Экспортные модификации танка Chieftain

В конце шестидесятых и начале семидесятых годов английский основной боевой танк Chieftain («Вождь») считался одной из лучших машин своего класса. В этом танке объединялись все новейшие достижения британской оборонной промышленности, благодаря чему он регулярно получал самые лестные оценки. Естественно, высокие заявленные характеристики довольно быстро привлекли внимание третьих стран. Некоторые ближневосточные государства, имевшие хорошие отношения с Великобританией, выказали желание приобрести для себя определенное количество танков «Чифтен». Одним из первых потенциальных покупателей стал Израиль. Но уже в 1969 году, после очередного вооруженного противостояния с соседними странами он лишился возможности обновить парк техники бронетанковых войск, поскольку Лондон решил не нарушать эмбарго на поставку вооружений Израилю.

Экспортные модификации танка Chieftain


Вскоре после несостоявшегося соглашения с Израилем начались переговоры с другими государствами региона. В результате подобных мероприятий Великобритания подписала несколько контрактов на поставку бронетехники. При этом некоторые заказчики высказывали претензии к тем или иным чертам конструкции танка Chieftain. Для решения подобных проблем было предложено конструировать специальные модификации для определенных стран. Подобные улучшения танков сказывались на цене проекта, но заказчики не противились, поскольку сами же и инициировали улучшение исходной бронемашины.


Иранские «Львы»

Первой страной, выказавшей желание получить приспособленный для своих условий танк Chieftain, был Иран. Еще в 1971 году он заказал 707 танков и 73 бронированные ремонтно-эвакуационные машины на их базе. В дальнейшем Тегеран собирался купить еще 1200 танков, но его не устроили имевшиеся характеристики предлагаемой техники. Иранские военные выставили список недостатков «Чифтена», которые требовалось исправить перед покупкой. Прежде всего критике подверглась не слишком высокая мощность двигателя и, как следствие, недостаточные ходовые качества танка. Также иранцы остались недовольны недостаточно плавным ходом машины на пересеченной местности.

После уточнения всех подробностей претензий иранской стороны в 1974 году британцы запустили проект под названием Shir Iran («Лев Ирана»). Предполагалось, что благодаря срокам начала серийного строительства обновленных танков Chieftain удастся поставить заказчику первые модернизированные машины уже в рамках первого контракта. Стоит отметить, что Великобритания, выполняя свои обязательства по первому договору, изначально поставляла в Иран танки «Чифтен» модели Mk.3/3P, незначительно отличавшиеся от версии для собственных вооруженных сил.

В качестве основы для танка Shir Iran была выбрана бронемашина Chieftain Mk.5. Ее характеристики предлагалось улучшить при помощи новой силовой установки и обновления электронного оборудования. Согласно проекту обновления, в моторно-трансмиссионном отделения танка должен был стоять дизельный двигатель Rolls-Royce CV-12TCA мощностью 1200 лошадиных сил и гидромеханическая трансмиссия David Brown Engineering TN-37 с гидрообъемной передачей. При такой силовой установке «Лев Ирана» имел удельную мощность более 23 л.с. на тонну, что было примерно в полтора раза выше, чем у оригинального танка «Чифтен». В то же время, разработка и доводка нового танкового дизеля затянулась. Специалисты фирмы Rolls-Royce не уложились в установленные сроки, из-за чего Британии пришлось выступать с новым предложением по контракту.

Английская и иранская стороны пришли к договоренности о постепенном совершенствовании танка и поставках техники несколькими партиями: каждая последующая будет лучше предыдущей. Таким образом, в середине семидесятых Иран получил первые 187 танков Chieftain в доработанном варианте Mk.5P (альтернативное обозначение FV 4030/1). Они имели старую силовую установку, свойственную оригинальной модификации Mk.5, но при этом оснащались новой системой управления трансмиссией, усиленной противоминной защитой и дополнительными амортизаторами на задних опорных катках. Также незначительно изменилась конструкция топливных баков и некоторых других агрегатов.

Экспортные модификации танка Chieftain


125 танков из следующей партии уже носили новое название: Shir-1 (FV 4030/2). Они получили новую усиленную подвеску и обновленную гидромеханическую трансмиссию. Однако дизель CV-12TCA все еще не был готов и пришлось обойтись имевшимися на тот момент двигателями приемлемой мощности. Согласно разным источникам, танки «Шир-1» оснащались дизелями мощностью 850-900 л.с. Обновление защиты и боевого модуля отложили на следующую модификацию.

Для танков Shir-2 (FV 4030/3) разработали обновленный бронекорпус и сварную башню. Интересным нововведением в конструкции стало использование комбинированной брони Chobham. В дополнение к оставшемуся прежним вооружению танка предусмотрели использование новой системы управления огнем, в состав которой вошел комбинированный дневной/ночной перископический прицел и т.п. компоненты. На танке «Шир-2» применялась новая гидропневматическая подвеска, созданная фирмой Dunlop. Силовая установка с 1200-сильным двигателем все еще находилась на стадии испытаний.

Экспортные модификации танка Chieftain


К сожалению иранской армии, британцы успели построить лишь семь прототипов танка Shir-2. Проектирование и испытания этой бронемашины длились до 1979 года. После исламской революции новая власть Ирана разорвала контракт на поставку английских танков. В результате этого вооруженные силы ближневосточного государства успели получить лишь 700 танков нескольких модификаций. Проект «Шир-2» был закрыт за ненадобностью, но некоторые наработки по нему впоследствии использовались в других разработках.

Khalid

В середине семидесятых свой интерес к британским танкам «Чифтен» проявила Иордания. Переговоры по контракту затянулись до конца десятилетия, но в итоге странам удалось найти общий язык и определить облик танка, необходимого Иордании. Перспективный танк для этой страны получил название Khalid и индекс FV 4030P2J.

Экспортные модификации танка Chieftain


Фактически «Халид» представлял собой небольшую модернизацию танка Shir-1. Незначительным доработкам подверглась конструкция корпуса, поскольку бронемашина получила новый двигатель. После нескольких лет работы танк семейства Chieftain наконец получил дизель мощностью 1200 л.с. Им стал форсированный вариант двигателя Perkins CV-12 1000. Также к этому времени завершилась доводка гидромеханической трансмиссии TN-37. В боевом отделении танка Khaled установили новую систему управления огнем фирмы Markoni Space and Defense. При этом, несмотря на все изменения в составе оборудования, обновленный танк внешне практически ничем не отличался от «Чифтена» в версии Mk.5. Две бронемашины различало лишь расположение коробов для снаряжения на башне и несколько других незначительных деталей.

В соответствии с первым договором от 1979 года, Великобритания построила и поставила Иордании 274 танка «Халид». Позже усилиями английских и иорданских предприятий количество этих машин в вооруженных силах ближневосточного королевства возросло до 350 единиц.

Chieftain-800/900

В начале восьмидесятых англичане создали новую модификацию танка «Чифтен», изначально предназначавшуюся для экспортных поставок. Авторы проекта из компании Vickers постарались учесть все имевшиеся на тот момент пожелания заказчиков и существующие тенденции в области основных боевых танков. В результате появился проект под названием Chieftain-800/900.

Экспортные модификации танка Chieftain


Новый танк для третьих стран представлял собой дальнейшее развитие линейки модификаций модели Mk.5. Он получил еще более мощное бронирование обновленных корпуса и башни. Как и «Шир-1», Chieftain-800/900 предлагалось оснащать комбинированной броней Chobham. Примечательно, что лобовая часть корпуса была выполнена по считающейся устаревшей схеме «щучий нос», использовавшейся на некоторых танках середины прошлого века. Демонстрировавшийся на выставках вооружения прототип нового «Чифтена» имел характерные обводы, сформированные сопряженными плоскими деталями. Вероятно, это было обусловлено широким использованием комбинированной многослойной брони.

После обновления корпуса и башни танк потяжелел до 56 тонн, в связи с чем понадобилась достаточно мощная силовая установка. Заказчикам предлагались два варианта танка, отличавшиеся друг от друга мощностью дизельного двигателя. Так, на «Чифтен-800» предполагалось устанавливать 800-сильный дизель, а на «Чифтен-900» – двигатель мощностью 900 л.с. В обоих вариантах поставщиком двигателя являлась компания Rolls-Royce. Для упрощения и удешевления конструкции экспортные танки имели механическую трансмиссию TN-12/1000, одинаковую для обоих вариантов. Танк оснастили вспомогательным двигателем мощностью 30 л.с., связанным с электрогенератором. Вспомогательный двигатель и генератор должны были снабжать боевую машину электроэнергией при выключенном основном дизеле. Вооружение и электронное оборудование соответствовали танку Chieftain Mk.5.

Экспортные модификации танка Chieftain


Впервые ОБТ Chieftain-800/900 был показан в 1982 году, после чего в течение нескольких лет демонстрировался на международных выставках вооружений и военной техники. Однако задумка английских танкостроителей не привела к ожидаемому результату. Танк, разработанный специально для экспортных поставок, лишь привлекал внимание потенциальных покупателей. Зарубежные военные ограничивались ничего не значащими похвалами и не спешили инициировать переговоры о поставках. Вероятно, возможных покупателей отталкивали недостаточные ходовые качества бронемашины, которая при 900-сильном двигателе могла разгоняться лишь до 52 км/ч, причем только на шоссе. Так или иначе, за отсутствием контрактов и каких-либо перспектив проект Chieftain-800/900 был закрыт в середине восьмидесятых. Единственный построенный прототип в настоящее время хранится в танковом музее города Бовингтон.


По материалам сайтов:
http://vadimvswar.narod.ru/
http://army-guide.com/
http://armor.kiev.ua/
http://preservedtanks.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Ruslandeth 16 июля 2013 08:45
    ... обычный танк, ничем не примечательный.

    Хоть бы о боевом применении написали, сколько "советских ржавых ведер" подбил и то сё.
    Ruslandeth
    1. Bongo 16 июля 2013 09:24
      Было как раз наоборот: "советские ржавые вёдра" Т-62 и Т-55 в ходе танкового сражения во время Ирано-Иракской войны "наколотили" несколько десятков иранских "Чифтенов". Часть захваченных машин Ирак позже продал в Иорданию.
      1. Ruslandeth 17 июля 2013 02:48
        Замнусовали, сарказм не поняв!

        Спасибо за информацию
        Ruslandeth
  2. RoadRunner 16 июля 2013 09:36
    Не дотянул он до своего предшественника по "популярности".
    RoadRunner
  3. N.O.M.A.D.E. 16 июля 2013 09:46
    Цитата: RoadRunner
    Не дотянул он до своего предшественника по "популярности".


    Ага, до популярности "Центуриона", ему как пешком до луны ))
  4. кузнецов 1977 16 июля 2013 09:59
    Иран активно применял "Чифтены" в ходе ирано-иракской войны. В январе 1981 года бой в долине Хархи вблизи города Сусенгерда состоялось наиболее известное танковое сражение, в котором иранская 16-я танковая дивизия (около 300 "Чифтенов" и американских М-60А1), поддержанная 55 воздушно-десантной бригадой была разбита иракской танковой дивизией (около 300 Т-62). В ходе боя ирак уничтожил или захватил 214 иранских танков. Иран признал потерю 88 машин. В ходе боя окончательно прояснилось, что 115-мм бронебойный подкалиберный снаряд пушки танка Т-62 надежно пробивает лобовую броню танков «Чифтен», и в дальнейшем иранские танкисты избегали лобового столкновения с современными танками советского производства. С появлением на поле боя иракских Т-72, преимущество иракцев еще более увеличилось. В марте 1986 года в ходе налета иракской авиации (МиГ-23БН) во время боев за Ахваз было повреждено и уничтожено около 500 "Чифтенов", М-60А1 и БТР М-113. 120 захваченных "Чифтенов" иракцы подарили Иордании, за поддержку в войне. Большая часть танков имела боевые повреждения и нуждалась в серьезном ремонте, но около 30 машин находились в боеспособном состоянии. Кстати один из захваченных иранских "Чифтенов" был доставлен в ССССР и в настоящее время демонстрируется в Кубинке. вместе с захваченным иранским "Скорпионом". Некоторые трофейные иранские "Чифтены" были впоследствии обнаружены на танковых кладбищах Ирака.
    кузнецов 1977
    1. Kars 16 июля 2013 10:35
      _____________
    2. Kars 16 июля 2013 10:40
      Кувейтские Чифтены перед нападение Ирака в 90.
      В ходе Бури в Пустыне несколько вернулось на строну хозяев и освобождали Эль Кувейт в 1991
    3. С2H5OH 16 июля 2013 20:13
      есть на свете три вещи на которые можно смотреть бесконечно:1)как работают другие люди 2)как течет вода 3)как горит буржуйская техника winked
      С2H5OH
  5. кузнецов 1977 16 июля 2013 10:14
    Вот фотография трофейных иракских "Чифтена" и "Скорпиона" в Кубинке.
    кузнецов 1977

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня