version. Two armored vehicles distinguished only the location of boxes for equipment on the tower and several other minor details.

In accordance with the first contract of 1979, the UK built and supplied Jordan's 274 tank Khalid. Later, with the efforts of British and Jordanian enterprises, the number of these machines in the armed forces of the Middle Eastern kingdom increased to 350 units.

Chieftain-800 / 900

In the early eighties, the British created a new modification of the tank "Chief", originally intended for export deliveries. The authors of the project from the Vickers company tried to take into account all the wishes of customers that were available at that time and the current trends in the area of ​​main battle tanks. As a result, a project called Chieftain-800 / 900.



The new tank for third countries was a further development of the line of modifications of the model Mk.5. He received an even more powerful booking of updated corps and towers. Like the Shire-1, the Chieftain-800 / 900 was proposed to be equipped with Chobham combined armor. It is noteworthy that the frontal part of the hull was carried out according to the outdated “pike nose” scheme used on some tanks of the middle of the last century. The prototype of the new “Chieftain”, which was on display at the arms exhibitions, had characteristic lines formed by the mating flat parts. This was probably due to the extensive use of combined multi-layer armor.

After upgrading the hull and turret, the tank became heavyweight up to 56 tons, so a fairly powerful power plant was needed. Customers were offered two versions of the tank, differing from each other in diesel engine power. So, on the "Chiften-800" it was supposed to install an 800-strong diesel, and on the "Chiften-900" - an 900 hp engine. In both cases, the supplier of the engine was the company Rolls-Royce. To simplify and reduce the cost of construction, export tanks had a mechanical TN-12 / 1000 transmission, the same for both variants. The tank was equipped with an auxiliary engine power 30 hp, associated with an electric generator. The auxiliary engine and the generator were supposed to supply the combat vehicle with electric power when the main diesel engine was turned off. Armament and electronic equipment matched tank Chieftain Mk.5.



The first OBT Chieftain-800 / 900 was shown in 1982 year, after which for several years it was shown at international exhibitions of weapons and military equipment. However, the idea of ​​British tank builders did not lead to the expected result. The tank, designed specifically for export deliveries, only attracted the attention of potential buyers. Foreign military limited praise and did not rush to initiate negotiations on the supply. Probably, potential buyers were repelled by the insufficient driving performance of an armored vehicle, which, with an 900-strong engine, could only accelerate to 52 km / h, and only on the highway. Anyway, in the absence of contracts and any prospects, the project Chieftain-800 / 900 was closed in the mid-eighties. The only prototype built is currently stored in the tank museum of the city of Bovington.


On the materials of the sites:
http://vadimvswar.narod.ru/
http://army-guide.com/
http://armor.kiev.ua/
http://preservedtanks.com/
Author:
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Ruslandeth
    Ruslandeth 16 July 2013 08: 45 New
    -6
    ... an ordinary tank, unremarkable.

    If only they wrote about the combat use, how many "Soviet rusty buckets" he knocked out and this.
    1. Bongo
      Bongo 16 July 2013 09: 24 New
      16
      It was just the opposite: the "Soviet rusty buckets" T-62 and T-55 in the course of a tank battle during the Iran-Iraq war "knocked" several dozen Iranian "Chiefs". Iraq later sold part of the captured vehicles to Jordan.
      1. Ruslandeth
        Ruslandeth 17 July 2013 02: 48 New
        0
        Had a sarcasm without understanding!

        thanks for the info
  2. RoadRunner
    RoadRunner 16 July 2013 09: 36 New
    +2
    He fell short of his predecessor in terms of "popularity".
  3. NOMADE
    NOMADE 16 July 2013 09: 46 New
    +3
    Quote: RoadRunner
    He fell short of his predecessor in terms of "popularity".


    Yeah, before the popularity of "Centurion", he is like walking to the moon))
  4. smiths xnumx
    smiths xnumx 16 July 2013 09: 59 New
    15
    Iran actively used "Chiefs" during the Iran-Iraq war. In January 1981, the battle in the Kharkhi valley near the city of Susengerd took place the most famous tank battle, in which the Iranian 16th Panzer Division (about 300 Chieftains and American M-60A1s), supported by the 55th Airborne Brigade, was defeated by the Iraqi Panzer Division ( about 300 T-62). Iraq destroyed or captured 214 Iranian tanks during the battle. Iran has admitted the loss of 88 vehicles. In the course of the battle it was finally clear that the 115-mm armor-piercing sub-caliber projectile of the T-62 tank can reliably penetrate the frontal armor of the Chieftain tanks, and further Iranian tankers avoided a head-on collision with modern Soviet-made tanks. With the appearance on the battlefield of the Iraqi T-72, the advantage of the Iraqis increased even more. In March 1986, during the Iraqi air raid (MiG-23BN) during the battles for Akhvaz, about 500 Chieftains, M-60A1 and M-113 armored personnel carriers were damaged and destroyed. The Iraqis donated 120 captured Chieftains to Jordan for their support in the war. Most of the tanks had combat damage and needed serious repairs, but about 30 vehicles were in combat-ready condition. By the way, one of the captured Iranian "Chiefs" was delivered to the USSR and is currently on display in Kubinka. together with the captured Iranian "Scorpion". Some captured Iranian Chiefs were subsequently discovered in Iraqi tank cemeteries.
    1. Kars
      Kars 16 July 2013 10: 35 New
      +6
      ___________
    2. Kars
      Kars 16 July 2013 10: 40 New
      +6
      Kuwaiti Chieftains before the Iraq attack in 90.
      During the Storm in the Desert, he returned a little to the side of the masters and freed El Kuwait in 1991
    3. C2H5OH
      C2H5OH 16 July 2013 20: 13 New
      +3
      there are three things in the world that you can watch endlessly: 1) how other people work 2) how water flows 3) how bourgeois technology burns winked
  5. smiths xnumx
    smiths xnumx 16 July 2013 10: 14 New
    +5
    Here is a photo of the captured Iraqi Chieftain and Scorpion in Kubinka.

Экспортные модификации танка Chieftain

В конце шестидесятых и начале семидесятых годов английский основной боевой танк Chieftain («Вождь») считался одной из лучших машин своего класса. В этом танке объединялись все новейшие достижения британской оборонной промышленности, благодаря чему он регулярно получал самые лестные оценки. Естественно, высокие заявленные характеристики довольно быстро привлекли внимание третьих стран. Некоторые ближневосточные государства, имевшие хорошие отношения с Великобританией, выказали желание приобрести для себя определенное количество танков «Чифтен». Одним из первых потенциальных покупателей стал Израиль. Но уже в 1969 году, после очередного вооруженного противостояния с соседними странами он лишился возможности обновить парк техники бронетанковых войск, поскольку Лондон решил не нарушать эмбарго на поставку вооружений Израилю.

Экспортные модификации танка Chieftain


Вскоре после несостоявшегося соглашения с Израилем начались переговоры с другими государствами региона. В результате подобных мероприятий Великобритания подписала несколько контрактов на поставку бронетехники. При этом некоторые заказчики высказывали претензии к тем или иным чертам конструкции танка Chieftain. Для решения подобных проблем было предложено конструировать специальные модификации для определенных стран. Подобные улучшения танков сказывались на цене проекта, но заказчики не противились, поскольку сами же и инициировали улучшение исходной бронемашины.


Иранские «Львы»

Первой страной, выказавшей желание получить приспособленный для своих условий танк Chieftain, был Иран. Еще в 1971 году он заказал 707 танков и 73 бронированные ремонтно-эвакуационные машины на их базе. В дальнейшем Тегеран собирался купить еще 1200 танков, но его не устроили имевшиеся характеристики предлагаемой техники. Иранские военные выставили список недостатков «Чифтена», которые требовалось исправить перед покупкой. Прежде всего критике подверглась не слишком высокая мощность двигателя и, как следствие, недостаточные ходовые качества танка. Также иранцы остались недовольны недостаточно плавным ходом машины на пересеченной местности.

После уточнения всех подробностей претензий иранской стороны в 1974 году британцы запустили проект под названием Shir Iran («Лев Ирана»). Предполагалось, что благодаря срокам начала серийного строительства обновленных танков Chieftain удастся поставить заказчику первые модернизированные машины уже в рамках первого контракта. Стоит отметить, что Великобритания, выполняя свои обязательства по первому договору, изначально поставляла в Иран танки «Чифтен» модели Mk.3/3P, незначительно отличавшиеся от версии для собственных вооруженных сил.

В качестве основы для танка Shir Iran была выбрана бронемашина Chieftain Mk.5. Ее характеристики предлагалось улучшить при помощи новой силовой установки и обновления электронного оборудования. Согласно проекту обновления, в моторно-трансмиссионном отделения танка должен был стоять дизельный двигатель Rolls-Royce CV-12TCA мощностью 1200 лошадиных сил и гидромеханическая трансмиссия David Brown Engineering TN-37 с гидрообъемной передачей. При такой силовой установке «Лев Ирана» имел удельную мощность более 23 л.с. на тонну, что было примерно в полтора раза выше, чем у оригинального танка «Чифтен». В то же время, разработка и доводка нового танкового дизеля затянулась. Специалисты фирмы Rolls-Royce не уложились в установленные сроки, из-за чего Британии пришлось выступать с новым предложением по контракту.

Английская и иранская стороны пришли к договоренности о постепенном совершенствовании танка и поставках техники несколькими партиями: каждая последующая будет лучше предыдущей. Таким образом, в середине семидесятых Иран получил первые 187 танков Chieftain в доработанном варианте Mk.5P (альтернативное обозначение FV 4030/1). Они имели старую силовую установку, свойственную оригинальной модификации Mk.5, но при этом оснащались новой системой управления трансмиссией, усиленной противоминной защитой и дополнительными амортизаторами на задних опорных катках. Также незначительно изменилась конструкция топливных баков и некоторых других агрегатов.

Экспортные модификации танка Chieftain


125 танков из следующей партии уже носили новое название: Shir-1 (FV 4030/2). Они получили новую усиленную подвеску и обновленную гидромеханическую трансмиссию. Однако дизель CV-12TCA все еще не был готов и пришлось обойтись имевшимися на тот момент двигателями приемлемой мощности. Согласно разным источникам, танки «Шир-1» оснащались дизелями мощностью 850-900 л.с. Обновление защиты и боевого модуля отложили на следующую модификацию.

Для танков Shir-2 (FV 4030/3) разработали обновленный бронекорпус и сварную башню. Интересным нововведением в конструкции стало использование комбинированной брони Chobham. В дополнение к оставшемуся прежним вооружению танка предусмотрели использование новой системы управления огнем, в состав которой вошел комбинированный дневной/ночной перископический прицел и т.п. компоненты. На танке «Шир-2» применялась новая гидропневматическая подвеска, созданная фирмой Dunlop. Силовая установка с 1200-сильным двигателем все еще находилась на стадии испытаний.

Экспортные модификации танка Chieftain


К сожалению иранской армии, британцы успели построить лишь семь прототипов танка Shir-2. Проектирование и испытания этой бронемашины длились до 1979 года. После исламской революции новая власть Ирана разорвала контракт на поставку английских танков. В результате этого вооруженные силы ближневосточного государства успели получить лишь 700 танков нескольких модификаций. Проект «Шир-2» был закрыт за ненадобностью, но некоторые наработки по нему впоследствии использовались в других разработках.

Khalid

В середине семидесятых свой интерес к британским танкам «Чифтен» проявила Иордания. Переговоры по контракту затянулись до конца десятилетия, но в итоге странам удалось найти общий язык и определить облик танка, необходимого Иордании. Перспективный танк для этой страны получил название Khalid и индекс FV 4030P2J.

Экспортные модификации танка Chieftain


Фактически «Халид» представлял собой небольшую модернизацию танка Shir-1. Незначительным доработкам подверглась конструкция корпуса, поскольку бронемашина получила новый двигатель. После нескольких лет работы танк семейства Chieftain наконец получил дизель мощностью 1200 л.с. Им стал форсированный вариант двигателя Perkins CV-12 1000. Также к этому времени завершилась доводка гидромеханической трансмиссии TN-37. В боевом отделении танка Khaled установили новую систему управления огнем фирмы Markoni Space and Defense. При этом, несмотря на все изменения в составе оборудования, обновленный танк внешне практически ничем не отличался от «Чифтена» в версии Mk.5. Две бронемашины различало лишь расположение коробов для снаряжения на башне и несколько других незначительных деталей.

В соответствии с первым договором от 1979 года, Великобритания построила и поставила Иордании 274 танка «Халид». Позже усилиями английских и иорданских предприятий количество этих машин в вооруженных силах ближневосточного королевства возросло до 350 единиц.

Chieftain-800/900

В начале восьмидесятых англичане создали новую модификацию танка «Чифтен», изначально предназначавшуюся для экспортных поставок. Авторы проекта из компании Vickers постарались учесть все имевшиеся на тот момент пожелания заказчиков и существующие тенденции в области основных боевых танков. В результате появился проект под названием Chieftain-800/900.

Экспортные модификации танка Chieftain


Новый танк для третьих стран представлял собой дальнейшее развитие линейки модификаций модели Mk.5. Он получил еще более мощное бронирование обновленных корпуса и башни. Как и «Шир-1», Chieftain-800/900 предлагалось оснащать комбинированной броней Chobham. Примечательно, что лобовая часть корпуса была выполнена по считающейся устаревшей схеме «щучий нос», использовавшейся на некоторых танках середины прошлого века. Демонстрировавшийся на выставках вооружения прототип нового «Чифтена» имел характерные обводы, сформированные сопряженными плоскими деталями. Вероятно, это было обусловлено широким использованием комбинированной многослойной брони.

После обновления корпуса и башни танк потяжелел до 56 тонн, в связи с чем понадобилась достаточно мощная силовая установка. Заказчикам предлагались два варианта танка, отличавшиеся друг от друга мощностью дизельного двигателя. Так, на «Чифтен-800» предполагалось устанавливать 800-сильный дизель, а на «Чифтен-900» – двигатель мощностью 900 л.с. В обоих вариантах поставщиком двигателя являлась компания Rolls-Royce. Для упрощения и удешевления конструкции экспортные танки имели механическую трансмиссию TN-12/1000, одинаковую для обоих вариантов. Танк оснастили вспомогательным двигателем мощностью 30 л.с., связанным с электрогенератором. Вспомогательный двигатель и генератор должны были снабжать боевую машину электроэнергией при выключенном основном дизеле. Вооружение и электронное оборудование соответствовали танку Chieftain Mk.5.

Экспортные модификации танка Chieftain


Впервые ОБТ Chieftain-800/900 был показан в 1982 году, после чего в течение нескольких лет демонстрировался на международных выставках вооружений и военной техники. Однако задумка английских танкостроителей не привела к ожидаемому результату. Танк, разработанный специально для экспортных поставок, лишь привлекал внимание потенциальных покупателей. Зарубежные военные ограничивались ничего не значащими похвалами и не спешили инициировать переговоры о поставках. Вероятно, возможных покупателей отталкивали недостаточные ходовые качества бронемашины, которая при 900-сильном двигателе могла разгоняться лишь до 52 км/ч, причем только на шоссе. Так или иначе, за отсутствием контрактов и каких-либо перспектив проект Chieftain-800/900 был закрыт в середине восьмидесятых. Единственный построенный прототип в настоящее время хранится в танковом музее города Бовингтон.


По материалам сайтов:
http://vadimvswar.narod.ru/
http://army-guide.com/
http://armor.kiev.ua/
http://preservedtanks.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Ruslandeth 16 июля 2013 08:45
    ... обычный танк, ничем не примечательный.

    Хоть бы о боевом применении написали, сколько "советских ржавых ведер" подбил и то сё.
    Ruslandeth
    1. Bongo 16 июля 2013 09:24
      Было как раз наоборот: "советские ржавые вёдра" Т-62 и Т-55 в ходе танкового сражения во время Ирано-Иракской войны "наколотили" несколько десятков иранских "Чифтенов". Часть захваченных машин Ирак позже продал в Иорданию.
      1. Ruslandeth 17 июля 2013 02:48
        Замнусовали, сарказм не поняв!

        Спасибо за информацию
        Ruslandeth
  2. RoadRunner 16 июля 2013 09:36
    Не дотянул он до своего предшественника по "популярности".
    RoadRunner
  3. N.O.M.A.D.E. 16 июля 2013 09:46
    Цитата: RoadRunner
    Не дотянул он до своего предшественника по "популярности".


    Ага, до популярности "Центуриона", ему как пешком до луны ))
  4. кузнецов 1977 16 июля 2013 09:59
    Иран активно применял "Чифтены" в ходе ирано-иракской войны. В январе 1981 года бой в долине Хархи вблизи города Сусенгерда состоялось наиболее известное танковое сражение, в котором иранская 16-я танковая дивизия (около 300 "Чифтенов" и американских М-60А1), поддержанная 55 воздушно-десантной бригадой была разбита иракской танковой дивизией (около 300 Т-62). В ходе боя ирак уничтожил или захватил 214 иранских танков. Иран признал потерю 88 машин. В ходе боя окончательно прояснилось, что 115-мм бронебойный подкалиберный снаряд пушки танка Т-62 надежно пробивает лобовую броню танков «Чифтен», и в дальнейшем иранские танкисты избегали лобового столкновения с современными танками советского производства. С появлением на поле боя иракских Т-72, преимущество иракцев еще более увеличилось. В марте 1986 года в ходе налета иракской авиации (МиГ-23БН) во время боев за Ахваз было повреждено и уничтожено около 500 "Чифтенов", М-60А1 и БТР М-113. 120 захваченных "Чифтенов" иракцы подарили Иордании, за поддержку в войне. Большая часть танков имела боевые повреждения и нуждалась в серьезном ремонте, но около 30 машин находились в боеспособном состоянии. Кстати один из захваченных иранских "Чифтенов" был доставлен в ССССР и в настоящее время демонстрируется в Кубинке. вместе с захваченным иранским "Скорпионом". Некоторые трофейные иранские "Чифтены" были впоследствии обнаружены на танковых кладбищах Ирака.
    кузнецов 1977
    1. Kars 16 июля 2013 10:35
      _____________
    2. Kars 16 июля 2013 10:40
      Кувейтские Чифтены перед нападение Ирака в 90.
      В ходе Бури в Пустыне несколько вернулось на строну хозяев и освобождали Эль Кувейт в 1991
    3. С2H5OH 16 июля 2013 20:13
      есть на свете три вещи на которые можно смотреть бесконечно:1)как работают другие люди 2)как течет вода 3)как горит буржуйская техника winked
      С2H5OH
  5. кузнецов 1977 16 июля 2013 10:14
    Вот фотография трофейных иракских "Чифтена" и "Скорпиона" в Кубинке.
    кузнецов 1977

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня