Экспортные модификации танка Chieftain
Вскоре после несостоявшегося соглашения с Израилем начались переговоры с другими государствами региона. В результате подобных мероприятий Великобритания подписала несколько контрактов на поставку бронетехники. При этом некоторые заказчики высказывали претензии к тем или иным чертам конструкции танка Chieftain. Для решения подобных проблем было предложено конструировать специальные модификации для определенных стран. Подобные улучшения танков сказывались на цене проекта, но заказчики не противились, поскольку сами же и инициировали улучшение исходной бронемашины.
Иранские «Львы»
Первой страной, выказавшей желание получить приспособленный для своих условий танк Chieftain, был Иран. Еще в 1971 году он заказал 707 танков и 73 бронированные ремонтно-эвакуационные машины на их базе. В дальнейшем Тегеран собирался купить еще 1200 танков, но его не устроили имевшиеся характеристики предлагаемой техники. Иранские военные выставили список недостатков «Чифтена», которые требовалось исправить перед покупкой. Прежде всего критике подверглась не слишком высокая мощность двигателя и, как следствие, недостаточные ходовые качества танка. Также иранцы остались недовольны недостаточно плавным ходом машины на пересеченной местности.
После уточнения всех подробностей претензий иранской стороны в 1974 году британцы запустили проект под названием Shir Iran («Лев Ирана»). Предполагалось, что благодаря срокам начала серийного строительства обновленных танков Chieftain удастся поставить заказчику первые модернизированные машины уже в рамках первого контракта. Стоит отметить, что Великобритания, выполняя свои обязательства по первому договору, изначально поставляла в Иран танки «Чифтен» модели Mk.3/3P, незначительно отличавшиеся от версии для собственных вооруженных сил.
В качестве основы для танка Shir Iran была выбрана бронемашина Chieftain Mk.5. Ее характеристики предлагалось улучшить при помощи новой силовой установки и обновления электронного оборудования. Согласно проекту обновления, в моторно-трансмиссионном отделения танка должен был стоять дизельный двигатель Rolls-Royce CV-12TCA мощностью 1200 лошадиных сил и гидромеханическая трансмиссия David Brown Engineering TN-37 с гидрообъемной передачей. При такой силовой установке «Лев Ирана» имел удельную мощность более 23 л.с. на тонну, что было примерно в полтора раза выше, чем у оригинального танка «Чифтен». В то же время, разработка и доводка нового танкового дизеля затянулась. Специалисты фирмы Rolls-Royce не уложились в установленные сроки, из-за чего Британии пришлось выступать с новым предложением по контракту.
Английская и иранская стороны пришли к договоренности о постепенном совершенствовании танка и поставках техники несколькими партиями: каждая последующая будет лучше предыдущей. Таким образом, в середине семидесятых Иран получил первые 187 танков Chieftain в доработанном варианте Mk.5P (альтернативное обозначение FV 4030/1). Они имели старую силовую установку, свойственную оригинальной модификации Mk.5, но при этом оснащались новой системой управления трансмиссией, усиленной противоминной защитой и дополнительными амортизаторами на задних опорных катках. Также незначительно изменилась конструкция топливных баков и некоторых других агрегатов.

125 танков из следующей партии уже носили новое название: Shir-1 (FV 4030/2). Они получили новую усиленную подвеску и обновленную гидромеханическую трансмиссию. Однако дизель CV-12TCA все еще не был готов и пришлось обойтись имевшимися на тот момент двигателями приемлемой мощности. Согласно разным источникам, танки «Шир-1» оснащались дизелями мощностью 850-900 л.с. Обновление защиты и боевого модуля отложили на следующую модификацию.
Для танков Shir-2 (FV 4030/3) разработали обновленный бронекорпус и сварную башню. Интересным нововведением в конструкции стало использование комбинированной брони Chobham. В дополнение к оставшемуся прежним вооружению танка предусмотрели использование новой системы управления огнем, в состав которой вошел комбинированный дневной/ночной перископический прицел и т.п. компоненты. На танке «Шир-2» применялась новая гидропневматическая подвеска, созданная фирмой Dunlop. Силовая установка с 1200-сильным двигателем все еще находилась на стадии испытаний.

К сожалению иранской армии, британцы успели построить лишь семь прототипов танка Shir-2. Проектирование и испытания этой бронемашины длились до 1979 года. После исламской революции новая власть Ирана разорвала контракт на поставку английских танков. В результате этого вооруженные силы ближневосточного государства успели получить лишь 700 танков нескольких модификаций. Проект «Шир-2» был закрыт за ненадобностью, но некоторые наработки по нему впоследствии использовались в других разработках.
Khalid
В середине семидесятых свой интерес к британским танкам «Чифтен» проявила Иордания. Переговоры по контракту затянулись до конца десятилетия, но в итоге странам удалось найти общий язык и определить облик танка, необходимого Иордании. Перспективный танк для этой страны получил название Khalid и индекс FV 4030P2J.

Фактически «Халид» представлял собой небольшую модернизацию танка Shir-1. Незначительным доработкам подверглась конструкция корпуса, поскольку бронемашина получила новый двигатель. После нескольких лет работы танк семейства Chieftain наконец получил дизель мощностью 1200 л.с. Им стал форсированный вариант двигателя Perkins CV-12 1000. Также к этому времени завершилась доводка гидромеханической трансмиссии TN-37. В боевом отделении танка Khaled установили новую систему управления огнем фирмы Markoni Space and Defense. При этом, несмотря на все изменения в составе оборудования, обновленный танк внешне практически ничем не отличался от «Чифтена» в версии Mk.5. Две бронемашины различало лишь расположение коробов для снаряжения на башне и несколько других незначительных деталей.
В соответствии с первым договором от 1979 года, Великобритания построила и поставила Иордании 274 танка «Халид». Позже усилиями английских и иорданских предприятий количество этих машин в вооруженных силах ближневосточного королевства возросло до 350 единиц.
Chieftain-800/900
В начале восьмидесятых англичане создали новую модификацию танка «Чифтен», изначально предназначавшуюся для экспортных поставок. Авторы проекта из компании Vickers постарались учесть все имевшиеся на тот момент пожелания заказчиков и существующие тенденции в области основных боевых танков. В результате появился проект под названием Chieftain-800/900.

Новый танк для третьих стран представлял собой дальнейшее развитие линейки модификаций модели Mk.5. Он получил еще более мощное бронирование обновленных корпуса и башни. Как и «Шир-1», Chieftain-800/900 предлагалось оснащать комбинированной броней Chobham. Примечательно, что лобовая часть корпуса была выполнена по считающейся устаревшей схеме «щучий нос», использовавшейся на некоторых танках середины прошлого века. Демонстрировавшийся на выставках вооружения прототип нового «Чифтена» имел характерные обводы, сформированные сопряженными плоскими деталями. Вероятно, это было обусловлено широким использованием комбинированной многослойной брони.
После обновления корпуса и башни танк потяжелел до 56 тонн, в связи с чем понадобилась достаточно мощная силовая установка. Заказчикам предлагались два варианта танка, отличавшиеся друг от друга мощностью дизельного двигателя. Так, на «Чифтен-800» предполагалось устанавливать 800-сильный дизель, а на «Чифтен-900» – двигатель мощностью 900 л.с. В обоих вариантах поставщиком двигателя являлась компания Rolls-Royce. Для упрощения и удешевления конструкции экспортные танки имели механическую трансмиссию TN-12/1000, одинаковую для обоих вариантов. Танк оснастили вспомогательным двигателем мощностью 30 л.с., связанным с электрогенератором. Вспомогательный двигатель и генератор должны были снабжать боевую машину электроэнергией при выключенном основном дизеле. Вооружение и электронное оборудование соответствовали танку Chieftain Mk.5.

Впервые ОБТ Chieftain-800/900 был показан в 1982 году, после чего в течение нескольких лет демонстрировался на международных выставках вооружений и военной техники. Однако задумка английских танкостроителей не привела к ожидаемому результату. Танк, разработанный специально для экспортных поставок, лишь привлекал внимание потенциальных покупателей. Зарубежные военные ограничивались ничего не значащими похвалами и не спешили инициировать переговоры о поставках. Вероятно, возможных покупателей отталкивали недостаточные ходовые качества бронемашины, которая при 900-сильном двигателе могла разгоняться лишь до 52 км/ч, причем только на шоссе. Так или иначе, за отсутствием контрактов и каких-либо перспектив проект Chieftain-800/900 был закрыт в середине восьмидесятых. Единственный построенный прототип в настоящее время хранится в танковом музее города Бовингтон.
По материалам сайтов:
http://vadimvswar.narod.ru/
http://army-guide.com/
http://armor.kiev.ua/
http://preservedtanks.com/
Информация